Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Движение в картине устремлено справа – налево. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Жест заботливый, опекающий. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами.
В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Интересна внутренняя интонация этой работы. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Стал необщителен и молчалив. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи.
От его полета согнулись стволы деревьев. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Что их связывает. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Она не просто богиня любви и красоты. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Все сочиняют, рисуют, философствуют. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Композиционно полотно делится на три части. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. И как поэтично показано превращение.
От его полета согнулись стволы деревьев. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. обе выполнены с грацией и выразительностью». Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Каково же содержание картины. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Она стала богиней в пышном одеянии. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение).
Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Исследователи предложили несколько толкований. Так как все влюблены. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Десятки кинжалов вонзились в его тело. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Желая любыми средствами сохранить возлюбленной жизнь, Джулиано повелел раздобыть вампира для Симонетты. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. обе выполнены с грацией и выразительностью». А с правого края художник изобразил и себя. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь.
Но это не единственное повторение в картине. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но, это неединственноеповторение в картине.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. К сожалению, росписи не сохранились.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. События в произведении развиваются справа налево: Моисей убивает египтянина убегая от мести фараона, он идет в страну Мидиамскую, где помогает дочерям Иосифа напоить овец Моисей снимает сандалии, чтобы приблизиться к горящему кусту из которого к нему воззвал Господь и возложил на него миссию спасения своего народа от плена.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
«Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Фигуры расположены волнообразно. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира.
В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу».
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Джулиано увидел опасность первым.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Над богиней парит Амур. Медичи даже забросили государственные дела. Движение в картине устремлено справа налево. Месяц считался концом весны и началом лета. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Но давайте попробуем. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. О том, как весной расцветает природа. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Всё изменила вечная весна. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. И это привело к трагедии.
Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Неудивительно, что есть множество трактовок картины. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Фигуры расположены волнообразно. Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Сколь приятна для любования. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Это – гимн и природе и человечеству. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Месяц считался концом весны и началом лета. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна. На самом деле это несколько противоречит истине.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
И не казнить их надо было, а вознаградить. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Джулиано изменился до неузнаваемости. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Вот что значит выгодно жениться.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Она показана простой, тихой и скромной. А к лету по Флоренции поползли слухи.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Зефиром.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Движение в картине устремлено справа – налево.
И, конечно, это породило особое искусство. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Джулиано даже не успел вскрикнуть. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Жест заботливый, опекающий.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Но, это неединственноеповторение в картине. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Но эту дурочку не поймешь.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. – воспылал любовью к искусствам. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.