В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм.
Никто не выразил желания ее приобрести. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение.
Государственные музеи покупать их не собирались. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов.
Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Верещагин помогал власти и в то же время конфликтовал с ней. Некоторые даже стали упрекать Верещагина в том, что он порочит русскую армию. Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Два полотна – Победители и Побежденные.
В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Дружным Ура. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими.
Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию.
Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. Он решил отойти от классицизма.
Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно).
Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Оно производит на него глубокое впечатление. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально.
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. С картинВасилия Верещагина на зрителей как бы пахнуло жаром раскаленных степей Туркестана, они впервые увидели, как живут люди в этом загадочном крае. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам.
Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Все было новым, ярким и технически и сюжетно.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Так возникает Палестинская серия, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. По окончании этого заведения, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана.
Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой».
Художник участвует в некоторых сражениях. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах.
Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. Близкие и знакомые Верещагина недоумевали, что же заставляло художника ввязываться в такие опасные передряги и рисковать жизнью. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников.
Произошло это так. Пусть войдут и У крепостной стены.
Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Жизнь Верещагина полна авантюр.
историческом музее) и другие. продаваемость его картин. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна.
Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников».
Картины «Победители» (1878—1879, Гос. Но и академию Василий бросил.
Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: Землянки на Шипке (Гос.
И потому, может быть, что Верещагин правдиво показал, как рядом с жизнью стоит смерть, радость победы звучит сдержанней и суровей. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ).
Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме.
Успех был неимоверным. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской.
Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. На многих из них видны следы от сабельных ударов. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Он бросает всё и мчится в Россию.
Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык., 1887-95, ГИМ). Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом».
Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место.
Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Семнадцать картин, объединенных названием Наполеон I в России, представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью Великой армии в снегах России. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ).
Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Там он три года занимается в академии Жерома. Все годы в корпусе Василий учился отлично.
На этой войне художник и погиб. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств.
Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. В Мюнхене он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезёнными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
За год до этого у него была персональная выставка в Лондоне, которая стала сенсацией еще и потому, что художник отказывался продавать выставленные картины. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
Марков, Ф. А. О конкретных причинах развода с Е. К. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику.
Мы много знаем о войнах. На картине не ощущается никакого движения. Тогда считалось, что не похоронить солдата – позор для главнокомандующего. Моллер, А. Е.
Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. Из семисот с лишним человек команды подоспевшие корабли подобрали лишь семерых офицеров и пятьдесят два матроса.
Отсюда многочисленные запреты на его картины. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой.
Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война.
Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели и сам он мечтал стать художником. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон.
носящий мундир и ружье. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат».
ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть».
К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). Василий Верещагин выезжает на русский север. При этом художественный талант непозволял превращаться его полотнам всухую документацию событий. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают.
Он должен был стать военным или дипломатом. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. И это не удивительно.
Они тогда поднялись очень высоко безо всякого оборудования, сопровождающие отстали и молодой паре пришлось устраивать холодную ночёвку, они чуть не погибли. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. В 1869г. Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены.
И в этом, как и в просветительском пафосе своего творчества, Верещагин — характернейшая фигура русской живописи второй половины 19 века. Среди преподавателей у него были А. Т. Пусто и мертво там, где прошла война. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Написал воспоминания об отце. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. ». Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности.
Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей.
Сразу после этого он поступил в Академию художеств. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени.
В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке: «Шипка-Шейново.
Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. За Серпуховской заставой. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником.
Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Мы живем в цивилизации войны. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством.
В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. Начались трудные годы жизни. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет.
Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Из-за этого толки о картине шли самые разные.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Получил домашние образование. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок.
Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. За полотно «Побеждённые. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий.
Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств.
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест.
Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Все просто смотрят и бездействуют.
Картины Победители (1878-1879, Гос. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва.
Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».
Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Вскоре о нём заговорила вся Европа. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи.
За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Рос мальчик в отцовском имении на приволье.
Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
исторический музей). Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию. Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Антимилитаристский характер произведений — результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное.
Не испытывая желания стать офицером, Верещагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустремленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, несмотря на то что в это время уже серьезно занимается рисованием. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». Но она была вовремя остановлена. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Деревня Нижние котлы.
Изображен двор самаркандской крепости. Верещагина, конечно же, приняли. Руководство выбило для Верещагина малюсенькую стипендию, чтобы он не умер с голоду.
Это одна из самых известных картин балканской серии. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли.
Полотно «Побеждённые. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Василий Васильевич тогда не представлял, куда шёл, – войны он никогда не видел. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). Кауфмана состоять при нем художником. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. От полотна «Забытый», на котором изображён павший на поле боя русский солдат, он пришёл в ярость. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Крепость отбили. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
Его полотно «Побежденные. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. почувствовал запах восстания. Это была единственная награда, которую тот принял и носил.
Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. исторический музей).
Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Из-за этого теряли звания, награды. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос.
Два полотна: «Победители» и «Побежденные. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына. Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было».
Картина «Побеждённые. В то время художник много работает над психологическими портретами. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми.
До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. При этом художник ничего не привносит «от себя». Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Под Плевной», «После атаки. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы.
А три картины посвящены партизанской войне. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Вглядевшись, различаешь, что все поле усеяно трупами, которые даже не зарыты глубоко в землю, а лишь прикрыты сверху слоем земли. Гарнизон приготовился умирать.
В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Баталист. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». (1878-79) и другие.
«Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Вошли.
Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки.
Но вот смерть неожиданно настигла солдата. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге., – писал художник. Но радость победы испытывают не все. Верещагин очень уважал Кауфмана и промолчал.
Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.
Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами.
С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств. Еще минуту назад он так же, как и его товарищи, стоял с винтовкой наготове, а сейчас, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и отчаяния, бросился бежать. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865).
Отец будущего художника был небогатым помещиком. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Александр III спросил у Кауфмана: «Это что, возможно. » И тот, спасая положение, ответил: «Это художественный вымысел Верещагина». Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.
Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Сам художник делил ее на две части.
Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Через кого-то Верещагин узнал, что только что назначенный генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает в штат художников – тогда военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени». Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился.
В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Он родился в небогатой помещичьей семье, окончил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадетский корпус. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел.
Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек».
Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Однако в качестве условия выплаты он выдвигал возможность устроить выставки картин в ряде городов Америки ещё до их официальной продажи. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, .
Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи. А вечером эту работу сжёг, таким образом выразив свой протест. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ).
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Верещагина, которые были переданы в Николаев его вдовой Лидией Васильевной Андреевской, а также работ из частного собрания российского императора Николая, от начала существования музея в нём был предусмотрен и высокий художественный уровень всего собрания. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его речи, ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов. Но он назвал её «Забытый».
Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».
Он часто призывал природу участвовать в его картинах. В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Всего в нее вошли 13 картин. В 1899 году, организуя выставки в городах США, художник хотел сделать музыкальное сопровождение.
Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет.
В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.
И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Мира в действительности на Земле никогда не было. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. В Балканскую серию вошло около тридцати картин серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство.
Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва.
Однако Академию он не закончил. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Бейдеман. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Под Плевной» и «После атаки.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Эта картина связана с обороной Самарканды.
Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Душевное страдание и ужас обессилили его. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65).
К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Начало его славе положило приглашение вкачестве художника кгенерал-губернатору Туркестана в1867году. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Перевязочный пункт под Плевной» (1881).
музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос.
Он отправился на Кавказ, где пробыл около года, делая зарисовки, которых к концу командировки набралось три толстых альбома. Весной 1876 художник возвращается в Париж. Но Вася уже тогда был человеком самодостаточным. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисоватьна свободе.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Начались трудные годы жизни. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Ему неинтересно было рисовать римских императоров, да и преподаватель всегда наставлял: «Надо рисовать жизнь. » Вот он и ушёл – жизнь рисовать.
И это привело в шок его современников. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Русские тогда потеряли 1300 человек. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.
Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Индийское путешествие длилось два года.
И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Если бы Верещагин назвал картину «На поле боя», ничего бы не произошло. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Несмотря на все преграды (родители лишили его наследства), он поступил в Академию художеств. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
ГТГ), Опиумоеды (Гос. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал.
Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы на свободе и просторе на интересных предметах учиться. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад.
К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Первоначально замысел картины был связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV – начала XV века Тамерлана, войска которого оставляли после себя такие пирамиды. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов.
Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только.
По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам.