С началом британского вторжения гаражные рокеры Америки получили образец для подражания — британские группы. Набор стандартных ударных инструментов образует собой ударную установку.
В 1977 году Зандра Роудс представила коллекцию «Концептуальный шик» – нарядные атласные платья с прорехами и английскими булавками. И тому достались все лавры. К первой серф-записи относят песню «Bulldog» группы The Fireballs, а среди ключеых представителей отмечают The Shadows и The Ventures. Хотя субкультура рокеров и не отвергала алкоголя, многим это было, скажем, даже по душе. рок). Блэк-метал (англ. black— «чёрный») возник в Великобритании, Германии и Скандинавии, в середине 1980-х— преимущественно между 1981/82 и 1984/85— на ранних альбомах групп Venom и Bathory, Sodom, а также, чуть позже, Bulldozer и других.
Другая линия развития мэдчестера— эксперименты с электронными жанрами хаус и техно— привели к появлению группы Happy Mondays, чьи записи на стыке психоделического инди и электронной танцевальной музыки многими считаются «началом 90-х в музыке». Выступления в советское время были квартирными, так сказать, подпольными. Как и во всем новом рок музыку пытались соединить со всей существующей музыкой. Хоть четко разделять музыку 1960-х годов на пласты и нельзя именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшей популяризации и расцвета «классического рока». Продажи дисков ведущих метал-групп, таких как Metallica, Iron Maiden, Judas Priest, Rammstein, Nightwish превысили много миллионов экземпляров, группы становились лауреатами музыкальных премий, таких как «Грэмми» и давали концерты перед многотысячными аудиториями.
1990-е стали временем появления индастриал-метала— смеси метала и индастриала.
Ню-метал (жаргонное Nu-metal— «новый метал») образовался в США в начале 90-х в результате смешения популярного в то время гранжа, хардкора, метала и впоследствии рэпкора. И, кстати, в Ливерпуле в церковном саду уже встретились 17-летний Леннон и 15-летний МакКартни. Упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Другим источником вдохновения является мифология, легенды, религиозные и мистические труды: Библия (в особенности «Апокалипсис» Иоанна Богослова), Старшая и Младшая Эдды, легенды о рыцарях Круглого Стола. Несмотря на копирование американских образцов, в их песнях слышался кокни-акцент и свежее British-cool-настроение.
Рок-музыка (англ. Выпущенный мизерным тиражом дебютный альбом группы с тягучими, мрачными песнями и текстами, посвящённым нелицеприятным и «крамольным» для того времени темам, фактически положил начало всему направлению альтернативного рока. Помимо этого, творчество Смит послужило основой альтернативной музыки с женским вокалом.
Этому способствовали, во-первых, новые альбомы постпанк-групп «первой волны», во-вторых, более коммерчески ориентированные новые исполнители жанра (Билли Айдол, Element Of Crime). В таких социально критических условиях появились легендарные группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Машина времени» и другие. Во многом этой тенденции способствовало и появление особого типа рок-альбома— рок-оперы. В90-х годах получили широкое развитие жанры гранж брит-поп (появляется всередине 60-х), альтернативный метал (появляется вконце 80-х). У рок музыки есть очень много направлений и жанров, например рок-н-ролл, бритпоп, хардкор. Молодые гитаристы из самых низов начали экспериментировать со звуком, давая выход радости и злости, создавая более плотное и яркое звучание. Брутальный мужской вокал часто сочетается с чистым классическим женским в дуэтах, прозванных «красавица и чудовище», сопровождаемых медленными, тяжёлыми риффами37.
(группы экс-вокалиста Sex Pistols Джона Лайдона). (иногда индустриальные музыканты сами использовали элементы постпанка) и породил поджанры, получившие распространение в 80-90-х гг. — индастриал-рок и индастриал-метал (Nine Inch Nails, Ministry, KMFDM, Rammstein). Первые группы альтернативного рока появляются в США в начале 80-х гг. Помимо The Jesus and Mary Chain, в ряду первых британских инди-рокеров были Orange Juice, Aztec Camera.
В 1998 году в прокат вышла драма «Бархатная золотая жила» (Velvet Goldmine) Тодда Хейнса об эпохе британского глэм-рока начала 70-х. Ряд групп, отталкиваясь от идей, заложенных Killing Joke и Wire играли постпанк с использованием электронных инструментов: либо лёгкий, приближенный к электропопу (Depeche Mode), либо тяжёлый, на стыке с индастралом (Fad Gadget, Chrome, Clock DVA из немецкой сцены— D. A. F. ). Наркотики и прочие психотропные вещества прочно ассоциируются с этим стилей. Третья ключевая группа жанра, The Sisters Of Mercy, окончательно выкристаллизовала саунд Bauhaus— он стал предельно холодным, мрачным и медитативным.
начали изживать себя. Следует помнить, что термин хард-рок, который в России в связи со сложившейся практикой используется для обозначения хэви-металлической музыки 70-х годов, является в мировой практике менее употребительным синонимом термина «метал», охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов (например, ритм-энд-блюз британского вторжения), что не вполне совпадает с общепринятыми рамками метала. Ритмические формы метал черпал отовсюду, вот таким образом здесь он тоже отличается большим разнообразием: североамериканские ритмические формы в целом оказали влияние на становление раннего метала, хард-н-хеви и психоделического дума 70-х— джазовый свинг, блюзовые стандарты риффов, ритмические размеры рок-н-ролла, буги-вуги. Обувью для представителей этой субкультуры служат так называемые «казаки» – сапоги и ботинки с поднятыми кверху носами, тяжелые ботинки «гриндерс», кеды и кроссовки. Отправной точкой прогрессивного рока (синонимом этого термина является арт-рок) принято считать выпуск дебютного альбома King Crimson «In the Court of the Crimson King» кроме него, часто выдвигаются в качестве вариантов «The Aerosol Grey Machine» Van Der Graaf Generator, «Days of Future Passed» The Moody Blues. Постиндустриальное поколение музыкантов создало своеобразные стили неофолк и дарк-фолк (известнейшая группа— Current 93).
Невероятный кульбит совершил Фил Коллинз, выступивший в течение дня на обеих площадках Live Aid — стадионах «Уэмбли» в Лондоне и JFK в Филадельфии, куда он успел долететь на самолете по ходу концерта. Героями фестиваля стали U2, МакКартни и Queen, выступившие, по общему мнению, лучше всех. Это такие представители, как «Цветы», «Рубиновая атака», «Аракс», «Високосное лето».
А альбомы получали статус мультиплатиновых. Основателями его можно назвать группы Venom, Celtic Frost, Death, Possessed. Рокерам не чуждо украшения тела аксессуарами, чаще всего из металлов белого цвета и кожи – перстнями, цепями, браслетами, напульсниками, ремнями с различной кельтской символикой и изображениями животных. Всех объединяла скорость и безбашенность. В данном жанре могут использоваться как чистый вокал (традиционный дум, стоунер, мелодичный готик-метал), так и гроул (думдэт, фьюнерал-дум).
В 1967 г начинается карьера знаменитого певца Леонарда Коэна. Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного полноценного альбома, вот таким образом вышли и продолжают выходить серии сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие раритеты самые известные из них — Nuggets, Pebbles. Он, можно сказать, является звуковым фоном целого поколения, приписывающего себя к нему». Среди общих тенденций— маргинальность текстов, шокирующая графика обложек альбомов, применение новых технологий и приёмов игры на ударных («пулемётная» бас-бочка и техника «бласт-бит») и ввод новых, «брутальных» техник вокала (гроулинг и скриминг). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом.
По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых— бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, ), а затем— постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой— упрощения, возникновения вторичных рок-групп. Но будут ли их помнить спустя пару поколений. Серьёзный и спокойный панк-рок играли Fugazi. В некоторых группах бас-гитара является ключевым инструментом— например, басисты групп Black Sabbath и Metallica играют соло-партии наравне с гитаристами, а фанк-метал-басист Лес Клейпул часто использует бас-гитару для игры соло-партий (которые обычно в метале играет гитарист). В Европе Franz Ferdinand тоже записывают свою первую пластинку и даже непонятно, где сингл «Take Me Out» любят больше — на танцполах или в рок-барах.
Типичный состав метал-группы включает в себя барабанщика, бас-гитариста, соло-гитариста, ритм-гитариста и вокалиста, который, чаще всего, не играет на других инструментах, хотя бывают и исключения. Основателем стиля считается группа Therion38 из Швеции, которая впервые полностью совместила традиционный метал с оркестром и оперным вокалом. Рок-музыка (англ. Нельзя не упомянуть и «Сектор Газа», который до сих пор насчитывает тысячи поклонников. металлистов.
Начало 10-х ознаменовалось двумя тенденциями: во-первых, жанровое «смягчение» хард-рока и хэви-метала в пользу рафинированного инди-рока во-вторых, финансовое «смягчение» рока в пользу попа. Они смогли получить популярность не только в Европе, но и в Америке. Афиша рок концертов пестрела такими названиями как арт рок, джаз рок, рага рок (соединение с индийской музыкой) в конце 60-х. Экспериментальная музыка раннего индастриала была неразрывно связана со своеобразной антисоциальной идеологией, которая находила выражение либо в крайне авангардной электронной музыке (Throbbing Gristle, Skinny Puppy), либо в чистом нойзе (Бойд Райс), либо в смешении электронного авангарда с другими жанрами (Coil).
Метал породил субкультуру своих поклонников— т. н. Музыкальное направление рок в России выполняет важную миссию. Практически каждый сингл группы становился хитом. Так, появляется ряд известных групп, чья музыка основала на блюзе: Free (образована при участии ведущего британского ритм-энд-блюз-исполнителя Алексиса Корнера), Fleetwood Mac, основу которой составляли музыканты, работавшие с другой «иконой» ритм-энд-блюза— Джоном Мейоллом. Первым пришлось туго из-за постоянного притеснения властей.
Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Вскоре новоиспеченное музыкальное направление начало захватывать умы миллионов. А вот эксперименты с классикой были для неё довольно нетипичны.
У его истоков стояли такие исполнители, как Чак Берри, Бил Хейли и другие. Виды вокала в метале разнообразны: многооктавные высокие тенора (Брюс Дикинсон, Ронни Джеймс Дио, Клаус Майне), хриплые низкие голоса (Джеймс Хэтфилд, Лемми Килмистер и Джин Симмонс), гроулинг— низкий рык дэт-метал-вокалистов (Крис Барнс, Микаэль Окерфельдт, Чак Шульдинер), скриминг— кричащий вокал (Том Арайа, Куортон, Роб Хэлфорд, Удо Диркшнайдер, Алекси Лайхо, Милле Петроцца), оперные сопрано (Тарья Турунен, Симона Симонс)17 и даже не свойственный в целом металу фальцет (Кэм Пайпс из 3 Inches of Blood, King Diamond). Одна из наиболее влиятельных групп первой половины 70-х, Kraftwerk, вышедшие из краут-рока, заложили основы всей последующей электронной музыки своими работами, начиная с диска 1974 года «Autobahn».
Краут-рок в целом (и, в частности, Can и Faust) оказал немалое влияние на развитие альтернативного рока и построка. Помимо гитар и ударных, в различных поджанрах метала нередко можно встретить «вспомогательные» для металической музыки инструменты— органы, синтезаторы, акустические инструменты (губная гармоника, банджо, перкуссия, классическая акустическая гитара, скрипки, виолончели и пр. ), призванные расширить палитру звучания и атмосферы. Этим исполнителем был Элвис Пресли. Для британской музыки того же времени были характерны инновации в области поп-рока. Поворотным моментом в музыке 90-х стал неожиданный громкий успех альбома «Nevermind» гранж-группы Nirvana. Начинает отходить от хардкора к фолк-ориентированному инди группа Lemonheads. Рок-н-ролл вобрал в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.
Лидер The Police Стинг после распада группы стал популярным исполнителем поп-рока. Исполнители индастриал-метала склонны к эпатажу, вызывающему имиджу, сценическим шоу и скандальным видеоклипам. Ряд нойз-рокеров использовали элементы японского экстремального индастриала (т. н. Корни метала— в прогрессивном психоделическом роке, экспериментирующим с народной и эстрадной афроамериканской музыкой— блюзом и джазом18, но со временем под влиянием, главным образом панк-рока и хардкор-панка, некоторые направления жанра ушли от импровизационности и негритянской мелодики блюза к более жёсткому и помпезному «европейскому» мелодизму, лишённому свинга19. Вплоть до настоящего времени Джон Зорн— один из лидеров рок-авангарда. К 1967 году жанр окончательно сформировался и так или иначе с ним соприкасались все (за редкими исключениями) главные рок-группы того времени.
Готик-метал представляет собой сочетание готик-рока и дэт-дум-метала2736. Другим источником развития альтернативной сцены стал хардкор.
В 1970 году записывается знаменитая рок-опера «Иисус Христос— суперзвезда». Вызывающие тексты некоторых метал-групп их имидж и эстетика часто раздражали консервативную общественность и в том числе, религиозных деятелей. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х) индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). Музыка стиля тяжелая и мрачная. К концу 70-х в музыкальном мире Британии и США произошло явление, которое стало известно как «панк-революция»: панк вышел из подполья, став массовым явлением в среде богемной (творческой) молодёжи конца 70-х и 80-х годов. В то время у них еще не было мировой славы и известности.
Поджанр симфо-блэк-метал сформировался в середине 1990-х с появлением симфоник-метала и ростом популярности его «симфонических» аранжировок. Символический конец эпохи — концерт The Rolling Stones в Алтамонте, когда в самый разгар шоу байкеры из банды «Ангелы Ада» зарезали подростка-негра. Рок-н-Ролл зародился в конце 50-х годов. Чаще всего рок-группа состоит из вокалиста, гитариста (в основном используется электрогитара), бас-гитариста и барабанщика.
«Ливерпульская четверка» предпочитала классические черные костюмы Sullivan в сочетании с длинными волосами (что было непривычным для того времени) и ботинки без шнурков Винклпикеры., Guru Guru, Faust. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. Громкий успех альбома гранж-коллектива Nirvana стал поворотным моментом в музыке 1990-х. Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич, Егор Летов («Гражданская оборона»), «Воскресенье» и другие.
С начала 80-х группы стали традиционно использовать двух гитаристов. В текстах и одеяниях представителей этого направления много сатанинской символики. Он стал самым молодым и самым известным исполнителей рок-музыки в мире. В каком-то смысле лидеру The Doors Америка обязана и своим первым панк-бумом (тогда эта музыка называлась гараж). В неё обязательно входят басовый барабан (чаще два или с карданом), а также расширенные комплекты тарелок и томов.
Слушали западенский хард (Блек саббат, Рейнбоу, Роллинг Стоунз ит. д. ) Также в СССР начали свою деятельность группы, которые сейчас ассоциируются с легендами русского рока. Они совершали попытки совместить энергетику панк-рока, музыкальные основы постпанка, фолк-роковые гармонии и гитарные приёмы. Вконце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже вконце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), атакже брутальные поджанры метала— дэт-метал, блэк-метал.
В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. Также определённое влияние на рок оказала мартиал-индастриал-группа Laibach. Жанр особенно прижился в Германии, где выделяют сцену Neue Deutsche Hrte. От поп-рока до блэк-метала. Менее удачным вышел психоделический эксперимент The Rolling Stones.
стало основой для стиля джэнгл-поп. В последний раз музыка в жанре рокабилли была на пике популярности в 80-х годах. Некоторое время спустя по телевидению показали его выступление с песней «Heartbreak Hotel», после чего уже просто невозможно было остановить фанатичную любовь и почитание его поклонников по всему миру. Тексты Bauhaus впервые в жанре стали посвящены мрачным, загробным, вампирским темам, а эпатажная идущая от глэма манера сценического перформанса повлияла на многие готик-группы (Specimen, Alien Sex Fiend). Один из составов музыкантов The Sisters Of Mercy (в которых единственным постоянным участником является Эндрю Элдрич) организовал ещё одну известную группу жанра— The Mission. Влияние The Smiths заметно не только у множества групп-последователей в 80-х (The Housemartins, The Wedding Present), но и в брит-попе 1990-х.
Поджанр глэм-метал (или хэйр-метал, «метал волосатых») возник в США как эволюция хард-рока под влиянием панк-рока, постпанка и глэм-рока. Не стоит забывать и об основателях этого стиля — The Grateful Dead, 13th Floor Elevators. Этот жанр формировался в тесном соприкосновении с панк-роком, хотя несколько отличался от него по выразительным средствам: если даже для прото-панков было характерно жёсткое, бескомпромиссное звучание, агрессивное и примитивное, то первые музыканты «новой волны» были больше ориентированы на поп-музыку, при этом сохраняя самобытность и склонность к экспериментам. Он записал свой первый сингл, который сначала даже запретили на некоторых радиостанциях. Идеи рок-оперы были заложены The Pretty Things и The Who. Впоследствии часть музыкантов стала относиться к течению хиппи, а часть переросла в прогрессивный рок.
Противоположностью этим направлениям стал появившийся в начале 70-х годов в Великобритании глэм-рок, который и стал своего рода продолжателем дела гаражного рока в области музыкального поиска, эксперимента и, с другой стороны, упрощённости музыки, верности духу рок-н-ролла, а не академическим экспериментам. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля, а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп. Так, Rammstein часто заигрывают с экстремальной сексуальностью, Мэрилин Мэнсон поддерживает «сатанинский» имидж, являясь атеистом, Роб Зомби посвятил своё творчество тематике ужасов и смерти. Iron Maiden и Judas Priest развили ту же тему.
Наравне с гроулингом используется и скриминг – пронзительный истеричный визг. В 90-х годах панк-музыка расцвела еще более яркими красками благодаря творчеству коллективов «Король и Шут», «Тараканы», «Пурген», «Элизиум», «Ленинград» и других. На снимках модели изображали себя публикой на концерте группы. Недаром дет переводится как «смертельный».
Некоторые экстремальные группы сознательно предпочитают оставаться в андеграунде, отказываясь от премий и иногда даже не давая концертов (например, Darkthrone). British Invasion). The Beatles уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в мировой музыке и в рок-музыке в частности — в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Влияние на формирование принципов жанра оказало появление в 1967—1968гг.
Сами идеи «космического рока» использования симфонической музыки, монументальность метала, вычурность тяжёлого глэма предполагали монументальность и в выступлениях. Иногда американские группы становились более популярны за рубежом, чем у себя на родине. Джазовые гармонии пытался использовать Фрэнк Заппа, симфонические элементы использовали британские психоделические группы Procol Harum (в том числе в знаменитом сингле «A Whiter Shade Of Pale») и Moody Blues (а также The Beatles). Но в борьбе за существование были рождены такие группы, как «Бригадный подряд», «Диогены», «Уксус-бенд» и другие. Многие из них носят фирменные Levis. Самые известные исполнители Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. К его появлению причастны дум-метал-группы Paradise Lost и My Dying Bride.
Эти работы стали одним из эталонов поп-рок-музыки. В свою очередь, мелодичный и многогранный готик-метал, часть которого попала под влияние симфонической музыки, стал толчком для волны моды на «симфонический саунд», что послужило толчком развития симфонического метала. Эта двойственная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. Parlophone выпускает битловскую сорокапятку «Love Me Do» до этого ливерпульская четверка в основном играла в Гамбурге рок-н-ролльные каверы за пиво и баварские колбаски. Наибольшего успеха достигли построк-группы Tortoise, Sigur Ros, Mogwai.
Чаще всего это дум/дэт-метал (например, UnsraW (ранее творчество).
Их так называемое «британское вторжение» на американский рынок в 1964—1965 годах положило конец популярности рокабилли в США. В своей сольной карьере во множестве проектов (самые известные— Mr. Группы данного стиля часто используют этнические инструменты. Он вместил в себя пик — рок 60-х и их символический конец. Одной из наиболее значительных и влиятельных групп 60-х стали Velvet Underground.
Основным замыслом подобной рекламы была демонстрация рок-н-ролльной сущности марки как полноправного участника музыкального мира. Одной из влиятельнейших групп постпанка вообще стали The Cure. Записав еще несколько композиций, Пресли выпустил пластинку. Тем временем канадцы Arcade Fire выпускают дебютный альбом и становятся одним из тех мимолетных модных коллективов, которые в итоги оказались не мимолетными.
Термин «альтернативный метал» очень неточен и обычно используется для описания групп с уникальным подходом к металу или в музыке которых сложно отделить метал от альтернативного рока. Такое понятие, как гаражный рок, в 70-е годы уже не существовало, однако крупнейшие группы «детройтской школы» продолжали существовать. Среди других коллективов стоит выделить: Pia, TRAX, Oathean и Fatal Fear. Рок – это, с одной стороны, протест, музыкальное воплощение раздирающих молодежь противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами.
джапанойз): в первую очередь это Boredoms и KK Null. К середине 80-х эта группа эволюционировала от хаотичного хардкора к песням, в которых грязное, тяжёлое гитарное звучание сплеталось с красивыми мелодиями (Гранта Харта и Боба Моулда называют одними из сильнейших композиторов в роке) и нетипичными для панка темами. Исполнители германского индастриала и фолка отдают предпочтение немецкому. Параллельно с развитием прог-рока развивался близкий стиль— джаз-рок (джаз-фьюжн). По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Основателем этого стиля принято считать группу Korn.
Джазовые гармонии пытался использовать Фрэнк Заппа, симфонические элементы использовали британские психоделические группы Procol Harum (в том числе в знаменитом сингле «A Whiter Shade Of Pale») и Moody Blues (а также The Beatles). Впервые данный термин был применен по отношению к фолковой группе под названием«Holy Modal Rounders». Большинство металлистов пишут тексты на английском языке. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года.
Такого успеха до этого не видел ни один из исполнителей рока. По сути это был мрачный и атмосферный постпанк, на становление которого оказали влияние Joy Division и Virgin Prunes. Их музыка и идеология 1966—1967-х годов была откровенно противоположна идеалам хиппи.
Кастовости не было. «традиционного норвежского блэк-метал» и по сути являются первым настоящим (true) блэк-металом. Расцвет гаражного рока приходится на середину десятилетия. Особняком среди гаражного рока находятся Monks — группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х. Экипировку тоже делали сами.
Несмотря на это, музыка Nirvana была более мелодичной, нежели у ее предшественников. Кроме того, Япония имеет самую развитую сцену готик-метала.
Использовались элементы джаза (Can), этнической музыки (Popol Vuh). Вокал используется «брутальный», скриминг (крик) или, реже, гроулинг (рык). При всех различиях в музыке для глэм-рока была характерна единственная общая черта (которая и дала название направлению)— яркий, вычурный грим, театрализованность сценического действа, эффектное, красочное шоу, сопровождающее музыку, андрогинный имидж.
Первопроходцы нойз-рока Butthole Surfers (которых называют «Pink Floyd от панк-рока») создавали полуиздевательские нойзовые пластинки на стыке панк-рока и джаз-авангарда в духе Фрэнка Заппы. Близка к стилю также группа Yeah Yeah Yeahs исполняющая инди-рок с влиянием арт-панка и женским вокалом. Рокабилли же можно охарактеризовать как смесь рок-н-ролла и кантри. Он отличался от хард-н-хеви более жёсткой («дискотечной») ритм-секцией и упрощённой композицией (влияние постпанка и панк-рока), при этом виртуозность соло-гитариста и звук искажёных риффов по прежнему ценились в этом жанре.
А кто, как не Джим Моррисон, был самым популярным пропагандистом кислотного открывания музыкальных «дверей» в иные сферы. Расцвет гаражного рока приходится на середину десятилетия. Сигнал, улавливаемый и передаваемый ими, заметно теряет в разнообразии динамики, зато создаёт ощущение четкой «стены звука» в особо скоростных партиях, когда ударнику становится трудно сохранять постоянную громкость и качество звукоизвлечения.
Новая волна британского панк-рока (UK82) опиралась на наиболее радикальный панк 70-х (Crass и ранний Oi. ). Исполнителям и поклонникам метала присущ особый стиль одежды. Немалое влияние на рок-музыку второй половины 1990-х оказали Pavement. Первыми подписантами лейбла стали Смоуки Робинсон, Марвин Гей и Стиви Уандер.
У истоков жанра стояла и группа Siouxsie And The Banshees. По сравнению с предшественниками, музыка Nirvana, стала куда более мелодичной (влияние Hsker D и The Pixies). Там появляются первые местные рокеры — Клифф Ричард, Адам Фейт и Лонни Доннеган. Самым известным исполнителем того времени стал Элвис Пресли. Ну а 1967 год удостоен называться лучшим годом в истории рок-музыки.
В то же время рокерская манера одеваться продиктована, в первую очередь, удобством и практичностью. На основе тягучего гитарного саунда Sonic Youth, мелодики Hsker D и психоделического инди-рока Meat Puppets в Сиэтле формируется особый поджанр гранж (первые представители— Mother Love Bone, Green River, Mudhoney). Первые ростки стиля, названного «новая волна» (нью-вейв), начали появляться в конце 1974-начале 1975 годов. Термином «британское вторжение» принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears». В конце 70-х— начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как постпанк, новая волна, альтернативный рок (но в конце 60-х появились ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и экстремальные поджанры метала— дэт-метал, блэк-метал.
Вслед за The Beatles обрел популярность и ряд других британских групп. Использовать усложнённые музыкальные формы пытались многие психоделические музыканты (The Doors, ранние Pink Floyd). Блюзмен – это бедный человек с гитарой, который противостоит всему миру в тяжелой борьбе. Особняком среди гаражного рока находятся Monks— группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х.
Как правило, такие инструменты в метале не играют основную роль и вводятся в инструментовку для создания определённой атмосферы. В России данный стиль использовали группы «Агата Кристи», «Звуки Му», «Гражданская Оборона», «Наутилус Помпилиус», «Пикник», «АукцЫон», «Воскресение», «Крематорий», «Маша и Медведи». Одной из самых агрессивных панк-групп Британии 70-х стали Crass. Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов на несколько пластов не существует именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшего расцвета так называемого «классического рока»— этот условный термин включает в себя все основные направления музыки 60-х, начиная с «британского вторжения» (в широком смысле он включает в себя также хэви-метал и арт-рок 70-х). Лидер Big Black Стив Альбини также известен как один из значительнейших инди-продюсеров. Peppers Lonely Hearts Club Band», ставший одним из влиятельнейших в рок-музыке вообще.
Завремя своего существования были попытки соединить рок-музыку практически совсеми возможными видами музыки— сакадемической музыкой (арт-рок, появляется вконце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется вконце 60-х— начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется вконце 60-х) индийской музыкой (рага-рок, появляется всередине 60-х). На основе пауэр-метала, готик-метала и блэк-метала сформировался особый поджанр симфоник-метал. В некоторой степени получил развитие нойз-рок, представленный bIG fLAME, A Witness.
Так, например, кожаная мотоциклетная куртка или как ее окрестили «косуха», – обязательный атрибут костюм рокера – не только стильно выглядит, но и защищает от ветра при быстрой езде и повреждений при небольших авариях. На основе музыкальных средств новой волны играли мелодичную музыку иногда даже с элементами арт-рока, The Cars и The Go-Gos. Ряд ведущих психоделических артистов ориентировался на «чёрную» музыку— ритм-энд-блюз, соул, блюз-рок. Даже те группы, для которых этот язык не родной (немецкие, скандинавские), прибегают к нему, чтобы слушателям были понятны их песни. Возник новый взгляд на взаимоотношения между людьми Рок – это средство коммуникации. The Beatles выпустили концептуальный альбом «Sgt.
В противоположность «мейнстримовому» постпанку, ряд групп пытался проводить эксперименты со звучанием. При создании главных героев режиссер отталкивался от образов Дэвида Боуи и Игги Попа. Всё трое лид-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев»— вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников. Шотландский исполнитель Донован исполнял мягкий психоделический рок с влиянием фолка. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года.
Отличительной чертой этого стиля является грубый вокал или как его называют гроулинг. Для него характерно использование риффов из хеви-метала, «индустриального» синтезатора и вокодера, сильно искажённого звука гитар и искажённого вокала44. Появилось еще одно интересное вокальное исполнение – скриминг. «Ява» считалась крутым байком до развала СССР, были еще «Спорты» и «Восходы»— каждый носился на чём мог.
К 1967 году жанр окончательно сформировался и так или иначе с ним соприкасались все (за редкими исключениями) главные рок-группы того времени. К середине 90-х «Gorky Park» значительно сбавили обороты и тихо угасли, отойдя от глэма к экспериментальному року. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. Студент-недоучка, революционер духа, поэт и мистик, он был одним из первых идеалистов рока и одной из первых его жертв. В силу того, что колебания струн у гитары имеют довольно короткий период затухания, соло-гитаристы также широко применяют различные электронно-механические эффекты, придающие звуку гитары сочность, пластичность и длительность нот— обычно это различные блоки эффектов, основанных на принципе реверберации (ревербератор, дилей ит. д. ). Метал требует подчинения вокала общему звучанию группы. Его родоначальниками стали Kiss, Mtley Cre, Twisted Sister24.
В начале 1980-х годов на американской сцене появился ряд групп— Metallica, Anthrax, Slayer, Megadeth, Overkill— исполнявших новую, под влиянием панк-рока и особенно хардкор-панка, более агрессивную и ускоренную разновидность метала, которая получила название «трэш-метал» (англ. thrash— «молотить») Этот жанр близок к спид-металу, с ощутимым влиянием панк-рока имеет достаточно жёсткое, грубое, часто диссонансное звучание и исполняется на высокой скорости. Мистика и хоррор были первыми и основными фантастическими темами в метале. Певец Beck начал исполнять ироничные постмодернистские поп- и инди-песни с элементами самых разных стилей— фолк-рока, электроники, психоделии, хип-хопа.
Buffalo Springfield стали второй по значимости фолк-рок-группой Америки, положив начало кантри-року. Вот таким образом сегодня принятно считать, что именно от этой песни и начали происходить все «тяжелые» жанры рока, в частности, панк-рок и хэви-метал. Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В основном распространены неоклассик-метал (Galneryus, Versailles, Hizaki, Raphael), альтернативный метал и металкор (DELUHI, Sadie, Dio – Distraught Overlord, Screw, Nightmare, Dir en grey). Он представляет собой пронзительный истерический визг. Основателями являются The Grateful Dead, 13th Floor Elevators.
Жанр мат-рок, произошедший от нойз-рока, характеризуется усложнённой ритмической структурой и резкими, часто негармоничными риффами (Battles, Don Caballero, Faraquet). Однозначно ответить мы затрудняемся. Немалый вклад в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon Garfunkel, Джони Митчелл. Основываясь на усложнённом психоделическом роке, краут-рок взял намного меньше элементов из классической музыки, но подвергся значительному влиянию немецкого музыкального авангарда середины XX века (в том числе Карлхайнц Штокхаузен). Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен.
Апогеем американской психоделии конца 1960-х стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969 и получивший название «три дня мира и музыки». Но она позволяет обыгрывать партии гитары играя в ритм с ударными.
Европейский фолк-метал нередко заимствовал характерные ритмические формы из национальных местных форм музыки— кельтской джигги, финской хумпы ит. д. Созданные ею вещи были призваны шокировать публику. Экспериментировали с джаз-роковым звучанием и джаз-музыканты (в частности, Майлз Дэвис).
Важнейшая роль в формировании готик-саунда принадлежала Bauhaus. В середине 80-х исчерпав традиционные формы выражения (дисторшн и риффы, виртуозные соло), некоторые группы начали прибегать к радикальным экспериментам. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х). Многие из них получили тюремные сроки за свои действия. Несмотря на узость жанра, находились артисты, сумевшие приоткрыть в хардкоре новые грани. Стиль дэт переводится как «смертельный». В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал.
Стрижка стала настоящей революцией, а в СССР даже была запрещена. Что касается развития данного жанра в России, то первооткрывателями можно назвать группы «Автоматические удовлетворители» и «Второй эшелон». Так началась волна вливания панк-рока в мейнстрим. Среди ключевых групп направления — The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers.
Наконец, в своём роде уникальной стала лондонская группа The Pogues, которая впервые и крайне успешно соединила энергетику и буйство панк-рока с мелодикой ирландского фолка. Крупнейшей, помимо американской, сценой трэш-метала стала немецкая, представители которого (Kreator, Sodom, Destruction) ещё больше ужесточили, брутализировали звук Metallica и Slayer. Взаимоотношения тяжёлой музыки и организованной религии всегда были сложными. Многие фанаты метала осуждают коммерциализацию групп, с неодобрением смотрят на их вовлечение в шоу-бизнес.
Между поджанрами метала есть характерные различия в тематике текстов. В экстремальном метале (дэт-метал, блэк-метал) бас-гитара может быть тоже искажена эффектом дисторшна, чтобы добиться более «тяжёлого» или «грязного» звука. Но это не была война, это был крик, крик о том, что человека ничто не может остановить. В гардеробе каждого уважающего себя рокера встречаются кожаные брюки или джинсы. Встречается также и чистый мужской вокал.
Экзистенциальная музыка и тягучие гармонии сочетались со своеобразным «готическим» имиджем. Так, Killing Joke играли на основе постпанковой ритмики более жёсткую, тяжёлую и эклектичную по сравнению с традиционным постпанком музыку, сильно повлиявшую на развитие как альтернативного рока, так и ню-метала 90-х (в особенности их эксперименты на стыке с индастриалом). Бас-гитаристы в метале часто играют с помощью медиатора, что позволяет достичь большей скорости и агрессивности звука, но встречаются и примеры более сложной игры пальцами. Другие используют пяти-, шести- и даже восьмиструнные бас-гитары. Тем не менее эти две сцены были крайне близки и само отделение понятия «новая волна» было произведено прежде всего, что станции, которые не хотели ставить агрессивный панк, при этом могли бы крутить более мелодичную музыку вроде Blondie.
Она помещала на одежду принты со свастикой и нецензурными надписями, предлагала носить художественно разорванные колготки, куртки и жилеты с металлическими шипами, брюки со штанинами, связанными ремнями. Электронный мэдчестер стал важной частью рейв-субкультуры.
Слоган гласил: «Tommy Hilfiger представляет турне Rolling Stones No Security Tour», но вместо дат и мест гастролей указывались адреса магазинов бренда Tommy Hilfiger. Его основательницей и идеологом стала эпатажный английский модельер Вивьен Вествуд. Однако в андерграунде продолжали работать Hsker D, R. E. M., Meat Puppets.
Основателями этого направления считаются The Meteors, а главными представителями— Mad Sin, The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital. Продолжают развиваться музыкальные направления, зародившиеся ещё в первой половине 60-х. Именно тогда инди-музыка начала воспроизводиться на американских теле- и радиоэфирах, а лидер группы Курт Кобейн был признан «голосом поколения». В 1992 году «Парк Горького» записывает и выпускает в США свой второй альбом «Moscow Calling». Звучание R. E. M.
Интересные пластинки в жанре поп-рока создают The Move. Первые группы исполняли рок-баллады западных коллективов, редко – песни собственного сочинения. Тем не менее, песни на родных языках разных стран не так уж редки.
Краут-рок в целом (и, в частности, Can и Faust) оказал немалое влияние на развитие альтернативного рока и пост-рока. Именно с этого момента инди-музыке стало отводиться время в американском теле- и радиоэфире, а лидер Nirvana Курт Кобейн был объявлен «голосом поколения». Глэм-метал, наоборот, несмотря на бешеный успех и признание в мире группы «Gorky Park», особого интереса и развития в России не получил. Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности идеалы любви и пацифизм). Характерным ритмическим стандартом метал-музыки стал рифф— короткая закольцованная музыкальная фраза, задающая специфический ритмический узор и пульсацию (так называемый «кач»).
Не являясь в строгом смысле рок-музыкой, ранний индастриал значительно повлиял на развитие постпанка и готик-рока 80-х гг. Данный термин включил в себя все главные направления музыки 60-х, начиная еще с «британского вторжения». Блэк-метал также отличается огромной тяжестью звучания и сатанинской идеологией. Вот таким образом его стиль одежды и даже знаменитая прическа получили то же название.
«Из всех видов рок-музыки метал является наивысшей точкой громкости, мужественности и театральности»— пишет Allmusic21. Стали появляться и другие экспериментальные нойз-рок-группы: Swans скрещивали гитарный нойз с медленным и тягучим ритмом Big Black играли более агрессивную, механистичную музыку.
На основе джаза и авангардного блюза (в том числе работ Captain Beefheart) создаёт экспериментальные блюз-рок-альбомы с влиянием кабаре и альтернативного рока Том Уэйтс, обладающий своеобразным тембром голоса. Последний год великой рок-декады оказался и самым драматичным. Название жанру дал альбом Venom «Black Metal» (1982), который технически был ближе к трэш/спиду, Bathory же окончательно отточили новый стиль27. В 1981 г. начинает сольная карьера Джона Зорна— выдающегося авангардного музыканта, чья музыка развивала джазовые идеи Фрэнка Заппы, при этом опираясь на достижения классического фри-джаза (Орнетт Коулман, Джон Колтрейн) и используя элементы самых разных стилей— от электроники до хардкора. Более того, Линк Рей и Дик Дейл положили начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла – серфу, который был основан на гавайском звучании гитары, а также имеющийэффект вибрато (vibrato).
«Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Пикник», «Маша и медведи», «АукцЫон», «Крематорий» — вот далеко не полный список этих групп. Вслед за ним стали появляться другие видные представители жанра— Sleep (делавшая уклон к дум-металу), Fu Manchu, (из которой позже образовалась Nebula), Monster Magnet (отличительной чертой которых являются наработки спейс-рока), Queens Of The Stone Age (созданная бывшими участниками группы Kyuss). And The Mysterians, «Dirty Water» The Standells. The Beatles – приумножили успех Элвиса Прэсли и стали поистине легендарной группой. Большинству новых жанров не был чужд творческий поиск, экспериментальность. Одна из наиболее влиятельных групп первой половины 70-х, Kraftwerk, вышедшие из краут-рока, заложили основы всей последующей электронной музыки своими работами, начиная с диска 1974 года «Autobahn». В европейском метале конца 90-х большое распространение получило использование элементов классической музыки— таких, как живые оркестры (или замена их аналогичными синтезаторными эффектами) и богатый, почти оперный женский вокал.
Также краут-рок (соединение с электронной музыкой), фанк-рок (близкий к афроамериканским стилям, от которых позаимствовал приоритет ударных инструментов), анатолийский рок (сродни фанку по способу возникновения, но в отличие от него, воздействие оказала турецкая народная музыка) и т. д. Использовались элементы джаза (Can), этнической музыки (Popol Vuh). Вместе с Korn появляются и другие группы «первой волны» ню-метала, которые играли разные стилевые варианты жанра и нередко добивались успеха: Deftones и SlipKnot использовали сочетание брутального саунда и фанка, System Of A Down представила самое необычное сочетание различных музыкальных направлений— хэви-метала, ню-метала, металкора, панк-рока. В начале 70-х на рок-сцене происходиткризис.
Готик-метал появился как ответвление в дум-метале в начале и середине 1990-х. Его появление обычно связывают с экспериментами группы Therion в середине 90-х.
The Beatles уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в мировой музыке и в рок-музыке в частности— в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Лучшим метал-синглом года признают «God is Dead. » бессмертных Black Sabbath, при этом лучшим рок-альбомом становится концертник Led Zeppelin Celebration Day — то есть мир цифровой музыки, стриминговых сервисов и зловещих шоу талантов вроде «Голоса» по-прежнему помнит и уважает ветеранов рока. В Европе этот диск представляла фирма «BMG», в Скандинавии— «CNR», в Японии— «Crown», в Юго-восточной Азии— «Pony Canyon», в России— «Союз»94. Его название было образовано от английского «glamorous» — «эффектный». К началу 90-х гг. Тем не менее, рокеры в СССР появились в конце 1960-х. рэпкор), Incubus— с фанком, Tool— с арт-роком. В свою очередь, многие известные музыканты имеют ярко выраженную антирелигиозную позицию.
Другие поджанры— депрессивно-суицидальный, мелодик, эмбиент-блэк и другие., Marilyn Manson. В 1967 году члены четверки отрастили усы — и молодежь по всему миру стала подражать им.
Также басисты могут играть и свои риффы, отличные от гитарных. Общие черты, характерные для всех поджанров металической музыки— ритмические музыкальные фигуры (риффы) искажённые электронным способом (эффектом дисторшн либо фузз) исполняемые, как правило, на электрогитаре (ритм-гитара) и бас-гитаре, образующей вместе с ударной установкой ритм-секцию мелодические и гармонические элементы гитарной техники (гитарные соло, арпеджио, аккорды) обычно несёт вторая гитара (соло-гитара, «вторая гитара»). Стиль характеризует рваное исполнение вокальных партий.
Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной. Ударная партия в метале играет большую роль. Это создаёт некое подобие двойного лидерства или даже конкуренции. Элвис пел преимущественно в стиле рокабилли – смеси рока, кантри и блюза.
А когда брали в руки гитару, то звуком принимали участие в борьбе. Buzzcocks, Damned, Clash повлияли на становление раннего постпанка в частности, среди первых постпанк-групп был проект Magazine бывшего участника Buzzcocks Ховарда Девото. До начала битломании оставались считанные дни.
Основатели и самые знаменитые представители стиля— Metallica. Рокеры предпочитают мотоциклетный шлем, кожаную кепку, бандану. Появившись в 70-е годы, в 80-х вступила в новую фазу— экспериментов как в музыке, так и в области «живых» выступлений— экспериментальная, с влиянием прог-рока группа The Residents, реальные участники которой до сих пор сохраняют инкогнито.
К постпанку в тот же период перешла панк-группа Wire, которая была непопулярна в период активной творческой деятельности, однако задним числом существенно повлияла на постпанк (а также брит-поп и нойз-рок)— в частности, тем, что впервые применила в постпанке электронику. Последний альбом перед долгим затишьем у The Stooges вышел в 1973 году (в 2000-х годах они воссоединились и выпустили новый альбом), у MC5— в 1971 (хотя музыка последних стала куда мягче, чем в 1969 году). Поэтой причине принадлежность некоторых стилей музыки кроку оспаривается. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Одни группы опирались на звучание биг-бендов, другие— на фри-джаз. Атмосфера всегда очень мрачная. Скрещивали психоделический поп с рок-саундом Camper Van Beethoven, They Might Be Giants.
Из спид-метал в конце 80-х начала выделяться ветвь групп исполняющих более мелодичную, жизнерадостную и доступную слушателюисточник не указан 1445 дней музыку с чистым высоким вокалом, построенную на квинтовых аккордах (англ. power chord). Излюбленными местами рокеров стали автомагистрали и придорожные кафе. На обратной стороне пластинки в композиции «Hey Joe» отчётливо слышны элементы латиноамериканской музыки танго и фламенко. Истоки рок-музыки лежат вблюзе изкоторого ивышли первые рок-жанры— рок-н-ролл ирокабилли.
Среди других значительных групп — Amon D. l II, Neu. Сиденье обшивалось бархатом или кожей, а по швам бахромой от флагов, вымпелов ит. д. Термином «британское вторжение» (англ. British Invasion) принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. Есть даже отдельные группы, которые поют не на английском или родном, а на каком-либо иностранном или «экзотическом» языке. Среди работавших над этой темой— Cradle of Filth (концептуальные альбомы Midian, Dusk and Her Embrace, Cruelty and the Beast), Rob Zombie, King Diamond, Dimmu Borgir57. Первой черной звездой жанра стал Чак Берри, написавший дюжину гениальных хитов, среди которых, разумеется, «Rock and Roll Music».
Тогдашним хитом была одноцилиндровая «Ява», на которую ставили высокий самодельный руль. Они знамениты уникальными «живыми» выступлениями, которые превращались в длинные гипнотические джемы. Так, альбомы Metallica и Slayer, уже выпущенные и будущие, запрещены к продаже в Иордании.
Со временем зародился жанр, названный Рок-н-Роллом. Молодой Игги Поп копировал Моррисона и тоже любил показать публике член публика, однако, не въехала в музыку Iggy The Stooges, а к моменту пришествия Джонни Роттена забыла совсем. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х). Отправной точкой прогрессивного рока (синонимом этого термина является арт-рок) принято считать выпуск дебютного альбома King Crimson «In the Court of the Crimson King» кроме него, часто выдвигаются в качестве вариантов «The Aerosol Grey Machine» Van Der Graaf Generator, «Days of Future Passed» The Moody Blues.
С 1985 года произошло деление только на панк и нью-вейв. Представители других жанров метала, таких как пауэр-метал (Rhapsody of Fire, Kamelot), блэк-метал (Dimmu Borgir, Cradle of Filth) или готик-метал (Lacrimosa) также привнесли элементы симфоник-метала в свою музыку. Использовать усложнённые музыкальные формы пытались многие психоделические музыканты (The Doors, ранние Pink Floyd). Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании». Забавную псевдоэкранизацию исторического момента изобретения Чаком его фирменного стиля игры ты можешь лицезреть в блокбастере «Назад в будущее».
Совпадают с понятием «альтернативный рок» наименования колледж-рок и инди-рок первое происходит от популярности альт-рок групп в 80-е годы на небольших радиостанциях при колледжах, второе подчёркивает привязанность к независимым лейблам. Десятиминутная композиция «Prelude: Happiness/Im So Glad» британской группы Deep Purple, завершающая первую сторону альбома Shades of Deep Purple, представляет собой инструментальное вступление использующее восточные мотивы сюиты «Шехеразада» Римского-Корсакова и семиминутную обработку песни «Im So Glad», написанной американским блюзовым певцом и композитором Скипом Джеймсом в 1930-е. Фирменным знаком является гроулинг.
Апогеем американской психоделии конца 1960-х стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969 и получивший название «Три дня мира и музыки». В 1957-м году гитарист Линк Рей записал композицию «Rumble», в которой впервые можно было проследить эффект фузза (fuzz) на гитаре. Метал испытывает проблемы с распространением в мусульманских странах. Lordi известны своими пародиями на тему ужасов. С самых первых дней этот жанр ставили в противовес популярной музыке.
Симфо-метал-группы используют высокий женский («оперный») вокал17, хор, симфонический оркестр (струнные смычковые) или их имитацию с помощью синтезатора. С одной стороны, это вызвало недовольство радикально настроенных фанатов. Доля металлической музыки в эфире радиостанций и телеканалов очень невелика50 и ограничивается узким кругом самых популярных и относительно «лёгких» групп. В 1949 г. вышла первая песня с одноименным названием Rock And Roll Уайльд Билла Мура.
Вокал в таких группах обычно чистый и высокий тенор, а в припеве часто вступает бэк-вокал. Параллельно с панком развивалась новая волна, которая также экспериментировала с саундом, однако на основе уже несколько других музыкальных средств. Также 70-е годы стали эпохой зарождения стиля панк-рок. В 1965 году The Beatles также пошли по пути совершенствования своего раннего звучания.
Дум-метал обычно мрачен и тягуч (эпик-дум, фьюнерал, думдэт, дум-готик), но по своему воздействию на слушателя многие его поджанры (традиционный дум, стоунер, сладж) порой имеют лёгкий гипнотический «качающий», «расслабляющий» эффект. Альтернативный метал— разнородный и эклектичный жанр метала, в котором присутствовали элементы многих других жанров (от инди-рока и гранжа до хип-хопа и фанка), стал популярным и распространённым вскоре после завоевания популярности гранжем. Среди других значительных групп— Amon Dl II, Neu. «Love Me Do» добралась до 17-й позиции в национальном хит-параде. Этот стиль характеризуется искажённым, режущим слух «сырым» звучанием, почти непрерывным, в отличие от дэт-метала использованием бласт-бита и тремоло на электрогитарах. Одними из основателей стиля пауэр-поп (зародившегося ещё в 60-е годы) стали The Knack с песней «My Sharona».
Проклёпывали простые кожанки, рубили пальцы на перчатках и проклёпывали перчатки, в магазине «Спорттовары» покупали напульсники и клепали их ит. д. Знаменитый Элвиса Пресли с песней Thats All Right (Mama) оказал немалое влияние на жанр. Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению— «битломании». В начале 90-х стал развиваться ещё один поджанр метала— стоунер-рок (стоунер-метал), который обращался к идеям психоделического рока и раннего метала (Джимми Хендрикс, Black Sabbath), пытаясь передать музыкальными средствами метала ощущения от LSD-трипа или курения марихуаны.
На данный же момент рок музыка звучит по всему миру находя своих фанатов везде. Метал имеет многомилионную аудиторию поклонников метал-фестивали, такие как Wacken, Earthshaker, Tuska, ежегодно собирают десятки тысяч зрителей4. Отнесение «альтернативных» групп к металу является спорным моментом: одни обозреватели считают их разновидностью метала, другие— разновидностью альтернативного рока, только подвергшейся влиянию метала43. Первым альбомом жанра считается дебютная пластинка Public Image Ltd. Влияние на формирование принципов жанра оказало появление в 1967—1968 гг.
К его развитию приложили руку финны Stratovarius, сделавшие звучание ещё более мелодичным. Элементы идей The Kinks использовали многие группы британского вторжения.
Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего психоделики)— в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Хотя минусы в этом, действительно, были, был и существенный плюс— все, казалось бы, противоположные альтернативные субкультуры (инди, панк, метал, техно) стали сотрудничать и искать новые пути, стремясь противостоять откровенному мейнстриму. Главная группа направления— The Jam. Сюда можно добавить отличную цитату Алена Дистера из его книги «Английский рок»: «Рок, который вторгся в жизнь общества, действует глубинно. Коллектив во главе с Егором Летовым мгновенно стал культовым. Ее можно представить как «голос народа». Рок-н-ролл (который позже назывался «авангард») соответствовал по времени бунтам, возникшим в обществе.
«внутренний круг», занимавшийся поджогами церквей и нападениями на нейтральных металлистов, которых члены «внутреннего круга» считали «позёрами»466. Одной из самых неординарных команд игравшей «философский панк», была «Гражданская оборона». Риффы в свою очередь состоят из двузвучий-квинт, на сленге металлистов известных как «пауэр-аккорды». Мрачный, тяжёлый и агрессивный постпанк играли The Birthday Party, чей стиль послужил одной из основ поджанра «deathrock» (Christian Death, Theatre Of Ice). Одним из самых оригинальных коллективов стали Virgin Prunes, чья декадентская, язвительная форма постпанка стала в своём роде уникальной.
Идеи панк-культуры оказали сильное влияние на металлистов— от косух, кожи и шипов до многих идей в музыке— скорость, грязный саунд, простота риффов, упрощённость композиции, эмоциональность вокалистов (агрессивность, злость, активные эмоции) по разному вводились и интерпретировались в различных зарождающихся направлениях «тяжёлого жанра». В их гардеробах появились водолазки, а в 70-е — джинсы и футболки.
Их классические альбомы 1980-х гг. Наиболее коммерчески успешным стал гибрид ню-метала и рэпкора (тяжёлый саунд и речитатив), представленный Linkin Park и Limp Bizkit. Во время песни голос может изменяться от шепота до крика. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х) индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). Крупный вклад в развитие прото-панка внесли глэм-рокеры New York Dolls, а также группы The Dictators, Rocket From The Tombs, Richard Hell The Voidoids, Johnny Thunders The Heartbreakers и Патти Смит, в 1975 году выпустившая один из главных альбомов прото-панка, «Horses». Не успевали пластинки попасть в музыкальные магазины, как их тут же раскупали полностью.
Они игнорировали посиделки в дорогих английских пабах. Быстрые, с необычайной энергетикой Motorhead, которые «присоединились» к NWOBHM, стали основателями ускоренного поджанра спид-метал. Бешеную популярность диск получил в Дании, получив там платиновый статус93. Ударная установка в стандартном своём виде была сформирована музыкантами-джазменами и лишь незначительными дополнениями модернизирована металлистами (сдвоенные бас-бочки, кардан)., Guru Guru, Faust. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders одной из первых гаражных психоделических групп (и первой использовавшей слово «psychedelic» в названии альбома) стали The 13th Floor Elevators. Эта двойная природа и обуславливает противоречия его развития. Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears» Question Mark the Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Та же ситуация и с песнями, могут быть как танцевальные и непринуждённые так глубокие и философские. Это были выходцы из афроамериканских семей игравшие блюз в барах или на улице.
До «цифровой эпохи», в случае отсутствия ударника и ударной установки, музыканты использовали возможности довольно примитивных электронных драм-машин с заданным алгоритмом. Вслед за The Beatles обрёл популярность и ряд других британских групп.
Благодаря Вивьен Вествуд, в стиле рок появилась отдельная ветвь женской одежды. Японские рок-группы славятся экстравагантным имиджем (Visual kei), развившимся из глэм-метала, но разделившимся на несколько направлений и охватившим практически все поджанры метала. На основе звука вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан.
Необычный, построенный на бас-гитаре саунд использовали Primus, для определения стиля которых было придумано название «фанк-метал». С появлением экстремальных форм тяжёлой музыки появилась и новая идеология. К началу 90-х как традиционный панк, так и хардкор и oi. Ему посвящены музыкальные издания (такие как Metal Hammer, Kerrang. Родоначальниками стиля стали Dimmu Borgir, Emperor и Cradle of Filth.
Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать «тяжёлый» гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок. Музыка Iron Maiden была быстрой, громкой, что сочеталось с сильным и мелодичным вокалом. Лидером авангардного рока конца 1990-х-2000-х вполне можно назвать Майка Паттона— вокалиста Faith No More. Альтернативные группы, как правило издавались на некрупных «независимых» лейблах.
Характерным для жанра были «мистические» саунд и тексты треков, а также (в некоторых случаях) философия хиппи, которая выражалась в идеях пацифизма и идеалах любви. Многие другие британские группы также выпустили интересные психоделические (нередко концептуальные) работы— среди них The Who, Yardbirds, Hollies. Одной из первых альт-рок групп были также The Feelies. Первопроходцем во внедрении кожаных аксессуаров в среду металлистов считается вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд24.
Однако в 1990-х случился прорыв— альтернативная музыка вошла в мейнстрим. Стиль одежды теперь тоже изменился под влиянием новых кумиров.
В 1976 году группа Throbbing Gristle создала лейбл «Industrial Records», положив начало экстремальному музыкальному стилю на основе рока и электроники— индастриалу. Sorrow». Представителями являются Black Sabbath, Bathory, Mayhem и другие. Основываясь на усложнённом психоделическом роке, краут-рок взял намного меньше элементов из классической музыки, но подвергся значительному влиянию немецкого музыкального авангарда середины XX века (в том числе Карлхайнц Штокхаузен). Корни риффов прослеживаются в блюзе и различной этнической музыке.
Первой гаражной психоделической группой (в названии одного из их альбома упоминается термин «psychedelic») стали ребята из The 13th Floor Elevators. Впоследствии часть коллективов это стиля примкнула к «детям цветов» – хиппи, часть начала играть прогрессивный рок. Симфо-блэк-группы добавляли в свою музыку клавишные и симфонические инструменты, записывались с певицами с «оперным» вокалом. И будут ли у этих поколений свои рок-ветераны. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. Слово «rock»— качать— вданном случае указывает нахарактерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные сопределённой формой движения, поаналогии с«roll», «twist», «swing», «shake» ит. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными ичасто вводят взаблуждение.
Рок это общее название нескольких музыкальных направлений в альтернативной музыке. На этом первый индивидуалистический этап развития рок-н-ролла, закончился. Дум-метал (англ. doom— «рок», «гибель»)— неторопливый, умеренный, задумчивый, тягучий стиль метала который, впрочем, может временами и ускоряться, но тем не менее— характерная долговязость риффов и густой насыщенный бас всё равно выдают в жанре психоделическую «вязкую» основу, особенно если это касается «марихуановых» поджанров имеющих взаимосвязи с психоделией 60-х. Российские группы тоже не обошли внимание этот жанр. Направление отличается грубым вокалом, мрачной и тяжелой мелодией и текстами.
До 1991 года гранж развивался как некое андерграундное являние сцены Сиэтла. В 1964 году Боб Дилан также перешёл от акустического к фолк-роковому звучанию, став знаковой фигурой рок-музыки и записав одну из знаменитейших рок-песен «Like A Rolling Stone». Вплоть до 1991 года гранж развивался как андерграундное явление сиэтльской сцены. Гитаристы часто играют с использованием педалей дисторшна, чтобы создавать перегруженный, «тяжёлый» звук. Также существуют группы, в которых гитаристы делят соло-партии. В некоторых группах также используются клавишные.
Эта тенденция получила название «экстремальный метал», ярко представленный такими жанрами как дэт-метал и блэк-метал. Стиль Radiohead оказал серьёзное влияние на развитие британской инди-сцены 90-х. Соул оказал сильное влияние на Дженис Джоплин, обладательницу уникального «блюзового» голоса, записавшую ряд альбомов с разными составами (в том числе Big Brother the Holding Company). Тяжёлая музыка, с одной стороны, является частью современной массовой культуры, с другой стороны, позиционируется как противоположность ей46.
Основы жанра заложили Лидбелли, Мадди Уотерс.