Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. В 1873 г. художник вернулся в Париж. Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки.
Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Здоровый, естественный цвет кожи женщины, яркая в горошек блузка придают ей более преуспевающий вид в отличие от обсуждаемых ранее работающих женщин. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Основой процветания города была торговля хлопком. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Не были чужими для него изысканный и благородный Ван Дейк, сдержанный и возвышенный Пуссен, мудрый Рембрандт. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.
Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Основой процветания города была торговля хлопком. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Его произведения ничего не воспевают. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды и лишь немногие скульптуры он доводил до конца.
Там он изучал рисование у трех профессоров. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета.
Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Он жил один. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Никто не знал, есть ли у Дега любовница.
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Работа над полотном Скачки. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. художник вернулся в Париж.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Она пишет: Жизнь с Дженнаро.
В 1873году художник вернулся в Париж. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Он также был известен как способный мимический актёр.
Впрочем, это тоже лишь предположение. Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Последний стал настоящим кумиром художника. Мне нравится эта суровость». Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Дега— тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют.
Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи.
Все здесь полно осмысленного движения. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. "Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
К 1882 году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Композиция здесь значительно упрощена. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Вторая женщина видна со спины, но очертания ее плеч, рук и шляпы сами по себе дают представление о ней. Каждое его произведение – итог длительных наблюдений и такой же упорной работы по их претворению в законченный образ.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Ламотт питал страсть к рисованию и восхищался итальянскими мастерами ХV-ХVI веков, которых Дега уже копировал в Лувре. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. В период увлечения портретной живописью там, в Италии, он написал несколько портретов своих родственников. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Не было искусства, менее непосредственного, чем мое, – писал Дега. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Уважаемый посетитель. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Некоторые выставки он помогал организовывать.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Все здесь полно осмысленного движения. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей.
В 70-х гг. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Э. Дега родился 19 июля 1834 г. в весьма состоятельной семье, которая принадлежала к высшим слоям французского общества. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Хюттингер). Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Дега писал своему другу: «Один хлопок. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Остальные выполнены пастелью.
Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Как для всех них, быть современным означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные впечатления (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки.
По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в Женщине с хризантемами (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам Дега в одном из сонетов, посвященном его излюбленным персонажам – балеринам:. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). В самом деле изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта.
Молодой критик Жорж Ривьер после посещения третьей выставки импрессионистов в 1877 году писал: Посмотрев эти пастели, вы не пойдете больше в Оперу. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Однако при более внимательном взгляде на эти картины становится ясным, что мастер не имел намерения унизить женщин. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы.
Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр).
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. Более того, Дега почти ничего не продал. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Его произведения ничего не воспевают. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре.
В том виде, как оно написано, это полотно является одним из самых монументальных и удачных изображений скачек, созданных Дега. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В середине 1880-х гг.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Вернувшись из Нового Орлеана в 1873 году, Дега некоторое время не занимался темой лошадей, однако вернулся к ней в 1880 году, когда, вероятно, понял, что картины этого жанра пользуются большим спросом. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная.
Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее аристократическую Дега.
В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру.
В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. В 1860 году Дега впервые использовал классический античный сюжет – Занятия юных спартанцев. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. А пастель — это такие мелки, которые создают очень ненадежный и недолговечный слой на поверхности картона или холста, а при его фиксации цвета значительно тускнеют. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города.
Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафе, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства : «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на исторические – в традиционно-академическом понимании – темы (Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей, Семирамида закладывает город и др. ). Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне.
Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Тогда же произошло его знакомство с Мане, который также не принимал академическое салонное искусство и это сблизило художников. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Он жил один. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке.
Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Дега интересовала обычная жизнь людей.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. 92 х 68 см. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
Они избегают друг друга. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Автопортрет (1854-1855). Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56). Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане). Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Энгра. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения.
И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, — отражать современность. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Остальные выполнены пастелью.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Основой процветания города была торговля хлопком.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Э. Дега «Мытьё» (1886).
Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков. Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами.
В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов.
Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Картина была тотчас же приобретена Лувром. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Танцовщицы изображены в таких же позициях, что и в первой картине, но за счет мягкого золотистого цвета, мраморных колонн и изображения известного балетмейстера Луи Меранта это полотно более торжественно. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту.
Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса. В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Он жил один. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.
Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Напротив, он изобразил спокойный момент скачек.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия.
Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Э. Дега «Абсент» (1876). Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой".
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы.
То есть, далеко не всё. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Он также был известен как способный мимический актер. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Особое значение, которое он придавал рисованию и отделке произведений, а также предпочтение, оказываемое городским темам, все это было настолько не похоже, например, на Мане, что некоторые критики вообще полностью отрицали наличие у Дега революционной техники импрессионизма.
Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Уловленные мгновения — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж).
С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Редко он изображал исполнителей во время представления.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Хюттингер). Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели.
На мгновение танцовщица осталась одна перед зрителями и все их внимание адресовано только ей. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Любопытно, но толчок в этом же направлении он получил и от Моро, с которым дружил в то время. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. И только после того, как в 1872 году известный торговец предметами искусства Поль Дюран-Рюэль продал три его работы, уверенность Дега в собственном таланте возросла. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. В этом их сила и слабость.
В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. В 1873г. Так появились его ранние произведения.
Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Он был старшим из пятерых детей. Он жил один. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Растет количество законченных работ Дега, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Дега написал немало портретов. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Э. Дега. Хюттингер).
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Основой процветания города была торговля хлопком. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
В 1863 году ее сестра, Одиль Мюссон, прибыла в Париж с дочками Эстеллой и Дезире, спасаясь от гражданской войны. Различные наброски и рисунки пастелью, указывающие размещение фигур, служили ориентиром для осуществления грандиозного замысла. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Эдгар Дега начинает использовать пастель. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго).
Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику.
Дега явно симпатизировал своей тетушке. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. В картине Скачки перед трибунами Дега почти избежал изображения лошадей в движении, за исключением лишь одной галопирующей вдали в абсолютно нелепой с точки зрения анатомии позе. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки.
Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену.
Шляпа на самой близкой к женщине подставке, украшенная сверху гирляндой цветов, висит над ее головой, как корона или ореол. Испытал влияние Ж. О. Д.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. В этом их сила и слабость. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц.
По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок и такой жест девочки выглядит не совсем искренним, в то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер. В 1855-1856 годах он учился в Школе изящных искусств в Париже, а в период 1854-1859 годов подолгу жил в Италии, где знакомился с искусством итальянского кватроченто. Эдгар Дега на всю жизнь сохранил преклонение перед очищенной от всего случайного правдивостью итальянских портретов эпохи Возрождения, перед острой характерностью Гольбейна, перед утонченностью Клуэ. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку.
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Холст, масло. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Дега писал своему другу: «Один хлопок. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а скрытой камерой.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Дега выработал свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего мира, он упорно изучал человеческое тело.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века.