Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Картина «Менины» Веласкесаоставила после себя много загадок. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году.
Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, – результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.
Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Оба поворачивают культуру лицом к реальности. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.
Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Есть и философские интерпретации. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.
Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ).
И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире.
Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона».
Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне.
На то, что отражается в зеркале, смотрит прямо перед собой все персонажи изображенные на полотне. Эти бледные, крошечные силуэты в зеркале противопоставлены высокой, крепкой фигуре человека, возникшего в дверном проеме. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале.
Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. С. 329), но здесь и зритель. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Но делают они это с противоположным смыслом. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид.
Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. В портретах той эпохи мопсы и бульдоги своим уродством только оттеняли человеческое благообразие их владельцев.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Однако это положение требует оговорок и поправок. Короля и королевы не видно.
Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Здесь этот оксюморон вполне уместен. У его прилежного ученика Веласкеса изображение радикально выходит из рамы, как если бы само море поднималось выше уровня моря и не солнце заходило за горизонт, а горизонт за солнце. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Эту надежду разделяет и сам Веласкес. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы.
В картине не вполне отчетливо передано, что происходит в нише, драматический, анекдотический момент легенды, видимо, Веласкеса мало занимал. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса.
Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Но смотрит и художник. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Нижняя половина картины занята фигурами.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.
Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании.
Так это их изображает Веласкес. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Но функция окна состоит в непрерывном освещении идущем справа налево и присоединяющем к полным внимания персонажам к художнику, к картине то зрелище, которое они созерцают. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату.
Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Столица открыла ему новые возможности.
Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. Уродка Барбола — это как бы пародия на миловидный, почти неземной образ белокурой, голубоглазой инфанты. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Карликов писали в Испании и до Веласкеса.
В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. Находится в музее Прадо в Мадриде.
В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса.
Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. И все же оно нарушено. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. И творчество побеждает. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке.
Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века.
Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. СПб., 1994. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха.
Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Все зависит от точки зрения. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Вы дали себе труд родиться, только и всего.
Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Мы оцениваем, наконец, значение еще одного припасенного Гойей эффекта — двусмысленное действие вливающегося слева в картину светового потока, который не только заставляет засверкать и заискриться все то, чего может достичь, но в сверкании этом начинает растворять, будто смывать казавшуюся еще недавно незыблемой композицию. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Гойя — сложный и очень неровный художник. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас.
Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта.
Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. Загадка заключается в другом.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Исключение открывает нам причину. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.
В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени. От нестерпимого блеска взор зрителя буквально спасается в ту тень, которая окутывает фон портрета он отдыхает на картинах, уходящих куда-то ввысь позади королевского семейства, а затем концентрируется на прежде почти неприметном лице художника, глядящего прямо на нас поверх голов венценосных моделей. Франсиско Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 г. в арагонской деревне Фуэндетодос близ Сарагосы Условия жизни его семьи были исключительно скромными. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.
Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Ей всего пять лет. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Но, конечно, образного выражения Готье нельзя понимать буквально: картина Веласкеса — это картина и как таковая она подчиняется общим закономерностям построения каждой картины. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието.
Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Это ребёнок, лишённый детства. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.
Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов.
Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Гойя был назначен первым художником короля – наиболее высокая честь для испанского художника. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным».
Я себе, — пишет он другу в том же году, — действительно налаженную жизнь. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
Очень вероятно, что парного портрета Филиппа и Анны не существовало и еще более вероятно, что вообще никогда не случалось, чтобы Филипп с Анной, позируя вдвоем, смотрелись в зеркало инфанта их развлекала, Пертусато играл с собакой, а гофмаршал открывал занавес. К нему мастер обращался и ранее. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев.
Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. В левой части картины Веласкес изобразил себя во время работы над парным портретом королевской четы. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.
Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства.
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. И вот вырвалась наружу. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Примерно через десятилетие он добивался места Генерального директора Академии, но потерпел поражение при голосовании 28 из 29 были против него, несомненно из-за его глухоты. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Разумеется, нет. С. 330).
Единство живописи на Западе – одно из значительнейших явлений, подтверждающих единство европейской культуры. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Между тем, этот холст примечателен тем, что в нем запечатлено все то, что обычно не принято было показывать: он изображает закулисную сторону придворной жизни. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).
Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. «Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». «Он — гений неучтивости» (Там же.
Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Но Веласкес был не иллюстратором, не копиистом, не моралистом, не бытописателем, наконец, не проповедником социальной морали, он был прежде всего поэтом, художником. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Но если вертикальные оси композиции несколько сдвинуты и потому динамичны, то членения по горизонтали отличаются более спокойным характером.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В изображении самого себя за писанием картины с фигурами в человеческий рост Лагрене почти коснулся темы Веласкеса, но по существу оказался отнес очень далек. Но это спокойствие весьма обманчиво.
По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV. Лондон.
Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес. В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом.
В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. С. 34). За пределами холста или внутри него.
Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. — «Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной». С точки зрения каждой меняется значение целого. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен».
Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. В конных портретах Филиппа и Анны фоном служил пейзаж, однако развесистые деревья на фоне этих портретов выглядят всего лишь как условные кулисы, декорации. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Я никому не прислуживаюсь.
Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Однако момент пересечения границы становится событием очень большой важности, по каковой причине в магии отношение к любым границам отличается крайней почтительностью и осторожностью. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Картина «Менины» явным образом построена.
В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре.
Это его единственный достоверный автопортрет. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.
Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.
Всё правильно. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей.
СПб., 1994. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы.
Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. La carta del navegar pittoresco. Именно тихо.
Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года. (Колпинский Ю. Ф.
Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо. Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, — с его покровителем. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых.
Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Было ему тогда двадцать три года.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре».
Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть. Появление гофмаршала так неожиданно, он так естественно заглядывает через открытую дверь, как бы призывая нас покинуть полутемные покои дворца, что мы, подобно читателю романа, увлеченному второй фабульной линией и забывающему о главном герое, готовы не замечать инфанты и ее свиты.
За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут». Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. Художественное произведение понимается не как что-то обособленное, существующее само по себе, как это имело место в эпоху Возрождения, а, в согласии с общими представлениями о неразрывном единстве всех явлений мира, как часть его. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин».
Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Каждая обладает своей правомерностью. светотенью, красками. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же.
Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки.
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.
Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Но это же является внешним по отношению к картине, поскольку она останавливается здесь, позволяя видеть художника и его мастерскую, внешним в той мере, в какой она есть картина, то есть прямоугольный фрагмент линий и красок, предназначенных изображать нечто для глаз любого возможного зрителя. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.
Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. — «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой.
Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи.
И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов.
Это привело к инцесту внутри семьи. Инфанта являемся функцией короля.
В эту картину посторонним вход решительно воспрещен она как бы живет сама по себе, вернее, — наедине с самой собою. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.
Она вызвала на состязание Афину. У Гойи нет героя, его герой — сама картина, то есть, сам визуальный язык. 6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.
Собственно, картиной следует считать пролет, занятый фигурами, а в его пределах центральное место принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверях гофмаршала. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Только собака не желает ничего знать ни о короле, ни об инфанте, ни о художнике и не замечает даже шалостей Николасито. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Свет этот превращает церемонно-роскошную сцену в неустойчивый и вдруг поплывший мираж, в навязчивое, но внутренне несостоятельное наваждение. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Короля и королевы не видно. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.
Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Умело используя композицию, цвет и освещение, художник каждый раз достигает удивительного своеобразия и яркости образа. Можете представить, как высоко оценивал Веласкес свое ремесло, чтобы осмелиться поместить автопортрет на картине вместе с членами королевской семьи.
Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Это сцены из жизни простых людей. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству.
Не позабыты любимые забавы испанского двора: крохотный карлик Николасито Пертусато толкает ногой невозмутимо дремлющую огромную собаку. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено.
Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.
А почему в мастерской находится инфанта. От нестерпимого блеска взор зрителя буквально спасается в ту тень, которая окутывает фон портрета он отдыхает на картинах, уходящих куда-то ввысь позади королевского семейства, а затем концентрируется на прежде почти неприметном лице художника, глядящего прямо на нас поверх голов венценосных моделей. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Но даже королевская чета не абсолютна. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. И всё бы так и было, но есть ещё одно зеркало в глубине картины, где мы видим слабое отражение королевской четы. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты.
Но он по-прежнему одинок. С. 219).
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. светотенью, красками. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Дети, которые рождались в этом браке, быстро умирали и инфанта Маргарита была на тот момент их единственным ребенком. Зеркало, прежде всего представляет собой оборотную сторону большого полотна изображенного слева, скорее, даже не оборотную, а лицевую сторону, так как оно показывает в фас то, что скрыто положением этого полотна.
Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Юный Вакх противопоставлен собравшимся вокруг него крестьянам и пастухам не только тем, что он выделяется белизной тела и образует вершину уравновешенной пирамиды, составленной из двух склоненных перед ним фигур.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
Периодическими импульсами воспринимала она фламандские и итальянские веяния, перерабатывая их почти всегда неуклюже. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Venezia, 1660, p. 58).
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего.
М., 1995. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам.
Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин.
Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. А с другой – сам бросает вызов богам. Он живет в мадридском Алькасаре ему предоставлена под мастерскую целая галерея, примыкающая к покоям короля имеющего особый ключ от галереи. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.
Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд.
Однако это положение требует оговорок и поправок. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Но не это главное в полотне. Оба произведения выполнены в разных манерах. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц.
Итак, время действия – 1656 год. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения.
Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Куда больше распространены две другие точки зрения. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия.
Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43).
Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени.
Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Ему 57 лет. Нац. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
СПб., 1994, с. 42). Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». С. 39). Слева на переднем плане инфант Фердинанд.
Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века.
Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето. Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности.
В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. С. 41). В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Что бы Веласкес ни изображал – человека, кувшин, форму, позу, событие, — он всегда пишет портрет, в конечном итоге — портрет мгновения.
Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Искусство вечно. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции.
Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. На это указывает отражение в зеркале.