Флор Васильев. Василий Фёдорович Васильев (род. Русское изобразительное искусство навсегда потеряло гениального художника того времени, В своей непродолжительной жизненной биографии Васильев написал немало пейзажных шедевров покорившие своим лиризмом весь мир.
6 октября 1873 года Фёдор Александрович Васильев умер. Герой же Ф. Васильева не замечает чащобу (по В. Далю – густой лес, заросли, где трудно пройти, трущоба) – ибо он в восхищении и преклонении перед его величеством лес. Фёдор Александрович Васильев (10 (22)февраля1850, Гатчина, Российская империя — 24сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Ф. а. васильев скончался 24сентября (6октября)1873 года в Ялте.
Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом. Фёдор Александрович Васильев (1850-1873), выдающийся русский художник-пейзажист, провел в Ялте два последних года своей жизни. В истории удмуртской литературы поэтическое творчество Флора Васильева занимает одно из значительнейших мест.
На исходе тихого крымского сентября 1873 года Фёдор Васильев тихо угас на руках матери. При Павле I Васильев, уже раньше заседавший в Сенате, был назначен государственным казначеем (финанс-министром) в этой должности он заведовал поступлением и распределением казенных налогов и составлял смету. Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года.
Поездка на этюды состоялась летом 1867 года, а в следующем году Шишкин провел лето вместе с семьей Федора Васильева в Константиновке. Флор Васильев в своих стихах показывает нам себя. Фёдор Александрович Васильев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24 сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
Флор Васильев – лауреат Государственной премии УАССР (присуждена посмертно), лауреат премии Комсомола Удмуртии, автор шестнадцати книг на удмуртском и русском языке, отмечен высокими правительственными наградами. Написанная незадолго до смерти, работа кажется гимном восхождения к свету вечной жизни, к чему-то неизведанному, что ожидало Федора Васильева там, на небесах. Фёдор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Несмотря на то, что Васильев прожил всего 23 года, составить его биографию довольно проблематично, поскольку сведения, представленные его современниками, зачастую весьма противоречивы. Мне кажется что глубинная связь Ф. Васильева со своим народом роднит его с другим российским поэтом Сергеем Есениным.
К документальным данным следует причислить статьи и воспоминания людей, лично знавших Ф. Васильева. На основании данных первых биографов Васильева принято считать (хотя документов о месте и дате рождения Ф. А. Васильева не обнаружено), что он родился 10 (22)февраля1850 года в Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Позднее Флор Васильев был избран секретарем Глазовского горкома ВЛКСМ, где проработал до 1959 г. Затем его перевели в редакцию газеты Ленинский путь (г. Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев.
Лучшее произведение Федора Васильева. Однако, говоря о том большом росте, которым отмечено творчество Васильева под воздействием Шишкина, нельзя не отметить оригинальности творческого мышления Ф. Васильева. Фёдор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Творчество Ф. Васильева – поэтическое повествование о человеке, стремящемся найти свое место в мире, об окружающей природе и людях, об отчем доме, о чистой любви, о добре и зле.
На Центральной площади города Ижевска 10 июня 2005 года заложена звезда в честь поэта Флора Васильева. Флор Васильев и как поэт и как руководитель удмуртской писательской организации и как общественный деятель в воспоминаниях современников предстаёт в разнообразии общественных, деловых и человеческих связей. Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно Оттепель, написанное в 1871 году, за два года до смерти.
Чтобы не говорить, Фёдор Васильев использовал «разговорные тетради». Ф. а. васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Окончена она была к сроку и 20 февраля в руках Крамского оказалось присланное Васильевым одно из лучших его произведений, внешне уже ничем не похожее на прежние работы художника и известное теперь под названием Мокрый луг (1872).
Алексей Иванович Васильев (1742 — 1807) — граф (1801), государственный казначей (1796-1800), первый министр финансов Российской империи (1802—1807), почётный член Академии наук (1796), член Российской академии (1801). Фёдор Александрович Васильев (10 (22) февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24сентября (6 октября) 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы. Детство у Федора Васильева было не легкое совмещая учебу в школе он с 12 лет уже помогал отцу по работе на почте.
Ф. а. васильев скончался 24сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Фёдор Васильев не отнёсся серьёзно к рекомендациям врачей. Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Позже И. И. Шишкин породнился с Васильевым: его жена Федору Васильеву приходилась родной сестрой.
Если в ранних работах мы видим явное влияние Шишкина, стремление сфотографировать природу, то позднее Васильев стал писать по-своему, так, как только он видел и понимал русскую природу. Поэтический мир Флора Васильева безмерен и безграничен. Он купил одну из картин Ф. Васильева, написанную на Валааме. Васильева навсегда осталось феноменом редкого таланта, ранней одаренности – удивительной загадки природы. Ф. а. васильев скончался 24сентября (6октября)1873 года в Ялте.
Фёдора Васильева называли гениальным мальчиком. Федор Александрович Васильев умер в 1873 году на заре своей славы. Мокрый луг Федора Васильева – полотно, которое было удостоено премии Общества поощрения художников. Поистине русские строки Ф. Васильева превратились в афоризм и обладают колоссальной поэтической силой и звучанием.
Бывшая коллега по газете «Комсомолец Удмуртии» В. Быстрова вспоминает: Флора Васильева я узнала еще до его работы в газете. Тяга к родным родной стороне, к родным местам для героя Ф. Васильева – священное чувство. Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок. Фёдор Васильев родился 10февраля1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Отсюда понятен усиленный интерес к биографии Васильева, так как без нее невозможна хотя бы приблизительная хронологическая расстановка его произведений.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
Картину купил для своей галереи П. М. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В картине очевидны украинские черты. Образы нанизаны на стержень и сцеплены между собой философией жизни лирического героя. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал.
Но А. И. Куинджи умел побеждать. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Дерево – система временных и пространственных координат, соединяющих прошлое и настоящее, небо и землю, все стороны света. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Кавказ», «Снежная вершина.
Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Он работал много и вдумчиво. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Все картины с этой выставки были раскуплены. В этой простоте целый мир высокой поэзии".
Казалось, заговорили сами стены древнего города. Федору удивительно везло на хороших людей. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Так и в картине Заросший пруд это не есть пруд вообще. Основа жизни – сама жизнь. Это увлечение в последствии определило его судьбу.
Ведь в Грачах. Одним из таких редких случаев был аукцион антиквариата 2004 года, организованный торговым домом «Гелос», специализирующийся на покупке и продаже старинных картин, живописи старых русских мастеров. А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Зимой 1870 г. Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка.
В конце своей жизни Федор Александрович вновь вернулся к темам среднерусского пейзажа. В картине этой опять сказался романтик. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. В. Поленов Учился в Петербургском университете и Академии Художеств у А. Бруни и Т. А. Неффа. Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Обе картины написаны почти одновременно, в 1867 и 1871 годах.
В соответствии с этой традицией художник выстраивает два плана — задний, написанный довольно «приблизительно» и подробный передний. Раннее утро. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
О положении художника говорят его письма к И. Н. Соседи жить ему помогают. В 12 лет написал свою первую песню.
Слово «сосед», которое употреблено Ф. Васильевым имеет историческую основу (община – соседская община – сосед), которая определяет иной смысл. Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Пейзаж живет. Оставляю за собой". Репин с удивлением отмечал, что этот юноша, не учившийся в Академии, манерой своей работы подсказывает ему такие ясные и верные композиционные и живописные решения, которые не приходили в голову ему, уже окончившему Академию художеств. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
Именно – Жизни, а не просто "естественного окружения" человека. Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1871 году одновременно получил диплом юриста и золотую медаль и звание классного художника за картину «Воскрешение дочери Иаира». Лестница, приставленная к крыше, покосилась.
Третьяков. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Парит. Но хорошее знание перспективы позволило В. Д.
Но за пять лет творческой деятельности он сумел создать произведения, без которых трудно представить русскую реалистическую пейзажную живопись. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. У этого пруда есть своя история. По вечерам посещал Рисовальную школу.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской.
К сожалению, опасения Крамского сбылись гораздо раньше, чем он предполагал. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Чутье истинного художника зародило в нем тревогу за судьбу этого необыкновенного шедевра он писал Стасову: «Может быть, краски Куинджи пожухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители. » Примириться с этим Крамской не мог – картина должна жить в будущем. Он создает картины «Заброшенная мельница», «Осень на болоте», много работает. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Ее сюжет уносит нас в 17 век. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. На нем было выставлено на продажу полотно Ф. А. Васильева «На берегу моря». Еще в детстве был вынужден зарабатывать на жизнь – за три рубля в месяц служил на почтамте, а затем перешел к реставратору картин Соколову.
Потом последовали «Заросший пруд» (1879), «Бабушкин сад» (1878) и «Ранний снег» (1891), необычайно поэтичные картины, в которых художник тонко соединил свежесть пленэрного восприятия и столь характерное для русского искусства ощущение созерцательного покоя и уюта. Шишкиным. Алексей Саврасов – художник большого дарования и трагической судьбы. Как ни трагично воспринималась им неизбежность переезда в Крым и неустроенность на первых порах условии жизни, они не смогли сломить в душе художника постоянного влечения к творчеству, окрасившего собой самый значительный этап его биографии. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.
Стадо овец на склонах», «Эльбрус вечером» (все – 1898-1908, Государственный Русский музей), «Эльбрус днем» (1898-1908, Симферопольский художественный музей) и многие другие. В реальности художник искал необычайный образ мира. Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. По его словам, его четвероюродный брат – Юрий Цурило.
Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. в Лондоне. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.
Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. Лик малой родины. Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам.
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.
Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге. Картина была топ-лотом, стартовой ценой её была сумма в 150 тысяч долларов. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Это свидетельство Крамского косвенно проливает свет на некоторые недатированные работы Васильева, внешне уже не связанные с волжскими сюжетами, но и не похожие по живописи на все предыдущее. – Ведь все равно не купите: она дорогая". У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
– Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Юрова, В. Д. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Поездка эта была необычайно плодотворна для молодого художника, только что окончившего рисовальную школу.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. На первый взгляд, композиция "Московского дворика" кажется несколько хаотической. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. После указа об оседлой жизни цыган (1956) табор поселился в городе Вязники Владимирской области. Богаче становится палитра художников-пейзажистов, все чаще обращающихся к пленэру. Спору нет, лес надо пилить.
Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей – вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. Эта глубина проникновения в предмет сочеталась с необычайным поэтическим чувством.
Среди толпы Суриков изобразил и себя – в роли странника с посохом, с сочувствием глядящего вслед боярыне. Картина «Боярыня Морозова» раскрывает загадочную и полную трагизма русскую душу. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Разлапистые ели, стройные сосны. Предполагают, что художник увидел свой «Московский дворик» из окна квартиры в Трубниковском переулке, куда незадолго до этого переехал. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Такой родной всем нам пейзаж.
«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), — производит фурор. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Васильев Федор Александрович (1850-1873) – замечательный пейзажист. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Но всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Еще Крамской предельно четко определил историческую заслугу своего гениального младшего собрата: «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения». Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Большие кисти художник не признавал. Картина или действительность. За покатыми холмами золотится край неба.
Крамскому. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев. Чувствуется, что художник любит цвет, но он словно сознательно ограничивает себя 3-4 самыми необходимыми красками, чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, например, светло-голубые, слегка зеленоватые. Требовалось срочное лечение и смена климата. В своей книге о художнике О. П.
Характерна в этом отношении картина «Дарьяльское ущелье. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Счастье лирического героя граничит с восторженной радостью за растущие «деревья» и «лес».
Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Может, удар молнии сжег сосну.
Через год Поленов отправился в четырехлетнее путешествие по Европе. Рынок антиквариата редко может похвастаться появлением на аукционах его картин. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые облака.
Что это такое. И обычно они печатались в газете. Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Все обыденно, даже прозаично. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Таким образом, уже в этот период, при всей принципиальной близости к творческому методу Шишкина, четко определились черты творческого лица Васильева. Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Оформились его основные эстетические воззрения. Шишкина в 1868 году.
Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Соколову.
На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника.
Поленову именно так построить свое произведение. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника.
На руках матери осталось трое детей и старший среди них – Флор. Художнику удалось самое трудное. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Автор не драматизирует ситуацию.
Определяя подобным образом значение творчества Васильева, Крамской разбирает причины, которые позволили ему подняться так высоко и в качестве главной выдвигает глубокое изучение натуры Васильевым «спускающееся в самую суть предмета». Это позволило В. Д. Он решил, что необходимо составить «протокол», где бы несколько лучших современных художников подтвердили, что видели собственными глазами «Ночь на Днепре», что в картине «все наполнено действительным светом и воздухом, река действительно совершает величественное свое течение и небо – настоящее бездонное и глубокое». Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства.
Барки». Описаны решетки подгрупп индуцируемые такими функторами, в конечных разрешимых группах (совместно с С. Ф. Каморниковым). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Уже мерцает рябь воды, разбуженная ветерком. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Особый интерес представляют обстоятельные разборы двух больших картин Васильева («Мокрый луг», «В Крымских горах»), где главным достоинством признается их образность и поэтичность. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. (Что обусловлено географическим и климатическим факторами, многовековым охотничье – собирательским и аграрным укладом жизни, фольклорно – обрядовой традицией). Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку.
Барки» и «Волжские лагуны». Хрупкие березы. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
По возвращении в Россию на XII выставке Товарищества Передвижников он представил первую свою пейзажную работу «Московский дворик» (1878). Невероятная тишина царит в пейзаже. В 1871 году он выставил на Передвижной выставке небольшую картину "Грачи прилетели". Как писала искусствовед Т. В.
(1876). – пожал плечами Куинджи. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
И неожиданно услышал в ответ: "Хорошо. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.
Барки» и «Волжские лагуны». Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. Поленову плавно перейти от зелени травы и деревьев к голубизне небес. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи.
Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем и для многих других) не случайно. А все же общее было. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Легкая дымка скрывает дали. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Юродивый, одетый грязно и убого, тоже провожает женщину с жалостью.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Однако, несмотря на все эта недочеты, оценка Крамского остается высшей точкой в оценке творчества Васильева.
Шелест чахлой травы. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Привольно, свежо. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Шишкина. По какой причине, неизвестно. Только щебет малых пташек – ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, – нарушает покой. «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, – писал Крамской, – никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном художник мог самозабвенно отдаваться творчеству.
Робкая заря глядится в гладь озерца. Картина «Боярыня Морозова» – один из шедевров В. Сурикова – написана в 1887 году. Картина «Вид на Волге. И тогда вы услышите крик спиленного дерева и плач березки.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Она дала ему большой опыт в работе над натурой. Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Крамским, И. И. В самом центре полотна мы видим боярыню, которую везут в санях по улицам Москвы. Но не это фабула холста.
В каждом отдельном случае очень верно выбран тон. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Его полотна хранятся, в основном, в музеях. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Отец ушёл на фронт. В других он интенсифицирует цвет, благодаря чему освещенные снежные вершины, горные речки высвечиваются фосфоресцирующими красками.
Продолжением исследования творчества Ф. Васильева явилась монография А. Федорова-Давыдова «Федор Васильев». Другим произведением, написанным, вероятно в тот краткий период рабочего состояния, была никогда не упоминавшаяся им в письмах небольшая картина Заброшенная мельница. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Родители художника жили в невенчанном браке. Но для художника природа – прежде всего обитель людей.
С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. В ней есть что-то сказочное. Васильев был признан профессиональным художником. Эффект таинственной горной страны, навевающей самые романтические мечты и видения, передан в ней с необычайной силой. Были в нем и болезненное самолюбие и желание скрыть свою бедность, а более всего – трепетная любовь к искусству.
Для своей картины В. Д. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Какое время года отражено в полотне.
Третья строфа повествует о единстве Волги и Камы – двух великих российских рек, слитых в неразделимое целое. Но нелепо торчащий обрубок дерева и свежий спил разрушают гармонию картины. И только после ухода офицера художник узнал что у него побывал великий князь Константин». После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. С глубоким уважением и даже преклонением, вспоминали о нем М. Антокольский и И. Шишкин.
Пейзаж безлюден. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Но левый верхний угол слегка светлее. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Вот таким образом, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» — из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего Хозяина запряженная в телегу лошадь, в любой момент готовая тронуться. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
Тени облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим купам деревьев. И сам он помогает людям». Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это понятие непременно включает в себя родственные отношения и подразумевает тесные хозяйственные или иные связи неродственных семей, то есть «простым участием» в «лихой беде» дело не ограничивается.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Характеристика, данная Васильеву Крамским: – «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения» – стала классической и непременно приходит на ум, при всяком ВОСПОМИНАНИИ о Васильеве.
Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Крамского и И. И. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема».
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Это было в конце мая. Небо, занимающее больше половины изображения. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Неясный лепет воды. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо.
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
Самому Флору пришлось сесть за парту в тяжелые годы отечественной войны. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Лунная ночь» (1890-1895, Государственная Третьяковская галерея). Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.
Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Петербург полнился слухами, дескать, за громадные деньги художнику Куинджи из Японии или Китая привезли специальные краски с перламутром и теперь его картина свет излучает. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Соколова. Заслугой Васильева стало заметное сокращение государственного долга. Надо было обладать чутьем и вкусом Васильева, чтобы из экзотической природы Крыма выбрать столь простой и вместе с тем столь значительный мотив: дорога на склоне, горная цепь вдали и тянущиеся к небу сосны – одинокие деревья на голой, прокаленной солнцем земле запряженная волами повозка неторопливо катится по каменистой дороге клубятся тучи над отрогами гор.
Детство провел в Петербурге. Там прошли школьные годы Васильева. Намека на аффектацию, на какой-либо акцент в картине нет. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. в Лондоне.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Вы почувствуете всю трагедию этой обыденной прозы. Дерево – кров, огонь, пища. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
Помимо пейзажной живописи мастер обращался и к библейским сюжетам («Христос и грешница», «На Тивериадском (Генисаретском) озере», обе 1888), много работал в области театрально-декорационного искусства. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. – "А все-таки.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. В одно из воскресений о ее цене осведомился какой-то морской офицер. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». «Если б вы знали, мой дорогой, как худо вашему другу», – жаловался Васильев в своем последнем письме к Крамскому 25 июля 1873 года.
Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей.
Крамской был ошеломлен, очарован. Лирическое произведение Флора Васильева стало поистине классикой удмуртской литературы. То богатство, которое принадлежит всем и нет ничего ненужного.
Картина Вид на Волге. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. он был для нас превосходным учителем.
С его именем связаны две важные меры. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Лунная ночь» (1890-1895, Государственная Третьяковская галерея) «Снежные вершины гор. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
На крыше еще лежит снег. Поляна. В 1867 году он заканчивает обучение. Васильев продолжает свое открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий, очерчивающих холмы и пригорки, тусклую нежность красок, пустынный простор полей.
Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Один из критиков Московских ведомостей писал о картине: «Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы идеальным центром для него является все-таки человек и его присутствие чувствуется везде. Интересно то, что он никогда не хотел стать актёром. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
В этом пробуждении нет радости. Рассвело. А может быть и на уважении к ней, как прародительнице жизни на земле.
К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. В картине В. Д. Это и был Флор Васильев. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Кавказ» (обе – 1890-1895, Государственный Русский музей) «Вершина Эльбруса, освященная солнцем» «Эльбрус днем.
Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Лес – это светлое, родное для удмуртов пространство. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника.
Барки». Уже шевелятся жалкие травинки на озаренной светом земле. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера.
Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Близки Радуге по образному смыслу и картины У ворот монастыря (1875) и Пейзаж с радугой (1881). И тьма, ползущая из глубины, отступает пред натиском рождающегося дня.
Нам очень хотелось хоть чем-то помочь отцам, сражавшимся на фронте». Помимо наиболее проработанной картины Рассвет, в том же письме Васильева Третьякову от 29 июня 1872 года встречается упоминание об очень мало подвинутой картине Утро, размеры которой точно совпадают с находящимся ныне в Государственном Русском музее пейзажем под тем же названием. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
И над всем этим царит бездонное небо. Как писал о творчестве Саврасова его ученик Исаак Левитан: "Какая простота. Я почему-то вздрогнул от этого сопоставления, хотя, что, казалось, могло быть похожего в желтом овале сруба сосны на черные провалы в глазницах тысяч черепов, сложенных в зловещую пирамиду. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Ценность этого замечания не умаляется тем, что оно единично и сделано вскользь, т. к. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Даже ей стало скользко. Неумолимая проза рождала щемящую поэзию приволья. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.
Все это он сумел передать своим ученикам, среди которых были Левитан и Коровин. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Мальцевой «Федор Васильев». В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. В пейзажной живописи наблюдаются тенденции, общие с бытовой и исторической живописью. В наследии художника много работ, посвященных теме гор: «Эльбрус. Конечно и до Саврасова в России были пейзажисты.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Он буквально с первых месяцев расположил к себе коллектив. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых— «Вид на Волге.
"Утро стрелецкой казни" действительно потрясает. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Многие кланяются ей, глядя на нее с благоговением. Введено понятие натурального транзитивного решеточного подгруппового функтора. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
Решена проблема Кегеля – Шеметкова об описании наследственных локальных формаций конечных групп с решеточным свойством (совместно с С. Ф. Каморниковым и В. Н. Семенчуком). На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. На полотне Суриков представляет победоносный образ несломленной женщины, которую везут в острог. Картина «Боярыня Морозова» написана в ярких, звучных, колоритных тонах. Немое, неодолимое перемещение туч.
Географическая среда, как правило, выразительно характеризует национальный склад народа. Вот торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, Деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге.
По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. "Да зачем вам. В это время Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники.
Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Напряженно звучит цвет его зелени. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Петь песни под гитару и скакать на лошади он научился ещё совсем маленьким.
Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование – невозможно. в Лондоне. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Но их произведения более походили на копии итальянских и французских пейзажей и не имели ничего общего с родиной, русским духом.
У Федора рано проявилась способность рисовать. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Барки» и «Волжские лагуны».
Он создан помогать людям строить, жить, существовать. Этюд пролежал до осени 1878 года. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Но серьезного, систематического образования так и не получил. С картиной произошла трагедия.
Стихотворение от начала до конца пронизано мягким лиризмом и философскими размышлениями. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Барки» и «Волжские лагуны». Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Игра света и тени, пробуждение природы, умытой дождем и готовой к встрече нового дня. И только тогда ты увидишь бездонную глубину "простоты и наивности" Шишкина.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Женщина одета в дорогую широкую шубу из бархата, но руки ее повязаны цепью. Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Она стала одним из ведущих жанров реалистического демократического искусства.
Скрытый героизм, который в ней есть, может пробудиться, если есть идея, есть убеждения. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Время ее окончания естественно связывается с последними работами художника, поскольку круг произведений, выполненных им в конце 1872 года, достаточно хорошо известен по письмам. Его творчество с момента первых его твердых шагов в искусстве, рассматривалось, как творчество верного единомышленника и соратника.
Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Такой «протокол» был написан, но напечатать его не удалось.
Близкое к стилистике ландшафтов начала XIX века разнообразие пейзажа, его романтическая таинственность, неожиданность сочетаний светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи, разработанную художником еще в этюде «Пруд в парке». Васильев много писал писем в Москву. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.