В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны. Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
В картине явно просматривается влияние Айвазовского. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. Рылов, К. Б. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»1. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.
В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». А. И. Куинджи для ежегодных премий. Отныне Вера считалась невестой Архипа.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Жена Репина Н. Б. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Яйла», «Горный склон. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерством передал эффект лунного освещения и спокойного сияния самой луны. Мальчик с детства любил рисовать.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Что это такое. Коренастый юноша с копной густых черных волос и сладкими черносливовыми глазами показался окружающим застенчивым малым. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье Крыма. Его просто-напросто не принимали в Академию. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. В одно и то же время тускло-зеленым у прибрежья изумрудным с серыми полосами — вдали.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В то время он опять работал ретушером. Отношение творца к изображаемому – основное в картине.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Обычный среднерусский пейзаж художнику удается сделать небудничным с помощью оригинальных художественных решений. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Картина или действительность.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Ощущение мощи мира, вечное его движение, драматические коллизии, совершающиеся в природе художник сохранит и в дальнейшем. Родственники пытались обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую грамматику. Крым», «Крым. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Цвет его был разным. В городе имелось Общество изящных искусств.
Голову прикрывала соломенная шляпа. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Это, видимо, результат недоразумения. Профессиональная среда, которую олицетворял пока что один Фесслер, заставила серьезно взглянуть на труд художника.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Цвет в этих работах становится ярче, естественней. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Крым», «Морской берег.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Куинджи прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 года. Отказывать дерзкому жениху купец не стал: чего доброго, влюбленная дочь убежит к избраннику, учинив позор на весь патриархальный городок. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Однако только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Кавказ». С высоты открывалось море. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
В родном городе это было невозможно. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий».
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Крым» и многое другое.
Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
По всей видимости и здесь юный Куинджи поражал окружающих своими рисунками ибо знакомый Аморетти, хлеботорговец Дуранте, посоветовал Архипу отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому. Рерих, А. А. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Юноша был поражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В 1874г. Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей.
Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Успех картины превзошел все ожидания.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи».
Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер.
Вид на гору Демерджи. В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако первые две попытки оказались неудачными. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Богаевский, А. Борисов.
Юному Архипу не довелось получить образование. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества.
В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. И все это было результатом его напряженных поисков. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех. О нем говорили, как о маге и чародее. Отец Куинджи был сапожником. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Однако учеником Академии он так и не стал. В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ.
Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Как бы по-разному их ни воспринимали, но уже то всеобщее внимание, та полемика, которые сопутствовали картинам художника, говорят сами за себя. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Куинджи по-турецки «золотых дел мастер».
В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. Ученики любили и уважали Куинджи.
В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика. Айвазовского в это время в Феодосии не было. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Петербург жил открытием выставки. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. От строительного подрядчика Куинджи перешел к хлеботорговцу Аморетти в новой для него роли прислуги, комнатного мальчика.
Среди его учеников были Н. К. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Этой работой начался т. н. Они по-детски просты и естественны. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро».
Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников. В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, вот таким образом они были написаны в тёмных мрачных цветах. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. Суворовым.
Греческая христианская община, окруженная поселениями татар, постоянно испытывала на себе их давление. получает звание классного художника.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Ночь на Днепре находится у великого князя Константина Константиновича, Березовая роща и Степь – в коллекции Терещенко в Киеве в Третьяковской галерее в Москве находятся: На острове Валааме, Забытая деревня, Степь, Чумацкий тракт, Украинская ночь, Север, Березовая роща, После грозы, Днепр утром и Закат в лесу в музее императора Александра III в Петрограде – Вечер в Малороссии, Туман на море, Радуга и эскизы: Лунная ночь.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. В 1873г. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища.
Это был взрыв. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В том же 1873г. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. А. И. Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников.
В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Манера письма – легкая, свободная.
По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.