В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя.
В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. В основе его лежит художественный замысел, а не фотографическое воспроизведение случайной ситуации.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом.
Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Афина и Арахна. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей.
Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». А с другой – сам бросает вызов богам.
В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Все зависит от точки зрения. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.
Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Но смотрит и художник.
Картина «Менины» явным образом построена. 1. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.
Согласно толкованию старинного испанского историка Пало-мино, в картине изображён сам художник за писанием портрета короля Филиппа IV и Анны Австрийской. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.
Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная.
Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.
9. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом.
Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Каждая обладает своей правомерностью. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале.
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.
Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Юный Вакх противопоставлен собравшимся вокруг него крестьянам и пастухам не только тем, что он выделяется белизной тела и образует вершину уравновешенной пирамиды, составленной из двух склоненных перед ним фигур.
О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Однако это положение требует оговорок и поправок.
Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины.
Нац. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
Но даже королевская чета не абсолютна. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. А почему в мастерской находится инфанта.
Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. За пределами холста или внутри него.
Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа».
Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи.
Разумеется, нет. Вся картина построена на парных противопоставлениях. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Эта техника известна также как «эффект Дросте». Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Если закрыть узкую полосу в верхней части картины и превратить ее в квадрат, можно убедиться, насколько важны эти соотношения.
Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. Это сцены из жизни простых людей. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Инфанта являемся функцией короля. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. 5. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни.
3. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно.
Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Но не это главное в полотне. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков).
Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца.
13 и 14. Короля и королевы не видно. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. В основе его лежит художественный замысел, а не фотографическое воспроизведение случайной ситуации.
Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». То есть король вступил в инцестуозные отношения. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Мы замечаем, далее, что картины над ними отклоняются от этой оси несколько влево, так что приходятся прямо над зеркалом с отражением королевской четы. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Находится в музее Прадо в Мадриде. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. На картине ей 5 лет. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер.
С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». На это указывает отражение в зеркале. Оба произведения выполнены в разных манерах.
Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Загадка заключается в другом. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Дети, которые рождались в этом браке, быстро умирали и инфанта Маргарита была на тот момент их единственным ребенком.
Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором».
Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту.
Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Нижняя половина картины занята фигурами. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Оно приходится строго в середине картины, рядом с открытой дверью, через которую врывается яркий солнечный луч. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».
В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.
Лондон. В конных портретах Филиппа и Анны фоном служил пейзаж, однако развесистые деревья на фоне этих портретов выглядят всего лишь как условные кулисы, декорации. Итак, время действия – 1656 год.
У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. В момент работы над циклом художнику было 76 лет, он давно достиг успеха и признания у профессионалов и публики, хотя некоторые видят в его работах на темы мастеров прошлого желание преодолеть сомнения в своей значимости.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение.
Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Короля и королевы не видно. Однако это положение требует оговорок и поправок. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Её головка приходится строго в середине огромного полотна.
Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Та послала за водой Николасито.
Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»).
Она вызвала на состязание Афину. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. С точки зрения каждой меняется значение целого.
2. Испанская знать не жаловала новую королеву. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Прототипы первопланных фигур можно видеть еще в ранних жанрах Веласкеса, с их осязаемо пластическими телами и могучей лепкой формы. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть.
Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии.
Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. 4. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. «Свет мой, зеркальце, скажи». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.
Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта.
Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании.
Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.
Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Но Веласкес был не иллюстратором, не копиистом, не моралистом, не бытописателем, наконец, не проповедником социальной морали, он был прежде всего поэтом, художником.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». И творчество побеждает.
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.
Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). светотенью, красками. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Но что он рисует.
И эта принадлежность Вакха к обществу его почитателей прекрасно выражена в том, что его голова приходится по левую сторону от средней оси картины симметрично по отношению к характерной голове пьяницы, с его циничной усмешкой и широкополой шляпой, пародирующей венок самого Вакха. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине.
Ему 57 лет. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.