За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры —Андреа Палладио (1508—1580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце).
по другим сведениям, 1746-1812), шотландец по происхождению и более всего – Джакомо Кваренги (1744-1817). Чувством гармонии, совершенством пропорций изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Узкая полоска воротника врезается в пышную серебристую бороду. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».
Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Большие патриоты Венеции, они обычно никуда не переезжали и не странствовали, оставаясь верными «царице Адриатики», которая их хорошо вознаграждала. После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo филантропических братств, в которых, несомненно, ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо.
Так, Тициан создавал картины на мифологические сюжеты, портреты, композиции на библейские сюжеты. Мы видим пожилого человека с крупными мужественными чертами лица. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении.
Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита. Паоло Веронезе (1528-1588). Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) — следующий шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Теперь художников интересовал не только человек, но и его окружение, мир природы, прославляющий извечные радости бытия. В русской усадебной архитектуре XIX столетия и даже в эпоху модерна в архитектурных образах неоклассицизма проявились рациональность и завершенность стиля Палладио, созвучные "месотес" (чувству меры") Античности.
Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение "Спящей Венеры" (ок. В картине «Пир в доме Левия» художник весьма своеобразно толкует одну из сцен Священного Писания. писал балы богатой и беззаботной аристократии используя цветовую полихромию (знаменит зеленый цвет Веронезе). Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения.
Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. К концу жизни выработал новую технику живописи – накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных больших композициях, которые назывались «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия», «Тайная вечеря», но были не чем иным, как колоритными зрелищами хмельных и пышных обедов в венецианских палаццо, с музыкантами, шутами, собаками.
После серьёзного «разговора» с инквизиторами художник изменил название своего творения, не пожелав вносить никаких изменений в содержание картины. Тициан. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
Даная прекрасна в соответствии с античным идеалом красоты, которому и следует венецианский мастер. Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев.
В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни. Главное средоточие композиции – крест с распятым Христом и группой людей вокруг него. Каким был Тициан. Именно так работал Микеланджело.
Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взор к небу. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510) — типичный художник поры Высокого Возрождения. Тициан становится центральной фигурой художественной жизни Венеции, вместе с архитектором Якопо Сансовино и журналистом Пьетро Аретино он составляет некий триумвират, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики. И лишь в 1866 г. было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским королевством.
Так для него началась новая, праведная жизнь. Тициан Вечелли (1477. Если в торжественной фризообразной «Тайной вечере» в церкви Санта-Мария Маркуола представлен диспут на тему о том, как понимать слова учителя, то в картине из церкви Санта-Тровазо слова Христа, будто удары, разметали потрясенных учеников, а в полотне из Скуола ди Сан-Рокко он объединяет драматический аспект действия и символизм причастия, в церкви Сан-Джорджо Маджоре таинство евхаристии приобрело качество универсальной одухотворяющей силы.
Его "Венера" (ок. Поклонение волхвов Веронезе П. Италия. Дворца дожей с изображением битв показывают обилие вариаций и смелость замысла. Ощущение огромности пространства, стремительности движения, силы единого чувства придает особую значительность изображаемому. Он чуть ссутулился под тяжестью одежды. Занятие проходит в течение 40 минут.
Для этих целей он использовал технику фрески. Но это живое, естественное чувство радости бытия не связано ни с каким конкретным действием, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Муратов).
В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название палладианства. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
Даная, 1545. В своих плафонах он «приоткрыл небо». Полотно написано для трапезной бенедиктинского монастыря. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана "Оплакивание", законченном уже после смерти художника его учеником.
Маленькая (45х34 см) картина "Поклонение волхвов" уникальное произведение. Микеланджело показывает человека сильного, мужественного, способного на великие дела. 1554 см. Картина глубоко символична. Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции.
Венеция этих лет – один из центров передовой культуры и науки. Более того, богатая и еще полная жизненных сил республика смогла в 1509 – 1516 годах, сочетая силу оружия с гибкой дипломатией, отстоять свою независимость в тяжелой борьбе с враждебной коалицией ряда европейских держав. По библейской легенде, Бог создал первого человека из глины, а потом оживил его. Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. «Почему Венеция стала культурным центром итальянского Возрождения. » «Джорджоне и мастера Возрождения: традиции и новаторство» «Поэтические пейзажи настроения в творчестве Джорджоне» «В чем выразилось мастерство Тициана в создании портрета (картин на мифологические или библейские темы). » «Мир героев Тициана и Шекспира» «Почему Паоло Веронезе называли певцом праздничной Венеции. » «Мифологические и библейские сюжеты в творчестве Веронезе и Тинторетто» «Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто» «Что общего и в чем различие между итальянским и Северным Возрождением. ».
Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. Рождается новый метод исследования природы – сочетание опыта (практики) и теории (разума). —1576)— величайший художник венецианского Возрождения. 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником.
Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло да сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Но Тинторетго был едва ли не лучшим колористом, чем его учитель, хотя в отличие от Тициана и Веронезе его признание никогда не было полным. Марка (1562—1566). Вместе с утверждением станковой живописи усиливается разнообразие жанров.
Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Марка»). О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало.
Необходимо изучить основные этапы творчества Тициана, эволюцию его колорита. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто («тинторетто» – красильщик, отец художника был красильщиком шелка) – младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Позднего Возрождения. Тогда-то и появляются его варианты "Данаи" (ранний вариант – 1545 все остальные – ок.
Одним из ведущих мастеров раннего Возрождения в Венеции явился Джованни Беллини. Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки Святого Марка. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Паоло Кальяри по прозвищу Веронезе ("Веронец", 1528-1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей.
Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562—1563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, —все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Микеланджело изобразил момент оживления. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Тинторетто много занимался портретом. Мягкие, угасающие тона ее колорита воспринимаются не как радостный гимн природе (красивые деревья с узорчатыми листьями, лазурное небо, бескрайняя морская даль), а как тихая мелодия, наполняющая грустью и меланхолией.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Здесь запечатлен тот момент, когда Христос, преломив хлеб и передавая его апостолам, говорит: «Сие есть тело мое».
Флора Около 1515. Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П. Уже в первой принесшей ему известность картине "Чудо Святого Марка" (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану. Веронезе первым из венецианских художников стал создавать целые декоративные ансамбли, расписывая сверху донизу стены церквей, монастырей, дворцов и вилл, вписывая свою живопись в архитектуру. За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристожемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность.
Так написана им «Тайная вечеря» для братства св. Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленоватосероватыми вспышками цвета. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и пауки. Вершины трагической экспрессии художник достиг в картине «Тайная вечеря», одной из лучших трактовок известного библейского сюжета.
Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. В творчестве венецианцев сказывалась устойчивость обстановки, быта, пейзажа, типажа. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях.
За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Да, они ощущают себя в центре мира, но в то же время им знакомы сомнения, трагическая раздвоенность души, неуверенность в собственных силах, страх перед обществом. Выдающимся живописцем эпохи Позднего Возрождения был Якопо Тинторетто (1518 – 1594) – мастер больших алтарных картин и пышных декоративных росписей. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Его произведения пронизаны противоречивым, трагическим духом эпохи.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозванию Джорджоне (1477-1510) – прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция "Рай", после 1588).
Это художник-мистик, предпочитал библейские сюжеты классической античности, народные празднества. Вокруг снуют слуги и хозяин, явно желающие угодить гостям.
Но что бы ни писал Веронезе: "Брак в Кане Галилейской" для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562-1563 размер 6, 6 х 9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи "Пир у Симона Фарисея" (1570) или "Пир в доме Левия" (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, – все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Посмотрите на его автопортрет, выполненный им в преклонном возрасте. В результате этот город на островах, где дворцы тянутся вдоль Большого канала, отражаясь в его водах, где, собственно, единственной обширной «сушей» является площадь св. Необычна его композиция "Введение во храм" (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Марка.
В поздний период – картины на религиозные темы («Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Петербург). Но в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч, а ее нежная нога опирается на мертвую голову Олоферна. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой ("Портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавиано Фарнезе", 1545-1546). Христианскому сюжету здесь придан не столько религиозный, сколько глубоко человеческий смысл.
Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Живописные методы позднего Тициана выводят ренессансную живопись за ее прежние границы: в них уже заложена, как растение в зерне, вся специфика «живописности». Так, в развернутом повествовании громадного цикла Скуола ди Сан-Рокко наряду со множеством известных эпизодов из Ветхого и Нового Завета введены менее распространенные и даже совсем новые мотивы — «Искушение Христа» и пейзажные композиции с Магдалиной и Марией Египетской. Важно понять, что развитие Возрождения в Венеции имело свою специфику.
Данная работа представляет собой разработку пяти учебных занятий и одного контрольного занятия по предмету «Беседы об искусстве». Каждая из этих частей посвящена творчеству одного из выдающихся венецианских живописцев.
Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Марка, стал подобен шкатулке, до отказа наполненной всевозможными драгоценностями. Он настолько велик, что возвышается над всеми фигурами и достигает верхнего края картины. Живописная мифология Веронезе заполнила стены и потолки Палаццо Дукале (Апофеоз Венеции).
С 60-х годов композиции Тинторетто становятся проще. Колониальные владения в фактории "царицы Адриатики" охватывали не только все восточное побережье Адриатического моря, но и широко раскинулись по всему восточному Средиземноморью. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу.
Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Мария Египетская»).
Грозные стихии, вспышки молний обычно сопровождают действие в картинах Тинторетто, усиливая драматизм 118 события («Похищение тела св. Согласно Евангелию, Левий Матфей, один из учеников Христа, некогда был мытарем (сборщиком податей) и не раз злоупотреблял своей властью. Марка. Тициан Вечеллио (1477.
Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие. Акт об этом был зачитан собравшимся горожанам с балкона Дворца дожей. По его картинам можно изучать модные тенденции Венеции 16 века. Неёловы, Ч. Камерон и более всего —Дж. Живопись Веронезе вся построена на колорите.
В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Флора в римской мифологии – милостивая богиня цветения колосьев, садов и цветов. Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто»—красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Но Тинторетго был едва ли не лучшим колористом, чем его учитель, хотя в отличие от Тициана и Веронезе его признание никогда не было полным. Тициан (Тициано Вечеллио, 1477. Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота денежные средства венецианские купцы вкладывали в развитие ремесел и мануфактур в Венеции, частично в развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме). Портретное сходство никогда не было самоцелью для художника: сквозь верность натуре отчетливо проявлялось его собственное представление о глубинных противоречиях человеческой личности.
Фрески (работал с Джорджоне). Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести.
Наиболее яркий художник эпохи Высокого Возрождения. Муратов). Во Франции черты палладианства несет творчество Блонделей. «Любовь земная и небесная» (1515 г. ) — одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Портреты («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой»), пейзаж. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Он сидит в центре стола.
Поздний Тициан говорит на языке, близком языку Веласкеса и Рембрандта, он духовный отец всех этих позднейших художников, которые специфически живописными средствами — соотношениями тонов, пятном, динамическим мазком, фактурой красочной поверхности — передавали мир в его ощутимой материальности. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское "сфумато". Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно.
Поза Юдифи, стоящей у балюстрады, совершенно спокойна, лицо безмятежно и задумчиво: прекрасная женщина на фоне прекрасной природы. В антично-мифологической тематике Тинторетто продолжил то свободно-поэтическое толкование мотивов, начало которому положили тициановские «поэзии». Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. : все остальные — около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. После этого лев стал его постоянным спутником.
К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести. Тинторетто неоднократно обращался к сюжету «Тайной вечери». Колористический талант художника в полной мере проявился в так называемых «поэзиях» (роез1е) – произведениях на мифологические темы. Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. В начале XV века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре.
«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей. «Дымчатость» (сфумато) его живописи, позволившая передать эффект световоздушного пространства избежать жесткости контуров, вызывает неподдельный интерес к изучению его творческой манеры.
Непричастные к ученому гуманизму, они не были столь же разносторонними, как флорентийцы или падуанцы, — это были более узкие профессионалы своего искусства — живописи. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря СанДжорджо Маджоре (1562—1563 размер 6, 6 х 9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левин» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, — все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим.
Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века. Живопись, основанная на чувственном восприятии мира, поражала буйством красок, стихией чувств и эмоций. Пальцы правой руки сжимают хрупкую кисть.
Он был очень любознательным и очень увлекающимся человеком. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. -1576) – величайший художник венецианского Возрождения. Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского варианта Ренессанса.
В Англии "палладианское Возрождение" началось с Иниго Джонса (1573-1652), продолжалось все XVII столетие и только братья Адамс стали отходить от него. В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней вещи мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). И мудрецы и императрица были казнены за это. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко ("Бегство в Египет", "Святая Мария Египетская").
Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского "Карла V в сражении при Мюльберге" (1548) послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Картины «Брак в Кане», «Пир у Симона фарисея» и «Пир в доме Левия», посвященные библейской тематике и заказанные монахами имели исключительно светский характер. Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528—1588) суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века.
Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (1570—1581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. Этот контраст вносит ощущение смятения и нарушает цельность идиллической картины. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. – Паоло Кальяри (1528-1588), родившийся в Вероне (откуда и пошло его прозвище Веронезе, т. е. Одна из причин перехода определялась климатом Венеции, в котором фреска плохо сохраняется.
Тициан – один из величайших портретистов мира, позировать которому считали за честь многие знаменитые люди той эпохи. Слава сопутствует ему всю жизнь. За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность.
Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Сильными ударами кисти он в буквальном смысле слова «лепил цветом», накладывая широкие свободные мазки, сглаживая четкость очертаний, создавая рельеф светлого и темного.
Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоновской. Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством ("Спасение Арсинои", 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Уже в первом известном произведении "Мадонна Кастельфранко" (ок.
приглядеться к портретируемому. Он умел так сопоставить отдельные цвета, что от этого сближения создавалось особенно интенсивное их звучание. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Веронезе воссоздал один из самых значительных моментов жизни Христа.
Священный лев апостола покорно и преданно, как собака, лежит у ее ног. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. Слава к Тициану приходит рано. Мария Египетская»). Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. Он был сыном красильщика (отсюда и прозвище).
Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльоерге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. Для венецианской церкви Скуоло ди Сан-Рокко Тинторетто создал грандиозную монументальную композицию «Распятие» (5 х 12 м). Черная шапочка подчеркивает напряженность выразительного профиля.
Марка»).
В картине 1506 г. "Гроза" Джорджоне изображает человека как часть природы. Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов.
Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Он использовал новые сюжетные источники. Слава сопутствует ему всю жизнь.
и Мл. Не светотень, а именно различные оттенки цвета создают объём на их полотнах. Воспитаный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. В героях, погруженных в свой внутренний мир, он ищет гармонию чувств и поступков. Цикл о чудесах св. Ваятель работает иначе.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. веронец), Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Скульптуру он ставил выше других искусств, как Леонардо считал царицей искусств живопись. Наоборот, Венеция наряду с Флоренцией, Пизой, Генуей, Миланом была одним из самых экономически развитых центров Италии того времени.
Веронезе. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита — результат времени) создают впечатление спокойной радости. О венецианском Возрождении можно и следует говорить отдельно. Но лицо с закрытыми глазами целомудренно строго, в сравнении с ним тициановские Венеры кажутся истинными языческими богинями.
В творчестве Джорджоне и Тициана совершился переход к станковой живописи. «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. Многочисленные произведения Тинторетто, написанные в основном на сюжеты мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения.
В «Данае» мастер еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Я не случайно называю этих художников живописцами. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510).
Кваренги. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». С частями хлева, в котором родился Христос, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками, балюстрадами и капителями. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите.
Из этого необычного света неожиданно возникают призрачные фигуры парящих ангелов. Грозные стихии, вспышки молний обычно сопровождают действие в картинах Тинторетто, усиливая драматизм события ("Похищение тела Святого Марка"). Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место.
Не менее важным оказался и его опыт в развитии мифологического жанра, пейзажа, портрета. Все обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно и символично. Лев — напоминает о легенде. Паоло Кальяри (Веронезе), Это был необычайно одаренный художник – в 25 лет он уже прославился росписями для венецианского Дворца Дожей.
Он создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков, Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп семье военного, учился, как у Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, который не знала флорентийская или римская школа.
Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Занятия разработаны для учащихся 4 класса отделения живопись, в возрастной группе 10 – 12 лет. В картине «Похищение Европы» запечатлен известный мифологический сюжет о похищении Зевсом прекрасной нимфы Европы. Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве» – введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.
В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет папы Павла III с племянниками Оттавио и Александро Фарнезе, 1545—1546). Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546).
Эль Греко. Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Примером этому служит картина «Происхождение Млечного пути».
В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, алтарные образа для венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу республики («Поклонение Волхвов»).
Конец 1510-х—1530-е гг. К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения.
Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Позднее Возрождение.
"Святой Себастьян" (1570, Эрмитаж) написан, по сути, только охрами и сажей. Мазком передается не только фактура материала, его движением лепится сама форма, создается пластика изображаемого. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет»).
Плодом широкой общительности Венеции и явился собор св. В картинах «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора», «Сизиф» он мастерски передал драматизм сюжетов, стихийную чувственность и гармонию возвышенного духа мифологических героев. Тинторетто. -Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518-1594).
На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. — монументальные композиции, («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария, Венеция). В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией («Триумф Венеции»). Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим.
Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато». В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское сфумато. в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни. Но в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч, а ее нежная нога опирается на мертвую голову Олоферна. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы.
(1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция) – итальянский художник. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). По другую сторону от Марии – коленопреклоненные волхвы, пришедшие к только что родившемуся Спасителю с дарами. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую и притом преимущественно торговую, а не производящую державу, начавшееся с 12 века и особенно ускоренное в ходе крестовых походов, повинно в этой задержке. Самым типичным художником праздничной Венеции можно считать Паоло Веронезе.
Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. В отличие от искусства Средней Италии, где живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой, в Венеции XIV в. доминировала живопись. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена.
В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Художник подался вперед, как будто вглядываясь в лицо собеседника. Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (1570—1581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудренного жизненным опытом.
Формирование принципов художественной культуры Возрождения в изобразительном искусстве Венеции началось лишь с 15 века. Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей.
Его можно увеличить до размеров фрески и оно не потеряет своих художественных достоинств. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить.
Здесь по существу отсутствовал этап протореннесанса, начало раннего Возрождения пришлось на вторую половину XV в., ренессансные традиции в искусстве сохранились почти до конца XVI в., сформировав отчетливо выраженный этап позднего Возрождения /вторая половина XVI в. /. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Это впечатление особенно усиливает почти фантастическое освещение сцены. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. Жизнь в Падуе, конечно, познакомила художника и с произведениями Мантеньи и Донателло.
Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. В картинах 1530-х годов на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой.
В сюжетах на евангельские или библейские темы Веронезе, любимец Венеции, пишет своих современников – лица их одежду и даже их жесты. Действие происходит как бы в обстановке скромной итальянской таверны. И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: "Вознесение Марии" (1516-1518), "Мадонна Пезаро" (по имени заказчиков изображенных на первом плане, 1519-1526) и многое другое – определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно: написанные маслом на холсте, обрамленные в специальные рамы, они являлись и украшением стены (или потолка, если это была плафонная живопись).
Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П. Они начинают гореть, подобно драгоценным камням. Интересно сравнить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и «Пир в доме Левия», (которыйвначале также назывался «Тайной вечерей»). Человек здесь могуч и прекрасен, как Бог. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно.
Иероним вытащил из ноги льва занозу.
С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Его мощные архитектурные фоны по своей гармонии не уступают Рафаэлю, но сложное движение, неожиданные ракурсы фигур, повышенная динамика и перегруженность в композиции («Оплакивание Христа»), которая появляется в конце творчества, увлечение иллюзионизмом изображения говорят о наступлении искусства иных возможностей и иной выразительности. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой.
Заказчик – Филипп II Испанский, 1553-1562. После краха Наполеона Венеция стала частью Австрийской империи.
В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. Галерея Уффици, Флоренция. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе. Марка»). За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность.
Среди сюжетных росписей потолка капеллы наибольшей славой пользуется роспись «Сотворение Адама» – это роспись в центральной части потолка. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510). Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно позже. Кисти художника принадлежит блистательная портретная галерея – императоры и короли, папы и вельможи, прекрасные женщины, философы и гуманисты, доблестные воины и простые граждане. Тициан становится ярчайшей фигурой художественной жизни Венеции, вместе с архитектором Якопо Сансовино (1486-1570) и писателем Пьетро Аретино (1492- 1556) он составляет некий триумвират, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики.
В глазах юноши тревожное раздумье о жизни, душевное смятение человека смелого и решительного. На этой основе складывается новое представление о Вселенной. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры —Андреа Палладио (1508—1580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце).
Ранние работы спокойны и радостны («Христос и Магдалина»). Художник с большим вниманием отнесся к тому, чтобы показать, сколь роскошны их одежды, особенно Валтасара, преклонившего колени перед Марией. Настоящее имя Якопо Робусти (1518-1594). Грозные стихии, вспышки молний обычно сопровождают действие в картинах Тинторетто, усиливая драматизм события («Похищение тела св. Опираясь на литературный первоисточник – «Метаморфозы» Овидия, – Тициан создавал собственные композиции, в которых стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов.
Внизу, у подножия распятия, – люди искренне сочувствующие страданиям Христа. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Надо заметить, что венецианские художники чинквеченто являлись людьми иного склада, чем мастера других областей Италии.
Прославленные картины «Гроза», «Сельский концерт», «Юдифь», «Три философа», «Спящая Венера» пленяют элегичностью настроения и светлой поэтичностью образов. Якопо Тинторетто. Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника – Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто ("маленький красильщик": отец художника был красильщиком шелка 1518-1594). Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто»—красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Слава сопутствует ему всю жизнь. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто» — красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко.
Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Перед нами измученный страданиями человек, который сверху взирает на казнь. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после его смерти его учеником. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ.
Искусство Тициана – самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.
Только что свершилось воздвижение креста. Начало 1570-х годов. Веронезе создавал огромные полотна с сотнями нарядно одетых, веселящихся венецианцев.
Приняв этот заказ, Микеланджело загорелся творческой страстью и отдался ей целиком. Св. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Это и закономерно. 1508-1510).
—1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Конец 1530-х—1540-е гг. Развил резкий стиль живописи, отдавал предпочтение движению и расходящимися линиям (Распятие). Веронезе является автором общего плана убранства церкви Св. Себастьяна.
Джорджоне не успел завершить работу над "Спящей Венерой" по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера – "Сельском концерте" (1508-1510). Венера – богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях.
В России "палладианцами" были (уже в XVIII в. ) Н. А. Львов (1751 – 1803), Василий Иванович (1721/22-1782) и Илья Васильевич (1745-1793) Неёловы, Чарлз Камерон (1730-е гг. Так создается одна из самых больших его композиций "Введение Марии во храм" (ок. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине.
Так в картине «Спасение Арсинои» художник исходил из переложения поэмы римского автора Лукана во французской средневековой легенде, а «Танкред и Клоринду» написал по поэме Тассо. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510), —прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. Лев повиновался и стал смиренно трудиться.