«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. По одной из них, Веласкес предоставил момент перерыва во время работы над портретом инфанты, когда к ней бросились ее фрейлины и в мастерскую как раз заглянула монаршая чета, чтобы узнать, как идут дела. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).
Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. На главных улицах Мадрида появятся фигуры фрейлин со знаменитой картины Диего Веласкеса «Менины» в новой интерпретации.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. За пределами холста или внутри него. Разумеется, нет.
На это указывает отражение в зеркале. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Но смотрит и художник. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.
Ему 57 лет. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Это дорого стоило. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы.
Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»30. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Эту надежду разделяет и сам Веласкес. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Но не это главное в полотне. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.
Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Она вызвала на состязание Афину. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Это сцены из жизни простых людей. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Именно тихо.
На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах.
Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В «Венере с зеркалом» (ок.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. А с другой – сам бросает вызов богам. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Инфанта, напротив, ярко освещена. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Есть и философские интерпретации. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. И почти невероятным.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
Их позы и жесты живые, естественные. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Ей всего пять лет.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Веласкес Диего, великий испанский художник. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Ей физически очень неудобно держать эту благородную позу, но она – послушная дочь своих родителей и будет делать всё, что от неё потребует этикет. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Но это спокойствие весьма обманчиво. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.
Находится в музее Прадо в Мадриде. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.
Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Каждый образ на редкость красноречив. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. И вот вырвалась наружу. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Здесь этот оксюморон вполне уместен.
Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом.
Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы.
Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Итак, время действия – 1656 год. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься — думаешь, а вдруг в последний раз его вижу». Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Всё правильно. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. А почему в мастерской находится инфанта.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. А приукрашивать действительность в Испании было не принято.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Контрасты освещения, двуслойное пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Однако ни один художник не станет работать в темноте. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. Куда больше распространены две другие точки зрения. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. И творчество побеждает. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. И в этом особенный трагизм.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Это ребёнок, лишённый детства.
Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Это привело к инцесту внутри семьи. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. То есть король вступил в инцестуозные отношения. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Картина хранится в мадридском музее Прадо.
На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Так это их изображает Веласкес. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Лица обеих групп реальны.
«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Оно проявляется во многих его работах. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Загадка заключается в другом. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции.
Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда.