На картине Ивана Яковлевича Билибина "Красный всадник", которая служит иллюстрацией к сказке про Василису Прекрасную, мы видим могучего богатыря с пылающим мечем, который во весь опор несётся на огненном коне. Картина Билибина "Красный всадник" это иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная". Вроде бы вполне себе мирная сказка "Василиса Прекрасная" и всадников там никаких не было, а вот на иллюстрации к сказке всадник есть, да еще и тревожный такой, кто же это и что он обозначает. - Рассмотрите иллюстрации И. Я. Билибина к сказке Василиса Прекрасная.
Наша красавица готова. Прорисовываем глаза, нос и губы. Фигуру полностью прорисовывать необязательно, так как ее будет не видно из-под платья. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.
Огромный успех имели пушкинские сказки. Ребенок, читающий сказку, видит происходящее глазами художника. Являлся членом объединения Мир Искусства. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго.
Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Помним, что она укладывается в тело человека 7-8 раз. Напротив. ». С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. А вот построить пропорционально руки все же следует.
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Иллюстрации Ивана Билибина можно разглядывать часами. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства».
— Стоишь как немая. Названия сказок исполнены славянской вязью. Глядит, а вся работа уже сделана куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки.
— Спрашивай только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься. Большую часть своей жизни И. Я. Билибин прожил в Санкт-Петербурге. Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Наметили кружок, теперь можно его детализировать. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами.
Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. — Что ж ты ничего не говоришь со мною.
Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Всё же большая часть поклонников таланта этого замечательного русского художника-славяниста знает его по заслугам в изобразительном искусстве. — Это день мой ясный, — отвечала баба-яга. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».
Вот мелькнул белый всадник — и совсем рассвело. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Закончив построение, нужно переходить к деталям. Помним, что кисть доходит человеку до середины бедра.
В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Дальше переходим к построению фигуры. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.
Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула: — Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению.
Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Баба-яга села обедать она ест, а Василиса стоит молча. Все это были акварели. Именно художник облегчает восприятие фэнтезийной (не имеющей аналогов в окружающем мире)действительности. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной». Промелькнул красный всадник — взошло солнце.
Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Такой как Иван Билибин. Орнаменты в работах ни разу не повторяются и являются самостоятельными произведениями. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.
Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. Это все явления очень приятные и замечательные. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями.
Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. Пушкина.
На дворе стоял ХХ век и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Прорисовываем складки на одежде, орнамент на платье и кокошнике. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой. ). Сюжеты, костюмы, портреты, природа, архитектура, орнаменты, детали дают в итоге живую картину, как будто списанную с реальной действительности. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Баба-яга вышла на двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
Досих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок— отнародных вроде «Царевны-лягушки» допушкинских «Руслана иЛюдмилы» и«Сказки оцаре Салтане». О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта. Пушкина. Сначала намечаем кокошник и лишь потом черты лица.
Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Образы многих сказочных героев художника я пронес через всю свою жизнь. Начиналось всё с рисовальной школы Общества поощрения художеств. Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) трактовали как упадническое, декадентское.
Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862—1916) инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835—1907), устали от однообразия официальной продукции. — сказала баба-яга. Иллюстрировать сказки должен исключительно талантливый художник.
Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике — альграфии — плоской печати с алюминиевых пластин. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Поднятая рука Василисы должна находиться практически на одной линии с другой рукой. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. «Мел» вспомнил самые известные работы Билибина, 140 лет содня рождения которого исполнилось 16августа.