Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. скульпторов эпохи возрождения, род.
В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Художник остался в Падуе до 1456 г. и произвел там при помощи своих учеников несколько работ для украшения црк. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Д. исполнил также вместе с учеником своим Микелоццо Микелоцци несколько надгробных памятников в церквах между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. Марка». Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. 1415, Флоренция, Нац. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики.
История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». В статуе св.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи.
Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Занятная деталь: вверху слева Донателло помещает солнце с расходящимися во все стороны лучами и, чтобы оно лучше выделялось на темном фоне, покрывает его позолотой. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. А Брунеллески он был обязан многим. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.
Местоположение статуи не изменилось. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
во многих церк. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.
Умер Брунеллески во Флоренции 15 апреля 1446. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Марка» с Ор Сан Микеле. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящ. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Здесь представлены родные и друзья Христа. Так подчеркнута глубина рельефа. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры.
Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. 1423—1425) и св. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).
Именно такая женщина была способна на подвиг. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Антония. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.
республики Гаттамелаты. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
Бронзовый Давид— почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Донателло строит образ на игре света и тени. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. На его лице веселая улыбка. В отличие от «Св.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. На коленях стоит богоматерь. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Он использовал т. н. Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения.
Высоко над холмом вознесены три креста. Фасад же церкви остался неоконченным. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Здесь начинается следующий этап его творчества. Данте Алигьери родился в середине мая 1265 во Флоренции. Донателло (Donatello, собственно Донато ди-Никколо-ди-Бетто-Барди, D. di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянск. В 1411-1412 годах Донателло исполнил для одной из наружных ниш церкви Ор Сан Микеле статую Святого Марка. В 1444 г. Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венец. Эразмо да Нарни, видимо, не принадлежал к числу самых выдающихся полководцев, но он был опытным военачальником, честно выполнявшим свой долг.
Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Антония. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади.
Это еще одно новшество, введенное Донателло. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. Такое решение затрудняет рассмотрение монумента для зрителя, однако его нельзя не признать в данном случае оправданным. Антония.
Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. св. св. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
Статуя Давида, созданная как навершие фонтана, который стоял во дворе дворца Медичи, была обозрима со всех сторон. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Лаврентия, во Флоренции. Лаврентия, во Флоренции. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. В скульптуре Св.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Столь же выразительно и лицо пророка. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Филиппо Брунеллески родился во Флоренции, начал творческую деятельность как скульптор. Он обладал характером сложным и независимым.
Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
Антония. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.
О подлинном сюжете этой фигуры до сих пор идут споры, но ни одно из предложенных толкований не кажется совершенно убедительным. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
илл. ). Антоний, держащий его за ногу обеими руками. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное.
Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Марка.
собора между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Около 1345—1350 гг.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Людовика Тулузского (ок. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.
Она стоит теперь перед церковью св. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с одинаковым мастерством изображал и силу и энергию и грацию с миловидностью. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Это дало основание видеть в произведении Донателло гомоэротические мотивы12 и отыскивать в нём многочисленные намёки на достоверность именно такого прочтения12. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Это — исхудалая старуха, покрытая волосами.
Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Изящно ложатся складки одежды. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». банкира Мартелли. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. в црк.
По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. В флор. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. 1455–1460). Главное действие происходит в центре композиции.
Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Лаврентия, украшенной его работами. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон Франция. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Донателло создает образ молодого война – он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Она стоит теперь перед церковью св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Тот факт, что статуя находилась во дворе Палаццо Медичи (и была, возможно, создана по их заказу), говорит о том, что семья Медичи хотела, чтобы их воспринимали как поборников свободы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Голов pа повернута слишком неестественно. Иоанн Креститель лишен дара убеждать людей, которым были с избытком наделены пророки Иеремия и Аввакум с кампанилы. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.
Его крылья, кажется, еще полны движения. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни некоторые упоминались. В 1444 был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Св. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Подобная композиция трудна для исполнения.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Скульптурный ансамбль Алтаря Св.
живописный рельеф. В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии De monarchia, 1312-1313 Данте стремится доказать истинность следующих утверждений 1 лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение 2 Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи 3 император и папа получают власть непосредственно от Бога следовательно, первый не подчинен второму. В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах.
Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Георгия» и «Св. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
В скульптуре Св. они были приостановлены. Таков, например, бюст из обожженной глины, раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в музее Барджелло. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал.
Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. С такими он был непреклонен. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло.
св. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк.
То же напряжение ощущается и в лице. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого.
Мальчик одолел страшного тирана. В Алтаре и в Кафедре Донателло использует мрамор, терракоту, песчаник, смальту, позолоту, архитектурные элементы – все это приносит этим произведениям яркость и декоративность. В рассматриваемой композиции св. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
нателло. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Всего около 30 километров отделяют его от Венеции, но падуанское искусство во многом отлично от венецианского и обладает рядом черт, которые уже с XIV в. позволяют говорить о падуанской школе в живописи.
Пять фигур находятся в музее собора. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь.
Существует несколько современных вариантов реконструкции алтаря Донателло, однако ни один из них не может считаться бесспорным. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Вот таким образом у него два стиля: реалистический и классический.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Антония (Санто). Они как бы окаменели от горя.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Антония. Антонием. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.
За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
живописный рельеф. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.
Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Линии профиля определенны и чеканны. Статуя полна жизни и изящества. К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице).
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Антония. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. В резком повороте головы богоматери, неестественном изгибе ее руки чувствуется глубокая экспрессия.
Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Донателло оказал огромное влияние не только на современников, но и на мастеров более молодого поколения, в частности, Верроккио. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Антония в Падуе.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Господь сокрушает гнев могущественного врага. Антония. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Лицо его отличается особой экспрессией.
Между ними видны играющие музыканты. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле.
Например, определенные трудности вызывало композиционное объединение фигур, всадника и коня. Это — барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крест, преисполненные драматизма.
В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Она, несомненно, связана с ними тематически. В ней чувствуется рука самого Донателло. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем.
Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.
Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. собора и находящихся теперь в Opera del Duomo.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Антония и изображениями символов евангелистов.
В отличие от «Св. Св. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. св.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием «Zuccone» и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто во Флоренции. св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Однако все источники, начиная с XV века, уверенно идентифицируют статую как изображение Давида.
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Марка (1412 год), св. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Если вопросы авторства и датировки этих зданий периодически вызывают дискуссии, то никто и никогда не ставил под сомнение тот факт, что новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым.
Георгия» красивы и выразительны. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
Санта-Кроче, во Флоренции и изображающий Благовещение. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Все исследователи так или иначе отмечают необычную женственность облика юноши и его «негероическую» позу: «Донателло изобразил очаровательного юношу, в котором своеобразно сочетается угловатость молодости с округлостью несколько женственных форм, дышащих чувственной прелестью»9 «сильный, хотя совсем ещё юный мальчик-победитель задумчиво и даже немного смущенно смотрит вниз на отрубленную им голову поверженного великана, жеманным и усталым движением правой руки поддерживая небольшой меч»11 «Наготу Давида, оттеняемую сандалиями и шляпой, подчеркивают выражение лица и весь облик юноши, говорящие о самолюбовании и нарциссической сосредоточенности на самом себе»2.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре.
Марку» с Ор Сан Микеле. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Биография Данте. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе.
музей Барджелло). Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.
Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Во-первых, возрастает значение линии.
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Торжествуйте, граждане. »16.
Барджелло. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. В его правой руке — тяжелый меч. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Линии в «Битве св. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Слегка изогнулся торс Марка. Но это не простой мальчик. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Так, очевидно, было и при отливке «Давида». «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Последняя работа Донателло – две кафедры для церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. В 1411-1412 он создает мраморную статую Св. Это, напр., можно сказать о мраморной статут св.
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Красив мотив струящихся складок одежды. илл. ). С 1443 по 1453 Донателло работает в Падуе, создавая наиболее значительные произведения.
Италии. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.
Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Георгия и о статуях Давида и ап. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута.
Уже на рубеже XIII и XIV вв. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Отказавшись от высокого рельефа, Донателло неминуемо должен был потерять в статуарности, объемности, весомости отдельных фигур. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лонд. ). В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
«Св. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Кафедры 2, 80. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Крестильнице). Кроме того, существуют документированные свидетельства о том, что на несохранившемся постаменте статуи располагалась следующая надпись: «Побеждает тот, кто сражается за отечество. Лаврентия, во Флоренции.
св. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Георгия» и «Св. Георгия (ок.
Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Лаврентия, украшенной его работами.
Особенно это заметно в изображении св. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Вверху изображены летающие ангелы. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.
В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). В 1412 Донателло был принят в гильдию Св.
За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи.
Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Августином и Петраркой перед судом Истины. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Все эти детали как нельзя лучше характеризуют упорное противостояние всему миру, которое чувствуется в фигуре пророка. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Удивительна судьба этого города. Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Это способствовало процветанию торговли.
Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. теперь в Англии). Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. На лице его застыла гримаса страдания. На заднем плане поднимаются холмы, поросшие деревьями и они тоже заполнены отдыхающими воинами. памятников, явившихся в XV и XVI стол.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок.
Эта статуя ознаменовала новый этап в творчестве как самого Донателло, так и в скульптуре в целом. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям. Самые замечательные из них — бронз.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Работа удалась на славу. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело, так как это делали мастера античного мира. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. стилю Д. (наход. В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Для понимания замысла Донателло важен также исторический и политический контекст.
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453).
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера.
Мария показана в сложном повороте. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Однако страдание обладает длительностью во времени. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.
Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.
Представитель флорентийской школы. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Не случайно статуя Давида соседствовала с ещё одной знаменитой работой Донателло: скульптурной группой «Юдифь и Олоферн».
Он использовал т. н. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Бронзовый Давид— почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами.
Это типичная черта искусства раннего Возрождения, обусловленная стремлением художника освободиться от средневекового канона, нивелировавшего человеческую личность. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли.
Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. «Св. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Художник остался в Падуе до 1456. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио.
Удачно передано движение ангела. Там Беатриче сменяет св. Все в этой фигуре весомо и материально. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Самые замечательные из них — бронз.
Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора. Фигура прорисована уверенно и свободно.
Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна Secretum Meum в форме трех диалогов между св. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Некоторые заглядывают через плечи соседей, другие, чтобы лучше видеть происходящее, становятся на колени, третьи смотрят с балюстрады, окаймляющей площадь. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
музей Барджелло). Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры.
Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Антония в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Для Собора св. Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.
Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Джорджо Вазари сообщает, что в юности Донателло предпринял путешествие в Рим вместе со своим другом, великим архитектором Филиппо Брунеллески. Св. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.
Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него.
Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Брезгливой гримасой тронут его рот. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Надгробие делится на три яруса. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе.
Их судьба иногда была драматической. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком.
Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и абсолютно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Брунеллески начал перестройку церкви Сан Лоренцо еще в конце 1420 года, по заказу Джованни ди Аверардо Медичи. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.