Возвращаемся к Венере Веласкеса. Только сравнив Тициана и Веласкеса, я поняла, почему же Венеру последнего считают портретом реально существующей женщины. «венера с зеркалом»— единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера — полулежащая и с зеркалом.
Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным. В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера— полулежащая и с зеркалом. Таким образом, я считаю, цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса – достигнута.
Цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса. «венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo)— картина испанского художника Диего Веласкеса изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна.
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Все — суета сует.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Может быть потому, что художник с целью некоего сарказма или иронии изобразил в зеркале богини красоты Венеры одутловатое лицо уже немолодой женщины. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.
Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Каждый образ на редкость красноречив. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения). Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
Господь всемогущий, она едва не проспала службу. Взгляд девочки и почти всех присутствующих обращён к королевской чете, сидящей перед картиной. Не случайно она погружена в безмятежный сон. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Утверждать, что до этой встречи он был безупречно верен жене, Диего, конечно, не станет.
С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Так им не позволялось изображать голое тело.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Красота и жизнь — мимолетны. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.
Именно тут мы и разим врага». Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини.
Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Затем «Венера» принадлежала герцогине Альбе.
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. «Венера перед зеркалом» — это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Веласкеса. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Примечательно, что крылышки у амура как бы надеты – через плечи у него видны синие ленты, к которым и крепится конструкция с перьями.
Ей удалось нанести семь ударов. Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне искусной мастерице, дерзнувшей соперничать с самой богиней Афиной. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Так им не позволялось изображать голое тело.
Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. Вместо распятия донья Хуана видела перед собою лишь вчерашнюю картину.
Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Все было подчинено вере.
Филипп все же добился возвращения художника. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Воскресный звон колоколов застал донью Хуану в постели. В один год он потерял жену и юного сына-наследника Бальтазара Карлоса, который как раз готовился к бракосочетанию со своей двоюродной сестрой Марианной Австрийской. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. В 1651 году управляющий маркиза Гаспара де Эличе дель Каприо занес в каталог коллекции своего хозяина следующую запись: «Полотно изображающее обнаженную женщину, лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Так что когда весной 1618 года отец объявил Хуане о грядущем замужестве с Диего Веласкесом, который годом раньше получил звание живописца, право брать заказы и самостоятельно обучать учеников, она лишь покорно кивнула. Так что ждать и искать донью Хуану некому.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Но что же отличает работу Веласкеса от множества прочих.
Все – суета сует. Свое отражение необходимо искать не в зеркале времени, а в неизменной юности потомства (см. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям.
Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. В Средние века эта тема как знак идолопоклонства была изгнана из мира высокого искусства и прозябала на периферии. 6августа 1660 года художника не стало. И все это из-за каких-то там прав женщин.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». А Хуана из гордости ни о чем его не спросила. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века.
Сказать по правде, никакой охоты перечить отцу у нее и не было. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Днем, затянутая в корсет и черный шелк, она еще как будто может выглядеть привлекательно. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Конечно же, ее тут же арестовали.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Дело в том, что в античных образцах как раз лицо, повернутое в профиль, было вполне доступным обозрению и читалось легко, без затруднения. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие.
На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Надо уточнить, что достаточно давно сформировалась традиция изображать обнаженных богов и богинь: художники обожали писать обнаженное тело, особенно женское. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Итак, время действия – 1656 год. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. С1906 года «Венера перед зеркалом» стала достоянием общественности, что вскоре привело к роковым последствиям. Да и ей самой он тоже показался симпатичным. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656). Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. статью «Менины»). Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
«Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. В Италии Веласкес создал ряд замечательных работ, за одну из которых – великолепный портрет папы Иннокентия Х – он заслужил право называться членом Академии святого Луки.
Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. Но теперь все иначе.
Но он всегда знал, что, если что-то пойдет не так и двор, а может, даже и весь мир отвернется от него, Хуана всегда будет ждать его, каким бы он ни был. «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой.
Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Марфа. Обнаженная натура, по мнению английского искусствоведа К. Кларка, это не изобразительный мотив, а специфическая формальная категория в искусстве. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три).
Именно так он написал свою знаменитую «Венеру с зеркалом»: полностью обнаженную женщину. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
На фрейлину она не обращает внимания. Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату.
Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656). Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Более того, точно не известно и время создания полотна.
Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. На их фоне придворные наделялись чувством собственного превосходства. На картине изображён и сам художник Диего Веласкес. Диего Веласкес скончался на 62-м году жизни и был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, позже там же была похоронена и его жена. Впрочем, для короля Филиппа это и в самом деле были трудные времена. Спустя сорок лет она писала об этом случае: «Власти уничтожали замечательную женщину Панкхерст, а я уничтожала замечательную женщину по мнению властей». Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы.
На полотне изображена молодая богиня любви. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. Впрочем, ничего необычного в этом не было. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.
Когда в Испанию вторгся Наполеон «Венера» отправилась в Англию. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное). Моррит, друг Вальтера Скотта.
То было высшим признанием его таланта. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Просто нагота, не имевшая отношения к религии и мифологии, воспринималась критично во многих странах. Зажегши свечу, донья Хуана начала готовиться ко сну. Одни ученые полагают, что картина была создана Веласкесом во время его пребывания в Италии.
Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья).
Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Априори идеальный мир мифа у Веласкеса занимает место реальности по отношению к миру идеальных сущностей Зазеркалья.
Для себя такой жизни Хуана не хотела. Ему 57 лет. На это указывает отражение в зеркале. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
А после нее обладателем картины Веласкеса стал дон Мануэль Годой. – Я суфражистка, борец за права женщин. «Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. В светлых местах краски наложены густо и пастозно. Из-за строгой секретности нельзя определить точную дату написания картины. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм.
За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. скажи ей, чтобы помогла мне.
То же можно сказать и о позе Венеры Веласкеса, в частности о непостижимой таинственности ее образа в целом. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. И ощущение божественности пропало – перед нами обычная земная женщина.
Там почти за даром ее купил шотландец Уильям Бьюкенен и переправил ее в Северную Европу. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности.
Поначалу работа называлась просто Dona Desnuda (в переводе с исп. Первым владельцем картины считается маркиз Гаспар де Эличе. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Нет ничего вечного. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. В 1914 году с картиной приключилось несчастье.
Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства. «нагая дама»), но позже картину переименовали в «Венеру перед зеркалом». Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Ее красота предостерегает, вместо сладостного чувства вызывает тревогу.
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию.
Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Разумеется внебрачного. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к.
А почему в мастерской находится инфанта. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл.
Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Это – общественная собственность. В 1914 году бушевало женское движение суфражисток, которые по собственному мнению имели полное право портить государственное имущество в борьбе за избирательные права и свободы. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. А если речь заходит о мире идеальном, то в нем снимается вопрос о рациональной выстроенности и совершенной композиционной сбалансированности полотна.
Историки искусства до сих пор спорят, кто позировал Веласкесу для этой картины ибо несомненно, что Венера написана с натуры. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Нет ничего вечного.
Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Такое, вот, несоответствие. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа.
К тому же, она абсолютно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06). или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях.
Теперь ее стали называть «Венера Рокебю» («Венера из Рокби»). Конечно же, ее тут же арестовали. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Но героиня кисти Диего все же вырывается из «череды итальянских Венер».
Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. У итальянцев манера написания Венер более раскованная – они все позируют обнаженными в позах, обращенных к зрителю.
Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис.
Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. 6 августа 1660 года художника не стало. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале.
В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».
Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Красота и жизнь мимолетны. И это понимали все, в том числе и святая испанская церковь. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Вот таким образом картина занимает уникальное место в его наследии. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Единственной возможностью сохранить дипломатические договоренности, достигнутые накануне долгожданной свадьбы, а вместе с тем и свой род на испанском престоле давал Филиппу новый брак. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный.
Разумеется, нет. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь.
Но как бы то ни было, «Венера перед зеркалом» возвращается с паспортом и оседает в Рокби в йоркширском особняке члена парламента Джона Морета. Ей удалось нанести семь ударов. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Сын Гермеса и Афродиты, единственный в мире после истребления богами людского племени андрогинов, обладал гармонией слитности обоих полов. Она знала, что муж уже два дня как вернулся в Мадрид, но дома он до сих пор не появлялся. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Как выяснилось несколько позже, в Риме у Веласкеса была женщина, родившая ему сына.
И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом».
Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. По пути, как говорится в легенде, ее похитили солдаты герцога Велингтона. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Впрочем, для короля Филиппа это и в самом деле были трудные времена. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году).
В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ.
А вместо слов проповеди в ее ушах звучал голос Диего, который то так, то эдак отвечал на тяжкие вопросы, которые задавала ему жена.