Пространство полотна делится на две части – земля и небо. В 1870 году Васильев вместе с гг. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Он часто покупал для себя картины изображающие русский народ и это вполне объяснимо. Даже ей стало скользко. Большие кисти художник не признавал.
В рисунке он показал себя талантливым мастером. Пришла долгожданная оттепель. По какой причине, неизвестно. В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв. Путники остановились на дороге, которая резко уходит в сторону, оставляя их как бы на распутье.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17. Академии художеств), Перед грозой (соб. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
Наиболее удачным, по мнению Крамского, было решение всей верхней части картины, начиная с пригорка за дорогой налево. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. в Лондоне. Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем.
Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. г. Солдатенкова), Мокрый луг (соб. Полюбившийся Репину бурлак Канин (с повязкой на лбу) выведен Васильевым на переднем плане. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Дело в том, что Васильев свою картину нарисовал молодым (является первой взрослой работой) и как представляется, его ни совсем охватили грустные раздумья. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие». Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
Третьяков. Родители венчались через три года после рождения Федора. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Он не любил отца. Как мучительно медленно пробуждается природа от тяжелого зимнего сна. Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства.
И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный». Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины». Серо, сыро и грустно вокруг. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца.
Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным». Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14.
Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
В ней есть что-то сказочное. Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно излил свою тоску по родной земле. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
Оно и отправилось в Англию. И вот это направление. Иван Николаевич Крамской, педагог и наставник Васильева, был просто влюблен в него. С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата.
Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского. Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора.
Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году131819. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Апраксина), Полдень (соб.
Васильев был признан профессиональным художником. Барки» и «Волжские лагуны». Зимой 1870 г. В. сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Родился 10 февраля 1850 г., умер 8 сентября 1873 года. Оформились его основные эстетические воззрения.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Это увлечение в последствии определило его судьбу. г. Звенигородского), Болото (соб. Ходил в шинели, перешитой с чужого плеча, носил истертые до прозрачности брюки и сверстники обзывали его то «перешитым гимназистом», то «ситцевыми штанами». Заброшенность видна в окружающей обстановке.
Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году131819. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Все картины с этой выставки были раскуплены. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. 11029)26, также известная под названием «Зима»2728.
В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу.
Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. угадал Васильев. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.
Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина. Так Васильев, несмотря на свой юный возраст идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине. Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Встречные останавливались, снимали шапки. После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу». По материалам поездки создал ряд значительных произведений.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. И рвался домой, в Петербург. С женой он не был обвенчан и двое старших детей (Евгения и Федор) вообще не значились в его документах. Всё, вплоть до последнего наброска Васильева, было распродано еще до открытия выставки.
Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Россия показала, что имеет свое, неповторимое лицо, создает произведения, стоящие вровень с лучшими мировыми достижениями.
В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Только бы не заболеть. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера».
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Требовалось срочное лечение и смена климата. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. По предложению гр.
Тогда же Васильев не более чем за месяц по заказу великого князя Александра Александровича (в будущем царя Александра III) выполнил повторение картины, находящееся ныне в Русском музее. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования». Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями». Бросив службу в главном почтамте, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. г. Третьякова), Вид на Волге (соб. Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза.
Усталые путники в определенной степени делают общий фон картины более тревожным. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Сорок верст тащились сани с гробом по снежному месиву. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Описание картины. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. 11029), также известная под названием «Зима».
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Еще в детстве был вынужден зарабатывать на жизнь – за три рубля в месяц служил на почтамте, а затем перешел к реставратору картин Соколову. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».
Такой родной всем нам пейзаж. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17.
г. Солдатенкова), Пейзаж (соб. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
Это была как бы дальнейшая разработка мотива. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Ему даже казалось, что Васильев живет во второй раз, что им уже все постигнуто, а сейчас он лишь вспоминает знакомое.
Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20, а 18 июля выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни21. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму.
Васильев довел это ощущение до эпической высоты. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик. Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23. Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. И вдруг — одна картина, другая, третья. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
«Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок.
Валаам. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Слабые легкие было наследственным в их семье. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева.
Резкие порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. Близкая весна не несет радости. В Ялте однажды он абсолютно отчетливо увидел картину Крамского «Христос в Пустыне», хотя Иван Николаевич жил в Петербурге и еще только начал писать ее. Напряженно звучит цвет его зелени. Под руководством И. И.
Семья пополнилась еще двумя детьми — Александром и Романом. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. На крыше еще лежит снег.
Академии художеств), Зимний пейзаж (соб. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»36. почтамт, где получал 3 руб. Природа нехотя просыпается от зимнего сна.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). Государя Императора), Зима (соб. По вечерам посещал Рисовальную школу. А сколько рисунков сделал за время путешествия, сколько набросков.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Не случайно картина (ГТГ) получила первую премию Общества поощрения художников и была повторена по заказу великого князя Александра Александровича (ГРМ). Это что-то до такой степени самобытное, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это — гениально, — написал Васильеву Крамской.
Одну из этих картин — «Мокрый луг» — Васильев прислал на конкурс Общества поощрения художников. Заснеженные русские просторы, без конца и края, под хмурым облачным небом. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
Талая вода залила узкую проселочную дорогу. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки. Федор взялся за заказы. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В 1867 году Васильев окончил учебу, но обстоятельства не позволили ему быть хозяином своего труда и времени. Рядом с дорогой небольшой кучкой лежат срубленные стволы деревьев. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. В картине очевидны украинские черты. Барки».
Получал 3 рубля и отдавал их матери. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Федор продрог, озноб колотил все тело.
Во всех изображена болотистая местность. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв.
Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17.
Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Васильев много писал писем в Москву. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец.
«Оттепель» — такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая права гражданства между другими и хотя решительно новая, но — имеющая корни где-то далеко» — высказал свое впечатление Крамской. Вечернее небо еще в лучах солнца, но собираются облака и может случиться гроза. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Все потеплело, оттаяло в природе. — пейзажист.
За всю дорогу он не проронил ни слова, внутри все закаменело. Родители художника жили в невенчанном браке. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»35.
Третьяков. n Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». Я увидел, как надо писать. После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец.
Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. — дорвался до вольной жизни.
Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля». В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Повторение «Оттепели» не было простой авторской копией. жалованья в месяц.
1871 год стал для Федора Александровича особенным. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Соколову. Шишкина работал на о. Валаам. Сколько дум людских знают эти дороги.
Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, – писал Крамской, – никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Евгению он все же «удочерил», а Федор так и остался на положении незаконнорожденного. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он».
Это было в конце мая. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»15. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Картина сразу стала событием русской художественной жизни. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Лестница, приставленная к крыше, покосилась.
Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Картина «Вид на Волге. Картина полна жизненных сил и поэтического очарования. гр.
У Федора рано проявилась способность рисовать. Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов. Картина-воспоминание. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
Детство провел в Петербурге. После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Какое время года отражено в полотне.
Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Барки» и «Волжские лагуны». Описание картины. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Разъезженная дорога, полные влаги проталины на снегу, превращающемся в вязкую грязь, коричневые пятна кустов, убогая изба и оголенные бревна.
Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание. С 1868 – член Общества поощрения художников. Барки», казалось, не написал, а спел. Федору удивительно везло на хороших людей. Государя Императора), Взморье (соб.
в Лондоне. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи». На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Из снега проглядывают сухие серые ветки кустарников. В тринадцать лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе, где получал три рубля. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Сумрачен и неприветлив заиндевевший от инея лес.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм.
Академии художеств), Оттепель (соб. г. Красовского), Вид на Волге (соб. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году. Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени.
Безбрежна ширь могучей реки, зеркальны воды. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».
Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»6. В этом пробуждении нет радости. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.
П. М. Третьякова). Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Но левый верхний угол слегка светлее. Барки» и «Волжские лагуны».
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Картину «Вид на Волге. В семье царила беспросветная нужда. В. умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870—71 г. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный).
Письма Васильева к И. Н. Крамскому, напечатанный в Вестнике Изящных Искусств (1889—1890) освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Окружающие видели его способности и удивительный талант, который в будущем должен был обязательно раскрыться в полную силу. И так щемило сердце от этого родного, убогого, милого.
Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Картину купил для своей галереи П. М. Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. Жалкая, не по годам согбенная фигура не вызывала сыновнего чувства. Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины.
Описание картины. Они купаются и проворно бродят в поисках корма.
Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Небо, занимающее больше половины изображения. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв.
Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: Приближение грозы (соб. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Во Франции в ту пору зарождалось новое направление в живописи — импрессионизм. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей.
Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв.
Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.