Родился Ван Мандер в деревне, расположенной между городами Куртре и Брюгге. В 1577 г. Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и далее в Вену, где вместе с Хансом Монтом работал над триумфальной аркой по случаю прибытия в город императора Рудольфа II в июле 1577 г. Карелу ван Мандеру приписывается известная картина 1603 года «Бен Джонсон и Уильям Шекспир», на которой выдающиеся драматурги играют в шахматы. Мандер, КАРЕЛ ВАН (Mander, Carel van) (1548–1606), нидерландский художник, литератор и историк искусства известный прежде всего как автор Книги о художниках. Дидактическая цель книги, адресованной ученикам Мандера, определила её 3-частную структуру.
Карел ван Мандер (нидерл. Carel van Mander) (1548, Мёлебеке (англ. )русск. К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хеере. О нем упоминают Карель ван Мандер, Вазари и Гвиччардини, но годы жизни художника до сих пор точно не установлены. Заканчивая свой труд, Карел ван Мандер писал: «Пора снова взяться за кисти и посмотреть, не удастся ли и мне самому создать что-нибудь порядочное».
В третьей части своей «Книги о художниках» Карел ван Мандер даёт подробный комментарий к важнейшему источнику мифологических сюжетов голландской живописи — «Метаморфозам» Овидия. К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хере. А еще – воспитать достойную смену в лице своего выдающегося ученика Франса Халса, а также собственного сына Питера ван Мандера и внука Мандера III – художников, внесших довольно значительный вклад в искусство Дании, ставшей для них второй родиной. К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хере.
Акцизный контроль осуществлялся самым тщательным образом. ему мастеров: Я. Бассано, Ф. Цуккари, Караваджо (о котором М. написал первым) и др. В 1604 переехал в Амстердам. В разделе об итал.
Эта фреска из палаццо Спадо частично сохранилась до настоящего времени. живописцев. Блумарт, И. Эйтевал и других). Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он — форма идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи». Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов издавна питавший классическое искусство.
Для Иисуса это было грубым нарушением святости Божьего Дома. Как литератор он снискал в это время широкую известность на родине благодаря написанным на нидерландском языке духовным песнопениям и переводам из античных авторов, а также пьесам и всевозможным сочинениям, созданным для риторических обществ (он сам состоял членом одного из них — харлемской камеры «Белая гвоздика»). В 1577 г. Мандер отправился в Австрию. Книга М. послужила образцом для мн. Вторая половина XVI века — весьма своеобразный период в истории европейского искусства. Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств».
От этого брака у него были три сына и дочь. Вторая часть «Книги» содержит биографии античных живописцев и известных итальянских мастеров, например, Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли и Андреа Мантенья.
Не случайно картина «Сад земных наслаждений» изображающая человечество, пойманное в ловушку своих грехов и впитавшая атмосферу эпохи, стала символом Средневековья. Мандер рассказывает о художниках XV-XVI веков, от Я. ван Эйка, которого он сравнивает с Мазаччо, до Луки Лейденского (сопоставляемого с А. Дюрером), П. Брейгеля Старшего (жизнеописание Мандера – единственный текстовый источник о художнике) и своих младших современников (А. Прямые налоги собирались с состояния («две сотых»), равно как и с недвижимости (пропорционально жилой площади), с хозяйства («выкупной налог»). От этого брака у него были три сына и дочь. Дидактич. Карел ван Мандер (нидерл.
Наконец, для завершения художественного образования юноша был отдан в учение сначала к искусному живописцу того времени Лукасу де Хееру (Хере), а в 1568-1569 гг. Некоторые полотна выполнял гризайлью («Потоп», 1583 год, Музей Ф. Халса, Харлем). Карел – второй ребенок в семье – с детских лет выделялся среди сверстников умом, живостью характера, восприимчивостью и особой изобретательностью по части проказ. Вот таким образом он нередко восхищался чисто внешней виртуозностью, «методами» живописи, не имеющими ничего общего с подлинным искусством. Характеристики, которые дает им автор, многое говорят и о нем самом.
Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической или «ученой», поэзией некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики — этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию — все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. Самые разнообразные золотые, серебряные монеты всевозможных размеров, проб и номиналов. Смысл его картин пытались разгадать современники, делают это и последующие поколения.
В середине 1580-х годов Карел ван Мандер открыл студию, получившую название «Харлемская академия», где вместе с Хендриком Голциусом и Корнелисом Корнелиссеном писал обнаженную натуру. Темпл отмечал обилие наличных денег во всех слоях общества: «Хождение серебряных монет сильнее распространено среди здешних простолюдинов, нежели оное медяков во Франции». и нем. Окончательно идея книги оформилась, по-видимому, в середине 1580-х годов, когда Карел ван Мандер, после возвращения на родину и нескольких лет скитаний по Нидерландам в поисках безопасного пристанища (он принадлежал к семье протестантов-меннонитов), обосновался в Харлеме: в 1584 году его имя было занесено в регистр местной гильдии св. Будучи в силу свой профессии человеком, посвященным в «кухню» живописи, Мандер выступает здесь подлинным летописцем художественной жизни, собравшим и изложившим в занимательной форме огромный фактографический материал. Вот таким образом он нередко восхищался чисто внешней виртуозностью, «методами» живописи, не имеющими ничего общего с подлинным искусством.
В стране с интенсивными денежными потоками это создавало немыслимые неудобства. Тот факт, что «музы не молчали» на этой земле даже в самые жестокие и неблагоприятные для искусства времена, свидетельствовал об огромном творческом потенциале нации. Заканчивая свой труд, Карел ван Мандер писал: «Пора снова взяться за кисти и посмотреть, не удастся ли и мне самому создать что-нибудь порядочное». В разделе об итальянских живописцах к заимствованиям из «Жизнеописаний» Вазари Мандер добавил биографии современных ему мастеров: Я. Бассано, Ф. Цуккари, Караваджо (о котором Мандер написал первым) и других. Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов.
Многих из тех, кто когда-то принимал участие в художественной жизни нидерландских городов, но часто не превосходил ремесленного уровня, поглотила равнодушная Лета и нередко единственным свидетельством об их жизни и творчестве остались строчки «Книги о художниках». Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593). А вскоре у Карела появилось еще одно увлечение – сочинение стихов. – к не менее известному мастеру Питеру Влерику. 1624 год ознаменовался изобретением гербовой бумаги.
За пространным введением ("Основы благородного свободного искусства живописи") здесь следует обширный свод жизнеописаний известных античных итальянских, нидерландских и немецких художников – беспрецедентный (в том что касается Нидерландов и Германии) по своей обстоятельности и широте охвата. Как могла процветать торговля в таких оковах. «Книга О художниках» была написана на голландском языке и впервые напечатана в 1604 г. В 1764 г. она была переведена на ново голландский и с тех пор выдержала много изданий. Ведь важно было еще и отличить фальшивые деньги от подлиных. Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. Последними идут глава с комментариями к Метаморфозам Овидия (как популярному источнику художественных сюжетов и символов) и обзор античной иконографии. Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи.
Mander, Carel van) (15481606), Отдавая в этот период явное предпочтение живописи, Мандер все же не забывал и о литературе. С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой — преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо — «первый художник нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай).
О том же свидетельствовала и книга Карела ван Мандера. Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда – Карел ван Мандер (1548–1606)– был человеком типичным для своего времени. Он пишет картины на религиозные исторические и бытовые сюжеты. Первая часть представляет собой стихотворное обращение к обучающимся живописи.
«Удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные», – сказал о картинах Босха другой голландец, современник живописца и автор «Книги о художниках» Карл ван Мандер. Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов издавна питавший классическое искусство. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) (1450-1516) – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров позднего Северного Возрождения.
М. писал фрески, алтарные композиции историч. Вкрапленные в канву жизнеописаний, они, естественно, подвергаются критическому анализу со стороны современных исследователей и вместе с тем вносят в «Книгу о художниках» особый аромат далекой эпохи.
Сумма сбора менялась в зависимости от принадлежности налогоплательщика к тому или иному классу по установленной шкале. Биографии же нидерландских и немецких мастеров давно существуют в качестве самостоятельной «Книги о художниках»: впервые вышедшая отдельным изданием в 1764 году, она затем неоднократно переиздавалась и переводилась на многие языки. и нем.
Такая неоправданно высокая оценка звучит, к примеру, в рассказе об «удивительном мастерстве» нидерландца Корнелиса Кетеля, умевшего писать картины не только кистью, но и руками и ногами. Стол или лавку менялы можно было найти на каждом рынке. сюжетов.
Правила менялись в зависимости от места. С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой — преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо — «первый художник нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он — форма идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи». Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он — форма идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи». Большинство иностранцев поражалось невероятной величине нидерландских налогов. Налогами облагались уксус, сахар, живность, рыба – все продукты потребления.
Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. Исключение составляют лишь открывающая книгу довольно большая глава о Яне ван Эйке, которого Мандер называл «звездой и украшением Нидерландов» и его брате Губерте, а также жизнеописание Гуго ван дер Гуса. сопровождались веселыми куплетами. В 1583 обосновался в Харлеме, основав там (вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом) Академию искусства.
Наступало новое время. Он пишет обнаженные фигуры Адама и Евы, картину «Потоп», создает надгробную композицию для Франсуа ван Мандера. и аллегорич. За свою работу, советы и информацию менялы брали определенную плату. Увлекшись красивой 18-летней деревенской девушкой, женится на ней и уезжает в Куртре.
Во введении, написанном в "форме поучительного стихотворения для юношества", наиболее интересны практические рецепты. Более того, он решил соединить их в одном произведении. Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической или «ученой», поэзией некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики — этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию — все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма.
В 1583 обосновался в Харлеме, основав там (вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом) Академию искусства. В 1618 году муниципалитет Амстердама был вынужден учредить налоговую инспекцию. В 1573-1577 жил в Риме, где увлекся историографией искусства. Так возник замысел «Книги О художниках», над которой Мандер работал с 1583 по 1603 г. Свой труд он адресовал художественной молодежи, которую хотел познакомить с творчеством вьщаающихся мастеров прошлого и современников. Он опирается на труды своих предшественников, в том числе и Дж.
Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов издавна питавший классическое искусство. Ван Мандер живо и увлекательно повествует о многих художниках. А вскоре у Карела появилось еще одно увлечение – сочинение стихов.
(«Великодушие Сципиона», 1600, Рейксмюсеум, Амстердам), бытовые («Деревенский праздник», 1600), религ. Характеризуя творчество художников, Мандер старался избегать сравнений, считая, что «безрассудно выказывать кому-либо из них пренебрежение или же, наконец, возвышать одного в ущерб другому». За пространным введением («Основы благородного свободного искусства живописи») здесь следует обширный свод жизнеописаний известных античных итальянских, нидерландских и немецких художников – беспрецедентный (в том что касается Нидерландов и Германии) по своей обстоятельности и широте охвата. От него он унаследовал основы входившего в то время в моду маньеризма. Жизнеописания нидерландских и немецких живописцев – наиболее ценная часть книги. Свод биографий, который обычно переиздается в виде отдельной книги (как было и с русским его переводом), до сих пор служит бесценным источником сведений о Я. ван Эйке, П. Брейгеле Старшем и других мастерах.
Впоследствии он использовал эти материалы в своей «Книге живописцев». Посещая разные города, он знакомился с архивами, хранившимися в ратушах и гильдиях св. Это страховало сохранность их капиталов. Странные, непонятные, пугающие – эпитеты чаще других встречающиеся при упоминании произведений Босха.
Писал маньеристические пейзажи, жанры и аллегорико-мифологические картины (Сад любви, 1602, Эрмитаж, Петербург). С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой — преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо — «первый художник нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). В основе сложившейся ситуации лежали огромные долги, сделанные государством в годы войны. В 1577 г. ван Мандер работал уже в Базеле, но скоро переехал в Кремс и далее в Австрию.
В 1604 переехал в Амстердам. Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. Время от времени к этим поборам добавлялись чрезвычайные налоги для финансирования военной кампании или широкомасштабных общественных работ. Он пишет картины на религиозные исторические и бытовые сюжеты. А сколько разных медяков. в разных странах Европы (И. фон Зандрарта, А. Хоубракена и др. ). М. рассказывает о художниках 15–16вв., от Я. ван Эйка, которого он сравнивает с Мазаччо, до Луки Лейденского (сопоставляемого с А. Дюрером), П. Брейгеля Старшего (жизнеописание М. – единственный текстовый источник о художнике) и своих младших современников (А. Блумарт, И. Эйтевал и др. ). Писал маньеристические пейзажи, жанры и аллегориа – мифологические картины (Сад любви, 1602, Эрмитаж, Петербург).
Последними идут глава с комментариями к Метаморфозам Овидия (как популярному источнику художественных сюжетов и символов) и обзор античной иконографии. Вторая половина XVI века — весьма своеобразный период в истории европейского искусства. Луки. 1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck»)– первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. Особый успех имела его пьеса «Потоп».
Carel van Mander) (1548, Мейлебеке — 11 сентября 1606, Амстердам) — поэт, писатель и художник из Западной Фландрии. В 1570 г. он вернулся в родной город Мейлебеке и посвятил себя драматургии и поэзии. 1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck») — первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. Окончательно идея книги оформилась, по-видимому, в середине 1580-х годов, когда Карел ван Мандер, после возвращения на родину и нескольких лет скитаний по Нидерландам в поисках безопасного пристанища (он принадлежал к семье протестантов-меннонитов), обосновался в Харлеме: в 1584 году его имя было занесено в регистр местной гильдии св.
Особенно интересны его очерки о современниках. Особый успех имела его пьеса «Потоп». Все суеверия и страхи, терзавшие средневекового человека, обрели плоть в его работах. В Харлеме Мандер основал вместе с Х. Голциусом и Корнелисом ван Харлемом первую в Нидерландах художественную академию (1583 год) для штудий обнажённой модели, среди его учеников был Ф. Халс. Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов.
Если в «Жизнеописаниях древних художников» Мандер опирался на XXXV главу «Естественной истории» Плиния Старшего известную ему по комментированным изданиям того времени, а следующий за ним раздел, посвященный итальянцам, представлял собой перевод избранных биографий из знаменитых «Vite» Вазари, дополненных новыми сведениями, добытыми Мандером, то «Жизнеописания нидерландских и немецких живописцев» являлись полностью оригинальным сочинением. Однако, как нам представляется, вкус к теоретизированию, а также к историографии искусства развился у него в годы пребывания в Италии, когда он тесно общался с художниками круга братьев Цуккаро и познакомился с «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которые к тому времени уже вышли вторым изданием (1568). Современному читателю может показаться странным, что в нем так мало написано о мастерах XV столетия – «золотого века» нидерландской живописи, с которым связаны рождение и высочайшие достижения национальной художественной школы эпохи Возрождения. В этих своих устремлениях он не был одинок в нидерландском искусстве той поры.
Но итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. и только после 1500 г. этот стиль стал распространяться в Европе. В Северной Европе в это время ещё процветало искусство зрелой готики, там только начинали развиваться идеи религиозного обновления. На искусство Северной Европы большее влияние имело готическое искусство, здесь уделялось меньшее внимание изучению анатомии и античного наследия, художники в основном увлекались натурализмом деталей. Важной идеологической составляющей явилась Реформация – широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII вв., направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. В последней части книги даны пересказ «Метаморфоз» Овидия и очерк символики и мифологии по образцу «Иконологии» Ч. Рипы (1593), содействовавшие распространению в нидерл. В Утрехте муниципальный инспектор по налогам на пиво сам со свечой в руке обходил погреба пивоваров и пересчитывал бочки.
Более того, он решил соединить их в одном произведении. Как только народ не задохнулся под столь тяжким бременем. Но наибольший авторитет у современников он завоевал своей начитанностью и эрудицией в области теории искусства и литературы, Анонимный биограф Мандера (предположительно, что им был его младший брат Адам) утверждал: «. Характерными для ван Мандера, как художника, можно считать, например, его композиции Блудный сын и Деревенский праздник (обе в Эрмитаже).
Согласно Библии, 2000 лет назад Иисус прогнал менял из храма. Впоследствии он использовал эти материалы в своей «Книге живописцев». Волна иконоборческих восстаний, прокатившаяся по стране в 1566 году и уничтожившая множество прекрасных алтарей и других художественных ценностей жестокое преследование протестантов, которые сотнями покидали родные края, спасая жизнь себе и своим детям десятимесячная осада испанцами Харлема в 1573–1574 годах, когда от голода погибла большая часть населения города чудовищный разгром Антверпена 4 ноября 1576 года, который нидерландцы прозвали «испанским бешенством» Эхо этих и других событий нередко вторгается в спокойное повествование Карела ван Мандера. И в 1575 г. он отправился в Рим. Менялы были знающими и опытными людьми.
Проскочить сквозь такую сеть было весьма непросто. Гл. Некоторые связывают его творчество с различными религиозными ересями. Не менее успешно проявлял себя Мандер и как художник исполняя религиозные и исторические картины для церквей, городских ратуш и частных собраний.
творением М., в котором он соединил свой опыт художника и писателя, стала «Книга о художниках» («Het Schilder-boeck. », 1604), написанная по образцу «Жизнеописаний» Вазари. Но в 1582 г. в связи с эпидемией чумы ван Мандер вместе с женой и новорожденным сыном Питером вынужден был переехать сначала в Брюгге, а затем в Харлем. Подчеркивая важность этой работы, в предисловии к книге художник писал о том, что «положил немало трудов и времени в честь и к удовольствию искусства живописи и всех его благородных представителей, а также в поучение и увеселение молодежи живописцев». Время от времени в бедных слоях общества происходили вспышки протеста. Во 2-й части представлены жизнеописания античных (на основе глав об иск-ве из «Естественной истории» Плиния Старшего) итал., нидерл.
Каждая провинция имела собственные деньги. Особый успех имела его пьеса «Потоп». Характеризуя творчество художников, Мандер старался избегать сравнений, считая, что «безрассудно выказывать кому-либо из них пренебрежение или же, наконец, возвышать одного в ущерб другому». Свод биографий, который обычно переиздается в виде отдельной книги (как было и с русским его переводом), до сих пор служит бесценным источником сведений о Я. ван Эйке, П. Брейгеле Старшем и других мастерах. И в 1575 г. он отправился в Рим.
В 1604 г. Карел ван Мандер написал своё самое известное произведение — «Книгу о художниках», первый искусствоведческий труд в Северной Европе.
сочинений 17–18вв. академию (1583) для штудий обнажённой модели, среди его учеников был Ф. Халс. На то были, однако, объективные причины. картины («Сад любви», 1602 все– Эрмитаж, С. -Петербург).
Представление оказало сильное впечатление на зрителей – многие из них плакали. Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593). Это самая большая и, бесспорно, наиболее ценная часть книги Карела ван Мандера. Это, прежде всего, страницы «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, посвященные Яну ван Эйку и другим нидерландским мастерам, латинские стихотворные «Портреты нескольких знаменитых живописцев» Доминика Лампсониуса, «Зерцало нидерландских древностей» Марка ван Варневейка, «Дневник путешествия в Нидерланды» Альбрехта Дюрера. «Книга о художниках» не является историей искусства в современном смысле: для этого ей недостает общей концепции.
Некоторые полотна выполнял гризайлью («Потоп», 1583, Музей Ф. Халса, Харлем). («Избиение младенцев», 1600), мифологич. Жизнеописания нидерл. Девушки пожаловались хозяину – так Корнелис узнал о живописном таланте сына. Там он прожил 20 лет и основал вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом Академию искусства. Вот таким образом для евреев монета в полшекеля была единственной, угодной Богу. Происходят изменения и в личной жизни художника.
По образцу итальянского историографа Джорджо Вазари им была создана Книга о художниках (1604) – шеститомный труд, писавшийся в течение 20-ти лет и ставший главным делом его жизни. и аллегорич. Во введении, написанном в «форме поучительного стихотворения для юношества», наиболее интересны практические рецепты.
Но их было не так много, требовались услуги менял. Итальянский Ренессанс шёл по пути развития светского гуманистического мировоззрения. За пространным введением («Основы благородного свободного искусства живописи») здесь следует обширный свод жизнеописаний известных античных итальянских, нидерландских и немецких художников – беспрецедентный (в том что касается Нидерландов и Германии) по своей обстоятельности и широте охвата. его увлечениями были рисование и и сочинение стихов. цель книги, адресованной ученикам М., определила её 3-частную структуру.
Косвенные налоги были более многочисленными и более тяжелыми. Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593). Немецкое Возрождение (конец XV-начало XVI вв. ) отличается сложным сплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного идей Реформации и гуманизма. Затем он написал и поставил большие исторические пьесы «Навуходоносор» и «Посещение царицей Савской премудрого царя Соломона» (в последнем, участвовало до 60 человек), а также сценки из жизни крестьян, посмотреть которые приходили жители со всех окрестных деревень. Во 2-й части представлены жизнеописания античных (на основе глав об искусстве из «Естественной истории» Плиния Старшего) итальянских, нидерландских и немецких живописцев. Первым его наставником в искусстве был (в 1560-е годы) художник и писатель Л. де Хере в Генте.
Затем он написал и поставил большие исторические пьесы «Навуходоносор» и «Посещение царицей Савской премудрого царя Соломона». Девушки пожаловались хозяину – так Корнелис узнал о живописном таланте сына. Но наибольший авторитет у современников он завоевал своей начитанносстью и эрудицией в области теории искусства и литературы, Анонимный биограф Мандера (предположительно, что им был его младший брат Адам) утверждал: " немного блыо среди голландских художников равных по разносторонности познаний и образования".
Как это ни парадоксально, о «золотом веке» нидерландского искусства мы теперь знаем гораздо больше, чем автор «Книги о художниках». Как литератор он снискал в это время широкую известность на родине благодаря написанным на нидерландском языке духовным песнопениям и переводам из античных авторов, а также пьесам и всевозможным сочинениям, созданным для риторических обществ (он сам состоял членом одного из них – харлемской камеры «Белая гвоздика»).
Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи. Многие испанские и немецкие валюты имели официальный курс.
В числе прочих пережитков Средневековья во многих местах сохранилось право обмена. живописцев– наиболее ценная часть книги. Умер Мандер в Амстердаме 2 сентября 1606. Вторая половина XVI века — весьма своеобразный период в истории европейского искусства.
Карел ван Мандер и сам был одним из преданных служителей муз. К сожалению, надежда художника не оправдалась – шедевров в его наследии так и не оказалось. Три раздела «Книги живописцев» (второй, третий и четвертый) составляли жизнеописания художников: античных итальянских, наконец, нидерландских и немецких.
Однако фальшивомонетчиков в те времена хватало. «Книга о художниках» содержит данные о жизни и творчестве ста с лишним мастеров в основном нидерландской и отчасти немецкой школ XV–XVI веков, от гениального Яна ван Эйка, основоположника новой северной живописи и таких выдающихся ее представителей, как Босх, Дюрер, Гольбейн, Лукас ван Лейден, Брейгель, до современников самого Мандера – поздних романистов, у которых учились великие представители следующей эпохи – Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт. Вошел в историю как «северный Вазари», подготовив капитальную Книгу о художника или, по иному варианту перевода, «для художников» (Het schilder-boeck впервые издана в 1604 в Алкмаре). Раньше всю «чертовщину» на картинах Босха признавали всего лишь забавой для зрителей, предназначенной для того, чтобы пощекотать нервы. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение.
Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической или «ученой», поэзией некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики — этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию — все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. От него он унаследовал основы входившего в то время в моду маньеризма. Во введении, написанном в «форме поучительного стихотворения для юношества», наиболее интересны практические рецепты. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», — Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». Наибольший интерес представляют биографии художников.
Дукаты, талеры, динары, пистоли, экю, дублоны, цехины, кроны. Есть в «Книге» и нидерландские и немецкие художники: Гертген тот Сант Янс, Рогир ван дер Вейден, Лукас ван Лейден, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. Так возник замысел «Книги О художниках», над которой Мандер работал с 1583 по 1603 г. Свой труд он адресовал художественной молодежи, которую хотел познакомить с творчеством выдающихся мастеров прошлого и современников. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение. живописцах к заимствованиям из «Жизнеописаний» Вазари М. добавил биографии совр.
Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», — Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». Свод биографий, который обычно переиздается в виде отдельной книги (как было и с русским его переводом), до сих пор служит бесценным источником сведений о Я. ван Эйке, П. Брейгеле Старшем и других мастерах. С 1580 г. начался самый плодотворный период в творческой жизни Мандера. Это подтверждается тем фактом, что, находясь в Италии, Карел ван Мандер начал собирать и записывать сведения о местных художниках, чьи жизнеописания отсутствовали в сочинении Вазари. Он вернулся в свой родной город и с 1580 г. начался самый плодотворный период в его творческой жизни. Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи. Ван Мандер был учителем великого голландского художника-реалиста Ф. Хальса.
Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств». Так что профессия менялы во все времена была одной из самых сложных. Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма. Представление оказало сильное впечатление на зрителей – многие из них плакали. На столе лежали горки или кожаные мешочки с монетами, разложенными по достоинству.
Народ дорого платил за свое освобождение. Подчеркивая важность этой работы, в предисловии к книге художник писал о том, что «положил немало трудов и времени в честь и к удовольствию искусства живописи и всех его благородных представителей, а также в поучение и увеселение молодежи живописцев». В год смерти Карела ван Мандера (1606) на свет появился величайший представитель этой школы – Рембрандт.
Находившийся на самом верху так называемый «капиталистический» класс объединял граждан имевших доход более 2 тысяч гульденов и живших на широкую ногу. Учеником Карела ван Мандера в Харлеме был Франс Халс. Последними идут глава с комментариями к Метаморфозам Овидия (как популярному источнику художественных сюжетов и символов) и обзор античной иконографии. И многие купцы охотно обращались к их услугам.
Все это лишь свидетельство того, что книга Мандера – не бесстрастная летопись, а живой и увлекательный рассказ очевидца и участника событий, человека со своими симпатиями и антипатиями. Но не исключают и влияние на его творчество алхимии, астрологии, чёрной магии. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», — Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». То, что делал Карел ван Мандер, было лишь его частной инициативой.
Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда — Карел ван Мандер (1548–1606) — был человеком типичным для своего времени. В нём соединилось несколько дарований: живописца, поэта, ученого и переводчика. Однако, как нам представляется, вкус к теоретизированию, а также к историографии искусства развился у него в годы пребывания в Италии, когда он тесно общался с художниками круга братьев Цуккаро и познакомился с «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которые к тому времени уже вышли вторым изданием (1568).
Время от времени властям удавалось отменять хождение нежеланной единицы. Здесь он выполняет заказ на алтарную картину с двумя створками. Ошибки в расчетах грозили большими убытками. Но он сумел умно и талантливо рассказать о творчестве более замечательных живописцев.
Он пишет обнаженные фигуры Адама и Евы, картину «Потоп», создает надгробную композицию для Франсуа ван Мандера. В середине 1580-х годов Карел ван Мандер открыл студию, получившую название «Харлемская академия», где вместе с Хендриком Голциусом и Корнелисом Корнелиссеном писал обнаженную натуру. Карел ван Мандер оставил многочисленных учеников. В 1604 переехал в Амстердам, где через два года закончил свой жизненный путь. сопровождались веселыми куплетами. Мысль написать книгу для живописцев и о живописцах возникла у него, возможно, еще в юности. В 1573 г. Мандер предпринял путешествие в Италию и побывал во Флоренции.
В Риме Мандер познакомился и подружился с Бартоломеусом Шпрангером. Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов. «Книге о художниках», основная часть которой была написана Карелом ван Мандером в 1603 году в уединении «Семигорья», его дома под Харлемом, предшествовал многолетний труд по собиранию материала, приносивший ему не только удовлетворение и радость, но и горькие разочарования. Родился в городе Мёлебеке (ныне в Бельгии) в мае 1548 в аристократической семье. иск-ве мифологич. Именно «Жизнеописания знаменитых нидерландских и немецких живописцев» надолго пережили их автора, принеся ему славу «северного Вазари».
Луки. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение. Он не пытался анализировать произведения и тем более сам художественный процесс. Мандер писал фрески, алтарные композиции исторические («Великодушие Сципиона», 1600 год, Рейксмюсеум, Амстердам), бытовые («Деревенский праздник», 1600 год), религиозные («Избиение младенцев», 1600 год), мифологические и аллегорические картины («Сад любви», 1602 год все – Эрмитаж, Санкт-Петербург).
.