Все просто смотрят и бездействуют. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Но свободное время посвящал знакомству с жизнью народов Грузии, Армении, Азербайджана.
Будучи активным участником в боевых действиях (был ранен в 1877 при минной атаке турецкого монитора), проявляя порой и значительную жестокость, он всю жизнь писал картины, направленные против войны, за что под конец жизни был прозван "апостолом мира". Все было новым, ярким и технически и сюжетно. жизни, широта взгляда и глубина чувства, — ставят его в ряд крупнейш. Выставки его произведений с триумфом обошли крупнейшие города Европы и Америки. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели.
В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно). Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. В 1863—65 исполнил первые серии рисунков из своих путешествий на Кавказ, на Дунай и в Крым. Вся коллекция состоит из 121 номера.
Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Художник свободно владеет кистью и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда. Уехав в Париж, он учился у Жерома и в 1867 г. с радостью принял предложение Туркест. Так возникает Палестинская серия, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Вся коллекция состоит из 121 номера. Сегодня они как нельзя более актуальны в современном обществе, а от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом. роты и только страсть к рисованию да плохое перенесение им.
Все прежние представления о батальной живописи были опрокинуты. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися туземцами. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет.
Баталист. Наибольшее количество картин и рисунков В. (свыше 600) сосредоточено в Третьяковской галерее в Москве ("Апофеоз войны", "У дверей мечети", "Торжествуют", "Нападают врасплох" и др. ) его произведения имеются также в Русском музее (Ленинград) и в других музеях и собраниях СССР, Западной Европы и Америки. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. духа армии и народа. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Но, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии.
В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Верещагин всей душой одобрял освободительную миссию русской армии. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871—74 гг. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
туркест. На окраине Москвы он построил дом с мастерской и поселился в нем. Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей.
Подобные намерения встретили, казалось бы, непреодолимые трудности. Один из классных часов, мы посвятили теме братьев Верещагиных. Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, В. сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как Забытый (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), Окружили, Преследуют, У крепостной стены, Вошли, хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды. стойкость рус.
– Великая армия. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы.
Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Ему хотелось показать свое творчество широким массам зрителей. Художник искренне надеялся на то, что его цикл всё-таки заметят и оценят в высших государственных сферах, что на него обратят внимание члены царской семьи. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле.
Под Плевной», «После атаки. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.
Пришлось вновь и вновь рисковать жизнью. Апостол мира в картинах, он по своей натуре и воспитанию был далек от неприязни к войне. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.
Кроме картин и рисунков, от В. осталось несколько книг мемуарного характера ("Детство и отрочество" и др. ) и статей по вопросам искусства ("Реализм", "Прогресс в искусстве"). В апреле 1874 года художник отправился в Индию. В 1867—1870 В. ездил дважды в Туркестан и на китайскую границу. На основе многих натурных набросков художник создал несколько позднее большой законченный рисунок Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше (1865).
Не хватало, вероятно, знаний и опыта. Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью. С каким-то неистовством и одержимостью молодой художник работал карандашом, стремясь зафиксировать все характерное и интересное. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. При этом художник ничего не привносит «от себя».
Закончив и эту серию, В. в долгий период мира 1880—90-х гг. серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871—74 гг. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884).
(В. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». носящий мундир и ружье.
В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. Имп.
Не стесненный заказами и официал. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Обучение было оторвано от окружающей реальной народной жизни и тем более от передовых идей эпохи. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».
Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). монитора на лодке "Шутка". Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. содержанием, приветствовали его, как проповедника мира и антимилитарист.
С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Изображен двор самаркандской крепости. носящий мундир и ружье.
С началом русско-японской войны В. уезжает на Д. Восток. Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). Этот результат отображается на диаграмме (приложение 2).
Предвзятое отношение властей к «революционному» художнику негативно отразилось не только на психологическом состоянии Верещагина, перенесшего нервный срыв, но и на его желании продолжать заниматься батальной живописью. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют».
К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. А три картины посвящены партизанской войне. (1842—1904) — художник.
Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Не находил себе места, если наказывали розгами товарищей.
Выдающимся произведением искусства явилось полотно И. Е. Репина "Бурлаки на Волге" (1870-1873). Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Я подготовила презентацию и рассказала о жизни Николая и Василия Верещагина. и имевшей колосс. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867-70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане.
", – говорил о художнике писатель и участник войны Василий Иванович Немирович-Данченко.
Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Приехав в Самарканд после взятия его рус. Имя баталиста мало идет к В., не признававшему деления живописи на роды, но все же наиб.
Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Отсюда многочисленные запреты на его картины. Эта картина связана с обороной Самарканды. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Василий Верещагин выезжает на русский север. Каталог экспозиции стоил всего пять копеек.
В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Балканская серия – это наиболее значительные произведения художника как по идейному содержанию, так и по высокому художественному мастерству. На основе многих натурных набросков художник создал несколько позднее большой законченный рисунок "Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше" (1865).
Здесь же художник показал и некоторые свои этюды, рисунки и картины. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.
Но В., как художник, не искал и не проводил тенденции, а боролся с нею. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). Это нечто удивительное". Предки Верещагиных были военными, вот таким образом братьев отдали в морской кадетский корпус.
Но русско-японская война разрушила далеко идущие планы баталиста, погибшего 31 марта 1904 года вместе с командой затонувшего броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на вражеских минах в печально известном Порт-Артуре.
Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.
Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи. За Серпуховской заставой. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия. Даже в изображении имп.
Конфликт между Верещагиным и правительственными кругами обострялся. опыт боев. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. содержанием, приветствовали его, как проповедника мира и антимилитарист. Однако он иначе не мыслил своего творчества. роты и только страсть к рисованию да плохое перенесение им.
солдата под натиском превосходнейших сил (Сдавайтесь. Выставка имела успех, о работах Верещагина заговорила пресса. идей.
Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. туркест. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
Крамской. Хотя В. один только раз выступил официально на Передвижной выставке, но он целиком примыкает к реальному (в этюдах и этнографических картинах) и тенденциозно-учительному (в картинах казней и военных) направлению передвижников. Жерома. Здесь находит продолжение та отчетливая гуманистическая тенденция, которая впервые проявилась еще в кавказской серии рисунков, а затем в "Бурлаках".
Ладно же, пусть пишут не революционеры, а я, нигилист, посмотрю, а может и посмеюсь в кулак. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. В 1863 году произошел знаменитый бунт четырнадцати учеников во главе с И. H.
1904 г. на бр-це Петропавловск он находит вместе с адм. Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». В их числе – "Стена Соломона" и "В Иерусалиме. За полотно «Побеждённые. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. В пику своим предшественникам, живописно отображавшим лишь сцены военных побед, Верещагин представил войну как величайшую, общую трагедию и побеждённых и победителей.
Каталог экспозиции стоил всего пять копеек. В художественном отношении впечатление от этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях по при завоевании Туркестана, а так же при второе его путешествии туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художников в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевших колоссальный успех в Европе и России. В глазах последних художник выглядел нигилистом и смутьяном. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. Взбешенный упрямством сына, отец отказал ему в дальнейшей материальной поддержке, но одаренному студенту была назначена стипендия, худо-бедно покрывающая его текущие расходы. отношении впечатления этой обороны и личного участия В. в других воен. Деревня Нижние котлы.
Позже обучался в Академии художеств у А. Маркова и Бейдемана, а затем в Париже у Жерома. Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. Настораживали и некоторые эпизоды биографии автора туркестанских полотен. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. серия (После атаки, Транспорт пленных, По дороге к Плевне, На Шипке все спокойно). Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. исторический музей). Кроме того, в 1890-х гг.
Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Здесь переданы с неподкупной правдой и героизм рядовых бойцов и варварство обычаев бухарского эмирата, где как товар покупались и продавались головы погибших русских солдат. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Происходил из дворянской семьи, окончил Морской корпус (в 1860) С 1858 стал посещать рисовальные классы школы Об-ва поощрения художеств.
малолет. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. и имевшей колосс. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Это "Святое семейство" и "Воскресение Христово" (обе 1884-1885гг. ). Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876).
Современная критика находит В. далеким от совершенства в художеств. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. переговоров В. покинул армию, отказавшись от "золотого оружия" и уехал в Париж, откуда через два года вышла его знаменитая "Поэма войны", вызвавшая еще большую сенсацию, чем туркест. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами.
И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. историческом музее) и другие. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан.
На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
С изданием журнала, однако, ничего не получилось. Получив воспитание в Александр. Но уже в Морском корпусе у Верещагина все больше крепло стремление стать художником. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. составили главный сюжет и антивоенную направленность его картин («Победители», «Побежденные», «Панихида по убитым»). Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли.
Современная критика находит В. далеким от совершенства в художеств. мор. крест, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора академии художеств. Среди них – свободное владение английским, французским и немецким языками.
Вместе с тем художник передавал свое восхищение красотой людей из народных низов, пленительной южной природой, плодородными степями, величавыми горами, окутанными вдали сиренево-синей дымкой, бурными горными речками. В серии историко-батальных картин отразил героизм русских солдат в ходе Отечественной войны 1812 г., Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
Крамской писал о выставке и Верещагине: Все вещи высокого художественного уровня. Царское же правительство упорно отказывалось от их закупки. С горячей убежденностью и смелой прямолинейностью он внес начало реализма в область батал. Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничился наблюдениями из гл.
Макаровым трагический конец своей кипучей, "боевой" жизни. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. слава приобретена им картинами на темы войны. А Верещагин признавал теперь только работу с натуры.
Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. монитора на лодке Шутка.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899—1900, Гос. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Полотно «Побеждённые. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. Детская биография Верещагина Василия Васильевича отмечена привольной жизнью богатого семейства, свято чтившего дворянские традиции и устои.
После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Георгия. Более двадцати полотен создано им на эту тему. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Мастер рекомендовал ему бесконечные зарисовки антиков, копирование картин классиков европейской живописи.
Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». В результате поездки в Туркестан и на основе собранного там художественно-документального материала Верещагин создал четыре картины в разных, так сказать, жанрах.
Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Новым толчком к обострению отношений послужил демонстративный отказ (с опубликованием в печати) Верещагина, находившегося в Индии, от звания профессора. Индийское путешествие длилось два года.
Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Но В., как художник, не искал и не проводил тенденции, а боролся с нею. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Ученик русских и французских академиков. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
Его удивило желание Верещагина ввести в серию картин, посвященную истории заграбастания Индии англичанами, полотно с изображением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо отрицательной фигурой однако для документалиста Верещагина это было абсолютно необходимо. Душевное страдание и ужас обессилили его. И это не удивительно.
Идейный вождь передвижников И. H. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов».
музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна.
Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Почти все ребята запомнили интересные факты из жизни братьев и ответили правильно. Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности.
Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Приехав в Самарканд после взятия его рус. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Кроме картин и рисунков, от В. осталось несколько книг мемуарного характера (Детство и отрочество и др. ) и статей по вопросам искусства (Реализм, Прогресс в искусстве).
Его даже бросают проводники, но вопреки всему, страшным головным болям, морозу, он, как одержимый, пишет открывающиеся перед ним величественные, девственные, никем не виданные картины. Государственные музеи покупать их не собирались. Необыкновенно хорош портрет Наполеона, на взгляд русского человека, конечно, полностью развенчивающий образ героя и великого человека. Возвратившись в Европу, он в 1885—88 гг. его выставку прус. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств.
Это и неудивительно, поскольку культура Индии разительным образом отличается от привычного Западного мира. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874—1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874—1876, ГТГ).
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. Ляжем костьми") и то философски спокойное, чисто "Каратаевское" отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата ("Победители", "Побежденные"). "Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью". Свет, перебрасывается в Палестину, Японию, на Филиппины, Кубу (Взятие С. -Жуанских высот войсками Рузвельта), пишет свои воспоминания На войне в Азии и Европе и отдается изучению эпохи 1812 г., для чего бросает свои загранич.
В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси ещё семь лет назад.
Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Это нечто удивительное. Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. Все прежние представления о батальной живописи были опрокинуты. Рисунок документально точен, выразителен, убедительно передает массовую сцену в пространстве, но еще несколько суховат и строго графичен.
зимы, зловещих пожаров и партизанских действий.
За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Однако Академию он не закончил. действий 1877 г. поспешил к армии.
В 1863 году произошел знаменитый "бунт" четырнадцати учеников во главе с И. H. Конфликт между Верещагиным и правительственными кругами обострялся. личн.
Картины «Победители» (1878—1879, Гос. С отъездом художника из России его конфликт с правящими кругами России не угас. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. стойкость рус. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь.
Мира в действительности на Земле никогда не было. Но только в России он приобрел массовый характер, став подлинным бедствием. генерал-губернатора генерала Кауфмана состоять при нем художником. Отсюда возникло горячее желание поучиться у опытных художников.
В его картине должны участвовать сотни бурлаков. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны.
Его интересовала необычайно яркая и разнообразная природа Индии и Тибета. Картины Победители (1878-1879, Гос. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин.
Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Будучи активным участником в боевых действиях (был ранен в 1877 при минной атаке турецкого монитора), проявляя порой и значительную жестокость, он всю жизнь писал картины, направленные против войны, за что под конец жизни был прозван апостолом мира. В 1890-1891 годах сбылась мечта Верещагина о возвращении на Родину.
Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.
Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Вошли. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. нач-ва.
"Много истинного мужества нужно было для этого. Художника упрекали в обобщённости письма, отсутствии цельности колорита и других чисто технических упущениях. Погиб вместе с С. О. Макаровым и штабом Тихоокеанского флота на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.
В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды. нач-во рекомендовало офицерам не ходить. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.
В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. Я найду себе другие сюжеты". В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Спустя три года академической науки, оцененной Верещагиным метким словцом «чепуха», талантливый парень оставил Петербург и целый год провел на Кавказе, беспрестанно рисуя с натуры. Из-за этого толки о картине шли самые разные. Тогда совет Академии определил исключить В. из списка ее членов.
Настораживали и некоторые эпизоды биографии автора туркестанских полотен. Получил домашние образование. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. И здесь правящие круги проявили поразительную тупость. Но радость победы испытывают не все.
Сам Жемчужников еще в 1850-х годах вышел из состава учеников Академии, выступал в печати с утверждением в искусстве принципов реализма и жизненной правды. Начались трудные годы жизни. За свои рисунки Верещагин получал награды и поощрения. В 1869г. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы.
Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Выставка опять имела огромный успех, высокую посещаемость, вызвала оживленные отклики. Имя "баталиста" мало идет к В., не признававшему деления живописи на роды, но все же наиб.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. На документе сохранилась характерная собственноручная резолюция Николая П: "Нахожу желательным приобретение одной из картин Верещагина эпохи 1812г. воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися туземцами. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. В 1868 В. начал писать большую картину "Бурлаки", оставшуюся неоконченной.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. 1904 г. на бр-це "Петропавловск" он находит вместе с адм.
По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Судьба картин о 1812 годе в течение многих лет оставалась неясной., —писал художник. В России же все евангельские картины Верещагина вообще были запрещены. Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничился наблюдениями из гл. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. На многих из них видны следы от сабельных ударов.
Свет, перебрасывается в Палестину, Японию, на Филиппины, Кубу ("Взятие С. -Жуанских высот войсками Рузвельта"), пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе" и отдается изучению эпохи 1812 г., для чего бросает свои загранич. Первые его батал.
Обе эти серии были куплены, по совету Крамского, П. М. Третьяковым. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Мы живем в цивилизации войны.
Картины Победители (1878—1879, Гос. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. (1842—1904) — художник. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения.
Крамской писал о выставке и Верещагине: "Все вещи высокого художественного уровня. Евангельские картины породили волну страшного возмущения католического духовенства. воен. Жемчужников – человек высоко гуманный – жил интересами народа. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством.
Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. По сути и здесь культивировались те же методы петербургской Академии. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени.
В художеств. Панихида по убитым (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти целый полк егерей. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
Передовые художники страны отошли от нее. Он даже написал большую, очень серьезную книгу "Наполеон. Царские гробницы" (обе 1884-1885гг. ). В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос.
Сам художник делил ее на две части., – писал художник. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Весной 1874 года Верещагин устроил выставку туркестанских работ в Петербурге. Уехав в Париж, он учился у Жерома и в 1867 г. с радостью принял предложение Туркест. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. кровью тряпья, одежды, обломков оружия исполняя обязаности ординарца, участвуя в рекогносцировках и т. п. С началом мирн.
– Наполеон" (1895), основанную на документальных данных. На основе собранных в странах Ближнего Востока этнографических исторических и археологических материалов художник написал в 1887 году картину "Распятие на кресте у римлян". H ". крещение, выдержав с горстью рус. отношении впечатления этой обороны и личного участия В. в других воен.
"У гробницы святого – благодарят всевышнего" (1873) и "Апофеоз войны" (1871). слава приобретена им картинами на темы войны. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Происходил из дворянской семьи, окончил Морской корпус (в 1860) С 1858 стал посещать рисовальные классы школы Об-ва поощрения художеств. ГТГ), Опиумоеды (Гос.
В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. В этюде Афганец автор применил звучный локальный цвет, преодолев присущую ему в Бурлаках темноватость и жухлость колорита. (1842—1904) российский деятель культуры, художник, реформатор русского батального жанра. В 1868 В. начал писать большую картину Бурлаки, оставшуюся неоконченной. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки.
— Никогда, Нападают врасплох. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
Овладевал он и живописью, хотя вплотную к работе красками приступил только в 1866 году. В письме Стасову от 17 апреля 1882 года он, например, говорил: "Больше батальных картин писать не буду – баста. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. "Апостол мира" в картинах, он по своей натуре и воспитанию был далек от неприязни к войне.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Мало кто знает, но в 1872 году отказался от звания профессора Академии И. H. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Вероятно, вот таким образом в русском искусстве он стоит особняком: не имеет непосредственных учителей и прямых последователей не принадлежит ни к какому художественному объединению стоит вне партий и кружков не ищет и не принимает ничьих наград.
В глазах последних художник выглядел нигилистом и смутьяном. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. живописи и одновременно с франц. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве.
Выставка имела у английской публики большой, а для художника из России вообще небывалый успех. И это привело в шок его современников. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом».
Ученик русских и французских академиков. заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды. Подав в отставку, он в течение трех лет учится в Академии художеств, но затем бросает ее, отмечая этот факт сожжением одобренного начальством картона на тему из античной мифологии. Он не останавливается ни перед чем для художеств. опыт боев.
Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту.
Вскоре о нём заговорила вся Европа. Автобиография В. была издана в Москве в 1895. нач-во рекомендовало офицерам не ходить.
В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. В 1867—1870 В. ездил дважды в Туркестан и на китайскую границу. И здесь правящие круги проявили поразительную тупость.
Кроме того, в 1890-х гг. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). У гробницы святого – благодарят всевышнего (1873) и Апофеоз войны (1871).
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. генерал-губернатора генерала Кауфмана состоять при нем художником. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. В его картине должны участвовать сотни бурлаков. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет.
Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». В ряде этих картин с абсолютной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколеб. Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг.
Выдающаяся роль В. в этой обороне доставила ему Георг. Жизнь Верещагина полна авантюр. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности.
жизни, широта взгляда и глубина чувства, — ставят его в ряд крупнейш. Он дружил с Т. Г. Шевченко, хорошо знал и ценил H. Г. Чернышевского.
Там он три года занимается в академии Жерома. Возмущение вызвала трактовка иноземных полчищ (в соответствии с истиной) как армии грабителей и насильников, что противоречило традиционному франкофильству русской аристократии. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ).
И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. В 1874—76 Верещагин ездил в Индию и Тибет в 1877—78 работал на театре русско-турецкой войны в 1883—1885 побывал в Сирии и Палестине в 1890—1900 им исполнена серия картин Наполеон в России. Автобиография В. была издана в Москве в 1895. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Произошло это так.
Идейный вождь передвижников И. H. То была его первая персональная выставка. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Начались трудные годы жизни. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря.
Техника рисунка у Верещагина стала более уверенной и абсолютной. Это произведение раскрывает дикость традиционных религиозных обычаев, обличает религиозный фанатизм, эксплуатирующий темноту и невежество народа. малолет. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился.
Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. исторический музей). И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. продаваемость его картин. Из семисот с лишним человек команды подоспевшие корабли подобрали лишь семерых офицеров и пятьдесят два матроса.
В предыдущие годы, а также после переселения он много путешествовал по России. Не стесненный заказами и официал. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе.
Картина «Побеждённые. Два полотна – Победители и Побежденные. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Весной 1866 года художник оставил Парижскую академию и вернулся на родину.
– Маршалы. ». Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др., Представляют трофеи, Торжествуют (все 1872г. ). его выставку прус. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры.
Он дружил с Т. Г. Шевченко, хорошо знал и ценил H. Г. Чернышевского. Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. По выходе из Академии В. резко отмежевался от нее и отказался от звания профессора, которое ему было предложено Академией после выставки туркестанских картин. Некоторые из его портретных набросков того времени, уже свободные от условностей и идеализации старой академической школы, отличаются выразительностью и остротой психологической характеристики ("Лезгин Хаджи Муртуз-ага из Дагестана", 1864). В каталоге Верещагин предупредил, что его картины не продаются. (1842—1904) — художник. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств.
Георгия. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Особое впечатление на зрителей произвела картина «Апофеоз войны» (1870—1871) имевшая яркий антивоенный характер.
В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. нач-ва. Оно производит на него глубокое впечатление.
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. в России. Мы много знаем о войнах. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
Приехав в Самарканд после взятия него русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися местными жителями. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». воен. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.
В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Позже обучался в Академии художеств у А. Маркова и Бейдемана, а затем в Париже у Жерома. Хотя В. один только раз выступил официально на "Передвижной выставке", но он целиком примыкает к реальному (в этюдах и этнографических картинах) и тенденциозно-учительному (в картинах казней и военных) направлению "передвижников". художников с неотъемлемой личн.
В Петербурге художник развил бурную деятельность по организации туркестанской выставки. В следующем году В. отправился на Дунай там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова. — русский художник родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус. солдата под натиском превосходнейших сил ("Сдавайтесь. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье».
исторический музей). Выставка опять имела огромный успех, высокую посещаемость, вызвала оживленные отклики. Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат "Перед атакой" и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится "Белый генерал", "Именем отечества" благодаря за победу ("Шипка — Шейново"). он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. И в 1879 и 1880 гг.
Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. Начались трудные годы жизни. Это звание ему присудила в 1874 году императорская Академия художеств и оно являлось высшим из числа тех, которые Академия присваивала художникам.
Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Выставка имела успех, о работах Верещагина заговорила пресса. Успехи Верещагина в живописи и участие художника в минировании фарватера Дуная во время Балканской войны 1877 года не благоприятствовали сохранению супружеской верности со стороны кокетливой и вечно скучающей в одиночестве Элизабет, что привело к расставанию супругов в 1890 году. Он не останавливается ни перед чем для художеств.
Пусто и мертво там, где прошла война. Затем в 1871 году было организовано Товарищество передвижных художественных выставок. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. личн. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья.
Но свободное время посвящал знакомству с жизнью народов Грузии, Армении, Азербайджана. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. Среди них: В Успенском соборе (1887—1895), Пожар (1896— 1897), Сквозь пожар (1899—1900), Расстрел в Кремле (1897—1898, все в Гос.
вызывали недружелюбное отношение к В. не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Верещагину было мало этой аудитории.
К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. (1878-79) и другие. Создал особый жанр документально-этнографической живописи. Оттуда он отправился в Париж, на окраине которого, в Мэзон-Лаффите, строилась его новая мастерская.
Интересен в этом отношении найденный недавно архивный документ. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. В 1874—76 Верещагин ездил в Индию и Тибет в 1877—78 работал на театре русско-турецкой войны в 1883—1885 побывал в Сирии и Палестине в 1890—1900 им исполнена серия картин "Наполеон в России".
В нее входят картины "Высматривают" (1873), "Нападают врасплох" (1871), "Окружили – преследуют. Всю зиму 1865/66 года Верещагин продолжал упорно учиться в Парижской академии. Правы были те, которые не находили ни духовной глубины, ни психического выражения в его картинах, а правдивость его красок и света называли фотографичностью. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродно — пробиваться или отступать, На этапе — дурные вести из Франции (1887—1895), Ночной привал великой армии (1896—1897, Гос. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно.
Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. живописи и одновременно с франц. В реакционной печати появились статьи, обвинявшие его в антипатриотизме и "туркменском" подходе к событиям.
успех в Европе и России. Даже события и деятелей отечественной истории следовало изображать на античный лад.
Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. серия ("После атаки", "Транспорт пленных", "По дороге к Плевне", "На Шипке все спокойно"). Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Здесь 31 мрт. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Пожар Москвы.
Даже в изображении имп. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Пусть войдут и У крепостной стены.
Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Написал воспоминания об отце. Осмеивая шаблон и писание картин по реляциям, В. всю жизнь колесил по свету, осуществляя свои принципы: ни одного мазка от себя, все от природы, художник должен быть впереди, в разгаре боя.
Но чем дальше, тем больше зрела у него неудовлетворенность академическими "штудиями". Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. – Казаки. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
В ходе работы он неоднократно переписывал, переделывал огромные куски, несколько раз порывался всё порвать и сжечь. — Никогда", "Нападают врасплох. Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, В. сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как "Забытый" (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), "Окружили", "Преследуют", "У крепостной стены", "Вошли", хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды. На этой войне художник и погиб.
Снова и снова Верещагин напоминает, даже в такую отрадную минуту, чего стоит война, какой нелегкой ценой досталась победа. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Возвратившись в Европу, он в 1885—88 гг. Кстати сказать, представляя на своих полотнах историческую эпопею присоединения к России Туркестана, дерзкий Верещагин нигде не увековечил, скажем, царствующего императора, его сановников или хотя бы одного из генералов. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой».
Дружным Ура. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. И вдруг, в 1864 году, словно в награду за все его злоключения и полуголодное существование, на Верещагина неожиданно свалилось наследство.
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Для европейцев открылся новый, удивительный мир Востока, в котором они увидели вовсе не сказочную страну с похожими на реальность сюжетами, а настоящих, реальных людей Средней Азии с их богатой историей, своеобразной красотой и жестокими нравами. Несмотря на это, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батал. Кстати сказать, представляя на своих полотнах историческую эпопею присоединения к России Туркестана, дерзкий Верещагин нигде не увековечил, скажем, царствующего императора, его сановников или хотя бы одного из генералов. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Это сильно роняло авторитет правительственного учреждения.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». для музея.
Макаровым трагический конец своей кипучей, боевой жизни. художников с неотъемлемой личн. Это одна из самых известных картин балканской серии.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. идей. Верещагин, по его словам, стремился писать не праздничные картины войны, но войну как она есть. И тогда он окончательно принял решение посвятить себя живописи. Он переживал душевную травму, если сталкивался с несправедливостью или унижением человека.
(1842—1904) — художник. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Обсуждение акции Верещагина в печати власти постарались заглушить. Обе эти серии были куплены, по совету Крамского, П. М. Третьяковым. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.
Успех был неимоверным. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Под Плевной» и «После атаки.
Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Туркестане художник пробыл всего год, но успел сделать массу зарисовок и этюдов к будущим полотнам. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. Остановившись в занятом русскими Самарканде, Верещагин принялся за изучение жизни и быта города.
Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат Перед атакой и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится Белый генерал, Именем отечества благодаря за победу (Шипка — Шейново). На картине не ощущается никакого движения. В дальнейшем Верещагин еще не раз будет сжигать свои произведения — это станет для него одной из форм протеста, отстаивания своего права на самостоятельность. Открывалась блестящая карьера морского офицера. В ряде этих картин с абсолютной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколеб. Здесь 31 мрт.
Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Но только в России он приобрел массовый характер, став подлинным бедствием. Василия продолжало увлекать рисование, он стремился научиться рисовать как можно лучше. Творческий путь Василия Васильевича Верещагина той поры ознаменован «индийским» циклом живописных полотен и «балканской» серией картин, весьма неоднозначной и скандальной, восторженно принятой демократически настроенным обществом, но не императором. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Жемчужников – человек высоко гуманный – жил интересами народа.
Выдающимся произведением искусства явилось полотно И. Е. Репина Бурлаки на Волге (1870-1873). (В. Его память прочно удерживала малейшие подробности виденного и позволяла возвращаться к ним спустя много лет.
Затем в 1871 году было организовано Товарищество передвижных художественных выставок. 1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Работал он снова подвижнически, не жалея ни сил, ни здоровья. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством.
Наибольшее количество картин и рисунков В. (свыше 600) сосредоточено в Третьяковской галерее в Москве (Апофеоз войны, У дверей мечети, Торжествуют, Нападают врасплох и др. ) его произведения имеются также в Русском музее (Ленинград) и в других музеях и собраниях СССР, Западной Европы и Америки. А теперь последовал новый, да еще публичный отказ Верещагина. Первые его батал. художников В. стяжал себе за границей наибольшую популярность не столько, впрочем, в кругах художественных, сколько среди общественных деятелей и широкой публики.
духа армии и народа. Но она была вовремя остановлена. Имп. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. новаторами Невилем и Детайлем содействовал утверждению этого начала в искусстве.
войсками 2 мая 1868 г., В. получил боев. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Из всех рус.
По выходе из Академии В. резко отмежевался от нее и отказался от звания профессора, которое ему было предложено Академией после выставки туркестанских картин. Рисунок, более мягкий, живописный, умело передавал тончайшие отношения и светотеневые переходы, эффекты освещения, отличался предельной точностью сходства с натурой. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. О конкретных причинах развода с Е. К.
Сделал масляными красками этюды бурлаков, карандашом и кистью создал эскизы полотна: несколько бурлацких ватаг по двести-двести пятьдесят человек, следующих цугом одна за другой. Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения и Верещагин делает надпись на раме: Посвящается всем великим завоевателям-прошедшим, настоящим и будущим. исторический музей)., 1887-95, ГИМ). Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. А любовь к рисованию развивалась у него с детских лет.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. ", "Представляют трофеи", "Торжествуют" (все 1872г. ). В. — безусловно острый рисовальщик и умелый создатель больших композиций, — несмотря на фанатическую приверженность к художественной правде, всю жизнь оставался во власти старых живописных традиций.
Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Живя в Ташкенте, Верещагин неутомимо путешествовал и неустанно работал. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина.
Работать ему приходилось часто под турецкими пулями и снарядами. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник. Но чем дальше, тем больше зрела у него неудовлетворенность академическими штудиями.
музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. С горячей убежденностью и смелой прямолинейностью он внес начало реализма в область батал.
крещение, выдержав с горстью рус. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. В 1860 году Верещагин был выпущен из корпуса и произведен в гардемарины флота.
Сразу после этого он поступил в Академию художеств. Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника.
Даже события и деятелей отечественной истории следовало изображать на античный лад. войсками 2 мая 1868 г., В. получил боев. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время.
Весной 1874 года Верещагин устроил выставку туркестанских работ в Петербурге.
корпусах, В. кончил курс фельдфебелем гардем. В журнале Художник Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием Реализм, в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами.
Закончив и эту серию, В. в долгий период мира 1880—90-х гг. зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Это единственная принятая Верещагиным государственная награда.
Он задумал, наблюдая все это, большую картину. Длинный путь из Петербурга в Ташкент и многочисленные поездки по Туркестану в течение, примерно, девятнадцати месяцев Верещагин использовал для создания серии рисунков и этюдов масляными красками изображающих жизнь народов Средней Азии, города и поселки, крепости и исторические памятники. и потом мор. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. действий 1877 г. поспешил к армии.
Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). не сидит на месте, знакомит со своими картинами Нов. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край.
мор. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. Офицерам было позволено, но не солдатам". В середине 1863 года, незадолго до бунта четырнадцати, Верещагин навсегда покинул Академию художеств и отправился на Кавказ с горячим желанием видеть и рисовать на натуре живые сцены народной жизни, национальные типы, необычную для северного глаза южную природу. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. С началом русско-японской войны В. уезжает на Д. Восток.
Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. историческом музее) и другие. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». В нее входят картины Высматривают (1873), Нападают врасплох (1871), Окружили – преследуют. Тишина царит в крепости, но тишина обманчивая, напряженная, готовая каждую минуту разразиться боем. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Никто не выразил желания ее приобрести.
Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. За свои рисунки Верещагин получал награды и поощрения. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. И в 1879 и 1880 гг.
Крупнейший представитель демократического реалистического искусства И. H. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Тогда совет Академии определил исключить В. из списка ее членов. Выдающаяся роль В. в этой обороне доставила ему Георг.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Крамской о выставке и о произведениях Верещагина позднее говорил: Выставку эту я помню слишком хорошо, был на ней много раз и все с большим удивлением и удовольствием любовался его картинами, сознавая, какая великая сила заключена в неизвестном тогда имени. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году).
Он должен был стать военным или дипломатом. Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом иначе картины будут не то, — писал художник. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целых два года. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. — русский художник родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус.
В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Ляжем костьми) и то философски спокойное, чисто Каратаевское отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата (Победители, Побежденные). Получив воспитание в Александр. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Русские тогда потеряли 1300 человек.
У Василия Васильевича из-за этих событий случилось серьёзное нервное расстройство, но ни на врачей, ни на обратную дорогу домой не было денег. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Из всех рус. В показе ужасов и страданий, которые несли народам мира завоевательные войны, а вместе с тем и в осуждении этих войн, Верещагин имел очень немногих предшественников.
Положение порой становилось просто катастрофическим. Его глубоко интересует жизнь народа. Так завершилось официальное обучение Верещагина. не сидит на месте, знакомит со своими картинами Нов. Крупнейший представитель демократического реалистического искусства И. H. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. 1812.
Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся. Вот все, что осталось от людей, которые некогда жили здесь и были сражены, уничтожены войной. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Он бросает всё и мчится в Россию.
К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат.
Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.
Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Несмотря на это, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батал. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку».
Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Некоторые из его портретных набросков того времени, уже свободные от условностей и идеализации старой академической школы, отличаются выразительностью и остротой психологической характеристики (Лезгин Хаджи Муртуз-ага из Дагестана, 1864). На улицах Новой Кульджи (Хой-Юань-Чен) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. корпусах, В. кончил курс фельдфебелем гардем.
Картина "Распятие на кресте у римлян" вошла в особую серию полотен (трилогию), посвященную осуждению смертной казни. Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. В 1869г.
и потом мор. успех в Европе и России. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне.
находился в Порт-Артуре, чтобы запечатлеть военные будни русских солдат. новаторами Невилем и Детайлем содействовал утверждению этого начала в искусстве. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. В художеств.