Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
На вечерах Артели Васильев восхищал товарищей своими импровизациями в рисунках, неистощимым остроумием. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.
То, что некоторые принимали за легкомыслие – любовь Васильева к обществу, нарядам, успеху, было порождением все того же кипучего жизнелюбия. Федору удивительно везло на хороших людей. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Группе было поручено провести разведку боем в районе буддийского монастыря Джанджин-сумэ. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
Окружающие поражались его феноменальной одаренности. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Детство провел в Петербурге.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину.
Картина «Вид на Волге. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Ваша жизнь – отзывается в моей. » Главным достоинством этой удивительной дружбы была прямота и честность. Работал преподавателем, помощником начальника и начальником учебного отдела училища. Аналогично высветляется и верхняя часть картины: склон, покрытый травой, в правой части картины хорошо освещен, а вот ущелье слева находится в тени.
Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге.
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. В картине очевидны украинские черты. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
Картину купил для своей галереи П. М. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет. По вечерам посещал Рисовальную школу.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Соколову.
Барки» и «Волжские лагуны». Введено понятие натурального транзитивного решеточного подгруппового функтора.
Требовалось срочное лечение и смена климата. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. в Лондоне. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
Описаны решетки подгрупп индуцируемые такими функторами, в конечных разрешимых группах (совместно с С. Ф. Каморниковым). Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Оформились его основные эстетические воззрения. Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Мокрый луг заслужил горячую похвалу Крамского, письма которого были для Васильева почти единственной, но плодотворной связью с русской художественной жизнью. Шишкина работал на о. Валаам.
Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей2. Васильев был признан профессиональным художником. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном художник мог самозабвенно отдаваться творчеству. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, – писал Крамской, – никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. в Лондоне. он был для нас превосходным учителем. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Такой родной всем нам пейзаж.
Левая же ее часть, где изображены узенькая дорожка, ведущая к берегу, островки плакучих деревьев и туманный лесной массив на горизонте, еще остаются во власти прошедшего ненастья. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.
Барки». Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Служил в составе 11-го механизированного корпуса командиром танка, затем командиром танкового взвода. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира.
Бои продолжались с 3 по 5 июля 1939 года. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Она дала ему большой опыт в работе над натурой. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик. Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. У Федора рано проявилась способность рисовать. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Барки». Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В частности, И. Крамской не ставит вопроса об истоках творчества Васильева, не рассматривает его творчество в его развитии. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Барки» и «Волжские лагуны».
Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. С ранних лет он проявил интерес к рисованию, однако нужда, в которой постоянно жила семья, не давала ему возможности всерьез заниматься творчеством.
Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Шишкиным.
При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем».
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Заслугой Васильева стало заметное сокращение государственного долга.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В ней есть что-то сказочное. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. После её окончания в 1934 году получил назначение в Забайкальский военный округ. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.
Бои продолжались с 3 по 5 июля 1939 года. Какое время года отражено в полотне. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Привезенные с Валаама этюды говорили о зрелости и сложившемся собственном мировоззрении юного живописца. После её окончания в 1934 году получил назначение в Забайкальский военный округ. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.
– Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Третьяков. Поодаль на бункер нацелены «андрюши», как тогда называли солдаты двухсоткилограммовые реактивные снаряды, разинули жерла самоходные пушки и другие орудия.
Все было готово к бою. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Картина Вид на Волге. Решена проблема Кегеля – Шеметкова об описании наследственных локальных формаций конечных групп с решеточным свойством (совместно с С. Ф. Каморниковым и В. Н. Семенчуком). Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Лестница, приставленная к крыше, покосилась.
С его именем связаны две важные меры. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Художник тонко и проникновенно передает состояние природы, очень неустойчивое, зыбкое, полное внутреннего напряжения. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца и вовсе заботиться о семье.
Еще в детстве был вынужден зарабатывать на жизнь – за три рубля в месяц служил на почтамте, а затем перешел к реставратору картин Соколову. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Еще большую трудность представляет собой его творческая биография.
Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Крамским, И. И.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Даже ей стало скользко. Причем в освещенной зоне оказывается только передняя часть арбы с полулежащим в ней человеком в белом одеянии. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Напряженно звучит цвет его зелени.
Заброшенность видна в окружающей обстановке. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Васильев много писал писем в Москву. Это было в конце мая.
По какой причине, неизвестно. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
С 1868 – член Общества поощрения художников. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Как ни трагично воспринималась им неизбежность переезда в Крым и неустроенность на первых порах условии жизни, они не смогли сломить в душе художника постоянного влечения к творчеству, окрасившего собой самый значительный этап его биографии.
Но левый верхний угол слегка светлее. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге.
Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Работал преподавателем, помощником начальника и начальником учебного отдела училища. Во второй половине июня командование корпуса получило информацию о готовящемся наступлении Квантунской армии.
Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Небо, занимающее больше половины изображения.
В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В 1867 году он заканчивает обучение.
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Родители художника жили в невенчанном браке. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Не случайно картина (ГТГ) получила первую премию Общества поощрения художников и была повторена по заказу великого князя Александра Александровича (ГРМ). Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Он работал много и вдумчиво. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Группе было поручено провести разведку боем в районе буддийского монастыря Джанджин-сумэ. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно.
Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Под руководством И. И. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника.
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. В этом пробуждении нет радости. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Известно, что сам Павел Третьяков, основатель и хозяин галереи живописи известной нам сейчас как Третьяковская галерея в Москве, купил сразу восемнадцать полотен. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Большие кисти художник не признавал. На крыше еще лежит снег.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.