«венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo)— картина испанского художника Диего Веласкеса изображающая полулежащую обнажённую Венеру. «венера с зеркалом»— единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. Цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса.
Только сравнив Тициана и Веласкеса, я поняла, почему же Венеру последнего считают портретом реально существующей женщины. В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера — полулежащая и с зеркалом. Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным.
Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Таким образом, я считаю, цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса – достигнута. По легенде, «Венера с зеркалом» Веласкеса всё-таки была показана Филиппу IV и даже одобрена им, по слухам, ему понравилось что в зеркале отражается лица совсем не красивой женщины. Возвращаемся к Венере Веласкеса.
В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера— полулежащая и с зеркалом. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна.
Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Утверждать, что до этой встречи он был безупречно верен жене, Диего, конечно, не станет.
Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Конечно, Веласкес принял это предложение. Когда же она вышла замуж за одного из герцогов Альба, шедевр Веласкеса стал достоянием дома Альба.
В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. «Венера перед зеркалом» — это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Веласкеса. На это указывает отражение в зеркале. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось.
Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения.
То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Впрочем, для короля Филиппа это и в самом деле были трудные времена. Сын Гермеса и Афродиты, единственный в мире после истребления богами людского племени андрогинов, обладал гармонией слитности обоих полов. После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. На фрейлину она не обращает внимания.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало.
Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял.
Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Король имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника». Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. И это понимали все, в том числе и святая испанская церковь. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение.
И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Конечно же, ее тут же арестовали. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица.
И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656). И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Впрочем, ничего необычного в этом не было. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп.
Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Хватит того, что теперь он вместо царственных севильских водоносов пишет королевских карликов-идиотов. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».
«Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому.
Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Марфа.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности».
Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. скажи ей, чтобы помогла мне. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. 6 августа 1660 года художника не стало. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя.
В Средние века эта тема как знак идолопоклонства была изгнана из мира высокого искусства и прозябала на периферии. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.
А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху».
Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. Она знала, что муж уже два дня как вернулся в Мадрид, но дома он до сих пор не появлялся. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).
В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Однажды, когда художника спросили, зачем ему столько, он ответил, что это его помощники, почти подмастерья.
Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Должны ли мы понимать это в духе характерных для 18 века идей, соответственно которым все, даже божественная красота, подвластно времени и имеет сугубо преходящий характер. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Не случайно она погружена в безмятежный сон. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. 6 августа 1660 года художника не стало. Для себя такой жизни Хуана не хотела.
На полотне изображена молодая богиня любви. Так что ждать и искать донью Хуану некому. Более того, точно не известно и время создания полотна. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать.
Но теперь все иначе. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление.
Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Веласкес в своих портретах старался добиться предельно точного отражения времени и личности своих героев. Все было подчинено вере. В 1651 году управляющий маркиза Гаспара де Эличе дель Каприо занес в каталог коллекции своего хозяина следующую запись: «Полотно изображающее обнаженную женщину, лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Он был напоминанием о том счастливом времени, когда люди не проводили всю жизнь в мучительных поисках своей половины.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Красота и жизнь мимолетны.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Сказать по правде, никакой охоты перечить отцу у нее и не было. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария.
Именно так он написал свою знаменитую «Венеру с зеркалом»: полностью обнаженную женщину. – Я суфражистка, борец за права женщин. Вот таким образом картина занимает уникальное место в его наследии. 6августа 1660 года художника не стало. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.
Это был мир, где все происходило по раз и навсегда установленным правилам, каждый знал свое место, все было строго и — скучно. Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Удивительное дело – между Филиппом, всесильным королем огромной империи и Веласкесом, молодым художником, отнюдь не отличавшимся высокородностью и богатством, сложились довольно дружеские отношения.
Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место.
Ей удалось нанести семь ударов. Это — общественная собственность. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Очень может быть, что именно эта неизвестная нам итальянка и позировала Веласкесу для его Венеры. Когда Смирна обманом вынудила своего отца к вступлению в кровосмесительную связь, боги превратили ее в дерево, чтобы защитить от его гнева.
Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим.
К тому же, она абсолютно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника. А Хуана из гордости ни о чем его не спросила. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм.
Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Все было подчинено вере. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Веласкес был главным ассенизатором дворца. Гойя и Мане, Дега и Матисс вслед за гениальным испанцем создавали своих Венер — со своими характерами, со своими несовершенствами, прекрасных, сводящих с ума, обворожительных и уже совсем не богинь.
Конечно же, ее тут же арестовали. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Для Тициана зеркало было своеобразным знаком удвоения мотива любования красотой цветущего женского тела: любуется сама Венера, любуются и зрители.
bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).
Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья).
Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр — именно он впервые доказал, что Троя не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана — сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Ей удалось нанести семь ударов. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.
Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения). «На старости лет.
И хотя Веласкес всегда жил довольно замкнуто, трудно представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года в Италии без любви. Покушение на шедевр, на который совсем недавно собирала деньги вся страна, совершил не сумасшедший, не религиозный фанатик, а девушка, да еще будущий искусствовед. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
Так им не позволялось изображать голое тело. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти.
На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Разумеется, нет. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Моррит, друг Вальтера Скотта. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году).
К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Зажегши свечу, донья Хуана начала готовиться ко сну. Статьи о происшедшем в Национальной галерее появились на первых полосах газет и журналисты тут же прозвали Мэри Ричардсон по аналогии с легендарным убийцей Джеком-Потрошителем Мэри-Потрошительницей. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение.
Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Картина была создана художником в Италии, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.
Так им не позволялось изображать голое тело.
Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху».
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Так им не позволялось изображать голое тело.
Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Вместо распятия донья Хуана видела перед собою лишь вчерашнюю картину. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало.
Членами Национального фонда была развернута огромная пропагандистская работа среди широкого населения, поднята кампания в печати. И все это из-за каких-то там прав женщин. В светлых местах краски наложены густо и пастозно.
Единственной возможностью сохранить дипломатические договоренности, достигнутые накануне долгожданной свадьбы, а вместе с тем и свой род на испанском престоле давал Филиппу новый брак. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью.
Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. Однажды, когда художника спросили. Нет ничего вечного. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Может быть потому, что художник с целью некоего сарказма или иронии изобразил в зеркале богини красоты Венеры одутловатое лицо уже немолодой женщины.
Итак, время действия – 1656 год. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». В ноябре 1648 года Веласкес во второй раз отправился в Италию и пробыл там до июня 1651 года.
Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Воскресный звон колоколов застал донью Хуану в постели. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Днем, затянутая в корсет и черный шелк, она еще как будто может выглядеть привлекательно. Историки искусства до сих пор спорят, кто позировал Веласкесу для этой картины ибо несомненно, что Венера написана с натуры. Господь всемогущий, она едва не проспала службу.
В 1914 году с картиной приключилось несчастье. но еще и горда. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к.
Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать.
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Все – суета сует. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Ряд исследователей указывают на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафордита, ныне хранящаяся в Лувре. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится».
Именно тут мы и разим врага». Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Такое, вот, несоответствие. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Это – общественная собственность. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656). Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы.
Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая, тёмно-красная драпировка на заднем плане. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. В зеркале отражается прекрасная рыжеватая шатенка с мягкими чертами лица, пухлыми губами и ясными сияющими глазами. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Лицо ее видно лишь в зеркале.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Да и ей самой он тоже показался симпатичным. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). То было высшим признанием его таланта.
Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». То, что было обычным делом в любой другой европейской стране, в Испании строго запрещалось.
В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Кроме того.
Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Впрочем, для короля Филиппа это и в самом деле были трудные времена. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Этой чести удостаивались лучшие художники того времени.
В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Ему 57 лет.
Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Именно тут мы и разим врага». Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам.
Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Внимание привлекают, прежде всего, прекрасные женщины их лица с классическими чертами, светло-золотистая кожа, шелковистые волосы, мягкие жесты.
Вождь и идеолог суфражизма Эммелин Панкхерст заявляла: «Мы не проливаем кровь, как террористы-мужчины. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. А почему в мастерской находится инфанта.
Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.