Витторе Карпаччо (ок. А 26 июня 1526 года его сын Пьетро написал письмо из которого следует, что в это время Витторе Карпаччо уже не было в живых. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена.
Незабвенный Петр Вайль назвал Витторе Карпаччо "гением места" Венеции, ее хранителем и добрым духом. Витторе Карпаччо родился, как предполагают, в Истрии, но точные место и дата его рождения неизвестны. Карпаччо Витторе (Carpaccio) итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии). Так и случилось. В некоторых его работах мы встречаем надписи на древнееврейском языке, подписывался он довольно часто латинизированным именем Victor Carpathius. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса).
У описания карпаччо события таким образом есть долгая история менее распространенный его исполнение момента крещения. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Георгия, св. В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение.
Историки искусства считают, что ее следует относить к 1492 году (самое позднее — к началу 1493 года). Следовательно, мы располагаем отрезком времени весьма непродолжительным. Примечание. Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства.
Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы». Джером, Св. Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок». В этом смысле замечательна картина «Видение св. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. В последние годы жизни Карпаччо работал очень мало.
Три известнейших его цикла были написаны именно для них. Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана.
Глядя на «Св. Вероятные даты ок. 1. Замечательная картина «Чудо св. Цикл из девяти картин «История святой Урсулы» (1490-1494), созданный для капеллы Скуола ди Санта Орсола, можно увидеть в Галерее Академии.
Так, большинство исследователей полагает, что Карпаччо учился у Джентиле Беллини. Он был под влиянием стиля Антонелло да Мессины и Рано голландского искусства. Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них.
Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив. Тогда представители этой фамилии зарабатывали на жизнь «апостольскими трудами» — ловили рыбу вблизи одного из островков Венецианского залива. Стремление к созданию целостной картины мироздания уживается в произведениях Витторе Карпаччо с увлекательный повествовательностью, поэтической и несколько наивной свежестью деталей. В его лице Венеция 1400-х годов приобрела своего самого верного и страстного воздыхателя.
Цикл «славянской» школы посвящен деяниям покровителей Далмации (нынешней Хорватии) — Георгия, Трифона и Иеронима. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Последней работой художника стала роспись органа в Каподистрии в 1523 году. А «Лев святого Марка», написанный художником уже в преклонном возрасте, — это одновременно и гимн Венеции и признание ей в своих нежных чувствах. Как он воспитывался. Второй (единственный, по сию пору находящийся на своем «исконном месте») заказала ему Скуола ди Сан-Джорджо в 1502 году.
Августина») св. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
По крайней мере именно он назван его учителем у старых авторов. Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. От 1502-1507 Карпаччо выполнил другую известную серию групп для прежде всего иммигрантского Scuola di San Giorgio degli Schiavoni, (Schiavoni имеющий в виду «славян» на венецианском диалекте).
Что касается материальной стороны существования Карпаччо, то его жизнь, как кажется, была «обставлена» очень и очень неплохо. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне».
Непонятно также, пережила ли она своего мужа или он остался вдовцом. Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. И, видимо именно Эрмолао Барбаро «подвигнул» его к поездке в Рим.
Трифон. Августина». Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции).
1494–1500, Венеция, музей Коррер). После 1520 года он не создал ни одной значительной картины. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими.
Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. Он известен прежде всего циклом девяти картин, Легендой о Святой Урсуле. Урсулы. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто.
Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. 1460 — ок. 1526. Даже о месте его рождения спорят – Венеция это была или Истрия. Однако те ранние работы Карпаччо, что дошли до нас, опровергают это утверждение и позволяют предположить, что он постигал азы ремесла в мастерской какого-либо второстепенного живописца (таких было в Венеции предостаточно), а в мастерскую Джентиле Беллини пришел уже не учеником, а младшим товарищем и коллегой. Хотя необычный в истории картин Св.
У Антонелло множество тех же деталей, вышедших из-под его виртуозной кисти, — недаром он тоже венецианец. Венецианский художник эпохи Возрождения. Ведь уже абсолютно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан. Он был учеником (не, как иногда думается, владелец) Лаззаро Бастьани, который, как Беллини и Виварини, был главой крупного ателье в Венеции. Тем не менее, даже о Джорджоне (хотя он умер совсем молодым) известно больше, чем о Карпаччо.
Немногие могли бы похвастаться такой свежестью и остроумием, способностью передать малейшие ньюансы эпизода и украсить его с невообразимой тщательностью и изяществом. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). С течением времени цикл Скуолы Албанцев, также как цикл для церкви Сан-Стефано, был разделен и рассеян по иностранным и итальянским музеям, но в венецианской галерее Франкетти в Ка дОро можно увидеть небольшую часть жизнеописания Марии.
И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Кроме того, можно считать доказанным тот факт, что Карпаччо неплохо знал одного из виднейших венецианских гуманистов — Эрмолао Барбаро (его портрет есть в одной из композиций мастера).
Однако ни того из какого рода происходила его жена (можно лишь предполагать, что она была дочерью одного из венецианских живописцев — «внутрицеховые» браки в Венеции совершались чаще, чем какие-либо другие), ни даты бракосочетания художника мы не знаем. Креста» (1494, Венеция, гал. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира.
За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Урсуле для венецианца Скуолы, посвященного тому святому. В этой поздней, во многом загадочной работе Карпаччо вновь воскресает поэтическое очарование его искусства. Давно установлено, например, что он имел свободный доступ к альбомам рисунков Якопо Беллини (отца Джованни и Джентиле Беллини). Иеронима», «Видение св. В основном работал по заказу религиозных организаций – скоул.
Георгий и Св. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Работал главным образом в Венеции. В начале следующего столетия среди Скарпацца уже нет рыбаков. Внее также входят небольшие участки белого цвета.
Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка. А в «Видении святого Августина» художник столь достоверно воспроизвел обстановку кабинета венецианского ученого-гуманиста, что становится абсолютно ясно: в таких кабинетах он сиживал не раз.
На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. В 1490 Карпаччо начало известную Легенду о Св.
Августина с отсылкой к иконографии св. О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло.
Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». Он сначала упомянут в 1472 в завещании его дяди Фра Иларио.
Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. И это весьма странно: ведь художник был известен всей Венеции. А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Одна из главных работ Карпаччо – картина «Видение Святого Августина (1502 г. ).
Августина, св. Георгия, Св. гал. На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов.
Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая.
То, что он был женат, — не подлежит сомнению ибо известно, что два его — законных — сына (Пьетро и Бенедетто) также стали художниками. Учился у Виварини и Джентиле Беллини. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины.
В 1491 он закончил Славу запрестольного образа Св. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. Особенно показательно в этом отношении «Чудо с реликвией», где перед нами предстает захватывающая дух панорама города. Последнее документальное упоминание о нем относится к 28 октября 1525 года. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного.
Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. Более того, невозможно даже установить точную дату смерти самого Карпаччо. Георгия»). Карпаччо родился в Венеции ок.
Помимо того, Карпаччо вместе с Джентиле Беллини и другими живописцами участвовал в создании цикла «История реликвии» и регулярно «подрабатывал» во Дворце Дожей, что тоже обеспечивало неплохой доход (впервые он участвовал в его украшении в 1501 году). Святой Трифон изгоняет смешного дьявола, похожего на возмущенную собачку из дочери императора Гордиана. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3.
На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). Георгия с драконом», «Триумф св. Карпаччо Витторе (Carpaccio) Время его рождения и смерти не известны с точностью. Пожалуй, нет.
Обратите внимание на то, что в крещении один из недавних новообращенных для вида поместил его тщательно продуманный красный-и-белый, тюрбан с наконечником из драгоценного камня на территории заказа получить причастие. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. После входа в Гуманные круги Венеции он изменил свою фамилию на Карпаччо. Карпаччо изобразил св.
И, наконец, третий, «Историю святого Стефана», он написал по просьбе Скуола ди Сан-Стефано, объединявшей венецианцев-шерстяников, в 1511—20 годах. Преемственность между мастерами очевидна. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.
Он был своим человеком в мастерской Джованни Беллини, еще ближе знал его брата, Джентиле. Трифона в Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони (1502–1507). Иеронима и св.
Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. Надо полагать, что простому знакомцу этих альбомов не показали бы. Одним из лучших его произведений является цикл, посвященный жизни св.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). 1502). Первый из них — «История святой Урсулы» — был заказан ему в 1488 году представителями Скуола ди Сант-Орсола. Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев.
Рассказ Св. Об этом можно говорить только предположительно.
Все это, видимо, осознавал и сам мастер. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Трифона и св.
Сцены из жизни св. Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. О семье Карпаччо сказать что-либо определенное сложно.
Карпаччо родилось в Венеции или в Capodistria в Истрии (тогда часть Венеции, теперь Копера в Словении), сын Пьеро Скарпаццы, кожаного продавца. Первые упоминания о предках художника, носивших фамилию Скарпацца, относятся к XIII веку. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок. как называли их тогда, «братства») Венеции — скуолы.
традиционная фресковая живопись в условиях влажного климата Венеции быстро разрушалась. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах. В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. Все персонажи носят более или менее длиннополые одежды, скрывающие их ягодицы, кроме, пожалуй, одного, явно несимпатичного художнику парня взеленых шоссах икрасном жиппоне скороткой юбочкой.
Итальянский художник венецианской школы эпохи Раннего Возрождения. Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Мастер никогда не оставался без заказов (даже и тогда, когда на небосклоне Венеции уже в полную силу светила яркая звезда Тициана, для Карпаччо все равно находилась работа). В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Перечислить всех его знакомых мы, разумеется, не сможем (да это и не надо), однако важно отметить, что Карпаччо был не только мастеровитым и талантливым живописцем, но и весьма недурно образованным человеком. Иеронима.
Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже). У кого получил художественное образование.
Его «постоянными клиентками» были религиозные общества (или. В ходе работы над «славянским» циклом Карпаччо получил также заказ от вечных соперников далматинцев, албанцев. Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции).
Шосса левой ноги включает всебя все три цвета иукрашена роскошной вышивкой серебряными нитками, повторяющейся на полах накидки. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Словом, с семейством Беллини у Карпаччо складывались отношения очень теплые (это дает основания предполагать, что в 1505—06 годах он мог познакомиться с Альбрехтом Дюрером, который жил в то время в Венеции и часто посещал мастерскую Джованни Беллини). Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Георгия («Битва св. Свои работы художник писал по специально загрунтованному холсту, т. к.
Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Среди других известных работ мастера – Чудо святого Креста (1494, Венеция, галерея Академии) Дамы на балконе (ок. Венеция любила Карпаччо (хотя, может и не так баловала его, как Тициана) и он платил ей взаимностью.
Витторе Карпаччо (c. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. Оставим специалистов спорить о том, охотятся или рыбачат персонажи картины ипосмотрим на обратную сторону доски, на которой было написано это некогда единоепроизведение.
В 1491 году он только-только «поступил на место» и вряд ли стал бы приглашать кого-то, не осмотревшись. Документы прослеживают семью до, по крайней мере, 13-го века и его участники были разбросаны и установлены всюду по Венеции. На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами. Карпаччо – мастер повествования, с собственным четко выраженным стилем. С 1490 по 1495 Карпаччо написал для Скуолы ди Сант Орсола серию картин иллюстрирующих легенду о св.
Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. Да и вообще Джентиле Беллини очевиднейшим образом покровительствовал Карпаччо.
Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии. Особенно удалось художнику его выражающие высокие мысли лицо. Картины, написанные после 1519 года, не сохранились.
Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма. Иеронима («Св. В 1493 году он умер. Действие персонажей он переносит в Венецию. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте.
Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина. Картина «Лев святого Марка», написанная художником уже в преклонном возрасте, по сути является гимном Венеции. Красноречие рассказчика черпает здесь свою силу в пересечении реального и сказочного и обогащается более динамичными ритмами и большей глубиной человеческих чувств.
Более того, невозможно даже установить точную дату смерти самого Карпаччо.