«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
обе выполнены с грацией и выразительностью». В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Месяц считался концом весны и началом лета. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Сколь приятна для любования. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. И, конечно, это породило особое искусство.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
От его полета согнулись стволы деревьев. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Фигуры расположены волнообразно. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте.
Но давайте попробуем. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Вот что значит выгодно жениться. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. А с правого края художник изобразил и себя. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Но, это неединственноеповторение в картине. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Месяц считался концом весны и началом лета. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Что их связывает. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу».
Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. – воспылал любовью к искусствам. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Это – гимн и природе и человечеству. Джулиано увидел опасность первым.
Джулиано изменился до неузнаваемости. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Интересна внутренняя интонация этой работы.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Десятки кинжалов вонзились в его тело. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. И это привело к трагедии.
При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки.
Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Движение в картине устремлено справа – налево. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Композиционно полотно делится на три части. Но эту дурочку не поймешь. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. обе выполнены с грацией и выразительностью». И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Каково же содержание картины. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Медичи даже забросили государственные дела. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
Все сочиняют, рисуют, философствуют. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Так как все влюблены. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Исследователи предложили несколько толкований. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Фигуры расположены волнообразно.
7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Движение в картине устремлено справа – налево.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. На самом деле это несколько противоречит истине. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
А к лету по Флоренции поползли слухи. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Над богиней парит Амур. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Всё изменила вечная весна.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Жест заботливый, опекающий. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.
В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Они, крепко держась за руки и создавая неразрывную связь, олицетворяют красоту, целомудрие и блаженство – то, что сопровождает любовь в ее высших проявлениях. Рядом — МЕРКУРИЙ в характерной, крылатой шапочке, подняв руку, разгоняет отогнать облака, чтобы дождь не помешал Венере.
Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. И не казнить их надо было, а вознаградить. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
И еще начали поговаривать, что Пацци были правы, когда избавили Флоренцию от вампира Джулиано. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Но, это неединственноеповторение в картине. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению, росписи не сохранились.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств».
В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим. Стал необщителен и молчалив.
Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Она не просто богиня любви и красоты. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Джулиано даже не успел вскрикнуть.