Кистью мастера натюрморта выписана обстановка, окружающие фигуру предметы, книги, посуда. Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета». Легкие светлые мазки по темной основе передают блестящую поверхность тканей их различную фактуру. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку.
Куапеля, Ж. Б. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. Исходя из наблюдаемой натуры, он ищет в ней не мимолетное выражение чувств, не психологическую сложность, а более общее, типическое, позволяющее создать портрет человека своей среды, рассказать о его жизненном укладе.
Это положенные один на другой густые слои краски, эффект которых проявляется изнутри. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Лувр, Париж. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Поздние портреты Шардена ознаменовали новый этап в его искусстве. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе Академии художеств.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру», – писал критик. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, – они равно совершенны. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.
Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами. Неожиданностью было и обращение к портретам.
Жилой дом на улице Франклина в Париже, который построен Огюстом Перре (1874 — 1945 ГГ. ), Был одним из первых таких сооружений. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Жанровый портрет «в голландском духе» с изображением художника Ж. Аведа известный под названием «Химик в своей лаборатории» (1734, Лувр), напоминает работы Вермера Делфтского, полотна «малых голландцев». Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Героиням художника свойственно непроизвольное мягкое изящество, -- достаточно вспомнить тончайшие нюансы в наклоне фигуры, повороте головы молодой матери из эрмитажной Молитвы перед обедом. Иной раз можно сказать, что это пар, которым дохнули на полотно иной раз, что это брошенная на него легкая пена приблизьтесь – все смешается, станет плоским и исчезнет удалитесь – все восстановится, возникнет снова». Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). Лувр, Париж.
Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности. Холст, масло, 112140, 5 см. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. И это было справедливой закономерностью. Главными героями его портретов являются обычные люди третьего сословия, которые заняты повседневными делами.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Общий эмоциональный тонус его картин создает декоративное трактовка цветов.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность. Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр. В работах Матисса цвет преобладает среди изобразительных средств. В эти годы Шарден обращается к пастели, создавая в этой новой для себя технике подлинные шедевры – «Портрет жены» (1775, Лувр) и «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Лувр).
Держа в одной руке нож, а в другой за тоненький хвостик репу, героиня картины смотрит вдаль, о чем-то задумавшись. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Тончайшие нюансы цвета приведены к единому колористическому звучанию. Серьезная сосредоточенность в занятиях музыкой, чтением, пусканием мыльных пузырей игрой в карты, рисованием подчеркнута в образах «Ребенок с юлой» (1734, Лувр), «Портрет Жана Годфруа» (1734, Лувр). Изображенные детали рассказывают о его профессии.
Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). Искусство Шардена вызывает восхищение художественной достоверностью, образной и колористической цельностью, правдивостью деталей, оно лишено как сухости реализма, так и сентиментальности, наставнической претенциозности. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. В 1731 женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. Как одни предметы отражаются в других.
Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Полотно вызывает в памяти сказки Шарля Перро, где предметы и вся обстановка повседневного человеческого существования ведут тайную жизнь, вовлекая в свой «заговор» людей. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Желание вдохнуть в искусство солнечную радость, молодость было характерно для Матисса. Ученик П. -Ж.
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. (Не правда ли, возникает впечатление, что тыква у Шардена вот-вот станет каретой Золушки. ) Одухотворенное пространство обычного жилья рождается также благодаря живописной манере художника, о которой его современник, философ и писатель Дени Дидро, сказал: «В этом колдовстве ничего не понятно.
Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. На фрагменте контраст между сильно и слабо освещенными зонами придает объемность и фактурность статуе Меркурия, надевающего крылатые сандалии. Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. Критерием оценки мастерства художник считал всеобщее признание, о чем свидетельствует орден на муаровой ленте. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна.
Атрибуты искусств, 1765. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Примечательно сохранившееся высказывание художника: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». В образе Маргерит, жены художника раскрыт характер женщины, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних.
Достоинство этих картин— не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. Манера Шардена – художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. Шарден стремился раскрыть сущность искусства.
Это атрибуты строгой и удобной профессиональной одежды. Спокойный проницательный взгляд из-под козырька тоже свойственен именно художнику. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Шарден всю свою жизнь с непоколебимым постоянством остается поэтом и живописцем третьего сословия, его скромного и тихого быта, его несложной и ясной жизненной философии, уюта его домашнего очага и теплоты семейных уз. Шарден – блестящий мастер натюрморта.
В 1724 приобрел почетное звание члена Римской Академии Сан Лука, в 1828 – члена Парижской Королевской Академии, представив полотно «Скат». Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. А старцу было удобно и он не так мерз. Пользуются красками, а пишут чувством». Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». За внешней неторопливостью повествования скрыто глубокое эмоциональное постижение художником образа (человека или предмета), позволяющее вовлечь зрителя в сферу его собственного видения натуры, одухотворенной его чувством. С 1737 Шарден становится постоянным участником парижских Салонов.
Пушкина. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Конструктивно-функционального характера приобретает архитектура в это время.
Десюдепорты, заказанные директором Управления Королевских строений маркизом Мариньи, – «Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств» (1765, Лувр) – образцы высочайшего колористического мастерства Шардена. Глядя на них, ощущаешь реальную плоть предметов. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей — серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию.
Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Желая поддержать стареющего художника, Дидро с похвалой отзывается о его первых пастелях, представленных в Салон в 1771 (среди них был и «Автопортрет», 1771, Лувр). Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы— кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств.
Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Герцоги стараются залучить в свои гостиные мещанина Руссо и разночинца Дидро, Мария-Антуанетта строит в Малом Трианоне деревенские хижины, а графы и короли с энтузиазмом коллекционируют картины Шардена, -- все это звенья одной цепи.
Полотна Шардена всегда исполнены в неяркой цветовой гамме. В жанровых портретах Шардена всегда сильно бытовое начало. Атласный домашний халат и чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Каза, Н. Н.
1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Правдиво переданная «мертвая натура» поднята художником на уровень высокого обобщения. Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики.
Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Французский художник, мастер бытового жанра. В образе мадам Шарден раскрывается весь уклад жизни жены художника с ее полным домашних тревог и лишений существованием.
Его композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, ощущением органичной связи вещей с интимным и трудовым бытом простого человека (Медный бак, около 1733, Трубки и кувшин, около 1760-63, – оба произведения в Лувре). Ученик П. -Ж. Его интересует лицо модели. К этому времени он был уже известен как мастер натюрморта и бытовых сцен.
Однако сам образ в нем не растворен. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей и отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Она наглядно воплотила наказ Дидро «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». В 1724 Шарден был принят в Гильдию святого Луки, а в 1728 — в Королевскую академию художеств, где вплоть до 1774 занимал высокий пост. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin) (1699-1779), французский художник.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. После 1733 он обратился также к жанровым композициям.
В этом полотне Шардена велико значение интерьера. Интимно-жанровые мотивы теперь исключаются художником. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен.
Холст, масло, 114146 см. Французский художник. Всю жизнь провел в Париже, никуда не выезжая.
В домашней одежде представил и себя художник в «Автопортрете с зеленым козырьком».
В 1730-е годы Шарден обратился к жанровому типу портрета. Это соответствовало этическим представлениям художника, уверенного в своих воззрениях на жизнь. В сцене «Молитва перед обедом» (1738, Лувр) он обстоятельно повествует о человеке, неторопливом течении его повседневной жизни.
Это видно на картинах А. Матисса «Музыка», «Большой красный интерьер», «Танец», «Голубая ваза», «Азия», «Испанский натюрморт». Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. А. С. Палитра с красками и кисть символизируют живопись, статуэтка Меркурия — скульптуру, чертежные и рисовальные принадлежности — архитектуру. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Дидро восторженно пишет о нем: «Вот, кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств).
Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. Для художника важна индивидуальность модели.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Шарден пишет себя погрудно, рельефно выделяя поворотом головы в фас и цветом лицо. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.