Василию Николаевичу Бакшееву удалось передать личные эмоции через природу в своей картине «Голубая весна».
Запах земли, аромат леса, – какое это очарование. Большинство натюрмортов Грабаря 1900-1910-х годов – цветочные. Так было создано полотно «Груши на синей скатерти» (1915, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения. Знаменитая арфистка никогда не скрывала, что происходила из рода князей Дуловых и Рюриковичей Ярославской ветви, вот таким образом никак не могла быть представлена в образе счастливого советского человека. В натюрморте «На голубом узоре» (1907) Игорь Грабарь достиг откровенной декоративности построения: фон – узорная скатерть – создает предельно плоскостную основу для блюда с яблоками, которое словно повисает на холсте. Воткартина«Голубая весна».
В этом заведении он не оставлял работу до самой смерти. Прижавшись друг к другу, стоят и лежат на столе предметы. Писал свою «Февральскую лазурь» И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Понятно, почему художник далейтакое название – голубой цвет играет здесь главную роль.
В. Н. Бакшеев. На синей с голубыми узорами скатерти стоят бело-синий чайник и чашка с блюдцем. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника и он написал её портрет «Девушка, кормящая голубей». Об этом свидетельствуют и его работы тех лет. Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает исполнены гуманности, подлинной человечности. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать. » Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел. Она неясно, но радостно зеленеет на фоне небесной сини.
Бакшеевская «Голубая весна» смотрится не только как чисто станковая картина – она одновременно воспринимается как произведение монументального искусства именно потому, что этот гимн выражен с такой мощью. Он призывал, несмотря на опасность и постоянные грабежи, охранять произведения искусства. Характеризуя собственную жизнь и деятельность, Игорь Эммануилович оставил в письмах следующие строки: «. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Передать проявление жизни, ее трепет.
Вот картина «Голубая весна». Но из-за того, что лишние движения еще сильно утомляли, художник не мог работать на натуре и старался оставаться в мастерской. По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор».
Когда нет снега, земля почти просохла. Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах — идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Композиция картины стандартная, перспектива постепенно углубляется, что передается с помощью тропинки, ведущей вглубь рощи. Очень трудно передать в статичном полотне зарождение новой жизни, ее трепет и радостное дыхание, но художнику отлично удалось показать на холсте кусочек живого мира. искусство искусство и искусство. Соединение «цветочного» и «чайного» натюрмортов со всеми их фактурными, цветовыми и световыми особенностями произошло в картине «Хризантемы» (1905).
Но самое замечательное, по моему мнению, на этом пейзаже небо. Ольга выглядит веселым и счастливым советским человеком из фильмов 1930-х (да и всех последующих годов) — тем самым, которого предписывал изображать соцреализм — официально провозглашенный единственно верным стиль, господствовавший в любом виде искусства страны в те времена. Плетень» (1944, Самарский художественный музей) — солнечный и праздничный по настроению пейзаж, написанный реалистично и с некоторыми элементами импрессионизма, которых не наблюдалось в творчестве художника конца 1920-х и всего периода 1930-х. Отличается от большинства работ этого жанра и «Портрет В. Г. Дуловой» (1935, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В 1937 вышла в свет автобиографическая книга Грабаря «Моя жизнь», которая стала подведением итогов большей части его прошедшей деятельности. Ведь иногда кажется, что в них нет ничего особенного, такие картины мы можем наблюдать каждый день, не нужно ходить по музеям, чтобы посмотреть на очередной написанный пейзаж какого-нибудь художника. Но «Голубая весна» врезается в память, мы уж точно запомнит это голубое небо и это настроение, которое передал нам Василий Николаевич Бакшеев. Но «от дивизионизма нелегко было отойти», признавался художник.
Да, в человека. Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. родился в 19 веке в дворянской семье.
В 1892 году Бакшеев женился на Анне Алексеевне. Картина «Февральская лазурь» (1904, Государственная Третьяковская галерея, Москва) полна восторга от солнечного морозного дня. В том же году был издан его многолетний труд — двухтомная монография о Репине.
Понятно, почему художник дал ей такое название – голубой цвет играет здесь главную роль.
Бакшеев являлся участником выставок передвижников. В написанной им резолюции, обращенной к коллегам, были следующие слова: «Если вам дороги эти сокровища, вы все останетесь на местах, если вы уйдете, значит, вы притворялись, что они близки вашему сердцу». Влияние Сезанна сказалось в этих поисках, которые Грабарь считал очень важными для себя. С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе.
«Чайные» натюрморты после Константина Коровина на рубеже веков стали популярны среди московских живописцев. Появляется страстное желание передать это на холсте. Запах земли, аромат леса – какое это очарование. Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. В Зайцево В. Бакшеев приехал ещё студентом в 1887 году. Появляется страстное желание передать это на холсте. Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек – все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать.
Недовольный картиной, Грабарь дал себе слово написать еще множество натюрмортов, «чтобы выправить кривую этой натюрмортной эволюции». Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни – «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». Портрет О. И. Грабарь, дочери художника» (1934, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь».
Весна. За светлыми стволами берез сквозит зелень елей, хорошо оттеняющая и дополняющая девическую нежность и стройность юных деревьев. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты». Картина Бакшеева полна надежд.
Картина Бакшеева полна надежд. Сама Дулова изображена красивой и покорно-печальной. Где стоят тоненькие берёзки, будто только проснувшиеся ото сна. Он попытался изменить построение натюрмортов, отказаться от излюбленных мотивов.
Это был, по словам Грабаря, «махровый дивизионизм в самой натуре». Там находилось имение его друга-юриста С. А. Лосева. Грабарь внес в этот жанр много изысканных решений – и колористических и композиционных. В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908). Тропинка между деревьев уходит вдаль.
Художник увидел и удивительно тонко передал на холсте нежно-звучный хрустальный образ. Природа оживает.
В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. В 1892 году Бакшеев женился на Анне Алексеевне. Кругом раздавалось пение птиц. Главной задачей здесь является цветовое восприятие произведения.
В хаосе эвакуации и национализации многие ценные картины пропадали, уничтожались. Передать проявление жизни, ее трепет. Тропинка между деревьев уходит вдаль. С большой проникновенностью выразил Василий Николаевич свое отношение к природе. Там находилось имение его друга-юриста С. А. Лосева.
Сколько радости жизни в этом пробуждении природы. Благодаря такому приему полотно напоминает кадр из кинофильма. Запах земли, аромат леса – какое это очарование. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. В. Н. Картина «Март» (1939, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) изображает яркий солнечный день в еще полном снега смешанном русском перелеске.
О картине «Сирень и незабудки» Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, . «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». «Я давно уже подбирался к хризантемам и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», – писал Грабарь. Да, в человека.
Теперь кроме привычных пейзажей и натюрмортов-картин с разработанными дальними планами художника-экспериментатора заинтересовали «бесфоновые» натюрморты. Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Нет резких контрастов, все цвета плавно гармонируют друг с другом.
Здесь содержание пейзажного сюжета достигло глубочайшей обобщенности и типичности. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Снег ужерастаял, земля подсохла. Так, более декоративным выглядит «Неприбранный стол» (1907) с более «плотной» характеристикой предметов, с их контрастными фактурами и окрасками, с декоративным фоном. Появляется страстное желание передать это на холсте. Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию.
Глубокое пространство полотна, насыщенная «живая» зелень деревьев и солнечные лучи, пробивающиеся сквозь плетень и отражающиеся яркими рефлексами на сочной траве, создают чудесный образ подмосковного летнего дня. Бакшеев в своей картине, правдиво показал, пробуждение природы, её дыхание. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение. Закончил в Москве училище живописи.
На полотне «Иней» (1905, Ярославский художественный музей) представлена настоящая волшебная сказка зимнего леса, увиденная солнечным морозным утром. В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина.
Передать проявление жизни, ее трепет. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства – Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Среди первых удачных дугинских натюрмортов был этюд «Банка с вареньем и яблоки» (1904), в котором запечатлена своеобразная манера художника и его отношение к тому, что носит название «мертвая натура».
Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Радуясь появившейся кратковременной возможности посвятить себя только творчеству, он взялся за кисти и краски. Теперь он писал натюрморты с фруктами, глядя на них сверху вниз исключив из композиции пространство. Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). Лазурное небо картины самое главное, хотя тонкие берёзы прикрывают его. Снег уже растаял, земля подсохла. Все наполнено теплым светом весеннего солнца.
С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм – это «Сирень и незабудки», «Хризантемы» (обе – 1905). Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег.
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. «Послеобеденный чай» и «Утренний чай», большая картина, находящаяся в Национальной галерее в Риме (обе – 1904), стали первыми в ряду подобных работ. К окончанию войны Грабарь почти завершил многотомный труд «История русского искусства», который начал выходить в свет с 1954 года. Грабарь писал иней «на всякие лады» – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в пасмурный день.
Сам он о любимом зимнем явлении говорил следующее: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». В Зайцево В. Бакшеев приехал ещё студентом в 1887 году.
Одна из самых удачных картин 1930-х так и называется — «Зимой. Это граничит с тем, что цветы были в дугинском доме круглый год: либо полевые, либо оранжерейные. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь.
На фоне яркого синего неба сияют ветки белоствольных берез, покрытые тонким слоем снега. После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930 Весенний день, 1940 обе работы — в Третьяковской галерее). В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин».
Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина «За самоваром» (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки. На плотных, слегка подтаявших сугробах виден четкий, уходящий вдаль санный след. Даже выписавшись из больницы, Грабарь продолжал ходить, опираясь на палку.
Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника и он написал её портрет «Девушка, кормящая голубей». В этом натюрморте уже нет влияния импрессионизма, живопись ясная, сочная. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь.
Начинают распускаться почки на березах. В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Выставку посетил П. М. Третьяков, ему понравилась картина и он приобрёл её для своей коллекции. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований.
Он писал: Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет и как ясно, просто это явление жизни. Бакшеев В. Н. Например, «Абрамцево. Пейзажам трудно пробиться и запомниться зрителям. Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М. И. Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников». Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо.
Мы видим, что день солнечный и теплый: от деревьев ложатся тени, а тропинка залита водой от стаявшего снега.