Не говоря уже о том, что кое-где сами пастухи излучают свет, расхаживая с зажженными пучками соломы в руках, частично же свет излучают и луна и звезда и ангел, являющийся некоторым из пастухов. Снова вернувшись в Рим в 1544 году, помимо многих картин, выполненных мною для разных друзей, перечислять которых по имени не стоит, я по рисунку Микеланджело написал Венеру для мессера Биндо Альтовити, взявшего меня в свой дом, а для флорентийского купца Галеотто да Джироне маслом на доске – Снятие со Креста, каковое было установлено в его капелле в римской церкви Сант Агостино. Схема Вазари тут стройна и логична: первая «eta» – детство разбуженных вновь к жизни художеств их еще робкое высвобождение из tenebre, мрака средних веков: это первые шаги к природе от Чимабуэ, Пизани, Джотто, Арнольфо до конца треченто, этому соответствует и первая часть «Vite» вторая «eta» (она же вторая часть «Vite») – юность, от Кверча, Мазаччо, Донателло, Гиберти, Брунеллески до конца кватроченто: здесь завоевание naturale достигается овладением анатомией и перспективой, а художественное умение – установлением закономерности приемов (regole, ordine, misura) однако все это еще не согласовано между собой и искусство этой эпохи жестко, резко и сухо (maniera secca e cruda e tagliente).
Не важно, что это чужие мысли, важно, что он их присваивает. Более того, сегодняшняя ценность «Vite» прямо пропорциональна частностям и обратно пропорциональна обобщениям. Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо (рис.
Определенным статьям соответствуют гравюрные портреты. К сожалению, ценность этих произведений сомнительна. Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. В этом кроются отличия обоих изданий «Vite», раннего и позднего этим обусловлены противоречия внутреннего состава книги: языка, стиля, оценок, суждений, общих концепций. Иоанна, проповедующего толпе, а с другой – его же, крестящего Спасителя. Франциска, Джотто возвратился во Флоренцию. Уффици, здание правительственной администрации Козимо I Медичи, в плане в виде узкой, очень вытянутой буквы П, своей открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса.
XXVIII. В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо. Сделав это, он с улыбкой сказал придворному: «Вот рисунок». XXIV. Его осведомленность выросла географически, хронологически и объемно.
У его «Vite» – тосканский стиль Он реставраторски заполняет стершиеся или выдавшие куски. Здание Уффици во Флоренции (рис. 1924). 1) — один из немногих сохранившихся от того времени жилых домов состоятельных горожан. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. Подобный коридор (только без картин) есть в Риме между Ватиканом и Замком Ангела и его можно увидеть в фильме "Ангелы и демоны".
Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Историческое развитие искусства есть овладение способами точно передать природу. Рафаэль и Корреджо побеждают природу своим колоритом, а в «Описании произведений Тициана» сказано даже, что искусство вообще есть нечто отличное от природы. Когда в душе своей я принял это решение, ни тогда в Риме, ни после во Флоренции и в других городах, где я бывал, не осталось ни одного хоть сколько-нибудь значительного произведения, которое я не зарисовал бы и не только живописи, но и скульптуры и архитектуры, как древней, так и новой и, не говоря о тех плодах, которые я пожинал, зарисовывая свод и капеллу Микеланджело, не осталось ни одного творения Рафаэля, Полидоро и Бальдассаре, сиенца, которое я точно так же не зарисовал бы совместно с Франческо Сальвиати, как уже говорилось в его жизнеописании. Но все эти переделки не посягнули на основной новеллистический материал первой редакции «Vite». То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite».
Роха и св. 1924). Архивно-историческая документация «Vite» возросла до меньшей степени, чем зрительный материал, но и она возросла значительно. И он не ошибся в своем предвидении.
XVII. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Его картины написаны в холодной цветовой гамме. А для монахинь Св. Иеронима, так как оба они были пустынниками и жили в зарослях и лесах, я покинул пустынь и спустился до аббатства в Камальдоли, где, быстро сделав рисунок, который им понравился, я начал писать образ и за два месяца полностью его закончил и поместил на предназначенное ему место, к великому удовлетворению святых отцов (насколько можно было судить по их виду) и меня самого испытавшего за эти два месяца, насколько сладостный покой и честное одиночество более способствуют работе, чем шум площадей и придворной жизни, убедившегося, говорю я, насколько я ошибался, что до сих пор возлагал свои надежды на людей и на те издевательства и интриги, на которых стоит свет.
Собственные же картины выходят из-под пера художника гораздо реже. Недаром мессер Фаусто Сабео, человек ученейший, бывший в то время хранителем папской библиотеки, написал, а после него написали и некоторые другие, много латинских стихов во славу этого произведения, побуждаемые, быть может, не столько его качеством, сколько расположением к моей особе. Вот таким образом среди ста тридцати трех имен, вошедших в первую редакцию «Vite», только одно принадлежит мастеру, который еще жил и творил и которого Вазари знал лично.
Они были носителями того фактицизма, который стал отличительной чертой нового издания Основной прием переработки «Vite» 1568 года – прежде всего расширение материала. То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было. Если это и не означало еще «ricercare di nuovo tutta lItalia», как похваляется Вазари, то, во всяком случае, это составило уже внушительный перечень мест Пиза, Лукка, Пистойя, Сиена, Сан-Джимаииано, Вольтесара, Перуджа, Ассизи, Равенна, Анкона, Римини, Монтоливетто, Болсена, Прато, Эмполи, Каррара, Кортона, Венеция, может быть – Феррара, Мантуя, Верона, Падуя и так далее. III.
Франциска, окруженного добродетелями, без которых благодать Божия невозможна. Его картины написаны в холодной цветовой гамме и часто не гармоничны. Это означает, что противоречия Вазари лежат не на поверхности. Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. Картины у современников имеют популярность. Точно так же с большим изяществом сделана фигура раба, который стоит с веткой около покинутого всеми и покрытого язвами Иова он превосходно изображен во всех своих частях, но особенно замечательна его поза: одной рукой он отгоняет мух от прокаженного господина, от которого идет зловоние, а другой затыкает себе нос, чтобы не чувствовать запах. Это проявилось и в том, что у общей схемы художественного прогресса трех «eta», типичной для оптимистического мироощущения Возрождения, оказалась в виде простого привеска современность, которую придворный маньерист счел достаточным незатейливо присоединить, лишь бы отодвинуть явления кризиса за пределы своего служебного формуляра.
В трапезной находятся исполненные его же рукою крестное древо, жизнь св. Это ноше издание «Vite» ввело в обиход длинный ряд впервые названных имен художников, неизвестных ранее произведений, атрибуций, хронологических и локальных данных. Наоборот и это столько же характерно, работы художественного порядка, как историко-бнографичсские, так и технологические, взяты скупо, можно сказать, неохотно, обычно приемом умолчания, ради исправления какой-нибудь ошибки или подкрепления какого-нибудь умозаключения так проходят «Trattato dellArchitettura» Филарети, «Биография Микеланджело» Кондиви, «Трактат о живописи» Ченнини, «Падуанские древности» Скардеоне, «Веронские древности» Торелла Сараино и другие. А так как гора эта целиком состоит из серых скал и камней, да и сам св. Франциска54. Вазари тоже был «учеником и художником» (Schlosser, Die Kunstlitcratur.
В 17 лет Джорджо в поисках работы отправился путешествовать по Италии. Цецилию, св. Многие также думают, что Джотто нарисовал в Сан Фредиано, в этом же самом городе Лукке, замок и неприступную крепость Джуста62. Около 1550 г. в Риме выполнил ряд работ для папы Юлия III.
Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана).
Мартина и св. Уже за двести лет до рождения Джорджо Вазари Италия воспитывалась на идеалах гуманизма. Этими приемами постоянно пользуется Вазари Джорджо. Ведь они состояли из мяса и костей абсолютно так же, как и я». Но он делает это с оговорками, экивоками, двусмысленностями, свидетельствующими, что свести концы с концами он не может, да и не собирается. Rep.
Христос же, держа за руки Бедность, обручает ее со св. Между тем весть о пребывании Джотто в Ферраре дошла до Данте, флорентийского поэта и он устроил приезд Джотто в Равенну, где пребывал в изгнании. Меньше всего он – «ремесленник во славу красоты», ограниченный профессионал кисти и циркуля, художественный человек из простонародья, то есть мастер – в живописи и зодчестве и самоучка – в чтении и письме. Из Равенны он отправился в Урбино и там тоже выполнил несколько работ38. VI.
Вазари поступает так же он рассказывает, а не доказывает. В то время как для чинквеченто «возрождение античности» – это уже горькая страница о возвращенном и потерянном рае и над униженной истерзанной, опять цивилизованной Италией горят слова Микеланджело: «non non sentir» – «не видеть и не чувствовать», – у Вазари обстоит как нельзя более благополучно. Время вносило лишь поправки. Здесь ключ к нему.
Достаточно сказать, что этот синьор да и другие заставили меня поверить, что в ней было нечто такое, что говорило о хорошем начале и о живом и смелом порыве. Мартина, разрывающего плащ и отдающего половину бедняку, который стоит перед ним почти обнаженный. Сюжет часто поверхностен, глубины чувств нигде не видно. Доказать цветение искусства в 1550- 1570-е годы ему трудно.
Последний бунт эпигона классицизма против новшеств надвигающегося барокко. В сцене смерти Мадонны изображены апостолы и множество ангелов с факелами в руках14. Уже были созданы шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля. Купол очень красив и господствует в силуэте города. Петра.
Агату, св. Подобных высказываний можно привести в потребном количестве и не только в отношении людей так, о цветах в произведениях Джироламо деи Либри говорится, что они Misi veri, belli e naturali, che parevano ai riguardanti vivi» – столь живы, прекрасны и естественны, что кажутся зрителю настоящими» о драгоценной утвари у Джулио Романо сказано: «tanto lustranti, che paiono di vero argento e oro» – так сверкают, что кажутся из настоящего серебра и золотыми. В каждый из парусов свода вписаны латинские слова, поясняющие содержание28.
Это – основной литературный метод «Жизнеописаний. После многих поездок он в 1540 г. работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Вазари выступил на арену как раз в те критические годы, которые обозначили последнюю границу «zwis- hen der Renaissance und der Reaction, dieals Epoche der Gegen reformation im geschichtlichen, als Epoche des Manierismus im kunstgeschichtlichen zu bezeichnen ist», – «между Возрождением и реакцией, в годы, которые должны быть названы в историческом отношении эпохой контрреформации, а в историко-художественном – эпохой маньеризма» (N.
Простые формы лоджии красиво контрастируют со сложной архитектурой средневековых зданий, формирующих облик площади. Первая дошедшая до нас картина Вазари— «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Также он расскажет, что дель Сарто умрет во время эпидемии чумы. Она переросла его намерения.
Можно сказать, что в XXXVIII главе «Описания им произведений Джорджа Вазари» была создана художественная новелла на жизненном материале. Вот таким образом книга была окончена только в 1550г. Они войдут в его «Жизнеописания». Наконец, важнейшее различие между изданиями 1550 и 1568 годов отражает процесс перерождения напором историзма на новеллистику первой редакции «Vite», а возрожденческое сопротивление маньеризму сожительством, которое Вазари обеспечил старым элементам книги рядом с новыми. XV.
Франциска. 1925. ).
Отец умер, надо заботиться о семье, о младших братьях и сестрах. Цилиндрический овод, закрытый фасадной стеной, восходит к Брунеллеско (капелла Пацци) окна в этой стене для освещения свода — к Перуцци (двор палаццо Массими). В 1537 году Александр Медичи был убит и Вазари снова остался без покровителя. VII. Прекрасное совмещается в предмете с натуральным, как факт, как данное.
Ангела, я удалился на другой берег Тибра во дворец, некогда построенный епископом Адмари под церковью Сант Онофрио и впоследствии обставленный кардиналом Сальвиати-младшим. Алтарный же образ этой капеллы по виду своему очень похож на тот, что упомянут мною выше и вот таким образом отчасти и заставил меня о нем вспомнить, так как он также не встроен и также состоит из двух досок из которых одной, а именно передней, я уже касался выше, а на другой, задней изображена история св. Вазари все также продолжал хотеть «разом развлекать и поучать» – «di giovare e insiemente dilettare», как выразился он в заключении ко второму изданию. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Однажды, когда король сказал ему, что хочет сделать его первым человеком в Неаполе, Джотто ответил: «Потому-то я и живу у королевской заставы, что являюсь первым в Неаполе».
Закончив их, я вернулся в тишину и прохладу Камальдоли для написания помянутого выше образа главного алтаря, на котором я изобразил Снятие со креста, потратив на это все знания и все силы, какими я только располагал, а так как в ходе работы и с течением времени мне стало казаться, что я кое в чем добился успеха и так как первый набросок меня уже больше не удовлетворял, я весь образ перегрунтовал и заново его написал таким, каким мы его теперь и видим. Арочный вход и широкая прямая лестница в правой части дома ведут в расположенный в центре зал (42 м2), к которому примыкают остальные комнаты. A сооружения, созданные по его собственным проектам, показали хоть и своеобразное, но достаточно приемлемое видение пространства. XXVI.
Георгия», на котором изображены портреты его современников. Небо в глубине картины, скорее, сероватое, закрытое угрюмыми тучами.
XLIX. Вазари был с теми, у кого прошлое сидело на плечах едва ли не крепче, чем будущее. Мальчик ответил, что, если отец согласится, он с удовольствием пойдет к нему. Эти «анкеты» многочисленны. Фактицизм вступил в борьбу с новеллистикой. Это второе издание украшено портретами художников.
В четвертом, последнем парусе изображено прославление св. Эта вершина совершенства есть как раз искусство его, вазариевской, эпохи, «ella a salita tanto alto che piu presto si abbia a temere dell calare a asso, che sperare oggimai piu augmento» – «оно взошло на такую высоту, что следует скорее опасаться, как бы оно не пошло на убыль, нежели надеяться, что оно поднимется еще выше». Петра, которое он, видимо, очень близко принимал к сердцу.
В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца Андреа дель Сарто. Чимабуэ остановился в изумлении и спросил его, хочет ли он отправиться вместе с ним и остаться у него жить. Папа и знающие толк в искусстве придворные поняли, насколько Джотто превзошел художников своего времени. Здесь Вазари проявляет себя превосходным, нередко – первоклассным мастером рассказа.
Его конструкторский талант поборол его литературное модничание. Ибо, что такое вазариевское «tempi nostri». В те же годы Вазари работал и в других городах. Волосы полностью с ним сливаются, не хватает мягких переходов теней.
Четыре города – два важнейших, Флоренция и Рим и два побочных, Болонья и Ареццо, на которые опирался личный зрительный опыт Вазари в эпоху, первого издания, – теперь покрыты обширностью путешествий и многообразием виденного. Эта копия, мною сделанная, находится ныне в доме наследников этого синьора, который, когда я уезжал в Рим, вручил мне вексель на сто скудо на имя Джовамбаттисты Пуччини, обязанного мне их выплатить при первом моем требовании и сказал мне: «Пользуйся ими, чтобы обеспечить себе возможность учиться, а при случае сможешь их вернуть по желанию либо своими работами, либо наличными». XIX. Вазари не смог тягаться в монументальной архитектуре с титанами того времени.
Его политико-художественный смысл состоит в том, чтобы включить в схему прогресса эпоху и деяния тех «светлейших моих государей, коим я служу». Они изобилуют воспоминаниями современников и житейскими подробностями.
В этой книге Вазари первый вводит понятие «Ренессанс», а также «Раннее, Среднее и Высокое Возрождение» и их истоки – «Античность, Средневековье». Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. XLVII.
Иоанна и Марии Магдалины. Рост будущего художника происходил на фоне постоянных войн в Италии.
Анны, св. Голубовато-серый тон камня красиво сочетается с белыми оштукатуренными стенами. Он лег рядом с ней целыми пластами самостоятельного значения.
Во второй капелле, которая принадлежит семье Перуцци изображены две сцены из жизни св. Августина и св.
6), перестроенное из старого здания. Художники высокого Возрождения, как правило, применяли три цвета – алый, синий, золотой (желтый). «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стали первой в своем роде книгой, вобравшей в себя подробную историю жизни и описание работ известнейших итальянских художников ренессанса, в том числе и его собственные. Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое.
Джорджо Вазари (1511—1574 гг. ) родился в Ареццо в семье горшечников (вазари). Так как между вице-королем и названными монахами возникли какие-то недоразумения, пристав со своей стражей явился в монастырь, чтобы задержать аббата и нескольких монахов, которые во время процессии повздорили из-за местничества с черными монахами. В другой раз король сказал ему: «Такая жара, что я бы на твоем месте бросил работу».
В ней существовали города-государства, а на ее земли кто только не претендовал. Но не успел я закончить эти вещи, как в Камальдоли появился мессер Биндо Альтовити, чтобы из кельи Святого Альбериго (то есть из обители тамошних монахов) сплавить вниз по течению Тибра до самого Рима партию огромных елей для строительства собора Св. Он удержал его по заслугам.
Жизнеописания были впервые изданы в 1550 году. Однако он ни одолел, ни подчинился. С другой стороны церкви, напротив этой картины, над гробницей Лионардо Аретино около главного алтаря он написал «Благовещение», закрашенное новыми художниками по опрометчивому распоряжению заказчика17. Кроме того, кардинал снабдил меня письмами, предъявив которые я был бы принят во Флоренции герцогом Алессандро, в случае если бы мне этим летом захотелось избежать римского климата.
Вазари последователен даже в отношении своих современников, которых застал в детстве живыми, например, Франчабиджо, Альбертинелли, Андреа да Фьезоле, Граначчи, получивших в третьей части «Vite» 1550 года биографии изложенные, как огорченно констатирует Каллаб, «mit grosster Sorglosigkeit» – «с величайшей беспечностью», хотя истинные факты собрать было куда как нетрудно. f. K.
То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». К тому же времени относится сделанная им органная трибуна для собора в Ареццо. Новеллистическая обработка исторического материала наиболее определенно выражена в первом издании «Vite» В сущности, «Жизнеописания 1550 года есть собрание биографических рассказов. Он и его соредакторы исправляли отдельные даты, названия имена – и перечень таких корректур немал, а для отдельных «Жизнеописаний» даже решителен (quasi rifatte vi nuovo) это особенно заметно у мастеров треченто, а равно не флорентийских художников.
Его противоречивость дала ему больше исторических выгод, чем все другое. Вот таким образом мотив пастушонка, ставшего великим художником, мы встречаем в «Жизнеописаниях» Джотто, Мантеньи, Кастаньо, Бекафуми, Сансовино более того, в четырех случаях из пяти бытовая обстановка тождественна: те, кому впоследствии суждено стать их учителями, встречают где-нибудь в глубине страны подпаска, который, сторожа стадо, чертит на камнях животных и людей.
Недостаточно назвать его маньеристом. Как бы то ни было, если в нем и есть что-либо хорошее, то это было божьим даром. Но с другой стороны, это прагматическое насыщение второго издания резко отразилось на художественной цельности «Vite». Общеисторическая композиция книги взнуздала и объединила биографическую анекдотику. XXVII.
Скажу только одно (а я действительно могу это утверждать как сущую правду) – я всегда выполнял свои картины, замыслы и рисунки, каковы бы они ни были, не скажу чтобы с исключительной быстротой, но, во всяком случае, с невероятной легкостью и без всякого усилия и да послужит мне тому порукой (как я уже говорил в другом месте) огромнейшее полотно, которое я в 1542 году всего лишь за шесть дней расписал во флорентийской церкви Сан Джованни по случаю крещения синьора дона Франческо деи Медичи, ныне князя Флоренции и Сиены. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает – Микеланджело. Стефана в Пизе и многое другое. Иоанна Крестителя и св.
Значение главных получали глубинные, по существу дворовые фасады. Здесь он получает заказы на роспись фресками и картины. В 1542 г. построил в Ареццо собственный дом.
Художникам надлежит работать так, чтобы их вещи «non paiono dipinte, ma si dimostrano vive e di rilievo fuor dellopera loro» – «не казались бы написанными, но выглядели бы живыми и выпуклыми, словно бы вне произведения» (I, 174, Mil. ). В 1555 г. перестраивал интерьеры палаццо Синьории во Флоренции.
Иоанна Евангелиста: воскрешение Друзианы и взятие Иоанна на небо12. К чему я и приступил, хотя задача была трудная и казалась мне непосильной и изготовил как только мог лучше огромнейшую модель, находящуюся ныне у Его Превосходительства и сделал я это, скорее из повиновения его воле, чем в надежде на успех. Доминика23, а в маленькой капелле собора, что за Ареццо, написал избиение камнями св. Как бы то ни было, но я вложил в эту вещь (я смело могу это утверждать) и знания свои и свое усердие.
Также на середине подъема лестницы в названном монастыре я написал фреской св. Завершением этих аналогий можно считать внимание Вазари к натуралистически страшному: например, о «Мученичестве» Лоренцо ди Биччи сказано, что оно все полно «di questi affetti che fa diversamente natura a colore che con violenza sono fatti morire» – «исказительств, которые запечатляет в разном виде природа на тех, кто умирает насильственной смертью», а в «Потопе» Учелло подчеркнут фрагмент с мертвецом, которому выклевывает глаза ворон и младенец, у которого тело разбухло от воды и напоминает раздувшийся мех. Далее, в церкви дель Кармине он расписал придел св.
Воздавая хвалу Микеланджело, он говорит, что тот «победил и превзошел не только природу, но и этих самых знаменитейших древних» – «quelli stessi famosissimi antichi» и еще раз повторил это утверждение почти дословно в письме к Козимо I из Рима в 1560 году. В третьей капелле в честь апостолов, принадлежащей Джуньи изображены мучения апостолов13. Все обнажено и все явно.
Помимо этого, как явствует из «Жизнеописаний», он не мог без слез писать сцену Распятия Христа. XXXI. В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо. Художник рассказа сплошь да рядом по-прежнему берет верх над собирателем фактов.
В нем три словесных стихии. Недаром к каждой из старых «Vite» он подмешал долю исторических сведений недаром также, в отличие от прежнего издания, он решился присоединить целую серию биографий своих современников и выразительно назвал их уже не «Vite», a «Descrizione delle opere» – «Описанием произведений». Иоанном и Марией Магдалиной.
Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров «Золотого века», в особенности Микеланджело, а также Брунеллеско. XLV.
Екатерины, эпической поэмы «Polindea», латинских и итальянских стихов, другой – составитель целой энциклопедии аллегоризма в искусстве, от Гомера до отцов церкви. Петра этого города, а именно в их трапезной. Это правильно, но это слишком общо. Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело. Вот таким образом папа богато одарил его и милостиво отпустил и Джотто привез домой столько же богатства, сколько почестей и славы.
В этом числе «Vite» представляют собою отчетливейшее выражение великого кризиса чинквеченто, отраженного с точки зрения одолеваемого, но еще борющегося Ренессанса. XXXIX. Внутренняя поверхность купола плоско кессонирована подобно сводам галереи Уффици. Все лица этой картины – портреты современников Вазари, все они указаны в его книге.
А в главном портале я изобразил группу солдат, связывающих св. Вот таким образом книга была окончена только в 1550году. Этим была создана стилистическая пестрота второго издания. После этого я написал две картины для посылки их в Рагузу, причем на одной была изображена Богоматерь, а на другой Оплакивание, а для Франческо Тотти я тогда же написал на большом холсте Мадонну с младенцем на руках и Иосифа. Наиболее значительным из ранних произведений Вазари был его собственный дом в Ареццо (рис.
Ее стилизованность откровенна. Тот, считая, что над ним издеваются, сказал: «Разве я не получу еще другого рисунка. » – «Этого больше чем достаточно, – ответил Джотто. Весь фильм не выкладываю, т. к. Максимальнополный расцвет искусства Вазари видел в трудахсвоего современника Микеланджело. Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Вазари – действительно явление переходного времени.
Марфу, св. Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Это возвращение Джотто во Флоренцию относится к 1316 году. Анекдот о Донателло, якобы во время работы над лис кричавшем своей статуе: «favella, favella. » – «да говори же говори. » – определяющ.
У Фра Бартоломео и «Обручение младенца Христа со св. Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению. Екатериной, девой и мученицей и двух других святых.
Со всеми этими картинами и узорами согласуется и богатая резьба панелей. Уникальность Вазари была в быстроте исполнения его работ. Ока далека от повернутого, даже философски обосновываемого маньеризма типа Цуккари.
Стефана, где особенно замечательна композиция фигур24. Оно начинается с посвящения великому герцогу тосканскому Козимо I Медичи.
Двери сделаны вблизи стыка стен для наиболее удобного использования помещений. Противоречивостей, как всегда, Вазари не боится. Клары в Ареццо.
Эта картина и теперь находится в Болонье. Но так как было бы слишком долго рассказывать о множестве других картин, бесчисленных рисунках, моделях и поставленных мною маскарадах и так как сказанного мною уже хватит и более чем достаточно, я скажу о себе только одно: как бы велико и значительно ни было все то, что я всегда делал для герцога Козимо, невозможно не только превзойти его в его духовном величии, но и отдаленно с ним сравняться, что ясно будет видно на примере третьей большой сакристии, которую он собирается построить при церкви Сан Лоренцо, наподобие той, что в свое время создал там Микеланджело, но всю сплошь отделанную разными видами пестрого мрамора и мозаикой, дабы заключить там в гробницах, почетнейших и достойнейших его могущества и величия, останки покойных его детей, отца, матери, супруги, великодушнейшей герцогини Леоноры и самого себя. Я не знаю, какова ее художественная ценность, но с меня довольно и того, что я обрел ее». Возвращаясь же к своим произведениям, я должен сказать, что этот превосходительнейший синьор решил осуществить один свой давнишний замысел – расписать Большую залу, – замысел, достойный величия и глубины его духа.
Пер. Архитектуре и скульптуре Вазари будет учиться у пятидесятилетнего Микеланджело. По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Духа на апостолов.
В общем замысле «Vite» этот процесс выразился двойственностью исторических обобщений. При этом он правильно рассудил, что в той стороне здания, где он должен был работать, мрамор обращен к морю и что под действием сирокко этот мрамор становится влажным и соленым, как это обычно бывает с пизанским кирпичом и вследствие этого краски стираются и съедаются. Он поступил как писатель использующий архивный материал.
Казалось бы, куда же дальше идти после золотого века, как не вспять. Еще творил великий Микеланджело. Pevsner, op.
Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. Они разнообразнее и обширнее, нежели то, что выглядывает на поверхность из словесной стихии «Vite». Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля. Первоначально мастер обратился к традиционной форме палаццо — замкнутому прямоугольному объему с фасадом, обращенным на площадь и с внутренним двором, через который намечался сквозной проход к набережной (по трассе пролегавшей здесь ранее улочки). С наружной стороны на них изображены пять святых, покровителей этого города, а с внутренней – Рождество Христово с пастухами и царем Давидом, распевающим под звуки цитры следующие слова: «Dominus sixit ad me» «Глаголет мне Господь» (Псалтырь).
В 1550 году выходит книга, ставшая одним из самых значимых трудов Джорджо Вазари. Наконец, третья эпоха (третья часть «Vite») – расцвет, вершина, подлинное возрождение, «maniera perfetta» – «совершенная манера», полное овладение природой и многообразием техники, «eta doro» – «золотой век», где оправдано самое понятие «ренессанс» ибо великие открытия антиков – Лаокоона, Аполлона Бельведерского, торса Геракла и так далее – питают соревнование множества талантов, с великой троицей мастеров в центре – Леонардо, Рафаэля и Микеланджело, среди которых последний есть вершина вершин, отец трех искусств, «божественный», «divino». Это снова скорее сосуществование, нежели сочетание. Он был самым переходным человеком самой промежуточной из групп маньеризма.
Написал я для этого первосвященника и другой образ в одной из капелл его дворца. Покончив с этими работами, он поехал в Ассизи, город в Умбрии, вызванный туда фра Джованни ди Мура делла Марка, генералом францисканского ордена25 там, в верхней церкви над галереей, пересекающей окна, он изобразил по обеим сторонам жизнь св. Гвидона-отшельника. Маргариты этого города я в те же дни написал фреской для капеллы в их плодовом саду Рождество Христово с фигурами в натуральную величину. В знаменитом письме 1516 года к Кастилионе значилось: «Чтобы написать прекрасную женщину, надобно было бы мне видеть множество прекрасных женщин Однако так как прекрасных женщин и истинных ценителей мало, то я беру в вожатые себе определенную идею (celta idea), пришедшую мне на ум. Выполнение камнетесных работ в Уффици особенно тщательно, все каменные части отполированы.
В подлинном Ренессансе приближение к «naturale» – «естественности» и овладение «maniera» – «художественным умением» ведут вперед развитие мастерства, так что простое расположение художников в хронологическом порядке, как это и сделано в «Vite», становится изображением завоеваний искусства. Ремесленник, еще помнящий вольности и силу цеховой демократии, человек массы, который столько же может еще менять заказчика по выгоде и охоте, как и пробивать себе путь наверх, к одному из мест коллективной власти, принес в «Жизнеописания» свой народный язык, образы несложного быта, простоту оборотов речи, вкус к анекдотам и пересудам, незамысловатое злословие и похвалы, охоту к непочтительности и дерзости в отношении вышестоящих и власть имущих нигде Вазари так не живописен и не ясен, как в обработке этих кусков «Vite», – настоящий флорентийский цеховой, судачащий на площади. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.
Там, где между ними происходят столкновения, он с готовностью решает в пользу Dichtung, Он приспосабливает или меняет или утаивает новые данные, чтобы не мешать живописности своего повествования. Что у Вазари на уме, то у Цуккари на языке: в «LIdea dei pittori, scultori ed architetti», которая вышла в свет спустя четверть века после смерти Вазари, Цуккари решается уже прямо написать о Леонардо, что тот был «pur valentuomo di professione, ma troppo sofistico anchegli in lasciare precetti pur matematici a movere e torcere la figura con linee perpendicolari con squadre e compassi» – «очень достойный человек по своему мастерству, но слишком рассудочный в отношении применения правит математики для передачи движения и поз фигуры при помощи линейки, наугольника и циркуля» ибо «queste regole matematiche si devono lasciare a quelle scienze e professioni speculatori della geometria, astronomia, arifmetica e simili, che con le prove loro acquietano lintelletto ma noi altri professori del Disegno, non abiamo bisogno daltre regole, che quelle che la Natura stessa ne da, per quella imitare» – «все эти математические правила надо оставить тем наукам и отвлеченным изысканиям геометрии, астрономии, арифметики и тому подобным, которые опытами обращаются к рассудку мы же, мастера Искусства, не нуждаемся ни в каких других правилах, кроме тех, которые дает нам сама Природа, чтобы отобразить ее».
Чимабуэ первым начал писать картины на досках, а Мазаччо «был скромным, приветливым, добродушным человеком, равнодушным к одежде, еде и прочим радостям мира сего». В 1535 г. он строил укрепления для герцога Алессандро Медичи. Менее всего позволительно изображать Вазари одной краской. Сентенция об устрашающем ля «чудовище на щите» юного Леонардо такова же – «qu opera a serva per quello, chella e fatta» – «эта вещь и дает тот вид, ради которого она делалась».
Между тем, в то время как под покровительством герцога Алессандро я уже был на пути к тому, чтобы приобрести честь, славу и богатство, этот несчастный синьор был зверски убит, я же лишился всякой надежды на то, что я через его милостивое посредничество рассчитывал получить от судьбы. Это новые произведения новые мастера, новый размер всей книги. Он прежде всего практик и профессионал и лишь затем – эстетик и историк. Над его головой изображена во славе Дева, облеченная солнцем и увенчанная двенадцатью звездами, которая одной ногой попирает его рога, а другой – лунный серп. Франциском, причем таинственно присутствуют Надежда и Целомудрие. История проектирования Уффици (известен начальный вариант проекта Вазари) позволяет уловить основную тенденцию развития архитектурных идей в композиции сооружения.
– «Я бы тоже, если бы был на вашем месте», – ответил Джотто. Вазари станет биографом и другом великого художника. Обычно Вазари ограничивается тремя данными: указанием местонахождения, описанием сюжета и подчеркиванием технических качеств или пороков произведения он применяет тут критерии и термины человека, который сам работает в искусстве до известной степени ему нравится даже пускать в ход профессиональный жаргон (типичный пример – многостраничное описание дверей Гиберти), который, видимо, вызывал упреки у высоко – родных читателей его книги из герцогской или папской челяди, – недаром в заключительном обращении Вазари счел нужным оправдать эти «vocaboli proprie delle nostre Arti». План его компактен, прямоуголен. Рядом с Целомудрием Раскаяние гонит бичом крылатого Амура и обращает в бегство Порок.
В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Здесь же мы видим две прекрасно написанные сцены из жизни св. Иоанна, причем абсолютно иначе, чем это обычно делается (я пометил его 1553 годом), я совсем уже было собрался вернуться во Флоренцию, но был вынужден, не имея возможности отказаться, отделать для мессера Биндо Альтовити две очень большие лоджии лепниной и фресками. Таким образом, хотя мысль зодчего была сосредоточена на композиции здания, четко ограниченного извне, уже в необычности сквозного прохода через вытянутый двор, служивший звеном в системе городских коммуникаций, была заложена возможность нового решения задачи. XXXII.
XVIII. Оставшись, таким образом, вроде как в единственном числе, я не только не успел расписать лоджии в Поццуоло, но и не написал всех двадцати четырех картин из Ветхого Завета и из жития св. Он способен на похвалы средней выразительности Сальвиати или Вольтерра, но он ничего не понимает («so gcnzlich verstandnislos», N. Pevsner) в маньеристических новшествах Понтормо, основного мастера течения и говорит поносные слова по адресу единственного гения маньеризма – Тинторетто, который якобы «зашел за пределы несуразности и со странностями своих композиций и чудачествами своих фантазий, выполненных, как придется и без плана, словно бы он нарочито хотел показать, что живопись – пустая вещь. Закончив эти работы, среди которых последней было упомянутое изображение св.
Erwin Panofsky говорит о нем: « bereits von den Gedankengengen der neuen manieristischen Kunstlehre nicht unbeeinflusst, wenngleich seiner ganzen kunsttheoretischen Einstellung nach stark retrospectiv perichtet» – « уже явно тронут идейными веяниями нового эстетического учения маньеризма, хотя все его художественно-теоретические представления еще сильно связаны с прошлым» («Idea». Это все та же роль «слуги двух господ», промежуточная позиция промежуточного человека. Вазари Джорджо позже будет критиковать своего учителя.
Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли Vite, в этом смысле требует внимания. Обязательно указываются все произведения творца. Вазари был к этому подготовлен и своим воспитанием и кругом, в котором вращался. В капелле – прекраснейшая и большая картина руки Рафаэля Урбинского, а по сторонам ее – написанные мною святые Козьма и Дамиан, которым посвящена эта капелла. Я так и не знаю, подтрунивал ли он надо мною, когда он мне это говорил (думаю, что да, так как он был твердо уверен, что я откажусь), но что он еще при жизни дождется завершения этой росписи или же у него были другие тайные мысли и мудрейшие соображения – а таковы были все его соображения, – словом, получилось так, что он мне поручил поднять ферму и кровлю на тринадцать локтей выше прежнего, заказать деревянный потолок, его позолотить и сплошь расписать историями, выполненными масляной краской, – задача величайшая, ответственнейшая и превышавшая если не мою смелость, то, во всяком случае, мои силы. А так как монахам моя работа понравилась, они заказали мне несколько фресок на своде и стенах портика перед главным входом в церковь, а именно четырех евангелистов и Бога Отца на своде, а также несколько других фигур в натуральную величину, в которых я, как юноша еще мало опытный, конечно, не сделал того, что сделал бы другой, более умелый художник все же я сделал то, что мог и во всяком случае вещь, которая не совсем не понравилась тамошним святым отцам, принявшим во внимание малость моего возраста и моего опыта.
Это соответствует собственным тяготениям Вазари. Пометки этого рода многочисленны, настойчивы и разбросаны по мастерам и произведениям. В каждой статье имеется портрет иногда выполненный самим Вазари. Оттуда он отправился в Верону, где сделал несколько картин во дворце мессера Кане53, между прочим, портрет самого владельца, а также написал картину для братства св.
Но довериться им – значит обмануть себя. К залу примыкает также обращенная на улицу парадная спальня, а по внутренней стене — темная капелла (под вторым узким маршем лестницы). 1924) и знал много больше, нежели то может показаться, если ограничиться розысками одних лишь непосредственных источник – «Жизнеописаний». – «Значит, добавил кардинал, обратившись ко мне в ответ на просьбы Джовио, Каро, Толомеи и других, – значит, вы могли бы дать краткий обзор и толковые справки, расположенные во временной последовательности, обо всех этих художниках и об их произведениях, а таким образом и вы принесете этим пользу вашим искусствам». И вот, дописывая в Ареццо названный алтарный образ вместе с его обрамлением на стене церкви Сан Рокко, я уже готовился к отъезду в Рим, как вдруг через посредство мессера Джованни Полластры (к стопам которого я всегда припадал и которому я считаю и всегда считал себя обязанным за все лучшее, что я имел в жизни) меня, по воле Божьей, вызвали в Камальдоли святые отцы этой пустыни, возглавляющей всю камальдульскую общину, с тем чтобы я осмотрел все то, что они намеревались осуществить в своей церкви.
В целом Вазари не следует природе, не ищет гармонии, а все вкладывает в точность линий, которые дают объем и в преувеличенную выразительность. В это же время, по милости Его Святейшества, который с бесконечной ко мне любезностью и благорасположением дал безвозмездно соответствующее свое распоряжение, я получил право построения капеллы и звание декана приходской церкви в Ареццо, с тем чтобы я и моя семья владели этой капеллой, то есть главной капеллой этой церкви и чтобы она была собственноручно мною расписана и посвящена божественному милосердию в знак признательности (хотя и недостаточной) за те бесчисленные милости и дары, коими я обязан его великодушию и коими он соблаговолил меня почтить. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо». Непреходящая слава и значение личности Джорджо Вазари (1511–1574) для истории искусства основаны, прежде всего, на его литературном труде «Жизнеописания крупнейших художников, скульпторов и архитекторов».
Отсюда проистекает то, что не только в телах людских и животных, но также и в растениях, в строениях, в скульптуре и в картинах познается взаимная пропорциональность как целого и частей, так и частей между собой и в общей их совокупности а так как из такого познавания рождается некое суждение, которое образует в уме то, что, будучи позднее выявлено руками именуется рисунком (che poi es con le mani si chiama disegno), то отсюда можно умозаключить, что этот самый рисунок есть не что иное, как наружное выражение и проявление того представления (concetto), которое коренится в душе и которое сложилось в уме и образовалось в идее (nella mente imaginate efabricato nella idea)». Правда иногда он прибегал к помощи молодых помощников, но, справедливости ради, нужно сказать, что о них он впоследствии не забыл упомянуть в своем труде «Жизнеописание». В его искусстве это сказывалось столь же явно, как и в его писательстве. Тут были и новоиспользованные чужие труды, в первую голову – флорентийская историческая хроника Джованни и Маттео Виллани, лангобардская хроника Павла Диакона, «Istorie fiorentine» Макиавелли, «Жизнеописание папы Николая V» Манетти, хроники сиенские и венецианские, – но также и то, чем он гордился, о чем, в противоположность остальному, любил упоминать и, что особенно свидетельствовало о пробудившемся вкусе к историзму – извлечения из монастырских архивов: Санта-Мария Новелла, Сан-Марко во Флоренции, Сан-Доменико в Прато и так далее. Екатериной» один роков, поющий изображен столь естественно, что «chi I ala non puodiseredarsi di non avere a sentir la voce» – «всякий взглянувший на него не может отделаться от впечатления, будто слышит его голос».
Инфляция материалов дала двойственный итог: один – для исторической значимости «Vite», другой – для литературной. Последняя работа Вазари — Лоджия в Ареццо (1573 г. ). Затем, так как сияние это не могло проникнуть за пределы хижины, я над ней и вокруг нее ввел дополнительный свет исходящий от сияния ангелов, поющих в небесах: «Слава в вышних Богу». Точно так же и в верхних комнатах (их всего четыре), расписанных для синьоры герцогини Элеоноры изображены деяния знаменитых женщин – греческих, европейских, латинских и тосканских, по одной в каждой комнате. В 1561 г. сделал проект (модель) перестройки палаццо Кавальери ди Сан Стефано в Пизе.
Следующие годы становятся более плодотворными в жизни Вазари как художника. Это относится столько же к тому, что внес он сам, сколько к тому, что нанесли ему другие. Оно стало уже общим достоянием, когда он присвоил его. На способного тринадцатилетнего подростка обратили внимание.
Что касается архитектуры, то успех на этом поприще был гораздо скромнее, чем в живописи. Иоанна и Магдалину16.
Он позволяет ему качаться в хронологически безопасной зоне. Это огромный пятитомный труд.
Среди приемов Вазари есть типические, которые он не боится повторять. Ранее подобных сведений, собранных воедино, не было, они отбирались из тщательно подобранных источников (автобиографий, писем, воспоминаний приближенных). В этих рисунках в числе других вещей я изобразил все области и города, где мне приходилось работать, как бы приносящими дань (в знак того, что я в каждом из них заработал) моему дому.
Это второе издание украшено портретами художников. Был близким другом Микеланджело, чье влияние отразилось на собственном живописном стиле Вазари. Предлагаемый фильм является частью фильма "Gli Uffizi. И что же его ждет. Второй элемент повествования, зато блистательно жив и свеж.
Он поступил как писатель использующий архивный материал. Однажды король в шутку потребовал, чтобы Джотто изобразил его королевство. Концы с концами здесь не всегда свяжешь. 3—5) — главное и лучшее произведение Вазари-зодчего.
XLII. Договорившись с ним, я отправился во Флоренцию повидать мессера Оттавиано.
Он не знал никогда проигрыша. Немалое время потратил я тогда же на продолжение начатого мною строительства лоджии и огромнейшего сооружения магистратов, выходящих на берег реки Арно. И германцы и испанцы и французы.
7), длинная монументальная аркада крупного масштаба. А пока доделывалось остальное, я, применяя богатейшую, по-разному расчлененную лепную отделку, закончил первые восемь новых комнат, находящихся на уровне Большой залы, наряду с гостиными, комнатами и капеллой, украсив их разнообразными росписями и многочисленными портретами с натуры, включенными мною в истории, начиная с Козимо Старшего и называя каждую комнату по имени кого-нибудь из его великих и славных потомков.
Похвальная характеристика перспективных изобретений Паоло Уччелло покоится на том же. «Жизнеописания» представляют собой живое и наглядное изображение ведущих художников, скульпторов и архитекторов Италии. Эта радость оставляется потомкам исследователям. Всего их опубликовано около двухсот.
Среди трех основных течений маньеризма Вазари принадлежит к тому, которое было наименее новаторским (Walter Friedlander). Божественный Микеланджело представляет собой сверкающий апофеоз творения. Так из «Жизнеописаний» стало известно, что в XIII веке. Выросшим опытом он понял, что они лишь крепят друг друга. Художник отличался энергичностью и скоростью картины, выполненные в стиле маньеризма, пользовались успехом у публики, хотя современные критики отмечают в них некоторые ошибки.
Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески. XXIII. Точно так же, с одной стороны, он великий ценитель всякого мастерства, добротного художества с другой – он проводит деление между высоким искусством, то есть живописью, скульптурой, архитектурой, зиждущимися на «ingegno alto» – «возвышенном помысле» и «художественными ремеслами» – «arte piu basto, artes mechanicae» искусствами низкими искусствами прикладными и с ними обходится с высокомерием маньериста, для которого даже в размерах произведения заложена его качественность и небольшая картина уже в принципе хуже большой: так, малые вещи Понтормо, говорит он, были бы хороши, ежели бы были фресками. В патриотических фресках Палаццо Веккьо заимствования у «Битвы при Ангиари» Леонардо выдают себя живее, чем маньеристическая переработка (см. : Wilhelm Suida, Leonardo und sein Kreis.
Точно так же пресловутый «тосканизм» Вазари, делающий Флоренцию и Рим центром истории искусства, выражает локальную ограниченность цехового человека, тогда как внимание позднего Вазари, времен второго издания «Vite», к североитальянской и даже зарубежной, фландрской, живописи обусловлено расширившимися горизонтами придворного, приобщившегося к вопросам дипломатической игры и вооруженной политики и здесь опять-таки оговорки и недоумения Вазари перед типическими свойствами венецианской живописи, его попреки Тициану говорят все о том же непреодоленном флорентийско-римском возрожденчестве. Франциска19. Антиклассическая реакция маньеризма сама есть выражение кризиса. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. Вазари так и остался до конца этим человеком «пограничной черты». Введение металлических связей в овод галерей позволило сделать минимальным сечение опор, более воздушными и светлыми самые галереи, которые Буркхардт назвал красивейшими в Италии. Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли "Vite", в этом смысле требует внимания.
Границ поновлениям нет. Из архитектуры или скульптуры я не оставил ничего, что я не зарисовал бы и не обмерил. В это время Вазари написал для монастыря св. Источник этих суждений явен. Вазари опирается на готовое, достаточно давнее и высокоавторитетное высказывание. Все это были работы большие и мне не под силу, хуже того, поскольку эти милости восстановили против меня тысячи завистников, чуть ли не двадцать человек, помогавших мне в росписи знамен и в других работах, меня бросили, поддавшись наущению то одного, то другого из моих противников, добивавшихся того, чтобы я не смог справиться со столькими и столь значительными работами.
Успех Вазари в архитектуре был переменчив. XXII. Он полагал, что Андреа не хватало вдохновения, чтобы создавать великие творения.
Традиционный мотив периметральной лоджии двора стал элементом улицы, получившей, в сочетании с галереями, «трехнефную» пространственную композицию. В эти годы он пишет картину «Благовещение» для монастыря св.
Итак, во всех историях – деяния папы Павла III, а в каждой – его портрет с натуры. Однако, помимо других Причин, она была необходима для того, чтобы привязать к ней (как это и было сделано) большой коридор, который через реку соединяет герцогский дворец с дворцом и садом семейства Питти. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа.
Он показывает хрониста историка, к тем же основаниям, что и автора сонета или новеллы. Когда же этот случай получил огласку, то возникла пословица, которая употребляется и сейчас, когда говорят несообразительному человеку: «Ты круглее, чем «О» у Джотто» – «Tu sei piu tondo che IO di Giotto». Павла. Не считая низкого цокольного, дом имеет два этажа: высокий первый — главный.
Анны ордена Монте Оливето в сиенской области, он меня вызвал и я исполнил несколько картин и других живописных работ для него и для Альбенги, генерала этого ордена. Из любви к Джотто король заказал ему большое число работ для зала. Правда, это было меньше подготовлено им самим, чем славой, сопутствовавшей первому изданию «Vite».
Джотто сделал над органом фреску с изображением ангела в семь аршин высотой и много других картин, которые отчасти подверглись реставрации в настоящее время, а отчасти были либо уничтожены при перестройке стен, либо же перенесены из старого здания собора, так, например, фигура Богоматери, что – бы предохранить ее от гибели, была вырезана из стены, закреплена железом и балками и так поднята и вделана в новую стену43. Вазари не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описывал все свои работы в самых мелких подробностях. XLVI. В них Вазари дан по своему «среднему социальному разрезу».
С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи работал во Флоренции и в других городах Тосканы. Но эту бухгалтерию, которую холодно и дотошно новейший критицизм типа Kallaba («Vasaristudion». XXI. А в небе, то есть в самой верхней части картины, – два путта, держащие в руках некие грамотки, на которых начертаны нижеследующие слова: «Quos Evae culpa damnavit, Mariae gratia solvit». А на другом холсте я написал для аббата Капеччо Воскресение.
Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе (рис. По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. У Андреа дель Сарто св. Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью – большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам).
Регула, св. Франциска, приемлющего стигматы на горе Верниа, написанной мной с натуры. В 1565—1566 гг.
XXXIII. Фра Анджелико, «ангелоподобный брат», никогда не брал в руки кисть, не сотворив молитву. Крупный деятель в области художественного образования, основатель флорентийской Академии художеств (1563 г. ), создавший Академию рисунка, Вазари дает реалистическое толкование задач изобразительного искусства. То, что Вазари написал и есть руготня, свидетельствующая, что критериев для четкой «eta» у него, в сущности, не было. Ему нравится, например, поднимать своих героев из ничтожнейшего состояния.
Новые отношения тащили его вперед, но он шел за ними, оглядываясь и нередко сопротивляясь. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки. Это же распределение обусловленностей наличествует в борьбе «природного» и «прекрасного» вазариевской эстетики naturale со всеми своими производными от общего положения, что искусство есть imitazione della natura, до натуралистического анекдота о Донателло, принадлежит мастеру Ренессанса наоборот, вазариевское «bello» – художнику маньеризма.
Когда Джовио кончил, кардинал, обращаясь ко мне, сказал: «Что вы об этом скажете, Джорджо. Наибольшую ценность для потомков составили у Вазари Джорджо книги. Количество биографий дошло до 161, против 133 первого издания. Таким образом, общее восхищение художников этой картиной вполне заслуженно.
Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Скажу только, что я в это вложил все знания, труды и старания, какие были только доступны моим возможностям и моему умению. Он способен простовато нанизывать одно название на другое, беря соединительными звеньями лишь слова: «кроме того», «вслед за этим он написал», «а еще сделал он» и так далее.
Насколько все это мне удалось, предоставляю судить другим. XLI. Франциск и евангелист Иоанн написаны так, «che pare si» – «словно бы взаправду движутся». Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески. Так, для Джотто и Чимабуэ ему понадобились терцины Данте: «Credete Cimabue nella pitjra – Tener lo campo, ed ora ha Giotto il grido – Si che la fama i colui oscura» для жизнеописания Симоне Мартини – сонеты Петрарки «Per mirar Policleto a prova fiso» и «Quando junse a Simon lalto concetto» для Джотто же и Буффальнакко – ссылки на пятую новеллу шестого дня и третью и девятую новеллы восьмого дня «Декамерона» для Джованни Беллини – стансы Ариосто я сонет Бембо для Доссо – нот же Ариосто для Микеланджело его сонеты и так далее в особенности обилен ворох стихотворных эпитафий, рукописаных с надгробий или заимствованных у книг, у рукописей и у общественной памяти.
С другой стороны, ничто так не пышно-пусто, трудно выведено и трудно читаемо, как «Посвящения», которые Вазари адресует папе или Медичи и «Введения», которыми он декорирует отдельные биографии это настоящая речь свежеиспеченного царедворца, со старательными поклонами, негибко изогнутом спиной, нарочита церемониальными интонациями, построенная в периодах, нагромождающих отвлеченности вместо понятий и роскошествующая обилием слов за счет важности мыслей, – истинное мучение слушателей этого придворного Вазари, стремящегося в погоне за чинами и выгодами прилепиться к богатейшему из господ в качестве художественного чиновника его, государевой, канцелярии. Он занимал сперва, поучал затем и снова занимает теперь. Франциска11. la bella maniera dei tempi nostri» это – эклектизм как цель виртуозность как средство это – Рафаэль в маньеристическом толковании: «Studiando le fatiche dei maestri vecchi о e dei moderili, prese da tutti il meglio» – «Изучая труды старинных мастеров или нынешних, взял он у всех наилучшее это – соединение пышности композиции, invenzione, пестротой исполнения, facilita так-де он сам, Вазари, в где-нибудь сорок два дня написал в Ареццо фреску «Искушения Эсфири», двенадцати локтей длиной. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Оба стиля синтезируются в «Proemia» – «Предисловиях» к отдельным частям «Vite», достаточно простых по языку и сложных по системе изложения, являющихся подлинно гуманистическими кусками книги.
Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. Клары в Ареццо картину «Благовещение». В 1559 г. создал проект нового здания для герцогской администрации — Уффици. Исследователи единодушны: «Vasaris Kunstanschauungen erscheinen nicht als ein geschlossenes System» – «взгляды Вазари на искусство не представляют собой целостной системы», – говорит Оберниц («Vasaris allgemeine Kunstanschauungen». Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.
Первые работы Джотто были в капелле главного шпаря Флорентийского аббатства: здесь им сделано несколько прекрасных вещей, самая же замечательная из всех – «Благовещение»: в ней он так живо изобразил испуг Девы Марии при появлении архангела Гавриила, что кажется, будто она хочет обратиться в бегство, охваченная великой боязнью9 Джотто принадлежит также небольшая картина над главным алтарем названной капеллы ее хранят там по настоящее время больше из уважения к работам этого мастера, чем по другой причине10. Покинув Неаполь, чтобы отправиться в Рим, Джотто остановился в Гаэте. Луку, св. Иеронима, св.
У него искусство da uno umile principio vadino poco a poco migliorando e finallente pervenghino al colmo della perfezione» – «от низкого, начального состояния, мало-помалу улучшаясь, достигает в конце концов вершины совершенства». Образ этот был установлен в Пизанском соборе, где было много других образов, написанных превосходными мастерами. Здесь он работает под покровительством Алессандро Медичи и в 1534 году пишет его портрет. 1908) противопоставляет повествованию Вазари, аретинец может и не принять.
Григория». Он готовил книгу развлечений, а она вышла книгой истории. Новым приемом для обработки второго издания «Vite» имеются запросы, которые Вазари рассылал в разные углы Италии местным людям, художникам их родственникам их наследникам, владельцам их произведений.
Шутки, ссоры, соленые словца выведенных в «Vite» лиц являются вершиной вазариевского искусства. Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев). XX. При такой занятости его интерес к переделке первого издания «Vite» был больше платоническим, чем деятельным.
С 2001 года в переход, где выставлено около 700 картин, в том числе тицианова «Венера Урбинская», а также работы Джотто, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, зрителей пускают маленькими группами и только по предварительной записи. В самом ли деле он не гадал, не ждал, что придется взяться за перо и лишь нехотя уступил, как-то вечером, в разгар гуманистической, учено-светской беседы блестящего окружения кардинала Алессандро Фарнезе, настояниям прелата и его гостей. Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое. Действительно, находясь волей-неволей в постоянном распоряжении этого первосвященника, я не находил себе покоя, то есть был непрерывно занят составлением архитектурных проектов главным образом потому, что я был создателем первого проекта и всего замысла виллы Юлия, которую он строил с расходами невероятными. Он так полюбил Джотто, что часто, когда тот работал, беседовал с ним, так как ему нравилось видеть его за работой и слушать его разговоры. Тогда Чимабуэ попросил его у Бондоне и тот охотно согласился, чтобы он взял с собою его сына во Флоренцию4.
Рисунок великолепен, виртуозен, но он имеет самодовлеющее значение. Оно празднично внешне и пессимистично по существу. Одна – у вступительных абзацев отдельной биографии излагающих нравоучительную основу последующего изложения другая – у бытовой новеллистики, разукрашивающей «Жизнеописания» анекдотическими забавностями третья – у историко-фактического материала. Ярче всего сияют латы. В картинах преобладает холодная цветовая гамма и темные оттенки. Одно и другое просто сосуществуют.
Задача художника состоит именно в том, чтобы выбрать у разных предметов наилучшие черты и создать прекрасную вещь, «il piu belle delle cose della natura» – «более прекрасную, нежели творения природы». Поселившись там, ребенок в скором времени благодаря урокам Чимабуэ и своим природным дарованиям не только изучил приемы учителя, но стал так хорошо воспроизводить природу, что абсолютно изгнал неуклюжую греческую манеру и воскресил нынешнее и хорошее искусство живописи5, причем он ввел обычай рисовать живых людей с натуры, чего не делалось уже более двухсот лет, а если когда и делалось, как мы упомянули выше, то никому не удавалось это так хорошо, как Джотто. «Bello», «bello, «grazia», «dolcezza», «leggiadria» co всеми произведениями всех сочетаниях входят в вазариевские характеристическое взаимоотношение с naturale смутно и невыдержанно.
С 1532 г. в Риме Вазари начал изучать строительное искусство, «измерил и перерисовал все здания и статуи». Это – добавки по жизнеописаниям и добавки по хронологии. XII.
Это второе издание украшено портретами художников. Значительной работой Вазари была перестройка бадьи в Ареццо (церковь Санта Фьоре э Лучилла). В 1563 г. в Пистойе возвел купол церкви Мадонна дель Умильта. Однако вскоре со смертью Бенедикта IX, после избрания в Перуджии папы Климента V Джотто пришлось отправиться с ним в Авиньон, где находился папский двор и выполнить некоторые работы49 не только в самом Авиньоне, но и во многих других городах Франции он сделал множество прекрасных картин и фресок, которые привели в восхищение папу и двор.
Сигизмунде, намекая на имя названного завещателя. XXXVII. 1897) «man darf die theoretischen und kunsttheoretischen Anschauungen Vasaris nicht als ein System betrachten» – «не следует рассматривать эстетические и художественно-теоретические взгляды Вазари как некую систему», – вторит Каллаб («Vasaristudien». Анекдотика идет уже вторым планом в сравнении с насыщением фактами.
Он занимается написанием картин, преподает архитектуру и декоративное искусство. II. Подобные учителя для Вазари определите льны.
Эта картина и теперь находится в Болонье. В 1565 г. сделал модель Бадьи в Ареццо, перестраивал церковь Санта Фьоре э Лучилла. Каллаб говорит даже, что Вазари делает это «mit der Kuhnheit eines bewussten Falschers» – «с отвагой заведомого фальсификатора». Вазари умеет противоречить себе и даже не оглядываться. Вазари не столько разрушает, сколько перемещает границы пессимизма.
По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных. Вазари точно выразился, говоря, что он мог «не столько исправлять, сколько прибавлять» – «non tanto ho potuto corrigere, quanto accescere tante cose». В «Vite del piu ecceleiiti pittori, scultori e archittcti» упоминаний о других трудах немного. Ужин у кардинала Фарнезе построен, в этом смысле, по традиционной рецептуре, которая еще двести лет назад связала сто новелл «Декамерона тем же композиционным способом – «беседой друзей» так же связаны между собой сто пятьдесят новелл Серкамби. Титула первого историка искусства не оспаривали у него все три с половиной столетия.
Такое «бурление» в стране сказалось на становлении молодого человека, жадно впитывавшего все новейшие веяния, появлявшиеся в стране и дух свободолюбия. Этот прием был достаточно устойчив, чтобы и через десять лет после смерти Вазари можно было обнаружить его применение у Рафаэле Боргини, выпустившего в 1584 году книгу «Il Riposo», отправным пунктом которой служит художественно-критическая дискуссия в загородном доме флорентийского дворянина Бернардо Веккитти – между хозяином и его гостями, Баччо Валори и Джиоламо Микелоцци.
Понтормо описан в книге Вазари как эгоист, эксцентричная натура и мизантроп. Сделал я также для Антонио деНобили, главного казначея Его Превосходительства и человека весьма мною любимого, не только его портрет (писать мне не хотелось), но и голову Христа соответственно тому, что Лентул пишет о его лике, однако и то и другое я сделал добросовестно. Die Entstehung des antiklassischen Stiles in der italienischen Malerei um 1520. Клары в Ареццо картину «Благовещение».
Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Фасад с плоским обрамлением простых окон представляет собой гладкую стену, сплошь покрытую росписью, которая создает подобие легкого каркаса, заполненного филенками из арабесок. А потом заказы следовали один за другим. Это подчеркивало значительность арочного раскрытия улицы к реке и ее необычную для Флоренции ширину (18 м). Себастьяна.
Это относятся и к историческим материалам.
Второе издание Жизнеописаний было опубликовано в 1568 году.
Лоджия в Ареццо — большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города. Фон, на котором изображена фигура, однородно темен.
Закончив их, я тотчас же вернулся во Флоренцию, так как Тревизи, мастер Бьяджо и другие болонские художники, думая, что я собираюсь обосноваться в Болонье и отбивать у них заказы и работы, не переставали мне досаждать однако они этим доставляли больше неприятностей самим себе, чем мне, потешавшемуся над их, с позволения сказать, страданиями и всякими выходками. Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению. Петра на Ватиканском холме.
Но и этого оказалось мало. Таково большинство оценок. Каждый, кто был во Флоренции, посещал галерею Уффици. Всю историю в целом венчает герб Карла V, поддерживаемый фигурами Победы и Ликования.
На трех из них, над входом в трапезную, я изобразил нисхождение манны на еврейский народ в присутствии Моисея и Аарона, которые ее собирают, причем в этой истории я старался показать разницу в поведении и в одежде женщин, мужчин и детей и то чувство, с каким они собирают и укрывают манну, вознося свои благодарения Господу. В первой капелле, которая принадлежит Ридольфо Барди и где находятся веревки от колоколов изображена жизнь св. Основное внимание в планировке обращено на удобство жилья.
Оно лишено литературной цельности «Vite» 1550 года. Его учителями были не невесть кто, а ученые гуманисты. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св.
Но именно так видит своего покровителя художник. Но ведь той же достоверностью он не позаботился обеспечить даже себя и утверждения его автобиографии не раз ложны. Не существенно, сам ли Вазари рылся в «хронологической пыли бытописания земли» или только использовав присланное и готовое, – важно укрепление документального фундамента второго издания, которое он ревностно проводил.
То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было. XXXVI. Понравился же он ему настолько, что он мне сказал, чтобы я, закончив свои дела в Риме, непременно переехал к нему на службу во Флоренцию, где мне будет указано, что я должен делать. Именно в этом портрете видна колористическая слабость живописца.
Перед домом фонтан работы Вазари. Григория». Петра, св. XXXVIII. XLIV.
1928. ) и не обязательны, то существо его характеристик объективно: «Das ist Manierismus im altbblichen Sinne, bbernahme schwieriger Motive ohne inhaltlich sinnvolle oder decorativ reizvolle Verwendung» – «Это маньеризм в вульгарном смысле, перенимание трудных мотивов без их внутренне-осмысленного или декоративно-прекрасного применения» Вазари – «ein ausserordentlich bezeichnender Vertreter der verkniffelten Concetti des Manierismus» – «незаурядный по своей показательности представитель спутанных концепций маньеризма». Его критериями оценки являются «inventione» (находка изобретение идея) и «disegno» (рисунок, линия) — два признака, которые он называет отцом и матерью всех искусств. Внутренняя планировка Уффици носила чисто деловой характер. Нижнюю часть картины занимают три прекрасно исполненные сцены из жизни того же святого. Его источники чрезвычайно разрослись.
Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Первоначально церковь была задумана Джулиано да Майяно (1480 г. ) в виде базилики с пятью большими куполами по среднему нефу и с двойным числом куполов по боковым.
Людовика и вечеря18, а на ларцах ризницы, в мелких фигурах, – сцены из жизни Христа и св. А так как образ для Камальдоли и фреска на стене капеллы (где я попробовал примешать масляную краску к фресковой, что мне весьма ловко удалось сделать) были уже закончены, я приехал во Флоренцию и написал помянутый выше образ. Если присоединить к этим критериям второстепенные: преизбыточное истолкование ракурсов nudo – нагого тела и «влечение, родта» к странным формам – «cosa strana», этим зародыши будущих барочных неистовств и чудачеств, – маньеристская программа Вазари будет исчерпана. Однако трудности, на которые я наталкивался, значительно превышали то, на что я поначалу рассчитывал.
А кроме того, в огромных нишах над дверями по обе стороны от этой истории – две большие фигуры из которых одна олицетворяет Красноречие, над которым две Победы держат бюст Юлия Цезаря, а другая – Правосудие с двумя другими Победами, держащими бюст Александра Великого, наверху же посредине – герб папы, поддерживаемый фигурами Щедрости и Воздаяния. Сильвестра. XXV.
В 1544 г. в Кортоне построил церковь Санта Мария Нуова. XL. Такими были художники треченто такими могли еще быть первые кватрочентисты.
Новым было и конструктивное решение галерей Уффици. Последнее, то есть Сошествие св. Родившись в семье горшечника, смышленый и способный подросток в 12 лет стал подмастерьем французского художника, который делал витражи в церкви в Ареццо, Гильома де Марсилья. Можно сказать, какая-то площадная, простонародная, крепкая струя бьет и играет в житейских сценках «Vite».
XIV. К этому ее поясу золотыми цепями прикованы фигуры пленников, олицетворяющих семь противных ей пороков: Лихоимства, Невежества, Жестокосердия, Трусости, Предательства, Лжи и Злословия. XI. 1908) «Von einem durchgebildeteri System bei Vasari selbstverstandlich nicht die Rede sein kann» – «о какой-либо продуманной системе у Вазари не может быть речи», – резюмирует Шлоссер (Die Kunstliteratur».
Противоречие пытается найти разрешение в эклектической формуле «наипрекраснейшего в природе», а большая четкость требований и мерил «правдоподобия» сравнительно с «красотой» снова свидетельствует о перевесе старого над новым. Новое рождение, в свою очередь, подразделяет на три этапа: детство (XIV век), юность (XV век) и зрелые годы (XVI век). – Пошлите его с остальными рисунками и им увидите, заметят ли его». Потолки всех комнат, а в зале и стены, покрыты росписью. Его читали, потом изучали, ныне опять читают. Там для отправки в Пизу он с большой тщательностью написал св. Петра, вызывающий восхищение всех знатоков искусства.
А у Джорджо Вазари на коричневом табурете, покрытом алой драпировкой, сидит рыцарь в доспехах. Вазари повторяет ее применительно к изобразительным искусствам, вставляя в ее своеобразную диалектику свои величины: у него «maniera antica» эллино-римской древности уничтожается «maniera vecchia» средневековья, которую в свою очередь преодолевает «maniera modertia нового времени, возрождающая античность чтобы выразить эту последнюю фазу, Вазари впервые применяет знаменитый термин «Rinascita» – «Возрождение». cit). Вот таким образом книга была окончена только в 1550году. То обстоятельство, что он уже лет пять-шесть, по меньшей мере, писал «Vite» и к 1546 году изготовил изрядное количество материала, было с его точки зрения и тех, к кому он обращался, менее существенно и убедительно, нежели композиция обстоятельств, составившая сцену кардинальского ужина, где якобы решалась судьба первой истории искусства. Это были все те же литературные элементы повествования. Ее законы для него более сильны, чем непреложности исторических фактов.
Тут опять-таки в руки дается немногое – несколько упоминаний и ссылок но у этих торчащих обломков есть еще, так сказать, подводная, формообразующая часть, – группа жизнеописаний и хроник, придавая структуре Vite внутренний костяк, традиционную оправу, образцы, на которые опирался Вазари: от замолчанных им, но ходовых биографий знаменитых людей вроде «Liber de viribus illustribus» Бартоломео Фацио у которого Вазари прямо кое-что позаимствовал (см. : Karl Frey, примечания к. 1 тому «Vite» издания 1911, с. 121) или Vite dei uomini illustri Веспасиано Биетаччи до упомянутых характеристик Паоло Джовио и от молчаливо подразумеваемых историографий и археологических описаний типа «Roma illustrata» Флавио Биондо до названных у Вазари хроник Виллани. Этим она обязана благоговению то, которое питает к прекрасным произведениям искусства Пикколо Ачайоли44, флорентийский ученый, который богато украсил эту вещь Джотто гипсом и современной живописью. То, к чему пришел Вазари, было принципиально новым. Франциска и св.
Он упоминает имена тогда, когда они художественно формируют его рассказ. В первом парусе изображено прославление на небесах св. Ее стилизованность откровенна. В Пистойе Вазари возвел купол церкви Мадонна дель Умильта он представляет собой интерпретацию куполов Брунеллеско и Микеланджело, но меньше подъемом и пролетом (19, 8 м в свету). На получение этой рельефности направлены все писательские усилия Вазари. В это время Вазари написал для монастыря св.
1929), a в римском (Cancellaria) «Благословении Павлом III чужих народов» заимствования у Микеланджело и Рафаэля сильнее черт нового стиля. Однако, в конце концов выздоровев, я числа 10 декабря этого года прибыл во Флоренцию, где был милостиво принят названным герцогом и вскоре передан на попечение великолепного мессера Оттавиано деи Медичи, принявшего меня под свое покровительство так, что всю жизнь неизменно почитал меня за родного сына и добрую память об этом синьоре я навсегда буду чтить и хранить как память о самом любящем родном отце. Франциска и св.
Его архитектурное дарование раскрылось в двух зданиях – для папы Юлия III в Риме и Уффици во Флоренции, которое сейчас известно как «Коридор Вазари» (Corridoio Vasariano). Для Филиппе Сальвиати я не так давно закончил образ, предназначенный сестрам св. По правилу же, он предпочитает пользоваться неопределенностями: «si dice» – и «говорят», «рассказывают, «передают». местные люди – Просперо Фонтана, Пеллегрино, Тибальди, Марко да Равенна ученики Вазари, осевшие по разным местам, вроде Томазо ди Стефани, наконец, ученики его моделей, вроде Микеле дельи Альберти и Фелицано да Сан Вито, выходцев из мастерской Данииле да Вольтерры, о котором он писал благосклонно. Тем не менее, то ли оттого, что доверие этого синьора или его удачливость, во всем ему сопутствовавшая, заставили меня превзойти самого себя, то ли оттого, что заманчивость и своевременность столь прекрасной задачи значительно мне ее облегчили, то ли, наконец (и это я должен был предпослать всему остальному), Господня благодать даровала мне нужные для этого силы, – тем не менее я за эту работу взялся и все видели, что вопреки ожиданию многих я ее завершил в срок значительно меньший не только мною обещанного и достойного этой задачи, но и того, на который когда-либо рассчитывал я и рассчитывал Его Светлейшее Превосходительство.
Свод был разбит на три части: первая посвящена Вере, вторая – Религии, третья – Вечности. XLVIII. Сигизмунда. И, наконец, в следующей комнате – рождение Геркулеса и все его подвиги. Посредине же стоит сень, отлично приспособленная для Св. Иероним, а на другой – Оплакивание, обе же они были отосланы во Францию.
В 1537 г. Александр Медичи был злодейски убит и Вазари снова остался без покровителя. Первое издание опубликовано во Флоренции в 1550 году. Позднее же, когда он стал аббатом монастыря Св.
В постройке был применен очень прочный и дорогой камень «пьетра ди фаччата» (его употребление разрешалось только специальным указом). В продольных фасадах Уффици в качестве главного членения выделен антаблемент галерей. Это второе издание украшено портретами художников. На мне лежала забота о строительстве дворца и церкви рыцарей ордена св. Он обладал прекрасным чувством цвета и колорита и чрезвычайно умело работал со светотенью. Они составляют сущность его мышления и мироощущения.
Трудолюбие и несомненный талант Вазари не остались незамеченными и он получил свой первый крупный заказ – написать картину «Венера и Грации». IV. Я же между тем написал образ для ее капеллы, на котором я изобразил обращение св.
Однако именно это столь парадное добавление выдает социальную тайну его оптимизма. Похвалы и порицания, которые Вазари раздает, подтверждают это термины одобрения у Вазари – «figure che paiono vive», «vive-, «vidissime», «vive с naturali», «veramente naturali e vivissi- Фигуры должны казаться говорящими, движущимися, ожившими. Петра, бежавшего к нему по воде и боявшегося утонуть.