Премьера спектакля "Роден, ее вечный идол" состоялась в 2011 году. Спектакль «Роден, ее вечный идол» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. Балет Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Спектакль «Роден, ее вечный идол» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров.
По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ.
Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Франсуа Огюст Рене Роден (1840 год, Париж – 1917 года, Мёдон) – знаменитый французский скульптор. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. Резец любви являет силу. Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму. Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется», – отмечает Борис Эйфман.
Роден её из адских врат Изъял. Все это заключено в творении Родена, – писал о произведении Райнер Мария Рильке. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Эрмитажныйвариант был исполнен в начале 20 в. История их страсти трагична.
Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Эрмитажный вариант был исполнен в начале 20 в. "Вечный идол". 1889г Париж. музей Родена. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. В результате он сделал две скульптуры: Шагающий (эскиз без головы, 1877) и Иоанн Креститель (1878). Это требование было исполнено. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался.
Сюжет из «Ада» Данте взят, Но воплощён Родена взгляд. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того.
Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. История их страсти трагична.
Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции. Открывая свое тело и свои желания для себя самих, они открывали их для художника.
Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещенный от движения руки рот делает лицо асимметричным. И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. В то же время от современников-живописцев Родена отличало тяготение к символичности образов и вневременным сюжетам. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят.
Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Камилла пытается найти спасение в творчестве, однако критика не принимает ее. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека.
Вот где понятно-искусство принадлежит народу. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название – Бронзовый век. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829.
В апреле 2016 года солисты Театра Любовь Андреева и Олег Габышев стали лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска», получив награды за лучшие женскую и мужскую роли в балете и современном танце за исполнение главных партий (Николь Уоррен и Дика Дайвера) в спектакле «Up Down». Хочу поделиться своим первым впечатлением от скульптур Родена. Его открыли для меня. Что ждёт их Там Уже не важно.
Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку.
Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Натурщиком для этой работы выступил разнорабочий по имени Биби, черты лица которого скульптор находил очень живописными и хотел изобразить его, не искажая и не приукрашивая действительности. Рука его пока несмело Касается её бедра. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора.
Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Судьба Камиллы Клодель действительно была трагична – невероятно талантливую женщину погубила любовь к Родену, после недолгих, но удивительно страстных отношений с ним она отказалась от личной жизни и посвятила себя искусству, но затем другая беда настигла ее – душевная болезнь. В этой работе Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги героя твёрдо стояли на земле и вес был чётко распределён между ними.
Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Скульптура «Поцелуй» Родена Зовуща, горяча, нетленна. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23.
Это разноплановая, уникальная роль. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Любви мы видим панораму. По первоначальному замыслу скульптура называлась Поэт и была частью композиции Врат ада – со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Премьера балета Эйфмана «Евгений Онегин», поставленного на музыку П. И. Чайковского и А. Ситковецкого, прошла в 2009 году.
В своём роде он был настоящим новатором. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. Премьера состоялась в 2011 году. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51.
Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них. И к устам Уста прильнули, к телу – тело. Теней причудливых игра Её окутывает нежно, Она чиста так белоснежно, Но видится сквозь мрамор – жар, Она во власти страстных чар Её из Римини Франческу, За поцелуй ждёт смерть, бесчестье.
При этом обреченные на смерть должны были появиться перед королем обнаженными с повязанными веревками на шеях. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет. Спектакль «Роден» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. Третья копия находится в Копенгагене. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году).
Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).
В одну из холодных ночей затылок бюста промерз и отвалился – так Мужчина со сломанным носом превратился в Маску человека со сломанным носом. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа. Фигура натурщика итальянского крестьянина, вызывала у мастера самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем, однако он решил отказаться от каких-либо религиозных аллюзий, сделав упор на уверенной позе героя и его внутренней собранности.
В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. В 1864 году Роден выполнил бюст местного жителя по прозвищу Биби, которого отличало выразительное лицо со сломанным носом. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника.
Болезненная идея о направленном против нее заговоре, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, непрестанно терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины. Альбом разошёлся мгновенно45. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ.
Роден в старости стал падок на женскую красоту. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Гершвина, Ф. Шуберта и А. Берга – квинтэссенция психоаналитических изысканий хореографа.
Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Это требование было исполнено. Это музеи во Франции – в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14. В основе балета «Роден. » – не столько жизнь знаменитого скульптора, чьи работы воспевали красоту движущегося человеческого тела, сколько его сложным взаимоотношениям с возлюбленной.
Гастроли начнутся с московской премьеры новой хореографической версии балета «Русский Гамлет». Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность. Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби.
Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан. ».
Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. В том же 1883 году Роден был приглашён скульптором Альфредом Буше курировать группу его студенток. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. Еще три скульптуры купил музей дОрсе.
Скульптор мечтал поймать и запечатлеть мгновения истины и красоты. С началом франко-прусской войны Роден был призван в действующую армию, но вскоре комиссован из-за плохого зрения. Нужно сыграть и начинающую танцовщицу, на чей талант обращает внимание учитель и звезду сцены, переживающую триумф и, наконец, женщину, тщетно пытающуюся обрести свое счастье.
15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Спектакль повествует о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»).
Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Каррье-Беллёз, который переехал в Бельгию и получил крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, предложил Родену работу и тот тоже переехал в Брюссель9. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64.
Достоевского «Братья Карамазовы». И тот и другой – искусные мастера своего дела и хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства". Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. «И Бог создал женщину» и создал ее загадочной Поэт и муза. 1900г. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.
Постановка, посвященная царевичу Павлу, будущему российскому императору Павлу I, станет шестой работой Бориса Эйфмана, которую его труппа показывает в Москве в содружестве с фестивалем. Отметим, что Большой театр сыграл особую роль в многолетней истории «Русского Гамлета». С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. И она тоже по-своему развивалась.
Именно здесь в 2000 году прошла российская премьера этого балета. Рай – на Земле. По Данте, ей назначен ад.
Смысловое пространство спектакля, заключенное между двумя разнонаправленными векторами сюжета (деградация молодого талантливого врача и восхождение его жены и пациентки), превращено в поле сюрреалистических экспериментов. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6.
Постановка с огромным успехом представлялась на ведущих театральных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Мадрида, Будапешта, Москвы и многих других городов. Балет отмечен премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит». Авторитетный британский балетный обозреватель Маргарет Уиллис писала о спектакле: «Французский художник Огюст Роден творил из глины. восторг ума. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Работам Огюста Родена посвящены три музея.
По странному стечению обстоятельств, окончив школу, Роден трижды не смог поступить в Школу изящных искусств. Р. -М. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график.
В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Спасибо за чудесную подборку-это так близко мне. В 1887 году критики переименовали скульптуру. - Главная партия в "Красной Жизели" – физически наиболее сложная в моем репертуаре.
Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. Она состоится 16 и 17 июля в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Она погружается во мрак безумия.
На Армату примерили 152-мм пушку Универсальные советы: Как спасти деньги на карте ТВ-обзор: Пять российских фильмов, которые нельзя пропустить 18. 05. 2018 15:15Рубрика: КультураПроект: В регионах В Петербурге покажут два спектакля Бориса Эйфмана Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург) Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета Бориса Эйфмана представит на сцене Александринского театра два хореографических хита – снискавшие всемирное признание спектакли Красная Жизель (21 и 22 мая) и Роден, ее вечный идол (23 мая). В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков.
В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. Поставленный в 2005 году на музыку П. И. Это было. С 1864 по 1870 год Роден работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, зарабатывая изготовлением декоративной скульптуры. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза. Меня, тогда еще школьницу, настолько взволновала такая необычная хореография, что сразу же заинтересовало и творчество Родена.
Меняются нравы и отношение к реалистичному изображению – теперь не подчеркнутая красота человека волнует художников, а его естественный образ, со всеми изъянами. Он любит и любим. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Попытки французов прорвать блокаду провалились.
Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22.
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. История их страсти трагична. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13.
Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. три хореографические миниатюры Леонида Якобсона – ожившие скульптуры Родена: "Вечная весна", "Поцелуй" и "Вечный идол" (все три представлены и в этой подборке). Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Мнения разнятся в диапазоне от приписывания Клодель роли подмастерья до признания значительного творческого вклада35. Балет Бориса Эйфмана на музыку С. В. Рахманинова, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского (премьера состоялась в 2013 году) – новое пластическое прочтение хореографом романа Ф. М.
В 1887 году критики переименовали скульптуру. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. Заработки Родена позволили ему нанимать в свою мастерскую ассистентами талантливых молодых скульпторов.
В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них. Его возлюбленная с ним, И холодность теряет мрамор.
Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру. Эйфман изображает распад сознания героев извлекая на поверхность их кошмары и мании. Взлеты и падения персонажей происходят на фоне блистательного Века Джаза – безудержного праздника жизни, эпохи свободы, чувственности и гедонизма, виртуозно воссоздаваемой хореографом и его артистами. Борис Эйфман об «Up Down»: «Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека.
В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора. СКУЛЬПТУРА «ПОЦЕЛУЙ» РОДЕНА Роден. Скопив денег, Роден в 1876 году совершил путешествие в Италию, где посетил Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – говорит хореограф. В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы.
Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. В своем спектакле Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом». Спектакль отмечен престижными театральными премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит». В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Некоторые из работ того периода, подписанных ван Расбургом, с большей или меньшей вероятностью принадлежат Родену, однако достоверные доказательства авторства, как правило, отсутствуют11.
Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Оценка Родена менялась с течением времени. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113.
Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обрести новый стиль и создать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращалась в великого мастера. Роден в мужчине зрит себя, Ваяет женщину, любя Как нежную свою Камиллу. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23.
Все еще длится вечная битва полов, но женщина – больше не животное, подавленное или покорное. И такой является она в творении Родена. Публичный показ незаконченного памятника состоялся в Салоне 1898 года и вызвал скандал, при этом Родена поддержали многие деятели искусства. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения.
Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние – имя ему сила. Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие.
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. В своем спектакле Эйфман соединил классику и современность.
Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. В 1880 году Роден выставил Иоанна Крестителя в Салоне и получил за него третью премию. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело». Она была представлена труппой Большого, на сцену которого Эйфман перенес свой сочиненный годом ранее спектакль. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году.
Балет Бориса Эйфмана «Up Down» по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» на музыкуДж. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40.
Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.