С. 39). Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Лица обеих групп реальны.
Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.
Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин».
Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Эти бледные, крошечные силуэты в зеркале противопоставлены высокой, крепкой фигуре человека, возникшего в дверном проеме. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
А почему в мастерской находится инфанта. Его лицо не позволяет уловить черты будущего короля Фердинанда VII, вскоре потрясшего всю Испанию жестокими расправами и казнями героев герильи. Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой.
Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Venezia, 1660, p. 58). Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Мы оцениваем, наконец, значение еще одного припасенного Гойей эффекта — двусмысленное действие вливающегося слева в картину светового потока, который не только заставляет засверкать и заискриться все то, чего может достичь, но в сверкании этом начинает растворять, будто смывать казавшуюся еще недавно незыблемой композицию.
Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Исключение открывает нам причину. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Но смотрит и художник. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
Но он по-прежнему одинок. Гойя — сложный и очень неровный художник. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Столица открыла ему новые возможности. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. С. 219).
5. У Гойи нет героя, его герой — сама картина, то есть, сам визуальный язык. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке.
В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить модель, художник не упустил ни одной детали: двойной подбородок и толстая шея бросаются в глаза, так же, как грубое, почти вульгарное выражение лица её руки, которыми, как знал Гойя, она восхищалась, считая их соблазнительно округлыми, кажутся слишком толстыми. Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. Из всех представленных на картине лиц они самые пренебрегаемые, так как никто не уделяет внимания этому отражению, устанавливающемуся позади всех и молча входящему через то пространство, о котором не помышлял никто.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Искусство вечно. Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, — с его покровителем. Итак, время действия – 1656 год.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. За пределами холста или внутри него. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон.
Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Портрет отразил истинное положение вещей — Мария Луиса, а не слабовольный Карл IV, правила страной.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи».
Эта техника известна также как «эффект Дросте». Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.
В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. К нему мастер обращался и ранее. Оба поворачивают культуру лицом к реальности. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки.
Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами.
Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай.
Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Она искусно построена и создает впечатление торжественного выхода королевы, обнимающей младшую дочь — одиннадцатилетнюю Марию Исабель и держащей за руку младшего сына — шестилетнего Франсиско де Паула.
Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Та послала за водой Николасито. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета.
Ему 57 лет. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В это время Гойя еще все больше отделялся от общества.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. (Колпинский Ю. Ф. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». La carta del navegar pittoresco. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Испанская знать не жаловала новую королеву. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Я никому не прислуживаюсь. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона».
Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Однако это положение требует оговорок и поправок.
Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Думаю, невозможно, да и не следует избегать вопроса, почему творчеству художников присущ столь необычный характер, причем так явно выраженный. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Трудно верить в осознанность каждого движения кисти Пикассо и абсолютную продуманность любого элемента полотна.
Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Это два взгляда, два текста, два понимания идущих через три столетия, через полотно XVII века к пониманию ХХ-го, к тексту современности. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. СПб., 1994, с. 42).
Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. М., 1995. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Находится в музее Прадо в Мадриде.
Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Оно проявляется во многих его работах. Короля и королевы не видно.
На картине ей 5 лет. Находясь вместе, выступая рядом, они каждый сам по себе, в самом себе и только для самого себя. С. 41). Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. 4. Она вызвала на состязание Афину. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить.
Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. «Он — гений неучтивости» (Там же.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. С. 330).
С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.
Он был бы всего лишь золотистой плоскостью, если бы не углублялся за пределы этой комнаты с помощью резной створки двери изгиба занавеса и нескольких затененных ступенек. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа – грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жизни. В выражении лица художника, в его несколько отрешенном взгляде отмечено то особое состояние самоуглубленности, которое наступает в момент творчества. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания.
Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года. Но не это главное в полотне. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.
Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). 1. Своеобразие и сложность его искусства состоят в значительной мере в том, что, в отличие от искусства Давида, оно лишено четкой политической программности и более непосредственно граничит со стихией реальной жизни, служившей для Гойи источником разнообразных творческих импульсов. Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным.
Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. 9. И почти невероятным. Их позы и жесты живые, естественные.
Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. На это указывает отражение в зеркале. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas.
Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства.
Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться. С. 329), но здесь и зритель. Фигура карлицы. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.
Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Граф-герцог Оливарес был почти чудовищно безобразен: огромного роста, тучный, с вдавленным основанием носа. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.
Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут».
Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.
Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
3. «Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». Я себе, — пишет он другу в том же году, — действительно налаженную жизнь.
Художник в различные исторические эпохи отражает действительность, жизнь людей в соответствии со своим отношением к ней. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть.
В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). С. 34). Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.
Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. 15-летная Марианна проплакала весь остаток пути, представляя, как ей в Испании отрубят ноги. Для него позируют члены аристократии и королевской семьи, политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты, художники, актеры и тореадоры. Разумеется, нет.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание.
В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко.
Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон.
Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Тайна этого мира раскрывается тогда, когда мы задаем себе вопрос, что могло бы находиться перед позировавшим королевским семейством, а также перед Гойей, поместившимся со своим холстом позади моделей и следовательно, в обычных обстоятельствах ничего, кроме их спин и затылков, не должным видеть. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. И творчество побеждает. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Известно его понимание живописи, подтверждение которого не составляет труда, настолько оно прямолинейно, постоянно и ригористично.
Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. С новым временем Гойю связывают прямое отражение и оценка в его искусстве реальных событий жизни, современной ему действительности. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Но делают они это с противоположным смыслом. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
— «Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной». Он прекратил посещения собраний в Академии Сан-Фернандо и работал над Глупостями, своей последней большой серией гравюр, над теми самыми, в которых критика и сатира Лос Капричос достигла своей крайности, предлагая галлюцинаторное и кошмарное видение мира. Но что он рисует.
В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. А с другой – сам бросает вызов богам.
Портрет, понятый в таком обобщенном смысле, утрачивал свое традиционное узкое значение и превращался в новое отношение к изображаемому. СПб., 1994. От нестерпимого блеска взор зрителя буквально спасается в ту тень, которая окутывает фон портрета он отдыхает на картинах, уходящих куда-то ввысь позади королевского семейства, а затем концентрируется на прежде почти неприметном лице художника, глядящего прямо на нас поверх голов венценосных моделей.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине.
«Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды.
И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Афина и Арахна. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Это сцены из жизни простых людей. Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса.
Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении.
Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV. Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. 13 и 14. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Карликов писали в Испании и до Веласкеса. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. Это его единственный достоверный автопортрет.
Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Главное действующее лицо сцены – маленькая инфанта Маргарита, любимая дочь ФилиппаIV от второго брака с Анной Австрийской. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи.
— «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini. Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе. В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. «Свет мой, зеркальце, скажи».
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. 2. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Другая менина Исабель должна встать напротив инфанты, присесть в реверансе и приготовить салфетку для вытирания губ.
Загадка заключается в другом. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство и вся картина прославляет само искусство.
Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. 6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.
Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов.
Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. И все же оно нарушено. Для посвященных получалось так, что князь мира незримо присутствовал в этом портрете членов испанского царствующего дома.
Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Вы дали себе труд родиться, только и всего. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.
Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Король разрешает вышить на шапочке художника красный крест – знак ордена Сант-Яго, до этого год искали предков дворянского происхождения.
СПб., 1994. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, вареную физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи — одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семейки. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны.
Быть может, то, что вижу, — сон. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом.
Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. В одном письме другу Гойя писал об аудиенции у короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть всех почестей, которые благодаря Богу, он получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины, добавляя: я поцеловал их руки, никогда не испытывал так много счастья. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Четко рассчитанный технический прием нарушения границы может создать психологический эффект, в чем-то подобный эффекту медитации.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. Было ему тогда двадцать три года. Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса.