Великолепная работа великого итальянского мастера Микеланджело Буонарроти и по сей день украшает собой Собор Святого Петра, вызывая восторг и восхищение всех гостей Ватикана. Сотрудничество Микеланджело с Ватиканом началось еще при Папе Александре Четвертом. Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело. В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти.
Скульптурные портреты Микеланджело (слева) и Рафаэля (справа) над входом в музеи Ватикана.
Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы.
Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г. ) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Он написал 2-е картины из жизни Христа и одну из Ветхого Завета.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ).
И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения.
Фрески и гобелены можно рассматривать вечно, но стоит посетителю Капеллы поднять глаза вверх и он забывает обо всем на свете. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine).
Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой).
Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.
Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим.
И эти опасения не были беспочвенными. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле— табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Буонарроти начал роспись Сикстинской капеллы со стены противоположной алтарю и продвигался к алтарной стене. Потолок Сикстинской капеллы — был подлинным вызовом для Микеланджело. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Общий план росписи церкви подготовили еще в дни строительства. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Правда, буквально через несколько дней Климент VII скончался и художник, считая себя свободным, покинул столицу. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Как жест доброй воли Медичи отправляет мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик благосклонно позволяет им разместиться в Риме и начать работы в Сикстинской капелле. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе.
Как то вопросы финансирования. Современники скульптора видели в случившемся козни конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). Благодаря существующему гипсовому слепку, сделанному в 1944 году Франческо Меркадали, реставрационные работы были произведены максимально точно, без произвольного изменения размеров. С тех пор Пьета находится за защитным пуленепробиваемым стеклом. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина.
Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).
Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора.
Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского. Прим.
Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Во время реставрации 1980—1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ.
Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Он занимался там в течение одного года.
Мастер и его подручные сумели разработать новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, стойкого к влажному римскому воздуху. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира.
Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Это Харон, который гонит грешников в ад. Включение Триумфальной арки Константина ссылается на мировоззрение Сикста, который позиционировал себя не только преемником Петра, но и римских императоров. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.
Вклад Микеланджело Буонарроти. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи.
Громадная площадь потолка Сикстинской капеллы могла бы создавать угнетающее ощущение, «нависать» над прихожанами, если бы не небольшие хитрости мастера искусственно поделившего громадный плафон на 47 сегментов. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане.
Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября.
Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. IV). Общественности оконченная алтарная фреска «Страшный суд» Сикстинской капеллы была представлена в конце октября 1541 года. Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Однако Буонарроти заставил снять основу для масляной росписи и приступил работе над фреской после нанесения нового слоя.
Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского).
Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом.
Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Да, незадача. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. У Браманте имелся на примете свой кандидат для написания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi). Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Но интенсивная работа под потолком часовни повредило здоровью 33-летнего художника. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Италию не понять, не познакомившись с творчеством одного из самых прославленных ее мастеров, печального гения, простого человека, так щедро одаренного судьбой и посланного на эту землю с одной целью – явить миру красоту в самом ярчайшем ее проявлении. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Карафа был патологически жесток. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх.
Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи68.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Лонгина работы Бернини. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. И это можно понять по его последним фрескам.
Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Место конклава. Петра (рис. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2.
Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры героев крупнее их жесты проще и выразительней24. Флорентийцы, при содействии Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) сделали роспись стен новой церкви.
На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Мучение Св. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Вместе с бесконечным восхищением вызывала она и раздражение. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок.
Помилование мог даровать только Понтифик. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
На тот момент – Павел III. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Началу работ по украшению Сикстинская капелла обязана Перуджино, мастер умбрийской школы живописи.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы.
Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена (лежит на ступенях лестницы), Пифагора в окружении учеников (внизу слева), Сократа (слева от Платона), Гераклита (сидящий в глубокой задумчивости почти в центре), Евклида (нагнувшийся, с циркулем в руках справа) и т. д. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года. Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте.
Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». После сюжетов Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворение Евы, которые входят во второй тематический цикл изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней. Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Варфоломея (На фреске Св. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.
На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Петра. Сам Микеланджело спроектировал уникальную систему платформ, которые присоединялись к стенам скобами.
Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Беспощадно раскритиковав все сделанное до него, Микеланджело добился папской санкции на серьезные переделки и даже на разборку уже возведенных Сангалло частей и в основном закончил собор, осуществив свой замысел в большей мере, чем его предшественники. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Все это время с ним рядом находятся его помощники. Имелись также и другие небольшие повреждения.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. По его мнению, это обедняло роспись.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Архитектор Донато Браманте убедил папу Юлия II в том, что лучше было бы начать реконструкцию базилики Константина и направить финансовые средства именно туда. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. И для того имелись серьезные причины. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день.
Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Большие паруса поддерживают свод.
Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. делла Порта). Высота капеллы— 20 метров. здесь).
Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно.
по проекту Я. Сансовино. Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер и художник посчитал вопрос закрытым. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Правый неф. Разглядев любую картину отдельно можно отследить трансформацию живописи Буонарроти. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. 13).
(В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII. ) Решётка капеллы св. Некоторые детали лучше рассмотреть на фрагментах фрески. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Петра).
Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Аж четыре года (с 1508 по 1512) затратил именитый мастер на украшение свода.
Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). 18—22). Сейчас Сикстинская капелла – это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Второй этаж – основной. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника5.
Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем.
Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира — от стадии Создания к Опьянению Ноя. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
Для самого Микеланджело это становится прекрасной возможностью обозреть выполненную им композиционную часть цикла снизу, без загромождений в виде лесов, без палитр, кистей, красок, картона и прочих мешающих предметов. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Заделать их будет невозможно. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Сикстинская капелла была построена в 1470 году по желанию папы Сикста IV, в чью честь и получила свое название. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы).
Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей.
Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте (спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто). Картина получила широкое признание от пэров. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. К примеру, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена очень возмущались по поводу наготы библейских персон. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Главным был второй ярус. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.
В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. 11), выполненный Микеланджело в 1505 г. по поручению папы, желавшего при жизни построить себе мавзолей. Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Специальный дымоход в крыше часовни передает результаты выборов белым дымом, указывая на удачный выбор нового. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа.
Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Они же являются авторами кафедры хоров. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур.
Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. IX, ст. Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. И для того были веские причины. Возможно, в вопросах богословия его консультировали проповедник Эджидио да Витебро и Марко Виджеро.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Проект серьезно повредил зрение художника. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке.
Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». А вот сам мастер оказался не очень довольным. Ни в Европе, ни в восточных странах.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Но заказ есть заказ.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
Павел III и Буонарроти иронично и твердо возражал своим оппонентам. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Где круглый год царит весна, хочется творить, любить и искать вдохновения. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Имеются различные догадки, относительно работы Буонарроти под сводом Сикстинской капеллы.
Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. Проект новой капеллы задумывался как небольшая крепость и создал его флорентийский зодчий Баччо Понтелли. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли и Козимо Росселли и Гирландайо и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино.
Но, не тут-то было. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Небольшие картины и геометрические рамки дают невероятную глубину и детализацию фресок.
Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). В действительности же Микеланджело работал стоя, располагая пространством для маневров. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».
25) (начата в 1530г. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Вот что значит гений. К 1480 году натянутые политические отношения меж папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) немного улучшились. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Микеланджело посвятил архитектуре лишь долю своих поистине титанических творческих сил, но достаточно было бы лишь купола собора св.
Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). 2. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520).
Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г. ) надгробие Климента XIII. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.
В миру его называли кардиналом смерти. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Поза, мол, у них слишком неприличная.
Ещё в 1505 году понтифик призвал Микеланджело, дабы обсудить с ним проект собственной гробницы. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на миг не переставал думать о том, какое значение имеет для католической церкви Сикстинская капелла. Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы.
Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа. Конечный результат восстановления был спорен: критики говорят об удалении важного второго слоя краски был удален, утверждая о несоответствии фигур оригиналам. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы.
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения.
Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Итак, 1471 год. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным23. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. «Летящие леса», придуманные художником, закреплялись на особых штырях к стенам храма. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена).