Предлагаем Вам биографии потрясающих, великолепных, пронзительных, временами шокирующих, художников-экспрессионистов.
О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Экспрессионисты получили множество влияний: сначала средневекового искусства, особенно готического германа.
Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Этот теоретический тезис оставил глубокий толчок немецким художникам конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, в основном сосредоточив внимание на необходимости выразить себя от художника (внутренний Дранг или внутренняя необходимость, принцип, который я позже принял Кандински), а также открытие разрыва между художником и внешним миром, окружающая его окружающая среда, которая делает его интровертированным и отчужденным существом общества. Экспрессионизму характерна усиленная выразительность, откровенность. Импрессионисты давали иллюзию реальности окружающего мира, а через экспрессионизм выражалась реальность настоящего времени и внутренних эмоций. Экспрессионизм выдвинул истину, забытую импрессионизмом.
таких художников, как Грюневальд, Брейгель и Эль Греко. Экспрессионизм, как пишет Казимир Эдшмид, выступает против «расщепленности, атомарности импрессионизма», который стремится отразить все переливающиеся оттенки природы он также нападает и на переводные картинки мелкобуржуазного натурализма с характерным для него маниакальным стремлением самым тщательным, фотографическим образом зафиксировать природу и повседневную жизнь. Бела Балаж (1884 – 1949) – либреттист и писатель. О том же еще в 1921 году писал и хорватский экспрессионист-драматург Й. Кулунджич: «Россия и Германия, обращенные к исконным формам восточной мистики, создали новую культуру, новое искусство».
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Лени. Теперь есть лишь видимость всего этого. Очень распространены мотивы боли и крика.
Для экспрессионистов, как и для романтиков, «характерно внимание к интуитивным основам творчества, к мифу, как целостному выражению подсознательных глубин человека и источнику образов искусства, отказ от пластической завершенности и гармонической упорядоченности внутреннего и внешнего в искусстве Возрождения и классицизма, подчеркивание динамичности, незавершенности, открытости художественного высказывания». Формирование экспрессионизма как направления началось с двух объединений художников: в 1905 году в Дрездене возникла группа «Мост» (Die Brticke, в нее вошли Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф, позднее — Эмиль Нольде, Отто Мюллер, Макс Пехштейн), а в 1911 году в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (Der blaue Reiter, среди участников: Франц Марк, Август Макке, Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Пауль Клее). Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Экспрессионизм отражает такие эмоции, как боль, разочарование и страх, в работах художников часто присутствует мотив крика.
этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Не менее влиятельной была работа бельгийца Джеймса Энсора, который поднял великую художественную традицию своей страны – в частности, Брейгеля – с предпочтением к популярным темам, переведя его в загадочные и непочтительные сцены, абсурдного и бурлескного характера, чувство юмора, кислотность и разъедающие, сосредоточенные фигурами странников, пьяниц, скелетов, масок и карнавальных сцен.
Термин предложен издателем журнала «Штурм» Х. Вальденом в 1911. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Единственно равносильным противником ему является натурализм.
Но Шенберг и его школа заняли особое место в западной музыке, составив самую экстремистскую ее ветвь.
Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Э. Мунк «Крик» (1893). Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. справа).
Для немецкого экспрессионистического кино 1920-х и 1930-х годов характерно использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл.
Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Именно отрицание образует основу экспрессионистского мироощущения.
Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Первое обстоятельство — это «славянско-немецкое происхождение, которым объясняется та особая глубина рокового отношения к миру, встречающаяся у Кафки, Музиля и Тракля» К А второе — перенос «центра тяжести» немецкой литературы на восток, в чешско-австрийскую среду из которой вышли такие видные авторы, как Макс Брод, Зигмунд Фрейд, Карл Краус, Франц Кафка, Роберт Музиль, Райнер Мария Рильке, Франц Верфель, Пауль Адлер и Стефан Цвейг. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.
Школа Шёнберга отходит от крупных симфонических форм, ясно ощущая, что атональность препятствует конструированию монументальных полотен. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями. Любые правила и элементы писательства можно деформировать во имя цели». В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
Вместо этого применение термина экспрессионизм, связанное исключительно с авангардным немецким искусством, было идеей Павла Фехтера в его книге Der Expressionismus (1914), которая, следуя теориям WorringerRelate новых художественных проявлений как выражение германской коллективной души. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. В Вене с 1924 году начал активно писать рецензии на кинокартины.
Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Оно возвестило пересмотр доминирующих представлений о творчестве как объективном постижении жизни, воссоздаваемой в пластичных, узнаваемых формах. Кафка и Г. Майринк). Среди наиболее известных творений можно вспомнить картину Макса Бекмана (Max Beckmann) "Железный мостик", в которой выражен яркий контраст между цивилизованной и обеспеченной жизнью и жизнь бедных слоев общества.
Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. С появлением нацизма экспрессионизм рассматривался как «вырожденное искусство» (Entartete Kunst), относящее его к коммунизму и называя его аморальным и подрывным, в то же время считая, что его уродство и художественная неполноценность были признаком упадка современное искусство. Это направление возникло в следствие разочарования благами капиталистической цивилизации.
Экспрессионизм (от фр. В литературе он впервые был применен в 1911 году критиком Курт Хиллер. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Бурно развивалась промышленность, совершались новые научные открытия, менявшие мировоззрение людей. Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф. Ланга, Г. В. Пабста).
Затем он проник и в архитектуру и, в еще более явственной форме — в новый, современный вид искусства — кино. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М. Пехштейном и Э. Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В. Кандинский. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры и искусства.
Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. На это обстоятельство указывает, например, А. Зёргель, отмечая, что «экспрессионизм был тысячами нитей связан с немецкой почвой, с натуралистической школой, со всем культурно-историческим развитием эпохи». Германия также не осталась в стороне. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливой действительности, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. В результате мелкие мазки красной и синей краски зритель видел как фиолетовые.
В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». В критике же неоднократно подчеркивалась связь экспрессионизма с романтизмом, с эстетикой литературного движения «Буря и натиск» (Sturm und Drang, 1770-е годы).
В 1910г. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. На первый взгляд кажется, что экспрессионизм с его телеграфным стилем, декламациями, напоминающими призывы эпохи «бури и натиска», с его взрывными короткими предложениями, заново перепахавшими старое священное поле синтаксиса, уничтожил непролазную чащу придаточных предложений и упростил характерную для немцев чрезвычайно сложную манеру выражения. Первый воплощает то, что услышал в себе самом, второй — то, что увидел в себе.
В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Действие строится как открытое столкновение антагонистических верований и воззрений. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
Ассиметричные искажения пространства, кричащие символические декорации, акцент на невербальной коммуникации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике— все это признаки нового течения на экране. В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Несмотря на многообразие различных теорий и концепций об экспрессионизме, в целом мы вынуждены согласиться с Н. Пестовой, которая считает, что до сих пор «экспрессионизм был понят и осмыслен односторонне как крик, как пафос разрушения или утопии, а не как комплексное художественное воплощение глобального отчуждения человека».
Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Очень распространены мотивы боли и крика.
В 1912г. Однако экспрессионизм оказал большое влияние на работу Райнера Марии Рильке.
У этих писателей с большей или меньшей прямотой выражено представление о драме как средстве доказательства определенной идеи, так что пьеса носит осознанно схематизированный, «тезисный» характер. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики.
В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого.
Назад к тексту. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
Экспрессионисты отстаивают «позицию конструктивной воли» и призывают пересмотреть основы человеческого поведения в целом. Абсурдно отображать мир, как он есть, в его «ложной реальности». Принцип выражения преобладает над изображением. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). По убеждению теоретиков экспрессионизма, натуралистическое искусство, неоромантизм импрессионизм, «югендстиль» (как в немецкоязычных странах называли стиль «модерн») отличаются нефункциональностью, поверхностностью, которые затмевают истинную сущность вещей. Хотя отчасти художественная реакция как на академическое искусство, так и на импрессионизм, движение следует понимать как форму «нового гуманизма»», который стремился сообщить духовную жизнь человека. Как отмечает английский теоретик Дж.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Таким образом, экспрессионисты вдохновили главных художников немецкой готики, разработанных двумя фундаментальными школами: международный стиль (конец четырнадцатой – первая половина пятнадцатого), представленный Конрадом Соестом и Стефаном Лохнером и стиль фламенко (вторая половина 15 века), разработанный Конрадом Витцем, Мартином Шонгауэром и Гансом Гольбейном эль Веллом.
Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Позже возникла группа «Синий всадник». Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Визуальные композиции экспрессионистов ярки, трагичны и эмоциональны.
Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Нет племени, которое не воспевало бы в экспрессионистских формах неясное божество. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Экспрессионизм (от лат.
Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. При достаточно безобидном названии этот стиль содержит в себе такие эмоции как боль, разочарование и страх. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
Наибольшее развитие получил в начале XX века. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). «Отныне не будет вереницы фактов, фабрик, домов, болезней, шлюх, крика, голода. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Но каким бы шокирующим и разрушительным ни было это рождение новой эпохи, она не являлась чем-то абсолютно новым — это была кульминация того развития, которое происходило на протяжении всего XIX века и корни которого уходят в еще более давние эпохи».
В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. герои лишь иллюстрируют общие тенденции, которые изображает автор. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Применительно к живописи термин "экспрессионизм" впервые был использован философом Вильгельмом Воррингером (Wilhelm Worringer). Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Как отмечает исследовательница в своей монографии «Лирика немецкого экспрессионизма: профили чу- жести», «литературный экспрессионизм предстает понятием более широким, чем стиль, так как его поэтика явно выходит за рамки простого набора поэтических приемов и формируется под сильнейшим воздействием более глобальных интеллектуальных проектов начала века». Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Страх первобытного человека перед лицом безграничного пространства вызывает в нем стремление «высвободить отдельный объект внешнего мира из его взаимосвязи и взаимообусловленности с другими вещами, вырвать его из потока событий, сделать его абсолютным».
Немецкий термин «экспрессионизм» был непосредственно адаптирован с французского языка, так как выражение на немецком языке было использовано и впервые было использовано в каталоге XXII Выставки отделения в Берлине в 1911 году, в которое вошли произведения немецких и французских художников. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Он обозначает целую эпоху. Вот таким образом отдельные положения творческой программы, обоснованной экспрессионизмом, находят прямое созвучие с устремлениями и опытами писателей, не принадлежавших этому направлению: австрийского прозаика Ф. Кафки (новеллы «В исправительной колонии», 1919 «Превращение», 1916), Л. Андреева (драмы «Тот, кто получает пощечины», 1915 «Собачий вальс», 1916), русских футуристов, в особенности, молодого В. Маяковского. Экспрессионизм возник как реакция на импрессионизм: как и импрессионисты запечатлели на холсте «впечатление» окружающего мира, простое отражение чувств, экспрессионисты намеревались отразить их внутренний мир, «выражение» своих собственных чувств, Таким образом, экспрессионисты используют линию и цвет темпераментным и эмоциональным образом, с сильным символическим содержанием. Мы внутри, а не снаружи».
В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Таким образом, при заявленном решительном отклонении нового направления от всех предшествующих художественных традиций, отталкивание экспрессионизма от прошлого не было абсолютным: связь его с эстетикой романтизма и натурализма, а также с модернистскими течениями (символизмом импрессионизмом, дадаизмом, сюрреализмом и другими) несомненна. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
Реформа А. Шенберга явилась для тех лет наиболее радикальной. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Наиболее часто можно встретить определение «динамичный» и практически непереводимое и непонятное для других народов слово Ballung (сосредоточение, уплотнение) и производное от него причастие geballt. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента.
А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Возникла в 1905 году. Экспрессионизм имеет более глубокий смысл.
Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений.
Например, в драме Чапека R. U. R. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Дикарьи ребенок — его идеалы. Ланга, П.
В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Экспрессионизм (от фр. Таким образом, поиск новых художественных языков и новых форм выражения влечет за собой появление движений «Авангард», который представлял новые отношения между художником и зрителем: художники-авангардисты стремились интегрировать искусство с жизнью, с обществом, в делают свою работу выражением коллективного бессознательного общества, которое оно представляет.
В 1949 году закончил работу над книгой «Теория фильма», вышедшей после его смерти в 1952 году на английском. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей.
В 1911 году в своей статье в журнале "Штурм" он назвал экспрессионистами французских художников Винсента ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Анри Матисса (Henri Matisse). Так, К. Эдшмид в своих выступлениях отмечает: «Экспрессионизм существовал всегда. Мы не французы, мы немцы. Не осталась в стороне и Германия. В этом была их схожесть с фовистами.
По словам Г. Недошивина, экспрессионизму свойственно «органическое отвращение ко всякой гармонии, уравновешенности, душевной и умственной ясности, спокойности и строгости форм». Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна. Но она страшная. «Штурм» и «Акцион» стали основными журналами новой школы. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Теодор Адорно описывает экспрессионизм как относящийся к бессознательному и утверждает, что «изображение страха лежит в центре» экспрессионистской музыки с преобладанием диссонанса, так что «гармоничный, утвердительный элемент искусства изгнан» (Adorno 2009, 275- 76). Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Она страшная, эта музыка.
Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник».
Мне такое ограничение не нравится». Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Мы сами создаем действительность.
Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Сам человек рассматривается уже не в полной зависимости от мира, среды, обстоятельств, как это было в натурализме, но акцент делается на внутренних мотивировках его поступков, на изменчивости его внутреннего состояния, что экспрессионисты начинают называть «прорывом сквозь факты». Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
И затем Н. Пестова добавляет, что и «его редукция только до мировоззрения, широкого духовного движения и теоретической программатики неправомерно сужает его художественные заслуги и эстетическую значимость колоссальной по объему литературной продукции экспрессионистского десятилетия». Однако эта ясность оказалась обманчивой и полной скрытых ловушек. Событием в литературе того времени стали романы и рассказы писателей экспрессионизма, в частности, сборник новелл «Человек добр» (1917) Л. Франка, в котором с тщательно подобранными отталкивающими подробностями показано озверение людей в окопах и развенчаны прекраснодушные иллюзии относительно действенности гуманных норм. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Ярким примером этого мироощущения может послужит работа Эгона Шиле (Egon Schiele) "Осеннее солнце и деревья" (1911).
Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Еще более значительный отклик получила драматургия экспрессионизма: пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера, впоследствии — молодого Б. Брехта («Что тот солдат, что этот», 1927 «Святая Иоанна скотобоен», 1932), начинающего Ю. ОНила («За горизонтом», 1920 «Косматая обезьяна», 1922). Слова, написанные одним из тогдашних критиков по поводу драмы Райнхарда Зорге 3 «Нищий», можно отнести ко всем произведениям экспрессионистов: «мир стал настолько проницаемым, что каждую минуту из него выпархивают видения и фантомы внешние факты беспрерывно превращаются во внутренние переживания, а душевные процессы беспрерывно воплощаются во внешнем мире».
Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. 1. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник».
Erwartung и Die Glckliche Hand, Schoenberg и Wozzeck, оперы Альбана Берга (основанные на пьесе Woyzeck от Georg Bchner), являются примерами работ экспрессионистов. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Также как и в импрессионизме, здесь сохранился такой элемент, как изображение мгновенного впечатления, который способен передать всю глубину переживаний. Так как при всей сложности жизни и пороков общества все же нет той реально гнетущей обстановки, на почве которой возродилось это направление в искусстве. В одних случаях он вел к обостренному выражению трагического, в других— к художественной утопии, которая казалась спасением духовных ценностей.
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Художник-экспрессионист не смотрит, он созерцает. «Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта, но он— его гипертрофированное, болезненное и неистинное отражение» (Г. А. Недошивин).
Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Позже термин экспрессионизм распространил писатель Херварт Уолден, редактор журнала Der Sturm (The Storm), который стал главным центром распространения немецкого экспрессионизма.
Ученик Шёнберга Альбан Берг создал единственное в своем роде экспрессионистское сочинение, отмеченное духом социального критицизма, — оперу «Воццек». Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов.
В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе.
Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу.
До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Экспрессионизм (лат. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л.
На немецком языке писали также авторы т. н.
«Рассматриваемый чисто отвлеченно, наплыв романтическо-мистических идей является не чем иным, как реакцией на предшествующий период максимально конкретного миросозерцания», — пишет Ю. Кайм. Новые творцы полагали, что искусство должно вновь обрести смысловую палитру, а не красочную. Таким образом, вход Христа в Брюссель (1888) представляет страсть Иисуса в середине карнавального парада, что вызвало большой скандал в то время. Впоследствии к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье, финн Аксель Галлен – Калола и другие. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше.
Перелистывая страницы экспрессионистской программной литературы, мы не раз натолкнемся на одни и те же шаблонные выражения, такие как «внутреннее напряжение», «сила расширения», «огромное накопление творческой концентрации» или «метафизическая игра интенсивностей и энергий». Перегруженный символами и метафорами язык намеренно затемняется – для того, чтобы лишь посвященные могли узреть его глубинный смысл.
К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. Картон, масло, темпера, пастель. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты.
Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества.
Кёльнский собор потрясен до основания». Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией идеей о торжестве иррациональных сил. Литературный язык Андреева также полон экспрессии, символичен. Его идеи изложенные прежде всего в работе по картине «Видимый человек» (1924), повлияли на становление теории «фильма-языка», которая, в свою очередь, оказала воздействие на таких художников, как Эйзенштейн и Пудовкин. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов».
Этот термин был первоначально применен более широко для различных авангардных движений: например, он был принят в качестве альтернативы использованию «Постимпрессионизма» Роджера Фрая на выставках в Лондоне в 1910 и 1912 годах. Оно также распространялось на литературу, музыку, танцы и театр. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни.
Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль). В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль».
Начало XX века было очень неспокойным временем. Благодаря владению цветом импрессионистам удавалось отражать в картинах движение облаков игру света, порывы ветра, струи дождя или падающий снег. У немецких импрессионистов и экспрессионистов, несмотря на дальнейшее чёткое разграничение этих стилей, прослеживается много общего: академический афронт, сосредоточенность на конкретном жизненном окружении и ряд живописных приёмов.
Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя.
Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». В 1937 году в Хофгартене в Мюнхене была организована выставка с названием именно «Вырожденного искусства», чтобы разгромить ее и показать общественности низкое качество искусства, произведенного в Республике Веймар. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Тенденции:1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм3) безудержная эмоциональность4) абстракционизм. В русле экспрессионизма возникла идея духовности искусства, высшая чистота которого требует полного освобождения от мира чувственно-конкретного. Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было.
Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Нельзя не упомянуть и о том большом влиянии, которое оказали на экспрессионизм славянские культуры и литературы.
Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Это течение было настолько популярно в двадцатых, что захватило все направления искусства и ярко проявилось в живописи, литературе, музыке, театре, архитектуре и кинематографе. 91 х 73, 5 см. Объединение поэтов и писателей, провозгласивших себя экспрессионистами, происходило вокруг двух литературных журналов — «Штурм» (Der Sturm, 1910—1932) и «Акцион» (Die Aktion, 1911 — 1933), которые находились в полемике друг с другом по вопросу отношений искусства и политики, однако при этом часто на страницах обоих изданий печатались одни и те же авторы.
Это— высшее достижение музыкального экспрессионизма. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. В области эстетики персонажей таких как Вагнер и Ницше, к культурной эстетике и творчеству таких авторов, как Конрад Фидлер («Об оценке произведений изобразительного искусства», 1876), «Теодор Липпс» (Эстетика, 1903-1906) и Вильгельма Воррингера («Абстракция и эмпатия», 1908). Даже хронологические и географические границы этого течения являются неточными: хотя первое поколение экспрессионистов (Die Brcke, Der Blaue Reiter) было наиболее символичным, новая объективность и экспорт движения в другие страны предполагали его непрерывность в течение времени, по крайней мере, до Вторая Мировая Война географически, хотя нервный центр этого стиля был расположен в Германии, он вскоре распространился на другие европейские страны и концы американского континента. Предыстория возникновения объединения Синий всадник такова: в 1909 году В. Кандинским и А. Явленским было основано Новое художественное объединение в противовес отказавшемуся принимать произведения авангардистских художников Мюнхенскому Сецессиону.
Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. В частности, сами участники объединений «Мост» и «Синий всадник» находили истоки своего творчества в художественных традициях других европейских стран, в творчестве бельгийца Джеймса Энсора, норвежца Эдварда Мунка, француза Винсента Ван-Гога. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Объявляя творчески бесплодными попытки воспроизводить в искусстве «живую жизнь», экспрессионизм противопоставляет принципу правдоподобного изображения действительности «подчеркнутую гротескность образов, культ деформации в самых разных ее проявлениях». Литературный экспрессионизм начался с творчества нескольких больших поэтов: Эльзы Ласкер-Шюлер (1976—1945), Эрнста Штадлера (1883-1914), Георга Гейма (1887-1912), Готфрида Бенна (1886-1956), Иоганнеса Роберта Бехера (1891 — 1958), Георга Тракля (1887—1914). Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914). Эдшмид провозглашает «диктатуру духа», который должен придать материи форму.
Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. «Только сумма негативных признаков, сумма несходств позволяет вычленить экспрессионизм из мирового литературного и художественного процесса как нечто цельное и единое», — считает В. Топоров. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919).
Экспрессионизм есть жизнеощущение, сообщающееся человеку теперь, когда мир превращен в ужасающие развалины, для создания новой эры, новой культуры, нового благополучия». Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Если бы можно было провести аналогию с картинами, можно описать технику рисования экспрессионизма как искажение реальности (в основном цвета и формы), чтобы создать кошмарный эффект для конкретной картины в целом. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии.
Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Сердитые и отчаянные образы Munch -com The Cry (1893), парадигма одиночества и отсутствия общения – были одним из главных моментов начала экспрессионизма.
Только спустя время это творчество получило четкое определение. Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника— Арнольда Шёнберга и у его учеников— Альбана Берга и Антона Веберна. Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев.
Гуд- дон, «художник сам определяет форму, образ, пунктуацию, синтаксис. Они выражали протест против поверхностного восприятия мира импрессионистами, пытались в своих работах выразить свой внутренний мир и передать эмоциональное состояние зрителю. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг.
Надо отметить, что и сами художники экспрессионизма в своих попытках теоретически осмыслить характерные особенности и специфику их метода, часто рисовали процесс формирования основ экспрессионизма только как процесс отталкивания от старых принципов (прежде всего, от натуралистических и импрессионистических), причем не в виде диалектической борьбы противоположностей, а как процесс антиномичный, в ходе которого старое и новое представлялись в качестве антиподов. Персонажи становятся просто масками, воплощающими ту или иную позицию.
Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Лабан также пытался убежать от гравитации, намеренно стремясь к потере баланса.
История новейшей западноевропейской живописи разветвляется и разделяется, начиная спостмодернистов, на два основных и резко отграниченных течения: первое исходитиз Сезанна, второе — из Ван Гога первое через Пикассо и Татлина находит выход в производственном искусстве (его предтечей надо считать современный русский конструктивизм) и тем самым пролагает дорогу жизненному искусству пролетариата второе через Матисса, Поля Клее, Кокошку и Кандинского упираетсяв тупик самодельной, субъективно-эмоциональной, по формам анархичной игрычистыми красками и линиями. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску.
в 1925). Экспрессионистская проза» («Ahnung und Aufbruch. Именно экспрессионизм вводит в искусство нового героя — человека массы, толпы. Невзирая на внутренние противоречивости, экспрессионизм оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. С 1919 года в эмиграции (Австрия, Германия, в 1933 – 1945 СССР).
Это все тот же самый «маленький человек», подавленный жестокими условиями существования, ощущающий свое одиночество, бессилие, но еще пытающийся постичь тяготеющий над ним закон. То, к чему стремятся художники нового направления, может быть названо зрительной музыкой. С сильным влиянием романтизма экспрессионистское кино отражало видение индивидуальной характеристики души «фаустианский» немецкий: он показал двойственную человеческую природу, свое увлечение злом, смертность жизни, подчиненную силе судьбы. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
Таким образом, авторы старались заставить зрителей сопереживать, вызвать у них реальный страх и негативное отношение к жестокой реальности. Авторская позиция была реакцией острой, болезненной, отражающей глубину переживаний, которые были рождены трагическими событиями начала века – Первая мировая война, революционные движения.
Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Их издание окончательно прекратилось в 1933, когда победивший в Германии фашизм объявил творчество приверженцев экспрессионизма разновидностью «дегенеративного искусства», подлежащего запрету, тем более что многие его представители придерживались левых и коммунистических взглядов. Его живопись станет нежней. Много общего у экспрессионистов с романтиками и во взглядах на природу искусства: их роднит признание идеальной сущности искусства, а также рассмотрение фактов искусства как оформления всеобщего духовного ощущения, владеющего душой художника.
Также ими признавалось большое влияние на их творчество французских художников конца XIX века (Анри Матисс, Андре Дерен и др. ), кубистов Пабло Пикассо и Робера Делоне. Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани. В новой манере были написаны преимущественно камерные пьесы. Эти факторы благоприятствовали культуральному бульону, в котором постепенно расширялся экспрессионизм, первые проявления которого были сделаны в области литературы: Фрэнк Ведекинд отрицал буржуазную мораль в своих работах, против которой он выступал против страстной свободы инстинктов Георг Тракл был отнят от реальности, укрываясь в духовном мире, созданном художником Генрих Манн был самым прямым осуждением общества Гильерминов.
Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
(1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света.
Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Однако между экспрессионизмом и романтизмом существует немало различий. Наконец, Винсент Ван Гог, который разработал свою работу в соответствии с критериями экзальтации, характеризуется отсутствием перспективы, нестабильностью предметов и цветов, отвратительным произволом, без подражания реальности, но исходящим изнутри «художника» Благодаря ей хрупкое психическое здоровье, ее работы отражают ее настроение, депрессию и пытки, что отражается в трудах извилистых мазков и сильных цветов. В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился.
Период «классического экспрессионизма» начался в 1905 году с основания группы «Die Brucke» и закончился с 1920 года. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году.
Принцип выражения преобладает над изображением12.