Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "Приближение грозы" (собственность графа Апраксина), "Полдень" (собственность графа Звенигородского), "Болото" (собственность графа Третьякова), "Вид на Волге" (собственность Академии Художеств), "Перед грозой" (собственность Академии Художеств), "Зимний пейзаж" (собственность Государя Императора), "Взморье" (собственность Академии Художеств), "Оттепель" (собственность Государя Императора), "Зима" (собственность господина Солдатенкова), "Мокрый луг" (собственность П. М. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Его отец был петербуржцем и работал простым служащим на почте. Шишкина. Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В. Е. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. И тут же предложил Федору вместе "рвануть" на Волгу. Ранней весной представил на конкурс ОПХ картину «Оттепель», которая снова была удостоена первой премии. Другим произведением, написанным, вероятно в тот краткий период рабочего состояния, была никогда не упоминавшаяся им в письмах небольшая картина Заброшенная мельница.
Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. У Федора рано проявилась способность рисовать. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка., М., 1937 Федоров-А. Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Знаменитый художник Шишкин влюбился в сестру Федора красавицу Евгению, а заодно проникся симпатией к обаянию и таланту брата.
". "Вид на Волге. Картина Вид на Волге. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869).
В ранних пейзажах Васильева немало шишкинского: пристальный аналитический взгляд на мир, внимание к деталям. Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново, – писал он в одном из писем. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. На крыше еще лежит снег.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: "Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в 3939Грачах3939". Картина эта глубоко взволновала Крамского. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути.
Крамскому, напечатанные в "Вестнике Изящных Искусств" (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Все картины с этой выставки были раскуплены. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. " – воскликнул он.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Барки» и «Волжские лагуны».
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Репиным и художником Е. К.
Ради заработка подрабатывал на почтамте. В этом пробуждении нет радости. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна.
В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева и именно это ощущение простора наполняет полотно. Это было в конце мая. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный).
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Причем в освещенной зоне оказывается только передняя часть арбы с полулежащим в ней человеком в белом одеянии. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
Реже встречаются городские виды: «Заря в Петербурге», «Иллюминация в Петербурге» (обе — 1869) и солнечные, умиротворенные пейзажи, проникнутые гармоничным мироощущением и равновесием: «Вид в Парголово» (1868) «Летний жаркий день», «Деревня» (обе — 1869). В графике Васильева наиболее выразительны рисунки сепией. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. В мае 1871 для поправки здоровья отправился в Хотень.
В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального восприятия природы (Заброшенная мельница). Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Крамского и И. И.
Жизнь в Крыму была трудной для художника не только из-за болезни и разлуки с русской природой, но и из-за редких встреч с друзьями и коллегами. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Соколову.
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Васильев – частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Помощь в жизненно важном "прорыве" пришла совсем неожиданно. Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно излил свою тоску по родной земле. Чем бы тут особенно огорчаться. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован и признан.
Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. В ней есть что-то сказочное. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
Проселок» (все — начало 1870-х) «Мокрый луг» (1872). Заброшенность видна в окружающей обстановке. Таковы работы «После грозы», «Перед грозой» (обе — 1868) «После дождя», «Вечер», «Раннее утро» (все — 1869), «Перед дождем» (1870) «Закат на пруду», «Волжские лагуны», «После дождя. Васильев продолжает свое открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий, очерчивающих холмы и пригорки, тусклую нежность красок, пустынный простор полей. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.
Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, – результат этой поездки. Родился в семье мелкого чиновника, в возрасте пятнадцати лет осиротел. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Федор Васильев — выдающийся русский художник, блестящий мастер лирического пейзажа. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Васильев был признан профессиональным художником. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Зимой 1870 г. Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». С 1865 некоторое время состоял помощником реставратора П. К. Соколова в ИАХ. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Еще ребенком Фёдор Александрович начал интересоваться художественным искусством. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
Требовалось срочное лечение и смена климата. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И. И. Барки» и «Волжские лагуны».
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. В картине очевидны украинские черты. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) – наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет – и "После дождя.
Родился 19 февраля 1850 года, умер 8 сентября 1873 года. Васильев проявил себя как художник после Валаама, где проработал с И. И. Шишкиным несколько месяцев. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами. Барки».
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Крамским, И. И. Письма Васильева к И. Н. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира.
Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Тогда же начал принимать участие в выставках ОПХ, в 1868 за картину «Возвращение стада» получил первую премию по ландшафту на конкурсе Общества.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. он был для нас превосходным учителем.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах., М., 1977. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге.
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Уже в ранних работах видно, что пейзажи Васильева проникнуты особенной глубиной и поэтичностью чувств. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Большие кисти художник не признавал. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Проселок" (1869, ГРМ). Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Лит. : Ф. Васильев. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Но левый верхний угол слегка светлее. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Какое время года отражено в полотне.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Барки» и «Волжские лагуны».
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Васильев много писал писем в Москву. Картину купил для своей галереи П. М.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Барки" (1870, ГРМ) – произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. в Лондоне.
Барки» и «Волжские лагуны». Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Когда Васильеву исполнилось 12, его отправили служить в центральное почтовое отделение. По какой причине, неизвестно.
Он появился на свет в Гатчине, нынешней Ленинградской области 10 (22) февраля. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Даже ей стало скользко. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии Художеств и получил звание художника I-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. Замечательный пейзажист. Он работал много и вдумчиво. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Мокрый луг заслужил горячую похвалу Крамского, письма которого были для Васильева почти единственной, но плодотворной связью с русской художественной жизнью. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема».
Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. в Лондоне. По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ). Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Макаровым совершил путешествие по Волге (Ствол старого дуба). Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. В 1867 под руководством И. И. Шишкина работал на острове Валаам. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Барки». Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Камни. Шишкиным, ставшим его истинным учителем.
Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Третьякова). Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.
При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа.
Шишкина. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике.
Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. "Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Барки» и «Волжские лагуны».
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Васильев (Федор Александрович) – пейзажист.
В 1863–1867 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ), где преподавали А. И. Корзухин, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, А. Г. Горавский. Был близок с И. Н. Крамским. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось».
Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Федору удивительно везло на хороших людей. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Шишкиным. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
Такой родной всем нам пейзаж. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Густо наполненная краской кисть оставляет на холсте многообразные фактурно выявленные формы растительного мира. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Летом 1870 года он вместе с И. Е. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых— «Вид на Волге.
В 1872 представил на очередной конкурс ОПХ картину «Мокрый луг». Они наполнены то тревожным настроением, то легкой грустью или созерцательностью. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Третьяков. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Излюбленными мотивами его картин становились «пограничные» состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы, закаты.
Помимо наиболее проработанной картины Рассвет, в том же письме Васильева Третьякову от 29 июня 1872 года встречается упоминание об очень мало подвинутой картине Утро, размеры которой точно совпадают с находящимся ныне в Государственном Русском музее пейзажем под тем же названием. Родители художника жили в невенчанном браке. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.
Тогда же у художника начал развиваться туберкулез. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе и о милом сердцу севере. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Картина «Вид на Волге. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Оформились его основные эстетические воззрения. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. В 1867 году он заканчивает обучение. В начале 1871 зачислен вольнослушателем в ИАХ, но занятий не посещал. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
в Лондоне. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. (1868). Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. В. Чуйко.
Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).