В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). И я понял: это моя жена. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными.
Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Она молчит, я тоже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Решено. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Можешь не рассчитывать». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Шагал больше не мог оставаться в оккупированной фашистами Франции, вот таким образом принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку в 1941-ом году. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». И я понял: это моя жена.
Это единение с большой Вселенной. Затем следует Вторая мировая война.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Помимо судейкинских росписей «Бродячей собаки», Шагал не мог не знать работу Александры Экстер для московского Камерного театра, вызвавшую восторженный резонанс в сезон 1916/17 года9. С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). У него был один брат и пять сестёр. Его работы начинают выставляться в Париже.
Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Новация Мейерхольда, получившая название «биомеханика», для него была родной – выше говорилось об отношении Шагала к цирку и циркачам с их телесным творчеством.
Париж Шагал полюбил сразу и безотвратно, называя его «второй Витебск». Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Центральными работами первого парижского периода М. З.
Она молчит, я тоже. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Сам знаешь.
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. Осенью 1909г. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. И художник подчинился. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Там он проучился 2 месяца. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)17. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Нью-йоркская премьера осенью 1945 года вызвала шквал восторженных отзывов. В 1918 году Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. Немного ранее, до прихода Мейерхольда, Шагал был приглашен в Те-ревсат для оформления пьесы Дмитрия Смолина «Товарищ Хлестаков», написанной по мотивам «Ревизора» Гоголя (впоследствии по памяти мастер ошибочно называл эти эскизы сценографией классического «Ревизора»). Её звали Белла Розенфельд. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал».
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой.
В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Сам художник беззаботно предлагает головокружительный перепад уровней восприятия: ментальная «оптика» зрителя должна мгновенно меняться при переходе от крохотных буковок таинственных надписей к ритму огромных геометризованных плоскостей, членящих орфеистически-ми. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). На бледном лице сияют глаза. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих.
А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Она смотрит— о, её глаза. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Высылать ничего не буду.
Это мои глаза, моя душа. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1112. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. На бледном лице сияют глаза. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление.
Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Это мои глаза, моя душа. Это были наброски едва ли более детальные, чем просто абстрактные формы, динамичные массы. Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Как жадно они рисовали. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Как показало дальнейшее развитие событий, у Грановского копилось раздражение против «произвола» художника – ему было невдомек, что причудливые образы Шагала дарят бессмертие своим прототипам. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души».
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Она смотрит— о, её глаза. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.
Там полотна пребывали до лета рокового 1937 года, затем были свернуты и спрятаны. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой22. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. Но запомни: денег у меня больше нет. Там было человек пятьдесят сирот.
«Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
В 1909—1911г. Станиславский. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
1985 – Марк Шагал. Сам знаешь. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством).
В 1963-1964 годах бурю негодования вызвала инициатива министра культуры Франции Андре Мальро, предложившего «нефранцузу» Шагалу создать новый плафон главного национального театра – парижской Гранд-опера. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. На бледном лице сияют глаза. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Париж Шагал полюбил сразу. Но он вернется», — объясняла она. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Большие, выпуклые, чёрные.
И всё же сюжеты его картин не изменились. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). В Петербурге написал свои знаменитые «Похороны» (с покойником, лежащим на тёмной улочке города) и «Рождение».
В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). При осмотре помещения Шагал внезапно объявил, что распишет также и стены.
в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие). Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Это всё, что я могу наскрести. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж).
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Она молчит, я тоже. Только в 1914-ом художник покидает Париж, чтобы съездить в Витебск для того, чтобы повидаться с Беллой и своей семьей. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Личность и творчество Бакста оказывали немалое влияние на Шагала, пусть и подспудное. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909).
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
Но даже хорошо знакомых с шагаловским творчеством людей его свобода в «еврейских фресках» ошеломляет. К этому моменту были готовы 66 эскизов. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». В ноябре-декабре 1920 года он создал восемь композиций для маленького зала на 90 мест, переоборудованного из парадных гостиных дома купца 1-й гильдии И. Гуревича по Б. Чернышевскому переулку в центре Москвы, существующего и поныне. Ползал и подбирал. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В Париж Шагал влюбился сразу. 1-ый парижский период.
вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. — я тоже. Париж Шагал полюбил сразу. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. В 1916году них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. «Отец мой с детских лет был приказчиком в складе сельдей», — писал сам художник в официальных документах. Это мои глаза, моя душа. Он написал сотни полотен. — В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1314, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1516. Можешь не рассчитывать». А. С. Пушкина свои работы. Большие, выпуклые, чёрные.
В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Набрасывались на краски, как звери на мясо. На бледном лице сияют глаза. В 1920году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 21 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами.
В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. И я понял: это моя жена. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров, посещала в Москве «Высшие женские курсы» профессора Герье (тема её диплома — Достоевский, Фёдор Михайлович).
В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). Роман художника с режиссером на этом закончился, как впоследствии об этом с печальной иронией сказано в «Моей жизни». Действа в театрах миниатюр, кабаре, артистических подвалах способствовали слиянию вымысла и жизни, созданию некой иллюзорной действительности. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Здесь не только актерам, но и посетителям были отведены свои роли завсегдатаи и этого подвальчика и других подобных мест гримировались и наряжались не хуже развлекавших их профессиональных лицедеев. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». На бледном лице сияют глаза.
Жил очень бедно, работал ретушёром. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Но запомни: денег у меня больше нет.
В 1944 году умерла жена Шагала. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. С 1950-х гг. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Большие, выпуклые, чёрные. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Повторилась давняя ситуация имевшая место во второй половине 1920-х годов: тогда в парижской среде было много недовольных тем, что маршан Амбруаз Воллар заказал Шагалу иллюстрации к «Басням» Лафонтена – работа над классикой французской литературы была поручена иностранцу. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников. Это мои глаза, моя душа.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. — я тоже. Ползал и подбирал.
супрематическими. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Ползал и подбирал.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. К примеру, на эскизе задника «Игроков» мы видим гротескную картинку, словно бы удваивавшую театральную мизансцену, но с такой деформацией облика действующих лиц, которая разоблачает их потайные намерения. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.
В 1973году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Решено. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался».
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Как грача или журавля осенью.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Так во всяком случае считали его друзья.
В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Он приобрёл у Шагала две картины и дал ему небольшую стипендию для обучения в Париже. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В нем не оказалось театральной крови» 1. Почти до конца 1920-х гг.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Шагал работал преимущественно как монументалист и график. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В конце 1920 года Эфрос пригласил художника для создания декораций к первому московскому спектаклю Еврейского камерного театра по миниатюрам Шолом-Алейхема. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В «архаически-новаторских» лубочных спектаклях Теревсата трудно было отделить настоящий примитив от неопримитивизма.
В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. За несколько месяцев до премьеры «Волшебной флейты» Моцарта, в театре были торжественно открыты колоссальные панно Шагала. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Но рисовал очень много, дни и ночи напролёт.
И все же знатоки и ценители поражались. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. В 1909—1911г. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. сполохами всю композицию.
Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. С величайшей непринужденностью художник предъявил «городу и миру» интимную автобиографию, сумев сделать ее квинтэссенцией народного бытия. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Париж Шагал полюбил сразу.
— я тоже. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Примечательно, что последняя теревсатовская работа послужила несомненным импульсом к созданию знаменитого цикла иллюстраций к поэме Гоголя «Мертвые души» (1923-1925) в «прекрасном далеке» парижской эмиграции.
По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. У него был один брат и пять сестёр. В 1921–22 гг.
Вспышку ярости вызвал у Шагала скучный посланец этих будней – настоящее полотенце, которое Грановский велел повесить для правдоподобия в сцене чаепития Реб Алтера в миниатюре «Мазлтов». Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. Но его радость была недолгой. У художника появились последователи.
Это всё, что я могу наскрести. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». С 1950-х гг. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Тогда же побывал в Египте. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом.
Она смотрит — о, её глаза. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала.
У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Грановский также написан на панно не единожды. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовшa Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. В них – неудержимое желание летать. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы.
Шагал потом всю жизнь называл Винавера своим вторым отцом. Большие, выпуклые, чёрные. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо.
В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.
За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. В Москве начала 1920-х годов до прямого сотрудничества двух великих людей, к сожалению, дело не дошло, хотя «счастье было так близко» – Мейерхольда назначили главным режиссером Теревсата весной 1922 года, но нарком Анатолий Луначарский уже сумел устроить Шагалу визу в Берлин. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Поселился в «общежитии» нищей богемы Монпарнаса — знаменитом двенадцатиугольном «Улье». Практически ничего другого не писал Марк Шагал.
На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Балет «Жар-птица» Игоря Стравинского продолжил сотрудничество Шагала с Американским театром балета. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Отныне он – Марк Шагал. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Для начала перестал рисовать раввинов. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия.
Художники объединяли единой декорацией зал и сцену – к примеру, в «Бродячей собаке» Сергей Судейкин расписал стены общими орнаментами, превратив все пространство заведения в подмостки. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. — я тоже. В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ.
«Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. «Всё покрылось тьмой».
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)67 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)189. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. И весь балет был пронизан потоками света и радости» 13.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. Сам знаешь. И я понял: это моя жена. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892.
Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской осёдлости Российской империи. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её.
И вот их-то я учил рисованию. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Это всё, что я могу наскрести. После премьеры «Алеко» она сообщала тем же адресатам: «Шагаловские декорации пылали как солнце в небесах.
Можешь не рассчитывать». Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Учение у Бакста «не пошло»: Лев Самойлович выразился, что «талантлив, но небрежен и идёт не той дорогой». Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Документальный фильм Кима Эванса (пр-во ГДР) Мир, оживающий на полотнах одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века, открыто обращается к иной реальности. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях.
Большие, выпуклые, чёрные. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Звягинцевой. Это потом ученик, превзошедший учителя в славе и достижениях, будет с мягкой иронией писать об их общении однако именно Бакст позвал Шагала и в Париж и на сцену2.
Летом 1914года художник приехал в Витебск1, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Высылать ничего не буду. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Решено. Сверхискушенный в наивности Шагал был там, надо полагать, в своей стихии. Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства авангарда в России. Надо ему кого-то подыскать». Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (40 км на запад) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В перевернутых вверх тормашками изображениях, в усеянных «птичками и козликами» костюмах и бытовых предметах, в облике и игре актеров должна была царствовать праздничная условность, не смевшая иметь ничего общего с серыми буднями. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Но запомни: денег у меня больше нет. Встретив гостей, режиссер переместился на правый край композиции – он с надменным видом сидит на табуретке, опустив ноги в таз с водой, дабы сконцентрироваться на «сценической литургии». В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии.
Исследователи отмечают, что в грандиозном панно к 3-му акту балета с двумя расплавленными световыми дисками Шагал-фигуративист предвосхитил напряженные цветовые композиции мастеров американского экспрессивного абстракционизма Марка Ротко, Адольфа Готтлиба и Барнетта Ньюмана14. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Однако это были семена, развившиеся затем в птиц, деревья и чудищ» 15. По заказу главного режиссера Александра Таирова художница создала новаторскую сценографию спектакля «Фамира Кифаред» по драме Иннокентия Аненнского и расписала в свойственном ей ба-рочно-кубистическом стиле фойе, лестницу театра и портал сцены. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
Она молчит, я тоже. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Шагал даже издавал декреты. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы.
Насыщенность зала изображениями была столь велика, что он тут же получил прозвище: «шагаловская коробочка». Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Она смотрит— о, её глаза.
Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». И я понял: это моя жена. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В бытность «комиссаром искусств» он предпринял ряд шагов по приглашению Мейерхольда на пост режиссера Городского театра в Витебске в местной прессе появилось сообщение об их переговорах10.
Высылать ничего не буду. Пик актуализации, как известно, был достигнут Мейерхольдом: спектакль по пьесе «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, стилизованной бельгийским драматургом под средневековые фарсы, прогремел и навеки остался в истории благодаря конструктивистской «машине» Любови Поповой. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). С 1950-х гг. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.
А она сама хранила спокойствие. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). С 1950-х гг. У него был один брат и пять сестёр10. Она смотрит— о, её глаза. В 1911–13 гг.
Это мои глаза, моя душа. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. — я тоже. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Бахрушина). Осенью 1909г. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
В конце 1930-х гг. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Она молчит, я тоже. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее.