Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. Так он стал заниматься скульптурой. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Может быть, она не столь развита, как у Донателло, все равно еще плоскость, так сказать, тяготеет, но здесь есть элементы пейзажа, очень красиво струятся складки, удивительны пропорции, особенно женского тела. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. В произведениях Джорджоне (Юдифь, ). «Вид площади с дворцом». Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Враги идут, валом валят, построились, – верно, все связаныодними неразрешимыми узами тьмы.
Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. отливали эту статую уже другие люди, его ученики.
Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Карикатура, пародия, кривое зеркало порядка иправды. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы.
И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Хотя ценили его больше как скульптора. На самом деле все было не так. «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах», – пишет о нем один биограф.
В 1941–1943 годы ученый вернулся к этому тексту и создал новую его редакцию, в которой широко привлек материал своего большого путешествия 1938 года по европейским музеям и выставкам, уточнил и развил характеристики отдельных художников Возрождения (особенно Джотто, Боттичелли и более всего Микеланджело), углубил социологические обоснования художественного процесса. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. В статуе Давида (бронза, 1473—75, Национальный музей, Флоренция), отличающейся анатомической точностью и тщательностью моделировки, ювелирной тонкостью отделки, острой и изящной угловатостью линий, воплотил новый, аристократически утонченный идеал красоты. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости.
Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Никаких документов о создании «Давида» нет. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела. Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. Ну вот рельефы В основном, конечно, романские рельефы – это не очень глубокие такие композиции и практически совсем отсутствовала круглая скульптура.
Можно сказать, что возвращение к античности произошло немножко раньше, что оно было скорее интуитивным. Он родился в 1435 году. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый Давид. «Поклонение волхвов». И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Портелло и канал Брента в Падуе. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Связь учителя и ученика следует рассматривать именно в таком плане.
В 1466 году он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши церкви Орсанмикеле. Уже в первой живописной работе – изображение ангела и пейзажа в глубине верроккьевской картины, Леонардо обнаружил зрелость технического мастерства (владение рисунком и колоритом), равно как и формального языка. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Это Андреа дель Верроккьо. И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными.
По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Т. е. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж.
Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни. Разумеется, он судит по достоинству стиль Высокого Ренессанса.
Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Традиции прошлого и их своеобразное преломление в данной творческой концепции мастера, намечающиеся пути к будущему, предвестие иногда далекого грядущего — вот что постоянно занимает его в анализе. Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1479—88, отлит в бронзе в 1490) — яркое воплощение ренессансного индивидуализма.
Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер — настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, около 1462-1465, Национальный музей Барджелло, Флоренция) работая над ней, Верроккьо вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-е годы, там же). 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах.
Она написана в самом начале 70-х гг. Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Андреа Верроккьо, впрочем, вполне заслужил репутацию, которою пользовался. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
Никаких документов о создании «Давида» нет. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Размещение голову Голиафа была источником некоторых дебатов для искусствоведов. В настоящее время Давид Вероккио находиться в музее Барджелло. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников.
Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Но он не был выдающимся мастером.
И он выходит с одной пращой. Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Получает развитие жанровая живопись (Дж. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Жёсткая трактовка пальмового дерева и как бы металлический характер пространства слева от него так же как и фигур Христа и протянувшего над ним руку Иоанна Крестителя, не имеют ничего общего ни с фигурой подростка, чей нежный профиль моделирован мягкой светотенью играющей на его длинных, струящихся волосах, ни с тем пространством, которое открывается над головами ангелов. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года.
Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Проклинают всегда богами своими. Немногочисленные живописные работы В. («Мадонна», около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем «Крещение», после 1470, Галерея Уффици, Флоренция, выполнено при участии Леонардо да Винчи) отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурной тщательностью моделировки форм. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато.
Первый его опыт воплотился в отведённой ему для работы части композиции Крещения. «Выполнил он пером картоны для битвы нагих людей, нарисовал он картоны ещё для нескольких картин с историями и даже начал писать их красками, но не закончил». Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж.
В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Творчество Верроккьо завершает историю флорентийской скульптуры 15 века. Андреа дель (1435 или 1436, Флоренция, — 7. 10. 1488, Венеция) итальянский скульптор, художник и ювелир Раннего Возрождения.
Это размещение временно расположены в Национальной галерее искусств, а также High Museum в Атланте и другие. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской площади Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело. Но видно, что внутри он сопереживает ей.
Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. К ученикам он относился как к своим детям, принимал бедных наравне с богатыми. У него есть несколько планов в рельефе.
Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Тем не менее эта работа тоже значительна. Может быть, в это время он – наиболее последовательный в этом смысле ученик Брунеллески, который разрабатывал перспективу, конечно, применял ее в архитектуре, применял ее в рисунках и т. д. Абрис к Давиду Микеланжело.
Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.
Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Франческо Гварди. вратами в рай.
Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Нагой и на вид безоружный.
Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Т. е. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. И большей частью они были живописцами. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
Т. е. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. Дьявол – карикатура на бога. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты.
15-16 вв. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. В последние годы своей жизни работал на таможне. Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора.
С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. И решена она тоже очень интересно, оригинально. в живописи В. ш. яркое художественное выражение. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Во-первых, другой материал.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность». И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Новый расцвет Венецианской школы относится к XVIII в., когда Венецианская республика стала одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. Либо «кошка цвета меда».
для мастеров Возрождения этот реализм был наполнен религиозным переживанием, приближением Бога к человеку. В решении, найденном Верроккьо, есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447-53): спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккьо предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам – тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля. реформировал венецианскую школу. Но в одной руке он все равно держит камень, который он, собственно говоря, через пращу запускал в Голиафа.
Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Примечательно, что, пройдя обучение в мастерской Андреа, художники (подобно Боттичелли и Перуджино) продолжали ориентироваться на его искусство. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.
Это мы видим на соборах в Пьяченце, Ферраре, знаменитой церкви Сан-Дзено в Вероне И это такая итальянская специфика. Каждый из художников предстает в его оценке как неповторимая творческая индивидуальность. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным.
Размещение головы Голиафа было источником некоторых дебатов для историков искусства. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита.
На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431.
Здесь немножко другая история. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его».
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Верроккьо принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, около 1475-1476, Национальная галерея, Вашингтон и др. ). Потом он начал ваять из мрамора. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела.
Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение».
Б. Тьеполо). Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года.
Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. -1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио. Но сначала, может быть, два слова о том, кого, собственно говоря, прославил этим памятником Донателло.
Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Андреа Верроккьо умер в Венеции в 1488 году. Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года. Верроккьо заказывают работу по созданию памятника кондотьеру Коллеони в середине 80-х годов.
Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. небесной реальности. Специальный курс под этим названием Б. Р. Виппер начал вести в Московском университете в 1918–1923 годы, вел с 1924 года в Риге (Латвийский университет, Академия художеств), читал в 1941–1943 годах в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте и, наконец, с 1943–1944 года — в Московском государственном университете. Звуки арфы постоянно раздавались в его мастерской. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Верроккьо не мог не знать Давида Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. У Андреа Верроккьо (род.
Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Во всяком случае, те фигуры, которые он сделал для Орсанмикеле Я уже говорила об этой церкви, где было когда-то зернохранилище, а потом все превратилось в церковь с внешними нишами, где вставлены скульптуры святых. Это размещение было временно устроено в Национальной художественной галерее, а также Высоком Музее Атланты, среди других. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.
И чтобы понять масштаб этого шага, надо немножко отступить назад, так как романская архитектура Италии, в отличие, скажем, от Франции и даже от Германии, была не столь заполнена скульптурой. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна.
В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. В творчестве В. реалистические традиции флорентийского кватроченто сочетаются с аристократической утончённостью, характерной для художников, работавших при дворе Медичи в последней четверти 15 в. В своём раннем произведении — надгробии Джованни и Пьеро Медичи (порфир, цветной мрамор, бронза, 1472, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции) — В. достиг гармонической соразмерности и изысканной декоративности форм.
В. выполнил ряд точных по характеристике портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея, Вашингтон женский портрет, мрамор, около 1475, Национальный музей, Флоренция) и произведения монументально-декоративной скульптуры. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Разные решения образа, разные решения пластические, разные психологические подходы, разные, можно сказать, художественные стратегии.
Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. Его фигура завершала наиболее плодотворный период развития флорентийского Ренессанса. Верроккьо показывает тело Давида просвечивающим сквозь одежду.
это действительно только самое начало работы. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. Наверное. Скульптор изобразил Давида слабым юношей, укрепив зрителя в мнении, что одержать победу ему помогла только высшая сила.
Этот пробел может быть восполнен содержанием названной в сноске книги Б. Р. Виппера «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века», где мастера и памятники архитектуры как раз охарактеризованы в первую очередь. С 1467 выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции.
Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. А если это реальные чувства, значит, это реальность боговоплощения, значит, реальны будут и страдания Матери и Сына и т. д. Может быть, льстивым был человек. Верроккьо показывает тело Давида просвечивающим сквозь одежду. Это Гиберти. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.
Когда статуе осталось обрести бронзовую форму, в 1488 году смерть настигла Андреа, прежде чем он успел осуществить отлив. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо.
Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Он берет его за основу в образе Давида. В разное время в мастерской Верроккьо работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо. Никаких документов о создании Давида нет.
Но сами для себя они были тягостнее тьмы. Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. И проклял филистимлянин Давида богамисвоими. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.
Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Большинство исследователей относят исполнение Давида к периоду между 1473–1476 годом.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Лицо как бы освещается изнутри радостью. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.
Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто. Чего стоит только упоминание учеников Вероккио, среди которых были знаменитые Леонардо даВинчи, Перуджино, Сандро Боттичелли, Гирландайо идругие мастера.
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. ВЕРРОККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) итальянский скульптор и художник.
Он – скульптор, который пропускает все через себя. В группе «Неверие Фомы» (бронза, 1476—83, фасад здания Орсанмикеле во Флоренции) добился внутренней значительности образов, свободы композиции, естественной взаимосвязи фигур. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. И эти памятники начинают множиться. «Самый красивый мужчина во всей Флоренции», – говорили о нем не только женщины, но и его первые биографы и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила.
Мы могли бы и избежать здесь столь дальней ссылки, но в курсе «Итальянский Ренессанс» уже явно проступает интерес автора к этому кругу проблем, когда он касается многих явлений XVI века. Паоло Веронезе. В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага.
Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова. У него позднее мог обучаться Андреа, что даёт объяснение его новому имени. Первой работой Верроккьо с установленной датой является надгробная плита Козимо Медичи, умершего 1 августа 1464 года. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Подготовляя к печати текст курса после кончины автора, редакторы учли и изучили в личном архиве Б. Р. Виппера все варианты полного курса и отдельных лекций, смежные курсы (например, «Искусство барокко»), сверились с изданными за последнее время работами ученого на близкие темы избрали в каждом случае более поздние варианты (с неизбежными интерполяциями из ранних текстов) и внесли в изложение лишь абсолютно неизбежные частные коррективы, связанные с новейшими фактическими данными науки (даты, атрибуции иконографические детали и т. д. ). При этом диапазон его творчества широк.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. «В юности занимался науками, главным образом геометрией». Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение.
Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Разносторонностью своих способностей Верроккьо несколько приближался к гениальному ученику подобно ему, он занимался не только скульптурой, живописью и резьбою, но и музыкой. Вот что он пишет сам о себе: «В юношеские мои годы, в лето от рождества Христова 1400, я уехал отсюда из-за появившейся во Флоренции эпидемии, а также несчастья, обрушившегося на родину, вместе с одним выдающимся живописцем, которого призвал синьор Малатеста в Пезаро.
Я выступил, приняв вызов. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата.
Никаких документов о создании Давида нет. В. был учителем многих итальянских художников (Леонардо да Винчи, Лоренцо ди Креди, Перуджино и др. ). Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. Другой – Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей.
Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.
Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо.
И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру.
Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Кроме Верроккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. 82 ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии. Что касается манеры живописи Верроккьо, его краски несколько резки и сухи ремесло ювелира наложило на них известный отпечаток многие из картин Верроккьо как будто вырезаны на серебре и золоте.
Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Но и в этом – своя темная тайна. Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый Давид.
Какаясила. Необычно решено и установленное в Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470-72) – изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. Памятник кондотьеру Коллеоне, 1481-1495, бронза, 395 смПамятник поручили завершить известному литейщику Алессандро Леопарди. Итак, согласно научному труду Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», «к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид» Очень подробно описал статую, находящуюся в Национальном музее во Флоренции, знаток итальянского искусства С. О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи.
Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды.
В центре внимания автора неизменно стоит личность художника и анализ его произведений. Проблематика творческой борьбы за идеи Возрождения на подъеме к нему (кватроченто), а затем на новом этапе, после него, в атмосфере реакции, когда складывались основы иных направлений и стилей (маньеризм, барокко), в целом больше интересует и затрагивает ученого, нежели проблематика Высокого Ренессанса как таковая. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход и расчёт этот претворён с большим мастерством.
Место перед статуей становится частью концепции. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Гаттамелата – это прозвище. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием.
Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.
Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». На сотнях примеров раскрывает Б. Р. Виппер сложные исторические связи тех или иных художественных явлений. Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица.
Т. е. Вот таким образом в лекциях (как и вообще в исследованиях) Б. Р. Виппера бесполезно было бы искать какой-либо один круг приемов для анализа художественных произведений: приемы здесь многообразны и всегда подчинены возникающей задаче. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Среди работ этого времени – предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год.
Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Сравнительно немногочисленные живописные работы Верроккьо созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» написаны молодым Леонардо да Винчи картина «Товия с ангелом» (около 1473, Национальная галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475-85, собор в Иистое) написана совместно с Лоренцо ди Креди. Единственная картина, замысел и исполнение которой принадлежат мастерской Верроккьо, Крещение Христа, по мнению исследователей, представляет собой соединение различных живописных стилей. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. В общем, очень непонятно. Учился у ювелира Верроккьо (имя которого унаследовал), А. Бальдовинетти и, возможно, у Антонио Росселлино. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Каждая творческая фигура, каждое значительное произведение существуют для него в плотном историческом контексте.
Верроккьо не было суждено увидеть этот монумент законченным после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). Лицо как бы освещается изнутри радостью. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе — через общее движение юноши, через жест левой руки. Испытал влияние Дезидерио да Сеттиньяно и А. Поллайоло. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Центральное произведение В. — конный памятник Б. Коллеони на площади.
Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Сначала Андреа был ювелиром, но потом, «абсолютно забросив ювелирное дело он стал отливать из бронзы всякие фигурки, получив большое одобрение». Если пластические работы Верроккьо широко известны (бронзовый Давид в Барджелло, группа Неверие Фомы на фасаде церкви Ор Сан Микеле и памятник Коллеони в Венеции), то с его живописью сопряжено много неясного. Мужественная сила соединилась в нем с почти женственной тонкостью черт лица густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повелительные» брови, высокий открытый лоб, несколько насмешливая улыбка выхоленные руки, одинаково владевшие шпагой и кистью нога патриция, которою восхищались дамы и которой повиновались самые строптивые кони.
И он же, Донателло их реставрировал. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. В это время при родах умерла жена одного известного человека и тот заказал Вероккио гробницу — Андреа выполнил этот заказ — «над мраморным саркофагом высек на камне роженицу, её роды и переход её в жизнь иную, рядом же тремя фигурами он изобразил три Добродетели, которые были признаны отменно прекрасными для первой его работы из мрамора».
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. явно он апеллирует к античному наследию. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло.
Мы видим в архитектуре несколько планов. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Они же участвовали тогда в занятиях семинаров под руководством Б. Р. Виппера, причем важнейшее место среди этих занятий принадлежало семинару по проблемам Ренессанса.
Зазор между небом и землей становится все меньше. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти.
Может быть, это мое личное мнение. Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно.
Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал.
Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Наверное, так оно и было. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Героизированная фигура кондотьера исполнена суровой энергии и динамического напряжения.
Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно.
Действительно, Леонардо да Винчи в очень юном возрасте, чуть ли не двенадцати лет, попадает в мастерскую Андреа Верроккьо. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Из старших соучеников Леонардо на него повлиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий художник-поэт, мечтательный идеалист, любивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. С одинаковым жаром предавался Леонардо науке искусству, забавам, любви. Реализм понимали в это время как правду земного. Большинство исследователей относят исполнение Давида к периоду между 1473–1476 годом. Написанные им детали заметно отличаются от остальной части картины. Эти проблемы он более подробно осветил сначала в другом специальном курсе лекций («Искусство барокко»), а впоследствии широко разработал в монографии «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520–1590)».
Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.
Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. И все это сразу выливается и в художественную практику. Глаза как бы прищурены. Отец, Микеле ди Чони изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Легкий и изящный силуэт— вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж.