Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству.
Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.
Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. В 1880-х гг. Но факты говорят, что Ван Гог был чуточку успешнее.
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины. «Природа здесь необычайно прекрасна», – пишет Винсент брату из Арля. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле». С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
На Рождество Винсент едет домой и родители уговаривают его не возвращаться в Англию. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения.
Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Но постепенно их отношения стали ухудшаться. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил.
Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа.
При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. В Лондоне Ван Гог жил припеваючи.
А. С. Пушкина, Москва). Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии.
За это время он создал порядка 100 картин, которые приобрели особую известность: «Звездная ночь», «Пшеничное поле с кипарисами» и т. д. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». Учитывая то, что скончался Ван Гог в 37 лет, выходит, он писал по 87 картин в год. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской».
Его вдова Джо Ван Гог-Бонгер унаследовала коллекцию картин, рисунков и писем Винсента. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений.
Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. А. С. Пушкина, Москва). В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам).
Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников.
Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве. Однако связи у него остались и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль». В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. В процессе подготовки, которая заняла шесть лет (четыре года на разработку техники и два на исполнение), было написано более 1000 полотен (12 на секунду), 125 из которых на данный момент экспонируются в музее недалеко от Амстердама. Итоговый результат поражает, в первую очередь, уровнем проделанной работы.
Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Сын пастора. Ещё сильнее наводит на мысль тот факт, что Поль Гоген называл Ван Гога «человеком, у которого рот на замке».
В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей – тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Сколько работ Ван Гога назовёт непрофессионал. Хотя Ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе).
Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). Ван Гог сказал, что ранил себя сам.
Вскоре его уволили. Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца.
Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». В Овере он энергично принимается за работу. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля – постимпрессионизма. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. До сих пор ведутся споры, по каким причинам и кто отрезал ухо Ван Гогу. В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины.
После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва. Тем не менее, после этого случая Ван Гог оказывается в психиатрической лечебнице с диагнозом «Эпилепсия височных долей». И велика была его радость, когда в 1879 году ему удалось получить должность светского проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже на юге Бельгии. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе.
Контраст цветовой, тематический, композиционный. Руководство церкви шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтеров и немедленно освобождает Винсента от миссионерской деятельности за то, что он «подрывает достоинство духовенства».
По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Родители Винсента не были известными художниками. Видимо, за это он и решил полоснуть сожителя бритвенным лезвием.
Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. Сначала все шло нормально: они вместе писали картины, а после— вечером— вместе шли в бордель.
В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам). «Мы можем выражать себя только через свои картины».
В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж.
Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности. Он почти не играл с другими детьми. Именно тогда Ван Гог и создал свои первые холсты, написанные маслом.
Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть и для «Итальянки» (Париж, Музей дОрсэ). Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, – того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью».
Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха.
Этот его портрет является одним из самых почитаемых картин Ван Гога. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд, 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого.
По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено). Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. После двух лет и многочисленных картин Ван Гог по-прежнему считал «Едоков картофеля» своей лучшей работой и он написал своей сестре: «Мои мысли о собственной творчестве сводятся к тому, что картина с крестьянами, едящими картофель, которую я создал в Нюэнене, пожалуй, лучшее, что я сделал».
И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). Эксцентричное поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Все в том же 1886 году закладывается, наконец, фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной целиком из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента. Каждый из них должен был скрупулезно воспроизвести экспрессивную стилистику великого художника. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента.
За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину (Красные виноградники в Арле), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его Портрет доктора Гаше был куплен за 82, 5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). Где бы ни учился Ван Гог, везде был изгнан из-за вспыльчивого характера и странного поведения. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу – с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) – в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Семья Ван Гога не одобряла этих отношений и они в конечном итоге закончилась. Но в то же время брат художника горячо стремился к тому, чтобы прославить Ван Гога. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником.
Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да именно любовь. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. За это можно простить даже очень простой сюжет. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Ван Гог был погребён в Овере и его гроб усыпали подсолнухами —любимыми цветами художника.
Ее единственный ребенок Винсент Виллем Ван Гог унаследовал картины своего дяди и в дальнейшем основал музей, открывшийся в Амстердаме в 1973 году. В результате в конце марта 1876г. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. В том же году она перевезла останки Тео из Нидерландов в Овер-сюр-Уаз, перезахоронив мужа рядом с могилой Винсента. В этой картине он почувствовал, как искусство переплетает духовность и божественность с обычной процессией. Именно в этот период Ван Гогрешил покончить с рисунками и перейти к живописи. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами.
Мало того, каждый его кадр – определенная картина Ван Гога, более или менее известная. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента.
Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Всего в семье было семеро детей, Винсент был вторым.
Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Это было полотно 1867 года кисти Джорджа Генри Боутона, первоначально носившее название «Ранние пуритане Новой Англии идут в церковь».
Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. С тех самых пор приступы у Ван Гога повторялись ежемесячно. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.
За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Творил в художественном направлении постимпрессионизма. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке.
Это один из двух автопортретов, которые он написал после происшедшего. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. В результате его попросили уехать. Среди наиболее значительных – последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит. Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге.
Там он посещал занятия в Академии художеств. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Другие утверждают, что ухо было отрезано в алкогольном и наркотическом опьянении.
Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил.
Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Систематизированная в 1891 году Альбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Насколько известно, его первую дошедшую до нас проповедь Ван Гог начал фразой: «Наша жизнь — Путешествие Пилигрима». Интересно, что несмотря на нищенское существование, Ван Гог проявлял крайнее усердие в своём деле, вёл неутомимую деятельность и был самоотвержен, но, как оказалось, недостаточно красноречив. Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами.
Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом.
С 1878 года он служил проповедником в Бельгии. Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», – заявляет Винсент брату. Биография художника не изобиловала приключениями, как, например, судьба Поля Гогена, который успел побывать и брокером на бирже и матросом и умер от экзотической для европейского обывателя проказы на не менее экзотическом Хива-Оа, одном из Маркизских островов. В 1886 году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями.
Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Через два дня он умер и похоронен был там же, в Овере. Это был один из автопортретов художника. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, результатом чего было назначение ему жалования в пятьдесят франков.
Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия. На этом заканчивается его формальное образование. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов.
Вся семья помнила будущего художника, как очень трудного ребёнка со странными манерами. И этим артдилером был его брат. Художник вел полунищенское и полуголодное существование. Снова влюбляется. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех».
Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. Ван Гог понял, что его навязчивая идея создания «Братства художников»— полная хуита, а Гоген живет с ним только потому, что съем жилья оплачивает Тео, брат Ван Гога. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу.
Он хотел изобразить крестьянин как можно более реалистично и преднамеренно выбрал грубых моделей для этой работы, которые, казалось бы, «сами обработали землю руками, которыми они берут еду». Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог.
Меняется роль человека в картинах ван Гога – его нет совсем или же он является стаффажем. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – признается он в письме к брату.
К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной.
Для Ван Гога этот опыт был не только художественным, но и религиозным. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Когда он вернулся в Париж его уволили.
Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. Не за горами и переезд в Париж и работа в центральном отделении компании «Гупиль». Однако произошло нечто неожиданное и не поддающиеся пониманию: он впал в состояние «болезненного одиночества» и отказался заниматься чем-либо. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого.
В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. В том же 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» «Манифест символизма», обозначив этим термином существующую, по его определению, тенденцию созидательного духа в искусстве. Но судьба распорядилась иначе. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову.
В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы за 53, 9 млн. Там у художника повторился приступ и его поместили в палату для буйных. Не в силах больше терпеть неудачи на любовном фронте Ван Гог решил навсегда завязать с попытками создать семью и посвятить свою жизнь только рисованию. Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов.
Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. В Гааге художник попытался создать семью.
Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Эмоциональные и психологические возможности колорита — предмет постоянных размышлений Ван Гога: Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу.
Эта пагубная привычка обострилась к концу жизни. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве.
Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Устоявшаяся версия гласит, что 27 июля 1890 года Ван Гог во время пленэра на пшеничном поле в Овер-сюр-Уаз (Франция) выстрелил в себя, а затем прошел примерно милю до гостиницы, где и скончался два дня спустя. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт, Голландия, – 29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский художник. Зачастую он вёл разгульный образ жизни, злоупотреблял абсентом, в результате чего у него развивалась психическая болезнь. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников10. На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно. Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны.
Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Как писал сам Ван Гог, они считали его «лунатиком, убийцей, бродягой». «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», – пишет он Тео в июле 1880 года, – «и там окажется Бог». Пушкина. За свою жизнь он написал их более 30.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды.
В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. В результате в психбольнице он провел год. В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа.
Дела у него идут все хуже и в мае 1875 он опять переводится в Париж. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», – отметит он. В 15 лет семья Винсента помогла ему устроиться в гаагский филиал художественной компании «Гупиль и Ко». В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма – мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи.
Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им.
Эта картина была первой крупной работой Ван Гога. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». И этот выбор тоже не случаен. Он же оплачивал лечение Винсента.
К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Его кисти этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму. Отбыв положенный срок в Боринаже, Ван Гог решил поступать в евангельскую школу и тут оказалось, что правила изменились и голландцам вроде него, в отличие от фламандцев, надо платить за обучение.
В июне 1873 года его переводят в Лондонский филиал Goupil Cie. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике.
Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции.
Большинство художников раскрывают свои таланты ещё в детстве. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Желание быть полезным простым людям направляет его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он проходит трёхмесячный курс проповеди.
И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Прежде всего, следует сказать о том, что лежит на поверхности. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил.
«Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра».
Художник попросту показывал, насколько это прекрасно, наслаждаться чем-то новым. Ван Гога постоянно беспокоило отсутствие общественного признания. Но это был вовсе не подарок сумасшедшего, он передал ей ухо и попросил: «Беречь его как зеницу ока».
О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Они считали его ненормальным лунатиком. Неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни.
В 1888 он перебрался в Арль. Дядюшка Сент раньше работал в крупной торгово-художественной фирме, но уже отошёл от дел и понемногу занимался торговлей картин в Гааге.
В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. ВАН ГОГ, ВИНСЕНТ (Van Gogh, Vincent) (1853–1890), голландский художник. Также известная как «Терраса кафе на Пляс-дю-форум», это была первая картина, в которой художник использовал звёздный фон. Он ему покровительствовал. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении. Винсент написал её за год до своей смерти и назвал «громоотводом для моей болезни», поскольку он чувствовал, что его работа была надеждой не стать безумным.
Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им.
Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Его непредсказуемые поступки и взрывной характер, становящийся еще более опасным оттого, что Ван Гог много пил в это время, превращали его в человека, с которым трудно иметь дело. Таким образом он потреблял настоящий нейротоксин.
Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение.
Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. Главное доказательство содержится в переписке.
Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев.
Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена.
Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Как бы то ни было, на следующий день Ван Гога забрали в психлечебницу и поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Уже в 1884 году, будучи в Нидерландах, на полотнах Винсента преобладали угрюмые фигуры, выполненные в тёмных тонах, например, как на знаменитой картине 1885 года «Едоки картофеля». Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным.
В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Вероятно, это произошло после ссоры с его лучшим другом, также художником, Полем Гогеном. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины. Впрочем, Ван Гог не чувствовал себя своим и среди парижских художников.
Тот испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. Там он получает необходимое обучение в качестве дилера.
Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Трагической историей стала потеря уха. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в Гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого является его дядя Винсент («дядя Цент»).
Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решает стать священником. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Национальная галерея, Лондон).
Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. В конце марта 1876 года его увольняют из фирмы Goupil Cie. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»13.
Здесь он посещает выставки в Салоне и Лувре. В результате его попросили уехать. С этой болезнью он угодил в клинику для душевнобольных в Арле. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды.
долларов США, что делает его самой дорогой когда-либо проданной картиной. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. В конце концов Париж становится ему отвратителен. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. У него была система, согласно которой бордель следовало посещать раз в пятнадцать дней (когда Тео посылал достаточно денег), чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, но не давать разуму размягчиться и тем самым отрицательно сказаться на работе.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. Несмотря на благочестивые взглядыи набожность, в борделях Ван Гог не был случайным гостем. А. С. Пушкина, Москва). Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые.
Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег.
Kартина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Кафе «Ночная терраса кафе» остается одной из самых продуманных картин Ван Гога и обсуждается, является ли она новаторским изображением «Тайной вечери». Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов.
Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. В Лондоне он из простого деревенского парня, любителя живописи превратился в успешного коммерсанта, профессионала, разбирающегося в гравюрах английских мастеров. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава.
Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). В это время он начал рисовать.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В списке самых дорогих когда-либо проданных картин с учётом инфляции, «Портрет доктора Гаше» до сих пор занимает шестое место. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными.
В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздаёт гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски – в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», – приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения.
В нем появился столичный лоск. Винсент ван Гог известен автопортретами. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884-1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» – произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками.
Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Все это не было простой благотворительностью. Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»). Объясняется же все просто.
Пушкина. Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Основной вид полотен в это время – натюрморты и пейзажи. Винсент попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца).
В Гааге художник попытался создать семью. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса.
Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. Хотя говорить о том, что о нем никто не знал при жизни, неправильно. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов.
15 мая 1990 года его продали за 82, 5 млн. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Этот знаменит своей историей.
Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Там же он получал уроки рисования.
Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими».
В 23 года Ван Гог стал работать за кров учителем в интернате Уильяма Стокса в Английском городе Рамсгите. Поль-Фердинанд Гаше, французский врач, лечивший Ван Гога в последние месяцы его жизни. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом – много картин этого периода посвящено крестьянам их повседневному труду и быту. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и – в некоторых случаях – использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж.
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года.
Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), пастор реформатской церкви, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым. Позже легенда обыграла этот факт как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши.
Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Признание ждало его сразу после смерти. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера.
За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Sad but true. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена.
А. С. Пушкина, Москва). Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора.
Но и там Ван Гог усердно трудится, создавая, в том числе, знаменитую работу «Звёздная ночь». Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Творчество Винсента отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры.
долларов США, что сделало её самой дорогой картиной, когда-либо проданной. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. В 1876 году он был уволен.
Очень скоро они расстались. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России.
Его кузина Кея Вос стала вдовой. Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти.
С диагнозом Эпилепсия височных долей он лежал в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба – 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века.
До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Существует две версии портрета и эта версия первая. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог. Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года.
Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Выходящий в российский прокат на этой неделе мультфильм «С любовью, Винсент» (или, если переводить более точно, «Любящий вас Винсент») не просто размышление на тему биографии великого художника, а уникальный на сегодняшний день мультфильм, целиком написанный масляными красками на холсте.
Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео (брат художника): «Первая овечка прошла через мост». Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии.
Среди этих пейзажей – «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Он был крайне задумчив и не играл с другими детьми. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми.
В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. Как минимум он продал ещё одну картину в Великобритании. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род.
Таким образом написанные ночные виды – отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, – становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов – в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем – в фойе «Свободного театра». На этот раз в свою кузину. Гоген не пострадал, зато Ван Гог в ту ночь отрезал себе мочку уха. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца». А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.
Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. А. С. Пушкина, Москва). От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Его напряжённая работа в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль. Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Затем он отправился в бордель и попросил проститутку по имени Рэйчел «охранять этот объект ценой своей жизни». Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии.
Одно из них – «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен.
Очень скоро они расстались. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. «С любовью, Винсент» – не первое обращение к биографии Ван Гога в кино. Так он и поступает.
Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген.
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя.
Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. В декабре психическое здоровье Винсента сильно пошатнулось. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность.
По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Он учился мастерству, копируя картины признанных мастеров, штудировал книги, в том числе из серии «Самоучитель», выпущенной фирмой «Гупиль» и страстно, безудержно рисовал. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Вероятнее всего, он видел «Звёздную ночь», пару интерпретаций подсолнухов и несколько автопортретов.
Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен – старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», – будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной». В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)9.
Он обратился к своему брату, которого тоже звали Винсент, чтобы тот помог куда-нибудь устроить юного Ван Гога. Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».
А. С. Пушкина, Москва). Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Существует множество версий о том, что произошло на самом деле, но картины Ван Гога этого периода во многом говорят сами за себя – эмоциональное состояние человека, который их писал, явно расшатано, что чувствуется и в композиции и в колорите и в напряженных мазках.
Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890). Точнее, даже не он сам, а его крайне терпеливый брат Тео — арт-дилер по совместительству. Руку Ван Гогу ставил его родственник, художник из Гааги Антон Мауве, которому позже благодарный ученик посвятил одну из своих картин. Этого достоин каждый из них.
Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме 3 по улице Кавалери. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – пишет Винсент в августе 1888 года Тео. И кто это сделал. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена.
Пейзаж «Красные виноградники в Арле», написанный в 1888 году, был продан в 1890 за четыреста франков, что на сегодняшний день эквивалентно примерно ста долларам. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синьяком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога.
Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял. В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Но судьба распорядилась иначе.
Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда – безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых – первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции – в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» – своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). Несмотря на материальное благополучие, Тео завидовал таланту своего брата и его свободе.
Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Однако его творческое наследие поразительно.
Впрочем и местные жители с опаской восприняли появление здесь этого странного человека. На самом деле, с точки зрения количества продаж, популярностью пользовались рисунки Ван Гога. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника.
Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. В 1887 году, когда он уже переехал в Париж – место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, – он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника.
Ван Гог писал, что касательно этого инцидента между бывшими друзьями заключён «пакт молчания». Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Проведя 2 недели в психиатрической клинике он снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучать галлюцинации.
В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. А. С. Пушкина в Москве. Он ему покровительствовал. Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет.
Случай почти беспрецедентный в истории искусства. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Вглядитесь в живопись красных виноградников.
Понравившаяся женщина вновь отвергла его. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью».
Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. Он писал в письмах к Тео: «Соберу все ненужные остатки и съем». Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года.
Ван Гогу не везло в любви. Публика рано или поздно ее обязательно оценит. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию.
С уверенностью можно сказать, что одной из причин психологических проблем Ван Гога была его привычка обсасывать кисти со сладким послевкусием свинцовых красок. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.