У Давида Верроккьо совсем другое выражение лица. Совсем рядом, в этом же зале — Давид Верроккьо. Как уже говорилось выше, весьма вероятно, что к первым произведениям Верроккьо относится и знаменитый бронзовый «Давид». Существует предание, которое любят пересказывать современные искусствоведы, что Верроккьо подарил своему Давиду лицо молодого Леонардо. В том же пятнадцатом веке, в середине70-х годов, уже другой итальянский скульптор, один из самых выдающихся деятелей эпохи Ренессанса, Верроккьо, создаёт свою статую Давида.
Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Никаких документов или бумаг, подтверждающих создание этой скульптуры Давида именно Верроккьо – нет. По традиции, перешедшей от Донателло и Верроккьо, Микеланджело использует тот же сюжет – Давид и Голиаф. Бронзовые скульптуры Давида Донателло и Верроккьо, о которых я много читала.
«Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Наверное. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. это действительно только самое начало работы. Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой.
По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. И большей частью они были живописцами. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит.
Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Он был сначала отдан в учение ювелиру.
Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. И это беспокойство находит выход в чрезвычайной растрепанности, разорванности силуэта.
Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Но видно, что внутри он сопереживает ей. 15-16 вв. На самом деле все было не так.
«Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах», – пишет о нем один биограф. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года.
В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Несколько эксцентричная и капризная натура юноши избалованного женщинами, сказывается в словах сонета: поэт плачет после того, как получил предмет своих пламенных желаний. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией.
Наверное, так оно и было.
Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.
В решении, найденном Верроккьо, есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447-53): спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккьо предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам – тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля.
Среди его учеников были Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино и Лоренцо ди Креди. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Итак, согласно научному труду Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», «к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид» Очень подробно описал статую, находящуюся в Национальном музее во Флоренции, знаток итальянского искусства С. О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи.
В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. В 1941–1943 годы ученый вернулся к этому тексту и создал новую его редакцию, в которой широко привлек материал своего большого путешествия 1938 года по европейским музеям и выставкам, уточнил и развил характеристики отдельных художников Возрождения (особенно Джотто, Боттичелли и более всего Микеланджело), углубил социологические обоснования художественного процесса. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни.
В последние годы своей жизни работал на таможне. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры. С 21 года он содержал многочисленную родню, помогая своим замужним сёстрам, семье незадачливого младшего брата Томмазо, а в конце жизни даже племянницам. Верроккьо был незаурядным педагогом, обладавшим редким свойством развиваться вместе со своими учениками. Среди работ этого времени – предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях.
Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. стер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю.
Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. У него вот таким образом была проблема размещения двух статуй (больше, чем жизненный размер) в шатре, первоначально предназначенном для одного. А для передачи динамики, движения бронза, конечно, гораздо более подходит, чем мрамор. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. Как правило, доверяли не основные фигуры, а какие-нибудь элементы пейзажа или какие-то детали, одежду, роскрашь делать, а потом доводили все до конца. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.
Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Во Флоренции Верроккьо выполнил целый ряд заказов семьи Медичи, в частности реставрировал античную скульптуру и оформлял празднества.
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. И проклял филистимлянин Давида богамисвоими.
В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Эти три модели были показаны в Венеции в 1483 и с контрактом заключили Верроккьо. Надгробие Пьеро и Диованни Медичи, 1469-1472, мрамор, бронза, 540 см, ФлоренцияИ техническое мастерство и рука скульптора чувствуются в бронзовых частях гробницы Медичи. К ученикам он относился как к своим детям, принимал бедных наравне с богатыми. Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году.
Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Верроккьо не мог не знать Давида Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. реформировал венецианскую школу. Её нужно рассматривать внимательно и любовно, чтобы найти множество живых, жизненных наблюдений.
Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». небесной реальности. Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу.
Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Он берет его за основу в образе Давида. И здесь такая, может быть, не очень красивая Богородица, не идеальный образ, но зато это образ реальной матери, которая с реальным чувством обнимает своего сына. Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио.
Подбоченившись, с легкой улыбкой, он стоит в полном сознании своего триумфа. вратами в рай. Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. Андреа Верроккьо, впрочем, вполне заслужил репутацию, которою пользовался. Он родился в 1435 году. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио.
Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Никаких документов о создании Давида нет.
отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Новый расцвет Венецианской школы относится к XVIII в., когда Венецианская республика стала одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. Среди ранних работ наиболее значительная относится к 1475 году. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.
Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». И он выходит с одной пращой.
Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. У него есть несколько планов в рельефе. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. ВЕРРОККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) итальянский скульптор и художник.
Гиберти отнесся к этому заказу как к почетному, так как, конечно, это ставило его на высокий пьедестал как одного из первых мастеров Флоренции. Т. е. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Эти проблемы он более подробно осветил сначала в другом специальном курсе лекций («Искусство барокко»), а впоследствии широко разработал в монографии «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520–1590)». Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Гаттамелата – это прозвище.
И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Фотографии со статуй очень часто снимают с неправильных точек зрения. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д.
Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. В семидесятых годах Антонио Росселлино исполняет мраморную статую святого Себастьяна для алтаря церкви Колледжата в Эмполи (ныне в музее церкви). Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо.
Разумеется, он судит по достоинству стиль Высокого Ренессанса. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Реализм понимали в это время как правду земного.
Верроккьо в статуе Давида делает смелую попытку освободиться от этой фронтальной схемы. Тем не менее эта работа тоже значительна. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. Никаких документов о создании «Давида» нет. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли.
Здесь Давид тоже юный, может быть, чуть-чуть старше, но понимающий свою роль и знающий себе цену. Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год. Проблематика творческой борьбы за идеи Возрождения на подъеме к нему (кватроченто), а затем на новом этапе, после него, в атмосфере реакции, когда складывались основы иных направлений и стилей (маньеризм, барокко), в целом больше интересует и затрагивает ученого, нежели проблематика Высокого Ренессанса как таковая. Но в остальном обе статуи глубоко различны. Более всего его имя прославила скульптура, однако и живописью он занимался до конца своих дней. Настоящее имя скульптора было Андреа ди Микеле ди Франческо Чони.
Может быть, это мое личное мнение. Творчество Верроккьо завершает историю флорентийской скульптуры 15 века. Легкий и изящный силуэт— вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло.
Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. При этом диапазон его творчества широк. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, около 1462-1465, Национальный музей Барджелло, Флоренция) работая над ней, Верроккьо вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-е годы, там же). Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Может быть, впервые, а может, даже редкий единственный раз искусство и религия вытеснили отсюда вот этот рыночный элемент и весь нижний этаж отдали под церковь. С одинаковым жаром предавался Леонардо науке искусству, забавам, любви. Вообще, надо сказать, заслугой Донателло было то, что он как бы уходит от отстраненных образов в скульптуре, а идет к такому вот реализму.
Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Самый алтарь вырезан из дерева и позолочен. Глаза как бы прищурены. Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. 82 ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди. Ну и, конечно, сама голова Давида похожа на статую какого-нибудь римского юного бога – т. е.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж.
Это Гиберти. Его семинар был во Флоренции, где он был членом Гильдии Св. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно.
Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход и расчет этот претворен с большим мастерством. Андреа никогда не был женат и помогал обеспечивать пропитанием некоторых из своих братьев и сестер. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло. И все это сразу выливается и в художественную практику.
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Т. е. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение».
Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его». Он умер в Венеции в 1488. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. Давид же Верроккьо, напротив, полон движения, беспокойства, активности.
Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Активность Давида Верроккьо не есть активность воли, действия, а исключительно активность чувства и фантазии. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. в живописи В. ш. яркое художественное выражение. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Это — бронзовый «Давид», теперь находящийся в Национальном музее Флоренции. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес.
Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Отец, Микеле ди Чони изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер — настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е.
-1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Соревнование было устроено, чтобы позволить скульптору быть отобранным. Хотя это не было помещено, где Коллеони предназначил, Пассаван подчеркнул, как прекрасный это смотрит в своем фактическом положении, сочиняя, что «великолепное чувство движения в этом числе показывают превосходному преимуществу в его урегулировании подарка» и что, как скульптура, «это далеко превосходит что-либо, век все же стремился к или думал возможный». Необычно решено и установленное в Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470-72) – изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. Скульптор почти повторил позу Давида Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой.
Получает развитие жанровая живопись (Дж. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Верроккьо не было суждено увидеть этот монумент законченным после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. Т. е. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира.
Мужественная сила соединилась в нем с почти женственной тонкостью черт лица густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повелительные» брови, высокий открытый лоб, несколько насмешливая улыбка выхоленные руки, одинаково владевшие шпагой и кистью нога патриция, которою восхищались дамы и которой повиновались самые строптивые кони. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине.
Карикатура, пародия, кривое зеркало порядка иправды. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо.
Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Каждый из художников предстает в его оценке как неповторимая творческая индивидуальность. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны.
«Самый красивый мужчина во всей Флоренции», – говорили о нем не только женщины, но и его первые биографы и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость».
Хотя ценили его больше как скульптора. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. В1479 году вВенеции Верроккьо принял участие вконкурсе насоздание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи внатуральную величину.
Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы. Верроккьо показывает тело Давида просвечивающим сквозь одежду. И он же, Донателло их реставрировал. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
В общем, очень непонятно. Место перед статуей становится частью концепции. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Верроккьо показывает тело Давида просвечивающим сквозь одежду. От этого кажется, что Давид Верроккьо не столько индивидуален, сколько субъективен.
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Этот пробел может быть восполнен содержанием названной в сноске книги Б. Р. Виппера «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века», где мастера и памятники архитектуры как раз охарактеризованы в первую очередь. В разное время в мастерской Верроккьо работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо.
И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Дьявол – карикатура на бога.
Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую.
Он указывает, что и человек и лошадь одинаково в порядке и вместе являются неотделимыми частями скульптуры. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Жизнь его уже клонится к закату, тем не менее он значительный мастер, прославленный, ему доверяют эту работу. Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Прежде всего, несомненно, некоторой реакцией против чрезмерной декоративности скульптуры в творчестве предшествующего поколения, в работах Луки делла Роббиа и Дезидерио да Сеттиньяно, стремлением вернуть скульптуре ее самостоятельное значение, вновь поставить проблему круглой статуи, которая была забыта после донателловских «Давида» и «Юдифи».
Другой – Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Кроме Верроккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Искусство Верроккьо сложилось довольно поздно. Это Андреа дель Верроккьо.
Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. Особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за наклона головы. Он стремился к гармоническому единству, к одухотворенности и психологической выразительности образов интересовался пропорциями человеческого тела, законами светотени. Портелло и канал Брента в Падуе. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Ее хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.
Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Луки. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Звуки арфы постоянно раздавались в его мастерской. Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал.
Может быть, льстивым был человек. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Самым реальным, единственной реальностью тот же Фома Аквинский называет Бога, все остальное реально ровно постольку, поскольку присутствует в нем божественное.
Он содержал крупную мастерскую, обучение в которой прошли некоторые известнейшие творцы эпохи. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Во второй половине века северное влияние постепенно захватывает и Среднюю Италию.
Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д.
В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Зазор между небом и землей становится все меньше. Мы могли бы и избежать здесь столь дальней ссылки, но в курсе «Итальянский Ренессанс» уже явно проступает интерес автора к этому кругу проблем, когда он касается многих явлений XVI века.
Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Франческо Гварди.
Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица. «Поклонение волхвов». Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня.
Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
Но он не был выдающимся мастером. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.
Для великого итальянского скульптора, учителя Микеланджело, конный памятник кондотьеру стал последней и самой значительной скульптурой, которую и сегодня можно увидеть в Венеции. Т. е. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Идеалом для Верроккьо был человек, умеющий установить равновесие между течением своей жизни и постоянным изменением природы. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.
Паоло Веронезе. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Лицо как бы освещается изнутри радостью. В. ш. выделяют преобладание живописных начал, абсолютное владение пластически-выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Здесь немножко другая история.
У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Либо «кошка цвета меда». Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. В возрасте пятидесяти двух лет Верроккьо умер в 1488 году.
В 1466 году он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши церкви Орсанмикеле. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Большинство исследователей относят исполнение Давида к периоду между 1473–1476 годом.
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Сравнительно немногочисленные живописные работы Верроккьо созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» написаны молодым Леонардо да Винчи картина «Товия с ангелом» (около 1473, Национальная галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475-85, собор в Иистое) написана совместно с Лоренцо ди Креди.
Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Вот таким образом в лекциях (как и вообще в исследованиях) Б. Р. Виппера бесполезно было бы искать какой-либо один круг приемов для анализа художественных произведений: приемы здесь многообразны и всегда подчинены возникающей задаче.
Я выступил, приняв вызов. Давид Верроккьо не юноша, даже не подросток, а мальчик лет одиннадцати. Лицо как бы освещается изнутри радостью. В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. Как Кови говорит, проблема была решена «самым удачным способом» работа, был помещен в положение в 1483 и «приветствовался со дня его обнародования и почти без исключения, признанного шедевром».
Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Какаясила. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость.
Подготовляя к печати текст курса после кончины автора, редакторы учли и изучили в личном архиве Б. Р. Виппера все варианты полного курса и отдельных лекций, смежные курсы (например, «Искусство барокко»), сверились с изданными за последнее время работами ученого на близкие темы избрали в каждом случае более поздние варианты (с неизбежными интерполяциями из ранних текстов) и внесли в изложение лишь абсолютно неизбежные частные коррективы, связанные с новейшими фактическими данными науки (даты, атрибуции иконографические детали и т. д. ). Было предложено, чтобы он был обучен как художник при Фра Филиппо Липпи. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Никаких документов о создании Давида нет.
Несколько великих художников прошли через его семинар как ученики. Бронзовая статуя Дэвида была уполномочена Пьеро де39 Медичи. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. В 1479 республика объявила, что примет наследство, но что (поскольку статуи не были разрешены в Базарной площади) статуя будет помещена в открытое пространство перед Скуолой Сан Марко.
Никаких документов о создании «Давида» нет. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Чем объясняется этот поворот интереса от мрамора к бронзе.
Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Б. Тьеполо). Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Нагой и на вид безоружный. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата.
С исключительным мастерством выполнены и зооморфные детали — мощные львиные лапы с устрашающими когтями и скромные маленькие черепахи, на которых покоится подиум. Те немногие сведения, которые сохранились о жизни Верроккьо примерно между 1471 и 1477 годом, говорят о том, что скульптор практически находился в это время не у дел. В настоящее время Давид Вероккио находиться в музее Барджелло. В центре внимания автора неизменно стоит личность художника и анализ его произведений. Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О.
Такую фигуру легко представить себе на фоне меняющихся декораций, проплывающих мимо облаковСтатуя Верроккьо тщательно продумана, вплоть до мельчайших деталей и выполнена с чрезвычайной тонкостью. Он – скульптор, который пропускает все через себя. В произведениях Джорджоне (Юдифь, ).
Верроккьо родился во Флоренции в или приблизительно в 1435. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Он не попирает здесь Голиафа, Голиаф лежит рядом, но он, подбоченясь, гордится своей победой.
Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони. Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты. «Вид площади с дворцом».
Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
В статуе Верроккьо об этой физической правдоподобности не может быть и речи. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.
Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Андреа дель Верроккьо (1435 – 1488), родившийся Андреа ди Мишель ди Франческо де39 Cioni, был итальянский художник, скульптор и ювелир, который был владельцем важного семинара во Флоренции. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Специальный курс под этим названием Б. Р. Виппер начал вести в Московском университете в 1918–1923 годы, вел с 1924 года в Риге (Латвийский университет, Академия художеств), читал в 1941–1943 годах в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте и, наконец, с 1943–1944 года — в Московском государственном университете.
Размещение голову Голиафа была источником некоторых дебатов для искусствоведов.
Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Верроккьо принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, около 1475-1476, Национальная галерея, Вашингтон и др. ). Большинство исследователей относят исполнение Давида к периоду между 1473–1476 годом. Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя.
Мало известно о его жизни. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Абрис к Давиду Микеланжело. И эти памятники начинают множиться. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою.
Враги идут, валом валят, построились, – верно, все связаныодними неразрешимыми узами тьмы. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской площади Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны.
Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Но сами для себя они были тягостнее тьмы.
Фому для шатра центра, который Tribunale недавно купил на восточном фасаде Орсанмикеле, чтобы заменить статую Сент-Луиса Тулузы, которая была удалена. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов.
Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Она написана в самом начале 70-х гг.
Во-первых, другой материал. Прежде всего у Донателло Давид — это юноша вообще, герой с идеальным облагороженным телом. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
явно он апеллирует к античному наследию. Проклинают всегда богами своими. Из старших соучеников Леонардо на него повлиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий художник-поэт, мечтательный идеалист, любивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж.
Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился.
Скульптор почти повторил позу Давида Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. Подобно Донателло, Верроккьо изобразил своего Давида в момент триумфа после победы.
Чувствуется, что, создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность». Мы видим в архитектуре несколько планов.
Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Но и в этом – своя темная тайна. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Он стал известным своим прозвищем «Верроккьо», который на итальянском языке имеет в виду «истинный глаз» дань, данная ему для его артистического успеха. Во 2-й половине 1460-х годов Верроккьо был уже одним из ведущих скульпторов флорентийской школы. Их ранние работы может быть трудно отличить от работ Верроккьо.
Первым идейным руководителем нового поколения флорентийских художников нужно считать Андреа ди Чони, по прозванию Верроккьо.