«венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo)— картина испанского художника Диего Веласкеса изображающая полулежащую обнажённую Венеру. После смерти Эндрю Меллона в 1937 году его коллекция перешла к государству и составила основу собрания живописи создаваемой Национальной галереи искусства, в составе которой картина «Венера перед зеркалом» и находится до сих пор6. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Картина Диего Веласкеса Венера с зеркалом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
До начала 19 века картина «Венера перед зеркалом» находилась в Испании в частных коллекциях, не предавалась огласке. После смерти Эндрю Меллона в 1937 году его коллекция перешла к государству и составила основу собрания живописи создаваемой Национальной галереи искусства, в составе которой картина «Венера перед зеркалом» и находится до сих пор. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) Кустодиев продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе.
Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. «Венера перед зеркалом» признается одним из лучших творений Тициана, причем сам автор настолько высоко ценил созданный им образ, что при жизни отказывал всем, кто хотел приобрести шедевр. Высокомерная публика.
В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. В 1581году он продал её вместе с другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции, от которого её унаследовал его сын, Андреа Барбариго (Andrea Barbarigo).
Венера – олицетворение идеальной красоты, мнения о которой редко совпадают. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. Сияние женской кожи, красота пышных округлостей — все это не могло не произвести впечатления на испанца, воспитанного в строгой католической традиции. На полотне изображена молодая богиня любви.
Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Зеркала часто появлялись на его картинах — они преобразовывали пространство, расширяя его, придавая объемность и глубину. Но я о другом. "Венера перед зеркалом" работы Веласкеса. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии.
Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. Так им не позволялось изображать голое тело. В 1914 году с картиной приключилось несчастье.
Именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более 60 лет.
В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности».
Свою дань вечно прекрасному женскому образу отдал и Тициано Вечеллио. В марте 1914 года безумная леди Мэри Ричардсон набросилась на картину с тесаком.
Вот таким образом искусствоведы и историки не могут более точно определить дату написания полотна. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало.
Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. В его имении Рокби-холл, затерянном на севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на многие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.
После смерти Тициана в 1576 году картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio). Это — общественная собственность. Тициан высоко ценил эту картину и не хотел никому её продавать, так что она оставалась в его доме до конца его жизни. Красота и жизнь мимолетны. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы.
По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Венера изображена спиной к зрителю, ее лицо размыто в темном зеркале. Такое, вот, несоответствие.
В течение почти трёх веков картина оставалась в собственности семьи Барбариго в их дворце на Гранд-канале — палаццо Барбариго. По-видимому, он хотел, чтобы никто не раскрыл её инкогнито. Все было подчинено вере.
но еще и горда. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. В те годы о существовании полотна знали немногие, но, когда в 1906 году наследникам Джона Морритта понадобились деньги и они решили его продать, о картине заговорила вся Британия. Особенный интерес, разумеется, вызывает личность модели, с которой художник мог писать «Венеру перед зеркалом». Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому.
Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Сын Гермеса и Афродиты, единственный в мире после истребления богами людского племени андрогинов, обладал гармонией слитности обоих полов. Мастер любил экспериментировать.
В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Конечно, Веласкес принял это предложение. 6 августа 1660 года художника не стало.
Казалось бы – вот она, тихая гавань, которую «Венера» обрела после длительных странствий. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году).
Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). В 1581году он продал её вместе с другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции, от которого её унаследовал его сын, Андреа Барбариго (Andrea Barbarigo). Иначе говоря, сладко ничего не делать. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Сплетники утверждали, что от этой любви к живописи у Фламинии родился ребенок.
Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Лишь в 1983-м году достоянием широкой публики стал документ, согласно которому во время пребывания Веласкеса в Италии (примерно 1649-1651) у него была внебрачная связь, от которой родится сын Антонио.
Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более 60 лет.
И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью.
Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. В Лондонской национальной галерее она находится и сейчас. Кроме того. Она сумела пронести в галерею мясной нож и яростно вспорола нежную плоть Венеры. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви.
Моррит, друг Вальтера Скотта. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать. Все – суета сует.
Ряд исследователей указывают на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафордита, ныне хранящаяся в Лувре. Необычна композиция картины. Удивительно, что Диего Веласкесу, этому великому живописцу своей эпохи, вообще посчастливилось написать и передать потомкам такое произведение. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня.
зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Многие считают, что именно её красоту Веласкес воспел в картине «Венера с зеркалом». Картина находилась в коллекции маркиза Гаспара дель Карпио.
Должны ли мы понимать это в духе характерных для 18 века идей, соответственно которым все, даже божественная красота, подвластно времени и имеет сугубо преходящий характер. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. «На старости лет.
Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. 10 марта 1914-го года суфражистка Мэри Ричардсон, боровшаяся за избирательные права женщин путём швыряния камней в стёкла британского парламента, придумала новую акцию. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Ее приобрел другой испанец, тоже торговец, владевший богатыми складами в порту.
Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. Банкиры – чувствительный народ.
В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении. Именно тут мы и разим врага». С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника.
Если учесть, что в это время жизнь людей испытывала на себе влияние инквизиции и изображение обнаженной натуры было запрещено, художник, создавая образ Венеры, рисковал своим благополучием. Веласкес должен был следить за украшением королевских покоев, а еще он заведовал устройством жилья придворных, отоплением дворца, следил, чтобы топлива было достаточно, руководил истопниками, трубочистами, а также был главным над уборщиками, мойщиками и подметальщиками и более того — в его ведении были дворцовые отхожие места.
Нет ничего вечного. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Хозяин был разорен. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Но и здесь покой ей только снился. Веласкес был главным ассенизатором дворца.
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату.
В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает.
Продавая с молотка все, что у него было, купец сбыл и картину. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал.
Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Однажды, когда художника спросили.
В 1906-м картину приобрела Лондонская национальная галерея. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
«Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три).
А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный. художнике заговорили мадридские вельможи, а вскоре могущественный царедворец герцог де Оливарес, тоже выходец из Севильи, уговорил своего патрона Филиппа IV позволить Веласкесу написать его портрет. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». После смерти Тициана в 1576 году картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio).
После смерти герцогини в 1802 году во время судебного процесса в связи с наследством король Карл IV приказал продать картину своему фавориту Годою. Мэри отсидит несколько лет в тюрьме и напишет о своём акте вандализма книгу, а «Венеру» Веласкеса удастся благополучно реставрировать. Черты ее лица размыты, чтобы никто не смог узнать.
Эта, к сожалению, не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот тут же предложил Веласкесу стать придворным художником. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. Вкусы ценителей красоты всегда отличались. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера».
Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Римской богине любви и красоты посвящено множество произведений искусства.
В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». В конце концов все эти трудности были преодолены, требуемые деньги внесены в установленный срок и 24 января 1906 года картина стала собственностью Национальной галереи. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину.
Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. На всеобщее обозрение она была представлена в Англии, куда была привезена лишь в XIX веке. Мальчик появился на свет, когда Веласкес уже покинет Италию навсегда и вернётся в Испанию, а его матерью, предположительно, была итальянская художница Фламиния Трива (Flaminia Triva). Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. То же можно сказать и о позе Венеры Веласкеса, в частности о непостижимой таинственности ее образа в целом.
Но не последний. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Лицо ее видно лишь в зеркале. Все, провожавшие Веласкеса в последний путь, отметили, что никто из рыцарей Сант-Яго на похороны не пришел, хотя, по обычаю, орден всегда отдавал почести своим почившим рыцарям. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Картина Диего Веласкеса«Венера с зеркалом» написана в 1664 году.
Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. В конце XVIII века последней владелицей шедевра Веласкеса была красавица герцогиня Альба известная своей дружбой с Гойей, не один раз запечатлевшим ее облик.