Софийский собор или Храм Святой Софии, Айя-София (Hagia Sophia) – гениальный памятник византийского зодчества, символ «золотого столетия» Византии.
Сходство между ними бросается в глаза (так, например, оба храма являются крестово-купольными и пятинефными), укрепляя предположение, что возглавлял строительство квалифицированный византийский зодчий, но идея соборов принадлежала русским князьям, а воплощать ее в жизнь греческому мастеру помогали грамотные русские мастеровые. В Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою библиотеку. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам почти перестали платить жалованье. Ранее они уже построили Церковь Святых Сергия и Вакха в Константинополе. Его открыли в ходе реставрационных работ 1958 года. Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью.
Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. София была наиболее крупным, компактным и массивным архитектурным сооружением не только на Августионе, но и во всей столице. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, заимствованный из древнегреческого искусства. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
Согласно с сорок третьей новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялась определенное количество мастерских (ергастирии), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.
Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве.
До них такого опыта ни у кого не было. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Сравнительно тонкие стены храма (1, 1—1, 5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора.
Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов.
Святитель решительно отказался исполнить приказание. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу.
Через это изменение в Ая-Софии во время молитвы, мусульмане были вынуждены располагаться под углом относительно здания. Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола. 6:3) и эти же слова – часть литургической Херувимской песни. В 1050 г., через пять лет после начала строительства, храм был «свершен», а 14 сентября 1052 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, освящен.
В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.
И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1, 2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Собрание Ая-София даже наметили проведение литургии в храме.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней – мрамора, яшмы, порфира. Император Констанций (337–361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой.
В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. 1).
Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. После завоевания Византии турками-османами собор Святой Софии был превращен в мечеть (в 1453 г. ), по углам к зданию были пристроены минареты — башни, с которых мусульман созывают на молитву. Ею было отмечено место, которое действительно можно было назвать центром мира в ранневизантийское время. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина I (слева), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниана I (справа), приносит Богородицы собор Святой Софии.
Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место. Собственных традиций каменного строительства церквей в Новгороде того времени не было (все строилось из дерева), вот таким образом храм воздвигался под руководством опытных византийских зодчих.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Исторические источники утверждают, что дата основания собора – 324 год от рождества Христова. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич Смоленский содрал оклады с икон и похитил драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме.
«Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле. Были попытки связывать многоглавие киевской Софии, как и всю ее композицию, с традициями языческого деревянного зодчества.
После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363–364), в правление которого гонение прекратилось. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было везли мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни.
Любимов.
Прекратил своё существование и Константинополь. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси).
В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю -- центральную часть интерьера.
Премудрость или София (от греч. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». В архитектуре Святой Софии, в отличие от раннехристианских базилик, заложена принципиально новая концепция.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Аналогичные функциональные требования, возникшие в менее развитой форме ещё в предшествующий период, породили архитектурный тип купольной базилики, который и был выбран для главного храма Византийской империи Анфимием и Исидором.
Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. В правую руку помещен предмет цилиндрической формы (Акакия или анаксикакия), а в левую – государство. Портрет имеет точную дату создания – 912 год.
Согласно книге О церемониях в этот день император из Большого дворца шел в собор, неся в руке Акакий (по сообщению Георгия Кодина это был сверток с шелковой ткани, наполненный землей). фунтов (около 130 т. ) золота. Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого.
Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики был непокрытый подготовительный фресковая живопись.
Однако среди них открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемые периодом Юстиниана I. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Христиане имеют вполне обоснованные претензии.
На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачевой, эта мозаика напоминает о титарськи портреты Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь.
Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве.
Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков.
Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Входную стену украшал Деисус (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Существует легенда, что план здания императору Юстиниану вручили ангелы, когда тот спал.
Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки.
Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Мозаикой были украшен не только храм Святой Софии, но и принадлежавшие ему постройки, например, баптистерий (крещальня). Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2).
Купол храма покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий так описывал производимое им впечатление: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити». Лишь в 1935 г. по декрету президента Турции Ататюрка София стала музеем и приглашенные реставраторы постепенно освободили ее великолепные мозаики и фрески от скрывавших их слоев штукатурки. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Преобразованию в бывшем храме подверглись все стены. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция очень редкая для императорской иконографии.
Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». Однако этот храм сгорел в результате народного восстания 404 года. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Название «Айя-София» происходит от одного из трёх эпитетов обращения к богу и в переводе обозначает «Премудрость Божья». Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. В них четко прослеживается связь с античными традициями.
Для изготовления драгоценных престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского использовали злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камни честные много, яхонты изумруд, бисер, касидер, магнит, он (икс) й, алмазы и другая до семидесяти двух разных вещей. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. 1:30).
Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть – четыре минарета и полумесяц над куполом.
Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. В центре должна была находиться кафедра-амвон -- место средоточия церемоний изображающее по ходу действия то пещеру, где родился Христос, то гору, на которой он был распят и т. д.
Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека.
Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным храмом императора. Над строительством собора трудилось около десяти тысяч рабочих. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София.
София – это не только духовная категория, но и женское имя. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм.
Однако это уже не отвлеченные условные образы. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. В VI веке храм был перестроен из старой базилики времен императора Константина Великого (IV в. ). На противоположной стороне нефа этому соответствуют колоннады, открывающиеся в средний неф.
О других чудесах света Вы можете почитать в рубрике Чудеса света. Известно, что из 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Особую сложность представляло купольное завершение. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы изображены два архангелы (сохранилась лишь мозаика с архангелом Гавриилом).
В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Наступило еще более трудное время – началось открытое гонение на христиан. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. В византийской эстетике ключевым понятием является свет.
Православные фрески и мозаики на стенах собора были покрыты слоем штукатурки. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». К сожалению, письменные источники не донесли до нас имена этих людей, но можно предположить, что это была та же артель, которая незадолго до закладки новгородского собора построила киевский храм Святой Софии. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). Сегодня исламские фундаменталисты в Турции требуют, чтобы власть вновь превратила музей на мечеть.
И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа).
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Не минула эта участь и Византию. Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Эти колонны служили основанием для икон.
С другой стороны, православные выдвигают встречное требование, чтобы полумесяц немедленно сбросили и снова поставили над Софией крест. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила.
Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю.
После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361–363). А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии.
Вступивший на престол император Грациан (375–383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг. ). На постройку был употреблён лучший строительный материал.
Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально. Его носила христианская святая София, жившая во II веке. Это позволяет утверждать, что в росписи участвовали местные иконописцы. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Такое изображение Пречистой Девы Марии известно под названием «Нерушимая стена».
Османы же переместили михраб в юго-восточный угол собора – в направлении Мекки. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.
Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Такова же роль последних по отношению к куполу. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие.
Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката.
Император выслушивал от патриарха молитву входа и затем, прежде чем войти в нави собора, трижды преклонялся перед этой дверью.
Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии».
Общий размер основного здания собора: длина 29. 5 м, ширина 29. 3 м, а вместе с галереями – соответственно 41. 7 и 54. 6 м. (рис. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны.
Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран.
На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. Январь 532 года. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении.
Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Отличие заключается в прибавлении купола. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога.
Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. На одной из знаменитых мозаик Софии Константинопольской изображены императоры Константин и Юстиниан, подносящие свои дары Богородице: Константин — город Константинополь, столицу первой христианской империи (столица империи перенесена в Константинополь в 330 г. ) Юстиниан – собор Святой Софии. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке.
Храм многократно разоряли не только иноземные агрессоры, но и русские князья. Возникает вопрос об основном отличии подобных купольных базилик -- предшественниц Софии -- от древнехристианских базилик Рима -- этих первых наземных храмов христиан в западной столице империи после официального признания новой религии. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Страх Господень.
В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
И император в данном случае не является исключением. С такими взглядами в настоящее время нет необходимости даже спорить. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства.
На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Самый мозаичный цикл создан после окончания суток иконоборчества в 867 году. Этот день был последним и для самой столицы Византии. Лик Иисуса Христа, выложенный мельчайшими кубиками смальты с чередованием темных и светлых оттенков, кажется живым, трепетным, светящимся изнутри.
И умножились пресвитеры и люди христианские. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благодаря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. Ритм движения скульптурно сформированных складок его одежд подчеркивают объем и пластическую форму фигуры.
Многие исследователи христианского зодчества, пытаясь отнести архитектуру Святой Софии к тому или иному типу, сталкивались с определенными сложностями. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев и книги любил, читая их часто и ночью и днем. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода.
«Мы не знали – на небе или на земле мы: нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими» (Повесть временных лет»).
Мусульмане восприняли это как дурной знак и покинули храм. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364–378).
Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей. Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных.
Симеон Новый Богослов (1022). Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения.
» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков : западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией и северо-южного морского пути (так называемого из варяг в греки), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних сооружений (например, с Рима доставлены восемь порфировых колонн, взятых из Храма Солнца, а с Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора – фенгиту).
Строительство храма продолжалось 5 лет (по тем временам рекордно короткий срок), ежедневно работало около 10 тысяч рабочих. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами.
В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Крупные землетрясения 1818 и 1858 гг. И вот таким образом он не случаен, не произволен в своем существовании, но в себе имеет для бытия своего «достаточное основание», нерушимое в божественности своей и для самого Творца.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Вероятно, она отражает какую-то торжественную религиозную церемонию. Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. В данном определении подчеркивалась не только базиликальность внутреннего пространства собора, но и – самое главное – центральное место купольной системы в зримом облике Софии. А возле его трона стоит на коленях император Лев VI.
И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Землетрясения и пожары наносили Святой Софии огромные повреждения, но каждый раз храм заново восстанавливали. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей.
В целом образуется единый нежный тон. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива. Православные вновь стали подвергаться преследованиям. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность.
В эпоху правления императора Ираклии И штат разросся до 600 человек. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды – и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. Это мерцающее внутреннее сияние в сочетании с ощущением воплощенной живой плоти передает суть слияния божественной природы с природой человеческой.
Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Иными словами, мир содержит в себе нечто божественное и для Бога, как Его самооткровение. В здание имелось 9 входов, 3 из которых были открыты для прихожан. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы.
— Побеждай). вся земля полна славы Его. » (Ис. при императоре Юстиниане. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника».
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты.
Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Я превзошел тебя. ».
И снова бунт, снова пожар. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Один только её восточный фасад был открыт целиком : апсида была видна доверху. И действительно в восточном приделе храма на мраморе есть природный узор изображающий картину разрушенного города и даже силуэт «атомного гриба».
Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. В апсиде помещены тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа.
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название большая. Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор. Эта мозаика датируется IX веком. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.
1:14). Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола.
Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. С этим сочетаются эффекты цвета. Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году.
Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года, сообщает, что мозаика апсиды создана иконописцем Лазарем, который пострадал в период иконоборчества, а после Торжества Православия получил широкое признание. Но великое искусство нельзя убить. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Взаимодействие Бога с миром основано на взаимоотношении Софии Божественной и тварной. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч.
Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Тем, кто его видит, он кажется исключительным тем, кто о нем слышит, – невероятным.
Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». По краю конхи помещен греческая надпись (почти полностью утрачен время) со следующим текстом: Изображения, обманщики здесь сбросили, благочестивые правители восстановили.
На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. После реставрации их снова замазали известью. Долгое время он пустовал, а после Освобождения Болгарии от османского ига (1878 г. ) был превращен в склад. (Протоиерей Сергий Булгаков «АгнецБожий»).
Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Кровля была покрыта свинцовыми листами. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.
Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Здесь нет контрастных по свету зон. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах.
Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Во время строительства храма применились абсолютно новые материалы. О, Соломон.
Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Вместе со своим крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.
Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета обратились не только к малоазийским купольным сооружениям, но и к знаменитым памятникам античного мира. Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. Вероятность этого допускает Андрей Грабар и полностью исключает византинист К. Манго.
По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Пространство храма Святой Софии легко, воздушно и динамично. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью 7 века. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей.
Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». «Мир в бытии своем есть создание Божие, он положен творческим да будет.
Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера.
человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. 2010 года представители Фонда. Её нельзя было непосредственно обойти кругом.
«И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Любящих меня люблю ищущие меня найдут благодать. Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство.
К ним относятся мозаики апсиды и вимы. Я превзошел тебя, Соломон.
В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Император Феодосий I в 380 года передал собор православным и 27 ноября лично ввел в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Все они выложены в форме какого-либо узора. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «,, – Свят, Свят, Свят».
Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее – схема вписанного креста). Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава.