Вглядитесь в эту Венеру, в эту стыдливую девушку, в глазах которой блуждает какая-то светлая печаль, будто на мучения идёт она в земную жизнь. А лицо богини стало для многих символом боттичеллевского настроения. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Библиографическое описание: Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
Венера Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных. Знаменитая «Венера» Сандро Боттичелли — первое изображение полностью нагого женского тела, где нагота не символизирует первородный грех (как, например, при изображении Евы). Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Моделью для Венеры Боттичелли служила Симонетта Веспуччи – возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции.
Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит Рождение Венеры Сандро Боттичелли. И сегодня Венера Боттичелли продолжает вдохновлять художников, фотографов, моделей. Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю.
Свою «Венеру» Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос. Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны. Великое полотно «Рождение Венеры» великого мастера Сандро Боттичелли выставлено в галерее Уффици, Флоренция.
И открыли для себя Рождение Венеры и Весну Боттичелли. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Венера Боттичелли появилась лишь спустя 9 лет после ее кончины, а ведь богиня на ней так свежа и красива. Для того, чтобы придать коже Венеры мраморность, а волосам блеск, Боттичелли применяет особые цветовые эффекты.
В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Явление языческой богини уподобляется таким образом возрождению души – нагая, подобно душе, выходит она из животворных вод крещения Немалая смелость понадобилась художнику и выдумка тоже немалая, чтобы заменить фигуру Христа победительной наготой юной женщины – сменив идею спасения аскетизмом на идею всевластия Эроса Даже библейское «Дух божий носился над водами» здесь приравнивается ни более ни менее как к дыханию Эроса, которое воплощают летящие над морем ветры».
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Что же. Вскоре Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в день погребения Симонетты Веспуччи, 26го апреля, во время оплакивания возлюбленной, в соборе был заколот Джулиано. Возрождение. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Сандро родился в семье кожевника.
Такой синтез христианства и язычества присутствует и в работе Боттичелли. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). И все же это так.
По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Сочетание готических деталей и передового гуманизма делает эту картину одной из величайших работ итальянского Возрождения. И это напоминает поединок за новорожденную. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии.
Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Флоренция. Италия. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.
Его дыхание наполняет ветер цветами. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Варнавы работы Боттичелли).
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 579 дней. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Именно рядом с ней Боттичелли хотел быть похороненным, что и было исполнено спустя 34 года после смерти Симонетты.
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 579 дней.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний.
Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Не построил своего дома, не свил семьи. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Согласно древнегреческому мифу, Афродита появилась на раковине из морской пены. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, купив себе виллу, пригласил Сандро пожить у него и поработать над картинами для интерьера.
«Легенды и мифы Древней Греции»). На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества.
По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Громко приветствовали её боги. Согласно мифологии, до берега Афродиту донёс лёгкий ветерок.
Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Кроме того, эта ясная схема – три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Размеры полотна: 172, 5 278, 5 см. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Находится в галерее Уффици, Флоренция.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие искусство стало еще раздробленнее и изощреннее и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Галерея Уффици. Каждая деталь этого произведения подобна музыке.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). В лице богини также заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
«Композиция «Рождения Венеры», – писала историк искусства Ольга Петрочук, – удивительным образом заключает содержание античного мифа в средневековую сугубо христианскую схему «Крещения». Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита.
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
Холст, темпера. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город.
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. 1 ВЕНЕРА. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов".
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Дерево, темпера.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Но это правда. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера, которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновениембога западного ветра, Зефира, проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры.
Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Картина «Рождение Венеры» была написана в 1484 году. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли.
Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Дивную богиню повели на Олимп. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Умер Боттичелли в безвестности. 203 x 314 см.
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Варнавы работы Боттичелли). Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Был он, что называется, не от мира сего. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).