Василий Владимирович Пукирев (1832, с. Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист. Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Василий Пукирев родился в семье крепостных крестьян и с детства знал о нелегкой жизни народа. Василий Владимирович Пукирев (1832, село Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист.
Василий Пукирев (1832-1890) родился в крестьянской семье. Василий Владимирович Пукирев (1832, село Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния – 1890, Москва) – русский живописец-жанрист. Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Известный художественный критик историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Пукирева, сказал: Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни.
Василий Владимирович Пукирев (1832, село Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния1— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист. Василий Владимирович Пукирев (1832, с. Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния1— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист. Одним из таких художников был Василий Владимирович Пукирев со своим шедевром конца XIX века Неравный брак.
— "Мадонна", копия с Батони (1850 г. ). Одно безысходное несчастье и больше ничего. Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.
Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. В 1850 году по представленным двум рисункам получил звание учителя рисования в гимназиях. Крымская война только что кончилась, русские вздохнули полной грудью, как сказал один великий русский писатель и поэт, Герцен, «от русской могилы был отвален громадный камень». Картину приняли восторженно. — "Свет Тихий" (1886 г. ).
— Г. Попандопуло (1869). Из всех героев этой истории на картине был изображен только Варенцов. Сколько трагедий породили они в прошедшие времена. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен.
Среди работ этого времени интерес представляет небольшое жанровое полотно В мастерской художника (1865, ГТГ). И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Однако интересы молодого живописца все более связывались с бытовым жанром. Главное, в «могиле» николаевской России он не оставил никаких дорогих воспоминаний, ни к чему в прошлом не был привязан душой. Троицы, что в Грязях, в Москве исполненных по заказу Е. В. Молчанова. Положение Пукирева после успеха картины значительно упрочилось. Две старухи.
— "Крещение еврея" (1869—1870 гг. ), у Г. И. Хлудова. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли. Эта картина была приобретена Третьяковым в 1868 году. Невеста, увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.
Весь, без остатка он был распахнут навстречу будущему. Как это. — Калужского предводителя дворянства Ф. С. Щукина, по заказу дворянства, для Дворянского Собрания (1862—1863).
Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева говорят, много крови испортил не одному старому генералу». и вышел в отставку. Не лучше сложилась и судьба модели. А в итоге алкоголь, бедность, забвение.
После этого поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился с 1847 по 1858 г. Во время обучения в Московском училище показывал блестящие результаты, а после окончания получил звание «свободного художника». 1868 Отчеты Имп. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность.
— "Ревность женщины" (1875—1876 гг. ), приобретено С. И. Карзинкиным. Вероятно, таковы были психологические предпосылки, определившие замысел «Неравного брака». Варенцов действительно был на этой свадьбе шафером. Академии Художеств, СПб. Так, один из синодальных указов от 1861 года осуждал подобную практику.
Пукирев также делал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя («Мёртвые души») и И. С. Тургенева («Записки охотника», 1880). Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. По окончании училища Василий Владимирович получил звание «свободного художника». При этом мать говорила дочери: Пойдешь замуж и точка Довольно нам в нужде жить. Ясно вместе с тем, что кто бы ни был этот молодой человек, потерявший возлюбленную, он олицетворяет в картине нравственный суд над происходящим. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд.
Крестьянин по происхождению, получив начальное образование, он поступил в учение к одному иконописцу в Могилёвской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1847—1858). несколько не от мира сего. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. (Запомните это обстоятельство мы еще вернемся к нему. ) В 1853 году Пукирев послал несколько написанных им портретов из Москвы в Петербург, в Академию художеств и получил за них звание неклассного художника.
—"Давыдкова", тоже. И очень любопытно, каким представлялся Пукиреву такой судья. Упорно ходили такие разговоры. Ещё слабее были религиозные картины, писанные Пукиревым в конце его деятельности.
Во всяком случае Россия ожидала перемен. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром.
— "Дьячок, объясняющий Страшный суд", тоже. Это образ человека, чувствующего себя, что называется, «в своем праве», хотя по законам божеским и человеческим это право должно быть отнято у него. Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. Самой известной картиной Василия Пукирева считается «Неравный брак». В 1863 г. картина была выставлена на академической выставке, а имя Пукирева узнала вся Россия.
Под конец жизни оказался в бедности, получая очень скромную пенсию. Смотрим внимательнее на платье старухи. И здесь мы подходим к самой неожиданной фигуре «Неравного брака». В 1858 г. бывший преподавателем в Училище Е. А. Васильев предложил Совету Московского Художественного Общества назначить ему в товарищи по преподаванию B. B. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Пукирев вдохновился историей несчастной любви своего друга С. М. — "Прометей" (1852 г. ).
Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. — Два образа для церкви в имении г-жи Нарышкиной (1860—1861 гг. ). К ней обращались выдающиеся мастера слова, кисти, музыки. — Купца Строганова (1869—1870).
Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую. 1899 г. (1818—1890) — художник-жанрист, крестьянин по происхождению. Ни тени протеста, ни малейшего намека и на бунт. Критик считал, полотно Пукирева «одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Однако его мнение разделяли далеко не все. Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант.
За нее академия наградила его званием профессора. Самый значимый персонаж картины – молодая девушка – написан художником особенно тщательно. — художник род. в 1832 г., ум.
Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Человек переходной эпохи — жертва времени, а не властелин. — "Приемная концессионера", тоже. — "Филипп Митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе", приобретено С. И. Костаревым.
В полутемной приходской церкви проходит обряд венчания. Несмотря на талант, Василий Пукирев страдал от недостатка денег и жил крайне скромно. Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. — "В день Благовещения" (1882—1883 гг. ).
Не без удивления замечаешь, что это, по сути дела, типаж романтической эпохи, эдакий «москвич в гарольдовом плаще», словно сошедший с одного из портретов Брюллова. Это ли не торжество новой школы. » В. В. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. Что может быть проще взятого тут сюжета. На обучение его отдали к мастеру-иконописцу в Могилёв, место довольно отдалённое от родительского дома, да и учитель оказался «неважным». Ничего общего с бунтарем и нигилистом начала шестидесятых годов.
Кроме упомянутых работ, нам известны еще следующие произведения П. : "Мальчик с собакой". Вроде бы, ничего необычного. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Своей картиной Пукирев продемонстрировал общественное осуждение браков по расчёту.
— Г. Креймер. — Греческого монаха (1862—1863). Может они сестры жениха. Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился его протокольным изображением.
Как и многим в его поколении, будующее светило ему путеводной звездой. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).
до 420 руб. — Императора Александра II, по заказу г. Мейен, для Комиссаровского Училища (1870—1871). —Портрет г. Борисовского. На академическую выставку 1863 г. была доставлена им картина "Неравный брак" (в московской Третьяковской галерее), своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. Лучшим же свидетелем этого события, возможно, является В. В.
Мечтатель, поэт. Умер в Москве в 1890 году. Нет и той полноты самоотречения, с какой сознательно приносят себя в жертву. Но в жизни все было не так печально. В 1873 году художник тяжело заболел и вынужден был оставить преподавание. Образ скорби Образ отчаяния Говорили, что Пукирев написал самого себя.
Вращаясь в высшем обществе, Шмельков не раз наблюдал брачные альянсы стариков с молодыми невестами. Но только не в русском искусстве. митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному" и пр. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты.
Картину называли и «Благословение невесты» и «Брак по приказу» В более позднем полотне, «После венчания» и интерьер изящный, аристократический и отец-дворянин (у него нет бороды и на шее не круглая медаль, а крест). — Г. Полякова (1870—1873) и карандашный портрет П. М. Шмелькова, находящийся в Третьяковской галерее. О ней говорили, её обсуждали, критик Владимир Стасов назвал её «одним из самых верных воспроизведений современной жизни». Видимо, объективны слова из некролога на смерть художника: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след».
Стоп, стоп, стоп. Он стал получать много заказов. Фактов и документов сохранилось досадно мало. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети.
Пукирев делал также иллюстрации к произведениям Николая Гоголя («Мёртвые души») и Ивана Тургенева («Записки охотника», 1880). Образ невесты Пукирев списал со своей возлюбленной. Признание в любви было безответным и художник всю жизнь прожил в одиночестве. На самом деле картина Неравный брак не имела столь романтичного происхождения. Все предельно ясно говорит о неравном браке. В 1850 году по представленным двум рисункам получил звание учителя рисования в гимназиях. Фигура старого жениха (важного генерала, судя по осанке, надменному выражению лица и ордену на фраке) под кистью Пукирева превратилась в собирательный образ человека старой формации, чиновника по призванию с поистине чернильной душой, далеко не глупого, но черствого эгоиста и холодног о насмешника (стоит приглядеться, с каким ироническим пониманием и как безжалостно смотрит он на свою заплаканную невесту).
За портретные же произведения была присуждена ему в 1860 г. степень академика. Наиболее известные из них (Мастерская художника, 1865 Сбор недоимок, 1873 Прием приданого в купеческой семье по росписи, 1873) не несли столь экспрессивного сюжета, технически могли быть исполнены с большим мастерством. Кроме того им исполнены портреты: Предводителя Тверского дворянства г. Полторацкого, для местной гимназии (1860—1861 гг. ). Что может быть проще взятого тут сюжета. — Г. Протопопова.
— Портрет девушки, по заказу г. Варенцова (1863—1864). Что будто бы это его невеста вышла замуж за богатого старика. Одна стоит за женихом, другая за священником. Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов.
Дело в том, что у Василия Пукирева был близкий друг, художник Петр Шмельков, преподаватель рисования. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. П. служил преподавателем в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. — "Свидание" или "Размолвка", тоже. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Брюлловская патетика и брюлловская бледность лица. Как одаренный и обещающий портретист в 1860 году стал академиком.
А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела МузеиПечальные невесты в русской живописиСвадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. Оно и понятно. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Получив начальное образование, он, крестьянин по происхождению, поступил в учение к одному иконописцу в Могилёвской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1847 – 1858).
И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого. —Женский портрет. От него так и веет сознанием собственной значимости.
А в 1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862) и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Пукирев стал выпивать из училища пришлось уйти. Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. В 1858 году Пукирев окончил Училище и получил звание свободного художника. Пукирева, предлагая разделить с ним жалованье пополам но, по-видимому, это не состоялось и В. В. Пукирев только через три года (27-го сентября 1861 г. ), по смерти Е. А. Васильева, поступил на его место младшим преподавателем, получив за год перед тем звание "академика по живописи исторической и портретной", за картину "Татьяна". Сперва П. рисовал самоучкою затем (1-го апреля 1847 г. ) поступил в Училище Живописи и Ваяния, добывая себе средства к жизни уроками и продажею своих работ. Однако получилось иначе.
Мы теперь не знаем ничего достоверного. За нее Академия наградила Василия званием профессора. В невесте же (которая на грани обморока) бросается в глаза безвольная покорность своей безрадостной участи. Вскоре на академическую выставку 1863 года была доставлена им картина «Неравный брак». Судьба Василия Пукирева сложилась печально. Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. — "Сиротка".
Троицы в Грязях. В 1858 году Пукирев окончил училище и получил звание «свободного художника». Тема неравного брака была весьма актуальна. В России появился новый талантливый художник – Василий Пукирев (Неравный брак).
— "Девушка", этюд с натуры (1860 г. ). Автор картины Неравный брак открыто осудил меркантильность российского общества. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени. Пукирев и принадлежал к поколению «новых», хотя и не был еще бытовым живописцем. Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Это распространённое явление широко обсуждалось в российском обществе, на него обращали внимание даже церковные иерархи, обычно не замечавшие социальных проблем.
За большой портретный этюд Девушка ему была присуждена в 1860 году звание академика. В иконописной мастерской Пукирев пробыл несколько лет. В 1858 году Пукирев окончил училище и получил звание «свободного художника». В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.
Он из тех, кому не оставлено места ни в старой, ни в новой жизни. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Казалось, перед ним открывалась надежная карьера академического портрета, пускай и не первой величины. Выразительность и ясность психологических характеристик.
Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой. Жениху было всего 37, а невесте 24. Тема, начатая Пукиревым, не угаснет — она будет продолжена другими русскими живописцами, Акимом Корнеевым и Фирсом Журавлёвым. — Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, туда же. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником.
Награды эти явно неуместны для церковного венчания. Известны и другие картины этого художника, например, «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «В мастерской художника», «Приём приданого» и так далее, однако, по мнению многих экспертов живописи, они заметно уступают картине «Неравный брак», которая стала настоящей вершиной мастерства Пукирева и оставила его имя в истории российской и мировой живописи навсегда. Есть в этом зале две ну очень странные фигуры.
Однако об этом немного позже. Пукирев делал также иллюстрации к произведениям Николая Гоголя («Мёртвые души») и Ивана Тургенева («Записки охотника», 1880). — Полковника Ильина. Василий Владимирович Пукирев с самого рождения был связан с народной средой.
— "Мастерская художника" (1863—1864 гг. ), находится в галерее П. М. Третьякова. — "Прием приданаго по росписи" (1870—1871 гг. ), прибретено г. Щербаковым, а повторение находится в галерее П. М. Третьякова. Там занимался в портретном классе под руководством профессора С. Зарянко — одного из учеников Брюллова. 201 Н. П. Собко, Словарь русских художников, СПб.
— Г-жи Гетлих. В конце 1850-х годов в воздухе носилось ощущение наступающей революции.
Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили. Полотно художник изображало острую социальную тему — бесправное положение женщины, вынужденной из-за бедственного положения своей семьи выйти замуж за немолодого и непривлекательного, но состоятельного мужчину. Жил он в нужде и вот таким образом постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Вскоре его стали допускать и к более ответственной самостоятельной работе. В 1863 году свободный художник представил публике картину «Неравный брак», за неё он был удостоен звания «профессора живописи народных сцен».
Картина произвела большое впечатление на современников, вызвала многочисленные и самые противоречивые критические отзывы. — Г-жи Борисовской. Пукирев в своих последующих работах едва ли приближался к своему шедевру. После этой работы он выставлял еще другие картины: «Ревность женщины», «Приёмная концессионера», «Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда», «Размолвка» и многое другое, однако все эти картины значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», а некоторые из них вышли даже очень посредственными. В том же году его пригласили преподавателем в рисовальный класс. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Вот тебе раз. Василий Пукирев родился в 1832 года в с. Лужники, Тульская губерния. В целом картина Неравный брак оставляет впечатление безысходности. Академии Художеств за 1860/61, 1861/2, 1862/3, 1863/4, 1866/7, 1869/70, 1870/71, 1872/3, 1875/6 Указатель художественной выставки Училища Живописи и Ваяния в 1858 г., М. 1858 Указатель художественных произведений, выставленных в залах Имп. — "Киевиявин", этюд с натуры (1854 г. ).
Занимался преподавательской деятельностью. После этого известность Пукирева стала всероссийской. А на одной даже белое платье есть. Посмотрите, он стоит в правом углу картины черноволосый бледный молодой человек, скрестивший на груди руки и устремивший взгляд в пустоту.
Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Новая правда, новая мораль, новый взгляд на отношения между людьми. Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой.
—"Иван Грозный в Молельне" (1884—1885 гг. ). Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то".
Еще одна женщина в белом на свадьбе. Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже – фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. — Девять образов для церкви Св. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.
Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам. — "Мальчик — разоритель гнезд" (1858 г. ). Картина «Неравный брак» произвела на публику неизгладимое впечатление, сделав своего автора профессором живописи, несмотря на то, что на ней нет ни батальных сцен, ни сюжетов из Евангелия, ни прочих монументальных изображений. Что-то тут не то.
Но картина художника стала более резонансным явлением, чем указ Синода. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Юная, трогательная в своей прелести и чистоте невеста и дряхлый, морщинистый жених. — "Сбор Недоимок", приобретен К. Т. Солдатенковым.
За эту работу Академия наградила живописца званием профессора. Теперь же, когда обряд венчания подходит к концу, ждать больше нечего. Еще слабее были религиозные картины, писанные П. в конце его деятельности. Являлся обладателем степени академика по исторической и портретной живописи. Потому он изображен позади невесты.
— "Потрава" (1870 г. ), приобретено г. Щаповым. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу.
Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица. — "Прерванный или Несостоявшийся брак", тоже. — Генерала Казакова. Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже.
Пукирев делал также иллюстрации к произведениям Николая Гоголя («Мёртвые души») и Ивана Тургенева («Записки охотника», 1880). В 1861—73 гг. Академии Художеств, СПб.
— "Строение железной дороги") (1870—1871 гг. ) исполнено по заказу г. Мейен. Полумрак алтарного придела слегка рассеивается светом, падающим из окна. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А невеста все равно рыдает.