«утро стрелецкой казни» – одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916).
Все это обливалось водой. Пока молодой Петр, уже заточивший сестру Софью в монастырь, но не усмиривший ее бунтарский дух, был с великим посольством в Европе, то его войска, которые участвовали в Азовских походах, разделились надвое. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей.
Штука ли. По именам их знали: какой – Мишка, какой – Сашка. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.
Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Штука ли. Осетры да стерляди в сажень. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Картина известного художника В. И. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.
Фигуры здесь едва намечены, еще условны, однако на нем уже были сделаны те главные опорные точки, на которых держится композиция картины в ее окончательном виде. Читая описания стрелецких казней, Суриков узнал большое количество страшных подробностей, плохо спал по ночам, но при работе над картиной думал об одном — «как бы зрителя не потревожить». Учился в петербургской Академии художеств.
Палачей дети любили. Боялся я ночей.
«Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность.
Художник вырос в суровой Сибири, богатой своеобразной красотой и уникальной историей. – Эшафот недалеко от училища был. Все получалось не то, не так. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы.
И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Что соединяет эти две неравные части композиции. В него, начиная с 10 октября 1698 года, он вносил записи о восьми массовых казнях – возле села Преображенского, где в то время жил царь и велось следствие и в самой Москве. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Он назвал картины такого рода хоровыми. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Какие рыбы были. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. Мы на них с удивлением смотрели – необыкновенные люди какие-то.
Но модус изображения был общепринятым. Нервы всё выдерживали. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. В них Суриков видел выражение народности.
Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. В смысле зрительного впечатления в картине большое значение имели огоньки свечей, зажженные в руках приговоренных к смерти. Мане историй не рассказывает. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу.
Для него вся эта толпа – заклятые враги. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Как ты можешь увидеть свободу.
«Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. У стен храма совершается движение истории. После того как Василий Суриков окончил Академию художеств, он переехал в Москву на постоянное место жительства.
Тогда все сбивалось в кучу. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Физическое уничтожение началась почти сразу. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков.
Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
После Петербурга Суриков оказался в Москве. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство.
Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. А самое главное — он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью.
обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. А тут как раз нянька в комнату вошла, – как увидела, так без чувств и грохнулась. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Там на кобыле наказывали плетьми. И ужаса никакого не было.
Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Страсти разгорались. В поисках нужных образов художник облазил все московские щели. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Он даже нарисовал эскизы.
На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Он полон сознания своей правоты. Повешенных целых пять месяцев не снимали. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.
«Я все народ себе представлял, как он волнуется. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. Суриков подхватил эту мысль. Кончил картину, которую писал несколько лет. Восстание продолжалось несколько дней. В этой картине Суриков хотел передать торжественность последних минут, а совсем не казнь. Лица у стрельцов печальные.
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Скорее восторг. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди СВ. Изображение волнующейся народной толпы, в которой заметно и содержательно каждое лицо, -- вот что было особой заботой художника.
Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков. Солдатам, кажется, нет конца.
Второй главный персонаж находится в левой части картины – мужчина с гневным взглядом и со свечой в руках. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. «Пишу татар.
Его интерес к этой теме был не случаен. Везут. » Мы все на площадь бежим за колесницей. Нервы все выдерживали. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
С 1895 г. был. Он полон сознания своей правоты. Об этом и повествует картина Василия Сурикова.
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Старик держит три меча. Еще одно большое историческое полотно. Восставших взяли в плен. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного. Петру, превратившему Россию в мировую державу или стрельцам, защищавшим старину. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Стрельцов привезли на казнь в телегах.
Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
С 1895 г. был. – допрашивали ее увещатели.
Бывало идем мы, дети из училища, кричат: «Везут. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами».
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.
Еще один закован в кандалы. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Старший царь Иван тоже был женат. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Меншиков сидит у стола.
Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. В. Суриков переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Красную площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась. Живописная тема картины была подсказана Сурикову огоньками свечей, увиденных как-то ранним утром на Ваганьковском кладбище.
Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» — она прекрасна особенной смертельной красотой. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.
Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Ему удалось правильно понять народный характер архитектуры Василия Блаженного, неповторимое своеобразие его форм и раскраски.
Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. А что за горой – никто не знал. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Палачей дети любили. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Кровью кругом пахнет. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Автор вспомнил события эпохи правления Петра. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. Рубахи у них красные, порты широкие.
Всего же на картане три правильных креста. Это был кладбищенский могильщик. Вероятно, сказалось пребывание в древней Москве, куда он переехал после окончания Петербургской Академии художеств. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.
Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Весна 1881 года была запоздалой.
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Что изображено здесь. Како крестишься и како молитву творишь. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.
Кровью кругом пахнет. Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Но обстоятельства оказались сильнее его.
Это первая ласточка политического либерализма в живописи, который касался пока еще очень далеких стран». С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Его мать происходила из этого рода. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами.
Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». Опыта у них не было, они только мучили своих жертв не одним взмахом топора, а рубили по нескольку раз. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей.
У меня с тех пор прямо культ предков остался. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь.
Учился в петербургской Академии художеств. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Ее герой – толпа в пестрых нарядах, которая занимает практически четыре пятых картины из-за этого кажется, что картина поразительно неорганизованная.
Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. По Москве начались казни. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. Написал порядочное количество.
Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. И что хотел сказать художник своей картиной. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Я сам-то свят, – а вот другие. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице.
Последние минуты перед неотвратимой казнью. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его.
Приготовления к казни закончены. Силуэт собора не только объединяет собою всю композицию, но как бы представляет образ самого народа, непоколебимый извечный. Еще до ее открытия Илья Репин писал Павлу Третьякову: Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
«Мане – провокатор. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Городок – старинная народная игра.
Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.
Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. По понятиям того времени, это была пора абсолютнолетия. Художник еле-еле уговорил его позировать.
– В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов.
Истекают последние минуты их жизни. Иногда персонаж находился случайно. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
В этом смысле европейскую историческую живопись XIX века страшно интересно изучать, хотя, на мой взгляд, она не оставила, почти не оставила понастоящему великих произведений. Учился в петербургской Академии художеств. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в «Утре стрелецкой казни». Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Событие у Лобного места на фоне древнего собора Василия Блаженного и стен Кремля, по его замыслу, приобретало большую историческую убедительность. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. События картины происходят в Москве на Красной площади. И масленичные гулянья и христославцы.
Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Из Красноярска целый день лошадьми ехать.
Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Репин выискал натуру для Сурикова. «Для передвижников, которым несладко жилось, это было целое событие, – писал известный искусствовед Прахов. Но сила других уже сломлена. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.
Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Картина была завершена в 1881 году. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю.
Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Художник начал работу над ним в 1878 году. Учился в петербургской Академии художеств. Вот боярыня и просит его:Миленький. Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью.
Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Скорее восторг. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой.
Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Раскольников стали преследовать. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии.
Это было после того, как приехавший к нему И. Е. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это.
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. «Я написал много этюдов все лица характерные. Учился в петербургской Академии художеств.
Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. Один стрелец выделяется из толпы. Церковь раскололась. За его спиной, возможно, стоял и Корб. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Народ стал главным действующим лицом. С 1895 г. был. И он не покорился приговору Петра.
Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. И он не покорился приговору Петра. С 1895 г. был.
Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. не показал самой казни. Посмотришь на картину. И получилось именно то, что он хотел. Соловьев. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен.
Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. С 1895 г. был.
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Эшафот недалеко от училища был. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите.
Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет.
Москва ошеломила Сурикова. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. «Общество, народ, нация в этой картине кажутся разделенными.
Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Свечи горят не ярко на фоне дня. Торгошино было под горой. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Только глубокий драматизм всенародного горя.
для того придал общему тону картины грязный оттенок. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. В Свищове у меня родственники были. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане.
На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном.
– Страна была неведомая. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.
А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Кому же сочувствует Суриков. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.
Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Он тут же приобрел ее. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
«Казалось бы, странно, что художник превращает в символ французской оккупации мусульманских бойцов. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Выделяются они и своим душевным состоянием. Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя.
Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох.
Это команда. Есть жертвы и есть убийцы. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903-1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Рубахи у них красные, порты широкие. Во главе заговора стояли Иван Циклер, член клана Милославских и боярин Алексей Соковнин, брат известной раскольницы Морозовой. В живописном отношении картина получилась темнее, чем ожидал художник: как только картина была принесена на выставку, я сейчас же увидел, чем она страдала. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Еще не везде растворился утренний туман.
«Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Но что толкнуло их к этому бунту. Корабли, боеприпасы, вооружение — на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Третий образуется пересечением линии воли и противостояния (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. И медведей полно.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники.
В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Исход битвы предрешен. Двигателем становится народ. Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Как он уехал, мне и захотелось попробовать.
Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».
В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба». Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов.
Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
А возле ямы страж ходит. трагического впечатления. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму.
Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. «Нравы жестоки были, – рассказывал Суриков. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Могучая картина. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». За фигурой Петра виднеются виселицы. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
В душе царя разгоралась ярость. Эта картина потрясающе проста. Парижане восприняли изображение этой добропорядочной зажиточной толпы как изображение бедняков. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги.
А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал.
«Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Петр лично отрубил головы топором пятерым мятежникам и одному священнослужителю, благословившему бунт и казнил более восьмидесяти стрельцов мечом. На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного.
Суриков изобразил в картине момент перед казнью. сейчас же понял, почему картина оказалась такою черною. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ». Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови.
Тяжело опустилась на землю старуха. Там на кобыле наказывали плетьми. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул.
Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Общий тон картины выдержан в серых и запекшейся крови тонах, передающих гул толпы народа, волнующейся подобно шуму вод многих. именно в гениальной передаче страшной торжественности, невероятного напряжения и заключена суть этого полотна Сурикова.
Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.
Так же смелы и суриковские стрельцы. Символичны все архитектурные постройки. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев.
Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Но Смута добралась и туда. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Боялся я ночей. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Проснешься и обрадуешься.
Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Важное значение имеет и архитектурный фон картины.
Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души)., — говорил он о своих Стрельцах. С 1895 г. был. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания.
Проснешься и обрадуешься. В детстве Суриков не раз наблюдал в своём родном Красноярске казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности.
Мы на палачей как на героев смотрели. Во-первых, это число «7». – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.
На рождестве христославцы приходили. Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.
Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. И ужаса никакого не было. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Изображение русского народа в переломные моменты истории составляют суть всей его живописи. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Он находится в центре полотна. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода.
иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Взгляд злой, с ненавистью. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. На переднем плане большое скопление народа. Очень важна архитектурная конструкция полотна.
Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Чтобы спокойствие во всем было. Проводили страшные экзекуции и на Красной площади – там жестоко казнили полковых священников и других мятежников. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты.
Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов.
В течение всех лет работы (с 1878 по 1881) он не писал ничего постороннего. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства.
Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Боялся я ночей. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Попытаемся разобраться в этом. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Она была вынуждена скрываться в Преображенском.
Они прошли через ужасы пыток. Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла.
Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. С него начались первые эскизы к картине. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Часто в погоне за расписной дугой он проводил целые дни.
Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь.
Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Но не только путем передачи душевного состояния изображенных средствами выразительности человеческого лица и фигуры достигает Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
Так сформировался его художественный вкус и мировоззрение. Давид словно услышал то, что говорил Дидро, который не успел увидеть это полотно: Писать надо так, как говорили в Спарте».
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Софья отправила патриарха Иоакима в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, оставшись с царём.
Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Однако муха продолжала сидеть. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Это был взгляд несколько сверху. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице.
Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»). На картине представлено два главных героя. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины).
Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Учился в петербургской Академии художеств. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика.
Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Первое большое историческое полотно Сурикова. – Казни и телесные наказания на площадях публично происходили.
помещает и точку схода. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Дознание шло девять лет.
В. И. Мрачно озираясь вокруг исподлобья, взглядом затравленного зверя смотрит чернобородый стрелец в красном накинутом кафтане, подавляя, но тая в себе великий гнев убежденного в своей правоте бунтаря. Именно вот таким образом он не показал на картине собственно процесс казни. Едва не был заключен брак с Иоганном Шлезвиг-Гольштейнским: он согласился на все условия, понравился как невесте и Борису Годунову.
На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови.
Солдаты Петра выбили их из столицы. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.
— «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать. – Да чтобы я, говорю, так душу свою продал. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Значительно искусство Сурикова-портретиста. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. В центре двое солдат ведут стрельца на казнь.
Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Однако противникам его удалось взять верх. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.
Пятерым из них царь лично отрубил голову. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт.
Начались аресты разбежавшихся стрельцов. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Взгляд его обращен в сторону царя.
Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Эта история есть у Тита Ливия и Диодора Сицилийского, на ее сюжет написал трагедию Пьер Корнель. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться.
Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне.
Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. А ведь это укрепляло.
Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. При всем индивидуальном различии образов в основу картины легли портретные изображения. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Низкая бревенчатая изба. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем.
Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем.
Мы на палачей, как на героев, смотрели. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. В углу иконы, зажженные лампады. Проснешься и обрадуешься. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена.
Царь уверен в себе и спокоен. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи.
На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание.
Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно.
На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. P. s.
И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. В 1876-1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. «Но когда мы начнем присматриваться к тому, что натворил Мане в своей картине, мы поймем, что здесь огромное количество несоответствий, подсознательно беспокоящих и, в общем, не получающих внятного разрешения. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. я хотел, чтобы эти огоньки светились.
Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Какая перспектива, как далеко ушел Петр. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Кровью кругом пахнет.
Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.
Весна 1881 года была запоздалой. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.