«по следам древней христианской колонизации (Византийские базилики на территории сочинского национального парка)». Большая часть храмов сооружена в традициях византийской архитектурнойшколы и характеризуются четырьмя основными типами: трёхнефными и однонефными базиликами, крестообразными и крестово-купольными церквами. Накануне образования византийской архитектуры довольно широко был распространён базиликальный архитектурный тип.
Из всех архитектурных типов, существовавших накануне возникновения византийского зодчества, купольная базилика, которая была потом положена в основу Константинопольской Софии имела для византийской архитектуры наибольшее значение. Удивительная базилика Сан-Витале— одна из наиболее значимых византийских церквей во всей Европе. Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток.
По мнению Шуази, перекрытая куполом восьмигранная церковь св. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы. С подобными пристройками к уже ранее существовавшим зданием связан общий живописный характер поздневизантийского зодчества. Также дошедшей до нас постройкой является дворец Сан-Марко в Венеции. Однако в отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Император Константин I Великий понимал это как никто другой. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами.
Однако византийские строители использовали все эти элементы главным образом в качестве отправной точки. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. Космическая символика предполагала восприятие храма как уменьшенной модели Вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство близ пола – землю, алтарь символизировал рай, а западная половина – ад. Апостолов, св.
Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах— открывающиеся в это среднее пространство ниши квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Великий князь Владимир Красно солнышко крестит варварскую Русь. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении.
Его архитектура и убранство служили безусловным образцом подражания для знати. Таким образом, в Италии, кроме упомянутых нами равеннских церквей, носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (собор Монреале, Палатинская капелла и Марторана в Палермо, Мессинский собор), собор св. Последовательность действий в символической форме изображала историю мира, как она трактована в священном писании. В V—VI вв. Луки в Фокиде, Греция (обе 11 в. ). В плане собор представляет собой равноконечный греческий крест.
2)Центрическая форма – идея единства церкви за счет выделения ее центра. В "небесной" части, под куполом – царство Христа и небесного воинства. Санта Мария Маджиори в Риме, Сент Апполинер в Равенне. На строительстве его работали 10 000 человек.
В отличие от региона Константинополя, в самой Греции базиликальный тип продолжал применяться длительное время – как в упрощенной, так и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Они делали большие проёмы и связывали таким образом интерьеры с наружным пространством. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Остатки крепости и базиликабыли разрушены при строительстве высоковольтной ЛЭП.
Скорее всего, он был пятиглавым. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в несколько сантиметров.
Можно ли их связывать с восточным искусством. Если рассмотреть историю развития архитектуры Византии, то можно выделить три основных периода: ранневизантийский (V-VIII. вв. ), средневизантийский (VIII-XIII вв. ) и поздневизантийский (XII-XV вв. ). Анаргиры и св. Монастырский комплекс, в состав которого входят: храм, укрепление с башней и ворота. Они различны по богатству исполнения, но в большинстве случаев изготавливались из простого инкрустированного или резного мрамора.
Купольные церкви. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. Здесь уже не строили монументальных храмов. Типы храмов: 1)Базилики вытянутой композиции. К ногам Богоматери склоняется Павел.
В Константинополе аналогичная кладка встречается в городских стенах и других ранних постройках. Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный драгоценностями.
Общая площадь ее составляла около 1 млн. кв. Стены над колоннадой были расписаны, а конхе над апсидой были фрески или мозаики. Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как, например, храм Минерва Медика (или иначе, нимфей Лициниевых садов, начало 4 в. ) или мавзолей Константины (326-329, в 1256 переименован в церковь Санта Костанца), обе в Риме баптистерий православных в Равенне (ок. Вот таким образом ее нередко называют Восточной Римской империей. Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (например в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи.
В Пафосе, на пути в Палестину, скончался датский король Эрик I (1095 – 1103 гг. ) и его прах покоится в этом месте. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Все прясла завершались полукруглыми закомарами. Софии в Охриде, в Македонии (основан в IX в., ок. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Полы покрывали мраморными плитами, образовывавшими геометрические узоры.
440 г. ). Длинное вытянутое базилиакальное сооружение с несколькими трансептами. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон.
В целом образуется единый нежный тон.
Сводчатые конструкции: крестовые своды (из кирпича), купол на парусах. Иногда таких нефов было пять, реже — семь или девять. главным объектом художественной разработки становится интерьер. В. А. Косяков, ). У собора пять световых глав со сферическими куполами. Византия была создана в результате распада Римской империи в 395 году на две части: Восточную (названную Византией) и Западную.
Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В новгородской Софии (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Культурное наследие Византии трудно переоценить.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. Когда храм превратили в мечеть, мозаики были уничтожены, т. к. Один только её восточный фасад был открыт целиком : апсида была видна доверху. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6м длины и 68, 4м ширины), образующий три корабля: средний— широкий, боковые— более узкие.
Особенно интересно оформление нартекса (рис. 304), который из элемента композиции внутреннего пространства, каким он был в римских зданиях IV века, в Сирии в V и VI веках превратился в существенную составную часть композиции наружных масс базилики. росписи храмов приводятся в стройную систему. Между кирпичами выложены широкие прослойки цемянки (известкового бетонного раствора), которая по затвердении стала крепче кирпича.
В них хранились и переписывались книги, велись хроники (летописи), содержались школы. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2). Марка в Венеции (освящ.
и более. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом на парусах (конструкция треугольно-сферической формы в углах) имеющим диаметр 33 м. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м, причем стабильность свода и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны. Перекрытие остается деревянным. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п. Церковь имеет сходство с Минерва Медика и Сан Стефано Ротондо в Риме, а также с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335г).
Димитрия и др. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. В конце Х века основным типом византийского храма стал его крестово-купольный вариант.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г. ) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой – сильно развитое подкупольное пространство. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция-основа выразительности.
Особенно характерны широкие пролеты арок, обрамляющих средний неф. Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда— название этого архитектурного элемента). Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав.
Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире. На противоположной стене изображена императрица Феодора со своими придворными дамами. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными контрфорсами по отношению к объемам больших полукуполов. Стены были обшиты драгоценными цветным мрамором, мраморным был также и пол. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами.
Нет и следа столичного одухотворения материи. Они-то и вносили в византийскую систему все те отличия о которых мы говорили. Сам Юстиниан, как покровитель искусств, не знал себе равных со времён Константина. Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.
греческими мастерами. Церковь Сан Витале в Равенне (526-547), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении преимущественно купольного характера византийской архитектуры, хотя ни в ней, ни в церкви св. Переходом между ними служат угловые ниши. Таким образом, в изображении человека акцент делается на глазах как «зеркале души» в то время как плоть перестает выглядеть реалистично в связи с тем, что мастера намеренно избегали использования изобразительных элементов для придания ему объема.
Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение.
Второй храм, построенный примерно в тоже время, что и Леснянская I базилика являлась трёхнефным, трёхапсидным сооружением, с нартексом (притвором)перед главным (западным) входом). Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Церковь была построена в 532—537 гг. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.
Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Базилики, как привило, были крупнее, внутри делились на нефы.
В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. В нём крест обозначен не столпами, а выделен стенами. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом.
Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Раскопки здесь проходили в два этапа. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы. Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялиськирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.
И когда в день его освящения – 27 декабря 537 года – Юстиниан вошел в храм, то имея в виду известный Иерусалимский храм, построенный в библейские времена царем Соломоном, он сказал: «Я превзошел тебя, Соломон. » О впечатлениях от Софийского собора рассказывает древнерусская летопись – «Повесть веменных лет». Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Во время одного из походов они разгромили город и разграбили все церкви. Например, такие книги как Гольдштейн А. Ф. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. В конце 2009 года на объектепроводилась реконструкция методом анастилоза (восстановления) нижнегояруса стен из строительного материала, сохранившегося при их обрушении. Время функционирования храма – 10-14 вв. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом.
Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (собор Сан Марко в Венеции). Собор был сооружен Юстинианом в 532—537 гг. Сочетание столба, арки, свода и купола – конструктивный признак «арочного» стиля. Сан-Витале начали строить в 527г.
Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Каждый фасад разделялся плоскими лопатками на три прясла, центральное несколько шире боковых. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. Византийские архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы. С этим сочетаются эффекты цвета. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола.
Боковые нефы сделаны двухэтажными, — верхние галереи предназначались для женщин. Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
Такова, например, церковь св. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения. Это были всего лишь единичные сооружения.
Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Церковный интерьер — символическое изображение вселенной. Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три и пять), разделённые между собой аркадой.
Поздневизантийский стиль. Через 20 лет по торжественном освящении св. Известно, что эта однонефная однокупольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143-1180 гг. ), построенную еще при его жизни. С тех пор византийский император стал называться по-гречески – "василевсом". На месте второй (южной) башни, построенной в позднейшее время, была устроена крещальня.
Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Прекратил своё существование и Константинополь.
Форма аркады — конструктивна. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из – за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.
Низ стен облицован мраморами, а верх — мозаиками. В основе, это византийский одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм с нартексом. 527) имеет сходство с Минерва Медика и Сан Стефано Ротондо в Риме, а также с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335). Отдельные части интерьера всегда были органически связаны в одно компактное целое.
Большой императорский дворец находился в восточной части города, между Босфором и Золотым Рогом. 3) Купольная базилика.
Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн. Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три и пять). Сирийская базилика совсем не имеет атрия и стоит абсолютно изолированно (рис. 304), причем в ней очень большую роль играет композиция наружных масс. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. В 9—10 вв. Этот день был последним и для самой столицы Византии.
Время возведения всех этих храмов учёные датируют 9 – 11 вв. примечания 12 и 13 Некрасов, Кривые покрытия. Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Рис. В XIII веке в северо-восточной части бывшей базилики был построен храм в честь св. Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору.
Своды делались из кирпича или камня. Лихачевой, «Византийская культура» Удальцовой, Всемирная история архитектуры и многие другие книги дают информацию в полном объеме, которая систематизирована и понятно изложена. «Закономерности развития средневековой архитектуры» – в данной книге прослеживаются закономерности развития зодчества, зависящие от изменения социальных условий идеологии, экономической и политической обстановки. Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. «корабль»).
Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Свет проникает из соседних комнат меньшего размера. Если вначале между раннехристианским и византийским искусством было действительно трудно провести разделяющую их границу, то к началу правления Юстиниана (527-565гг. ) положение изменилось.
В конце XIX— начале XXвеков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Камни гладко притесывались и, по-видимому, укладывались на тонкий лист свинца. Другим типом ранневизантийского храма является базилика. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана.
Базиликальный тип был распространен повсеместно – как в многоколонных, с деревянными перекрытиями раннехристианских церквах, так и в различных примерах собственно римской базилики, своды которой покоились на широко расставленных массивных столбах и подпирались поперечными цилиндрическими сводами боковых нефов, как в базилике Максенция – Константина в Риме (307-312). Станькова Я., Пехар И. «Тысячилетнее развитие архитектуры» – книга дает обзор развития архитектуры и градостроительства.
после того, как епископ Равенны вернулся из Византии. Кладка стен утратила блоки облицовки, но сохранила забутовку на высоту до 1м. Торчелло и других пунктах Адриатического прибрежья. В основании купола прорезаны 40 арочных окон, через которые струится свет. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер.
Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл. 1037–1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны. По сторонам его возвышаются две угловые башни, а между ними широкая арка обрамляет открытое наружу пространство нартекса (называемого в таком виде «экзонартекс», т. е.
представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров). София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453г. ), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского богослужения и изменив её наружность разными пристройками. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием – тромпы.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Её нельзя было непосредственно обойти кругом. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Входная стена была украшена деисусом. На протяжении IV-VII вв.
О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды.
Они принимают план в виде греческого креста, обусловленный системой опор. В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Во время одного из походов они разгромили город и разграбили все церкви. Получился оригинальный асимметричный трёхглавый собор. м).
В обеих церквях для компенсации распора главного купола использованы полукупола, что способствовало последующему широкому применению этого конструктивного принципа в соборе св. В части характеристики зрелого византийского зодчества работа Шуази устарела. Он перенёс столицу империи в город Константинополь. Античный храм – пример типично наружной архитектуры. От последнего остались только фрагменты средней части и трех апсид.
Нефов могло быть три, пять, реже семь или девять. Форма аркады стала конструктивна. После падения Константинополя к собору св.
В конце XIII – начале XIV века она стала храмом небольшого францисканского монастыря. В строительстве храмов использовался плоский кирпич, который укладывался на растворе. В тоже время некоторые конструктивные элементы свидетельствуюто местных особенностях. Купол с квадратным основанием. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Интересно решение Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119).
Сравнительно тонкие стены храма (1, 1–1, 5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Храм как небесный корабль. Сергия и Вакха в Константинополе (ок. Античный храм никогда не был местом для молитв, массового богослужения.
Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. В конце XIX— начале XXвеков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Примерами могут служить церковь св. В восточных областях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).
Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Фронта в Перигё. По всей вероятности интерьер этого византийского храма сохранился лучше всего. Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена.
Основания парусов в сумме образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Многие ценнейшие памятники древнего искусства были уничтожены. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение и в живописи. Возможно, этот храм был кафедральным собором Пафоса.
Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изо-гнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Ранневизантийский стиль. Они возведены до нее.
Боковые нефы снаружи четко и ясно отделены от среднего нефа. Местные жители считают его храмом святого пророка Ильи.
она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя.
Яркая цветовая гамма придает торжественность (переход в вечность, ликование жизни).
н. э. Но наиболее интересны были три притвора с северной, южной и западной стороны. В прошлом году здесь побывало около 3-х тысяч жителей и гостей курорта. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Вот таким образом никакие фотографии передать этот оптический эффект не могут.
В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста). Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее – дьяконник – помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. «Искусство Византии» В. Д. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.
Трепетно вглядывается в лицо Иоанн Богослов. Это система опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода.
в основном повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в. обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312—15). Действовало онапредположительно до конца 14-го века. В её стенах каменные прокладки служат только дополнением к кирпичной кладке.
Уподобление храма кораблю встречается в христианстве, начиная с «Апостольских постановлений», где епископ именуется «небесного корабля кормчим». Также покорёнными стали народы Передней Азии, южного Средиземноморья. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса).
В южной апсиде располагалась крещальная купель. Этим несколько усилена алтарная часть. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов. В отличие от региона Константинополя, в самой Греции базиликальный тип продолжал применяться длительное время – как в упрощенной, так и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды.
Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Более простая форма (баптистерий собора св. В это время идёт поиск новых архитектурных форм. км, население – 30-35 млн. Скульптура 9—12 вв.
Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Здесь расцвели науки, литература искусство.
(Если интересуетесь, посмотрите описание приема у Византийского императора в разделе Золотой век Византии) Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой. Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов. т. III) и имеет своих предшественников в восточной школе римской архитектуры, например в Большом храме в Баальбеке (рис. 230 и 231) и в других памятниках (ср.
После землетрясения 986 г. его заново построил армянский зодчий Трдат. Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем, 29 раз его осаждали — греки, римляне, персы, авары, болгары, дружины киевских князей, арабы, турки. В этих домах несколько этажей на каждом этаже есть большой зал. В отличие от дворца Диоклетиана в Салоне (совр.
Малые купола расположены по углам, ниже центрального купола. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Несколько раз падал от землетрясений его купол. Центральная фигура Иоанна «намного больше» воина и великомученика Георгия (справа) и епископа Власия (слева). Таков, например, Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве. Софии, но видоизменяли её план и основные формы с большой находчивостью.
Аналогичные функциональные требования, возникшие в менее развитой форме ещё в предшествующий период, породили архитектурный тип купольной базилики, который и был выбран для главного храма Византийской империи Анфимием и Исидором. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий её обход. Строительство и отделка собора продолжалось около шести лет. 4-5рядов кирпича чередуются с несколькими рядами каменной кладки-«Византийская кладка». корпуса 75х72.
Апостолов, св. Базы изготавливали из профилированного белого мрамора, контрастировавшего с сочными цветами стволов колонн, на которые шел цветной мрамор или порфир (часто красного, синего или зеленого тонов). Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. Примером здания того же типа была знаменитая церковь св. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Центральный неф, высота которого превосходила высоту боковых нефов, освещался верхними окнами. Эта простая конструкция стала основой храмовой архитектуры Европы. Иногда перечисленные предметы отличались особенной роскошью, – например, в соборе св. Время отказа от монументальных храмов пользу маленьких изящных церквей.
Наружные массы сирийских базилик очень ясны и четки. Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. В алтаре размещался престол – возвышение, на котором проходило таинство евхаристии – пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Процессии обходили вокруг храма, не заходя в него. Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе.
В районе рек Псахо и Мзымта появилось четыре таких объекта:храмы около села Лесное у родника Крион Нерон (Холодная вода), на горе Сахарная Головка, за селом Галицыно на правом берегу р. Мзымта и на горномотроге левого берега Мзымты, напротив села Монастырь. — Перейдем к восточным церквам, относящимся к типу базилик. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание.
Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. У церкви нет нартекса и хоров. Собор Сан Марко в Венеции. Купольная церковь с круглым основанием. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование последующей архитектуры. В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Интерьеры отличались богатством форм и отделки.
Размеры базилики: длина — около 18, 25м., включаяпритвор, реконструированная ширина 3-х нефов 16м. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. Последний, наиболее удалённый в горы, в отличие от первых трёх был защищён мощной стеной. Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь – Церковь земную. До них такого опыта ни у кого не было. Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков : западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией и северо-южного морского пути (так называемого из варяг в греки), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. В эпоху правления Лузиньянов это была красивая католическая церковь с богатым интерьером и резьбой по камню.
Стефана в Кастории (обе XI в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Белильные движки вокруг глаз воспринимаются как вспышки божественного света. История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395–527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование в Италии, Египте, Сирии, Малой Азии и Македонии первый расцвет (527–726), эпоха политического могущества и активного строительства иконоборчество (726–867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка строительства второй расцвет (867–1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства Латинская империя (1204–1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной остановки строительства возрождение (1261–1453), время упадка внешнего могущества и величественного культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля сохранялось в России, на Балканах и в регионах с сильным исламским влиянием. Так, в соборе Сан Марко в Венеции (Х-ХI вв. ) пять куполов на парусах. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.
В апсиде находился алтарь и все необходимое для совершения литургии. В то время, когда посол лежал, распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии. Ближе всего к константинопольским дворцам были наиболее богатые дворцы Венеции.
Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. Типы сооружений Собор св. Бетонная техника была забыта: природный цемент – пуццолана – добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.
Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия). римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера.
Интересно применение в интерьере привезённых мраморных ионических колонн. Сейчас фасады церкви имеют более позднее декоративное оформление. В центре помещалась купель, алтарь или гробница. зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат.
Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Различие между ними усиливалось и характером изображений, украшавших те и другие храмы.
Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф – поперечный или трансепт. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку.
Стены возводились из камня, а перекрытия были деревянными. Однако на основе бесплановой, стихийной застройки возникли свободно скомпонованные поселения и городские кварталы с асимметрическим расположением построек и криволинейным очертанием улиц. Традиционно считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. арками, делят пр-во на 2 нефа.
А с северной и южной стороны подкупольное пространство сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Из церквей в провинциях Византийской империи особенного внимания заслуживает Кафоликон (то есть собор) в Афинах, сооружённый в VIII или в IXв.
Опыта каменного строительства в Древней Руси не было, однако существовала достаточно развитая дохристианская деревянная архитектура. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской. Второй — с элементами реконструкции и консервации объекта состоялся в 2010 году. Турки превратили ее в мечеть под названием Кахрие-Джами.
В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием – тромпы. Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах – четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В 658 году до н. э.
Над собором трудилось ежедневно по 10000 рабочих. «Успение Богоматери». Почти все более крупные постройки Константинополя конца XIII в. и XIV-XV вв. Церковная архитектура 14—15 вв.
Название «Византия» появилось позже. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. т. III), а с другой стороны, ранних базилик Кавказа (см.
Ребра имеющие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5, 7 м от оси. Арки-перемычки соединяют 4столба (подпружные арки), купол опирается на центры арок (купол на парусах). Символика византийского собораТакие чудеса вполне совместимы с пространственным ощущением «вертикального взлета», возникающем в крестово-купольном храме. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси.
Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Спектр – 2ангела с младенцем. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор. Через 20 лет после торжественного освящения св. Более сложный вариант, церковь св.
В целях максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. В Софии полукупола создают к востоку и к западу от купола аналогичные формы имеющие одинаковую глубину. Памятник подвержен геологическим разрушениям, усугубляемыми антропогенными воздействиями.
Кровля была покрыта свинцовыми листами. Ещё нет единого стиля, он только формируется. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр.
Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Простую крестовую в плане форму мы встречаем в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (ок. В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов.
Как культовое сооружение функционировало до 14-15вв. В XI веке на Константинополь двинулись крестоносцы. Софии пристроили минареты. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объёмы. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях.
В дни его памятина руинах древнего сооружения проводятся богослужения. Внутренняя отделка создавалась разными авторами в 546—547гг. В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. 450 г. ) церковь Сан Стефано Ротондо в Риме (468-483).
В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Ныне он связывается с именами святых Константина и Елены. и имеющий форму креста с единственной главой над средним пространством.
Производственные и жилые сооружения того времени сохранились в очень небольшом количестве. В церкви Сергия и Вакха в кладке впервые начинает преобладать кирпич. Богородицы, св.
Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. Базилики с деревянным перекрытием. Все элементы системы отличались целесообразностью. В середине 9—12 вв., в период расцвета искусства Византии, тип храма, с куполом на «барабане», утвердился окончательно.
Простой центрический тип. 500 г. ) в Равенне изменился не столь радикально. См. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье имели значение культурных центров. Объединив этот блок и капитель в одну функциональную форму, архитекторы создали т. н. Внутри сохранилась предалтарная преграда и мозаики.
Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Купол опирается на 40 арок. Грузинское искусство и Русское искусство).
Имеются упоминания о церкви такого типа в Газе (разрушена в 402). Церковь строили на деньги грека-процентщика и освятили в честь Виталия Миланского в 548г. Именно как сооружение, отвечавшее этому заданию и необыкновенно полно отразившее византийское мировоззрение, византийскую государственность и принципы византийского искусства, София в Константинополе представляет собой наиболее характерное произведение всего византийского зодчества.
Возможно, это граничит с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове. Собор Сан – Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово – купольных систем. Высота до купола 55м.
Церковь Спаса на Берестове в Киеве (1125) имеет выступающие боковые части нартекса, в одной части расположена крещальня, а в другой лестничная башня. В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Примерами могут служить церковь св.
Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Церкви с кровлей из плит церкви с деревянным перекрытием на арках. С восточной стороны располагался алтарь, где происходила важнейшая часть христианского богослужения. Сергия и Вакха не применялись паруса.
В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. Господствует двухбашенный фасад, который выделяет вход (рис. 304). Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным храмом императора.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Распад Римской империи. (вост. Церкви Византийской империи: Церкви с центральным алтарем. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, – крестовокупольный храм.
Купольная церковь с круглым основанием. Именно её и получила Русь после крещения. В целом виз. мастера использовали в строительстве материалы: мелкий камень, плинфу (обожж. кирпич прямоуг. формы 4-5см толщиной), кладка выполнялась на цемянке (изв. р-р с добавлением толченого кирпича). Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. жителей.
Среди различных по плану мартириев особенно выделяются большие монументальные постройки с планом в виде четырёхлистника. по несложному плану правильного восьмиугольника затем— в усыпальнице Галлы Плацидии (ныне ц. св. IV Российской национальной премии по ландшафтной архитектуреАнализ конструкции отливкиАнализ конструкции отливкиАрмирование железобетонных конструкцииАрхитектура первых каменных православных храмов Сибири (XVIII век)Архитектурно-строительные традиции КитаяАрхитектурные элементы и конструкции. Билет 17 вопрос 2 Искусство византийской мозаикиБитумы нефтяные строительные и кровельные. В архитектуреВиды изданий по материальной конструкции. Виды составов преступлений по степени общественной опасности, по способу описания и по конструкции объективной стороны. Вся эта последовательная система, позволившая достичь органичного единства трех нефов и купола, становится обозримой только изнутри. Главными общественными зданиями были в то время церкви.
Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Много необычного было в строительстве этого собора.
Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Начиная с конца V века, когда появляются изображения Христа, Богоматери и святых и «ходить по ним» становиться кощунственно, мозаиками украшаются стены храма, а в дальнейшем и его купол. следующую главу). Их можно было обойти кругом, они не редко занимали центральную часть городских площадей. Купольная базилика собора Софии Константинопольской совмещала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона, тем не менее общие размеры собора Софии существенно превышают их, а конструктивная основа значительно отличается от прототипов. Сравнительно тонкие стены храма (1, 1—1, 5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора.
Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Цвет не смешивали, контраст цветов. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов – Христа с евангелистами, 13 куполов – Христа с апостолами). В отношении художественной стороны архитектуры в период ранневизантийского зодчества отчётливо выступают две основные тенденции. Софии в Константинополе, где можно было увидеть золотой, украшенный драгоценными камнями и эмалью тимпан над алтарем или скульптурный серебряный иконостас, о которых сообщают древние источники.
Идея базилики, увенчанная куполом, подпружных арок и парусов. Их, где было возможно, строили также и заново. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней.
Перекрытия — по большей части сводчатые иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 515 г., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569-586 гг. ). Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Главная улица Константинополя и некоторые другие его улицы были сплошь застроены подобными зданиями.
Закладка его состоялась 23 февраля 533 года.
(Лествичник – автор книги «Лествица» (лестница), в которой Иоанн описал путь духовного восхождения к совершенству) Неподвижные, плоские, очерченные скупым угловатым контуром фигуры озарены особым внутренним светом. «Зодчество» – о рождении, расцвете и смене архитектурных стилей, в ней отражены наиболее важные и интересные явления в истории архитектуры. Софии можно сформулировать так: купол Пантеона, водруженный на базилику Максенция. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей.
Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами. 28 показывает рядом с двумя западными базиликами план базилики в Вифлееме (С), вероятно — эпохи Константина ее отличительную особенность составляют три абсиды. Стал одним из популярных экскурсионных объектов.
Констанции в Риме, церковь Сан-Витале в Равенне. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков. Это — дальнейшее развитие мотивов колонок, в зданиях восточной школы римской архитектуры (Золотые ворота дворца Диоклетиана в Спалато, рис. 251 и 252 и др. ), которые потом перешли в романскую архитектуру через посредство зодчества Сирии.
Бетон не применялся. Они имели трёхлопастное завершение фасада. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. рис. 266).
Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Богородицы, св. Внутренние полукруглые апсиды на фасаде никак не выражены. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. правления). Развитие первых двух типов попадает на ранневизантийский период.
В ранних базиликах нефы перекрывались деревянными стропильными крышами. Церковь Сан Витале в Равенне (526–547гг. ), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении преимущественно купольного характера византийской архитектуры, хотя ни в ней, ни в церкви св. Вследствие этого строительство здесь было незначительным по объему. часть)1)Ранневиз. (5-8)2)Средневиз. (8-13)3)Поздневиз (13-15).
Апсида снаружи иногда обрабатывалась аркатурами на колонках (рис. 306), которые встречаются и внутри, где они опираются на консоли и где на них положены стропила кровли среднего нефа (рис. 303). Нефы отделялись друг от друга рядами колонн. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. Анаргиры и св. Эпоха Юстиниана и законченный тип византийских сводчатых церквей.
Новые идейно-художественные задачи возникли в средние века при строительстве храмов. 4)Крестово-купольный храм. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. Часто применялся и камень. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами – абсидами (апсидами), крытыми полукуполами – конхами.
Два из них находятся над нартексом, третий – над южной церковью. Церковь в Эсре в Сирии (515 г. ) построена на 12 лет раньше церкви Сергия и Вакха и является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек.
Выделение иерархически главного в композиции. Размеры церкви: длина 8, 75м., ширина 7, 1м. История архитектуры Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв. ), средне-византийский (VIII—XIII вв. ) и позд-невизантийский (XIII—XV вв. ).
Феодора, там же имеющую всего один купол и на несколько церквей в Салониках: Пресв. За ложем изображен Христос с младенцем на руках (чистота души Богоматери). Тип крестово-купольного храма.
Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. н. э. Быстросхватывающийся цементый раствор позволял возводить своды и купола. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. Пример – трехнефная базилика Сан-Аполинаре де Нуово (Равенна).
Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Перигё (Франция). Или, наоборот, следует отказать римскому Пантеону в азиатских влияниях. В византийской архитектуре V – VIII вв. С этим разложением лонгитудинального здания на латитудинальные ячейки связано также появление боковых дверей на длинных сторонах базилики, обыкновенно по две на каждой и подчас оформление их небольшими навесами на колоннах (ср. Голубой цвет – чистота Марии.
По этой линии четыре опоры купола генетически связаны с колесами «небесной колесницы», с четырьмя ветрами, которые впоследствии были отождествлены с дыханием Духа Святого и соответственно с Евангелиями и евангелистами. Из храмов, подходящих по типу к Кафоликону, можно указать на церковь св. В основе нового типологического решения Софии, найденного Анфимием и Исидором, лежали требования быта, которые были отражены в организации плана собора.
Он пригласил известных архитекторов — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета — и поручил им постройку храма. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. Слева от ложе Марии с кадилом в руке стоит Петр. Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г. ), в которой купол опирался на четыре опоры.
Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Поскольку обратные углы креста остаются незаполненными, распор купола уравновешен слабо. В таком виде св.
Однако идеальным образцом храма для Руси навсегда остался именно константинопольский Софийский собор, в котором послы князя Владимира почувствовали себя на небесах. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Пример – крестообразная в плане церковь – мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все в Равенне).
Сооружение возводили из кирпича – плинфы большого размера. Оконные проемы чаще всего увенчаны аркой (или арками) и снабжены решетками или каменными плитами с крупными отверстиями. При сооружении собора Св.
В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних рукописей. В этом смысле очень характерно строительство Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (1156) в Пскове. Но древние византийские базилики не выпали из людской памяти. Я—свет мира». Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ныне Греция, около 1295: дворец Текфур-серай в Константинополе, 14 в. дворец правителей Мистры, 13—15 вв. и др. ). Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке.
Крестовая церковь с пятью куполами. Особую сложность представляло купольное завершение. Сергия и Вакха не применялись паруса. В 1935году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Консерватизм сирийской архитектуры сказался в том, что в ней еще в V и VI веках господствует базиликальный тип, который в Константинополе в это время встречается только в виде исключения (базилика Студийского монастыря). Всё здание внутри должно было выглядеть однородным, оно всё должно было быть каменным от основания до замков сводов. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе VI в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св.
Распор напоминает парус. Вот таким образом, хотя первые храмы строились греками, довольно быстро появились свои, русские мастера. Колонны чаще всего коринфского иногда ионического, ордера. К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Он был возведён около 394 года. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси).
Средневизантийский стиль. Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. От античности были унаследованы два типа построек – центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям). В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы.
Сохранившиеся руины позволяют реконструировать облик древней церкви. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.
Zeitschrift», XXVII, 1927) и Leglise a Croix inscrite a cinq nefs dans larchitecture byzantine («Echos dOrient», 1927). Якобсон А. Л. Этим объясняется более замкнутый характер их объемной архитектурной композиции. Храм в плане представляетвытянутый прямоугольник со сторонами более 7 и 11 метров.
В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2). Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.
В 1935году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали большая выразительность и разнообразие вариантов. Базилики с деревянным перекрытием. Зал церкви разделён пилястрами на две части.
Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. Первые христианские базилики строились в приморской зоне от границ. Постепенно миссионеры углублялись вглубь горной территории, по которойпроходил караванный путь.
Софии возникли церкви того же типа, но не похожие на неё во многих отношениях. Особенно см.
В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), представляющая довольно близкое подражание равеннской церкви св. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Фигуры силуэтно-плоскостные. Здесь на хребтах и их склонах в разное время возникло шесть христианских храмов.
Земной покой и стремительное движение верхней части. Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не получили широкого распространения. Арх-р Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь.
Сохранившиеся части стен сложены в технике прямоугольной кладки. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю — центральную часть интерьера. Наследие византийской культуры прямым образом повлияло на духовную и культурную жизнь России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи.
В таком виде св. Монументальные сооружения стояли изолированно, по преимуществу на возвышенных местах. Это небольшая четырёхстолпная одноглавая церковь, почти квадратная в плане.
В них появляется интимный масштаб. Город не имел проточной воды, вот таким образом для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища – цистерны, служившие позднее складами и убежищами. К-ра Древней Руси в 10в 988г принимает от Византии христианское вероисповедание (православие). Купол с восьмиугольным основанием. Многие ценнейшие памятники древнего искусства были уничтожены.
В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453г. ), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского богослужения и обезобразив её наружность разными пристройками. При возведении храмов часто использовались колонны из римских храмов.
от морского побережья в глубине гор. Это объясняется тем, что последующее завоевание турками привело к разрушению зданий или к изменению самого назначения построек, что было граничит с их перестройкой. В соответствии с этим располагались и росписи.
Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Аксонометрия. Кровля была покрыта свинцовыми листами. На строительстве его работали 10 000 человек. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира.
Лучшие художники империи выполнили мозаичный декор храма. Базилика. В XI веке на Константинополь двинулись крестоносцы.
Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. Сейчас здание находится в руинированном состоянии. Огромная фигура Лествичника во всю икону, «намного выше» двух других (значимость).
Несущие эти арки пилоны выложены из квадров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной— притвор (нартекс).
Вовторой половине 1870-х годов именно в полосе древней христианской колонизации – сёлах Лесное, Галицыно и Высокое обосновались греческие переселенцы – потомки византийцев из исторической области Понт (Черноморское побережье от Батуми до Синопа). К нему ведет лестница. Вот таким образом передать эти знания на Русь, греки уже не могли. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.
около 450г. ) и в церкви св. Апостолов в Константинополе, в том виде, как ее расширил император Юстиниан в 6 веке.
Система сферических поверхностей-купол, паруса, полукупола и конхи экседр-акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. в 1085г. ), церкви на остр. апостола Павла.
От жилых домов простых византийцев остались лишь незначительные следы. которой предшествует поперечный нефтрансепт. Интерьер приспособили для нужд исламского культа. Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. и имеющий форму креста с единственной главой над средним пространством.
Она была построена в 537 – 632 гг. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон — обе 10 в., монастырь Пантократора, 12 в., — все в Константинополе церковь Богоматери в Салониках, 1028 и др. ). По типу базилики были построены также константиновская церковь св. Это особенно ярко выражается в одном специальном типе сирийских базилик (рис. 305), в котором все внутреннее пространство разбито проходящими насквозь от стены до стены поперечными стенками на ряд латитудинальных пространств, слоями расположенных друг за другом, причем исчезает базиликальный разрез.
В раннехристианскую эпоху пол в храме украшали выложенными из камней узорами. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении.
Наивысший расцвет – 6-8в. Облик более скромных по размеру церквей Санта Мария ин Козмедин в Риме (772-795гг. ) или Сант Аполлинаре ин Классе (ок. Таким образом, римский стиль включался в архитектуру христианских базилик.
История этого храма уходит в глубину веков. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м., подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада.
Центральный купол, как правило, больше всех остальных. Они образовывали сплошные ряды колонн, которые обрамляли улицу с двух сторон. В то время, когда посол лежал, распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии.
Скульптурная отделка капители украшалась геометрическим узором. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом). На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа.
В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIXв. По мнению Шуази, перекрытая куполом восьмигранная церковь св. Мавзолей Св. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека.
Преобладание кирпича наблюдается в Константинополе уже в кладке ипподрома. Из церквей в провинциях Византийской империи особенного внимания заслуживает Кафоликон (то есть собор) в Афинах, сооружённый в VIII или в IXв. Виталия. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа.
В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. Ярким своеобразием отличаются базилики итальянского города Равенны — Сант-Аполлинаре Нуово и Санта-Аполлинаре ин Классе. Луки в Фокиде, Греция (обе XI в. ).
Все пространство храма мысленно делилось на две части – "небесную" и "земную". Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Храмы строились в основном из камня иногда использовали цветной мрамор. При этом их архитектура отличалась рядом особенностей от столичных культовых построек.
Входили в храм через атрий и нартекс. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой). Киноварное свечение фона подчеркивает фигуры.
Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем – барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. Если бы в лесном материале не было острого недостатка, можно было бы избежать трудности, прибегнув к деревянному куполу. Византийский золотой солид играл роль международной валюты. Стены из прекрасно отесанных квадров камня часто перекрывались сверху тонким слоем штука.
Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины – плинфы. Но колоннады, отделяющие нефы друг от друга, обычно заменяют довольно низкими и массивными столбами, причем арки между столбами стремятся сделать большими (рис. 303). Они связали многие древние церкви с именамихристианских святых и сейчас в дни их памяти на руины храмов приходят люди и проводятся богослужения.
внешний нартекс), отделенного от внутренности стеной с дверями. Важнейшими принадлежностями храма являются алтарный престол иконостас (алтарная преграда), амвон (кафедра) и крестильная купель. Разномасштабность типична для средневекового иск-ва.
Такая пестрая картина очень характерна для переходного времени. Через 20 лет после торжественного освящения св. Никодима, также в Афинах, увенчанную 13 куполами, церковь св.
Димитрия в Салониках и Эски-Джюма там же. К такому же виду церковных зданий относится и храм «Агуа» на месте слияния рек Агва и Сочи, расположенный в 17 км. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы. Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Центральный купол, как правило, больше всех остальных.
Церковь монастыря Хора представляет собой перестройку более раннего здания. На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, 11 в. и др. ). Такова же роль последних по отношению к куполу.
Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Гроба. Поперек несколько пр-в покрытых куполами одной высоты. 5 крестово-купольных систем. На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры.
Это были небольшие«зальные» базилики с одним нефом и полукруглой апсидой, рассчитанные на25-50 человек. В Киевском соборе 11в работали несомненно византийские мастера. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. Не минула эта участь и Византию.
Илии, св. План и разрез классического трехнефного крестово-купольного храма. Арки нефов поддерживают свыше ста колонн. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр.
Позднейшие типы византийской церкви. Софией, долгое время стояла обыкновенная базилика.
В нижней части композиции представлено оплакивание Богоматери. Эта символическая тема весьма развита в восточных культах. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Отличие заключается в прибавлении купола. Вот таким образом, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов. В люнетах (поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. ) на боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В Софии они применены лишь в самых ответственных местах.
В Сирии образовался самостоятельный вариант базиликального церковного здания (рис. 302 и 303). Особенности церквей центральной Сирии. Здесь уже не строили монументальных храмов. представляют собой реставрацию сооружений более старого времени, обычно сопровождаемую дополнением новых частей или надстройкой.
Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны.
В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок. 826-869) и Мефодий (ок. 815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды.
Художественный эффект внутреннего пространства храма построен на гармоничном композиции криволинейных элементов – огромных полуциркульных арок, уходящих на сорокаметровую высоту, полукуполов меньшего размера, крупных аркад первого яруса, полуциркульных завершений оконных проемов и, наконец, гигантского купола, (диаметром 31, 5 м). Грандиозные храмы Сан Пауло Фуори ле Мура (386 г. н. э. ) и Санта Мария Маджоре в Риме несмотря на перестройки последующих эпох являют собой примеры раннехристианских базилик. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным кружалам. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные про-странственные композиции – ансамбли.
За счёт этого западный фасад увеличился и стал более монументальным. К сожалению, нам о ней известно очень мало. Центральный неф был шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей.
Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный драгоценностями.
Становление купольных конструкций и композиционных приемов центрических зданий. Особенности феодального строя сказались и на его архитектуре. Внутреннее пр-во Софии византийской имеет столбы, соед. Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Восемь столбов несут купол.
Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. «Святой Лествичник, Георгий и Власий»- красный фон. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. На фасаде Фондако деи Турки намечены две башни, отмечающие углы здания.
Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам. Послы Владимира Святославовича, посетив Константинополь в 987 г., докладывали: «И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом».
Димитрия и др. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны. В одной обнаруженной в Палестине римской гробнице 2 века проект представлял собой крест, вписанный в прямоугольник, центральная часть которого была перекрыта куполом, переходившим в паруса и подпертым цилиндрическими сводами по ветвям креста в каждом из обратных углов креста находилось по небольшому помещению. Виталия (528—547гг. ), в которой прекрасно разрешена задача сооружения по восьмиугольному плану. Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр.
В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. Взаимное уравновешивание сводов – одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Уже в XI – XII вв. Но название это не прижилось и город стал называться Константинополем. Много необычного было в строительстве этого собора. Изображения людей утратили присущую римскому изобразительному искусству реалистичность.
Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Перекрытия – по большей части сводчатые иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. В атриуме находится бассейн (очищение перед входом в храм) – нартекс (предвход) – нефы (чаще 3), центральный выше боковых – подкупольное пр-во – алтарь – бабтестерий (крещальня). Они появились в восточных областях позднеантичного мира. Огромное давление, приходящееся на столбы, передается при помощи арок на боковые стены. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении.
Купол с квадратным основанием. В эпоху правления императора Юстиниана (527-565 гг. ) активно функционировало несколько ответвлений Великого шёлкового пути, один из которых проходил через перевал Псеашхо. Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. Капители покрывали позолотой. По мнению автора книги«Древности Сочи и его окрестностей» храм Агуа сооружён чуть позже другихбазилик — в 11-м веке и по своему плану напоминает восточногрузинские храмы.
В западной части размещается нартекс. Назария и Кельсия), первом примере храма с крестообразным планом и с куполом над средним пространством (сооруж. Общую архитектурную идею храма Св.
Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Почти все они расположены на территории Сочинского национальногопарка. Были достроены контрфорсы, минареты и павильоны, уничтожены или закрашены драгоценные мозаики.
Впрочем, последующие византийские зодчие не довольствовались простым копированием св. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Своды делались из кирпича или камня. Илии, св. Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями.
Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины – словом, все самое дорогое. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии. Хорошо сохранилась надвратная Троицкая церковь Печерского монастыря (1108). Характерны колоннады, занимающие весь уличный фасад дворца.
Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. в исламе существует запрет на изображения людей и животных. Фрески подчеркнуто символичны. Взаимное уравновешивание сводов – одно из выдающихся достижений византийской архитектуры.
Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия). Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. Ширина осн.
Идея – соединить вытянутое пр-во с центрической конструкцией. В 196 году до н. э. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича.