Самому Веронезе принадлежит авторствотрех главных сцен цикла: «Отречениецарицы Васти», «Эсфирь, коронуемаяАссуром» и «Триумф Мардохея».
Но сам по себе данный кадр очерчен так искусно, что, вбирая в себя основное – стол с главными действующими лицами вокруг него, слуг, разносящих яства и выразительный мотив глубинной перспективы, – он в то же время несет в своей композиционной структуре ощущение естественности, непринужденности, живой динамики, воплощенное с необыкновенным артистизмом. Учился у веронского художника А. Бадиле. Эти заказы принесли ему известность. Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения.
Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Излюбленный вид станковой картины Веронезе Паоло — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция).
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет просторный салон-вестибюль, проходящий сквозь все сооружение (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Значительным заказом для Веронезе былароспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты историиЭсфири. Первый у Веронезе ослепительный образец картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, посреди которых позволительно лицезреть Христа и апостолов, уймище воображаемых и реальных портретов (охватывая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), весь сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.
В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся теперь в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Париж, Лувр), Похищение Европы (1580, Венеция, Дворец дожей), Оплакивание Христа (1576–1582. В недавнем прошлом исследователи высказывали сомнения относительно того, что данное произведение целиком является работой самого Паоло. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе.
Все они прославляют могущество Венеции. Излюбленный вид станковой картины В. — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). Расписывал панно и плафоны (на холсте).
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
Произведения В. конца 1540 — начала 1550-х гг. К середине 1550-х гг. Он блестяще справился с задачей, объединяя в работах вымышленные сюжеты с реальной жизнью семьи Барбаро. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства.
Совершенно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен.
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Его даже преследовала инквизиция. Однако в концеXIX века здание церкви было демонтированов связи с постройкой на этом местеНаполеоновского крыла «Новых прокураций». «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.
Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Каким же был тогда Веронезе. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.
В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе.
Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571.
Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета (Старость и Юность, 1553, Диалектика, 1575-77, Триумф Венеции, 1578-1585, – все во Дворце дожей, Венеция Триумф Мардохея и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой.
действительностиизображаетсцену обращениясвятого: настоятель, потрясенныймучениямиумирающегоребенка, укушенногорептилией (эпизод с мальчиком, поддерживаемымсамим священникомБорги, запечатленв незабываемойпо драматическойсиле сцене влевой частиполотна), даетобет принятьхристианскуюверу, если Богсовершит чудои спасет мальчика. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555–1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. В композиции «Триумф Мардохея» вздыбленные кони, всадники и воины, развевающиеся одеяния и знамя, вознесённый в высоту фрагмент архитектурного сооружения с многолюдной толпой за балюстрадой — всё создаёт впечатление действительно триумфального торжества. Залы являлись частьюнового крыла дворца. Мастер использовал эффект «прорыва» потолка, в результате чего перед зрителями «открывалось» голубое небо.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.
Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Ему поручили три главных сюжета. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля (См. В знаменитой картине Брак в Кане, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Декорацияплафона следующегозала, Зала деллаБуссола, былапоручена емуодному.
Обэтом свидетельствуетстарая, восходящаяк XVII веку, традиция. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). Оискусстве этих художников напоминаюттакже изящно удлиненные, полные динамикифигуры алтарного образа ПалаБевильаква-Ладзизе и драгоценный, сияющий колорит в «Обручении СвятойЕкатерины». Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Вобщей сложностидля Сан НиколоВе-ронезе исполнилодиннадцатьхолстов.
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Кальяри (1528-1588) известный под именем Паоло Веронезе, родился в Вероне в семье каменотеса Габриэле Кальяри. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). пообновлениюдекоративногоубранства вцелом рядеважнейшихпомещенийДворца дожей. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Веронезе (Veronese собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, — 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения. Венецианский художник позднего Возрождения.
1550-х). Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно Триумф Венеции, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита. Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру».
Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Однако в конце XIX века здание церкви было демонтировано в связи с постройкой на этом месте Наполеоновского крыла Новых прокураций. Последняягероиня – персонажисторический, не имеющийотношения ктекстам СвященногоПисания, темне менее поучительнаяистории Лукреции, героическипожертвовавшейжизнью, предпочтясмерть бесчестию, также использоваласьцерковью вкачестве exemplum (образца) высочайшейморальнойстойкости. В 1560, возможно, посетил Рим. Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии).
Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в увеличение (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а кроме того задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся сообразно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). К этойгруппе следует отнести серию из четырехкомпозиций, так называемых «Аллегорийлюбви» из Лондонской Национальнойгалереи исполненных Веронезе около1575 года. Искушение святого Антония 1553, Музей изящных искусств, КаннУмерщвление святого Георгия, 1564 Монастырь Сан Джорджо, Верона Красавица Нани (Венецианка) 1560-е, Музей Лувр, ПарижПортрет Даниеле Барбаро, 1569 Палаццо Питти, Флоренция Марс и Венера, 1570-е Метрополитен-музей, Нью-ЙоркМарс и Нептун, 1575 Палаццо Дукале, Венеция В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). СПб, Эрмитаж). Важнейшими посреди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а кроме того Справедливость (нынче собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане.
Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Новаторство росписи бросалось в глаза.
К примеру, в «Положении во гроб» грубоватые фигурыс рельефно выделенной мускулатуройсоотносятся с образами мантуанскихфресок, тогда как элегантная игра складокодеяний, сверкание красок и полныевыразительного изящества детали вызываютв памяти изысканные образы Корреджо иПармиджанино. до кончиныдожа СебастьянаВеньера, гербыкоторого украшаютокаймляющийсвод фриз. Полотно с известным мифологическим сюжетом, неоднократно использовавшимся и в творчестве других мастеров по всему миру в разные эпохи истории изображающее похищающего Европу быка и ангела, что пытается ему помешать, входит в число работ, завершающих величайшую в истории искусства эпоху позднего венецианского Возрождения. Таковы, к примеру, композиции «Марс, раздевающийВенеру» из Шотландской национальнойгалереи в Эдинбурге, «Венера, обезоруживающаяАмура» из частного собрания в Риме или«Венера и Адонис» из художественногомузея в Сиэтле. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни.
Был приглашен в Венецию для росписи Дворца дожей. В 1819 году была снесена исама вилла. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Оплакивание Христа, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Это наиболеесодержательныеиз его полотен. Немногочисленным портретам Веронезе Паоло свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
В молодости, художник всегда ощущает чье-то влияние, но затем оно отходит на задний план, уступая место собственной манере. Его языком были краски. Важнейшей частью произведенийВеронезе в последние десять лет егожизни становится пейзаж.
Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок.
Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). Спускающийсяс небес ангелнесет ему пальмовуюветвь, знакгрядущей мученическойсмерти. Вспыхнувшийночью 20 декабря1577 года, он уничтожилне только нескольковторостепенныхдворцовыхпокоев, но иЗал Большогосовета вместес Залом Скрутино (голосования). Произведения В. конца 1540 — начала 1550-х гг.
Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Картины смогли воссоединиться лишьпосле Первой мировой войны в Галерее«Эстенсе» в Модене.
В одних композициях серии действие происходит на фоне эмоциональных пейзажей, в других сцены развертываются в архитектурном окружении, значительно более упрощенном по сравнению с фонами ранних произведений Паоло, к примеру его Пиров. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Замечательной по изысканности цветовой гаммы композиции Смерть Прокриды из частной английской коллекции соответствует очень красивый маленький холст с изображением Венеры и Адониса, хранящийся в муниципальном художественном собрании Аугусты.
На этой стадии стиль Паоло обнаруживаетявную зависимость от утонченныхпроизведений маньеристов Эмилии ифресковых росписей Джулио Романо впалаццо «Дель Те» в Мантуе. Наконец, в Гроте сохраниласькомпозицияАллегория Мирав образе Венеции. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. После этого картина получила новое название – «Пир в доме Левия». В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Паоло (1528, Верона, — 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения.
Золотой фонд мудрости» Еремишин О. М Сводная энциклопедия афоризмов — Паоло Веронезе. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. К середине 1550-х гг.
Впервой из комнат, получившейназвание ЗалСобаки (на однойиз ее стен изображенасидящая маленькаясобачка, а напротивоположной- жирный кот), свод занимаеткомпозицияФортуна защищаетИзобилие ипобеждаетобман, тогдакак на антаблементе, помимо различныхаллегорическихфигур изображеноСвятое семействосо Святой маленькимИоанном Крестителем, на своде второйкомнаты, названнойЗалом Светильника, представленаАллегория Верыи Милосердия, охраняющиххристианина, над дверями- аллегорическиефигуры Силыи Благоразумияи Добродетель, сдерживающаяСтрасть, тогдакак в люнетенад стеной вглубине помещениясияет изображениеослепительнойМадонны, кормящейМладенца похлебкой. Вероятно, к этому временибыла законченаего декорация иконографическуюпрограммукоторой спрославлениемвоенных иполитическихдостоинствСветлейшейразработалДжероламоБарди, монахиз ордена камальдулов (ордена, основанногоСвятым Ромуальдомв Камальдоли, близ Ареццо).
В изображённую открытую дверь входит молодой охотник, заглядывают слуга, девочка. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Этот заказ был выполнен к 1560.
Как портретист (портреты Маркантонио Барбари, Даниеле Барбаро, воина, сенатора из фамилии Капелло, Джованни Барбариго) Паоло Веронезе близко подходит к манере, виллы Тиене, замка в Маньядоле и Дворца дожей в Венеции. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Существует и расширенное толкованиепонятия «маньеризм», как выраженияформотворческого, «претенциозного»начала в искусстве, на разных стадияхкультурного развития — от античностидо современности) замечательнаякрасочная гамма: отчетливая, построеннаяна противопоставлении светлых тонов, оживленных серебристыми бликами света. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).
Расписывал дом семьи Куччино: Мадонна семьи Куччино, Оплакивание Христа (находится в Эрмитаже). На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и в текущий момент находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (теперь в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы ещё одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (сейчас Музей Кастельвеккьо, Верона) в конце концов, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся прежде в церкви Корпус Домини в Виченце. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. Учился у веронского художника А. Бадиле. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния.
В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (ок. говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля (См. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
1560-м – началу 1570-хгг. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. 1571, Дрезден, Картинная галерея) — одновременно и великолепный групповой портрет и объединенная сюжетным началом вотивная картина.
Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Екатерины, похищение Европы, Концерт, работал в эпоху Возрождения, венецианская школа живописи Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.
Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. 1475, Венеция, Галерея Академии).
И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». Уже в январе1575 года Паолополучил заказукрасить плафонвосстановленногоЗала дель Колледжо (Коллегии), расположенногона втором бельэтажедворца. Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Выполненные Веронезе Паоло фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами.
В работах В. 1580-х гг. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. После смерти родные художника выполнили его волю. Учился у веронского художника А. Бадиле.
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Вполне естественно, что в такойатмосфереВенеция становитсягородом, гденаходят плодоноснуюпочву и благожелательныйприем предъявляемыек искусствутребованияболее строгихи чинныхизобразительныхрешений и точногоследованиятекстам СвященногоПисания: темсамым требованиям, что были сформулированыВселенскимСобором в Тренто (ТридентскимСобором) ещев декабре 1563 года.
Характеризуетсяутратой ренессансной гармонии междутелесным и духовным, природой и человеком. Екатерины», около 1575, — оба в Галерее Академии, Венеция).
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Этот заказ был выполнен к1560 г. Алтарныйобраз Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этойсемьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчаснаходящийся в веронском МузееКастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха вБрауншвейге), скорее всего, написаннаяв 1548-1549 годах для боковой стены капеллыеще одной веронской церкви созданноетогда же Оплакивание, заказанноеаббатом Бернардо Торлиони и предназначенноедля ризницы церкви монахов орденаСвятого Иеронима Санта Мария деллаГрация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положениево гроб из частной французскойколлекции находившееся ранее в церквиКорпус Домини в Виченце. В работах В. 1580-х гг.
Он великийколорист и несравненный мастер изображениячеловеческого тела в самых смелых иэффектных ракурсах Росписи дворцовфранцузских королей, германскихвладетельных князей и российскихимператриц, вся декоративная живописьбарокко и рококо так или иначе ведетсвое начало от плафонов и панно Веронезе, от его живописи, но никогда не превосходитее» (с. Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости (Белла Нани, 1550-е гг., Лувр, Париж Граф да Порто с сыном Адриано, около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. Новаторство росписи бросалось в глаза.
появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Среди учеников В. — его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле.
Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. Главная сфера деятельности В. – монументально-декоративная живопись. Точно не известно, был ли этотживописныйцикл заказанхудожнику самимимператоромили же картиныбыли приобретеныдля Рудольфав более позднийпериод тем неменее следуетотметить, чтоих содержаниепрекрасноотвечалорафинированнойкультуре пражскогодвора концаXVI века. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов.
В нарочитой асимметрии группы Мадонны с Младенцем и в сложных позах отдельных святых все еще обнаруживаются элементы маньеризма, однако живой и разнообразный, насыщенный светом колорит картины создает гармонию целого, придавая произведению классическое равновесие. К середине 1550-х гг.
В работах Веронезе Паоло 1580-х гг. Пример гораздоболее глубокогозамысла даетдрезденскийБрак в Кане. Любил изображать пиры и празднества. Заказчики сумели по достоинству дать оценку великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Паоло (1528, Верона, – 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения.
Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. Рафаэль) и Корреджо, колористических открытий Тициана.
Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. К середине 1550-х гг. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. В 1560, возможно, посетил Рим.
По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
К примеру, вПоложении вогроб грубоватыефигуры с рельефновыделенноймускулатуройсоотносятсяс образамимантуанскихфресок, тогдакак элегантнаяигра складокодеяний, сверканиекрасок и полныевыразительногоизяществадетали вызываютв памяти изысканныеобразы Корреджои Пармиджанино (особо тонкоизображенаедва намеченнаякончиком кистиженская головав ракурсе слеваот Мадонны). Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. После смертиВеронезе Бенедеттовозглавилпроцветающуюмастерскую. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело.
В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св. Но они не слишком достоверны. В XVIIIвеке, когдакартины находилисьв коллекциигерцога Орлеанского, считалось, чтоони изображаютНеверность, Разочарование, Уважение иСчастливыйсоюз однакои поныне исследователине могут прийтик единому выводуотносительносодержанияэтих композиций, скорее всего, предназначавшихсядля декорациисвода какого-тозала. Яркий пример тому «Пир в доме Левия» – самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575—77, «Триумф Венеции», 1578—1585, — все во Дворце дожей, Венеция «Триумф Мардохея» и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция).
Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Художник сумел замечательным образом объединить архитектуру, пространство и фигуры в сложном композиционном единстве. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Краски остаются прозрачными, а свет, отраженный поверхностью, картины- мерцающим. Произведения В. конца 1540 – начала 1550-х гг. Центральное местов этом ансамбле занимает композиция«Коронование Богоматери», по сторонамот нее – фигуры четырех Евангелистов, тогда как в углах свода разместилисьнебольшие монохромные сцены на темуИстории Ветхого Завета и четыре тондос Херувимами.
ТемеВознесенияБогоматери, наиболее интереснойс точки зрениясоответствияположениямконтрреформационныхтеорий, посвященабольшая картина, написаннаяв 1586 году дляглавного алтарявенецианскойцеркви Оньисанти (ныне в ГалерееАкадемии вВенеции). В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой.
складывается самостоятельный стиль В., сочетающий лёгкий, артистически изощренный рисунок и пластику форм с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых цветов, объединённых светоносным серебристым тоном. Излюбленный вид станковой картины В. – торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой (Брак в Кане, 1563, Лувр, Париж Семья Дария у ног Александра, после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе Брак в Кане и Поклонение волхвов, около 1571, – обе в Картинной галерее, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция). Веронезе (Veronese) (настоящее имя Кальяри) Паоло (1528 88), художник венецианской школы.
В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Это наиболее содержательные из его полотен. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. В частности, Скеллино усмотрелв одеждах иповедениинекоторыхперсонажейкартины – солдатах, вооруженныхи одетых какнемцы, шуте спопугаем (символомпохоти), слугес кровоточащимносом, – в том, что не Христос, а Петр разрезаетна части ягненка, знак приверженностихудожника идеямРеформации, зародившимсяв СевернойЕвропе и получившимраспространениев Италии, в томчисле и в Венеции. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора.
Насуде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на теже вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». и Марс, связанныеАмуром) и МузееФитцуильямв Кембридже (Меркурий вспальне Герсыпревращаетв камень Аглавру). Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно Триумф Венеции, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита.
Главная сфера деятельности В. — монументально-декоративная живопись. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Корпус был изготовлен 1558 году и через два года украшен различными живописными панелями. В самом большом из жилых покоев, примыкающем к залу-вестибюлю — Зале Олимпа перед нами разворачивается величественная картина Мироздания.
Все названныепроизведенияотличают характерныйдля маньеризмаподчеркнутыйграфизм живописнойманеры и замечательнаякрасочнаягамма: отчетливая, построеннаяна противопоставлениисветлых тонов, оживленныхсеребристымибликами света. Учился у веронского художника А. Бадиле.
Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Среди них – племянникАльвизе дельФри-зо (1544-1609) и сыновьяГабриеле (1568-1631)и Карлетто (1570-1596). Это Триумф Венеции, Триумф Мардохея.
аолоВеронезе (1528-1588)появился насвет в 1528 годув квартале СанПаоло городаВероны, одногоиз главныхгородов, входившихтогда в составВенецианскойреспублики. Писал легко, естественно, как бы играючи, последние работы несут черты перегруженности, предвестники нового стиля-барокко (Распятие). В ноябре 1555года Паоло спомощью братаБенедетто иеще одногохудожника (возможно, АнтониоФазоло) выполнилхолсты дляплафона ризницы. Главным средствомвыражения у венецианских художниковбыл цвет.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Нижние части свода оформлены в виде иллюзорных балконов. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно.
Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Если бы художник остановился на этом варианте, картина превратилась бы в апофеоз не столько военной мощи Венеции, сколько самого адмирала-победителя избранного затем дожем. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая иногда с оттенком жанровости лиричность (Граф де Порто с сыном Адриано, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
Часть снятых росписейон оставил в своем владении, отдельныефрагменты подарил друзьям, остальноебыло продано антиквару из рук которогопроизведения попали на художественныйрынок Англии. Какпоказала недавняяреставрация, речь идет опроизведенияхисключительногокачества. В первой из комнат, получившей наименование Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – толстый кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает ложь, тогда как на антаблементе, кроме различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. В трактовке этих сцен Паоло подчеркивает драматическое напряжение, глубокое эмоциональное сопереживание изображаемым событиям, качества, абсолютно новые по сравнению с аналогичными композициями предшествующего времени. После 1570 г. по заказу ряда монастырей Веронезе написал серию картин на тему «Пиры»: «Пир в доме Симона фарисея», «Пир в доме Григория Великого» и «Тайная вечеря». Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Веронезе Паоло Картины и биография Паоло Веронезе Сеть Сайт А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Паоло Веронезе (1528–1588).
Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями.
В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Фигуры были изображены в головокружительных ракурсах. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561 и др. ). Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения.
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
Но одновременно Триумф Венеции знаменует и конец этого мира ликующей красоты и гедонизма в творчестве Веронезе: отныне декоративная риторика и внешний блеск уступают место нарастающей драматической напряженности, неведомой прежнему искусству Паоло. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. По словам Вазари именно великий мастер из Кадоро вручил молодому Веронезе золотую цепь, награду, предназначенную лучшему из участников декорации плафона Библиотеки. появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Агарь и Исмаил в пустыне, 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена Оплакивание Христа, начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Об учебе художника известно больше.
Одновременно он завершает фресковые росписи на вилле Соранцо в окрестностях Кастельфранко. Не говоря уже о том, что здесь никогда еще не писали столь колоссальных полотен, столь многолюдных и праздничных композиций, впервые одна из Трапез Господних предстала перед венецианцами как грандиозный общественный пир. -Любимов). Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Плафоны прославили Паоло Веронезе. Его интересовала не роскошь папского двора, он приехал туда как художник, чтобы полюбоваться великолепием построек, поклониться гению Рафаэля и величию Микеланджело, увидеть знаменитые статуи остатки былого.
Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Веронезе расписал залы на втором этаже виллы. В 1560, возможно, посетил Рим.
Над декорацией Паоло работал около трех лет, как о том свидетельствуют платежные документы 1577 года. Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Срединих блистательноеОбручениеСвятой Екатериныиз частнойколлекции вНью-Йорке, написанное, судя по двумрасположеннымрядом гербамв верхней левойчасти, по случаюсостоявшегосяв Вероне в 1547 годубракосочетанияАнны деллаТорре и ДжамбаттистыПиндемонтеалтарный образПала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в1548 году для капеллыэтой семьи вцеркви СанФермо Маджореи сейчас находящийсяв веронскомМузее КастельвеккьокомпозицияКрещение (ныне в Музеегерцога АнтонаУльриха вБрауншвейге), скорее всего, написаннаяв 1548-1549 годах длябоковой стеныкапеллы ещеодной веронскойцеркви созданноетогда же Оплакивание, заказанноеаббатом БернардоТорлиони ипредназначенноедля ризницыцеркви монаховордена СвятогоИеронима СантаМария деллаГрация (нынеМузей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательноеПоложениево гроб изчастной французскойколлекциинаходившеесяранее в церквиКорпус Доминив Виченце.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Веронезе (Veronese собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, — 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения. Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Однако уже сконца 1570-х годовв мастерскойВеронезе появляютсяи другие молодыехудожники. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее.
В ранних произведенияхотчетливопроявляетсяискреннийинтерес более современномуязыку маньеризма, что подтверждает:недавний учениквыбирает инойпуть, отличныйот пути своегопервого учителя. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Создание цикла датируется 1570-ми годами. К этомупериоду относятсяфресковыеросписи отдельныхзалов палаццоТревизан вМурано. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери.
Темадекорации, разработаннаяиконографомДаниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместесо своим братомМаркантониовскоре доверитПаоло расписатьсвою виллуМазер), былапосвященадоброму правлениюВенецианскойреспублики. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Тридцать два года, не очень высокий, одет в костюм испанского покроя, несколько устаревший, с точки зрения венецианцев.
Створки были законченыи установлены в 1560 году. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась наколорите. длятрапезноймонастыря СантаМария деи Серви, подареннаяв 1664 году правительствомВенецианскойреспубликифранцузскомукоролю ЛюдовикуXIV и сейчас украшающаяодин из заловВерсаля композицияПир в доме ГригорияВеликого, заказаннаядля монастыряМонте Берикоблиз Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечерядля трапезноймонастыря СантиДжованни эПаоло в Венеции, которая должнабыла занятьместо погибшейво время пожара1571 года картиныТициана на тотже сюжет, созданнойвеликим венецианскимживописцемнесколькимигодами ранее.
Световые эффекты в поздних работахмастера, передают поэтику, свойственнуютолько ему. В 1819 году была снесена и сама вилла. Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Корпусбыл изготовлен 1558 году и спустя два годаукрашен различными живописными панелями. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
Паоло Веронезе «Триумф Мардохея» (1555 – 1556) Холст, масло. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Двойное наименование объясняется просто: законченная картина вызвала неудовольствие слишком светской трактовкой события из Библии. Меньший по размерам, больше вытянутый по формату, тот самый холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины).
Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Створки были закончены и установлены в 1560 году. Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы учения в родном городе. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. Прославленный Веронезе, художник картины и плафонов для католического собора и талантливый мастер изготовления фресок, был востребован не только у государства.
Екатерины», около 1575, — оба в Галерее Академии, Венеция). Трииз них (СвятойНиколай, провозглашенныйепископом Миры, СтигматизацияСвятого Франциска, Распятие) внастоящее времянаходятся всобрании ГалереиАкадемии вВенеции. Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль.
Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Среди учеников Веронезе Паоло — его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 г. Паоло Веронезе (Paolo Veronese) (1528–1588). Будущий творец эпохи Позднего Возрождения появился на свет в Вероне, в семье известного скульптора Габриэле Кальяри.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.
Екатерины, около 1575, – оба в Галерее Академии, Венеция). Это наиболее содержательные из его полотен.
Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным: Распятие (1580-е.
Веронезе Паоло создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений.
Важнейшими среди сохранившихся фрагментовявляются фигуры изображающие Времяи Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагментс фигурой Истории в помещенииПатриаршей семинарии в Венеции, подписнойи датированный 1551 годом. Можно лишь предполагать, что в парныхизображениях противопоставлены мукии удовольствия любви (радость иразочарование, верность и измена) и чтоповодом для их создания послужилособытие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Главная сфера деятельности Веронезе Паоло — монументально-декоративная живопись. Паоло был младшим из пяти детей.
Заказчиком был новыйнастоятель монастыря, знакомый Веронезееще по Вероне, где по желанию братьевордена Святого Иеронима он написал дляих монастыря картину «Оплакивание», хранящуюся ныне в Музее Кастельвеккьо. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. пользуемсятеми же вольностями, какими пользуютсяпоэты и сумасшедшие. Роспись Веронезе принесла ему шумный успех в Венеции.
Послесмерти Лишь многиедесятилетияспустя счастливыйдекоративныйдар Веронезе, его великолепная искрящаясясветом живописьвозродитсяв произведенияххудожниковАндреа Челести, Фумиани, Ладзарини- всех тех, кто, пытаясь противостоятьгосподствующеймоде на темнуюживописнуюманеру (манерутенеброза), обретет впроизведенияхПаоло идеальнуюмодель дляобновлениявенецианскойживописи ивозвращенияее к сияниючистых красок. Лк. В настоящее время эти произведенияразошлись по разным собраниям. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий.
Дрезден, Картинная галерея). Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным.
Створки были закончены и установлены в 1560 году. Картинаотличается высочайшими колористическимидостоинствами. Недавние исследования, посвященные Веронезе, показали, какую важную роль сыграли в его становлении годы, проведенные в родном городе.
Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) больше двух десятилетий жизни. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики. Рафаэль) и Корреджо, колористических открытий Тициана.
Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Среди учеников В. – его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). В 1557 г. Веронезе побеждает вконкурсе на проект оформления библиотекиСан Марко.
Тогдаже Паоло представил монахам проекткорпуса для церковного органа. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие.
За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). В 1560—1561 гг. В работах В. 1580-х гг.
Особенно хороша в этой картинефигура Святой Екатерины обернувшисьназад, чтобы увидеть главную группу, расположенную за ее спиной на высокоммраморном постаменте, святая напряженноизогнулась и, вторя ее сложному движению, эффектно рассыпаются складкиширокого золотисто-зеленого плаща, редкостного по колористическойизысканности. В 1570-е — 1580-е годы Веронезе, дарование которого в предыдущий период наиболее полно раскрылось в монументальной живописи, пишет ряд больших алтарей и композиции на религиозные и мифологические темы, предназначенные для частных заказчиков.
Картины смогли воссоединиться только позже Первой важный войны в Галерее Эстенсе в Модене. Ему поручили три главных сюжета. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества.
Кажется, чтоэти широкие, уходящие вглубину ступени, на которыхтолпятся персонажикартин изображенныев ракурсе колоннады, фасады дворцови классическиххрамов не стольконавеяны архитектуройСанмикеле, сколько являютсяданью техническимоткрытиямСебастьяноСерлио, чейтруд о театральнойсценографии (часть его Трактатаоб архитектуре изданного в1545 году) Веронезе, безусловно, знал. На внешней стороне створок органа художник изобразил Принесение во храм, которое прихожане и посетители церкви могут видеть, когда орган закрыт, а на внутренних створках – композицию Христос исцеляющий больных. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Главная сфера деятельности В. — монументально-декоративная живопись.
Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), по прозвищу Веронезе. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575—77, «Триумф Венеции», 1578—1585, — все во Дворце дожей, Венеция «Триумф Мардохея» и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция).
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили.
Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Художник былпятым сыномв семье Габриелеи Катерины. На внешней стороне створок органахудожник изобразил «Принесение вохрам», которое прихожане и посетителицеркви могут видеть, когда орган закрыт, а на внутренних створках – композицию«Христос исцеляющий больных». Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Екатерины», около 1575, — оба в Галерее Академии, Венеция).
В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св. Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Излюбленный вид станковой картины В. — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и ещё одного художника (вероятно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы.
Собственно, настоящее имя Паоло Кальяри (Caliari). Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (Брак в Кане, 1563, Лувр, Париж Поклонение волхвов, около 1571, Картинная галерея, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (Обручение святой Екатерины, около 1575, Галерея Академии, Венеция). К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Зале приемов. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана.
Его языком были краски. Одна из лучших работ молодого Веронезе — росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556— 1557 гг. ), посвящённые истории библейской героини Эсфири. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Аналогичныйсмысл имеюткомпозициис изображениемМагдалины (Городскиемузеи в Па-дуеМузей Прадо, Мадрид) и добродетельнойЛукреции (Музейистории искусств, Вена). Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе.
собакой. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Первый из них, о котором уже упоминалось выше как об авторе иконографической программы украшения плафонов Залов Совета Десяти во Дворце дожей, был всесторонне образованный человек, увлеченный музыкой и астрономией кроме того, он был первым в Венеции издателем трудов Витрувия по архитектуре, увидевших свет в 1556 году и проиллюстрированных гравюрами, в том числе и по рисункам Паоло. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца.
Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (Поклонение волхвов, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Каким же был тогда Веронезе.
Художественная роль сочиненных Паоло пейзажей, мрачных, напряженных, по которым внезапно, как дрожь по коже, пробегают искры сверхъестественного, неземного света, состоит в том, чтобы усилить драматическое звучание события. Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Веронезе был любителем музыки. Пейзажи вего картинах играют свою, специальноотведенную им для этого роль.
появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Веронезе был любителем музыки. В изменившейся Венеции заказчики художника хотели иметь абсолютно иные картины, конечно же исключительно религиозного содержания.
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528--1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе В 1558 г мастер получил приглашение принять участие в украшении Дворца дожей в Венеции, где он быстро прославился Красота Венеции, ее роскошная жизнь и художественные сокровища произвели на молодого живописца неизгладимое впечатление Художник-монументалист, он создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей Блестящий мастер колорита, Веронезе писал в светозарной гамме насыщенных звучных цветов и тончайших оттенков, объединенных общим серебристым тоном. Даже в первых работах молодого живописца тяжко приметить заметные следы влияния учителя. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). В соответствиис иконографическойпрограммойцентральнаякомпозицияизображалапокровителягорода и егосимвол: СвятойМарк, коронующийДобродетели (вывезеннаяфранцузскимивойсками инаходящаясяныне в Луврекартина замененакопией, написаннойв конце XIX векаДжулио Карлини). Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575—77, «Триумф Венеции», 1578—1585, — все во Дворце дожей, Венеция «Триумф Мардохея» и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Меньший поразмерам, болеевытянутый поформату, этотхолст представляетуже не панорамноеизображениесобытий, а какбы вырез изпанорамы (о чемсвидетельствуютсрезанныеобрамлением, уподобленныекулисам фигурыпо краям картины). Всадники остановили вздыбившихся коней на самом краю арочного моста.
Художник далек от попытки придать большее реалистическое правдоподобие изображаемым событиям. В Венецию он прибыл по вызову Пончино посредственного художника, получившего заказ на роспись плафона в одном из залов Дворца дожей и боявшегося не справиться с заданием. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции.
Среди учеников В. — его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. Брак в Кане 1563Честь 1556-1557Граф де Порто с сыном, 1556Музыка 1556-1557Пир у Симона Фарисея 1570 В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. Заказчиком был новый настоятель монастыря, брат Бернардо Торлиони, знакомый Веронезе еще по Вероне, где по желанию братьев ордена Святого Иеронима он написал для их монастыря картину Оплакивание, хранящуюся ныне в Музее Кастельвеккьо. В 1560, возможно, посетил Рим.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная развлекуха складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особенно тонко изображена еле-еле намеченная кончиком кисти женская башка в ракурсе слева от Мадонны). Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Произведения Веронезе Паоло конца 1540 — начала 1550-х гг. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561 и др. ). Сходные чертыприсущи двумдругим алтарнымобразам, написаннымв 1562 году дляцеркви приаббатстве СанБенедетто Пов окрестностяхМантуи, нынеразделенныммежду Национальнойгалерей в Лондоне (ПровозглашениеСвятого Николаяепископом Миры)и Музеем Крайслерв Норфолке (Явление Мадонныс МладенцемСвятому Антониюаббату и СвятомуПавлу). Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столь навеяны архитектурой Санмикеле, сколь являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей работа о театральной сценографии (доля его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, бесспорно, знал. появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград).