На марке номиналом 28 центов картина Рогира ван дер Вейдена «Полиптих с Рождеством». В алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена нет того светлого и радостного чувства, которое пронизывает работы Яна ван Эйка. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела ее Сына.
Нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден (настоящее его имя – Роже де ла Пастюр) родился в Турне, в семье резчика по дереву. Картина ван дер Вейдена «Снятие» с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших произведений мирового искусства. На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена. Она свидетельствует еще и о том, что в 1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии.
Дальнейшая жизнь и судьба ван дер Вейдена связана с долгой и плодотворной работой в качестве официального городского живописца, не испытывающего недостатка в щедрых и многочисленных заказах со стороны герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, представителей знати и богатых купцов-итальянцев. Обе марки с картинами Рогира ван дер Вейдена (но на одной он назван своим именем, на другой – Рогер де ла Пастуре). На одной марке «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена. Когда Ван дер Вейден решил стать живописцем, он выбрал для обучения мастерскую самого известного тогда в Турнэ художника Робера Кампена.
В 1427 году Ван дер Вейден поступил учеником в мастерскую Робера Кампена. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) (ок. Ван-дер-вейден, Рогир (1400—64), живописец нидерландской школы, последователь Ван-Эйков (см. ). На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена.
Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. На одной из марок «Портрет Филиппа Доброго» работы Рогира ван дер Вейдена. Триптих «Семь таинств» является одним из наиболее спиритуалистических созданий Рогира ван дер Вейдена, но вместе с тем и более философски значительных.
Рогир ван дер Вейден (нидерл. Рогир ван дер Вейден стал создателем особого типа портрета в нидерландском искусстве. Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. «снятие с креста» — единственное произведение, о котором точно известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. В 1427 году Рогир ван дер Вейден начал обучаться в мастерской Робера Кампена.
Двое сыновей Ван дер Вейдена, Ян и Питер, также стали художниками: первый избрал профессию ювелира, второй — живописца. На марках номиналом 40 и 60 сентаво, 2 сукре картины Рогира ван дер Вейдена. Она свидетельствует еще иотом, что в1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. Ван дер Вейден был также блестящим портретистом, умевшим с большой тонкостью передать малейшие нюансы душевных чувств.
Крайняя слева – Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. архит. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена – в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, – говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Прервал эту традицию Ганс Мемлинг (1435—1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа. Margaretha, род. Впрочем, на правой створке Алтаря Мероде (Брюссель) он открывает окно комнаты св.
Cornelius). Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. триптих семейства Брок, наход. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец – Корнелиус (среднефр. В., впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма.
До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок. Восстановление его творческого пути, а также атрибуция работ затруднена тем, что Мастер не имел обыкновения подписавать свои работы. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет.
Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Созданные приблизительно в одно и то же время, в середине XV века (о чем свидетельствует сходство головных уборов), они являют нам несколько идеализированные облики молодых придворных красавиц. Религиозные композиции Рогира пользовались большим успехом. Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). Эти технические недостатки выкупаются религиозным настроением, которое в то время ценилось в картинах выше всего прочего. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени.
Выстраданной – да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда.
До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). В центральной части большого триптиха известного под названием «Алтарь Святой Коломбы» (ок.
Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук). Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка.
Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии). Но в 1695 году эти панели были практически разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. Лука, рисующий мадонну, ГЭ и Музей изящных искусств, Бостон). В этом зрительном воплощении переживания он стремится отметить не красоту его или возвышенную одухотворенность, а острую выразительность.
1460, Нац. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум.
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. В. произвел много работ, которые доставили ему широкую известность. Действие развертывается в ограниченном золотым фоном неглубоком пространстве переднего плана, уподобляясь барельефу. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»).
Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя. Так же уступает Роже в своем потрясающем Снятии с Креста (Эскуриал). Художники несошлись характерами иочень скоро поссорились. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники.
Надо всем высится фигура Судии-Христа. Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. Вот некоторые персонажи картины.
Мастер Флемаля в самых значительных своих картинах (Флемальский алтарь во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов. Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. Далее следы живописца теряются – вплоть до 5 марта 1427 года.
Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. В 1450-е гг. Что ипроизошло в1432году. Corneille, флам. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец». Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена. Колумбы в Кёльне.
Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Кэтому времени художник уже успел жениться надочери зажиточного сапожника иобзавестись сыном (онем известно, что онстал монахом иумер в1473году).
Исследователи предполагают, что к1427году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, акКампену он«фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. 1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований. Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели натему правосудия. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. влияние также на франц., нем. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.
Не слишком ли много берем мы на себя. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Примитив сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева золотого солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции и, наконец, в условных позах персонажей.
к ст. В 1450 совершил путешествие в Италию. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его паломничестве в Рим у нас нет оснований. В 1440-е гг.
Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений. Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных постилю портретов икартин нарелигиозные сюжеты, которые, поихмнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».
Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом. Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе – «Святом Луке, рисующем Мадонну» (1435 – 40). Несмотря на то, что он был одним из самых заметных художников во фламандской живописи XV века, о его жизни мы знаем очень мало. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. В1443году онприобретает два больших дома водном изсамых фешенебельных районов города.
Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. В 27 – 28 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе. Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). 1455, Старая пинакотека, Мюнхен). 1460). Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны.
На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. В1445году Иоанн (Хуан) Иоанн IIКастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания. Margaretha, род. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования.
Напротяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Колумбы», ок. Впоследствии уРогира ван дер Вейдена иего жены родилось еще поменьшей мере трое детей, один изкоторых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел постопам отца.
Для творчества Рогира ван дер Вейдена характернасвоеобразная переработка художественных приёмов Я. ван Эйка. В этой работе покорность женщины передана через её хрупкое телосложение, опущенный взгляд, сжатые пальцы. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство имельчайшие нюансы впортретах. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью. Алтарь словно воспроизводит ср. -век. Отметим, что Рогир был первым живописцем изобразившим все семь таинств одновременно.
Такова находящаяся в петербургской Эрмитаже картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина4. сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин— Далем), Молодая женщина вбелом головном уборе (Берлин— Далем) иФилипп деКруа (Антверпен, Музей изящных искусств). Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной.
по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи.
Всем импридется взойти наогромные весы, которые держит вруке архангел Михаил. Margaretha, род. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин «Алтарь св. Онбыл уже слишком стар, чтобы быть суетным, даипохвалы аристократов были ему невновинку. времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир. В Ролленовской Мадонне все дышит теплым вечерним воздухом. На центральной панели художник изображает таинство причащения.
Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Туда, в ад, горестно следуют нераскаявшиеся грешники.
На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена). Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива. Как и во многих других работах ван дер Вейдена, в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане.
В «Алтаре Бладелена» (Мидделбургский алтарь Берлин, Государственные музеи) коленопреклоненные Мария и Иосиф и заказчик картины Питер Бладелен умиленно взирают на обнаженное тельце Младенца. Идейный центр композиции – мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении О знаменитых людях.
Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С. -Петербург Музей изящных искусств, Бостон Музей Грутхусе, Брюгге Старая пинакотека, Мюнхен). Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом. иск-во своего времени.
Надо всем высится фигура Судии-Христа. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Corneille, флам. Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал.
У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Однако со временем творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. И, скорее всего, «уважаемый илюбимый мастер» необратил написьмо герцогини большого внимания. Нообэтой поездке неговорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего оней всвоем сочинении «Ознаменитых людях».
В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Справа – таинства соборования, брака и рукоположения.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. В этом же зале находится другая работа Рогира — портрет Филиппа де Крои, сеньора де Семпи, о чем говорит надпись на оборотной стороне картины. Впрочем, на правой створке Алтаря Мероде (Брюссель) он открывает окно комнаты св.
По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета. Что и произошло в 1432 году. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Некоторые историки искусства считают, что художник отлучился из Брюсселя в связи с поездкой в Рим. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. В 1446—1452 гг. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете.
Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны.
Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Эти произведения были: «Страшный суд», написанный на 8 створках, «Рождество Спасителя» (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), «Поклонение волхвов» (ныне в Мюнхенской пинакотеке)— одно из последних по времени произведений Вейдена. Они показывают его знание анатомии, но перспектива слаба рисунок правильный, но фигуры удлиненны, нередко в них встречаются угловатости— а в драпировках даже почти всегда. Теперь мыможем составить понятие оних только покопиям, сохранившимся ввиде гобеленов. В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями. И полностью достигает цели.
Считается, что эта работа была выполнена в 1445году по заказу кастильского короля Хуана II, который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, неподалеку от Бургоса. Известны слова, сказанные монархом о художнике: Великий фламандец. Первую изчетырех панелей для брюссельской ратуши Рогир закончил в1439году, аработа над остальными растянулась почти навсе 1440-е годы. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл.
Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом.
Не свойствен его ранним работам и особый интерес к пространственной глубине картины. Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). «Портрет Дамы»— единственный портрет, подписанный ван дер Вейденом, однако имя модели не известно. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву.
Лука считался покровителем художников. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. художник. Как и во многих других работах ван дер Вейдена, в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане. Однако со временем творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение.
В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания лицу модели и её внутреннему самообладанию. Вот некоторые персонажи картины. Самой ранней из известных картин считается «Снятие с креста» (ок. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии.
Выполненный по заказу канцлера Николаса Ролена, алтарь предназначался для капеллы госпиталя, основанного канцлером в бургундском городке Боне. Вполне возможно, что ученичество уКампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». В противоположную сторону направляются спасшиеся. Известны слова, сказанные монархом охудожнике: «Великий фламандец». Cornelius).
Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. В 1450 году художник посетил Италию.
Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Кампен). наз. Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гёте увидел «Алтарь церкви Св. в 1432) и двое младших сыновей – Питер и Ян.
По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии. В1460году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто вБрюссель, учиться уРогира ван дер Вейдена.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок. Крайняя слева— Мария, жена Клеопы, одного изучеников Иисуса. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство – его наставник Робер Кампен).
Боковые створки триптиха несохранились. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи. Луки в Турне. 1440 «Алтарь св. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. )Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. Первые навыки художественного ремесла Рогир ван дер Вейден получил, судя по всему, у своего отца, резчика по дереву. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском — родном языке мастера) продаёт дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).
В противоположную сторону направляются спасшиеся. Рукава платья опускаются ниже запястий. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. В противоположную сторону направляются спасшиеся.
В 1450 году предпринял путешествие в Италию. Факт ученичества Рогира уРобера Кампена (ок. 1378-1444) невызывает уисследователей сомнений. Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени.
Колумбы» триптих «Алтарь Св. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Его почти скульптурно вылепленная голова резко выделяется на фоне каменной стены.
На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа. Ему чуждо разнообразие эффектов вечера, ночи, яркого солнца, – именно того, что придает творениям Боутса столько жизненности. Характерна для Роже его вариация на тему Ролленовской Мадонны – картина Святой Лука, пишущий портрет Богоматери, прекрасная копия с которой (или повторение. ) имеется у нас в Эрмитаже. В противоположную сторону направляются спасшиеся. Может быть и слишком.
живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр. ), которая считалась его лучшим произведением. РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок. В 1450совершил путешествие в Италию. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Группа предстоящих у креста как бы образуе круг.
Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века. Правая часть. Благоговение перед Мастером питал и Альбрехт Дюрер. мастерскую. Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть). Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене) – триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции.
Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности1. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Показательна в этом отношении правая створка небольшого «Триптиха семейства Брак» (1450-е, Париж, Лувр). Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами.
Боковые створки триптиха не сохранились. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гёте увидел «Алтарь церкви Св. он написал для госпиталя в Боне (Beaune) «Страшный суд», в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т.
Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие художники, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами.
Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу.
Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. Рядом сней стоит апостол Иоанн, которому Иисус перед распятием поручил заботу освоей матери. Рядом сней стоит Миро, последователь Христа (держит вруке сосуд смаслом). Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок. Характерна для Роже его вариация на тему Ролленовской Мадонны – картина Святой Лука, пишущий портрет Богоматери, прекрасная копия с которой (или повторение. ) имеется у нас в Эрмитаже.
В1450 совершил путешествие в Рим, где, судя по отзывам современников, произвёл большое впечатление как на художников, так и на заказчиков. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Несмотря нато, что онбыл одним изсамых заметных художников вофламандской живописи XVвека, оего жизни мызнаем очень мало. Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы.
Впрочем, особенностью Роже можно считать его пленэризм. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров2 ранненидерландской живописи. Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице. Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаются лаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели (Портрет женщины, Картинная галерея, Берлин-Далем Франческо дЭсте, Метрополитен-музей), выразительностью образов.
Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Весы определят ихпосмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Накартине Рогира ван дер Вейдена действие происходит воткрытой лоджии. 1460, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет рыцаря ордена Золотого руна (ок.
1437- после 1514), пошел по стопам отца. Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений. Она приводит к низкому пригороду и к городским стенам из-за которых торчат церкви, дома и баронский замок на скале.
теперь в Гравенорской гал., в Лондоне). Рогир ван дер Вейден (нидерл. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корнелиус (среднефр. 1 Прототипом этих церковных interieuroв Роже (Семь Таинств в Брюсселе) может считаться вся насквозь светлая картина Яна ван Эйка (известная только в копиях) Мадонна в готическом соборе (лучший экземпляр в Берлине).
Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец — Корней (среднефр.
Он восседает на радуге, как на престоле. Далее следы живописца теряются— вплоть до5марта 1427года. На ней изображена полуфигура Марии Магдалины, сидящей на первом плане в спокойной позе. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены).
Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Этот алтарный образ, как и другие картины мастера (например, «Святой Лука, рисующий Мадонну»), породил огромное число подражаний и копий.
Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Специальный интерес к ранней нидерландской живописи в Европе пробудился лишь к началу XIX века. maitre-coutelier) по имени Анри. Возможно, автор использовал тёмный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своему современнику— ван Эйку (1395—1441). За спиной св.
Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Взор портретируемого направлен мимо зрителя, но это не просто погруженность в себя, как было у Эйка, а надменное желание стоять над окружающим миром. В своих религиозных композициях, персонажи которых изображены в интерьерах с открывающимися видами на природу или же на условных фонах, Рогир сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придавая большого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки.
Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). В знаменитом «Снятии с креста» (ок. Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене) — триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. На картинах же XV ст. В. не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах.
1460, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), безымянные женские портреты. благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой– Мадонна с Младенцем или святой покровитель. Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен). Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. К этому времени многие работы мастера приписывались другим художникам, в основном Яну ван Эйку или Дюреру. И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест. Все вырисовывается с полной отчетливостью, все гранено в строгой равномерности выдержанной пластичности. Впрочем, к концу жизни (не под впечатлением ли путешествия в Италию. ) отношение главы брюссельской школы к пейзажу меняется.
Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен).
Среди приписываемых ему произведений: Св. Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин). Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Крайняя справа – Мария Магдалина. Крайняя справа— Мария Магдалина.
1378 – 1444) не вызывает у исследователей сомнений. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, невиданный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина6. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Но само Ее лицо излучает неземной свет.
С 1427 года учился в своем родном городе Турне у Робера Кампена. Идентифицировать его с Жаком Даре (деятельность которого известна по документам с 1432 по 1468 гг. ) нельзя, по несходству произведений, объединенных именем Флемаля, с достоверными произведениями Даре – художника, в свое время хотя и знаменитого, но далеко уступающего Мастеру Флемаля. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.
У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита (флам. Украшающие трон скульптурные фигурки Адама иЕвы— напоминание опервородном грехе искупленном Иисусом Христом. Трон символизирует еебудущую роль Царицы Небесной. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, было ещё трое детей: дочь Маргарита (флам. Художник чаще обращается к лирическим мотивам и образам Евангелия.
1435, Мадрид, Прадо) — центральная часть не сохранившегося полностью триптиха. Он в алом епископском платье и митре. Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах.
Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. 1443–1451, Музей Госпиталя, Бон) и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. В 16в. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
Кажется, будто действие происходит не на Голгофе, а уже в самой пещере, где похоронили Тело Спасителя. Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников. Corneille, флам. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы Р. Кампена). Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже – именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском – родном языке мастера) продаёт дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).
Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри. На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание. В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Corneille, флам. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне.
и исп. В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина. Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. В том же 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Возможно, что это письмо герцогини— простая дань приличиям. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств».
Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи. Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси2.
Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора. 1460, Мюнхен, Старая пинакотека), показано Поклонение волхвов.
Видам на открытом воздухе он предпочитает изображения внутренних помещений или же ставить свои фигуры на архаический золотой фон. Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Как яуже упоминал, «Снятие скреста»— единственное произведение, окотором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Мынезнаем, действительноли Рогир ван дер Вейден стал относиться кБугатто нежнее после примирения, достигнутого спомощью будущего короля Франции.
В 1449г. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Именно вот таким образом св. Лука считался покровителем художников. Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху). Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. В пользу этой гипотезы говорит и глубокое знакомство художника с богословием, утонченная и искусная трактовка евангельских сюжетов, характерные для его работ.
Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Помянутая картина Св. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок. На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток.
На этот раз искривленное отражение комнаты в зеркале как будто целиком списано с натуры и это указывает на то, что Флемаль в некоторых случаях прибегал и к чисто реалистическим приемам живописи. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ееобраз. Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. 1399, Турне– 18. 6. 1464, Брюссель), нидерл.
Первую из четырех панелей для брюссельской ратуши Рогир закончил в 1439 году, а работа над остальными растянулась почти на все 1440-е годы. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. Возможно, автор использовал темный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своего современнику— ван Эйку (1395 1441). В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес.
Примером опять может служить образ Марии Алфейской. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие.
Слева возвышаются райские врата, ккоторым ангел подводит группу праведников справа разверзлась пылающая пропасть преисподней, куда падают грешники. евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери». В Ролленовской Мадонне все дышит теплым вечерним воздухом. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Не так в варианте Роже. В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425 – 1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Рогир ван дер Вейден известен и как портретист. Характерно для прохладного, несколько сухого и аскетического искусства Роже то, что он избегает изображения уютных обывательских комнат (к редким исключениям в его творчестве принадлежат intйrieurы на боковых створках Иоанновского алтаря в Берлине). 2 Впервые художники решаются (и раньше всех других венецианцы) ставить в тень Христа, Богоматерь и вообще главных действующих лиц лишь в XVI веке. 3 Существуют две картины (не считая повторений или копий) Мемлинка (в Прадо и в Брюгге), очень близко подходящих к этой картине Роже и особенно к пейзажной ее части. 4 Как звали на самом деле художника, носящего со времени изыскания Г. фон Тчуди имя одного из своих главных произведений (алтаря из Флемаля – ныне во Франкфурте-на-Майне), остается до сих пор не установленным. После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже.
в 1432) и двое младших сыновей — Питер и Ян. Примитив сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева золотого солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции и, наконец, в условных позах персонажей. Мария, сидящая уподножия трона, кормит грудью младенца Христа. Чистый локальный цвет утрачивает в известной мере у него способность материальной характеристики фактуры, формы, предмета, вещи, ткани повинуясь иной цели, которую преследует художник. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ).
Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. (Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture около 1400—1464)— нидерландский художник. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники.
В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор. Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете. Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс творчество мастера оказало значит. Редко кто из художников того.
мастеров, среди которых– Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. Corneille, флам. О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания на лицо модели и её внутреннему самообладанию. Онвосседает нарадуге, как напрестоле.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Margaretha, род. Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя. Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св.
Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо дЭсте» (ок. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь. Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь.
Тем не менее, к настоящему времени творчество Рогира ван дер Вейдена по праву занимает одно из самых высоких мест в истории европейской живописи. Но все его картины – духовное завещание, которое он писал долгие годы. 1460, Метрополитенмузей, НьюЙорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок.
Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита (флам.
Удивляет одно – в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. На центральной панели— Христос, вершащий Страшный суд, прямо под его изображением— архангел Михаил, взвешивающий на своих весах души умерших. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал.
Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн. Благоговение перед мастером питал и Альбрехт Дюрер с соответствующей характеристикой последний упоминает Рогира наряду с ван дер Гусом в дневнике путешествия в Нидерланды. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах.
Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый. Не так в варианте Роже. В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландский художник. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году).
У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, было ещё трое детей: дочь Маргарита (флам. Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века. В противоположную сторону направляются спасшиеся. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». В 1444—1447г.
Мастер Флемаля в самых значительных своих картинах (Флемальский алтарь во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов. Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно вот таким образом он и считался всегда покровителем живописцев). Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города.
илл. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской.
Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену». Искусствоведы поясняют «Горизонтальный формат и удлиненные фигуры, буквально втиснутые в уплощенное пространство картины, сообщают ей сходство с раскрашенным готическим рельефом. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Прервал эту традицию Ганс Мемлинг (1435—1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа.
к ст. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют.
В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими. Тем не менее, к настоящему времени творчество Рогира ван дер Вейдена по праву занимает одно из самых высоких мест в истории европейской живописи.
Тон неба, далей и города слегка розоватый и сумерки уже окутывают лоджию первого плана. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Алтарный образ был выполнен позаказу гильдии стрелков г. Лувена. Итал. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно изображен в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха. Левая часть. Композиция содержит серию сцен изображающих совершение христианских таинств, в интерьере величественной церкви. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской.
У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» – это свой собственный Гентский алтарь Рогира. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св.
Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Кампен). Рогир ван дер Вейден — художник следующего после Яна ван Эйка поколения. Колумбы» триптих «Алтарь Св. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело.
Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). скульптуру. Его пространство перспективно едино. Рукава платья опускаются ниже запястий. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка.
(К сожалению, эта работа до нас не дошла: она погибла еще в XVII веке. ) Великолепным образцом этого периода творчества художника является триптих «Снятие с креста» (1438), написанный художником для капеллы Гильдии стрелков в Левене. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся совсей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный имвкомпозицию одной изних.
Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре. Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.
Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. ) Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландскийхудожник. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Туда, в ад, горестно следуют нераскаявшиеся грешники. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку.
илл. В 1427 году вписан в цех художников св. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником.
Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что оннеодин раз жертвовал монастырям ицерквям крупные суммы, ав1462году даже стал членом братства Святого Креста) ипотому сомневаться вего «паломничестве» вРим унас нет оснований. Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Особенностью является, в противоположность Боутсу известный индифферентизм к пейзажу.
галерея искусства, Вашингтон). Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. Cornelius).
Тон неба, далей и города слегка розоватый и сумерки уже окутывают лоджию первого плана. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности. Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния.
Что и произошло в 1432 году. Богоматерь бессильно опускается без чувств, ее бросается поддержать Иоанн. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи.
Таковы близкие по решению портреты из Национальных галерей Лондона и Вашингтона. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Особенностью является, в противоположность Боутсу известный индифферентизм к пейзажу. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
Предполагают, что в образе Святого Луки Рогир изобразил самого себя. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. Показателен портрет Франческо дЭсте.
Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, невиданный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. К сожалению, невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, с которым согласились бы все ученые. Cornelius). Алтарный образ «Снятие сокреста», является признанным шедевром мировой живописи. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий отом, что «некто Роже деляПастюр поступил учеником кмастеру Роберу Кампену». В сочинении его картин много энергии и в выражении фигур довольно глубокое драматическое чувство.
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». От 1436—1449г. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри деляПастюр («деляПастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» ипереводится как «Луговой»).
Так же уступает Роже в своем потрясающем Снятии с Креста (Эскуриал). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Более сдержанны в своем горе величественные старцы, поддерживающие Спасителя.
Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Впрочем, особенностью Роже можно считать его пленэризм. И, скорее всего, уважаемый и любимый мастер не обратил на письмо герцогини большого внимания. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). Ее фигура полна сложного движения.
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. действующих лицах. Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы. Лишь онескольких работах Рогира ван дер Вейдена— вчастности, о«Снятии сокреста», хранящемся ныне вмадридском музее Прадо, — говорится всовременных ему письменных источниках достаточно подробно иточно. Слева – таинства крещения, конфирмации исповеди.
Cornelius). У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил.
После возвращения Бугатто вИталию в1463году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому илюбимому мастеру Рогиру», вкотором благодарила его задоброе отношение кеепротеже. С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью.
Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» триптих «Алтарь Св.
По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира. 1435, Прадо, Мадрид см. В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен см. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Таковы, например, Портрет Франческо дЭсте (ок. Margaretha, род.
Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем "Франческо дЭсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов. Именно вот таким образом св. Удивляет одно— в1427году Рогир был уже довольно взрослым человеком. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия.
У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Ясности и чистоте женского облика соответствует тишина и спокойствие природы. Примерно вэто время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. Рогир ван дер Вейден (нидерл. matre-coutelier) по имени Анри. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная, отличающаяся интенсивной эмоциональностью манера Рогира преобладала над наследием Кампена и ван Эйка.
Другим дошедшим до нас шедевром Мастера является Алтарь Девы Марии, так называемый Алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее.