Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами.
Изображен двор самаркандской крепости. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Дети должны расти на родине. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Дата рождения: 1842Дата смерти: 1904 «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Напряженность чувствуется в темной стене, в ярко освещенной группе солдат, в их неподвижно застывших позах, в их глазах, смотрящих в лицо смерти.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Оно производит на него глубокое впечатление.
За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края.
И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Но она была вовремя остановлена. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Это скифы. ». Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Написал воспоминания об отце. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Французы отступали по разоренной местности. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. На Верещагина посыпались положительные рецензии, статьи, поздравления, приглашения участвовать в выставках.
Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски.
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Верещагин был не первым русским художником-баталистом, многие художники изображали военные эпизоды, тем более что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров, великих князей и тщеславных генералов. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. Художники не всегда объективны к своим сотоварищам.
Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Однако, живопись искусство (его литературные работы, созданные в период работы над циклом, посвященным Отечественной войне 1812 года, зарубежные публикации написаны великолепным русским языком и очень образно).
И это привело в шок его современников. Успех был неимоверным. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны.
А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Очевидно, вот таким образом Верещагин отклонил предложение американских властей навсегда остаться в США и возглавить одну из художественных школ страны.
За полотно «Побеждённые. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Плевна. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию.
И был ПЕРВЫМ в выпуске, что давало преимущества в продвижении по службе. Художник вспоминал о днях после сражения: «Число раненых было так велико, что превзошло все ожидания. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. 2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль.
Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. И он написал — красками на холстах. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками».
Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».
Россия оказалась непобедима. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.
Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Вооружились чем попало. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством».
Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
Пусто и мертво там, где прошла война. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878).
Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Отказавшись от карьеры военного моряка, он продолжил работу как художник. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту.
Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Дружным Ура. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе.
Под Плевной» и «После атаки. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого».
После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. После атаки. Вся коллекция состоит из 121 нумера.
К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.
В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Напротив — кровь, отрубленные головы, убитые и раненые русские солдаты. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Интерес к ней был огромен.
Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. продаваемость его картин. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Полотно «Побеждённые. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.
Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Душевное страдание и ужас обессилили его. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников.
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Что это значитъ. Государственные музеи покупать их не собирались.
И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Особенно удавались ему картины, написанные с натуры. Между тем, в Балканских картинах художник стремился, прежде всего, показать грандиозный масштаб происходящих военных событий и его художественные достижения в какой-то мере предвосхитили возможности будущего кинематографа.
У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Носовсем скоро Верещагин ушел в отставку и поступил в Академию Художеств, он обучался живописи у лучших мастеров, а затем даже уехал практиковаться в Париж, где занимался у самого Жерома. Но радость победы испытывают не все. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно.
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Мы много знаем о войнах. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.
В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Столько дворцов. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Особенно впечатляет полотно Побежденные. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
«На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. И вдруг, в 1864 году, словно в награду за все его злоключения и полуголодное существование, на Верещагина неожиданно свалилось наследство. Мира в действительности на Земле никогда не было. Штурм не удался.
Наступило 6-е сентября. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное.
Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Ужасно.
Этого было мало. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.
Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен.
Перед атакой русских войск на турецкие позиции. И это не удивительно. Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Давно ли по этой самой дороге они шли вперед, окрыленные надеждами и уповая на головокружительный успех.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Он довольно долго провел на Кавказе, где сумел довести это мастерство до совершенство.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома.
С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. Какое невероятное решение.
В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. После чего художник уволился с военной службы, решив посвятить себя исключительно искусству. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. О конкретных причинах развода с Е. К.
Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне.
Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Кучи пепла, да местами попадавшиеся развалины стен и обломки стропил, одни указывали на то, что здесь когда то были улицы». Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть».
История повторяется: В. В. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. К дулу пушек привязаны мятежники.
Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора.
Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.
Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Это они сами. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война.
И в 1879 и 1880 гг. Наполеон оказался побежденным. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Но, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой.
Его даже бросают проводники, но вопреки всему, страшным головным болям, морозу, он, как одержимый, пишет открывающиеся перед ним величественные, девственные, никем не виданные картины. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Василий Верещагин выезжает на русский север.
Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника.
Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Вот тут-то и понадобились ему деньги.
В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. В своих записках Верещагин рассказывал современникам, что турки, взяв укрепления, обычно раненых русских в плен не брали: резали их, уродовали, раздевали и грабили.
И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества.
Василий Васильевич Верещагин, автор картины и посвящения к ней, прожив полную драматических событий жизнь художника и человека, завершил ее вовсе трагически —в пучине Тихого океана вместе с командой броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Однако Академию он не закончил. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.
Вскоре о нём заговорила вся Европа. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Никто не выразил желания ее приобрести. Наполеон из окон Петровского дворца с тяжелым сердцем должен был созерцать эту вакханалию огненной стихии, в которой, казалось, гибли все его честолюбивые мечты. Он бросает всё и мчится в Россию.
Еще одно мгновение. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Мы живем в цивилизации войны. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Верещагин снова вынужден уехать вначале в Индию, затем на Ближний Восток. А три картины посвящены партизанской войне.
Что за люди. Эти призраки были солдаты Великой армии. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством.
Немало повидал он на своем веку. И вот все растаяло исчезло, как дым. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
Несомненно, он стал бы выдающимся адмиралом Русского флота. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, – в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Но иначе, в то время, донести до зрителя самого разного – от государей и сановных особ и до простых людей жестокость и, в конечном счете, бессмысленность войны художнику казалось невозможным. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Георгиевский крест Василий Васильевич получил за личное мужество, возглавив военный отряд (примерно роту), когда все офицеры были убиты или тяжело ранены и он оказался единственным имевшим военное образование. Но предприятие могло быть осуществлено перед зимой: он перебирал идею за идеей, приводящие к миру.
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ).
А Наполеон был такою личностью. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. И действительно для французов уже наступали черные дни.
И вот началось поддержание в Москве порядка. Два полотна – «Победители» и «Побежденные.
Все было новым, ярким и технически и сюжетно. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. А затем, когда армия Наполеона стала отступать, народная война разыгралась здесь во всю ширь, показав в качестве наглядного урока всем будущим завоевателям мира, что значит вести войну, находясь в самой сердцевине враждебно настроенного народа.
В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Даже когда был успех.
Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык.
Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Василий Васильевич Верещагин учился в Морском корпусе. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю.
Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Верещагина – только его личное мнение.
Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Это были его собственные слова.
Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани.
В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». А между тем давно ли. Новый Прометей, он слишком многого хотел.
И так да конца жизни: работа — путешествия — работа. Но разве генералам было до этого дело. Все они были переколоты штыками. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. При этом художник ничего не привносит «от себя». Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо.
Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен.