Например, Ватиканская пьета – скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией.
Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Данная работа — первое обращение художника к этой теме. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери.
При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Например, задумчивый Гераклит на переднем плане напоминает Микеланджело. ". Не даром его строили целых 120 лет. На самой известной фреске «Афинская школа» изображены крупнейшие греческие философы, ведущие диспут: Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Пифагор и другие. Если присмотреться к композиции более тщательно, можно заметить, что пропорции скульптуры не совсем естественны.
Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Безусловно, Микеланджело – выдающийся скульптор всех времен, даже в его незавершенной скульптуре чувствуется мощь, одухотворяющая душу любого православного человека. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.
Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну.
Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Слегка склонена голова Богородицы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.
Есть, конечно, альтернативная версия – что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Возможно заказчик предвидел скорый уход и рассчитывал, что статуя украсит его усыпальницу или стремился оставить о себе память в вечном городе.
Размеры храма просто невероятны – длина достигает 211, 6, а ширина – 115 метров. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Каждая картина целиком занимает стену. Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. Место для строительства выбрали не случайно.
В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог Ласло Тот, кричавший: "Я – Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Другой инцидент связан с подписью скульптора. Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
В1568г. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. В середине площади высится обелиск из Гелиополя, привезенный из Египта в Рим императором Калигулой. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Ватиканская «Пьета» (1489—1499) Микеланджело Буонарроти — одно из величайших произведений мирового искусства эпохи Возрождения. Несколько осколков найти не удалось.
Находится она в Соборе Святого Петра, в Ватикане. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Сегодня копии ватиканской Пьеты можно увидеть в католических храмах по всему миру.
Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Почему. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Благодаря этому столб может показывать время, как солнечные часы. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Ученики похоронили его в гроте вблизи места казни.
Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Скульптурное надгробие кардинала изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников.
В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика, которые украшают её до сих пор. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Это единственное произведение подписанное зодчим.
Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. И уж тем более, Микеланджело не мог согласиться с Савонаролой, что произведения искусства нужно считать развратом. На месте собора раньше находилось кладбище. Решение было принято в пользу полного восстановления.
К тому же, нагрянула эпидемия чумы. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий.
Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки из-за этого теряется полная композиция обозрения. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Случилось это в 1972 году. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного.
Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.
Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Считается, что рядом с этим обелиском казнили апостола Петра. Барельеф на его стенках изображает победы римских всадников над варварами.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Но в то время он стоял в другом месте – в цирке Нерона. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства. Однако работал Микеланджело около двух лет. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении.
Интересно, что некоторых из философов Рафаэль изобразил похожими на художников своей эпохи. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли.
Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Ведь для императоров Рима военные победы были одним из главных предметов гордости. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: Наш миланец Гоббо. Был сколот нос. Его изготовил Франческо Борромини. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях.
Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.
После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр.
Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён.
Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра.
Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. А в одном из юношей в правой части полотна проглядывают черты самого Рафаэля. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров.