Благодаря этой ориентации весь комплекс Сан Джорджо, включающий большую церковь с классически уравновешенным, хорошо читающимся издали фасадом и поднятым на барабане куполом, живописную группу монастырских построек (подчеркивающих размеры церкви) и кампанилу, превосходно замыкает венецианскую лагуну, превращая ее в один из самых прославленных городских пейзажей мира. И – картины: образа, портреты. Однако такая поистине крестово-купольная (вилла «Ротонда» – первое светское здание эпохи Ренессанса, увенчанное куполом) строго симметричная композиция подразумевала, что центральный зал не будет иметь ни одного окна. Архитектурной доминантой города является собор Сан-Марко. Такие если не входили в элиту, то приближались к ней, но это совершалось медленно и редко. Правила пропорций, столь важные в эпоху Ренессанса и сегодня влияют на восприятие построек и теория Палладио дает ключ к управлению этим важнейшим творческим инструментом – она «воспитывает глаз», учит видеть гармонию и несовершенство, находить способ добиваться лучшего и исправлять недостатки. Сохранились: благодаря воде – Венеция, а на твердой земле – Виченца. Ранние дворцы в Виченце еще связаны с типом флорентийского палаццо.
Т. 2, М., 1937, стр. По его образу и подобию были выстроены тысячи зданий по всему миру – от американской усадьбы Монтичелло до Софийского собора в Царском Селе. Вилла Капра – один из первых в истории частных домов, решённых в форме античного храма. Винченцо Скамоцци, который отвечал за достройку и отделку виллы после смерти Палладио, увенчал её куполом-ротондой наподобие римского Пантеона. Внутри они просторные и светлые, с боковыми капеллами, со следующими одна за другой плоскостями стен и сводов, белизна которых подчеркивается еще более светлыми частями интерьера.
На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т. е. Палаццо не было закончено и в конце XV в. начало разрушаться. Некоторым удавалось разбогатеть художеством – Перуджино, Рафаэлю сильно разбогатеть – Тициану. Главный зал, Пьяцца деи Синьори, – с огромной ажурной Базиликой: шедевром, который приезжают изучать и зарисовывать. Окончание строительства здания совпало с крупной победой венецианцев над турками (при Лепанто, 1571 г. ), что, быть может, объясняет его приподнятый, «триумфальный» характер. В церкви Сан Франческо делла Винья, строившейся по проекту Сансовино, Палладио принадлежит только фасад (проект 1562 г. ).
Виллы расписывали Веронезе, Тициан, Бассано, Пальма Старший, Пальма Младший. Рядом, тоже с вином и сыром, сидят туристы. La-Rotonda – первое светское сооружение эпохи Возрождения, которое венчает купол.
Красиво, но бессмысленно. 46, 50). Вот как характеризует Палладио эту свою работу: «В числе многих знатных вичентинцев известен монсиньор Паоло Альмерико, духовного сана, который был референдарием двух пап, Пиев IV и V и заслужил своими достоинствами звание римского гражданина себе и всему своему дому. Марио ди Вальморана является автором трудов по специфике, теории и этике сохранения исторических архитектурных объектов Европы и Америки (среди архитектурных объектов, бывших под его попечительством, – «Дом-водопад» Ф. Л. Райта) и вместе со своими учениками и самостоятельно досконально исследовал памятники зодчества Венето. А универсальность стиля такова, что житель Тамбовщины может представить себе Белый дом, пройдясь вокруг колхозного Дома культуры.
Главная анфилада, корсо Андреа Палладио, – парад дворцов. Самый популярный образ, разумеется, Мадонна. Шедевром Палладио является вилла «Ла Ротонда» (или «Капра») в Виченце.
Но разве круг не является абсолютной фигурой. Высокий амфитеатр небольшого размера (вместимость 1000 человек) с каменными скамьями-ступенями обнесен сверху колоннадой, увенчанной статуями. В большой России такие параллели имеются, но – на Черном море, где палладианский стиль законно господствует в облике санатория «Металлург» и водолечебницы «Мацеста». Театральность в высшей степени присуща этой эстетике. Но прежде чем Андреа Гондола уехал, Триссино дал ему новое имя.
Однако логика имеет отношение лишь к самим конструкциям, а не к моде на них. Детали ордера колоннады интерьера выполнены в еще более крупном масштабе – 1:21. Начал непосредственно заниматься архитектурой, участвуя в строительстве задуманной Триссино виллы Криколи (1537 г. ) и строя виллу Годи в Лонедо (1540 г. ). План здания, включая портики, по очертаниям напоминает греческий крест. 47). За прошедшие пять столетий многое изменилось до неузнаваемости.
Каждый портик украшен шестью ионическими колоннами, увенчан фронтоном. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени). 52, 53). Палаццо и вилла являются двумя проявлениями одной и той же социальной действительности.
Благодаря ордеру Палладио осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. Застраивая чаще всего узкие городские участки, Палладио создал новые типы дворцов, композиция которых (развивая идеи, заложенные мастером в его реконструкции атриумно-перистильного дома Витрувия) развивалась по глубинной оси и включала один, а то и два двора (последний носил служебный характер и был связан с конюшнями). Вилла же расположена в пейзаже, открытом со всех сторон. Вилла в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ) — одна из наиболее роскошных и хорошо сохранившихся — была построена Палладио для семейства Барбаро (рис. Шестнадцатый век был его золотым веком.
Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Его окружность вписана в плане в квадрат, включающий восемь прямоугольных комнат. «Четыре книги об архитектуре» представляют собой феноменальный труд, который содержит в себе не только огромное количество высококлассных чертежей, но и целый ряд новаторский идей, входящих в настоящее время в основу архитектурной теории и архитектурного проектирования.
Палаццо по отношению к улице – это, прежде всего, фасад, то есть плоскость. По мнению архитектора, пригород Виченцы, где расположена усадьба, – самое живописное и удобное для жизни место, которое только можно вообразить. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом – с городской застройкой. Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Вальмарана («Ла Ротонда» (или «Капра») в Виченце (1551 – 1567, достроена Винченцо Скамоцци) – первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом. Ее детали очень просты и вместе с тем пластичны лаконичные «кубические» базы ионических колонн подчеркивают серьезность и аскетическую простоту общих форм. А правильные формы и строгая композиционная симметрия придают зданию законченный вид.
Он попросил построить для него совершенный дом. Примечательность загородного дома в его необычном фронтальном строении – двухэтажный корпус вынесен вперед и противопоставлен боковым аркадам, отодвинутым назад. Восхитительное достоинство, прямодушная гордость мастера, забытая зависимость от материала – ни слова о духовке и нетленке. Своеобразие Базилики выявляется при ее сопоставлении с родственной по композиции библиотекой Сан Марко в Венеции, которая при сравнении выглядит более многословной, перегруженной декором и даже более грузной, тогда как Базилика, более легкая и в то же время неизмеримо более сильная, поражает почти полным отсутствием декора и всеопределяющей ролью тектоники, скупыми средствами которой и создается глубокий и впечатляющий образ сооружения. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде.
Материал представляется полностью напряженным, он как бы приобретает особую крепость. Близость к Виченце вдохновила создателя «Ротонды» придать загородному дому облик, более напоминающий дворец, чем виллу, а восхищение окружающим пейзажем родило неожиданное решение: оформить здание, возвышающееся на холме (отроге горной гряды Берико), четырьмя равнозначимыми фасадами, что позволяет с должным вниманием отнестись к живописным видам, открывающимся со всех «точек зрения». Суть – перед идеей. Большое архитектурное наследие Палладио и написанный им трактат оказали впоследствии (особенно в XVIII и в начале XIX вв. ) глубокое влияние на многие поколения архитекторов в ряде европейских стран. Индивидуально и самостоятельно он проявил себя в конструктивном решении палаццо Кьерикати, начатое в 1550. Напротив, понимая архитектуру во всем ее сложном многообразии и уделяя большое внимание ее практическому назначению и материальной сущности (такое понимание архитектуры, как и высокая оценка античного наследия, несомненно укрепились у Палладио в процессе глубокого изучения не только древних сооружений, но и Витрувия), он и в ордере никогда не забывал исходную тектоническую семантику, определявшую форму отдельных элементов и связывавшую их в целостную систему.
Для архитекторов-палладианцев это был самый чтимый образец усадебного дома. Пространство интерьеров имеет развитие за алтарем в виде длинного сводчатого хора, отделенного от алтарного пролета колоннадой: прямой и двухъярусной (Сан Джорджо Маджоре) или полукруглой (Иль Реденторе), напоминающей театральную кулису.
Вилла Ротонда (La Rotonda) была спланирована и построена по проекту конструктора Андреа Палладио, сделав его имя известным на весь мир. Он нарисовал внутри квадрата круг. Такое архитектурное произведение словно раскрывалось во времени и пространстве.
Несмотря на то, что и это здание составляет лишь фрагмент более обширного замысла, оно производит законченное впечатление (ныне снос соседнего дома подчеркнул асимметрию левого угла). В настоящее время вилла находится во владении брата Марио – Лодовико Вальморана.
Наружные стены, по мнению Палладио, не нуждались в украшении. Андреа делла Гондола, прозванный Палладио (1508—1580 гг. ), родился в Падуе. – «Почему же вы изобразили всех остальных. » – «На холсте заказанного мне размера оставалось много места и я подумал, что могу заполнить его по своему усмотрению». Его стиль – превознесенность.
Если виллы Палладио находят спрос – почему не повторить его образцы. Последняя по праву считается самой абсолютной постройкой архитектора. По классической древнеримской схеме, применённой ещё в Колизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором – ионический. В санатории «Сочи», построенном для политбюро – с портиками, фресками, лепниной, я своими глазами видел монументальную плиту, где золотом по белому в прожилках выбито: «Кефир 22:00 – 22:30».
Он долгое время преподавал на факультете архитектуры университета в Виргинии, главное здание которого было выстроено по проекту Томаса Джефферсона, вдохновленного палладианскими постройками (и особенно «Ротондой»). Еще раньше начался трудовой стаж Уччелло, Тициана, Мантеньи. Расположенная на холме, безошибочно выбранном среди исключительно красивой пересеченной местности, она является, в сущности, бельведером или видовым павильоном, центральный зал которого (освещенный через фонарь в куполе, достроенном Скамоцци), стал как бы композиционным центром окрестного ландшафта, с которым он связан четырьмя симметрично расположенными воздушными портиками и пологими лестницами. палаццо или дворцов) и загородных резиденций (вилл). Только в 1540-м, когда Андреа было тридцать два года, появляется в документах имя Палладио, придуманное в честь Афины Паллады его патроном Триссино, с указанием профессии – «архитектор».
Большинство классических строений были симметричны: одна сторона в них зеркально отражала другую. В Древнегреческой мифологии она упала с неба и защищала город от врагов). Колокольня же примыкающая к башне была построена позже в 1826 году по проекту Антонио Пьовене. Примечательна также внутренняя архитектура богослужебных зданий. Проектируя церковь и некоторые здания примыкающего к ней монастыря, Палладио верно оценил исключительное градостроительное значение места постройки (план Венеции).
Трактуя сложную структуру церкви с «базиликальным» разрезом как два совмещенных объема, Палладио выразил их на фасаде своеобразным сочетанием композиционных схем двух античных храмов: узкий и высокий портик четырехколонного храма (соответствующий центральному нефу), как бы «наложен» на более низкий и широкий портик, включающий габариты боковых нефов. Благодаря такому проникновению ордера в глубь стены и ее ясному расчленению на отдельные блоки, зритель сразу понимает всю структуру сооружения, в которой нет неработающих элементов, а инертная масса кладки сведена к минимуму (ср. Палаццо Кьерикати (проект 1550 г. ) — другой пример виртуозного мастерства Палладио (рис.
Творчество Палладио, великого теоретика, может служить образцом и для работы архитектора-практика ибо в каждом его произведении проявляется идеальность практического и историчность настоящего. Несмотря на свой плоскостный характер, фасад читается очень хорошо. В Америке сам Джефферсон напоминал о Возрождении. Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объемность. В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио часто применял большой ордер (недостроенное палаццо Порта-Бреганзе в Виченце, 1571).
Да и сам зал представляет собой ротонду. Более того, расхождения в оценке мастера не уменьшаются, но скорее возрастают. Уже с самого начала Палладио приобщился к насыщенной культурной жизни Венеции и к ее многообразным художественным интересам. Его труд«Четыре книги о архитектуре» (итал. I Quattro Libri dellArchitettura) изданный в1570году, является крупнейшим свод знаний и правил классической архитектуры начала Нового Времени. Именно эти правила и стали основой классической архитектуры. Графический рисунок портиков четко читается с отдаленного расстояния.
Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню. Математик из Манитобы Матвей спрашивает: «Вы уже успели проработать виллу Ротонда. » Мимо медленно едет на велосипеде подросток, громко поет по-итальянски «Катюшу». Запись допроса сохранилась. Поистине он уподобляет виллу бельведеру. В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта.
Может быть, ближайшее современное соответствие – дизайнер интерьера. В Штатах главным проводником палладианства стал Томас Джефферсон. Вершиной творчества архитектора признана вилла Ротонда. Никто не прятался, да и невозможно: все знакомы, а Беллини Мантенье – даже шурин. Так, он неизменно прибегал к ордеру для осмысления другой тектонической системы — стены. Вписываясь в окружающую природу и господствуя над ней, вилла воплощает глубоко поэтический, подлинно гуманистический и в то же время пантеистический образ, проникнутый спокойной гармонией. В своих «Четырех книгах об архитектуре» он отказывает венецианской готике в изяществе и красоте – можно представить, как распоясался бы он в городе.
После Базилики это одно из самых монументальных сооружений Виченцы. Молодая Америка брала пример с Англии – в архитектуре тоже. Быстро знакомишься. В итоге сошлись на смене названия: «Пир в доме Левия» (сейчас картина в венецианской Академии, а в тех же скобках подивимся инквизиторской терпимости). Очень интересными представляются результаты анализа обмерных чертежей римского Пантеона.
Впрочем, мода никак не связана со здравым смыслом. Он назвал его Андреа Палладио – в честь греческой богини мудрости Афины Паллады. ПАЛЛАДИО АНДРЕА (1508 – 1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. Вилла «Ротонда» близ Виченцы, построенная в 1551—1567 является вершиной творчества Палладио. Редкие получили формальное образование: Леонардо, Брунеллески, Браманте.
Застывшая мифологема, раскрытие карт – как название джойсовского романа. Альберти. Так, взяв многое в университетской системе Оксфорда и Кембриджа, американцы отвергли их принцип замкнутых двориков монастырского типа, что напоминало об ограниченности человеческого разума и элитарности знания. Кажется, стукни по нему — и он зазвенит.
Одержимость оригинальностью – требование нового времени – показалась бы странной. И даже сегодня, когда архитектура полностью изменилась, трактат Палладио не утратил своего значения в процессе формирования художественного вкуса. Насколько серьезное внимание зодчий уделял природному окружению (вспомним: «самое красивое и приятное, какое только можно себе вообразить»), можно судить по соответствующим принципу золотого сечения пропорциям здания: «метраж» жилых комнат по плану меньше, чем размеры портиков с лестничными маршами. Если есть в мире второй, после Виченцы, палладианский город – это Вашингтон. Так, у вилл Ангарано и Пойяна в Пойяна Маджоре была выстроена лишь средняя часть и правые крылья вилла Годи-Порто в Лонедо получила лишь левое крыло в вилле Бадоэр по проекту, помимо закругляющихся портиков, должны были быть еще Г-образные в плане колоннады в вилле Вальмарана в Лизьере, заканчивавшейся Скамоцци, вместо двухэтажной лоджии была построена лоджия лишь в первом этаже, а над вторым этажом (более низким, чем в проекте) сделан фронтон в вилле Триссино в Меледо главное здание вообще, по-видимому, не было закончено, а крылья построены лишь частично.
Но только не для виллы «Ла-Ротонда». В этом сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы иллюстрирующие разработанные им самим принципы архитектурной композиции. Серийные специалисты – мадоннери – выпускали ширпотреб. При этом Палладио не только подчеркивал условный, переносный смысл привлеченных им ордерных форм, тем самым реалистически указывая на основополагающую конструктивную роль стены (этот прием, широко применявшийся и его предшественниками, получил у мастера лишь дальнейшее развитие), Палладио трактовал саму стену не как аморфную массу кладки, но как организованное по законам ордера тело, с основанием, средней несущей частью и венчанием. Это не значит, что ордерные формы имели для Палладио лишь декоративный смысл. Сужение крайних пролетов зрительно закрепляет углы здания и придает ему завершенность.
52—57). Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17 – 18 вв.
Капра, новые владельцы виллы, стремились «перепрофилировать» дом, предназначенный для элегий, в сельское владение. Вилла Ротонда больше напоминает дворец, чем частную постройку. Элементы иллюзорной барочной перспективы, включенные в композиционное решение сцены, явились оригинальным нововведением зодчего, предвосхитив решения архитекторов и сценографов барокко. С 1404 по 1797 город вернулся к республиканскому правлению со столицей в Венеции. В течение четырёх столетий в нем царил мир и процветание искусство и экономика достигли высокого уровня. Когда один из аристократов, Джанджорджо Триссино, перестраивал свой особняк, он обратил внимание, что его лучший каменщик Андреа Гондола часто присоединяется к этим дружеским собраниям и беседам о красоте. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым как бы возвышая личность владельца и круг его жизни.
Андреа Палладиородился 30. 11. 1508 в Падуе. В этих условиях становится понятным, что в центре интенсивной духовной жизни венецианских гуманистов оказались искусства и наука, а эстетическая мысль, в значительной мере связанная с процветавшей здесь музыкой, обратилась к исследованию гармонии, пропорций и других внеисторических «вечных» закономерностей.
Тогда Палладио взял листок бумаги и нарисовал на нём квадрат. Палладио внимательно изучал также трактаты Витрувия (римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист) и других архитекторов. С 1558 г. архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. После того, как Палладио было поручено строительство Базилики, он был буквально завален заказами. Сам Палладио нестеснительно писал о ней: «Это здание могло бы быть сравнено с самыми значительными и самыми прекрасными зданиями, построенными от древности до сего дня». Церковь заказала ему сюжет Тайной вечери, но отказалась принять: мало того что один апостол режет баранину, а другой ковыряет вилкой в зубах – художник разместил на холсте полсотни фигур, включая негритят-прислужников, пьяных немецких солдат, карликов, шутов и собак.
Палаццо Тьене (1550-е гг. ) — единственный дворец Палладио, композиция которого приближалась к традиционному флорентийскому типу XV в., с центральным, симметрично обстроенным двором (рис. круглые окна в наименее напряженных участках стены по сторонам арок). Для обмера античных памятников он ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Эти и все остальные внутренние помещения виллы были выверены с математической точностью, согласно правилам, которые Палладио положил сам для себя (и которые впоследствии опубликовал в своём труде по архитектуре). И если составлять список людей, усилиями которых мир – по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина – выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место». Пётр Вайль.
Потому и утонул «Титаник» : чтоб не зарываться. Декорация – архитектурная, то есть постоянная: для «Эдипа-царя», что обязано было подходить ко всему. Церковь Реденторе (Искупителя) – шедевр Палладио: компактная огромность.
Палладио создал новый тип дворца, в котором пространство развито по глубинной оси. Триссино решил отправить его в Рим, где каменщик смог бы изучить римское наследие. Помещение освещалось всего одним круглым окном, расположенным в купольном перекрытии. 58). Архитектура низа еще только предстояла человечеству, а ту, что была в прошлом, забыли. Дж.
А для чего же. В соответствии с требованием города Палладио открыл часть первого этажа для общего пользования и, развернув строительный объем здания по фронту неглубокого участка, оставил место для сада и в то же время сумел придать небольшому дворцу импозантный образ общественного сооружения (ныне здесь закономерно разместился городской музей). Условия труда были невыносимыми. Палладио построены дворцы: Кьерикати (с 1550 г. ), Порто-Коллеони (около 1550 г. ), Тьене (1550—1551 гг. ), Изеппо да Порто (1552 г. ), Вальмарана (1566 г. ), Порто-Барбарано (1570 г. ), Порто — позднее Бреганце (1571 г., неокончено) в Виченце дель Торро в Вероне (1551 г. ), Антонини в Удине (1556 г. ) виллы (кроме указанных выше): Черато, Муццани около Пизы, Ангарано около Бассано (1548 г., разрушена), Тьене в Квинто (нач.
46). Идея распирает город. Я видал в Эфесе древнеримские общественные уборные дворцового размаха. Здание являет собой совмещение архитектуры со скульптурой (статуи, барельефы, камины) и живописью (росписи и фрески).
Манеру мастера продолжали подмастерья. В частности – Якопо Сансовино, задавший «античный» тон в Венеции и Джан Джордоко Триссино. Его считают одним из самых влиятельных зодчих в истории. Максима «человек есть мера всех вещей» – для нас метафизическая – имела для Ренессанса арифметический смысл. План Пантеона фактически полностью вписан в пространство листа.
Правильные формы (а в проекте Палладио применены только такие геометрические фигуры как цилиндр, куб, сфера), простые решения без излишеств присваивают зданию цельной, гармонической красы. Так, если в начале текущего столетия большинство авторов рассматривало Палладио как основного представителя Высокого Возрождения в Северной Италии, расходясь лишь в оценке некоторых отступлений мастера от «классического» стиля Браманте, — то теперь в нем видят и представителя раннего барокко и строгого классика-археолога, преданного задаче возрождения античности и типичного представителя маньеризма и зачинателя европейского классицизма. Вилла Ротонда в Виченце — реальный шедевр архитектуры. Чертежи фасадов и разрезов Пантеона выполнены в масштабе ровно в два раза крупнее, т. е.
Дж. ТриссиноПаладио начал изучать архитектуру. 48, 49). Стены и своды поражают чистотой белизны и обилием солнечного света.
Так считал и он сам. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Эту особенность проекта здания отметил Гёте: «Пространство, занимаемое лестницами и портиками, много больше того, что занимает самый дом ибо каждая его сторона в отдельности может сойти за храм». Гуманист Джанджорджо Триссино (1478 – 1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. В результате множество художников оказались без работы и двинулись на север.
Andrea Palladio – великий итальянский архитектор, живший и творивший в 16 веке. В Виченце Палладио сблизился с итальянским гуманистом, поэтом и драматургом Дж.
Исключительно важным представляется тот факт, что Палладио, впервые в истории архитектурной науки, приводит графические реконструкции разрушенных античных памятников (четвёртая книга трактата). Сочетание пилястр большого и малого ордера придает зданию крупную масштабность и импозантность, тогда как определяющая тектоническая роль стены красноречиво выявлена ее членениями, откровенно условным характером большого ордера (раскреповки антаблемента) и его отсутствием по углам фасада, смело подчеркнутым плоскостными скульптурами. Глубокий план с двумя дворами был разработан Палладио и для палаццо Вальмарана (1566 г. ), заслуживающего особого внимания необычной и смелой композицией фасада (рис. Осуществленная часть дворца впечатляет своей спокойной силой и суровой замкнутостью (рис. Потолок зрительного зала – небо с облаками.
По его образу и подобию было построено множество зданий по всему миру – от американской усадьбы Монтичелло до Софийского собора в Царском Селе. Считается, что Палладио возрождал античность. Под открытыми площадками находятся хозяйственные помещения.
Чем все-таки так уникален этот эталон усадебной архитектуры. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т. н.
Жители выполнили указание и возвели храм в рекордные сроки за 3 месяца в готическом стиле. Ремесленниками были все, кто работал руками. Эта замечательная здравосмысленность – не то соседство, которого требует дух Палладио. Ездил в Верону (1538—1540 гг. ), в Рим (трижды, с 1541 по 1547 г., затем в 1550 и 1554 гг. ) и другие города, где обмерял античные памятники и современные сооружения и выполнил киворий в церкви римской больницы Сан Спирито.
По сравнению с Виньолой, Палладио делает огромный шаг вперед, так как помимо оформления канонов ордерных систем (отличных по пропорциям от канонов Виньолы), Палладио приводит также большое количество подробных графических фиксаций своих собственных построек (вторая и третья книги трактата) и подробных обмеров античных сооружений (четвёртая книга трактата). Говорят, красиво жить не запретишь, – неправда: красивая жизнь только та, которая полноценна и естественна. Потрясающая мысль: все человеческие трагедии одинаковы. Микеланджело с тринадцати лет служил в учениках у Гирландайо. Для Палладио же античные памятники были идеальным воплощением извечных законов зодчества.
Как там у Венедикта Ерофеева: «Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек постоянно был грустен и растерян». Но какой такой прохлады алкали русские помещики на широтах Гренландии и Аляски. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным.
Согласно легенде, Дева Мария дважды являлась на место, где сейчас стоит церковь. Сложная взаимосвязь и сопоставление фасада и двора (сменившая их контрастное противопоставление во флорентийских дворцах XV в. ) становятся одной из основных тем композиции. Запланировать красоту и счастье не выходит. Именно Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. «Гений места» Вилла Ротонда, состоящая под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, общепризнана в качестве одного из центральных зданий в истории европейской архитектуры. Для Браманте, как и для Альберти (см.
Её стены покрыты искусными фресками-обманками. (Еще в начале XVIII века даже кирпич привозили из Британии, укладывая его в трюмы как балласт. ) Но что до государственного устройства и принципов общественной жизни, то отцы-основатели заглядывали через голову и Англии и всей Европы в античность: Грецию и Рим. Античная архитектура приобретала в его глазах не историческое, но совершенное, качественное значение, а ее ордерная система (роль которой в итальянском зодчестве неуклонно возрастала на протяжении предшествовавших 120 лет) стала для Палладио исходной формулой всякой архитектурной композиции, всеобщей основой архитектурного мышления.
Впрочем, его происхождение – обычное для Возрождения. Благодаря глубоким лоджиям в первом и втором этажах стена фасада приобретает объемность и рациональную тектонику, в которой ощущается предвосхищение принципов классицизма. Это «палаццо», абсолютно симметричное и квадратное в плане, получило четыре фасада, каждый с портиком.
В Британии широт, на которых находится Венето, нет вообще. Несмотря на то, что вилла кажется полностью симметричной, на самом деле каждый фасад отличается мелкими деталями (такими, как ширина ступенек). Постройка разворачивается фронтально к дороге, воде или долине. Вышел скандал и Веронезе вызвали на суд инквизиции.
Так оно и было. Виченца – его музей. В 1570 г. получил титул «виднейшего гражданина Венеции». Сортирами архитекторы палладианского толка пренебрегали: неловко, видно, делалось.
Под патронажем Дж. Среди многочисленных (около тридцати) вилл, построенных Палладио в окрестностях Виченцы и соседних городов, встречаются и скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Пойяна) и роскошные резиденции (Мазер, Триссино в Меледо, Бадоэр) (рис.
Палладио, в частности изучал остатки римского театра в Виченце. Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились обзавестись титулами и, покупая земли в материковых владениях республики (так называемая терраферма), вкладывали освобождавшийся капитал в сельское хозяйство. палладион – статуя богини Афины Паллады. Ее ядро составляет выстроенное еще в XV в. палаццо делла Раджоне (ратуша), включавшее огромный зал (52х21 м), расположенный над сводчатой лоджией. Фактически получается, что Палладио использовал логически взаимоувязанную цепочку масштабов 336 – 168 – 84 –21 (16 – 8 – 4 – 1).
Термина «художник» и не было, «художник» или «скульптор» служило ремесленным званием. На четырнадцать залов роскошной виллы Пизани обнаруживаешь одно отхожее место. Без Палладио Виченцы не существует. Неистовый палладианец, он задал тон, стиль, моду, оставив выдающиеся образцы: Английский дворец в Петергофе (разрушен люфтваффе в 1942-м), Академия наук, Эрмитажный театр, Обуховская больница, Конногвардейский манеж.
Поздние архитектурные сооружения Палладио (это в основном общественные постройки) близки архитектуре барокко тяготением к масштабности, триумфальностью. Шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580-1585), который был окончен В. Скамоцци. Это здание (как и многие другие архитектурные объекты Палладио) представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Широкая аллея ведет от дороги к развернутой фронтально постройке. Это сделано для того, чтобы идеально гармонировать с несимметричным окружающим пейзажем. В начале десятых годов XX века вилла перешла в собственность представитей аристократического рода Вальморана, владевших еще одним творением Палладио по соседству (именно вот таким образом «Ротонду» иногда именуют виллой Альмерико – Вальморана).
Это достигалось благодаря своевременному чередованию различных помещений: просторных и тесных, тривиальных и декорированных. Первое значительное произведение Палладио Базилика в Виченце. Об этих высказываниях можно не знать – достаточно взглянуть на дом Джефферсона в Вирджинии, названный итальянским именем Монтиселло, спроектированный в 90-е годы XVIII века самим хозяином по образцу виллы «Ротонда».
58—60). И этот стиль распространился по всему миру, до глухих углов. Вашингтон – столица палладианства. Их архитектура полна то чарующей интимности и уюта (Вилла Пьовене и Годи в Лонедо, Сарачено в Финале), то спокойного достоинства (виллы Фоскари в Мальконтента, Корнаро в Пьомбино, Пизани в Монтаньяна), то благородного, лишенного всякой претенциозности богатства (Бадоэр, Барбаро в Мазере).
Зарисовывая планы древних домов и храмов, он заново открыл принцип симметрии. В целом же художник имел статус ремесленника. Вилла Ротонда в Виченце (начата в 1551 г. ) едва ли не самая известная из всех вилл мастера — является первой центрической купольной постройкой светского назначения. Художник низкого происхождения мог быть возведен в дворянство, что служило легким способом расплаты, даже обрести титул (графами стали Джентиле Беллини, Мантенья, Тициан). Работая в мастерской архитектора-скульптора Джованни да Педемуро, куда обращались для выполнения своих моделей архитекторы, приглашавшиеся в Виченцу в связи с перестройкой Базилики, Палладио, по-видимому, уже с 1538 г. приобщился к этой увлекательной работе: его модель, выполненная к проекту, представленному в 1546 г., была принята после того, как были отвергнуты советы и предложения таких крупных мастеров, как Скарпаньино (1532 г. ), Сансовино (1536 и 1538 гг. ), Серлио (1539 г. ), Санмикели (1541 и 1542 гг. ) и Джулио Романо (1542 г. ).
Происходил же архитектор из семьи с неблагозвучной фамилией делла Гондола, а его отец был простым мельником. Десять книг о зодчестве.
Наемники-лютеране не жалели католических святынь, разрушая город хуже любых варваров. Отсюда и взялось имя «Ла-Ротонда» а ещё— от круглого купола (хотя технически слово «ротонда» не совсем верное). Идеи растекаются – чем они проще и внятнее, тем быстрее и шире. Условия труда в мастерской были ужасны, а поскольку уволиться оттуда было невозможно (трудовой кодекс в шестнадцатом веке еще не изобрели), молодой человек просто сбежал от хозяина в соседнюю Виченцу. Фра Анджелико и Андреа дель Кастаньо были из крестьян, Джотто пас овец. Андреа дель Сарто – и вовсе с семи.
А. Г. Габричевский, Альберти-архитектор — в кн. : Л. Б. Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах. В величавых дворцовых, а позже и церковных, зданиях зодчий часто применяет т. н.
в масштабе 1:168. 48, 51). в масштабе 1:84.
Прикладных изделий, понятно, было больше. Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. Это замечательный пример подлинного синтеза архитектуры с живописью (росписи Веронезе с учениками) и скульптурой (камины, барельефы, скульптурные вставки и круглая скульптура в нимфее — Алессандро Витториа).
до 1550 г. ), Ротонда в Виченце (с 1551 г., заканчивалась Скамоцци в 1580—1591 гг. ), Пьовене в Лонедо, Триссино в Меледо (проект 1553 г., почти не сохранилась), Пизани около Монтаньяно (1553 г. ), Муццани в Ретторголе (не сохранилась) и Дзено в Чессальто (начаты в 1559 г. ), Коголло (проект 1560 г. ), Тьене в Чиконье (около 1560 г. ), Сарачено в Финале, Эмо в Фанцоло, Фоскари в Мальконтента, Рипета около Кампильи, Мочениго в Марокко (около 1560 г., последние две разрушены), Пойяна в Пойяна Маджоре, Пизани в Баньоло (1561 г., перестроена), Сарего в Санта София близ Вероны (1562 г., сильно перестроена), Сарего в Миега, Вальмарана в Лизьере, Корнаро в Пьомбино (1564 г. ), Бадоэр во Фратта Полезина (1565 г. ), Барбаро в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ), Рагона в Гиццоле.
Меню – водоплавающее: рыба, моллюски, ракообразные, в крайнем случае – утка. К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). Внутри палаццо расположены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. 44, 45). Умение подчеркнуть гармоничность постройки искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560 – 1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551 – 1567).
У виллы четыре тождественных фасада с ионическими портиками, к которым ведёт по балюстраде со статуями античных богов. Стиль Палладио был необычен и восхитителен. Каждый год в третью субботу июля через Джудекку наводится понтонный мост, к храму идут венецианцы, вспоминая об избавлении города от чумы, служится благодарственная месса, у паперти продают билетики благотворительной беспроигрышной лотереи, от которой у меня осталась школьная линейка «Made in China». Там же Палладио возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, оба начаты в 1550 Вальмарана, начато в 1566 лоджия дель Капитанио, 1571). Гениальные достижения Джованни Беллини тиражировались его мастерской, партиями поставлявшей на рынок «Богоматерь с младенцем» на фоне пейзажа Террафермы, любимого в Венеции и Венето.
Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и впитывать идеи гуманизма. Его загородные виллы для отдыха и развлечений больше всего напоминают храмы. Сквозь центральный проем в виде арки и четыре боковых проема видны расходящиеся улицы города. Идеи могут быть совершенными, вещи – нет. Но каждая из них глубоко индивидуальна.
И Палладио, усвоив опыт древнеримской архитектуры «хрестоматийного» Пантеона, освещает его через круглое окно в купольном перекрытии. Можно сказать, что Палладио рассматривал стену как предельно сомкнутый строй колонн. После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра. Вилла Ротонда общепризнана в качестве одного из центральных зданий в истории европейской архитектуры.
Пограничный между старым и новым самосознанием пример – история с картиной Веронезе. рис.