Картина Василия Верещагина Шипка-Шейново.
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Красивая молодая женщина стоит очень дорого, рублей до 1000 и более.
Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Результатом двукратного пребывания В. в Ср. Среди серий картин В., ставших известными в Европе, выделяются Балканская (1878-1880), Палестинская (1884-1885), Гималайская (1885-1886), «Трилогия казней» (завершена в 1887). Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
Начало 1870-х годов. Серия состояла из 7 работ: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872, уничтожена В. ), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого – благодарят Всевышнего» (1873, Гос. Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Чего же еще ожидать и жену свою муж не поучи: станешь бить — стращает, что к русским уйдет. Благодаря их усилиям ворота в сердце Османской империи оказались в руках русских войск.
Верещагин был свидетелем жестоких баталий и этому событию посвятил ряд своих работ. Надпись на раме полотна гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». человек. К дулу пушек привязаны мятежники.
Солдаты отвечают командующему громким и дружным ура. Вот где открылось буйство красок, цвета. В хорошей цене также стоят хорошенькие мальчики: на них огромный спрос во всю Среднюю Азию. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. — говорит он и машет отчаянно рукою.
и бросают вверх шапки. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек.
Об одном из полотен, в котором отражена философия художника – «Торжествуют» (1872), – рассказывает Снежана Петрова. Что принесет очередное его появление пред народом.
Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки.
«Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Наконец, в ноябре в горах наступили настоящие морозы. Стало ясно, что турки не успели подготовиться к обороне и надо «ковать железо, пока оно горячо».
На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Сам же художник хотел сказать абсолютное иное. Посещал занятия в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, с 1860 г. учился в Имп.
Эта картина В. В. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам.
Верещагин был точен в каждой детали. Можно себе представить, насколько опасно было просто находиться в тылу Шипкинской позиции в те августовские дни.
и бросают вверх шапки. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты.
В его свите, чуть поодаль, рядом со знаменосцем, в белой куртке изображен сам художник. Слева, у подножия горной гряды, генерал М. Д. В начале сентября обе стороны подтянули к Шипке мортиры для ведения навесного огня. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад.
Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Мирский потерял 1800 человек и вечером доложил Радецкому: «Атаковал, никто не помог. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). 9, 10, 11 и 12 августа солдаты не получали горячей пищи, довольствуясь сухарями.
Закипел кровопролитный бой, в котором обе стороны активно орудовали штыками. Переправа через Дунай 15 июня 1877 года прошла на удивление легко.
В особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями — это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца». На этот счёт высказывали разные предположения, вплоть до его личных счетов со Святополк-Мирским. До сих пор не ясно, почему турецкие военачальники не предприняли ничего подобного. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. В начале войны русское командование планировало переправиться через Дунай и как можно быстрее перенести боевые действия в Забалканскую Болгарию, чтобы поставить под угрозу Адрианополь и Константинополь. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов.
Свидетелем этого события Верещагин был лично. Именно он пленил турецкое командование и оказался героем дня. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Размышления над катастрофическими последствиями войны отразились в «героической поэме» «Варвары», отражающей события туркестанской кампании. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине.
Свои впечатления от Средней Азии Верещагин выписал в Туркестанской серии. Артиллеристам пришлось учиться вести огонь с закрытых позиций, не видя своей цели.
А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. После разгрома турок под Шейновом 9 января 1878 года неприятельское войско сложило оружие. Многочисленные путешествия В. стали материалом и для его литературно-публицистической деятельности, направленной на утверждение новой миссии изобразительного искусства – «быть призывом к единству человечества, к созданию общества, основанного на демократических принципах равенства». Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера.
80-х гг. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». В. В. Верещагина. Произведения этой серии вызвали неоднозначную оценку в России.
После войны Радецкий прямо говорил Скобелеву: «Вы пришли к шапочному разбору, лавры пожинать». Парируя мнимую угрозу, резерв Радецкого 8 августа совершил переход из Тырнова к Елене (40 верст), 9 августа – обратно (ещё 40 верст), 10 августа – из Тырнова к Габрову (42 версты) и 11 августа – из Габрова на Шипку, где как раз требовалась его помощь.
Ошибка Борейши частично объясняется двумя причинами. М., 1896 и др). В зимние месяцы вместе с отрядом прославленного генерала М. Д. Скобелева Верещагин совершил переход через Балканы и участвовал в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В 1874 г. удостоен звания профессора АХ (отказался, поскольку был убежден во вреде «всех чинов и отличий в искусстве»), с 1883 г. почетный член Сербского научного об-ва в Белграде. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года.
Продовольствия нет, патронов нет, приходится отступать. Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Очень жизненно изображение войны.
Эти поиски сблизили его с Л. М. Жемчужниковым, В. В. Стасовым и П. М. Третьяковым. Генерал-майор М. Д. Скобелев был одним из немногих, кто демонстрировал уверенность в успехе.
Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Скобелев объезжает шеренги русских солдат и поздравляет их с победой. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. художник, публицист, общественный деятель, путешественник.
Натурные впечатления сыграли важную роль в становлении В. как художника: изменились техника исполнения, композиционные решения, появилась психологическая углубленность образов (напр., эскизы для неосуществленной картины «Бурлаки», 1866, ГТГ). К тому времени измученный Орловский полк был сменён частями 24-й пехотной дивизии генерал-адъютанта К. И. Гершельмана, но 19 декабря эту дивизию пришлось спустить с Шипки, поскольку она почти вся перемёрзла. Спустившись с перевалов, колонны должны были одновременно ударить по туркам с трёх сторон. События русско-тур.
Стоя перед картинами русского художника о войне, прусский генерал похрустывал пальцами. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы». XIX в. В. работал над серией этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Ярославля, Ростова, Костромы, Макарьева и серией портретов «незамечательных русских людей» (завершена в 1895).
Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Раздражение воинственного фельдмаршала косвенно объяснил один из венских журналов: «Эти русско-турецкие картины говорят гораздо больше, чем все на свете до сих пор написанные брошюры и статьи, осуждающие войну и ее зачинщиков». Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. Род. Первые же встречи картины со зрителями ясно показали, что кисть Верещагина — острый, а в глазах иных — опасный инструмент.
Картина «Апофеоз войны», посвященная временам Тамерлана, стала художественным приговором войне. «Апофеоз войны» – единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. Мне очень понравилась картина этого художника. Композиция полотна кажется очень естественной.
Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением. В его свите, чуть поодаль, рядом со знаменосцем, в белой куртке изображен сам художник. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. В основе сюжета – события XIV века, связанные с Тамерланом. «За "Перевязочным пунктом", между нами сказать, я крепко бился, – писал Верещагин коллекционеру Третьякову, – почти уже кончивши, все снова переписал, рубашки на мундиры и обратно. Награжден офицерским Георгиевским крестом 4-й степени (1868) за оборону Самаркандской крепости участник военных операций русско-тур.
Положение защитников Шипки было критическим и усугублялось отсутствием снабжения – агенты товарищества «Горвиц, Грегер, Коган и Ко», занимавшегося поставками в армию продовольствия, бежали с перевала при первых слухах о приближении турок. Всю тяжесть боя под Шейновом вынесли части под командованием Святополк-Мирского и Радецкого, но удар «Белого генерала» оказался для турок роковым. Хотя обморожения редко бывали смертельными, они приводили к тяжёлым увечьям. Последние дни приходят.
Русская кавалерия спешивалась для огневого боя, великолепную подготовку продемонстрировала 4-я стрелковая «железная» бригада генерал-майора А. И. Цвецинского. Какие прихоти пригрезятся ему. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. живописца Ж. Л. Жерома и открыли для В. двери Парижской АХ (1864-1866, не окончил).
Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. «Я всю жизнь горячо любил солнце. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. К 15:00 всё было кончено.
Участвовал в некоторых сражениях. М., 1894 На Северной Двине: По деревянным церквам. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Во-вторых, почти все были уверены, что турки нанесут удар по Тырнову либо со стороны Ловчи (с запада), либо со стороны Осман-Базара (с востока), а Сулейман-паша поддержит этот удар обходным движением по одному из перевалов.
Быстро подошли к концу и перевязочные средства, а к 11 августа уже приходилось экономить патроны. Обучался в Александровском малолетнем кадетском корпусе в С. -Петербурге (1850-1852), затем в Морском кадетском корпусе (1853-1860), вышел в отставку по собственному желанию в чине гардемарина флота. Сначала «Белый генерал» доложил, что поддержит атаку в любом случае, но потом передумал.
Картина очень реалистично передает все событие. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада.
Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. Небоевые потери у Гершельмана составляли более 50 штатной численности дивизии.
Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Здания для этой торговли в городах Средней Азии устраиваются так же, как и все караван-сараи только разделяются они на большее число маленьких клетушек, с отдельною дверью в каждую если двор большой, то посредине его навес для вьючного скота тут же, большею частью, помещается и продажный люд, между которым малонадежные привязываются к деревянным столбам навеса. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не художник.
Турки сложили оружие и путь к Константинополю был свободен. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. войны (1877-1878) в Плевне, на перевале Шипка, в Адрианополе и др. Как не огорчиться таким расколом и как не угадать виновников всей этой ереси. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
Но разве генералам было до этого дело. Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен.
Так как больше всего доставляют рабов Средней Азии несчастные, смежные с туркменскими племенами персидские границы, то удачи или неудачи охотничьих подвигов туркменцев в этих местах главным образом устанавливают цену на рабов в Хиве, Бухаре и в Коканде но иногда войны и неизбежные при этом обращения в рабство всех пленных, если они не мусульмане сунитского толка (в противном случае захват и перепродажа всех рабов побежденной стороны), значительно и разом на всех этих рынках изменяют цены: в таких случаях человек идет за очень дешевую цену — за несколько десятков рублей иногда даже за 10 рублей. Солдаты отвечают командующему громким и дружным ура. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».
М., 1900 На войне в Азии и Европе: Восп. А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества — матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских (кяфир — неверный) законов и всех кяфирских порядков. Академии художеств (АХ) в классе исторической живописи у А. Т. Маркова, затем у А. Е. Бейдемана (не окончил) за эскиз «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» получил малую серебряную медаль (1861).
Автор исторических батальных картин, этнографических серий, пейзажист. Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе. Мы видим длинную шеренгу русских солдат и стремительно мчащихся вдоль нее всадников. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Что так. В кон.
Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Эта задача выпала на долю ветерана Кавказской войны генерал-лейтенанта Ф. Ф. Радецкого. в семье помещика, предводителя дворянства. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. худож. Все они были переколоты штыками.
Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. В ответ на поздравление командира слышится солдатское «ура. » и летят вверх солдатские фуражки. На переднем плане полотна – заснеженное поле с замерзшими трупами погибших солдат. Для начала несколько слов о невольничьих караван-сараях и торговле рабами. Одной из причин начала войны стало жестокое подавление христиан во время Апрельского восстания на Балканском полуострове.
По сорокаградусной жаре солдаты прошли примерно 140 верст за четыре дня, потеряли массу времени и несколько человек умершими от солнечного удара, но всё-таки успели выручить шипкинцев. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Понятны чувства Бенуа, человека изощренного в искусствах и словно не желающего впускать в себя всю правду, весь ужас, кровь, грязь войны, но и, вместе с тем, величие подвига конкретной души. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга». Скобелев под Шипкой» видно мастерство большого художника. музей живописи, Анкара), «Апофеоз войны» (1871, все – ГТГ).
Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Настало 27 декабря 1877 года – день, бросивший тень на репутацию «Белого генерала». С неодобрением взглянул он на победно скачущего Скобелева.
На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Две картины – «Победители» и «Побежденные. По нему Гурко прошёл в Забалканскую Болгарию и спустился в долину реки Тунджа, которая лежит прямо за хребтом.
Василий Васильевич (14. 10. 1842, г. Череповец Новгородской губ. - 31. 03. 1904, близ Порт-Артура (ныне Люйшунь, Китай), рус. 8 и 18 июля русские войска дважды неудачно штурмовали укрепления Плевны. К угрожаемому участку срочно выдвинулся резерв, однако вскоре выяснилось, что Борейша принял за «крупные силы» небольшой отряд башибузуков.
Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Зловещим предзнаменованием будущего кровопролития стало зрелище, которое открылось солдатам Гурко, когда они поднялись на оставленный турками Шипкинский перевал – перед палаткой турецкого командира возвышалась пирамида из голов русских солдат. Одним словом, ситуация на Шипке изрядно походила на реалии Первой мировой войны. Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные.
мирных жителей. После разгрома турок под Шейновом 9 января 1878 года неприятельское войско сложило оружие. Почему Скобелев не атаковал так долго. Ординарец Скобелева хорунжий П. А. Дукмасов, отчаянный сорвиголова, ни в чём не отстававший от своего начальника, проделал 16-часовой конный марш, преодолев Иметлийский и затем Шипкинский перевалы, чтобы донести Радецкому эту весть.
Выручайте». Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Смертельно раненный. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». На Шипке оказались войска неприятеля, но соседний Хаинкиойский перевал был не занят. Цены на людей, разумеется, различны, смотря по времени и большему или меньшему приливу товара. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Оставив учебу в АХ, В. уехал на Кавказ (1863-1864, 1865), где написал первые самостоятельные работы. В Константинополе же настроение было близко к панике. Кавказские рисунки получили одобрительную оценку франц.
Полки 14-й дивизии побратались с орловцами и брянцами ещё перед войной, а потом при форсировании Дуная, вот таким образом никто не хотел оставаться с обозами, отдых в Габрове был сокращен до минимума, а последние версты авангард отряда проделал на лошадях за спинами у казаков. Затем почти два года художник жил в Индии, выезжая также в Тибет, а весной 1876 года прибыл в Париж. Ни одна война, не стоит таких жертв и смертей. Вместе с подкреплениями защитникам Шипки подвезли и вожделенную воду.
Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность.
На картине «Скобелев над Шипкой» отражен один из эпизодов Русско-Турецкой войны. На другой же день всем военным посещение выставки было запрещено. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». Расчёт русского командования состоял, прежде всего, во внезапности удара.
Восстание имело стихийный характер, люди исповедующие христианство не могли больше терпеть жестокость со стороны Османской Империи. — Да как же. В такой атмосфере кому-нибудь должны были «померещиться» крупные силы турок. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Азии (1867-1868, 1868-1870) стала Туркестанская серия картин, принесшая известность художнику.
Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен.
Однако на этом счастливый и лёгкий этап войны для русского командования закончился.