Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Брат А. М. Васнецова. Невольно возникает ассоциация с бедным Евгением в «Медном всаднике» А. С. Пушкина. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать свободной волей свой выбор пути в жизни.
Такие выставки проводились на территории крупных сел и многих городов. Всё убранство завершает барельеф – герб Москвы изображающий св. Пушкина. Так возникло новое течение передвижников. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. На степь ложится сумрак.
Художник изобразил бескрайние степные просторы России. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, принёсшие ему широкую популярность (После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880, Алёнушка, 1881, Иван-царевич на сером волке, 1889, Богатыри, 1881-98, Царь Иван Васильевич Грозный, 1897, – все в ГТГ).
Однажды декламировали «Снегурочку» А. Н. Островского. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке.
Олицетворение русской женской доли, а может быть и самой России. По своим убеждениям он был монархист и просветитель. Вся «сюита сказок» написана на темы русского фольклора, кроме картины «Спящая царевна». В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Все работы выполнены в мозаике также в петербургской мастерской. В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова.
Интересна история создания «Витязя на распутье» (1882, первый вариант – 1878г. ): Васнецов считал эту картину автобиографической, так как «на распутье» в это время стоял он сам, думая, как ему дальше работать, по какому пути идти. В иконостасе храма находятся две мозаичные иконы работы Васнецова – «Христос» и «Богоматерь», оригиналы для этих мозаик можно видеть в Русском музее. В 1893 – 1894 годах в Москве была закончена по проекту Васнецова постройка его собственного дома, напоминающего боярские хоромы с фигурным теремом. Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории.
Его пафос не прельщал художника. Их образам придана торжественность и монументальность. Если сказку рассказывали, то былину пели.
Все эти работы выполнены декоративно, в «русском» стиле, где мы видим св. В живописном отношении картина решена подчеркнуто декоративно. Виктор Михайлович Васнецов, русский художник. а у седла висят гусли-самогуды. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: Богатыри (1898 год), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год), Иван-Царевич на Сером Волке (1889 год), Аленушка (1881 год), Витязь на распутье (1882 год), После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880 год). Но вскоре оказалось, что достаточно было предъявить семинарский аттестат.
Васнецов хотел видеть свою страну, свой народ такими, какими он показал богатырей. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Предлагавшийся сборник содержал статьи о художниках этого объединения. Впервые он выставил работы студентом академии.
Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование. Именно вот таким образом художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров и руководил в нем художественными работами.
Не завершив учебу, Васнецов покинул стены Академии. В 1912 году Васнецов создал ещё два образа для иконостаса собора св. Среди зеленой травы и нежных полевых цветов лежат погибшие русские воины.
Кончилась битва медленно встает из-за туч луна. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере – в России. За свою жизнь Васнецов неоднократно принимал участие в выставках живописи.
Так, например, в одной из статей говорилось, что картина «После побоища» написана «превосходно», что художник «обнаружил много вкуса и известную фантазию», а в «панно «Ковер-самолет» хорошо написан летящий ковер». Но будущий художник бросил учёбу в Академии. Тем сильнее чувствуется одиночество и горе Алёнушки.
В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. Каждую свободную минуту Васнецов рисовал и вскоре способного юношу заметили. Георгия Победоносца. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления.
«велика по своему значению для русской живописи проникновенность Васнецова в серую красоту русской природы, важно для нас создание Алёнушки, – писал художник Н. К. Рерих, – и дорого мне было однажды слышать от самого Виктора Михайловича, что для него Алёнушка – одна из самых задушевных вещей. Именно такими задушевными вещами и проторил В. Васнецов великий русский путь, которым теперь идут многие художники». Произошла «переоценка Васнецова». Тёмная вода омута притягивает Алёнушку. Жизнь в Париже разочаровала мастера., писал художник.
Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Вот мы и расстались». В критике отмечалось, что «художник высказался как крупный колорист-бытописатель».
Активно использованы тексты и надписи. В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». Всё стихотворение мы здесь приводить не будем, но вот одна строфа:Я стою на распутье с великой тоской, Как твой витязь на белом коне. То прошедшее грозно встает предо мной, То грядущее грезится мне. Впоследствии Васнецов писал А. В. Кривошеину: «думается, что Витязь, поэт и художник не ошиблись – избрали путь прямой, прямоезжий, не убоялись зловещего карканья воронья, угрожающих на пути страхов и ужасов». Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В годы первой мировой войны Васнецов вновь обращается к образам богатырей.
Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Столь же ярко и зрелищно, с прекрасным знанием исторического материала, выполнены иллюстрациями к «Песне о Вещем Олеге» издание которого было приурочено к столетнему юбилею со дня рождения А. С. У Васнецова же тема приобрела абсолютно иное звучание. Революцию художник Васнецов так и не принял. И Васнецов окунулся в московскую жизнь.
Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. Художник показал жизнь маленьких людей на фоне исторических памятников архитектуры города. В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. В Абрамцеве по проектам живописца была возведена небольшая церквушка и сказочная изба на курьих ножках.
Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т. д. ) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. На основе этой мастерской через некоторое время в Москве был основан гончарный завод. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович. Этот факт примечателен.
Александра Невского в Софии (Болгария. Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. С. И. Мамонтов играл Царя Берендея, а Васнецову досталась роль Деда Мороза.
В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Я не знаю, не могу писать, так как слов нет.
Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица.
Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность.
Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была Нищие-певцы. В 1880 году, получив многомиллионное наследство от своего дяди, стал благотворителем. Он почувствовал себя дома. «Отечествие» изображает Бога-Отца, юного Иисуса Христа и Святого Духа в виде голубя, т. е. «Троицу». И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.
Образы трактованы в стиле модерн. Так, в начале 1900-х гг. Читали по ролям пьесы известных классиков.
«Алёнушка» (1881). В настоящее время при церкви св. «Ковер-самолет» олицетворял средство передвижения в сказочные времена, мечту людей о полётах, «Бой скифов со славянами» – сражение, которое могло происходить когда-то на степных просторах, а «Три царевны подземного царства» олицетворяли сокровища, скрытые в недрах земли. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву.
Далеко не все его произведения имели успех, тем более в XX столетии, когда появились новейшие течения в искусстве, привлекавшие и публику и зрителей, вызывавшие неизменный интерес. Оказавшись в этой старой русской столице, он был покорён красотой её древних храмов. Передвижники). Виктор Михайлович Васнецов родился 3/15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии.
Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Выйдя из состава Товарищества передвижников в 1891 году, он всё же принял участие в юбилейной, 25-й выставке Товарищества картиной «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета. Владимира 4-й степени и ежегодную аренду (пенсию) в размере 1500 рублей, в январе 1914 года чин Действительного Статского Советника (что было равнозначно генеральскому чину), а ещё ранее, в феврале 1902 года, он получил от французского правительства орден Почетного легиона. Первым создал произведения на темы сказок, проникнутые глубоким чувством, фантазией и любовью. Хотелось бы закончить очерк словами М. В. Нестерова: «Не фраза – Васнецова Россия будет помнить как лучшего из своих сынов, её любившего горячо, трогательно, нежно».
Эти картины, как и «Ковер-самолёт», должны были напомнить о событиях, происходивших в далеком прошлом на тех землях, где ныне шли поезда. Цветовые отношения распределены крупными планами. Так опоэтизированный Васнецовым древнерусский сказочный мир постепенно завоёвывал общественное признание.
Картины Васнецова – это сама русская культура, русский дух. Эти песни славили богатырей их подвиги. Художник был возмущен неуважением к искусству, проявленным учениками и вышел из состава членов Академии. В феврале-апреле 1910 года в Историческом музее состоялась выставка всех пяти произведений Васнецова для церкви в Гусь-Хрустальном («Страшный суд», «Распятие», «Сошествие во ад», «Евхаристия» и «О Тебе радуется, Благодатная», а также Плащаница для церкви в Абрамцеве (1901) и «Голова Христа» для Семёновской церкви в Петербурге. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Однако, ведущие критики того времени – Александр Бенуа и Сергей Маковский – признавали, что Васнецов «первый обратился к украшению жизни» и был новатором, открывшим новые пути в искусстве.
Главное дело его жизни – помощь в создании московского Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Учился он старательно, но карьера священника не привлекала его. Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Александра Невского в 1908 – 1912-х годах. Картина сразу же была приобретена П. М. Третьяковым.
По его рисункам была сделана мебель в его доме и разнообразная утварь. По вечерам отец читал детям (в семье было пятеро сыновей) рассказы из прошлогодних журналов, присылаемых из Вятки друзьями (на подписку не было денег). Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. напевом. В жанровых картинах 1870-х гг. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Новые материалы».
Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. (Собор построен арх. Картины экспонировались на передвижных выставках и получили высокую оценку критики за правдивость и «разнообразие типов». Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. Картина была написана художником в 1881 году. Сколько тяжести в богатырях.
На переднем плане слева орел чистит перья. Указ императора гласил: «Правительствующему Сенату. В этом же году он женился и переехал в Москву, куда его звали друзья — Репин и Поленов. Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Он решил изобразить сцену охоты на мамонта.
Они отдыхают после работы. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). Посередине на вороном коне – атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын. Тогда же выяснилось, что он почти разорён»). Георгиевская церковь в Гусь-Хрустальном строилась до 1904 года и в течение этого времени Васнецов создал эскиз мозаики «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» (для главного алтаря) и четыре композиции на холстах для этой церкви: «Страшный суд» (на западной стене), «Евхаристия» (в апсиде главного алтаря), «Сошествие во ад» (в правом приделе) и «Распятие» (в левом приделе). До этого, в 1898 году, С. П. Дягилев вел переписку с Васнецовым и поместил фотографии с его работ в журнале «Мир искусства».
По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Всё это показывает умиротворённость картины. Печальную картину озаряет огромная луна. Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др. ) создавали абсолютно иные по звучанию картины. Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств.
А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом.
(сцены уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян) с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (С квартиры на квартиру, 1876, Военная телеграмма, 1878, – обе в ГТГ). Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». К исторической тематике художник обратился и в своей картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, Третьяковская галерея, Москва). Царевны производят сильное впечатление своей загадочностью. Её работы стали первыми «настоящими» картинами, которые видел в детстве Виктор Васнецов. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Он скучал по России и им овладела мысль создания национального стиля. Его отец был священником и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. Их нельзя потревожить, окликнуть иначе может исчезнуть очарование. Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы. Тем больше недоумения и даже возмущения вызвала в прессе картина 1880 года «После побоища Игоря Святославича с половцами», написанная на тему «Слова о полку Игореве». Это реальное.
Он создавал картины используя противоположные жанры иногда несовместимые друг с другом. В их числе была работа Д, Шилкина, в которой автор дал глубокую характеристику творчеству Васнецова.
Сам Виктор Михайлович должен был, согласно семейной традиции, стать священником. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» – получил уже деньги, будучи в Петербурге. Героев сказок и красочные пейзажи дикого края можно увидеть на холстах художника. В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». Родитель не был зациклен полностью только на служении Богу, он был грамотным, эрудированным человеком, много времени проводил со своими детьми.
Картина изображает не саму битву, а её завершение. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Об этом после появления «Витязя» написал в стихах молодой друг Васнецова (будущий министр земледелия) Александр Васильевич Кривошеин 6 января 1882 года. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. Родом из семьи священнослужителей. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И. Крамской сказал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Породистые лошади сильны, на них могучие наездники.
Профессора живописи Виктора Васнецова, со всем нисходящим его потомством, Всемилостивейше возводим в потомственное дворянское Российской Империи достоинство. Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинное Собственною Его Императорского Величества Рукою начертано: «Николай» и г. Управляющим Министерством Юстиции написано: «На рейде и яхте «Штандарт» 9 июля 1912 г». О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Юрий Степанович Нечаев-Мальцев был большой патриот. На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами – первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком.
Неприятное лицо царя нарушает декоративную гармонию произведения, но, видимо, этот контраст нужен был художнику для полноты характеристики Грозного. Из числа графических произведений Васнецова, выполненных в 1890-е годы, можно вспомнить «Меню» для торжественных обедов по случаю коронования императора Александра III, грамоту об избрании Московской городской Думой П. М. Третьякова почетным гражданином Москвы (1896) и многое другое. Картина попала в галерею уже после смерти Третьякова. У «Алёнушки» был долгий путь к признанию. В них изображаются сражения с врагами Русской земли.
Художник обратился к традициям народного, кустарного творчества, стилизуя предметы в стиле модерн: утилитарная простота форм обогащается в его рисунках выразительным и разнообразным декором: плоскорельефной резьбой с нарочито изломанными линиями и растительным орнаментом. Поиски Васнецовым новой художественной формы, декоративности, были современны и связаны «с преодолением обыденности, словом, со всеми особенностями, которые достигались благодаря использованию метода стилизации». Собственный дом Васнецова может считаться настоящим произведением искусства, памятником неорусского направления модерна, где интерьеры, мебель, вся утварь выдержаны в едином стиле. Оно и теперь там находится. с 2004 г. по 2014 г. на аукционах Sothebys продано 8 работ Виктора Михайловича Васнецова. «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов. Люди защищали рубежи родины сообща именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин».
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей» иллюстрации к книгам и т. д Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75). Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. В 1861 году В. И. Даль издал «Пословицы русского народа», в том же году вышли в свет «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» Ф. И. Буслаева, а в 1865-м – книги А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
Признание пришло к «Алёнушке» лишь в начале XX века, в статьях Н. К. Рериха и И. Э. Грабаря, которые называли эту картину в числе лучших творений художника. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. В картине «Преферанс» он несколько иронично показал игроков, засидевшихся за картами до рассвета. Картина подчёркнуто декоративна. Интересно, что именно в Париже он написал первый эскиз маслом к «Богатырям». Былины – русские народные песни.
Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Последняя выставка Союза русских художников состоялась в мае – июне 1923 года. После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) «Кащей Бессмертный» (1917—1926). «Сирин и Алконост» – также символическая картина, образам которой художник придал особый смысл.
Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Как в древнерусской фреске, в левом нижнем углу картины славянской вязью написаны слова: «Множества содеянных мною лотых помыш окаянный трепещу страшного дне суднаго». Но зритель понимает, какой путь выберет витязь, «не убоявшийся» страхов и угроз. Васнецов вспоминал, что в доме Саввы Ивановича часто собирались родственники семьи Мамонтовых и их друзья – художники.
Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука». Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. Георгия, поражающего дракона, бояр и богатырей, знамена, яркие орнаменты, множество узоров и красочных древнерусских одежд. Это райские птицы, они возвещали «Радость и жизнь бесконечную». Герои погибли в бою за родную землю, они спокойны и прекрасны. В период работы в соборе Васнецов написал поэтичную картину на тему волшебной сказки В. А. Жуковского об Иване Царевиче и Сером Волке. Фасад был выстроен по его замыслу.
В том числе:- Вещий Олег (Wise Oleg, 1899) – 344 000 фунтов стерлингов (май 2006)- Дети разоряют гнезда в лесу (Children Raiding Nests, 1874) – 181 000 фунтов стерлингов (май 2012). В «сюите сказок» художник прославляет русских богатырей – Ивана Царевича и Добрыню Никитича – победителей чудовищ, любуется красавицей, ожидающей своего жениха, который освободит ее от страшного Кощея, погружает зрителя в веселый праздник, где грациозно танцует Царевна-Лягушка. Он старался развивать их кругозор, а не только прививать религиозные догмы. Спектакль был сыгран на домашней сцене 6 января 1882 года.
В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» художник трактует исторический сюжет возвышенно, как эпическое, величавое действо. В 1878 году Васнецов вернулся в Петербург. Интересно отметить, что даже славянофильская газета «Русь» дала категорически отрицательный отзыв всем трём картинам Васнецова, показанным на IX передвижной выставке.
Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины. М. В. Васнецов – астроном, впоследствии священник (1884 – 1972) остальные дети остались в Москве (Татьяна, 1879 – 1961 Борис, 1880 – 1919 Алексей, 1882 – 1949, Владимир 1889 – 1953). По проторенному пути жанриста или по той дороге, которую художник уже открыл для себя. (1901) и др. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. Васнецов же придает одной из птиц трагический смысл. Бодр, остроумен и красив старческой благородной красотой». Васнецов умер внезапно.
Ребята получили отказ, но не сдались. Кончалось девятнадцатое столетие, Россия вступала в новый век. Вначале в экспозициях Академии, а затем и в выставках передвижников. В 1885 г. Виктор Михайлович Васнецов выполнил серию рисунков для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В 1893 г. художник был избран действительным членом Академии художествВ 1885 г. по предложению русского историка А. В. Прахова Виктор Михайлович Васнецов начал работу над росписью Владимирского собора, которая продолжалась более десяти лет. Виктор Михайлович Васнецов умер 23 июля 1926 г. Картины талантливого художника являются украшением коллекций многих картинных галерей и музеев, в том числе Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. За последние десять лет, т. е. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. Новый, XX век, начался для Васнецова работой для церквей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи.
В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Всё так неожиданно произошло. Всё это моё родное, хорошее. Вскоре, в марте 1878 года, Васнецов переехал в Москву.
В 1882 году художнику предложили написать панно «Каменный век» для недавно сооруженного на Красной площади Исторического музея. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Неслучайно эта картина определена критиком как «панно».
Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. Свои картины он выставлял и на выставках самой Академии и на выставках передвижников и за рубежом. После окончания учебного заведения (1873) художник выставлял картины, как член Товарищества передвижных художественных выставок. Я просто ожил. Это было ещё одно пристанище для его души в эпоху потрясений и революций.
Выдающийся представитель передвижничества (в начале своего творческого пути), он вышел за пределы этого направления, положил начало новому явлению в русской живописи – монументально-декоративному творчеству, первым обратился к проблеме синтеза искусств. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. В дверях остановился мальчик – трактирный слуга он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Картина Васнецова В. М.
Официальные заказы на росписи церквей не определяли сам факт обращения к этому виду работы. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. Лето он проводил в Ахтырке, недалеко от имения Мамонтовых Абрамцево. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил».
В 1877 году Васнецов выставил в Салоне две свои картины — «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Он иллюстрировал детские сказки, азбуку, книги Е. Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», делал рисунки для журнала «Пчела». Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. В 1858-1862 г. г. Картина «АЛНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В. М. Письма.
Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. Работы можно видеть на экспозиции Русского музея. Губы девочки полуоткрыты, она напевает грустную песню о своей судьбе. Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи.
Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Её достоинства оценили прежде всего художники – Крамской, П. П. Чистяков, Репин, Суриков. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы.
В 1880 году появилась картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (Третьяковская галерея, Москва), навеянная «Словом о полку Игореве». На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления. От всей этой старины «веяло на душу родным, незабвенным». В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». На камне написано: – «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле.
Одновременно с картиной «После побоища» на 8-й передвижной выставке Васнецов представил «Ковёр-самолёт»: Иван-царевич на летящем ковре держит большую клетку с Жар-птицей. Васнецовские женские образы пленительны. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Дверь в чайную раскрыта. Интересно отметить, что если на появление картин «многообещающего жанриста» (как называли Васнецова в 1870-е годы) обычно откликалось шесть-семь газет, то картина «После побоища» произвела впечатление разорвавшейся бомбы.
Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения. С семьей Мамонтова Васнецов познакомился в 1879 году, вскоре после приезда в Москву. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Особое значение для всей культурной жизни России имело создание домашнего театра, который стал основой для «Русской оперы» С. И. Мамонтова в Москве. Художники, работавшие в Абрамцеве, стремились вызвать в обществе интерес к народному искусству, сами работали над утварью и другими предметами быта, стремясь внести в них красоту и фантазию. Андрей Мамонтов – сын Саввы Ивановича и М. А. Врубель организовали гончарную мастерскую.
О душевном состоянии художника в эти годы может дать представление его письмо Елене Адриановне Праховой от 4 мая 1918 года, где он пишет о «тяжком времени», о «великом хаосе, который царит у нас вовсю и сменяется владычество за владычеством: украинцы, немцы, большевики, немцы – великая социал-пугачевщина. ». О последних годах жизни художника мы знаем из его писем сыну, Михаилу Викторовичу, эмигрировавшему в Прагу. В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). Многие его картины знакомы вам еще со школы. Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным.
Кроме работ Виктора Михайловича, экспозиции включали картины других известных художников. В этом портрете царя заметны черты стилизации в духе живописи Древней Руси. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою.
Отец его был священником. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. В это время Васнецов уже становился известен своими жанровыми картинами: «Нищие певцы» (1873), «Чаепитие в трактире» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1879). С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Два огромных холста «Мария Магдалина» и «Богоматерь с младенцем на троне» представляют собой оригиналы для мозаик – первый для украшения фасада церкви, второй – для алтаря.
Она стала лейтмотивом его картины. У седла висят гусли-самогуды. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. Но Стасов ни словом не отозвался о ней в печати, настолько «многообещающий жанрист» его разочаровал.
Примером может служить следующее живописное произведение. Л. Н. Бенуа. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. С 30 марта и в апреле 1904 года была открыта выставка картин «Страшный суд» в Историческом музее в Москве, а в сентябре-октябре 1905 года в залах Академии Художеств – выставка религиозной живописи Васнецова для церкви в Гусь-Хрустальном. Родители Васнецова были бедными, но образованными и культурными людьми. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий.
Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Сдав экзамен по рисунку, он решил всё же поступать в следующем году, чтобы основательно подготовиться по общеобразовательным предметам. В картинах реально изображены сказочные персонажи, погружающие зрителя в иной, волшебный мир, в «золотой век», где есть, однако, свои тревоги и страхи («Баба-Яга») и тоска по недосягаемого счастью («Несмеяна Царевна»). Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки.
Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. 13 июля 1912 г. Васнецову было отправлено из Академии Художеств извещение об этом событии. Параллельно с ней он углубился в сказочный мир. Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества».
Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. Мозаики выполнялись в петербургской мастерской В. А. Фролова. В центре Петербурга возвышается великолепный Воскресенский храм, построенный архитектором А. А. Парландом в неорусском направлении модерна (1883-1907). Известную сказку Шарля Перро художник перенес в Древнюю Русь. И вот началась подготовка к картине. На этой же выставке экспонировалась и «Алёнушка». Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед и прадед был священником. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии.
Мы с удовольствием их опубликуем. будущий художник учился в духовном училище, а с 1862 г. по 1867 г. –в Вятской духовной семинарии. С благословения отца юноша оставил семинарию и отправился в Петербург, с желанием поступить в Петербургскую Академию художеств. С 1867 г. по 1868 г. он обучался живописи в Рисовальной школе общества поощрения художеств, а с 1868 г. по 1875 г. в Академии художеств. Особое признание получила картина «С квартиры на квартиру», репродукции с неё можно было видеть в витринах петербургских магазинов. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным.
Отец его, Михаил Васильевич Васнецов и мать, Апполинария Ивановна (урождённая Кибардина), происходили из духовной среды. Все предки Васнецова по отцовской линии имели и художественные склонности, отец его хорошо рисовал, а бабушка, Ольга Александровна (урождённая Вечтомова), была художником – акварелистом. Были представлены три картины – «Страшный суд», «Распятие» и «Сошествие во ад». На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели.
На выставке впервые Васнецов показал «Богатырей», над которыми работал в течение многих лет.
Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын».
Даже картины в его мастерской – знаменитая сюита сказок – сохраняет этот синтез. Художники и архитекторы В. А. Гартман и И. П. Ропет строили в парке сказочные «баню» и «теремок», Врубель – скамью, а Васнецов «избушку на курьих ножках» и церковь, над убранством которой работали Антокольский, Поленов, Репин, Неврев и сам Васнецов. Не сохранился). Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. Так что горе потери смешивалось с духовной красотою покойного и чувств общих к нему. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.
Марии Магдалины работает центр декоративно-прикладного искусства. Отец мальчика уделял максимум внимания воспитанию детей. Царь в композиции Васнецова совсем не похож на обезумевшего убийцу на знаменитом полотне И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». «Витязь на распутье» – первая картина Васнецова на былинную тему и в ней уже заметно стремление к обобщённому образу, в отличие от конкретных бытовых персонажей с индивидуальными характеристиками, отличавшими жанровую живопись.
В том же году он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Разыграв в лотерею две свои небольшие картины, он в августе 1867 года уехал в столицу. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Позднее Васнецов так говорил о своей работе над «Каменным веком»: «По существу, я всегда думал только об одном и писал только одно: Русь свою матушку, жителей ее, предков моих милых. Изгиб ковра напоминает крылья птицы, чувствуется его легкое движение в воздухе.
В картинах 1914 года «Богатырский скок» и «Один в поле воин» художник стремится к монументальности, но достижение её лишь укрупненными фигурами не представляется достаточно убедительным. Васнецов принял активное участие в благотворительной программе: в сентябре 1914 года он пожертвовал 3000 рублей в пользу раненых и их семей, участвовал в благотворительных выставках, рисовал плакаты различных учреждений также в пользу раненых. Победой русского воина заканчивается любая битва. Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов с радостью принялся за работу. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины».
На старческих лицах застыло выражение смирения и покорности судьбе. Изменилась тематика, другими стали герои. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. Дочь Татьяна и внук Андрей Владимирович стали художниками, сын Васнецова Владимир Викторович – зоологом, профессором Московского университета. Художник и его семья жили трудно, продажи картин не было, но помогали специальные пайки – академический, от Комитета улучшения быта ученых (КУБУ) и американский – от Американской организации продовольственной помощи нуждающимся странам. В связи с семидесятилетием со дня рождения Васнецов получил поздравление (адрес – от Союза русских художников), написанное шрифтом Остромирова Евангелия, под адресом – много подписей, среди них – брата, Апполинария Михайловича, В. П. Бычкова, А. В. Средина и других. На фасаде этого храма, богато украшенного мозаиками, можно видеть четыре большие работы Васнецова: «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», все они расположены в небольших треугольных фронтонах.
После окончания этой выставки Васнецов пожертвовал тысячу рублей «на нужды музея и приобретения памятников древней русской культуры не поздней конца XVII века». Помимо персональных выставок, художник принимал участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года, в выставках Союза русских художников (членом этого объединения он стал в 1918 году), в Международной выставке – в Риме (1911), русского искусства в Мальме (1914) и Берлине (1922), Америке (1924 – 1925), в благотворительных «Художники – товарищам воинам» (1914 – 1915) и других. Учился он старательно и проявил, как сообщалось в его характеристике, «хорошие успехи в живописи, за что награжден двумя малыми и одною большою серебряными медалями». Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Они – олицетворение Родины, России. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время.
Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. («Нечаев-Мальцев умер через сорок дней после смерти Цветаева. Среди убитых русичей — тела врагов, но в их позах и лицах нет умиротворения и покоя. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии. Образ, созданный им прост и естественен.
На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. Картину приобрёл Третьяков. В 1910 году он завершил большую картину «Баян», над которой работал ещё в 1890-е годы. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» – рассказывал Васнецов. Костюмы были, наконец, готовы, роли распределены. И. С. Боголюбов, 1904 – 1913), – «Богоматерь на престоле» и «Спас на престоле». Тёмная стена деревьев отгораживает её от мира и защищает.
Сын художника, Михаил Викторович, стал профессиональным астрономом, автором книги «Солнечное затмение 8 августа 1914 г». Посвященная героическому прошлому России, эта композиция перекликается с современностью: она появилась после окончания русско-турецкой войны 1877–1878 годов, с беспощадной правдивостью показанной в своих произведениях баталистом В. В. Верещагиным. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали».
Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». Она была врачом, выпускницей медицинских женских курсов. В городе Петра он поступает в академию пройдя экзамены, не узнав о своем зачислении в академию он сталкивается с трудным денежным положением, находясь в поисках места жительства. Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей.
Савва Иванович был замечательно интересный и талантливый человек. Там, в 1877 г., была создана картина «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)». Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лапьял Вятской губернии.
В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. Рядом с могучим богатырем, раскинувшим руки, лежит трогательный в своей юности молодой княжич (Васнецов писал его со своего младшего брата Аполлинария, часами заставляя его лежать на полу). Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество.
В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Налево от Ильи Алёша Попович. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.
Собор сохранился. Во время обучения за успехи в рисовании Виктор Михайлович Васнецов был награжден двумя малыми и одной большой серебряными медалями. В 1876 г. вместе с Ильей Репиным он отправился в Париж, где провел более года. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в бедной семье священника в селе Лопьял Вятской губернии 15 мая 1848 г. Кроме него, у родителей было пятеро детей. Но всё же появились и благожелательные отзывы. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня.
Одежды царевен сверкают драгоценными камнями и узорными тканями. Арх. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней.
Мысли мальчика крутились вокруг сказочных персонажей. Финансировал известный журнал «Художественные сокровища России». Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Васнецов с тяжелым чувством переживал события, происходившие в России. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Вслед за старшим братом Николаем (впоследствии учителем) его поместили в вятскую духовную семинарию, где он проучился в течение нескольких лет (с 1862 по 1867 гг. ).
Другие надписи («Направу ехати – женату бытии налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Его притягивало все родное, русское.
Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). Кроме того, в начале 1900-х годов была открыта подлинная древнерусская живопись и это обстоятельство также способствовало критическому отношению к религиозным (и не только) работам Васнецова. Она оплакивает тех, кто не попал в рай, в то время как другая поёт песнь радости в честь праведников. На XXV выставке Товарищества передвижников в 1897 году Васнецов представил картину «Царь Иван Васильевич Грозный», в которой сильно декоративное начало. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини.
Имеет значение то обстоятельство, что статья о Васнецове должна была появиться в сборнике, посвященном художникам «Мира искусства». Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. На ней экспонировались оригиналы для мозаик, предназначенные для церквей: в Гусь-Хрустальном – «О Тебе радуется, Благодатная», Дармштадте и Воскресенском в Петербурге, а также мозаик, выполненных для других церквей по оригиналам Васнецова. В этой картине он, несомненно, воплотил свою мечту о России будущего. Так именно и была названа статья С. К. Маковского, появившаяся в 1909 году.
Васнецову поручили создание эскизов костюмов и сами декорации. В 1868 году В. В. Стасов опубликовал в нескольких томах «Вестника Европы» своё исследование «Происхождение русских былин». Кто не знает его «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером Волке» и «Алёнушку».
Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из поступающих и небрежный взгляд преподавателя он воспринял как намек: нарисовано очень плохо. Чай пьют медленно, степенно.
Она поможет вам глубже проникнуть в духовный мир художника, лучше понять и оценить творчество этого замечательного мастера кисти. Здесь вы найдете также биографию художника, репродукции его работ, исследования творчества Виктора Михайловича, воспоминания о художнике и многие другие материалы. Сайт предназначен исследователям, преподавателям, студентам, школьникам, а также всем интересующимся историей русской живописи. На IX передвижной выставке в 1881 году были представлены ещё две картины, написанные Васнецовым по заказу С. И. Мамонтова для кабинета правления Донецкой железной дороги – «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». Он писал только близких ему людей. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи.
На экспозиции музея привлекает внимание также большая композиция в красно-белых тонах «Отечествие», – одна из четырех работ, выполненных художником для Варшавского православного собора св. И. Э. Грабарь писал в газете «Красная Нива», что «история, несомненно, отметит значительность этого явления». Интересен долгое время остававшийся неизвестным факт: в 1923 году, ещё при жизни Васнецова, готовился к печати сборник о «Мире искусства» издание которого осуществлено не было. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова.
Выставка покорила всех: Репина, Блока, Чехова, самые разные слои общества. Жил в Петербурге и Москве. Член ТПХВ (с 1876 см. Фрагменты картин воспроизведены в указанной выше книге «Васнецов. Время, однако, было упущено и Васнецов поступил работать.
Достаточно точно выполнено лишь вооружение витязя. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. В семье Васнецовых было семеро детей – шесть сыновей и дочь, которая умерла в детстве. Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». К парижскому периоду относится также и картина «Акробаты» (1877) (первый вариант 1876 г. – «Балаганы в окрестностях Парижа»), которую можно видеть в Русском музее. В мае 1877 года он возвратился в Петербург и в ноябре того же года женился на своей землячке Александре Владимировне Рязанцевой. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин.
Во время учебы Виктор Васнецов много рисовал с гравюр, фотографий, делал и этюды с натуры. Его считали родоначальником русского модерна.
С Парижем отношения у художника не сложились. С 1869 г. художники начал выставлять свои картины. Картину купил Третьяков и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛНУШКИ». Атмосфера этой прелестной, поэтичной сказки полна красоты и очарования. Картина «Витязь на распутье» (1882). Синтез декоративности и монументальности был новым словом в искусстве.
С 1880-х гг. Виктор Михайлович не раз говорил, что хотел написать нечто сказочное, но, только встретив будущую героиню, с полной уверенностью в сюжете приступил к работе над картиной. В связи с войной на Балканах Васнецов написал в типичном для него в то время жанре картины «Военная телеграмма» и «Известие о взятии Карса» (обе 1878) и в 1879 – «Преферанс». Буфеты работы Аркадия Васнецова можно видеть в доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Тихо. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи.