В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Сочиняли друзьям (точнее, сочинял только Репин – замкнутая Вера на дух не переносила эпистолярный жанр), что счастливы, что совсем-совсем родные люди. Илья Ефимович Репин был отцом четверых детей, появившихся на свет в браке художника с дочерью преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики – Верой Алексеевной Шевцовой. Илья Ефимович Репин нарисовал не один портрет своей любимой дочери Верочки, однако данный шедевр является самым известным.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Илья Репин поддерживает сына в его потере, пытаясь возродить в нем утраченные таланты. Теперь его и правда все в ней раздражало, даже ее готовность внимать ему. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. О детстве Надежды Ильиничны нам почти ничего не известно. За несколько лет он объездил всю Европу Вера была рядом, но часто «неможила» — рожала.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Впрочем и этот союз тоже со временем распался. Но кого очаровывала, а кого просто «сносила» своей решительностью. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. «Никогда в жизни». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Америка—Франция—Россия. Наташа Нордман была полной противоположностью Вере. Ну или, в лучшем случае, какими-нибудь корешками да овощами – Нордман увлекалась вегетарианством.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе».
Приходя к Шевцовым, Репин каждый раз отмечал, как меняется Вера. Третьяков»109. Знаменитый критик Владимир Стасов, хамом никогда не слывший, высказался относительно «Нордманши» с умопомрачительной грубостью: «Чудеса: уж подлинно ни рожи, ни кожи — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке». Боже мой, боже, я никогда не воображал, что чувство мое к вам вырастет до такой страсти. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. М. Бунакову.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Однако отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь. Приезжали к ним охотно, но заранее плотно пообедав, поскольку было известно, что кормить гостей Наталья будет «сеном», а прислуги не будет вовсе — гостям предложат обслуживаться самостоятельно, удивляясь движущемуся круглому столу, специально разработанному четой для подобных вечеров. Трещина нарастала. Ей ли было не знать его причину. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году он был награжден юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Петр в Полтавской баталии)», в 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой», в 1915-м — премией по исторической живописи Общества им. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Художник с ответом не медлил, метнув в жену масленку. И отец ей не отказывал». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива, где становится полноправной хозяйкой в доме своего пожилого отца, взяв при этом на себя все бытовые заботы. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Только Илюша, муж, оставался ее единственной радостью. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однажды он пришел позднее обычного, был чуть более суетлив.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Молодая семья запечатлена Репиным в 1905 году на полотне, которое названо «Семейный портрет». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Надежда Ильинична Репина заболевает тяжелым нервным расстройством, с тех пор она постоянно проживает вместе со своим отцом в «Пенатах». Под венец молодые пошли 11 февраля 1872 года.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа. Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой.
Да, она тоже не блистала красотой. Она была заботливой мамой. Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Летом 1930 года Татьяна с семьей дочери, в которой на тот момент уже было четверо детей, переезжает в «Пенаты». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Да и вообще это была любимица семьи. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Однако через 15 лет их брак распался. В этой школе преподает Татьяна Ильинична, при этом вместе с семьей занимая часть дома. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Интересный автопортрет выставил Натан Альтман. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Лицо Веры озаряют большие темные глаза, взгляд очень серьезен. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх».
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Художник восхищался трудоспособностью дочери. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Словом, было о чем поговорить бомонду, было о чем составить колонку светских новостей. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин встречал их по средам. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Их брак продлился 15 лет. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Возможно именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
«Как я вас люблю. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Он понимал, что она лишена идеальной красоты, но видел в ней красавицу. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. А. Куинджи. После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Я начинаю бояться за себя. Репин бесконечно рисовал семью. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Л. Н. Толстого». Она была прекрасна в его глазах, его Наташа. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Вера кивнула, залилась краской, но вдруг порывисто и страстно поцеловала его.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.
Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. «Илья Ефимович не выживет рядом с этим демоном в юбке. » — шептали в свете. Более месяца она там дежурила у больных, теперь дома готовится к экзаменам – побледнела и похудела даже».
Его щеки так полыхали лишь от страсти, причем утоленной. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В начале 1910-х гг.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Жил он с женой Прасковьей и сыновьями Гаем (Георгием) и Дием (Дмитрием) в собственном доме в Куоккале, неподалеку от имения отца «Пенаты». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Однако помимо всего этого гениальный художник был еще и любящим отцом для своих детей. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Такие письма писал он когда-то и ей. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Пятнадцать лет завершились скандалом. Дети закричали, Вера зарыдала.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). На первом плане – две Татьяны: Татьяна Ильинична и трехлетняя Тася (Тасенька) на втором, за столом, – Николай Геннадьевич Язев и его мать слева, ближе к двери, стоит няня, на руках у нее малышка – это вторая дочка в семье, Любочка, которая вскоре умерла. После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Их брак продлился 15 лет.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Она ушла из жизни в 1931 году55. И так говорил не только он. Впрочем и этот союз тоже со временем распался. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В ней принимают участие 35 художников и художниц, преимущественно молодые представители «левого направления» в живописи. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Уже в юном возрасте Юрий знал, что пойдет по стопам отца. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Из имен в каталоге находим Крымова, члена «Союза», давшего ряд пейзажей. Но в жизни все было не так безмятежно.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе. ». По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Жена об этом знала, хотя и старалась молчать. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
В художественном бюро г-жи Добычиной состоялся вернисаж выставки картин «Современной русской живописи». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Репин был обескуражен переменами. В одинаковой степени представлены петроградцы и москвичи. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. И он рисовал ее с тем же неистовством, что и Верочку когда-то. А как-то в Абрамцеве, увидев, как Вера шагнула на мосток, Репин замер от восторга и велел ей остановиться — изгиб спины, линия плеч показались ему совершенством и вскоре этот миг превратился в одно из самых известных «вериных» полотен художника.
Татьяна Ильинична Репина-Язева вместе с дочерью переезжает жить в имение отца «Здравнево», которое ныне находится в Беларуси. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Ее внуки и правнуки проживают во Франции, разъехавшись по всей стране.
И, возможно именно это и покорило Репина. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Добрейшей души, казалось бы, Корней Иванович Чуковский и тот не смолчал, пеняя Нордман ее «напыщенным и вычурным вкусом». Она была бесконечно уютна.
Она не сказала о письме, но развода потребовала в тот же вечер. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. К сожалению, семейная идиллия длилась недолго, через какое-то время супруги расстаются. Оно не ушло к адресатке лишь потому, что не было дописано.
Отдельная комната отведена любопытному творчеству КандинскогоХудожник. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. С нею никогда не было скучно и сам Илья Ефимович, помню из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». А когда она «квохтала» курицей над детьми, он злился. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Она была молчалива и умела слушать Илюшу так, как вообще слушают редко. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Какую штуку выкинет Наталья в следующий раз, не знал никто, может и она сама. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
А Репин умилялся. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Публике картина понравилась.
Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.
В имении «Пенаты» по средам Репины начали собирать вечера. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Сразу после рождения дочери художник вместе с семьей отправляется в поездку по Европе.
Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Сегодня она помогала сиротам, завтра — ратовала за отказ от ношения мехов (кстати, ее попытка носить пальто, утепленное сосновыми опилками, привела-таки к пневмонии), послезавтра увлекалась какой-нибудь совсем оригинальной идеей, чтобы через день забыть о ней напрочь.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. А как-то Вера обнаружила неотправленное мужем письмо. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением. » «Никогда». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Она смолчала, плакала ночью в подушку и с этого дня в их отношениях появилась трещина.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Возможно именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке. По всей видимости, дочь очень старательно позировала своему отцу для написания картины. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Впоследствии мальчика будут называть в славянском стиле Юрием.
Нам доподлинно известно, что Любицкие были друзьями семьи Репиных. А в 18 лет она стала его женой. Он попросил ее стать его женой, признавшись: «Я ждал слишком долго». После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке». Четверо детей отнимали у Веры все силы. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Из переписки Ильи Репина с дочерью Льва Николаевича Толстого, Татьяной, следует, что двадцатилетняя Надежда была склонна к эмансипации. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Он предложил Вере класть на мороз и детей — «для пользы», а она вдруг начала кричать. Теперь — писал сопернице. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В апреле 1901 года она выходит замуж за молодого военного, поручика Язева.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Общение с прежними друзьями было только заочным. Это было слишком. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». При крещении младенца нарекли греческим именем Георгий. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Василий Розанов вздыхал: «Эта женщина проглотила Репина целиком». У Веры остановилось дыхание: на щеках Илюши горел ярко-красный румянец. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Сейчас этот портрет хранится в Харьковском художественном музее. Причем в обычные дни прислугой Репины пользовались, шоу устраивалось лишь «на людях».