«комната в небольшом городке» – произведение, характерное для творчества художника, черпавшего вдохновение в венгерском быте. Подъем национально-освободительного движения вызвал у венгерских художников интерес к национальной истории, что способствовало зарождению исторического жанра. Венгерский художник Виктор Мадарас (1830—1917) в своих картинах выступает против тирании монархии Габсбургов изображая ее жертвы.
Трехэтажное здание музея представляет в плане громадный прямоугольник с двумя внутренними дворами. Приблизительно с 1900 года и до Второй мировой войны группа ведущих венгерских интеллектуалов стремилась реализовать программу, охватывавшую те части национальной культуры, которые были ближе всего к прогрессивной западной культуре. Страна стояла на пороге революции. Гордая самоутверждающая поза Ференца Листа (1847 там же) дает ощутить осознание великим венгерским музыкантом личной и общественной значимости своего творческого дела. Использовав слабости венгерского демократического правительства в решении национального вопроса, она разжигает рознь между народами, стимулируя выступление хорватов против революционной Венгрии, а затем обращается за помощью к «международному жандарму»—Николаю I. Вся Венгрия встала на защиту своей свободы, но силы были неравны и национально-освободительная война окончилась в августе 1849 г. поражением. Представленная картина – часть диптиха, она выполнена в традициях упомянутой колонии.
Художник чуть огрубляет контуры и тени, отводя цвету решающую роль в создании композиции. Совсем юным он был участником национально-освободительной войны. Широкую известность на Западе получил Эрнст фон Дохнаньи (1877-1960), не связывавший свое творчество с народной музыкой Венгрии.
Одной из самых популярных драм в Венгрии является Банк Бан Йожефа Катона (1781-1830), первая современная трагедия, написанная на венгерском языке. Интересна судьба художника П. Синьеи-Мерше – первого венгерского импрессиониста.
В первые два десятилетия 19 в. важную роль в культурной жизни сыграло возглавляемое поэтом Ференцем Казинци движение за обновление языка, носившее патриотический и просветительский характер. Жизнь, созданная им на холсте, богата красками. Часть приобретенных таким образом произведений не достигала уровня музейного коллекционирования, но из этого материала можно было подобрать прекрасное собрание. Вверху белесое, словно тоже выгоревшее небо с редкими облаками. В ряде памятников изобразительного искусства XI в. сказываются влияния Византии (резной каменный саркофаг короля Иштвана I фрагменты фресок в нижнем храме в Фельдебрё).
Одной из первых жертв стал глава МВД – Ласло Райк. Двадцать произведений трех разных периодов его творчества (постимпрессионистского или так называемого «черного», пуантилистического и пастельного) представлены в экспозиции. Выставленные в экспозиции картины-«видения» «наследника Джотто» Лайоша Гулачи, полные рафинированной живописности и своеобразной, фанатической, примитивной религиозности, помогают понять и полюбить этого художника.
Уитц, Ш. Бортник, Й. Немеш-Ламперт и др. ). Сооружение это имело такое же этапное значение для развития общественного самосознания венгров, как впоследствии строительство Национального театра для чехов. Пьеса и ее оперный вариант, созданный Ференцем Эркелем (1810-1893), входят в золотой фонд венгерской культуры. Венгерская музыка 19 века в первую очередь связана с именами Ференца Листа (1811-1886), композитора и пианиста и Ференца Эркеля (1810-1893), автора национального гимна и создателя венгерской национальной оперы (Банк Бан). Венгрия Культура Венгрии Музыкальная жизнь 20 века ассоциируется с именами Белы Бартока (1881-1945) и Золтана Кодая (1882-1967) и базируется на изучении народной музыки, которое они начали в 1905.
Венгрия История Венгрии Венгерская народная республика (1949-1989)Венгрия История Венгрии Во время Второй мировой войны Венгрия принимала участие на стороне нацистского блока, её войска участвовали в оккупации территории СССР. впервые в истории венгерского искусства появился подлинный образ родной земли. В бюсте Чоконаи (1819 Будапешт, Венгерская Национальная галлерея) (В дальнейшем сокращенно именуется ВНГ. ) поэт по обычаю древних увенчан лавровым венком, в одежде же его и внешнем облике подчеркнуты национальные венгерские особенности. Художники авангардистской (см. Наступила жестокая реакция. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии.
На картине «Судебное решение», написанной в 1930 году ( 1936), он изобразил себя и свою жену читающими извещение о выселении их из квартиры за неуплату. В новом помещении количество постоянно выставленных произведений искусства увеличилось втрое по сравнению с теми экспозициями, которые были возможны до сих пор. В 1896 г. с необыкновенной пышностью празднуется «Миллениум»— 1000-летний юбилей прихода венгров на свою нынешнюю территорию.
им исполнены портреты всех сколько-нибудь выдающихся деятелей Венгрии. В конце XIII-XV вв. В то же время директор Музея не забывал и венгерских классиков. Экспозиция произведений скульптуры занимает огромный вестибюль, обходные многоэтажные галереи этого вестибюля, переходы лестниц и т. д. Посетителей Галереи встречает «Пастушка» Иштвана Ференци, аллегорическое название которой -- «Начало искусств» -- указывает на время создания этой статуи: появление национального изобразительного искусства Венгрии. Удары кисти как бы беспорядочным вихрем обрушиваются на полотно, создавая трепетный и живой пейзажный образ.
Он ввел этот своеобразный жанр в обиход венгерской скульптуры. появляются постройки в стиле модерн (Музей прикладного искусства в Будапеште, 1896, архитектор Э. Лехнер). Революционный путь развития не удался. Местное население представляет собой романизированных кельтов.
Холлоши, К. Ференци, Я. Торма и др. ) и мастера альфёльдской школы, опиравшиеся на наследие Мункачи (Я. Станковая живопись конца XIV – начала XV вв. Советская республика укрепила связи художников с демократическими массами.
В «Портрете жены Иштвана Битто» ( 1866) перед нами женщина, которая останавливает мягкой доброжелательностью, сквозящей в больших внимательных глазах. Хайдана», представлявшая собой иллюстрацию к одной из поэм дарителя -- епископа Яноша Пиркера.
Имеют место групповые выставки творческих объединений или колоний художников. Недаром лестница музея стала своеобразной трибуной и форумом национального движения. Пытлив изучающий взгляд художника в автопортрете (1841 Будапешт, ВНГ). В конце XIX в. складываются характерные черты архитектурного облика Будапешта – широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904 оперный театр, 1875-84, архитектор М. Ибль). В Венгрии еще более отчетливой становится его следование классическим образцам. Человеческая трагедия Мадача (1859), философская драма, анализирующая судьбу человечества многие комедии Мадача были переведены на несколько языков и пользовались широкой популярностью. В результате восстания славян, поднятого франкским купцом Само, возникает недолговечная держава Само (623-658).
Особенно бурной динамикой дышит небо. появление первых картин исторического жанра. Произведения эти еще очень скромны и порой наивны.
В 1973 году почта ВНР выпустила серию из 7 марок и блок с пейзажами этого живописца ( 2315-2321). Однако сам художник в последний период творчества иногда отходил от суровой правдивости своих лучших работ. Утончённостью и изяществом идущими из Франции раннеготическими веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме (XII в. ). На общественные деньги в это время покупали, в основном, картины на исторические темы, что соответствовало идеям национального сопротивления, например, такие, как «Самопожертвование витязя Деже» Йожефа Молнара и «Взятие в плен Няри и Пекри» Мора Тана. В «Щипательницах корпии» (1871 ВНГ) художник воссоздает сцену из эпохи национально-освободительной войны.
Его восприятие и передача природы полны напряженной страстности и темперамента. Художественное образование, полученное им, было в достаточной мере разносторонним. Кроме того, в обязанности Галереи входят консультации и различного вида помощь, которую она оказывает провинциальным музеям в области научной обработки инвентаризации и реставрации материалов. В развитии изобразительного искусства Венгрии важную роль сыграли мастера-реалисты старшего поколения (группа альфёльдских художников художники И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Меддьешши, Ж. Кишфалуди-Штробль, П. Пацан, Ш. Микуш, Б. Ференци). «Оплакивание» воспринимается как скорбный реквием героям, павшим в борьбе с монархической тиранией. Она достигла своего пика в поэзии Шандора Петёфи (1823-1849), народного поэта, а также в поэзии Яноша Арани (1817-1882) и Михая Вёрёшмарти (1800-1855) и исторических романах Мора Йокаи (1825-1904). Венгрия Культура Венгрии В начале 20 века критический реализм проявился в романах Калмана Миксата (1847-1910), а лирический символизм – в поэзии Эндре Ади (1877-1919).
Их просветительским задачам были близки идеи и нормы классицистической эстетики. Ведущее место в 50—60-е гг. Памятник поэту М. Чоконаи-Витезу в Дебрецене (1871) и серия терракотовых статуэток «Танцующие крестьяне» (1860—1875 Будапешт, ВНГ) развивают эти основополагающие тенденции творчества мастера.
Этим произведением Марко достойно завершил свой путь пионера пейзажной живописи Венгрии. Венгерское крыло веймарского «Баухауза» в экспозиции представлено несколькими картинами Шандора Бортника.
Искусству 60-х гг. Такие выставки состоялись в Вене, Стокгольме, Лондоне, Праге, Берлине и Риме. Данная картина – прекрасный пример работы Ференци с цветом. В этом здании, на бывшем проспекте Шугар, Петрович с 1928 года выставлял современную венгерскую живопись (начиная с надьбаньской школы), увеличив за этот счет экспозиционные возможности внутри Музея изобразительных искусств для материала искусства XIX века.
Ренессансные тенденции проявились полнее в скульптуре (так называемых Мадонна Батори и др. ). Традиции социально заострённого искусства развивали художник И. Деши-Хубер, скульптор Л. Месарош и др., а также Группа социалистических художников (созданная в 1934 А. Э. Феньё, А. Шугар и др. ).
Все же в самом конце своего творческого пути как завет молодому поколению он оставил «Забастовку» (1895 ВНГ) в которой откликнулся на классовые бури поднимающегося рабочего движения. Учился короткое время в Венской Академии художеств, затем в Париже в мастерской Л. Конье. Искусство 50—60-х гг. В 568 году, прожив в Паннонии всего 42 года, лангобарды во главе с королем Альбоином уходят в Италию с женами, детьми и всем имуществом, где основывают собственное королевство. Венгрия История Венгрии Довенгерская Венгрия Аварский каганат (567-805)Венгрия История Венгрии В 567 году с востока на территорию Венгрии вторгаются авары под предводительством кагана Баяна.
Однако Атилла в 441 году разоряет римские города Паннонии, включая Аквинк. В 934 году натиск венгров достигает Баварии, однако поражение в битве на реке Лех (955) способствует тому, что мадьяры довольствуются Средним Дунаем. На нее указывают бесцветные деревянные фигуры, столь же безликие, как и она сама.
В картине — может быть, бессознательно — отразилось то ощущение весенних радостных надежд, которое было присуще определенной части венгерского общества после «компромисса» 1867 г. Дальнейший путь исторического развития страны показал всю безосновательность и близорукость этих мечтаний. Крупнейшим мастером исторической живописи этой поры был Виктор Мадарас (1830—1917). В ее непринужденной позе простота, естественность и в то же время достоинство. В то же время жизненный уровень в стране стремительно падал. Венгрия История Венгрии В 1956 году в Венгрии произошло антикоммунистическое восстание (Венгерское восстание 1956 года).
Правда, нельзя сказать, что музейные дела в это время процветали. занимает в Венгрии историческая живопись. При всей сочиненности и известном архаизме этих произведений в них художник смог решить новую для себя задачу изображения «чистой» природы.
представлено изделиями из металла, эмалями, тканями. Временные выставки Галереи меняются в среднем восемь раз в год. В среднем неолите в задунайских землях и в Сату-маре (Сатмаре) появляется западный вариант линейно-ленточной керамики, а на востоке – восточный вариант данной культуры именуемой также «Альфёльдская керамика». Демократические национальные традиции продолжали в 1900-10-х гг. Иштван Чок (1865-1961) стал известен в Европе Всемирную известность получил Мункачи, считавшийся критиками наиболее выдающимся венгерским художником. Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Получила развитие графика, в этой области работали венгерские художники Йенё Барчаи, Дьюла Хинц и Бела Кондор.
художники группы Надьбаньи использовавшие приёмы пленэрной живописи (Ш. Здесь были «Забастовка» Мункачи и его же «Обретение Родины» (1893 Будапешт, Парламент)—грандиозное историческое полотно, противостоящее своей трактовкой событий начальной истории венгров шовинизму правящих кругов. В период так называемого «соглашения», когда правящие круги начали консолидировать состояние общественных дел, музейное дело также постепенно принимало все более официальные формы.
В этом отражаются серьезные перемены, принесенные XX веком: одиночество человека в современном мире, обезличивание его, разрушение архетипичных связей. Творчество его имело громадное значение в годы фашистской реакции. С ним, осужденным на смерть, пришел проститься народ. Его кисти принадлежит великолепная доска «Встреча Марии с Елизаветой», которая первоначально находилась в богатом шахтерском городе Северной Венгрии Шелмецбане (ныне Банска-Штьявница, Чехословакия). Начались и внутрипартийные чистки коммунистов. сооружаются готические (см.
Около 869 года просветитель Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии (с резиденцией в Велеграде), получив благословение от римского папы распространять богослужение на славянском языке. В вестибюле находится еще целый ряд скульптурных произведений большого размера: «Ева» Йожефа Энгела, «Изгнанник» Яноша Пастора, «Утро» Кишфалуди Штробла, «Надгробие Раднаи» Ференца Меддьеши, «Крестьянский мальчик» Ласло Месароша, «Стоящий рабочий» Дёрдя Голдманна, «Литейщик» Йожефа Шомоди. Романский стиль) базилики с мощными западными башнями и перспективными порталами, нередко с богатой скульптурной резьбой (в Яке, Пече, Жамбеке). Успешно развивается декоративно-прикладное искусство, в котором современные формы тактично сочетаются с народными традициями (керамика М. Ковач и И. Гадора, гобелены Д. Хинца, работы дизайнера Л. Финты и др. ).
В эпоху «абсолютизма» (так называли период реакции), последовавшей за освободительной борьбой, жизненный инстинкт нации в области культуры проявился, пожалуй, с еще большей силой. Декоративное искусство XI-XII вв. Берталан Секей был выразителем героического патриотизма. В живописи сохранялись связи с позднеготическими традициями. В последней четверти 19 века значительное влияние на культуру страны оказали венгерские евреи.
Большая честь -- хранить такие сокровища. Но и это не принесло большой пользы Музею, так как под влиянием фашистской идеологии государственные закупки делались все более односторонними. Сам Костка счел это снизошедшим на него озарением и решил стать художником. В Галерее устраивались ретроспективные выставки, целью которых являлось спасение от забвения выдающихся, но в свое время не оцененных по достоинству произведений и волнующих творческих индивидуальностей: рождающееся в новом обществе социалистическое искусство не должно было быть лишено влияния ни одного из предшествующих творческих источников.
Этот шаг, однако, не оправдал себя, так как залы, которые могли быть использованы для экспозиции живописи в главном здании Музея изобразительных искусств, были по-прежнему перегружены экспозицией зарубежной современной живописи, в то же время показ развития венгерского искусства был искусственно разорван на две части (часть материала находилась в Музее изобразительных искусств, часть -- в Старом салоне). Фигура помещена в футуристическое безлюдное пространство. В 582 году они овладевают паннонским Сирмием (ныне сербская Воеводина), что вызвало конфликт с Византией. От локальной условной гаммы художник переходит ко всему богатству тональной живописи. Таким путем Музей изобразительных искусств получил «Жаворонка», «Влюбленную пару» и «Даму в лиловом» Пала Синей Мерше и немало произведений Михая Мункачи, Ласло Пала и Берталана Секея.
«Новый Адам» является парной картиной к «Новой Еве». К 1949 году коммунисты полностью захватили власть в стране.
Высокого расцвета достигло искусство Венгрии во второй половине XV в. при короле Матьяше Хуньяди (Корвине). Его творчество представлено в экспозиции более чем десятью картинами. Венгрия (Magyarorszбg), Венгерская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Европе.
Полуторавековое турецкое иго, а затем политическая зависимость от Австрии тормозили процесс ее сложения. Больше жизненного трепета и волнения, реалистической полноты образа в медалях Ференци. В 1847 году талантливый двадцатилетний художник Михай Зичи создает типично романтическую картину «Спасательная лодка».
Архитектура стала в первой половине 19 в. ведущим видом искусства, привлекающим к себе большое внимание со стороны общества. Тем не менее в Париже состоялись две его выставки: в 1907 и 1910. В своих картинах он отображает народные обычаи, характерные сценки крестьянского быта.
Современные постройки удачно сочетаются с историческими ансамблями. Купальщица, представленная на картине, застыла в легком движении. Портрет Ференца Листа дан в приглушенной монохромной гамме, оживляемой лишь напряженным звучанием красного цвета ( 1896).
Строительство времен «святого» Иштвана было, очевидно, первым творческим проявлением осевшей на землю венгерской народности. Венгрия Культура Венгрии Зарождение нынешней венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 века. Еще вчера отсталая, угнетенная колония подымается до уровня передовых стран Европы.
Это позволило художнику более полно раскрыть тему героики и патриотизма.
Опера популярна по всей стране. С восточной стороны выдвинулись фракийские племена даков. Венгрия История Венгрии Довенгерская Венгрия Паннония или античная ВенгрияВенгрия История Венгрии В I веке территория западной Венгрии переходит под власть Рима, а в степях Задунавья (пусте) селятся языги. Ранние картины Мункачи «Зевающий подмастерье», написанный в Дюссельдорфе ( 1870) и «Крестьянка с хворостом» ( 1869) – посвящены теме тяжкого, непосильного труда. К X-XI вв. Территорию разделяют между собой остготы и гепиды. он посылает на родину исполненные в мраморе бюст поэта Чоконаи и статую пастушки, получившую название «Начало изящных искусств».
В скульптуре выделяются бронзовые статуи братьев Мартина и Дьёрдя Коложвари (вторая половина XIV в. ). В начале 20-х гг.
Его акварели свежо и непосредственно запечатлевают изменчивые состояния природы. Цветовые соотношения драматичны и контрастны. Два алтарных образа из Околично (ныне Чехословакия) кисти неизвестного художника свидетельствуют о все более широком распространении ренессансного вкуса, который постепенно переформировал позднеготическое искусство створчатых алтарей. Сидящие за столом разомлели на солнце, это придает ощущение спокойствия и расслабленности.
На этой почве развивается творческая трагедия И. Ференци. «Пастушка» (1822 Будапешт, ВНГ) представляет собой изображение прекрасной девушки, готовящейся нарисовать на песке очертания фигуры своего возлюбленного, что и явилось, согласно легенде, началом изящных искусств. Концерты даются в Академии музыки и театре Эркеля.
В картине звучит, однако, яркая тема героического жизнеутверждения. За время, прошедшее после освобождения Венгрии, музейный материал значительно увеличился. Крупнейшей архитектурной задачей этого времени было строительство грандиозного здания Парламента (1884—1904), ведшееся по проекту Имре Штейндля (1838—1902). Авангардизм) группы Восемь (К.
Дюла Бенцур завоевал любовь земляков картиной изображающей обезглавливание Ласло Хуняди. Были выставлены также произведения скульптора Иштвана Ференци: наряду с «Пастушкой» и несколькими портретами были представлены бронзовые рельефы исполненные скульптором для неосуществленного памятника королю Матяшу. Конец владычеству аваров кладут франки в 805 году. Венгрия История Венгрии Довенгерская Венгрия Среднедунайские славянские княжестваВенгрия История Венгрии В 839 году на территории современной Венгрии возникло Блатенское княжество, которое в 884 году влилось в Моравскую державу (833-907). В его работах 20-х гг.
Д. Куруц, Й. Немет, Я. Сурчик и др. ). Музей стремился научной аргументацией разрушить укоренившиеся буржуазные предубеждения. На площадях и скверах Будапешта воздвигаются монументы в необарочном и академическом духе (ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, 1894-1929). В этой борьбе орудием первостепенного значения стали литература, а затем искусство.
В 567 году лангобарды в союзе с аварами уничтожают королевство гепидов. Мастера обеих групп в период Венгерской советской республики (1919) участвовали в оформлении народных празднеств, создавали революционные плакаты. Гражданственного пафоса, ощущения реального общественного подвига, свершенного поэтом-борцом, совсем не чувствуется в статуе Ф. Келчеи (1842 ВНГ) изображенного сидящим в тоге римского философа, целиком ушедшим в свои думы. Официально господствующими направлениями в искусстве были натурализм, академизм и необарокко.
Другими значительными произведениями литературы в межвоенный период стали поэзия и проза Дьюлы Ийеша (1902-1983) романы Арона Тамаши (1897-1966) социальные и исторические драмы и критические эссе Ласло Немета (1901-1975) проза Гезы Гардони (1863-1922), Ференца Мора (1879-1934), Жигмонда Морица (1879-1942), Ференца Херцега (1863-1954), Дежё Сабо (1879-1945), Фридьеша Каринти (1887-1938) и Дежё Костолани (1885-1936) поэзия Дьюлы Юхаса (1883-1937), Миклоша Радноти (1907-1944), Лёринца Сабо (1900-1957) и Шандора Вереша (1913-1989). Венгрия Культура Венгрии Всемирно известны два венгерских драматурга: Имре Мадач (1823-1864) и Ференц Мольнар (1878-1952). На этих выставках организовывали сбор денег и на общественные пожертвования покупались картины для передачи их в собственность государства. Ведётся реконструкция Будапешта и других городов, благоустройство старых и строительство новых районов (Аттила Йожеф, Келенфельди, Уйпалота – в Будапеште).
Венгерские художники Барчаи и Йожеф Домьан с их техникой цветных гравюр на дереве получили международное признание. Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Венгерский художник и скульптор Иштван Ференци (1792-1856) стал пионером венгерской скульптуры вместе с его последователем Миклошем Ижо (1831-1875), крупнейшим венгерским скульптором 19 века. Произведения венгерских живописцев были выставлены теперь уже не только как дополнение к исторической экспозиции Галереи Национального музея они образовали абсолютно самостоятельную часть коллекции, представляющую «венгерскую живописную школу». Один из первых венгерских портретистов М. Барабаш (1810-1898 гг. ) писал преимущественно парадные портреты. В Галерее полностью представлены члены художественной группы «Восьмерка» -- венгерского варианта фовизма. Колорит Мункачи пластически и эмоционально активен.
Стали появляться произведения, близкие салонному направлению в искусстве, например «Послеобеденный визит» (1879 ВНГ) или такие внешние театральные композиции, как «Се человек» (1896 Дебренец, Музей Дери). Живописная манера Паала столь же эмоциональна и активна, как у Мункачи. В «Вышеграде» (ок. Тем не менее в пусте продолжает кочевать гуннское племя садагов. Используя послевоенный опыт своей предшественницы -- Столичной галереи, Венгерская Национальная галерея развивает по всей стране выставочную деятельность и трудоемкую лекционную работу.
С конца 1940-х гг. Позже, когда следующий директор Музея ликвидировал этот вынужденный территориальный разрыв в экспозиции, стало очевидным, что использование Музеем залов Старого салона не способствовало решению проблемы по существу. Кроме того, в 10 помещениях можно устраивать временные выставки. С начала 1970-х гг. В искусстве конца 60-х – начале 70-х гг.
На территории Венгрии сохранились неолитическая керамика и скульптура, памятники искусства скифов и кельтов, остатки римских поселений (Аквинк, ныне в черте Будапешта) с произведениями древнеримского искусства, ювелирные изделия гуннов и аваров, следы поселений древних славян. «Влюбленные» ( 1899) и «Дама в лиловом» ( 1871) – вот немногочисленные картины, созданные за это время. примыкает к среднеевропейскому кругу. Австрийская реакция не в состоянии своими силами задушить революцию. Именно здесь, на ее ступенях, прочитал в марте 1848 г. Петефи строфы своей «Национальной песни», что явилось сигналом к началу венгерской революции.
К XII в. относится расцвет скульптурной мастерской г. Печ (рельефы церкви в Пече). Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Венгрия Искусство Венгрии Художники Венгрии (венгерские художники)Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Живопись в Венгрии достигла своего расцвета в эпоху романтизма в 19 веке. Эти произведения были встречены в Венгрии с необыкновенным воодушевлением. Дальнейшее движение протекало путем медленной эволюции. Крупнейший скульптор Миклош Ижо (1831—1875) создает образы крестьян ищет в пластике выражения стихии народного духа.
Скульптура и архитектура Венгрии в период после австро-венгерского соглашения почти полностью оказались на службе у официальных правящих кругов. В 60-80-х гг. Примечательны в них отзвуки сассанидских мотивов. Произведения этих двух друзей взаимно дополняют и оттеняют друг друга. На рубеже XIX и XX вв.
Наиболее всесторонним и глубоким выражением передовых устремлений венгерского национального искусства было социально насыщенное творчество Михая Мункачи (1844—1900). Вместе с аварами на территории Венгрии появляются славяне, которые играют своеобразную роль низшего класса нового государства. Сквозь бегущие завихряющиеся облака временами прорывается голубизна.
Стройная, удлиненная фигура святой Доротеи из села Барка (ныне Чехословакия) выполнена в так называемом «мягком» стиле, который в начале XV века распространился по всей Центральной Европе. большие успехи достигнуты в станковой и монументальной скульптуре, проникнутой гуманистическим жизнеутверждением или героико-драматическим пафосом (портреты, монументы на исторические и революционные темы, темы социалистического строительства скульпторов Е. Кереньи, М. Боршоша, И. Кишша, И. Варги, Й. Шомодьи, Я. Конёрчика и др. ). В Париже он создает свои лучшие произведения: «Оплакивание Ласло Хуньяди» (1859), «Илона Зрини на допросе в замке Мункач» (1859) и «Зрини и Франгепан» (1864 все — Будапешт, ВНГ). Рядом с несколькими его небольшими картинами в экспозиции находится также несколько пейзажей и композиций «в натуральную величину», отданных Галерее частными владельцами на временное хранение. Наиболее удачными представляются у Синей произведения этюдного характера конца 60-х — начала 70-х гг., где он непосредственно передавал на полотне то, что видит («Купальня и мальчик», «Качели», «Каштановая роща» все — в ВНГ). Выставили по нескольку произведений также Карой Кишфауди, Янош Донат, Якаб Мараштони и Янош Пешти.
В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (годы правления 1458-1490), который покровительствовал деятельности гуманистов. Венгрия Культура Венгрии В 15-17 веках появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. наложила свой отпечаток и на скульптуру и архитектуру этого периода.
Собрания Венгерской Национальной галереи растут в удовлетворительном темпе. Эта группа стала известна под именем школы «Ньюгат» (Запад).
Адам замкнут в тесном пространстве, ограниченном стеклянными перегородками. В течение 30—40-х гг. В «Илоне Зрини» изображено непосредственное столкновение двух противоборствующих сил — допрос венгерской героини 17 в. взявшими ее в плен австрийцами.
Теми же революционно-освободительными идеями проникнута картина И. Ревеса «Петефи перед боем» (1896 там же). Художница, чуть выделенная контрастным цветом, становится его органичной частью. Фашисты не успели отправить на запад собрание Галереи. До XIX века самобытной венгерской школы живописи фактически не существовало. В Венгрии был установлен диктаторский режим Матьяша Ракоши.
Барабаш работал в разных жанрах, но, пожалуй, больше всего в портрете. Уже первое крупное произведение—«Грустящий пастух» (1862, ВНГ)—выражает характерные черты творчества скульптора: народность, поиски образного раскрытия патриотических идей эпохи (напомним, что тема крестьянина, горюющего о своей порабощенной родине, — одна из основных тем венгерской поэзии). Молодой художник Янош Торма (1870—1937) подготовил картину «Арадские мученики» (1896 ВНГ), посвященную расстрелу героев революции 1848 г. австрийскими властями. Сложившаяся ныне богатая и разносторонняя коллекция произведений XI--XVIII веков хорошо отражает восьмивековое развитие венгерской живописи и скульптуры.
Произведение посвящено началу этой истории: король замечает среди других юную Клару. Два ранних произведения этого художника -- «Женщина в лесу» и «Читающая» -- образцы интереса в венгерской живописи к интимному пейзажу (одновременные с работами Ласло Пала и Мункачи). Художник И. Боршош не обладал таким ярким дарованием, как великий венгерский поэт, но в разгар революции он написал «Портрет национального гвардейца» ( 1901), где изобразил бургомистра города Пешта Л. Роттенбиллера, одного из тех патриотов, которые с оружием в руках боролись за независимость страны. Программу временных выставок Галереи характеризует перечень нескольких прошедших выставок: «Изобразительное искусство Венгрии после Освобождения», «Надьбаньские художники», «Вашархейские художники», «Колония художников на проспекте Сазадош», «Солнокская колония художников», «Группа социалистических художников», «Венгерское изобразительное искусство против фашизма» и т. д. Среди многочисленных ретроспективных персональных выставок, проведенных Галереей за время ее существования, наибольшим успехом пользовались выставки Вилмоша Аба Новака, Дюлы Бенцура, Адольфа Феньеша, Яноша Торняи, Дюлы Дерковича, Иштвана Деши Хубера, Роберта Береня, Яноша Васари, Иштвана Чока, Берта-лана Пора, Йожефа Эгри.
Уитц, Ш. Бортник, Л. Мохой-Надь и др. ). Изысканная, стилистически близкая французской школе «Мадонна» из Слат-вина (ныне Чехословакия) и относящаяся к тому же времени более топорная и массивная «Мадонна» из Топорца (ныне Чехословакия) свидетельствуют о том, что во время правления королей из династии Анжу в венгерском искусстве преобладало влияние французских мастеров. В 1953 году собрание Столичной галереи было передано Музею изобразительных искусств.
В 1859 году таким же путем стал общественным достоянием шедевр Виктора Мадараса -- картина, открывающая классический период венгерской исторической живописи, «Ласло Хуняди на траурном катафалке». Барабаш много сделал и для развития пейзажной живописи. Это соседство спокойно переносят проникновенные «Леса» Ласло Пала, его полные лирического настроения пейзажи. Одновременно заискивание правительства Венгрии перед союзной Германией лишило Музей изобразительных искусств нескольких ценных картин, так как венгерские сателлиты поставляли из государственных коллекций подарки немецким и итальянским «друзьям».
И несмотря на то, что, как всегда у Мадараса, картина несколько страдает театральной эффектностью, художник подходит к постижению исторической правды и этим пролагает пути к реализму. Произведения надьбаньских живописцев, творчество которых заложило основы импрессионизма в Венгрии (картины Шимона Холлоши, Кароя Ференци, Белы Ивани-Грюнвальда, Иштвана Чока), дают представление о сущности этого направления. Холст «Мартовский вечер» – прекрасный пример того, как художник подмечает мельчайшие световые переходы и показывает быстро меняющиеся цвета на закате. Эклектически использовались различные «исторические» стили.
В 626 году византийцы наносят аварам ощутимое поражение у стен своей столицы. Крупнейшим венгерским архитектором первой половины 19 в. был Михай Поллак (1773—1855), творчество которого ярче всего выразило лучшие стороны венгерского классицизма. В 1868 г. Мадарас пишет картину «Народ Дожи» (Будапешт, ВНГ).
В области пейзажной живописи большое значение имело творчество Кароя Марко Старшего (1791—1860). Творчество Т. Костка-Чонтвари отличается большим своеобразием. отличаются задушевной трактовкой образов венгерских патриотов. Позднее, во время жизни в Италии, творчество Марко приобретает иной характер. Готика) церкви (в Шопроне, Пеште и др. ) и замки с высокими стенами и башнями, как регулярные (Диошдьёр), так и нерегулярные в плане (Вишеград). В молодом скульпторе видят надежду венгерского искусства. В период правления короля Иштвана I (1000-1038) венгерское государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено.
Светский дух был свойствен и церковными постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, 1506-07 просторные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). «Майский пикник» Пала Синей Мерше и другие его работы покоряют посетителей своей абсолютно современной по духу живописностью. На четвертом этаже расположена экспозиция современной венгерской скульптуры. усилился интерес к абстрактным и усложнённым экспрессивным решениям (живопись Ф. Мартина, Т. Дураи, Ф. Салаи, Й. Барчаи, скульптура Й. Шомодьи, греческого политического эмигранта А. Макриса, Т. Вильта живопись и графика Б. Кондора, А. Вюрца) иногда отмеченным чертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша, скульптура И. Варги, графика А. Гроша, Д. Хинца). Как и «Новый Адам», «Новая Ева» одинока. В IV веке до н. э. с запада пришли кельты латенской культуры (Скордиски), занявшие западную часть Среднедунайской земли. Были созданы значительные произведения монументально-декоративного искусства (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль фрески Э. Домановского на металлургическом комбинате г. Дунауйварош, 1955). После войны в стране были проведены свободные выборы, предусмотренные Ялтинскими соглашениями, на которых большинство получила Партия мелких сельских хозяев (57 процентов).
Расширение влияния Галереи на культурную политику имело и объективные причины. Они становятся союзниками византийцев в их борьбе с остготами короля Тотилы. Ом совмещает в изображении две точки зрения (взгляд на палитру дан сверху, лицо художника – на уровне глаз зрителя), в портрете нет натуралистической убедительности.
В первой половине XVI века работал наиболее крупный венгерский мастер алтарных образов, художник европейского масштаба известный в истории живописи как «Мастер М. S». Безыменные крестьяне изображены здесь как подлинные герои истории. Вот таким образом почти революционной представляется роль скульптора Иштвана Ференци (1792—1856) в возрождении и развитии венгерской пластики.
Коалиция коммунистов и социал-демократов получила лишь 34 процента голосов. Охристо-красные тона одежды девочки выделяются из общего холодного колорита работы, ее светло-голубой передник перекликается с более темной стеной, не позволяя изображению «оторваться» от фона. Страстно зазвучал голос певца освободительного движения поэта Шандора Петефи.
Торняи, Й. Коста, И. Надь и др. ). В «Ночных бродягах» (1873 там же). Окружающий его мир безлик и недружелюбен по отношению к человеку. Среди такого рода патриотических начинаний Столичной галереи особенно известна «Передвижная выставка для шахтерских районов», которая была показана в 1948 году в десяти местах, во многих районах добычи сырья, служащего источником энергии для возрождавшегося промышленного производства. На этом же этаже представлен ряд скульптурных композиций монументального характера: эффектная реплика (уменьшенных размеров) коложварского памятника Матяшу работы Яноша Фадруса, «Мальчик играющий в бабки» Иштвана Сентдёрди, «Давид» Эде Каллоша, «Девушка» Имре Чикаса.
В автопортрете, написанном в 1900 году ( 1937), художник пользуется новыми для венгерской живописи приемами выразительности. Новаторскую роль здесь сыграл Ласло Паал (1846—1879), близкий друг и соратник Мункачи. Еще секунда и ее тело скроется под легкой белой тканью.
Мункачи вновь обращается к изображению социального конфликта в современном обществе. Особое место в искусстве Венгрии этого периода занимает жизнерадостное оптимистическое творчество талантливого живописца Пала Синеи-Мерше (1845— 1920).
За решёткой оказался и его преемник – Янош Кадар. Мункачи прошел в детстве и юности суровую жизненную школу, работая в мастерской столяра. Картина «Солнечное утро» написана художником в период его увлечения возможностями цвета. Среди выдающихся венгерских пианистов отметим Золтана Кочиша, Дежё Ранки и Андраша Шиффра.
Значительный расцвет в этот период переживала и пейзажная живопись. Среди нескольких жанровых картин, написанных им в 40-х гг., особенно интересно полотно «Румынская семья, отправляющаяся на ярмарку» (1843 там же). Когда «первый венгерский скульптор» Иштван Ференци послал домой из Рима в 1822 году скульптурный портрет Чоконаи и мраморную статую «Пастушка» («Начало изящных искусств»), его прославляли в одах, приветствуя в нем венгерского художника, который смог создать произведения скульптуры, стоящие на уровне мирового искусства того времени. Природа в его пейзажах проникнута вечной динамикой и переменчивостью.
Через посредство Столичной картинной галереи общественной собственностью стало большое количество произведений Дюлы Дерковича, Иштвана Деши Хубера и многих членов Группы социалистических художников (Ласло Месароша, Дёрдя Голдмана, Кароя Хая, Эндре А. Феньё, Андора Шугара, Аладара Фаркаша, Пала Иштвана Нолипы, Дёрдя Кондора, Йожефа Рокси, Пала Б. Юхаса, Эндре Сёллёши, Пала Варшани и др. ), а также первые значительные произведения нового поколения реалистов (Шандора Микуша, Енё Керени, Иштвана Тара, Лайоша Сентивани, Эндре Домановски, Ласло Бенце, Ференца Лаборца, Дёрдя Коханы, Иштвана Д. Куруца, Ивана Сабо, Тибора Дураи, Йожефа Шомоди и др. ). Среди лучших построек – Народный стадион (1948-53), мост Эржебет (1955-65), гостиница Дуна Интерконтиненталь (1969) – все в Будапеште дворец спорта в Мишкольце (1970), театр в Дьёре (1978), промышленные здания в Ньиредьхазе и др., гостиницы в Дебрецене, Кечкемете, Хайдусобосло и др. М. Мункачи обращался и к жанру портрета.
Его картина «Майский пикник», воспроизведенная на блоке серии 1966 года, была закончена в 1873 году, тогда же, когда открылась первая выставка французских импрессионистов, картин которых он не видел. Братская любовь» отличается от близких по сюжету работ яркостью красок. Большинство интеллектуалов следовали традициям «Ньюгат», в качестве оппозиционного возникло движение, получившее название «Народ Востока». Венгрия Культура Венгрии Демократические и прогрессивные идеалы середины 19 века, которые достигли апогея своего развития в антигабсбургской революции 1848, сформировали новое течение в венгерской литературе. В 632 году от Аварского каганата отпадает Великая Болгария. К концу 19 в. венгерское искусство смогло подвести своеобразный итог своего развития. Для венгра Вышеград — одно из древнейших и славнейших мест истории.
Художник не пишет их парного «портрета», а помещает отдельно друг от друга на два независимых холста, будто в разные вселенные, не давая соединиться. Кроме того, Столичная галерея помогла Музею изобразительных искусств (боровшемуся с трудностями по восстановлению разрушенного здания), приняв участие в устройстве первой большой послевоенной венгерской выставки, организованной в связи с состоявшимся в Будапеште Международным фестивалем молодежи в 1949 году. Писатели и критики, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Нюгат», трудились над обновлением художественной жизни Венгрии. Это одно из лучших произведений Бенчура, что касается других его полотен таких как «Женщина, читающая книгу» ( 1868) или «Людовик XV и мадам Дюбарри» ( 1902), то они не выходят за пределы официального искусства Многие художники – К. Лотц, Б. Секей, Ф. Себастьян и Е. Перч – обращаются к символическому языку средневекового витража. Маленький, по тонкости работы подобный миниатюре складень из Тренчена (ныне Тренчин, Чехословакия) и две створки домашнего алтаря в силезско-польском духе из Берзенка (ныне Бзинов, Чехословакия) свидетельствуют о происходившем в начале и середине XV века обогащении искусства створчатых алтарей и о связи его с чешской живописью. Светлое голубое небо вдали сочетается с пронизанной солнцем тенью от невидимого дерева.
То же самое можно сказать и о творчестве Риппл-Ронаи, одного из венгерских основателей французской художественной группировки «Наби». Последние годы Ференци проводит в уединении, почти отказавшись от творчества. Это помогло ему позднее, по приезде в Венгрию создать «Альфельдский пейзаж» (1853 Будапешт, ВНГ) — типичнейший образ венгерской природы. – романские (см.
О богатой художественной фантазии этого исключительно одаренного мастера говорят и четыре остродраматические сцены «Страстей Христовых» из Христианского музея в Эстергоме, а также «Поклонение волхвов» в Музее Лилля. Характерные венгерские пейзажи Гезы Месёя свидетельствуют о появлении в Венгрии пленэрной живописи. «Паломничество к ливанским кедрам» – холст на грани реальности и фантазии мастера. Эта картина прозвучала как гневная отповедь проповедникам соглашения с Габсбургами.
«Общество поощрения художеств», целью которого была помощь Картинной галерее, не оставалось бездеятельным даже в годы политического террора и экономического застоя, увеличивая национальные художественные собрания приобретением десятков ценных произведений. Венгерские художники, такие, как Михай Мункачи (1844-1900), Виктор Мадарас (1830-1907), Пал Синьей Мерсе (1845-1920), Берталан Секели (1835-1910) и Михай Зичи (1827-1906), подняли венгерскую живопись на уровень лучших образцов европейского искусства. Венгерское общество еще не созрело для него. В 1835 году венгерские литераторы уговорили поселиться в Пеште живописца Миклоша Барабаша, которому венгерская столица в большой мере обязана зарождением в ней художественной жизни. Лишь потом становится заметной идущая от классицизма строгая компоновка картины по планам, преднамеренность выбора пейзажного мотива.
Их витражные композиции ( 2276, 2277, 2278) с локальными насыщенными тонами и выразительным силуэтом свидетельствуют о незаурядном колористическом мастерстве художников. Результатом этих объективных обстоятельств явился тот факт, что в течение 5--6 лет после Освобождения Столичная картинная галерея (несмотря на свой ранг учреждения всего лишь городского значения) решала задачи государственного масштаба. Около 260 года в восточной Венгрии появляются гепиды. В отличие от своего ветхозаветного прототипа он не может им обладать. В ранних произведениях, относящихся к 60-м гг., Мункачи близок к общим тенденциям эпохи. Главным делом его жизни было строительство Национального музея в Будапеште (1837—1847).
Бюст Ф. Казинци (1828 Будапешт, ВНГ) выглядит прямой репликой древнеримского портрета. Картина «Брат и сестра. В жанре оперетты всемирной славы добились Виктор Якоби (1883-1921), Понграц Качох (1873-1923), Имре Кальман (1882-1953), Ференц Легар (1870-1948) и Пал Абрахам (1898-1960). Венгрия Культура Венгрии Сочинения Бартока и Кодай оказали сильное влияние на таких композиторов, как Лео Вайнер, Ференц Фаркаш, Пал Кадош, Лайош Бардош, Виктор Васи и Дьёрдь Ранки.
Новые города (Дунауйварош и др. ) и районы имеют рациональную, свободную планировку в городской застройке используется скульптура малых форм. Внимание посетителей привлекает и мраморная статуя Алайоша Штробла «Наша мать». и особенно ярко выразившиеся в 40-х гг. На выставках: «Сто лет венгерской графики», «Венгерская действительность», «Венгерские интерьеры», «Венгерское медальерное искусство», «Наши прогрессивные традиции» исторический опыт искусства демонстрировался с точки зрения роли того или иного явления в ходе развития. Это было причиной неудачи заговора.
Шандор Соколай и Эмиль Петрович – талантливые оперные композиторы.
носило отчетливо выраженный романтический характер, объясняемый направленностью эпохи. На общественные пожертвования была в свое время приобретена жанровая картина Миклоша Барабаша, выставленная и в настоящее время в старой раме, на которой хорошо читается надпись характерными для того времени антикизированными буквами: «Пештский гражданский пехотинский венгерский стрелковый корпус -- Национальной его высочества Йожефа Венгерской картинной галерее в 1846 г». Это же ощущение непосредственной свежести наблюдения удалось сохранить художнику и в своей самой известной картине «Майская прогулка» (1873 там же). введены в действие новые линии метрополитена, построенные при участии СССР. Разнообразные художественные конкурсы, объявляемые Министерством просвещения их результаты и премированные произведения уже не были настолько притягательными для публики, как стихийные патриотические общественные начинания в период «абсолютизма». Действительно, в огромном здании Музея венгерские художники и скульпторы не получили достойного места, в экспозиции они были размещены вместе с современными зарубежными художниками, что снизило до минимума возможность исторического показа как зарубежного, так и венгерского искусства. Венгрия Республика Венгрия Культура Венгрии Искусство ВенгрииВенгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии О культуре и об искусстве, которое венгры принесли с собой, говорят только клады и погребения (Галгоч, Солнок, Сольва, Кучма и др. ).
После Первой мировой войны появилась новая тенденция в поэзии Аттила Йожефа (1905-1937) и литературной критике Дьёрдя Лукача (1885-1971). Поэтической красоты исполнены доски «Мастера G. Н» с хрупкими фигурами двух действующих лиц сцены благовещения.
Хотя условия хранения картин и скульптуры в запасниках были неудовлетворительны, они все-таки лучше, чем раньше и хранящиеся там произведения искусства доступны для научной обработки.