Поистине раннее средневековье было для ведьм райским времечком. Вот где мрак и средневековье. А всех ведьм и прочих несогласных с фашистской властью, с криками радости и улюлюканьем, кастрюлеголовые уничтожают немедленно. Шароварня провалилась в средние века.
Сколь ни впечатляющими были эти аргументы, заметных перемен они не принесли, равно как и книга доктора Вира «О демоническом наваждении», вышедшая на полстолетия раньше. Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». Сначала бедняжка отрицает свою вину, пытается защититься, молит о пощаде.
И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» – маленькое темное пятно, которое было абсолютно бесчувственным. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм. Ведьмами называли и женщин, знающих целебные свойства растений и лечащих больных травами.
«Булла о ведовстве» и «Молот ведьм», появившиеся в конце XV века, положили начало триумфальному шествию демонологии на север. У судей всегда находились веские доводы по поводу любых возникающих сомнений: ведь сделка с Дьяволом суть «преступление исключительное», а в таких делах достаточно одних только слухов. Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Несмотря на то, что упоминание о ведьмах и колдунах содержалось ещё в раннехристиаских трактатах, до XIII века вера в колдовство считалась «языческим суеверием» и, в отдельных случаях, наказывалась, например — церковным покаянием2. Они опубликовали знаменитое сочинение Молот против ведьм (Молот ведьм), которое стало настольной книгой для организаторов судебных процессов о ведовстве. Вошедшие в историю Суды над ведьмами Фульда закончились лишь со смертью самого аббата. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем». С особенным интересом изучали судьи Дьявола в мужском обличье.
Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Напротив. Современные историки отвергают подобные концепции15. Единственный способ остановить ведьму — застать ее во время первого доения.
Вот почему они имеют постоянно дело с демонами, которые должны удовлетворить их похоть». Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. В статье 58-й «Каролины» говорится: «. Первой казнённой стала владелица нескольких городских таверн Бриджет Бишоп.
Уже в 1706 году король Фридрих I (1688-1713) заметно сократил количество ведовских процессов. Лори также могла по человеческой ауре ставить диагноз болезни. На лицо предполагаемой колдуньи надевали стальную маску с шипованным кляпом. Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной ибо «пути Господни неисповедимы» и к тому же плачет-то она под пытками.
Но главное место на этих сборищах отводилось диким танцам, во время которых нагие мужчины и женщины с факелами в руках, прижавшись спиной к спине, неистово корчились и горланили непристойные песни. Влияние этой книги было огромно. Она стала первой и последней женщиной, сожженной заживо на территории Швеции.
Религия – частное дело человека и не следует мешать ее с законодательством. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Анну, прозванную «Мать Дьявола», арестовали по обвинению мэра Кронборга, решившего выслужиться перед королем. Но если кто-то пытался прогневить ее, то горько расплачивался даже за неосторожное слово.
А значит именно они, покушаются на веру в Слово Божие и на могущество святой церкви. И хуже всего то, что от обвинения в ведовстве не могли спасти ни красота (считалось, что женщина получила свою красоту от дьявола), ни богатство, ни даже высокий титул (хотя знатным особам, обвинения в ведовстве предъявлялись реже, чем простым крестьянам, одним из примеров, хотя данная информация спорна, может служить маршал Франции Жиль де Ре обвиненный в колдовстве). Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным.
Та же участь постигла невинных людей в швейцарском кантоне Цуг (1737-1738), в вюртембергском монастыре Мархталь (1746-1747) и в архиепископстве Вюрцбургском (1749). Возмущению единоверцев Беккера не было предела. То есть, это и избиения внутри семьи, которые применялись фактически по отношению ко всем. При этом колдунов (друдов) чаще отыскивали в городах, нежели в селах. Много легенд ходило вокруг так называемой «дьявольской печати» — небольшого пятна, которое находилось на теле обвиняемого в колдовстве. Это было единственное место, в котором человек совсем не чувствовал боли. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер.
Эта концепция была также пересмотрена в XX веке. А от такого заявления недалеко и до признания вообще женского начала дьявольским, что и стало основным тезисом «Молота ведьм». Для этого достаточно было её «демонизировать».
Бурная фантазия питалась прочитанным в демонологических трактатах. Градация такая. Сказано – сделано. Трактаты о ведьмах XV века порой разнились между собой в деталях. Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты.
Сам бургомистр и члены ратуши вскоре последовали за ними. Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы: итальянцы, французы испанцы, немцы, как, например, Никола Жаке, чье полемическое сочинение «Бич еретиков», вышедшее в 1458 году, стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством.
Спустя год Томазий сделал новый шаг, потребовав запрещения пыток. Потому в засуху женщин загоняли в водоемы, чтобы найти и покарать вредоносную чародейку. Ведь колдовство считалось преступлением исключительным и потому на большинстве ведовских процессов пытки были более жестокими и длительными и применялись по многу раз. Но, с другой стороны, здесь нужно думать о двух вещах. В Украине до сих пор есть поверье, что, если, проходя мимо группы женщин, сложить правой рукой «фигу» и засунуть ее под мышку левой руки, ведьма отреагирует — окликнет вас и начнет браниться.
Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой. Вот таким образом нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием. Плюс у нас не было безбрачия белого духовенства. Немного истории. Так же поступали германцы и кельты. Особенно тяжело приходилось арестованным женщинам. Одним из охотников на ведьм в Англии был Меттью Хопкинс.
А король франков, будущий император Карл Великий, в 787 г. своим капитулярием (законом) установил смертную казнь в наказание тем, кто на основании подобной веры выискивает и убивает мнимых колдунов. Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей. Могла даже перевести на свое поле урожай соседа, навязав на чужом поле «завитки» или «заломы». В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
К примеру, король Франкского государства Людовик Благочестивый (814-840 гг. ) неожиданно увлёкся некоей красавицей Юдифью и женился на ней. Обвинить могли любую женщину и на вполне законных основаниях. Отсюда это культивируемое церковью презрение к женщине, наделение ее самыми плохими качествами, представление о ней как о «сосуде зла», «воплощении греха». Когда погасли костры, сумрачная тень пала на цветущие некогда края. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш.
По некоторым подсчетам инквизиторы свели в могилу несколько миллионов девушек и женщин. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. С мольбами о помощи обращались они к императору и папе Римскому.
Однако в других европейских странах идеи разума с трудом прокладывали себе дорогу. Однако фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви. После этого приговор был приведен в исполнение. Конечно, ведьмы будут умолять отдать пояс, угрожать и ругаться, но уступать им нельзя.
Этот-то знак и разыскивали судьи. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Отголоски тех лет слышны и поныне, а термин «Охота на Ведьм» стал употребляться в качестве синонима борьбы с вольнодумством и оппозицией.
Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это было уделом немногих. Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться».
Его поездка увенчалась успехом. Судьям была незнакома жалость к женщине, в которой церковь традиционно видела сосуд зла. Начало гонениям положил папа Иоанн XXII (1316-1334). Если с женщиной проживала кошка, сова или мышь – она тоже считалась ведьмой. Таким образом, первыми судьями были лица духовного звания.
На суде Бриджет вела себя крайне дерзко, что быстро привело ее к казни. Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление). Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности. Э. Фукс пишет: «Этой болезнью была истерия в разных ее стадиях. Папа римский Иннокентий VIII разразился в 1484 г. специальной буллой (посланием) С величайшим рвением.
Значит, она сознательно использовала магию во зло. И именно в этом Жанну и обвиняли. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). На суде Бриджет вела себя крайне дерзко, что быстро привело ее к казни.
Вторая была разработана на случай казни. В ужасе люди бежали за пределы страны. Авторами их были прежде всего лица духовного звания, как католики, так и протестанты.
Потом надо съесть яблоко как символ здоровья и благополучия или зарыть его во дворе в знак изобилия на долгие зимние месяцы. Не вызывали ли они, например, грозу ударами кнута по воде. Будучи обвиненной в колдовстве, женщина обычно арестовывалась и помещалась в камеру. Это событие привлекало даже тех, кто жил далеко.
Костры, на которых сжигали ведьм, запылали повсюду. Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм».
И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды. Пытка средней тяжести повреждает мягкие ткани. На Руси судебные процессы над ведуньями практически никогда не проводились. Оно старо как мир.
Обслуживающий персонал. Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Правда, приводились такие факты лишь затем, чтобы показать суеверие и мракобесие, присущие как средневековому миру вообще, так и священнослужителям в частности. Потом принялись за учеников и студентов. У некоторых ведьм такой дух был один, у других — по два, три, четыре или даже пять.
«Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции (в виде трегольного бруса или, например, как на рисунке). Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Ведь в ней отчетливо прослеживается путь общества к массовому помешательству: зарождение веры, затем провозглашение ее «непререкаемой истиной» и, наконец, насилие во имя этой истины, преследование или полное истребление действительных или мнимых врагов.
После этого подозреваемую либо сжигали на костре, либо вешали. Не написать, а прийти. Однако поначалу охотники за ведьмами натолкнулись в Германии на серьезное сопротивление. Он был скреплен высочайшим согласием аббата, добавившего к нему примечание: «Да свершится торжество справедливости». Немецкий охотник за ведьмами (по совместительству аббат и мэр города Фульда), Бальтазар фон Дернбах, арестовал Мергу Бин по обвинению в убийстве собственного мужа колдовством.
Чаще всего ведьм обвиняли в том, что они напускают хвори. Один только Бог правит миром.
культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. Ведь, если позволить этой «непререкаемой истине» воцариться, придет час, когда свою истинность она станет утверждать силой и страхом. На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства (в 50 км к северо-востоку от Боденского озера).
Это случилось в Гларусе, столице одного из швейцарских кантонов. Попытаемся узнать, кого называли в Средневековье ведьмами, чем отличались колдуны западноевропейские от славянских, какие деяния им приписывали и как с ними боролись. Иными словами, существует презумпция виновности.
Духи могли принимать облик хорька, жабы, паука, дрозда и вороны (считавшихся вещими птицами), а также мыши — обычной или летучей. Ведовство – знание, мнимая способность человека влиять сверхъестественными способами на окружающий мир: природные стихии, других людей, животных, неодушевлённые предметы. Следующим главным врагом католической церкви оказался сам Дьявол.
Когда правитель графства Вадуц (ныне Лихтенштейн) в 1677 – 1680 годах организовал охоту на ведьм, распорядившись сжечь 300 человек, в дело вмешался сам император. Они и стали главными жертвами инквизиции в следующие несколько столетий. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой. Страх перед знанием.
Спешу уверить: обнародуя свои выводы, я не стремлюсь к сенсации, но твердо убеждена, что приведенные факты и их анализ заслуживают внимания и дальнейшего изучения. Существовал способ, с помощью которого человек мог научиться видеть ведьм. На протяжении XV века представление о «дьявольских ведовских сектах» изложенное Иоганном Нидером в «Муравейнике», пополнилось рядом других трактатов о ведьмах. Знаменитый Салемский суд над ведьмами начался именно с этой женщины. В пользу эротического объяснения возникновения ведовства говорит и такой отрывок из «Молота ведьм» : «В-пятых, такая женщина, приобщенная к царству дьявола, получает своего особого черта для любви. После этого совокупляться с ней могли все желающие.
Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. Именно это и произошло в те тяжелые времена.
Еретик же был гораздо опаснее. Врач, разумеется, а то и два. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. сколько раз гостила на шабаше.
Целительство было редким примером одного из универсальных признаков ведьм во всей Европе. Как уже говорилось, вера в колдовство характерна для всего человечества, однако массовое обвинение в колдовстве детей отличает лишь Западную Европу XV-XVII веков. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов.
Для авторов «Молота ведьм» мужчина несоизмеримо выше женщины, прежде всего из-за ее безграничной похотливости. Подозреваемую сначала просто осматривали, а потом делали уколы специальной иглой. Охоту на ведьм открыл в 1484 году Папа Иннокентий VIII, обнародовав буллу «С величайшим рвением», направленную против ведовства как антихристианской практики.
Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. Помыться, побриться – это все нет. Чрезвычайная пытка, как правило, наносит существенный вред здоровью.
Это тоже неслучайно. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". Она также призналась под пытками всвоей причастности квызову бури исношениях сСатаной.
Впрочем, число мужчин, обвиненных в распространении колдовства, также постоянно росло.
Обеспокоенный жених обратился кЛаво спросьбой дать ему приворотное зелье. Охранники. Кровавое зрелище вызывало в обществе приступ массовой истерии – в короткие сроки на костер отправилось еще 70 «ведьм». Пусть люди видят – ещё одной проклятой ведьмой станет меньше. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. И матерые преступники приходили в изумление, когда узнавали, что их вычислила «ведьма Салема».
Некоторые (от страха или безысходности) сознавались сразу, но некоторые проявляли характер и тогда в ход шли всевозможные орудия пыток, под воздействием которых «ведьма» признавалась «во всем». И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. Если жриц почитали, то ведьм нещадно истребляли. Спустя три года (в 1320г. ) он послал инквизиторов в южнофранцузские епархии Тулузу и Каркассон, дабы «изгнать из дома Господня» всех колдунов, приказание, которое в 1326 году он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви. После венчания насвадебном пиру престарелого жениха хватил удар ионумер наглазах утолпы гостей. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел.
Таким же характерным повсеместно доказательством вины обвиняемых служило ношение ими амулетов или признаки психических заболеваний (одержимость). К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Шотландия разрешала иметь обвиняемой адвоката, когда в Англии обвиняющий обязан был доказать вину женщины реальными фактами. и так далее. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость.
Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья»2. Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году.
Тем не менее реакционерам не удалось остановить победное шествие этой книги. Могла ведьма переманить и яйценоскость у чужих кур. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения»14. На четвертом костре погибла жена бургомистра, а на пятом – жена одного из членов ратуши. Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов.
Знаменитый Салемский суд над ведьмами начался именно с этой женщины. Последствия этой борьбы нам уже известны. Её обвиняют в сговоре с Дьяволом, в участии в ночном сборище ведьм. В том же году его главная соперница, австрийская императрица Мария Терезия, запретила судам своей страны выносить приговоры ведьмам без ее согласия, что положило конец ведовским процессам и здесь.
То есть, еретиков приговаривали к ношению какой-то одежды, позорящей их, к паломничеству, к заключению на хлебе и воды на какое-то время. Средневековые ведовские процессы – процессы над ведьмами – и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей.
Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV века. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Так, двенадцатилетний мальчик, арестованный в 1665 году в южнонемецком городке Ройтлинген, постепенно «выдал» 170 членов дьявольской секты. Он пользовался популярностью прежде всего в самой Пруссии, а его ученики все чаще стали занимать влиятельные должности правительственных чиновников и судей. Колесование. Ведьмы стали в один ряд с еретиками.
Охота на ведьм была очень прибыльным занятием. где и как вредила она своими колдовскими чарами. В таких случаях следовало прежде всего ужесточить пытки и применять их до тех пор, пока обвиняемый не расскажет всей правды.
Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм. Это разные персонажи.
И вот вся эта теплая компания прибывает, объявляется две недели милосердия, во время этих двух недель каждый может сам сознаться в своих грехах, а все остальные должны доносить на своих соседей, друзей, родственников, недругов и т. д. Этих ведьм сжигали на кострах. Книга в трех частях состояла из доказательства существования ведьм, описания колдовства и ритуалов, а также самой охоты и способов казни колдуний. Как правило, народ не очень грамотный.
А если раз посеешь сомнение, то жди со временем полного разочарования. Однако этот мужественный человек не испугался. Девушка получила состояние ивышла витоге замуж засвоего возлюбленного, аЛаво досталась отблагодарных молодых солидная награда запомощь. В Стокгольме верили, что ведьмы похищают детей. Классические пытки имели две разновидности – испытание водой и раскаленным металлом.
Осужденную женщину ждала казнь. В колдовстве обвиняли в основном женщин. В славянских языках слово «ведьма» происходит от «ведать» — знать. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Так из окраины Германия превратилась в эпицентр борьбы с ведовством. Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне – Яков I Стюарт. Дыбу применяли на всей территории Европы. Европейские страны в этот период активно уничтожали население.
С рассветом собравшиеся отправлялись в обратный путь. Но «благочестивые» охотники не позволяли сбить себя с толку. Самый первый случай сожжения ведьмы зафиксирован в 1128 году.
Обманывать людей она не бросила и после замужества. К тому же дети могли случайно проболтаться о чем-нибудь. Сейчас существует множество мнений на этот счет. Их встречал сам дьявол, которого они должны были целовать под хвост. По легенде именно от такой связи может родиться настоящий колдун.
Ведь главной целью «судов» было любыми средствами выбить признание из обвиняемых. Слово «шабаш» происходит от еврейского sabbat, обозначающего седьмой день недели. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Он имел свое имя, был разумным и принимал облик животного.
Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". «Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 годы), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью. Сырое, тёмное подземелье. Число расправ с ведьмами росло, как снежный ком, доносы сыпались один за другим. В обмен на признание обещали прекращение терзаний и жизнь.
Частые эпидемии изнурительные голодные годы, длительные войны вымотали людей. Еще одним интересным вопросом является следующий: как инквизиция распознавала ведьму. Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола».
Прежде всего надо отменить ужасные пытки и тогда ведьмы исчезнут сами собой. Их можно было узнать по черным родимым пятнам на теле или странным шрамам. Когда все были в сборе, появлялась повозка с палачом и будущими жертвами. Ее обвинили в том, что с помощью «сверхъестественной и непостижимой колдовской силы» она наслала порчу на душу и тело дочери своего хозяина – врача и судьи. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко.
Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание. На рубеже XII — XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. А само обвинение строилось на таких показаниях, которые современный суд назвал не заслуживающими доверия. Немецкий охотник за ведьмами (по совместительству аббат и мэр города Фульда), Бальтазар фон Дернбах арестовал Мергу Бин по обвинению в убийстве собственного мужа колдовством. Их кожа покрыта какими-то пятнами.
Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Их судят светские, епископские и инквизиционные суды. А вот уже в 15-м столетии, даже во второй его половине, постепенно происходит очень большой перелом в сознании европейцев – сливаются ересь и колдовство, начинаются массовые преследования ведьм, все это начинается в регионе, который мы с вами называем Германия, тогда этого государства не было, но вот примерно там, а дальше распространяется это по всей Европе, пишется знаменитый «Молот ведьм», о котором наверняка все слышали – это 80-е годы 15 века.
А ведь именно на таких показаниях базировался процесс Салемских ведьм. Только отношение к ней сложилось прямо противоположное.
Гораздо сильнее пострадала Шотландия, где одержимый ведовством король Яков VI (впоследствии английский король Яков I) опубликовал собственный трактат о ведьмах. В то время как одержимость ведовством охватила центр Европы, распространяясь оттуда на север, запад, восток и юго-восток, гонения в Испании и Италии постепенно пошли на убыль. Умеренная пытка не приносит обвиняемому существенных телесных повреждений. «Если она потеряла сознание и ее бесчувственное тело начало отторгать газы и жидкости». Под пытками несчастные были согласны подтвердить самую изощренную выдумку.
В своем двухтомном сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 – 1698) сурово осудил протестантских собратьев по вере, равно как и всех верящих в ведьм. Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. На одиннадцатом костре впервые было казнено лицо духовного звания. Надо отметить, что казнь всегда была публичным зрелищем, цель которого – устрашить и запугать публику. Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). Но на практике положения эти не соблюдались по следующей причине: сделка с Дьяволом, шабаш и другие мерзкие преступления, творимые ведьмами по наущению Дьявола, наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, что здесь позволительно было говорить о «преступлениях исключительных». И тогда папа прибег к последнему средству – силе.
Сожжение было основным методом казни. Даже применение самых безобидных «чудодейственных» средств с точки зрения церкви происходило не без участия дьявола. Но если женщина признавалась, её миловали и перед сожжением душили. К ведьме у публики сочувствия не было, над ней смеялись и подтрунивали.
Грандиозная охота на ведьм, начавшись в Западной Германии, постепенно захватила восточные земли, а затем и Польшу. Однако, по их мнению, охотники за ведьмами безмерно преувеличивали эту опасность. Горожане спешили на казнь в праздничных одеждах.
Целительство было редким примером одного из универсальных признаков ведьм во всей Европе. каким образом, как часто она отдавалась ему. Что касается процесса. Она говорила, что все эти удивительные вещи ейрассказывают «голоса». Волшебная мазь изготовленная из ядовитых растений (белена, паслен, болиголов) помогала им обладать этими способностями. Среди этих методов, был так называемый метод «купание ведьм». На протяжении двух столетий костры горели не переставая. Как правило, на шабаше нечистый принимает вид черного козла.
Ведьмы делились на две группы — «родимые», то есть те, кто уже родился с ведовским даром и ученые, которые по своей воле захотели стать ведьмами. А если тело сожжено, то какое же воскрешение без тела. Дыба-подвес. Первый значительный труд такого рода, «Муравейник» («Formicarius»), созданный в 1437 году доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 года завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах. Кстати, никто даже и не попытался поднять на смех мнение Лори Кэбот.
Событие произошло во Фландрии. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре. В большинстве других случаев ведьма не имела права иметь защитника. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом. Необычный вид казни через сожжение в средневековье считался «христианским видом казни», ведь процедура проходила без пролития крови.
Так, многие женщины верили, что занимались любовью с дьяволом. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. С января по октябрь 1692 г. здесь тянулся чудовищный процесс над ведьмами. - Одно крошечное уточнение. Нельзя сказать, что жители местных деревень были довольны подобным соседством.
Уже на первых допросах палач запугивал ведьму, показывая ей орудия пыток. Вошедшие в историю Суды над ведьмами Фульда закончились лишь со смертью самого аббата. Пожалуй, за исключением Испании. Само слово ведьма происходит от глаголаведать —знать, английское же слово witch больше значит околдовывать, очаровывать.
Это привело к тому, что население деревень и городов стало подвластно местным правителям. Бриджет Бишоп Знаменитый Салемский суд над ведьмами начался именно с этой женщины. Повара. Если не возникло – значит, никому она не понадобилась.
Европейская общественность беспомощно взирала на совершавшееся узаконенное убийство. Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными. Вот таким образом прежде всего обращались к испытанию иглой.
Издалека приходил народ к месту казни, все были одеты в праздничную одежду. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени". В Стокгольме верили, что ведьмы похищают детей.
Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 – 1588). Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования.
Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. Мерга Бин Немецкий охотник за ведьмами (по совместительству аббат и мэр города Фульда), Бальтазар фон Дернбах, арестовал Мергу Бин по обвинению в убийстве собственного мужа колдовством. Начинали обычно с женщин низших сословий. Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град. Еще недавно считалось, что число казненных составляет около 9 миллионов.
Женщину могли испытать водой – связав, бросить в реку. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (то есть «чистых» отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» – еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Надрезая кору дубов, дьявол вытягивает из деревьев вино, которое и пьют присутствующие.
- Но тут же еще пытки обязательны. Их судят епископские инквизиционные и светские суды. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности.
Средневековую Европу трудно представить без крестовых походов, эпидемий чумы, бесчисленных феодальных войн и Охоты на Ведьм — фанатичного истребления невинных под прикрытием борьбы с темными силами. - У меня есть одна очень хорошая версия. Если же женщина или девушка стояли на своем и не собирались признавать себя нечистой силой, применялась «ведьмовская узда». При этом фантазия рассказчиков доходит до весьма страшных вещей. Даже набожность и благочестие не могли доказать невиновность. В деревнях порой недоставало дров для этих костров.
Но подобные обвинения были делом редким. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. Во Франции – средне.
В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Придумали ее в начале 13 века для того, чтобы бороться с еретиками.
В раннее средневековье к ведьмам и церковные и светские власти относились весьма равнодушно, ограничиваясь предупреждением, что народные сказки о ведьмах – это бред, фантазия и безумие. Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый «дурной глаз». И стоит сторонникам некоего учения объявить его догмой, «непререкаемой вечной истиной», нужно немедленно бить в набат.
Ведьм считали преступницами, достойными смерти, но, так как они раскаивались, судьи просили быть к ним «милостивыми», то есть убить без кровопролития. Они были убеждены, что Бог – и это было главным их оправданием – не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» своей клеветой несло горе невинным людям. - Инквизицио – это, дословно, расследование. Пытки стали важным средством, чтобы обработать подсудимую. На помощь соседей рассчитывать теперь было трудно. В них определялось отношение к возникшему подозрению, требования к свидетелям, рекомендовалось не забывать о добром имени обвиняемого, определялось, сколько времени его пытать и какие орудия должно при этом использовать.
Государства, расположенные к северу от Альп, активно способствовали этому, внеся в свои уголовные законодательства наказание за ведовство. Так судебные протоколы быстро заполнялись именами упомянутых безвинных людей, которым, в свою очередь, приходилось выдавать своих сообщников и так далее. В Библии говорится о существовании Дьявола. Так же редко они отмечены углублением кожи. Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы".
Сжигают студентов и юношей благородных кровей в возрасте девяти-четырнадцати лет». Не Дьявол внушил людям эти мерзкие выдумки, как утверждал в свое время доктор Вир, люди сами обманывают себя. Кровавое зрелище вызвало в обществе приступ массовой истерии — в короткие сроки на костер отправились еще 70 «ведьм». Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Во-первых, действительно чудовищно низкий уровень гуманности и очень высокий уровень жестокости и в быту и то, что люди в принципе, видели – это постоянные проявления нетерпимости. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354-430 годы), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними.
Но в целом вырисовывался сходный образ «проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний». - Конечно.
В 1704 году в сочинении под названием «Краткие тезисы о грехе колдовства» он вновь потребовал запретить ведовские процессы. В таком толковании закона укреплял судей и «Молот ведьм» ибо авторы советовали обходить запрет на повторное применение пыток, называя его просто «продолжением». Как правило, такие праздники проводятся восемь раз в год. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Людовику пришлось уступить.
В1977-м году она удостоилась официального звания «ведьмы Салема» отмассачусетского губернатора. Обвиняя ведьм и колдунов в «нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола» им приписывали самые мерзкие преступления. Началась охота на ведьм.
В XVI-XVII веке была сильная охота на ведьм. Еще Хеллоуин — праздник урожая. Зачастую на все время следствия узников заковывали в кандалы. А «исключительные» преступления оправдывали и любое исключение из правил.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. Это обусловлено тем, что в России исповедуется иная, нежели в Европе, форма христианства — православие, не зацикленное, как католицизм, на первородном грехе и женщине как сосуде, вмещающем этот грех.
Она стала первой и последней женщиной, сожженной заживо на территории Швеции. Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов. Изобличённых таким образом ожидал суд. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9 – 14 лет. лангобардский король Ротар своим эдиктом (особо важным указом) прямо запретил христианам верить в то, что женщины могут быть вампирами и высасывать кровь живых людей. За время его деятельности вместе с коллегой Джоном Стерном было казнено больше людей, чем за все 160 лет преследования ведьм в Англии.
Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Ясновидица помогала полиции распутывать самые трудные уголовные дела. В дело вмешалось духовенство, заступившееся за пострадавших. То есть, у нас как-то все помягче и поспокойнее.
И даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную «молчаливую сделку с Дьяволом» и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно. Охрана колыбели или пытка бдением. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Лори переехала вСалем— город вМассачусетсе— истала учить желающих гадать накартах Таро.
И словно в подтверждение, в 1540 году в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. До судебного разбирательства защитники не допускались. Наслушавшись рассказов про злых колдунов, люди старались защитить свое жилище от сглаза. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии.
Для укрепления власти необходимо было действовать жестко и показательно. Согласно историческим данным, гонения на ведьм в Средневековье переросло в личную месть неугодным людям. Следует отметить, что оправдание жертв тоже было присуще эпохе средневековья. Одна изображала недавно умершего мужчину – доказательство, ошеломившее жителей Салема. Лишь в редких случаях казнь заменялась на пожизненное заключение. И вот таким образом лицо, обладающее «более широкими» чем принято познаниями автоматически становилось «потенциально опасным» (тем более, если эти знания противоречили религиозным догмам). Подозреваемый обязан был пройти несколько метров с куском раскаленного железа в руках.
Будучи шестилетней девочкой, Лори часто поражала взрослых неизвестно откуда взявшимися откровениями. что происходило на шабаше и кого она там видела. Волна гонений стала спадать лишь в XVIII в., когда обезлюдели целые местности. Иначе таких собак называли ярчуками.
Папа издал чрезвычайно жестокие указы. И такой враг всегда находился.
Болезнь или смерть ребёнка, пропажа молока у коровы, неурожай исчезновение в хозяйстве какой-либо вещи, даже недобрый взгляд из-за соседнего забора или красота – всё это и многое другое могло вызвать роковой навет. Это положило начало различным страхам, желание найти виновника всех бедствий.
Первоначально ведьмами называли знахарок (ведуний). Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год. И церковь и светская власть видели воплощение всех особенностей народного миросозерцания и соответствовавшей ему практики, в корне враждебных идеологической монополии, на которую претендовали церковь и абсолютистское государство в XVI и XVII вв18.
На суде Бриджет вела себя крайне дерзко, что быстро привело ее к казни. Утонул – виновен. В одной из книг по демонологии есть такое указание: «Дьявол ставит на ведьм некую отметину, особенно на тех, в чьей преданности он сомневается.
Параллельно сэтим она спомощью ясновидения помогала полиции враскрытии сложных преступлений, проводила диагностику болезней почеловеческой ауре, апозднее основала «Лигу общественного признания ведьм». Сейлемский пастор Сэмюэл Пэррис воспитывал дочь и племянницу очень строго.
Божий суд имел место быть до конца 17 века. Кровавое зрелище вызывало в обществе приступ массовой истерии — в короткие сроки на костер отправилось еще 70 «ведьм». Подобные «признания», внушенные жертвам и выбитые из них под пытками, укрепляли обвинителей в их одержимости ведовством. Когда представители власти расходились по домам, слуги смотрели за огнем, до тех пор, пока от «костра ведьм» остался один пепел.
– разгар охоты на ведьм. Как могло раз-виться это коллективное безумие. Ведьма не могла утонуть, т. к. считалось, что вода колдуний не берёт. Девочки стали биться в судорогах, плача и смеясь.
Не опрокидывали ли горшок, наводя иней, чтобы погубить под ним растения и плоды. Она умела обвести вокруг пальца любую жертву.
Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости". Едкий дым от них стелился в Германии, Франции, Швейцарии, Испании. Но главной целью шабаша был отнюдь не разврат. А на самом деле в истории инквизиции были очень разные периоды.
Анну заживо сожгли накостре ивисторию она вошла под именем Матери Дьявола. Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. Безобидные гулянья стали расцениваться истеричными фанатиками как праздники во славу дьявола и, если после таких гуляний происходило что-то плохое, это считалось происками дьявола и его слуг, набравшихся сил после встречи с «шефом».
Однако демонология не входила в их число. В 1684 году (за 7 лет до выхода книги Беккера) он приказал арестовать графа и пожизненно заточить в тюрьму за эти беззаконные процессы. Но судьи непреклонны. С 1532 года на территории Германии действовали положения так называемой «Каролины».
Из названия видно, что имел в виду автор: все эти мерзкие выдумки о ведьмах внушил людям сам Дьявол именно затем, чтобы они учинили ведовские процессы, эту «бойню невинных», преступив тем самым заповеди милосердного Господа. Чаще всего духи принимали вид черных котов. Особенно ценился при охоте на ведьм первак. В октябре 1517 года монах доктор Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. При обыске в доме Бриджет обнаружили кукол для порчи, утыканных иглами. Здесь ведьмы устраивают разгульные банкеты и отчитываются перед высшей нечистой силой.
Ведовских процессов раннего средневековья известно немного. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения. После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. - А адвокатов как таковых ведь не было.
В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. Не лепили ли градины из воды и каменьев. На пытках Анна не только призналась во всем, но и назвала еще пять имен своих сообщниц — жену мэра в том числе.
Целью всех этих гонений было одно – полное уничтожение ведовской секты. В Кёльне в 1627 – 1639 годах было казнено около тысячи человек. Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Внешне же ведьма выглядит как обычная женщина. В таком положении ее кидали в глубокий водоем. Традиционные формы народной жизни, праздники, обычаи, которые в эпоху расцвета западноевропейского средневековья никому особенно не мешали, в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм, чёрные мессы, сатанинские культы.
- А почему нет. Палачи. Еще один способ — подкараулить ведьму, проникающую в хлев. В 1692 году Бриджет владела сразу двумя тавернами, носила провокационные наряды и, как выяснилось позднее, на досуге в самом деле занималась колдовством.
Считалось, что он обладал очень большим и холодным как лед детородным органом. Постоянные проявления каких-то зверских, можно сказать, для нас инстинктов. Обвиняемый должен доказывать, что он не виноват.
А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Приговор был вынесен 30 марта 1775 года. Эти данные явно завышены. Исковерканные средневековой религией, они не исчезнут. Обычно на шабаш приводили и новообращенных ведьм.
Сначала случаи казней были редкими, но постепенно приобрели массовый характер. В «Молоте ведьм» это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться. При обыске в доме Бриджет обнаружили кукол для порчи, утыканных иглами.
Было поверье, что такая отметина не была чувствительна к боли. Вошедшие в историю суды над ведьмами Фульды закончились лишь со смертью самого аббата. Они будут продолжать захватывать легенды истории и фэнтези, пугать и очаровывать людей.
Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Ведовство считалось преступлением более тяжким, чем поджог или убийство.
5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» – «Всеми помыслами души»). Потом обычно начинались танцы. Ранним весенним утром всех девушек сожгли прямо у стен Кронборга. Понимаете, в чем проблема. У жертвы отнимались все права и имущество, затем ее кидали в камеру.
Соответствующие местные законы определяли, на что следовало обращать внимание. Чтобы в этом женщина призналась, ее подвергали страшным пыткам. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. И такой враг всегда находился. Это в корне изменило положение дел.
Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. В XV веке она охватила север Франции и Швейцарию. Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи.
Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. В Стокгольме верили, что ведьмы похищают детей. В Салеме Лори Кэбот открыла курсы гадания на картах Таро. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Папское внимание воодушевило названных ведьмоискателей. За это «гнусное преступление» они распорядились отрубить несчастной женщине голову, а тело ее зарыть под виселицей. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты.
Лишь анализ всех об-стоятельств эпохи помогает приблизиться к разгадке. И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Он, верховный пастырь всех христиан, призывает всех облеченных властью решительно поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора. Вспомним еще раз историю охоты на ведьм.
Задумаемся еще раз об этой дате – 1782 год. Ордалии – вид божьего суда, основанный на уверенности в том, что Бог помогает невиновным. Сначала ведовские процессы проводила инквизиция. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи.
Было принято начинать допрос с церковного обряда. Действительно, почему именно на женщин, а не на мужчин обрушился гнев инквизиции. То есть, это уже пытка. Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны. Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана Купалу ведьма может выстричь на чужом поле узкую «дорожку» и собрать срезанные колоски — вместе с ними она якобы забирает весь урожай с поля. И далее: «Трех-четырехлетние дети заводят шашни с Дьяволом. Только эти псы обладали способностью видеть ведьм и отличать их от других женщин.
В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). А в 1714 году его преемник, «фельдфебель на троне» Фридрих Вильгельм I (1713-1740), выпустил эдикт, которым повелевал отныне направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о ведьмах. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми.
Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". Люди вынуждены были признаться, что с развитием естественных наук многие «божественные истины» стали выглядеть чистейшими фантазиями. После этого сюной невестой как поволшебству произошли удивительные перемены: она перестала сопротивляться ипокорно пошла под венец. Пострадавшая от пыток женщина могла даже получить возмещение за свои страдания. В Германии это устройство пытки бдением называлось «Охрана колыбели». И вправду, разве можно верить, например, показаниям соседки (обиженной из-за того, что на неё не так посмотрели, не то сказали) или показаниям детей, которые просто решили пошутить.
Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Изощренные пытки издевательства делали жертву покладистой и она сознавалась в том, что превращалась по ночам в черную кошку, чтобы мстить порядочным людям и наводить на них порчу. Вот таким образом искали его всегда в ходе мучительных пыток – булавками или каленым железом. Ведьм предписывалось жестоко пытать, поскольку, согласно средневековым инструкциям, они с помощью дьявола могли достаточно долго выдерживать различные испытания. (из текста)Читаешь такой ужас и лишний раз убеждаешься, что немцы всегда с головой не дружили и на теме агрессии и дьявольской жестокости они помешаны, хотя, у их соседей (французов, англичан испанцев) было не на много лучше. Там хватало других проблем. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины»: «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью и кару эту должно свершить огнем». Но христианская мифология называет этим словом сборище ведьм и колдунов для встречи с дьяволом.
О том, как развивались события, можно судить по списку ведьм, которые были сожжены в Вюрцбурге. Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Чтобы скрыть свое истинное обличье, они превращались в жаб, собак, кошек, свиней, сорок.
Они неясны и ныне. Она часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Ибо даже самое невинное колдовство, по словам знаменитого богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), есть та самая «сделка с Дьяволом», о которой говорил Августин.
Одну из них выбирали Царицей шабаша. Болезнь превращалась в игру для девочек и трагедию для горожан. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется.
В14лет юная Лори переехала вБостон, где встретила двух ведьм имена которых неизвестны иименно они разглядели вдевушке настоящий талант коккультным наукам истали обучать еёвсему, что поихмнению положено знать настоящей ведьме. Тот, кто осознает такую опасность, будет с недоверием относиться к любым проповедникам «вечных истин» и решительно выступит против, если они вновь позовут на «охоту за ведьмами».
Абсолютно голая, она ложилась на алтарь, где дьявол лишал ее невинности. Итак, в существовании сделки с Дьяволом, шабашей и порчи никто уже не сомневался. Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест.
В древности было достаточно сложно различить гадалку, собирательницу трав и ведьму. Стоило ведьмам втереть животным волшебную мазь и тех мог разбить паралич. Лишь через несколько лет к ослепленным яростью епископам стал возвращаться разум. Наконец привозили на тележках связанных колдунов и лесных ведьм в сопровождении палачей.
Участницы прилетали на него на метлах или козлах. Далее следовали бесконечные допросы, на которых женщине предлагалось сознаться в совершенных деяниях (которые она на самом деле не совершала) и покаяться перед смертной казнью. Да и высшие слои, не смотря на своё положение, зачастую не получали необходимых знаний. Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности.
Борьба с ведьмами имела и материальную сторону. Упорство мужественной женщины судьи объясняли безграничным могуществом Дьявола. Однако ничего другого нам о нем не известно. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат.
(Основными центрами обучения служили монастыри). По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие»14. Чудесами занимались ведьмы. Тюремщики. проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному».
Звали ее Анна Гельди. «Ведьма» Анна Гельди умерла не в эпоху «мрачного Средневековья», а во времена Канта, Гете, Шиллера, Моцарта и Бетховена. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720 – 1730-х годов в Сербии. Почему же это произошло. В Корноулле (Англия) ее звали «Ведьмой изгороди», прославившейся в XIХ веке своим искусством целительницы и колдуньи. Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. У славян существовало множество самых разнообразных способов распознавания ведьм.
Есть два основных вида таинственных знаков – дьявольское пятно и ведьмин знак. Охота на ведьм была очень выгодным и доходным занятием. Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Этот способ получения признания не предполагал нанесения телесных повреждений. Поначалу над ней смеялись, еёбоялись, новитоге привыкли.
Доносчику доставалось все ее имущество, палачам и судьям платили большое жалование. Анну, прозванную «Мать Дьявола», арестовали по обвинению мэра Кронборга, решившего выслужиться перед королем. Особое умение ведьм – полет и превращение в зверей. И вскоре колдовские флюиды разогнали всех клиентов незадачливого сапожника. Так, верно, что демоны способны принимать обличье женщин и в виде так называемых суккубов вступать в связь с колдунами или же являться в образе мужском, в виде инкубов и соединяться с колдуньями. Вот, что можно прочитать в книге борцов с ведьмами: «Подведем итог: все это делается из плотских вожделений, отличающихся у них ненасытностью.
Члены ее постоянно трясутся". В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. Историки склонны считать, что казнь Здунк была мерой снятия социального напряжения, уступкой общественному мнению, требовавшего мести польским солдатам, которые по мнению историков, являются наиболее вероятными поджигателями. После Тридцатилетней войны (1618 – 1648), отмеченной жестокостями и политическими потрясениями, в мировоззрении правящих кругов стран Западной Европы наметились глубокие перемены.
А она продолжила свою деятельность и вскоре основала Лигу общественного признания ведьм. По поверьям, ведьмы обладали большой силой и могли легко испортить жизнь любому человеку. Первые допросы проходили по заданной схеме. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.
Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе им посвященной, они именуются эпидемиями). Хотя не во все байки про дьявольские выходки колдуний верил сам народ. Лори Кэбот— современная ведьма, живущая издравствующая посей день.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Именно женщина, неспособная устоять перед очарованием дьявола, продает ему свою душу. В самых клинических случаях – отправляли на костер. Однако судьи Гларуса были невозмутимы.
XVI-XVII вв. При детальном изучении описаний шабашей и истории ведовства оказалось, что эти описания — чистый вымысел, придуманный жертвами инквизиции во время мучительных пыток. Женщину осудили на «смерть от меча». Однако их вовсе не считали прислужниками зла.
Дыба. Кроме того, схоласты пришли к выводу, что многие из представлений, распространенных в народе, являются не пустым суеверием, а истинной правдой. Опираясь на доносы, во многих случаях на судебных процессах в качестве свидетелей были призваны даже дети, душевнобольные и преступники. За это время было осуждено и убито несколько десятков тысяч человек. Более тяжкого преступления, чем ведовство не было. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным.
С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. Считалось, что, когда колдунья вонзает зубы в яблоко, частица ее души переходит в плод. А в промежутке между занятиями превратилась в «мисс Марпл» – знаменитый персонаж Агаты Кристи.
Одна изображала недавно умершего мужчину — доказательство, ошеломившее жителей Салема. Канцлер с канцлершей тоже осуждены». Обвинить могли любого человека вне зависимости от возраста и профессии.
Судьи заранее располагали многочисленными вопросами к ведьме. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными". Сменить одежду – нет. Противники охоты на ведьм вновь и вновь выступали с резкой критикой этих безумных деяний.
В Лидсе Мэри повстречала Джона Бейтмена, который вскоре стал ее супругом. На этот вопрос пока нет совершенно уверенного ответа. Французские рыцари, подстрекаемые сопровождавшими их папскими легатами, превратили область на юге Франции, где жили катары, в пустыню. По сути Тасмин Блайт никому не приносила вреда.
Таких псов хозяева берегли, как зеницу ока. Зачем она выглядит так влекуще. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. 9 Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). 10. Наряду с «обычными» пытками судьи могли использовать и другие средства.
Еще и поныне об этом напоминает название внезапной боли в пояснице: «ведьмин прострел». Расправы над ведьмами росли, доносы сыпались один за другим.
Издалека стекался народ к месту казни. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии. Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. XVI – XVII века – это разгар охоты на ведьм. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Часто во время праздника исполняют «пляску с яблоками».
Это был своеобразный протест против террора Церкви. Ранним весенним утром всех девушек сожгли прямо у стен Кронборга.
В Англии осужденные могли подать апелляцию. Еёперу принадлежит книга «Сила ведьм», развенчивающая большинство стереотипов оведьмах иихосновном предназначении. Ведьме не разрешали мыться, в грязи и болезнях она погибала достаточно быстро. Эти сведения выдавливались из них во время допросов с пристрастием, то бишь под пытками. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры.
«Йоркширская ведьма» начинала путь предсказательницы (колдуньей она себя никогда не считала. ) с мелкого воровства и мошенничества. Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности. Признание в этом нужно было вытащить из обвиняемой женщины любым путем.
Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Но для этого закон и правосудие должны следовать не неким «божественным заповедям», а принципам разума и целесообразности. Это, несомненно, наиболее распространенная пытка. Да вот только привлечь рогатого к суду было проблематично, ввиду недоказанности его существования.
Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегель. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Так, в лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567 -1582 годах появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины». Когда суд вынес ей смертный приговор, по всей Европе поднялась буря негодования.
Инквизиторы трудились не покладая рук, пока подозреваемая в колдовстве под пытками не «каялась» во всех этих, а то и в гораздо худших прегрешениях. Считалось, что опасными колдуны и ведьмы становятся в большие годовые праздники: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасху, Троицу, Рождество и, конечно, в канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Те же, кому посчастливилось избежать доноса, тоже пребывали в страхе ибо в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству (некто мог припомнить своих так называемых сообщников под пытками). Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Не менее часто ведовские способности приписывались и молодым красивым женщинам.
Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях. «Верно, погибло уже полгорода, – писал в письме потрясенный очевидец. Он устраивает с ней свадьбу, а другие при этом веселятся.
Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. Они все равно совершенно бесправны. Разоблаченную ведьму сжигали на костре. В то же время в другой земле в число свидетельств практикующегося обвиняемыми колдовстваКолдовство – черная магия ведьм вошло наличие в доме масла, мазей или других целебных снадобий, а также ингредиентов для них.
При обыске в доме Бриджет обнаружили кукол для порчи, утыканных иглами. За дело берётся палач – проверенный мастер своего дела. В данном случае ведьма – своеобразная трансформация жрицы.
Этот знак является как бы подписью, скрепляющей их договор. У ранней инквизиции обвинение в ведьмовстве было одним из многих обвинений, но не главным.
Имена свидетелей сохранялись в тайне. Врач помочь не смог и кто-то из окружающих вспомнил о кознях нечистой силы. Она вынуждена подойти к костру, чтобы прекратить свои мучения. На самом деле инквизиция – это, как правило, учреждение выездное. Но на этом дело не заканчивалось.
Не обошлось и без хитростей. против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом4. Они стали жертвами самосуда жителей, которые посчитали, что те виновны в неурожаях и эпидемиях болезней, унесших немало человеческих жизней. Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в «еретическом колдовстве».
Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского2. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими. Рядом с этим охота на ведьм уже не казалась столь существенной. Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму.
Кэбот стала носить длинные чёрные одеяния, пентакль идругие ритуальные украшения. Попытка вернуть утраченный авторитет с помощью широкой проповеднической кампании потерпела неудачу. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. Называлась она «О демоническом наваждении».
Обвинив его в колдовстве инквизитора повесили. Женщину, которая не соглашалась с судебным приговором, была признана в сговоре с дьяволом. За это время в действие было приведено около двухсот тысяч смертных приговоров.
Выбить признание до смерти перепуганной женщины в самых страшных деяниях труда не составляло. По их настоянию его изгнали из проповедников и не допускали к причастию. Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой. Так как предполагается, что только пытка может исторгнуть правду из уст допрашиваемого.
«О времена, о нравы. » – можно только воскликнуть, когда речь заходит о мрачном Средневековье. Она стала первой и последней женщиной, сожженной заживо на территории Швеции. Лишь в XVIII веке гонения стали спадать. 22, 18). Считалось, что проще всего выявить ведьму в церкви во время службы, особенно пасхальной. Но такие обещания выполнялись редко.
Для того, чтобы вы эти признания под пыткой подтвердили. «Ведьма Салема» известна не только в штате Массачусетс. В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном.
Ведь на них охотилась вся нечисть и старалась уничтожить, пока псу не исполнился год. Им якобы проще завлекать в свои сети людей. Но это вовсе не значит, что участники были колдунами.
- Детей обвиняли в колдовстве, никаких возрастных ограничений не было. Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным. Одна изображала недавно умершего мужчину — доказательство, ошеломившее жителей Салема. В инквизиционном процессе все ровно наоборот. Таким образом, реальное число казненных могло быть гораздо выше 100 тысяч человек. Рассуждая сначала о том, что "имеется известное затруднение, считать или не считать возможным наслание ведьмами проказы и эпилепсии.
На теле ведьмы средневековья искали доказательство вины, называемой «печатью дьявола». С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Обычно к ним обращались в различных сложных ситуациях и в зависимости от результата ворожбы награждали или казнили. Аргументы знаменитого ученого вызвали огромный интерес далеко за пределами Пруссии. Жуткое предположение старших Бетти и Абигайл встретили с восторгом. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Наиболее разумные князья уже давно поняли, что так дальше продолжаться не может.
Часто уже это заставляло несчастных оговаривать себя. Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим владычеством. Если вы даже сознаетесь совершенно во всем, все равно вас будут пытать, правда, несильно. Однако на этом охота на ведьм не кончилась, вести ведовские процессы стали светские суды. В самом существовании на теле человека каких-то пятен или отметин нет ничего странного и чудесного.
Приговор нельзя было опротестовать. Самым большим лиходейством у ведьм, считался шабаш. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия». Инквизиторы искали их, раздевая женщин. Но это продолжалось недолго. Массово судебные процессы над ведьмами продолжались до 18 века.
Вошедшие в историю Суды над ведьмами Фульда закончились лишь со смертью самого аббата. Непременно притворялся ее искренним другом. Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна.
Особенное внимание уделялось участниками шабаша склонению к близости родственников. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. Считалось, что ведьма узнается по особому знаку, который оставляет на ее теле дьявол. Суеверия одарили ведьм злой природой, по причине которой они только вредили людям. Ранним весенним утром всех девушек сожгли прямо у стен Кронборга.
Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Отделенная от всех живыми изгородями, ведьма наводила на них легкий ужас. Мифы говорят, что в ее глазах можно увидеть перевернутое изображение человека.
Эта опасность подстерегает нас повсюду и должна послужить нам предостережением. Например, в Англии инквизиционных процессов было не так много. Через три года Инститорис и Шпренгер нанесли служанкам Сатаны решающий удар. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее. Подобно кемптенской ведьме, обвиняемая была служанкой. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована).
Часто ведьму описывали безобразной старухой, хромой или горбатой. Вот давайте я приведу вам пример не женский, но очень показательный. Она ведет историю еще от предков-язычников. Это порождало страхи, желание найти виновника бедствий. Постоянными спутниками ведьм становятся летучие мыши, чёрные кошки и другие сатанинские твари. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей.
Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. На этот случай у охотников на ведьм тоже была инструкция. Наказания над ведьмами очень сильно росли, оговоры доносились молниеносно и донос на ведьму хорошо оплачивался.
Первый праздник, который считается самым важным и приравнивается к ведьмовскому новому году — Самайну или Хеллоуину, — проводится в период от 31 октября до 11 ноября, в зависимости от местных традиций. В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто. Ведовские процессы основывались на методах инквизиции. Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать.
Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки. Затем начиналась пляска, во время которой под оглушительные звуки флейт и барабанов участники сборища, непристойно корчась, прыгали спинами вперед до тех пор, пока ряды их не смыкались и тут начиналась самая разнузданная оргия. Так и продолжалась эта бесконечная пляска смерти, уравнявшая людей всех возрастов, профессий и сословий. Таким же характерным повсеместно доказательством вины обвиняемых служило ношение ими амулетов или признаки психических заболеваний (одержимость). Так было в 1321 году в южнофранцузском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в Комо.
После этого палач поджигал костер. Однажды проклятие «Ведьмы изгороди» испытал на себе сапожник одной из деревень. Болезнь, которую современная медицина именует подростковой истерией, подкралась внезапно. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете.
Если возникло желание – вперед. У этих народов колдуны, обвиненные в нанесении порчи имуществу, должны были возместить ущерб.
Верно, не обошлось без черной магии. Немецкий охотник за ведьмами (по совместительству аббат и мэр города Фульда) Бальтазар фон Дернбах арестовал Мергу Бин по обвинению в убийстве собственного мужа колдовством. Государство должно содействовать осуществлению этого «естественного права».
Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, то есть преобразованию христианского учения, предпринятому Лютером и приведшему впоследствии к отходу его приверженцев, протестантов, от католической церкви и римского папства.
Самым главным поводом, чтобы оказаться в застенках святой инквизиции, мог быть обычный донос с обвинением в богохульстве, плохих словах о власти или же в поведении, вызывающем подозрение. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей и обвинителем. Затем палач подносил к костру факел. Но, несмотря на все усилия, благочестивые убийства продолжались еще долго. Прусский правовед и философ Кристиан Томазий (1655-1728) был человеком, который на рубеже кровавого XVII и полного надежд XVIII века олицетворял победу разума над фанатиками и мракобесами.
При этой пытке нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов. Дело втом, что невеста успела обратиться кЛаво раньше итапредпочла помочь именноей. Из этих мертвых тел, пользуясь теми же самыми инструментами пыток, которые используют и палачи, они получают материалы для своей магии, наделяя их необыкновенной силой с помощью заклинаний». Он был таинственным и загадочным.
Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Но свирепствовала не только инквизиция. В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек.
Считалось, что на этом мероприятии дьявол наделяет колдунов и ведьм властью, распределяет между ними «вотчины», награждает верных слуг и учит, как можно навредить людям. На это сборище они прилетали по воздуху в ночное время. Передача подобных дел из церковных судов в ведение светских имела одно важное следствие, повлиявшее на распространение одержимости ведовством: отныне все зависело от отношения правителя той или иной страны к демонологии и от того, как он оценивал опасности, которые могло навлечь на его страну «проклятое ведьмино отродье». Однако к протесту Вира отважились присоединиться и другие. Ведьму можно было изобличить и иначе.
понуждают людей к любви и соитию и несть числа проискам Дьявола». Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором16.
Отправляли ведьм на казнь и обычные жители.