Таким образом, я считаю, цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса – достигнута. Возвращаемся к Венере Веласкеса. «венера с зеркалом»— единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса.
Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Только сравнив Тициана и Веласкеса, я поняла, почему же Венеру последнего считают портретом реально существующей женщины. По легенде, «Венера с зеркалом» Веласкеса всё-таки была показана Филиппу IV и даже одобрена им, по слухам, ему понравилось что в зеркале отражается лица совсем не красивой женщины. В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера — полулежащая и с зеркалом.
«венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo)— картина испанского художника Диего Веласкеса изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Картина Диего Веласкеса Венера с зеркалом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса. В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера— полулежащая и с зеркалом.
Таким мы видим его и на картине Веласкеса. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья). 6августа 1660 года художника не стало. После смерти любвеобильного маркиза Гаспара картина досталась его дочери Каталине, маркизе дель Карпио. Не случайно она погружена в безмятежный сон.
И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения).
К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Что мы видим на картине.
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам.
В его имении Рокби-холл, затерянном на севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на многие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656). Марфа. Дело довершила лихорадка и обильные кровопускания, которые практиковала тогдашняя медицина. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры).
Лицо ее видно лишь в зеркале. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп.
Ложе, устланное черным и белым атласом, на котором смело расположилась женщина. Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл.
Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Вместо распятия донья Хуана видела перед собою лишь вчерашнюю картину.
Однажды, когда художника спросили. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. На их фоне придворные наделялись чувством собственного превосходства. На картине изображён и сам художник Диего Веласкес. Диего Веласкес скончался на 62-м году жизни и был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, позже там же была похоронена и его жена.
Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату.
Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале.
В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.
Все — суета сует. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Зеркала часто появлялись на его картинах – они преобразовывали пространство, расширяя его, придавая объемность и глубину. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. В светлых местах краски наложены густо и пастозно.
То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
но еще и горда. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника.
А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06). Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века.
Ей удалось нанести семь ударов. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Красота и жизнь мимолетны.
Это – общественная собственность. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Необычна композиция картины. В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». Вроде бы зеркало, да, точно зеркало.
Именно здесь обозначается одна из силовых линии напряжения полотна Веласкеса, порожденного тотальной двойственностью любой детали. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. И хотя Веласкес всегда жил довольно замкнуто, трудно представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года в Италии без любви. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности.
В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Ей удалось нанести семь ударов.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. И действительно, есть свидетельства того, что у него в Италии была возлюбленная и более того, она, уже после его отъезда в Испанию, родила ему сына, на содержание которого Веласкес потом отправлял деньги. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Это был мир, где все происходило по раз и навсегда установленным правилам, каждый знал свое место, все было строго и — скучно. Именно тут мы и разим врага».
Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. статью «Менины»). Разумеется, нет. Все было подчинено вере.
С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Кроме того. Нет ничего вечного.
В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. После смерти герцогини в 1802 году во время судебного процесса в связи с наследством король Карл IV приказал продать картину своему фавориту Годою. Среди них каждодневное стояние позади королевского кресла, пока его величество принимал пищу. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Однако ход мысли может измениться, если мы обратим внимание на еще одного персонажа, Амура в левом углу картины. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. Именно тут мы и разим врага». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
«Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес.
Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное). Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». На фрейлину она не обращает внимания.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Более того, точно не известно и время создания полотна. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas.
Все было подчинено вере. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. А что он держит в руках.
В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера».
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Конечно, Веласкес принял это предложение. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством.
Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Сын Гермеса и Афродиты, единственный в мире после истребления богами людского племени андрогинов, обладал гармонией слитности обоих полов. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».
Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом.
Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Когда же она вышла замуж за одного из герцогов Альба, шедевр Веласкеса стал достоянием дома Альба. На всеобщее обозрение она была представлена в Англии, куда была привезена лишь в XIX веке. На полотне изображена молодая богиня любви.
Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом».
Ему 57 лет. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Такое, вот, несоответствие. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. При этом отражение в зеркале механически воспроизводит то, что находится перед ним и само по себе не очень интересно зрителю, так как мало что может дополнить к уже увиденному. Все – суета сует.
Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. Господь всемогущий, она едва не проспала службу. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки.
Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится».
Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Это — общественная собственность. Так им не позволялось изображать голое тело.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Конечно же, ее тут же арестовали.
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Так им не позволялось изображать голое тело. Возвращаясь к теме канона изображения Венеры, стыдливой и целомудренной, можно заметить еще одно значимое отступление Веласкеса от исходного образца, которое намечает иную смысловую перспективу в истолковании картины. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.
От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. Красота и жизнь — мимолетны. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. В 1651 году управляющий маркиза Гаспара де Эличе дель Каприо занес в каталог коллекции своего хозяина следующую запись: «Полотно изображающее обнаженную женщину, лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. И в своих портретах он старался добиться точного отражения – отражения времени, отражения личности своих героев. Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает.
– Я суфражистка, борец за права женщин. Веласкес был главным ассенизатором дворца. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.
«Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон.
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Утверждать, что до этой встречи он был безупречно верен жене, Диего, конечно, не станет. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. А почему в мастерской находится инфанта. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.
Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах и там было установлено кресло для его величества. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. Картина Диего Веласкеса«Венера с зеркалом» написана в 1664 году.
Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Впрочем, для короля Филиппа это и в самом деле были трудные времена.
Дело довершила лихорадка и обильные кровопускания, которые практиковала тогдашняя медицина. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.
То было высшим признанием его таланта. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились.
Конечно же, ее тут же арестовали. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Сюжетно это проявляется в том, что при явно читаемом мотиве позирования-демонстрации фигура хранит тайну своей чувственности даже от зеркала.
Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. Итак, время действия – 1656 год. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». И это понимали все, в том числе и святая испанская церковь.
Воскресный звон колоколов застал донью Хуану в постели. В конце концов все эти трудности были преодолены, требуемые деньги внесены в установленный срок и 24 января 1906 года картина стала собственностью Национальной галереи. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято.
И все это из-за каких-то там прав женщин. «На старости лет. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. 6 августа 1660 года художника не стало. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».
Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).
И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы.
Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. На это указывает отражение в зеркале. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует.
Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры.
Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Так им не позволялось изображать голое тело.
Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности».
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин.
После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Нет ничего вечного.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Членами Национального фонда была развернута огромная пропагандистская работа среди широкого населения, поднята кампания в печати. скажи ей, чтобы помогла мне.
В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. 6 августа 1660 года художника не стало. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Сказать по правде, никакой охоты перечить отцу у нее и не было.
Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. «Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656). Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.
Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. Моррит, друг Вальтера Скотта.