ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. Сегодня они как нельзя более актуальны в современном обществе, а от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом.
Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Государственные музеи покупать их не собирались.
Художник искренне надеялся на то, что его цикл всё-таки заметят и оценят в высших государственных сферах, что на него обратят внимание члены царской семьи. Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. Никто не выразил желания ее приобрести. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос.
Верещагина можно назвать первым военным художественным корреспондентом, показавшим правду о войне, ужас и смерть, которую она несет («Туркестанская серия». Василий Верещагин выезжает на русский север. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876).
Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены. Написал воспоминания об отце. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии.
В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина.
В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно). Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой.
Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, на всех вылазках был впереди, как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.
Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Все свои визуальные взгляды по Отечественной войне 1812 мы сформировали благодаря гениальным работам Василия Верещагина. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России.
музей русского искусства, Киев), «Побежденные. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.
Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, .
Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Полотно «Побеждённые. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник.
А три картины посвящены партизанской войне. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к.
Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ).
Баталист. Среди преподавателей у него были А. Т.
Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. (1878-79) и другие.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. потом в Париж на учебу и снова на Кавказ.
Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Два полотна: «Победители» и «Побежденные.
Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Его полотно «Побежденные. Предвзятое отношение властей к «революционному» художнику негативно отразилось не только на психологическом состоянии Верещагина, перенесшего нервный срыв, но и на его желании продолжать заниматься батальной живописью. В апреле 1874 года художник отправился в Индию.
Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. В 1867 году художник уехал в Среднюю Азию для продолжения некогда отвергнутой им военной карьеры, где был прапорщиком при генерале Кауфмане и едва не погиб при самаркандском столкновении с аборигенами. И только в 1902 году правительство под давлением общественности ее купило и разместило в Русском музее. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.
Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. исторический музей). Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне.
Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. 1878-81).
Все просто смотрят и бездействуют. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. На этой войне художник и погиб.
Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Старший брат Николай, успевший в качестве мичмана принять участие в Крымской войне, к тому времени уже подал в отставку, обосновался в деревне и, вопреки скептическому, даже презрительному отношению отца к этому делу, занялся сыроварением. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.
Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал.
музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Пусто и мертво там, где прошла война.
ГТГ), Опиумоеды (Гос. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». Из литературных работ его известны многочисленные доклады в различных сельскохозяйственных обществах, отчасти изданные отдельными брошюрами, как например: "О сыроделии и сыроваренных ассоциациях в Швейцарии" (1866) "О мерах к развитию в России молочного хозяйства на артельных началах" (1869) и "Артельное сыроварение в Новом Свете" (1870) "По поводу неурожая текущего (1891) года" (доклад в Императорском вольном экономическом обществе), отчасти помещенные в специальных журналах, преимущественно в "Трудах" и других изданиях Императорского московского общества сельского хозяйства, каковы: "Об условиях сбыта коровьего масла на заграничных рынках" (1869) "Об артельном изготовлении молочных продуктов и о мерах к развитию в России молочного хозяйства" (1871) "Возможность заражения чахоткой от молока и мяса животных, больных жемчужиной" (1886) "Повальное воспаление легких на рогатом скоте в Западной Европе" (1887) "О степени жирности молока иностранного и русского скота" (1887) и другие. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. С началом Русско японской войны Верещагин уехал на фронт, где и погиб на взорванном японцами броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость».
В этом и заключается важнейшая заслуга Верещагина. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Но русско-японская война разрушила далеко идущие планы баталиста, погибшего 31 марта 1904 года вместе с командой затонувшего броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на вражеских минах в печально известном Порт-Артуре. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.
Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. В 1869г. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи.
В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Моллер, А. Е. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом.
музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением.
За полотно «Побеждённые. Однако, в Морском корпусе ходили слухи, что теперь выпускникам необходимо прослужить 2 года, чтобы получить чин Мичмана. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». Всего в нее вошли 13 картин. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством».
В США он познакомился с молодой русской пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая была приглашена в Нью-Йорк для музыкального сопровождения его выставок. На картине не ощущается никакого движения. Он бросает всё и мчится в Россию.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. продаваемость его картин. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию.
Картины «Победители» (1878—1879, Гос. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. носящий мундир и ружье. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное.
Отсюда многочисленные запреты на его картины. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел., 1887-95, ГИМ).
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Сам художник делил ее на две части. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест.
Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). В 1869г. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.
Под Плевной» и «После атаки. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Мы живем в цивилизации войны. музей русского искусства, Киев), Побежденные.
Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Весной 1876 художник возвращается в Париж. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. В конце 1890-х годов Василий Васильевич обращается к общественной деятельности: много пишет для русской и зарубежной прессы, выступает против захватнической политики и войн, стремится создать в Европе пацифистское общественное движение. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей.
Марков, Ф. А. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Произошло это так.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Душевное страдание и ужас обессилили его.
Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865). Наполеон в России». В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова.
В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. где шла война. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.
Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге.
И это привело в шок его современников. Кауфмана состоять при нем художником.
Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. И это не удивительно. О конкретных причинах развода с Е. К.
Художник участвует в некоторых сражениях. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки.
Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Изображен двор самаркандской крепости. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.
Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. ». Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Русский художник-баталист.
Вошли. Спустя три года академической науки, оцененной Верещагиным метким словцом «чепуха», талантливый парень оставил Петербург и целый год провел на Кавказе, беспрестанно рисуя с натуры. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.
Мы много знаем о войнах. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств.
Правы были те, которые не находили ни духовной глубины, ни психического выражения в его картинах, а правдивость его красок и света называли фотографичностью. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет.
Это получилось у него настолько удачно, что не только няня, но и родители, а также многие приезжающие к ним гости удивлялись увиденному и нахваливали мальчика. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ).
историческом музее) и другие. Перевязочный пункт под Плевной» (1881). Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок., – писал художник.
Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». С последней же целью, по инициативе Николая Васильевича, при денежной поддержке правительства, учреждена в 1871 году в селе Едимонове, Корчевского уезда Тверской губернии, школа молочного хозяйства, которая со дня ее открытия находится под непосредственным его руководством. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Начались трудные годы жизни.
Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: Александр II под Плевной 30 августа 1877 года, Перед атакой. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, – в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.
Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Оно производит на него глубокое впечатление. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Бейдеман.
К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. 1871-73 «Балканская серия». После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы.
Два полотна – Победители и Побежденные. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна.
Пусть войдут и У крепостной стены. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать.
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Бросив Академию, Верещагин отправляется на Кавказ, где заполняет акварелями и рисунками три толстых альбома, затем в Париж. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.
Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Там он три года занимается в академии Жерома. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Войну люди представляют в реалиях – идеология, техника, герои, антигерои, жертвы, подсчеты, движения армий. Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873).
В. С. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73).
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Дружным Ура. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Но вот смерть неожиданно настигла солдата.
При этом художник ничего не привносит «от себя». Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76).
Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Однако в качестве условия выплаты он выдвигал возможность устроить выставки картин в ряде городов Америки ещё до их официальной продажи.
Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Первые попытки познакомиться с сыроварением на существовавших уже, в некоторых частных и удельных имениях, сыроварнях были безуспешны: главные мастера, руководившие этим делом, почти исключительно иностранцы, не допускали русских рабочих к изучению производства, а потому Николай Васильевич отправился за границу, в Швейцарию, где изучил приготовление как тощих (в деревушке Коппе возле Женевы), так и жирных (вблизи Фрейбурга) сыров и уже в августе 1865 года, поселившись в селе Городне Тверского уезда, открыл там, в крестьянской избе, сыроварню, скупая для нее молоко у окрестных крестьян. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет.
Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Художника упрекали в обобщённости письма, отсутствии цельности колорита и других чисто технических упущениях. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Она была готова к началу 1877 года и художник приступил к работе над своими индийскими картинами, за которой его и застала весть о начале русско-турецкой войны. За домашним образованием, полученным в отчем доме, последовало обучение 7-летнего Василия в кадетском корпусе в Царском селе.
Творческий путь Василия Васильевича Верещагина той поры ознаменован «индийским» циклом живописных полотен и «балканской» серией картин, весьма неоднозначной и скандальной, восторженно принятой демократически настроенным обществом, но не императором. Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна.
Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург.
Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны.
Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. В художественном отношении впечатление от этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях по при завоевании Туркестана, а так же при второе его путешествии туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художников в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевших колоссальный успех в Европе и России. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Сразу после этого он поступил в Академию художеств.
И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов.
Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Однако Академию он не закончил. Однако его намерение отказаться от карьеры офицера и желание после выпуска поступать в Академию художеств не были поняты родителями.
Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Много путешествуя, мастер создал несколько пейзажных серий, в которых поведал о невиданных красотах дальних стран их людях и обычаях («Индийская серия», 1874-76) На протяжении 1887-1904 годов Верещагин работал над циклом картин и I отечественной истории «1812 год. Груда страшных знаков войны изображена автором на фоне редких засохших деревьев и развалин древнего города.
В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Успех был неимоверным. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Отец будущего художника был небогатым помещиком.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Картины Победители (1878-1879, Гос. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.
Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Но радость победы испытывают не все. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Когда началась русско-турецкая война, художник немедленно отправляется в действующую армию в 1877 году. Я не знаю, – писал И. Н. Крамской о Верещагине, – есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей.
он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Верещагин (Николай Васильевич), брат художника Василия Васильевича Верещагина, современный сельский хозяин-практик известный своими трудами по улучшению отечественного молочного хозяйства и как основатель первых русских сыроварен на артельных началах. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Но она была вовремя остановлена. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник.
«Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
исторический музей). он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Мира в действительности на Земле никогда не было. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. И жуткая пирамида черепов – с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения.
Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Под Плевной», «После атаки. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть».
В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Индийское путешествие длилось два года. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
Начались трудные годы жизни. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время.